Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суицидальное поведение личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Самоубийство (суицид) – это осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение – понятие более широкое, которое, помимо суицида, включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся смертью по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). К суицидальным проявлениям относят соответствующие мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни. По другой классификации, выделяют: - истинные суициды (самоубийства), - парасуициды (акты намеренного самоповреждения, не приводящие к смерти), - пресуициды (состояние личности, обусловливающее повышенную по отношению к норме вероятность совершения суицидального акта). Суициды условно подразделяются на истинные, когда целью выступает желание человека лишить себя жизни, и демонстративно-шантажные, которые применяются для оказания давления на окружающих, извлечения каких-либо выгод, манипулирования чувствами других людей. Демонстративно-шантажное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого настроения. Последователь школы психоанализа американский ученый К. Меннингер развил представления 3. Фрейда о суициде, исследовав его глубинные мотивы. Он выделил три составные части суицидального поведения. По его мнению, для того чтобы совершить самоубийство, необходимо: - желание убить – суициденты, будучи в большинстве своем инфантильными личностями, реагируют яростью на помехи или препятствия, стоящие на пути реализации их желаний; - желание быть убитым – если убийство является крайней формой агрессии, то суицид представляет собой высшую степень подчинения: человек не может выдержать укоров совести и страданий из-за нарушения моральных норм и потому видит искупление вины лишь в прекращении жизни; - желание умереть – оно распространено среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованному риску, а также среди больных, считающих смерть единственным лекарством от телесных и душевных мучений. Если у человека возникают сразу три описанных К. Меннингером желания, суицид превращается в неотвратимую реальность, а разнесение данных желаний во времени обуславливает более мягкие проявления аутоагрессивного поведения. Э. Шнейдман описал и выделил общие черты, характерные для всех суицидов, несмотря на разнообразие обстоятельств и методов их совершения: 1. Общей целью для суицида является поиск решения. 2. Общей задачей суицида является прекращение сознания. 3. Общим стимулом суицида является невыносимая психическая боль. 4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности. 5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность. 6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. 7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы. 8. Общим действием при суициде является бегство (агрессия). 9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении. 10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему стилю (паттернам) поведения в течение жизни. А.Г. Амбрумова, характеризуя суицидальное поведение, выделяет 6 типов ситуационных реакций: 1. Реакции эмоционального дисбаланса. Они характеризуются отчетливым превалированием гаммы дистимических изменений. Общий фон настроения снижен. Человек ощущает дискомфорт той или иной степени выраженности. При этом характерно нерезкое повышение уровня тревожности. 2. Пессимистические ситуационные реакции выражены в первую очередь изменением мироощущения, мрачной окраской мировоззрения, суждений и оценок, видоизменением и переструктурированием системы ценностей. 3. Реакции отрицательного баланса – это ситуационные реакции, содержанием которых является рациональное «подведение жизненных итогов», оценка пройденного пути. 4. Ситуационная реакция демобилизации – отличается наиболее резкими изменениями в сфере контактов: отказом от привычных контактов или значительным их ограничением. 5. Ситуационная реакция оппозиции характеризуется выражение экстрапунитивной позицией личности, повышающейся степенью агрессивности, возрастающей резкостью отрицательных оценок окружающих и их деятельности. 6. Ситуационная реакция дезорганизации содержит в своей основе тревожный компонент. Психологи и суицидологи выделяют следующие типы суицидов: Альтруистический суицид – убийство, совершенное во благо, в интересах каких-либо людей или идей. Анатомический суицид – самоубийство как реакция протеста на экзистенциальный кризис (экономический, политический, семейный, межличностный, внутриличностный) при резком разрушении образа жизни, образа себя или внутриличностной картины мира. Ассистированным суицидом называется самоубийство, осуществляемое с чьей-либо помощью (синонимом ассистированного суицида выступает эвтаназия). Групповым суицидом называют одновременное осуществление суицидальных действий группой лиц, объединенных какими-либо идеологическими представлениями: религиозными верованиями, идеологической платформой молодежных группировок. Двойной суицид – одновременное или последовательное с минимальной разницей во времени самоубийство двух, обычно близких людей на основе суицидального договора. Импульсивным суицидальным поведением называют неожиданное для окружающих, внезапное осуществление суицидальных действий, которые носят мгновенных характер (характерно при алкогольном или наркотическом опьянении). Индуцированный суицид – суицидальные действия, совершенные вследствие психологического воздействия, направленного на суицидента значимым лицом, или распространения социальных стереотипов: национальных особенностей, религиозных представлений. Институциональный суицид – это суицидальное действие, обусловленное социальными нормами, это жертвеннические, ритуальные самоубийства на религиозной почве или согласно