Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе



  Работа с документами Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями
Выпуск из ДОУ Изучение представлений дошкольных психологов. Протоколы диагностики. Журнал консультаций. Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей. Консультации и малые педсоветы с психологами и педагогами ДОУ. Консультации по результатам диагностики. Родительское собрание “Скоро в школу” Тестирование “Готов ли ваш малыш к школе?” Анкетирование. Рекомендации консультаций у специалистов (логопед, невролог)
I четверть Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей. Анализ анкет. Сбор анамнеза. Учет посещения занятий и динамики поведения детей. Журнал консультаций. Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября). Динамическое наблюдение в разных видах деятельности. Консультации в режиме динамического наблюдения. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти Родительское собрание “Хорошо ли вашему ребенку в школе?” Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского невролога
II четверть Учет посещения занятий и динамики поведения детей. Журнал консультаций Занятия по программе сопровождения адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности Консультации в режиме динамического наблюдения. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского невролога
III четверть Анализ результатов протекания адаптации. Учет посещения занятий и динамики детей. Журнал консультаций Коррекционно-развивающие занятия с детьми с тяжелой формой адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности Консультации в режиме динамического наблюдения. Родительское собрание “Адаптация к школе – радости и трудности”. Тест “Адаптировался ли ваш ребенок к школе?” Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога
IV четверть Анализ результатов динамики развития. Протоколы диагностики. Оформление представлений на ПМПК. Журнал консультаций. Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК Подготовка представления на ПМПК Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.

 

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклас­сниками.

Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования классного руководителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор пока школа не станет привычным местом для учебы и общения.

Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.

Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к начальной школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.

В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня).

Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявления в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня является баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.

наверх

 

Диагностика отношения первоклассника к начальной школе

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________

Дата рождения ___________________________ Возраст __________________

Школа № __________ Класс___________ Дата __________________________

№ уровня показателя адаптации Показатели адаптации и характеристика их различных уровней Выбранный уровень показателя адаптации Примечание
Настроение ребенка
  Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное    
  Эпизодические проявления снижения настроения    
  Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий    
  Вялость, рассеянность    
  Заторможенность, истерия, плач    
  Выражение негативного отношения к школе    
  Полное нежелание идти в школу    
Контакты со сверстниками
  Легко и уверенно входит в коллектив    
  Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками    
  Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность “сотрудничать” со сверстниками    
  Робок, малоинициативен, избирателен в общении    
  Не поддерживает социальных контактов    
  Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников    
Познавательная активность
  На уроках проявляет активность и интерес    
  Посещает все уроки без принуждения    
  Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим    
  Учится без видимого желания    
  Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею    
Дисциплина
  С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя    
  Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается    
  Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности    
  Требования учителя выполняет неохотно    
  На уроках часто отвлекается    
  Игнорирует требования учителя    
Реакции агрессии, гнева
  Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует    
  Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей    
  Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением    
  Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя    
  Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников    
  Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя    
Страх
  Страх отсутствует    
  Эпизодически робок, застенчив, стеснителен    
  Робок, застенчив, легко теряется    
  Указанные черты ярко выражены    
  В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя    
Двигательная активность на перемене
  Ребенок подвижен, активен    
  Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях    
  Двигательная активность низкая    
  Двигательная активность всегда низкая    
Общее самочувствие
  Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым    
  Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости    
  Периодически жалуется на недомогания    
  Жалобы принимают устойчивый характер    
  Проявление невротических расстройств    
Успеваемость
  Хорошая    
  Хорошая/удовлетворительная    
  Удовлетворительная    
  Удовлетворительная/плохая    

 

Определение уровня адаптации

Оценка ситуации Баллы Уровни адаптации
Благоприятная 9–17 Высокий
Условно благоприятная 18–24 Средний
Неблагоприятная 25 и выше Низкий

 

Детей, имеющих низкий уровень адаптации, можно отнести к "группе риска". На ребенка "группы риска" заполняется диагностический бланк.

Диагностический бланк

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

Дата рождения _________________________ Возраст ________________

Школа № ________________________ Класс _______________________

Дата _________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.007 с.)