Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мишени психологической коррекции аддиктивного поведения

Поиск

Основная цель психокоррекционной работы — создание подросткам оптимальных условий для тренировки механиз­мов совладания в соответствии с местом наименьшего сопро­тивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эф­фективные формы психологической коррекции заключаются в проведении групповой психотерапии и в работе с родителя­ми девиантных подростков {Карвасарский Б.Д., 1990, 1998).

Групповая психотерапия решает следующие задачи: по­вышение самооценки; тренировка механизма совладания с патогенными воздействиями, приходящимися на место наименьшего сопротивления акцентуаций характера; увели­чение чувства ответственности за свое поведение; поиск пу­тей семейной реадаптации; расширение временной перспек­тивы; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков. Иными слова­ми, цель групповой психотерапии — научить подростка по-взрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития.

Важным компонентом психокоррекционной программы является работа с семьей подростка. Аддиктивное поведе­ние может поддерживаться семьей: выполнять функцию стабилизации семьи; возникать под влиянием эмансипа­ционных тенденций подростка; компенсировать блокиро­ванные потребности; наконец, может являться средством психологической защиты у инфантильной личности. Зада­ча психолога — выяснить значение «симптома» внутри се­мьи и попытаться оптимизировать ее функционирование (Эйдемитер Э.Г., 1990, 1998).

Методика С.А. Кулакова в практике работы с аддиктив-ным поведением у подростков (1994) основана на совре­менном когнитивно-поведенческом подходе. Формой пси­хокоррекционной и психодиагностической работы в данной методике является клиническое интервью, которое решает следующие задачи:

Определение проблемного поведения

1.1. Происхождение проблемы, определяемое клиентом: «Как я понимаю, вы пришли из-за... Я бы хотел, чтобы вы подробнее рассказали о... Как вы оцениваете эту проблему?»

1.2. Степень тяжести проблемы:

а) насколько эта проблема для вас представляет затруд­нения?

б) как часто вы.?

Идентификация использования психоактивных веществ количество, частота употребления каждого вещества, пути и способы введения препарата, дата последнего приема, получаемый эффект; мотивация приема, индивидуальное или групповое потребление, появление синдрома зависимо­сти; периодичность потребления

При расспросе родителей необходимо обратить внимание на следующие моменты: Не произошло ли снижение успе­ваемости за последнее время7 Не изменились ли привычки и поведение подростка? Не произошло ли изменений лич­ности, колебаний настроения? Не ухудшилось ли физичес­кое состояние подростка?

Выясняются у подростка сигналы надвигающейся нар­комании:

1. Неадекватная реакция на стресс: «Я испытываю силь­ное напряжение во время конфликта».

2. Стремление к самолечению: «У меня возникает жела­ние принять лекарство или умереть».

3. Краткосрочная благодарность: «Мне стало легче на душе после «получения кайфа».

4. Обсессии: «Мне трудно не думать о наркотике».

5. Компульсии: «У меня сильное желание принять нарко­тик, чтобы забыть о неприятностях».

6. Рационализация: «Я принял наркотик, чтобы забыть о неприятностях».

7. Отрицание: «Я стараюсь не думать о проблемах, свя­занных с наркотиками, хотя родители мне указывают на это».

8. Наличие других проблем: «Мне грозит отчисление из школы за прогулы».

9. Потеря контроля: «Я не способен сам бросить прием наркотиков».

10. Аддиктивная система установок: «Я, другие, нарко­тики — мы особая каста».

1.3. Общие характеристики проблемы:

а) длительность (как давно это происходит?);

б) распространенность (как обычно это происходит? в каких ситуациях?).

2. Детерминанты проблемного поведения

2.1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется9»

2.2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают

в этом?»

2.3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?»

Прием ABCDE— парадигмы:

А — что предшествовало поведению.

В — поведение и его варианты.

С — последствия поведения для подростка и окружающих.

D — дискуссия.

Е — эффект.

а) микросоциальное влияние: «Какие люди были ря­дом, их отношение?»;

б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чув­ствовали?»;

в) социальные последствия: «Что сделали..?»;

г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после этого?».

Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включа­ет удовольствие от приема наркотического вещества, свя­занные с ним приятные впечатления, отсутствие неприят­ных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условная приятность роли большого. Психолог должен найти замещающее пове­дение, построение которого связано с формированием со­циальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений.

2.4. Негативные последствия — более частая причина обращения к специалисту. Для подростков такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значе­ние. Большую роль играют синдромы, связанные с клини-ко-биографическим анализом.

2.5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом ду­мали. Что можно сделать для изменения ситуации?»

2.6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?»

2.7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек дол­жен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать опре­деленных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п.

Предиктором аддиктивного поведения являются психо­патология, сопутствующие психические расстройства. Анти­социальное и делинквентное поведение предшествуют или сочетаются с аддиктивным. Поэтому необходима оценка ис­тории психического развития ребенка и его текущего пси­хологического статуса..