принятым в обществе нормам поведения. Расширенным суицидом называют суицидальные действия, совершаемые группой людей по предварительному сговору. Рациональным суицидом называется самоубийство, совершенное психически здоровым человеком, который находится в состоянии неизлечимого тяжелого заболевания. Ритуальным суицидом называется самоубийство на религиозной почве, совершенное под воздействием определенного религиозного ритуала, чаще всего как его кульминация. Серийное подражательное самоубийство – феномен Вертера. Фаталический суицид – самоубийство как следствие сверхконтроля или чрезмерного регулирования. Фокальным суицидом называют такие агрессивные действия, направленные на самого себя, целью которых не является добровольная смерть, однако осуществление которых ставит жизнь под угрозу. Эгоистический суицид – самоубийство как способ самоизбавления, ухода от решения каких-либо проблем. На вероятность совершения суицидальных действий влияют самые разнообразные факторы: индивидуальные психологические особенности человека и национальные обычаи, возраст и семейное положение, культурные ценности и уровень употребления психоактивных веществ, время года и т.д. С определенной долей условности все известные факторы суицидального риска можно разделить на социально-демографические, медицинские, природные, индивидуально-психологические. Таблица 4 – Факторы суицидального риска
Продолжение таблицы 4
Продолжение таблицы 4
К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска. Ситуационные индикаторы. Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска: смерть любимого человека, особенно супруги или супруга; развод; потеря работы; уход на пенсию; сексуальное насилие; денежные долги; потеря высокого поста; профессиональная несостоятельность; раскаяние за совершенное убийство или предательство; угроза тюремного заключения или смертной казни; угроза физической расправы; получение тяжелой инвалидности; неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти; нервное расстройство; шантаж; сексуальная неудача; измена или уход (мужа, жены; жениха, невесты); ревность; систематические избиения; публичное унижение; коллективная травля; политическая смерть; одиночество, тоска, усталость; религиозные мотивы; подражание кумиру и т.д. Поведенческие индикаторы суицидального риска: - злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем; - эскейп-реакции (уход из дома и т. п.); - самоизоляция от других людей и жизни; - резкое снижение повседневной активности; - изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью; - выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами; - частое прослушивание траурной или печальной музыки; «приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей); - любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких; - склонность к неоправданно рискованным поступкам; - посещение врача без очевидной необходимости; - нарушения дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе; - расставание с дорогими вещами или деньгами; - приобретение средств для совершения суицида. Коммуникативные индикаторы: - прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро все это закончится» – косвенное); - шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям; - уверения в беспомощности и зависимости от других; - прощание; - сообщение о конкретном плане суицида, - самообвинения, - двойственная оценка значимых событий; - медленная, маловыразительная речь. Когнитивные индикаторы: - разрешающие установки относительно суицидального поведения; - негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего; - представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить; - представление о мире как месте потерь и разочарований; - представление о будущем как бесперспективном, безнадежном; - «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида; - наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации. Эмоциональные индикаторы: - амбивалентность по отношению к жизни; - безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние; - переживание горя; - признаки депрессии: - приступы паники, - выраженная тревога, - сниженная способность к концентрации внимания и воли, - бессонница, - умеренное употребление алкоголя, - утрата способности испытывать удовольствие; - несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность; - вина или ощущение неудачи, поражения; - чрезмерные опасения или страхи; - чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности; - рассеянность или растерянность. Внешний вид и поведение: - тоскливое выражение лица (скорбная мимика) - гипомимия - амимия - тихий монотонный голос - замедленная речь - краткость ответов - отсутствие ответов - ускоренная экспрессивная речь - патетические интонации - причитания - склонность к нытью - общая двигательная заторможенность - бездеятельность, адинамия - двигательное возбуждение Оценка собственной жизни: - пессимистическая оценка своего прошлого - избирательное воспоминание неприятных событий прошлого - пессимистическая оценка своего нынешнего состояния - отсутствие перспектив в будущем Взаимодействие с окружающим: - нелюдимость, избегание контактов с окружающими - стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью - склонность к нытью - капризность - эгоцентрическая направленность на свои страдания Динамика состояния в течение суток: - улучшения состояния к вечеру - ухудшение состояния к вечеру Психодиагностика суицидального поведения. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их. Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение. Часто желания за и против суицида настолько уравновешенны, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в сторону выбора жизни. