Психология девиантного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология девиантного поведения



Понятие «девиантное поведение». Специфические особенности девиантного поведения. Проблема классификации поведенческих отклонений. Социально-правовой, медицинский и психологический подходы.

Биологические предпосылки поведенческих отклонений. Современный подход к оценке биологических детерминант поведения человека.

Психологические механизмы отклоняющегося поведения. Общее понятие о экзистенциально-гуманистическом, психодинамическом и бихевиористском подходах к природе девиаций.

Типология девиантного поведения. Аддиктивное поведение. Общая характеристика аддикции. Формы зависимого поведения. Признаки зависимого поведения.

Суицидальное поведение. Понятие суицида. Суицид и суицидальное поведение. 4 типа суицидального поведения. Типология суицидов.

Агрессивное поведение. Понятие агрессии, ее характеристики. Агрессивное поведение, формы проявления, направленность. Условия формирования агрессивного поведения личности. Семья как важнейший институт, влияющий на становление агрессивного поведения (стили родительского воспитания, типичные родительские ошибки и т.д.).

Делинквентноеповедение. Понятие «делинквентного поведения». Особенности делинквентного поведения. Условия формирования делинквентного поведения.

Дифференциальная психология

 

Эволюционное и культурное значение мужчин и женщин. Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна. Половой диморфизм Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида. Пол и темперамент. Особенности познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, воображения). Способности мужчин и женщин. Личностные особенности мужчин и женщин. Особенности поведения мужчин и женщин. Различия в достижениях.

Психология семьи

 

Понятие семьи и ее исторические типы (патриархальный, детоцентристский, супружеский). Тенденции в развитии современной семьи. Основные функции семьи. Типологии семей. Жизненный цикл семьи и нормативные кризисы в ее развитии. Ролевая структура семьи. Влияние семьи на развитие ребенка. Типы семейного воспитания. Виды и причины нарушений семейного воспитания (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, А.И.Захаров, А.Я.Варга и др.). Коррекционная работа в области детско-родительских отношений. Проблемы воспитания детей в неполной семье.

 

Психологическая служба

Современное понимание психологической службы Цель психологической службы. Основные направления деятельности психолога этой службы. Понятие психологической помощи, виды психологической помощи, сферы приложения. Этические аспекты деятельности практического психолога, виды и формы психологической службы.

Психология общения

Психология общения. Возможность исследования общения в различных системах научного знания: на философском, социологическом, социально-психологическом, психофизиологическом уровнях. Значение общения для развития индивида и для развития общества. Специфика развития общения в онтогенезе. Единство общения и деятельности. Структура общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Механизмы межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия: “ореола”, “первичности”, “новизны”. Интерпретация причин поведения другого человека - феномен каузальной атрибуции. Проблема точности межличностного восприятия. Проблема взаимодействия людей в социальной психологии. (Т.Парсонс, Я.Щепаньский). Подход к взаимодействию в транзактном анализе. Позиции в общении. Стили общения. Ситуации общения. Типы взаимодействия.


2. Общие дисциплины специализации «Социальная психология»

 

Конфликтология

Понятие конфликта. Необходимые и достаточные условия конфликта.

Функции конфликта. Понятие конструктивных и деструктивных функций конфликта: многоаспектность проблемы. Конструктивные и деструктивные функции конфликта на личностном и социальном уровнях.

Основные элементы конфликтного взаимодействия. Объективные элементы конфликта (объект конфликта, участники конфликта, социальная среда), их характеристика. Субъективные элементы конфликта (восприятие конфликта и его личностные элементы), их характеристика.

Основные стадии развития конфликта. Особенности каждого этапа. Возможность разрешения конфликта на каждом этапе его развития.

Проблема типологии конфликтов. Типология конфликтов по разным признакам (источникам возникновения, социальным последствиям, масштабности, формам борьбы, направленности действий, по использованной сторонами тактике и др.). Классификация конфликтов по субъектам, или сторонам конфликта.

Алгоритм анализа конфликта. Основные шаги анализа, их характеристика и обоснование.

Способы управления и разрешения конфликтов. Стадии управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение (профилактика) или стимулирование, регулирование, разрешение.

Использование коммуникативных, информационных, социально-психологических и организационных технологий при разрешении конфликта.

Основные методы разрешения конфликта: внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность; структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов; межличностные методы или стили поведения в конфликтов; переговоры; а также переговоры с привлечением профессиональных посредников – медиаторов.

Психология групп и межгрупповых отношений

 

Психология межгрупповых отношений. История исследований проблемы в социальной психологии: мотивационный подход (З Фрейд, Л. Берковиц); ситуационный подход (М. Шериф); когнитивистский подход (А. Тэшфел, Д. Тернер); деятельностный подход (А.С. Агеев). Изучение межгруппового восприятия в условиях совместной деятельности групп. Значение параметров успеха и неудачи в совместной деятельности для межгруппового восприятия. Феномены «внутригруппового фаворитизма» и «внегрупповой враждебности». Влияние характера межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы.

Коммуникативная компетентность личности

 

Понятие о коммуникативной компетентности и ее роли в конструктивном взаимодействии людей.

Практические методы развития коммуникативной компетенции личности. Содержание социально-психологического тренинга развития коммуникативной компетентности личности.

Понятие о коммуникативной компетентности и ее роли в конструктивном взаимодействии людей.

Общение как коммуникативная деятельность и понятие коммуникативной компетентности.

Структура коммуникативной компетентности. Коммуникативные способности. Коммуникативные знания. Коммуникативные умения и навыки (общая характеристика).

Коммуникативная компетентность как достижение трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Практические методы развития коммуникативной компетенции личности. Содержание социально-психологического тренинга развития коммуникативной компетентности личности.

Развитие коммуникативной компетентности в процессе приобщения к коммуникативной культуре. Традиционные методы обучения: лекции, семинары, чтение литературы. Активные формы обучения. Обучение как приобретение и реорганизация опыта. Коммуникативный тренинг как разновидность активного социально-психологического обучения. Коммуникативная компетентность связана со способностью передачи – принятия информации; с овладением различными средствами: вербальными, невербальными; личностным воздействием (персонализация, представленность себя в другом); достижением одинакового восприятия коммуникативной ситуации. Возможности тренинга в формировании коммуникативных навыков и развитии свойств личности, важных для эффективной коммуникации.

Психология стресса

Предпосылки создания концепции стресса. Учение о стрессе Г. Селье. Физиологическая основа адаптационного синдрома. Понятие психологического стресса. Виды стресса (эустресс, дистресс). Субсиндромы стресса и их закономерности (эмоционально-поведенческий, вегетативный, когнитивный, социально-психологический). Причины психологического стресса. Психофизиологические методы по повышению стрессоустойчивости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.008 с.)