Мишенями для психокоррекционной работы являются черты незрелой личности:

A. В поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание реше­ния проблем, преимущественно однотипный способ реаги­рования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность.

Б. В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность, быстрое возникно­вение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность.

B. Искажения мотивационно-потребностной сферы: бло­кировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежности, временной перспективе.

Г. Наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»:

— произвольное отражение: «Я — неудачник», «Я— су­пермен»;

— селективная выборка: «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»;

— сверхраспространенность: «Все наркоманы, так как все принимают лекарства»;

— абсолютное мышление: «Все или ничего», «Мир чер­ный или цветной»;

=— персонализация: «Эта реплика не случайна, она отно­сится ко мне».

Семейный анамнез

Средовые (социальные) факторы наиболее сильные пре­дикторы аддиктивного поведения у подростков. Наиболь­шее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психо­активных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфунк­ции семьи важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекционной работы. Факторы, способствующие аддиктивному поведению: искажение эмоциональных связей и интеракций между родителями;

блокировка потребностей в безопасности, самоутвержде­нии, принадлежности, временной перспективе;

отсутствие или искажение родительской модели поведе­ния, с которой ребенок идентифицируется;

наличие дисфункциональных стилей совладания со стрес­сом;

отсутствие или избыток дисциплинарных техник;

отсутствие или нарушение внешней и внутренней ком­муникаций.

Типичные проблемы родителей данной когорты подростков:

стремление выполнить большинство задач за подрост­ков с детства и требование самостоятельности в подростко­вом возрасте;

— страх передачи ответственности подростку, слияние границ между «Я —другой»;

— требование уважения к себе, отказ в этом подростку;

— собственный эталон «взрослого поведения», навязы­ваемый подростку;

— проекция на ребенка собственных нежелательных ка­честв, сравнение его развития со своим жизненным путем;

— страх неизвестного;

— неосознание основных прав личности ребенка;

— стереотипное общение по типу «родитель — ребенок»;

— стремление реализовать в ребенке собственные цели;

— отсутствие в семье системы правил;

— создание чувства вины за принесенные жертвы подро­стку.

Рассмотренные в данном параграфе наиболее распростра­ненные в школьной среде виды нарушений поведения яв­ляются социально опасными по их последствиям и разру­шительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиантного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, име­ющим те или иные отклонения в поведении, но и переори­ентации их социальной микросреды, воспитательного мик­росоциума.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под агрессией как формой поведения и аг­рессивностью как чертой личности?

2. Чем отличаются психоаналитический, отологический и би-хевиоральный подходы к объяснению происхождения агрессив­ного поведения?

3. Каковы социальные детерминанты агрессивного поведения?

4. Какова роль семьи, сверстников и медиасредств в науче­нии агрессивному поведению?

5. Каковы психологические механизмы развития агрессивно­го поведения в детстве?

6. Что такое социализация агрессии?

7. По каким параметрам определяется степень агрессивных проявлений?

8. На чем построена стратегия и тактика психокоррекцион-ной работы с агрессивными детьми и подростками?

9. Почему суицидальное поведение относят к одной из разно­видностей агрессии?

10. Какова тактика поведения психолога в случаях истинного и демонстративного суицидов?

11. В чем заключается психологическая сущность суицидаль­ного и аддиктивного поведения?

12. Каковы мишени психокоррекционной работы при аддик-тивном поведении?

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Детская агрессивность: диагностика, профилактика и кор­рекция.1

2. Суицидальное поведение подростков: причины, факторы и условия.

3. Диагностика девиантного поведения: каузальный и симпто­матический, деонтологический и онтологический подходы.

4. Психологическая характеристика аддиктивного поведения.

5. Наркомании и токсикомании у подростков, их психопро­филактика.

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте технологию игровой коррекции одной из форм агрессивного поведения младших школьников (вербальная, физическая, косвенная агрессия, негативизм).

2. Дайте сравнительную характеристику личности подростков с различными типами суицидального поведения. Подготовьте на его основе сценарий кризисной помощи.

3. Используя метод клинического интервью С.А. Кулакова, проведите обследование подростка, склонного к аддиктивному поведению. Составьте его психологический портрет.

Литература

Абрумова А.Г., Бородин СВ. Суицидологические исследования в СССР //Актуальные проблемы суицида молодежи. М., 1981.

Балакирев В. П. Отрицательные переживания у детей // Жур­нал практического психолога. 1996. № 1.С. 23.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М, 1991.

Горская MB. Диагностика суицидального поведения // Вест­ник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной рабо­ты. 1994. № 1. С 44-51.

Кравцова Е.Е., Нурахонова Л.А. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.

Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктив­ного поведения у подростков. М., 1996.

Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1987.

Лебединская КС, Райская ММ., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.

Невский И.А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе: В4ч.М, 1996.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дуброви­ной. М, 1992.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карва-сарского. СПб., 1998.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

 


Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.009 с.)