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства. Различают склонности к суицидальному поведению, в зависимости от типа личности. Так приводится статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты. При обращении суицидального клиента вначале задача консультанта сводится к тому, чтобы «оттянуть время» и дождаться окончания опасного периода. Если суицидент в полной мере вовлечен в терапевтический процесс, у него возникает желание узнать, куда ведет его консультант, и он может решить «повременить» с исполнением своих суицидальных намерений. Поэтому необходимо постоянно пробуждать и поддерживать у суицидента интерес к терапии. При этом крайне важно соблюдать принцип непрерывности терапии и обеспечивать преемственность содержания сессий. Чтобы перекинуть мостик от одной сессии к другой, терапевт может, например, вызвать у суицидента какой-то вопрос и отреагировать на него приблизительно так: «Вы затронули очень интересную тему. У меня есть некоторые соображения на этот счет, но я расскажу вам о них на следующей сессии. Может, и вы вкратце запишете, что вы думаете по этому поводу?» Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критики, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом возрастного кризиса почти у четверти здоровых подростков. Суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. По другой классификации выделяют следующие типы суицидального поведения подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться под постоянным наблюдением взрослых, разумеется, это наблюдение должно быть неназойливым и тактичным. Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков: 1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. 3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. 5. Боязнь позора, насмешек или унижения. 6. Страх наказания, нежелание извиниться. 7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство. 9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. 10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»). К особенностям суицидального поведения в молодом возрасте относят: 1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоаг-рессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В отличие от взрослых, у детей и подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения. 2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев. 3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д. 4. В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых. Их сравнительная характеристика приведена в таблице 5. Таблица 5 - Признаки депрессии у детей и подростков
Суицидальное поведение у пожилых. Самоубийства пожилых людей и стариков также имеют возрастные особенности. Пожилой возраст, как уже указывалось, является последним кризисом жизненного цикла, во время которого человек сталкивается со множеством потерь и с необходимостью постоянно приспосабливаться к ним при слабости адаптивных механизмов личности. Поэтому пожилые люди очень часто реагируют на утраты депрессивными состояниями. Основными факторами риска самоубийств в пожилом возрасте являются: а) возраст и пол; б) социальная изоляция; в) семейное положение, переживание горя в настоящем, поддержка значимых людей; г) предшествующие попытки суицида; д) состояние физического и психического здоровья; е) наличие окружения с аналогичными факторами риска, например в домах для престарелых. Депрессии у пожилых характеризуются: фатальностью, беспомощностью и безнадежностью. Сниженная самооценка способствует возникновению отвращения к себе, окружающим и жизни в целом. Беспомощность выражается в неспособности контролировать значимые события или как-либо шшять на них. С возрастом она усугубляется утратой работы, здоровья или семьи. Употребление алкоголя существенно усугубляет депрессию. Ее классические признаки – преобладание меланхолического настроения с колебаниями в течение дня – у пожилых встречаются реже. Депрессия часто скрывается за нарушениями сна, утратой жизненной энергии или отсутствием аппетита. В этом состоянии суицид является отчаянной попыткой, реакцией на психическую боль, безнадежность и невыносимые условия существования. Это доказывает анализ посмертных записок пожилых, в которых как преобладающий мотив самоубийства подчеркиваются безнадежность и «психическое истощение». Те, кто кончают с собой в этом возрасте, устали от жизни и оставшиеся силы тратят на то, чтобы, пусть и в смерти, остаться хозяевами собственной жизни. По этой причине парасуициды у пожилых встречаются редко, а методы самоубийств отличаются «запасом надежности» и повышенной жестокостью. Обобщая все сказанное выше, терапевтическими мишенями в работе с суицидальным клиентом являются: - проблемная ситуация; - негативный когнитивный стиль (выученная беспомощность, негативная триада); - установки, разрешающие суицидальные попытки; - саморазрушающее поведение (злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами, самоизоляция, пассивность). В зависимости от преобладания того или иного компонента психологического смысла суицида важное значение в психотерапии имеют: - изменение системы ценностей суицидента; - усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой; - самоактуализации Я; - выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующей ситуации; - уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности; - формирование системы компенсаторных механизмов, направленных, в частности, на появление внутренней возможности отступления в субъективно непреодолимой ситуации. Во всех случаях необходимо усиливать рациональные стороны личности и подробно анализировать совместно с суицидентом глубинные механизмы его поступка. Немаловажная роль принадлежит также формированию адекватного отношения к смерти, изменению инфантильного подхода к данной проблеме.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.13.244 (0.016 с.) |