МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ И АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ И АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ



Личностно-ориентированное обучение предполагает преж­де всего активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней, побудительной силой является мотивация уче­ния. По изменениям этого параметра можно судить об уров­не школьной адаптации ребенка, степени овладения учеб­ной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

Разработаны различные способы изучения школьной мо­тивации учащихся начальных классов. Предлагаем один из них, на наш взгляд, наиболее интересный*.

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нра­вится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, иг­рушки, военные действия, узоры и пр.);

* Лусканова Н.Г Методы исследования детей с трудностями в обучении. М., 1993.

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно де­тям с завышенным уровнем притязаний и трудностями при­способления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать.);

в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического раз­вития. (Дети ничего не рисуют или копируют у других де­тей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме.)

Такие ситуации оцениваются 0 баллов. При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школь­ной мотивации, учебной активности и наличии у школьни­ка познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера с внешними школь­ными атрибутами свойственны детям с положительным от­ношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с по­ложительным отношением к школе, но преобладанием иг­ровой мотивации (10 баллов).

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный от­вет — 0 баллов, нейтральный — 1, положительный — 3 балла).

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только любимые предметы?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Тьгбы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25—30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20—24балла ха-

рактерны для средней нормы, 15—19баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10—14 балловсвидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о нега­тивном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оце­нить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школь­ной мотивации может служить критерием школьной дезадап­тации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую соци­альную роль — роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудно­стей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

С этим понятием связывают отклонения в учебной дея­тельности — затруднения в учебе, конфликты с одноклас­сниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психически­ми расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигоф­ренией, органическими расстройствами, физическими де­фектами. Школьная дезадаптация — это образование не­адекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отно­шений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня.тревожности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации в младших клас­сах связана с характером семейного воспитания. Если ребе­нок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал пере­живание «мы», он и в новую социальную общность — шко­лу — входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «Я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформиро-ванным чувством «мы» или в семьях, где родителей от де­тей отделяет стена отвержения, безразличия.

Другая причина школьной дезадаптации младших школь­ников заключается в том, что трудности в учебе и поведе­нии осознаются детьми в основном через отношение к ним

учителя, а причины возникновения дезадаптации часто свя­заны с отношением к ребенку и его учебе в семье.

Обобщенно картину школьной дезадаптации можно пред­ставить следующим образом (табл. 6):

Таблица 6

Проявление школьной дезадаптации у младших школьников

Форма дезадаптации Причины Коррекционные меро­приятия
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности Недостаточное ин­теллектуальное и психомоторное раз­витие ребенка, от­сутствие помощи и внимания со сторо­ны родителей и учителей Специальные беседы с ребенком, в ходе кото­рых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родите­лям
Неспособность произ­вольно управлять своим поведением Неправильное вос­питание в семье (отсутствие внеш­них норм, ограни­чений) Работа с семьей; анализ собственного поведе­ния учителем с целью предотвратить возмож­ное неправильное пове­дение
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослаблен­ных детей, детей с за­держками развития, слабым типом нервной системы) Неправильное вос­питание в семье или игнорирование взрослыми индиви­дуальных особенно­стей детей Работа с семьей, опре­деление оптимального режима нагрузки уче­ника
Школьный невроз, или «фобия школы», — неумение разрешить противоречие между семейными и школь­ными «мы» Ребенок не может выйти за границы семейной общности — семья не выпус­кает его (чаще это у детей, родители которых бессозна­тельно используют их для решения своих проблем) Необходимо подключе­ние школьного психо­лога — семейная тера­пия или групповые за­нятия для детей в соче­тании с групповыми занятиями для их роди­телей

Вполне естественно, что преодоление той или иной фор­мы дезадаптации прежде всего должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто дезадапта­ция ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других сре­дах общения. При этом возникает общая средовая дезадапта­ция ребенка, указывающая на его социальную отгорожен­ность, отвержение.

Ниже приводится методика ранжирования признаков сре-довой адаптации (дезадаптации) ребенка.

Ребенок должен отнести себя к одной из семи групп в трех сферах общения (семья, коллектив, среда неформаль­ного общения).

I. Семья 1-ДрУг.

2. Привязан к родителям.

3. Замкнут, отгорожен.

4. Конфликтен.

5. Примыкает к одному из родных

6. Разорваны связи с семьей (бродяжничает).

7. Выталкивается из семьи.

II. Коллектив

1. Руководитель.

2. Авторитетный помощник.

3. Формальный помощник. .

4. Имеет временные роли.

5. Не имеет определенной роли, но авторитетен.

6. Не имеет роли и поддержки в коллективе.

7. Изолирован.

III. Среда неформального общения

1. Лидер.

2. Приветствуемый.

3. Независим в группе.

4. Примыкает к группе без проблем.

5. Вне группы, но пользуется авторитетом.

6. Примыкает к группе ценой жертв (примыкаемый).

7. Отвергаемый.

Определив позицию ребенка по уровням его средовой адаптации, можно построить график (рис. 1). На каждом из трех направлений ставится точка. Для наглядности и из рас­чета, что сфера дезадаптивного всегда захватывает смежные области, через поставленную точку проводится окружность, примерно в одну треть радиуса. На схеме возникают три

круга, отстоящие от центра схемы на определенном рассто­янии или наслаивающиеся на него и друг на друга.

Чем ближе к центру и чем больше наслоение, тем лучше идет адаптация.

При появлении зазора между кругами следует предполо­жить, что имеются признаки средовой дезадаптации, кото­рые нужно помочь ликвидировать. Расхождения всех трех кругов сигнализируют о необходимости предпринять сроч­ные меры педагогической реабилитации.

Рис. 1. Средовая адаптация

Примечание. Младшим школьникам учитель предлагает в инструкции оценить отношение к себе со стороны окружающих в школе, в семье, дома, во дворе по семибалльной системе (от 1 до 7), поставив точку на соответствующей оси. Интерпрета­цию делает сам учитель.

Стоит учесть, что данная схема ориентирована на внут­реннюю сторону адаптации, т.е. на содержание пережива­ний учащегося. Естественно, что она должна сопоставляться с внешней стороной адаптации, отражающейся в картине поведения.

Таким образом, у каждого учителя должно быть комп­лексное представление о готовности ребенка к школьному обучению, на основе которого с помощью различных спо­собов он сам может участвовать в диагностике этого пара­метра, распределении детей по классам и уровням обуче-

ния, прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овла­дении учебной деятельностью. Их знание поможет учителю лучше сориентироваться в трудностях школьной адаптации детей, определить виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика его школа стала действи­тельно школой радости, личных достижений и успеха.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.014 с.)