Экспертный опрос классного руководителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспертный опрос классного руководителя.



Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал Дмитровский
Вид работы Отчет о научно-исследовательской практике
Название дисциплины  
Тема Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
Фамилия студента Лебедева
Имя студента Ольга
Отчество студента Евгеньевна
№ контракта  
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание  
Направление на практику  

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….….3

Основная часть ……………………………………………………….

1глава основной части……………………………………….……….…….4

2 глава основной части…………………………………….………….…....7

Заключение………………………………………………………………....15

Глоссарий…………………………………………………………………...17

Список использованных источников……………………………………..20

Приложение ………………………………………………………………..

 

Введение

Я, Лебедева Ольга Евгеньевна, студентка 5 курса 10 семестра факультета психологии Дмитровского филиала Современной Гуманитарной Академии, проходила научно-исследовательскую практику на базе МОУ СОШ №1 г. Талдома.

Объект исследования – социально-психологическая адаптация учащихся первого класса МОУ СОШ №1.

Предмет исследования – процесс успешной социально-психологической адаптации первоклассников в школе.

Цель исследования – изучить и создать социально-психологические условия успешной адаптации первоклассников в школе.

Задачи исследования:

1.Определить критерии успешной адаптации учащихся 1-го класса, разработать научно-методические рекомендации успешной адаптации для классного руководителя и родителей.

2. Проверить эффективность структуры успешной адаптации учащихся 1-го класса в школе и влияние научно-методических рекомендаций на адаптацию первоклассников.

Методологическую основу исследования составили:

Метод наблюдения, анализ документов (медицинская карта, адаптационный лист ребенка), беседы с первоклассниками, экспертный опрос классного руководителя и родителей,

Научно-исследовательская практика длилась 2 недели с 19 марта по 2 апреля2012г. За время прохождения практики мне удалось выявить критерий успешной социально-психологической адаптации учащихся 1-го класса, определить уровень адаптации первоклассников, составить психологических характеристики детей, входящих в группу риска.

Так же на основе анализа данных исследования были проведены

, а также разработаны научно-методические рекомендации для классного руководителя и родителей.

Основная часть

Глава основной части

Школа находится в экологически чистом районе, где много зелени. Дети имеют возможность заниматься спортом и отдыхом, используя футбольное поле, спортивную площадку при школе.

МОУ СОШ №1 ориентирована на формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ.

Управление школой осуществляется на основе принципа единоначалия и самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу- Управляющему совету школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор Ворыханов С.В. школы и его заместители по учебной, воспитательной работе, хозяйственной части и по безопасности.

В школе 16 учителей, в том числе 13 женщин и 3 мужчин.

В школе оборудованы: кабинет русского языка и литературы (2),

кабинет математики, кабинет физики, кабинет химии и биологии, кабинет истории, кабинет географии и краеведения, кабинет английского языка, кабинет ИВТ.

Имеются: мастерская технического труда, мастерская обслуживающего труда, спортивный зал, актовый зал, библиотека с книгохранилищем, медицинский кабинет, кабинет релаксации, музей экологии.

При школе имеется спортивная площадка с футбольным полем.

 

Дневник практики

Дата Содержание работы
19.03.12. Знакомство с местом роботы, планом рабочий деятельности в данной организации. Знакомство с рабочим персоналом.
20.03.12. Подбор методического материала для определения уровня социально-психологической адаптации первоклассников.
21.03.12. Знакомство с классом. Наблюдение за детьми, проведение экспертного опроса классного руководителя.
22.03.12. Обработка результатов экспертного опроса.
23.03.12. Посещение индивидуальных занятий психолога, наблюдение и беседы с детьми.
26.03.12. Составление психологических характеристик учащихся, входящих в группу риска.
27.03.12. Подготовка к родительскому собранию, подбор рекомендации для родителей.
28.03.12. Присутствие на консультации с родителями детей входящих в группу риска,
29.03.12. Посещение индивидуальных занятий психолога и наблюдение за детьми.
30.03.12.  
02.04.12. Оформление и написание дневника. Составление отчета.

 

 

Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, наконец, изменяется уклад жизни ребенка

На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят:

- адекватную самооценку своего положения ребенком;

- правильные методы воспитания в семье;

- отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

- благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят:

- неправильные методы воспитания в семье;

- функциональную неготовность к обучению в школе;

- неудовлетворенность в общении со взрослыми;

- неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.

Благополучие социально-психологической адаптации, по мнению большинства ученых, определяется не столько коммуникативным опытом ребенка, его личностными особенностями, сколько взаимными

отношениями в системе «учитель-ученик». Неблагоприятное развитие процесса социально-психологической адаптации может привести к изоляции ребенка в коллективе, появление у него демонстративных, бунтарских форм поведения.

Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к начальной школе. Для этого я провела диагностику позволяющую выявить детей с низким уровнем адаптации и провела профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.

Анализ полученных данных.

Анализ полученных в ходе обследования результатов, последующее их обсуждение позволяют интерпретировать значение коэффициента следующим образом:

Показатель до 14 % является нормальным, не даёт возможности говорить о каком-либо неблагополучии; 10 учащихся.

Показатель от 15 % до 30 % свидетельствует о средней степени адаптации; 4 учащихся.

Показатель свыше 30 % - средняя степень дезадаптации; 4 учащихся.

Показатель свыше 40 % - сильная степень дезадаптации; 2 учащихся: Бычкова И., Гуляев А.(группа риска)

 

 


 

Глава основной части

При организации социально-психологической адаптации первоклассников мною были задействованы следующие приемы и формы работы:

1. Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом. Однако дети даже имена своих одноклассников не сразу могут запомнить, поэтому все педагоги школы обязаны носить бейджики. Учитывая, что большинство детей идут в школу уже читающими, первоклассники в течение сентября тоже должны носить бейджики с крупно написанной фамилией, именем, номером класса.

2.Рассказ о себе. «Раскрыть» каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства, приподнять ребенка в его собственных глазах помогут социально-психологический тренинг или коррекционно-развивающая программа.

3.Вхождение в коллектив. Детей, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые, малообщительные, агрессивные, несдержанные, эгоистичные и т.п.), необходимо адаптировать к системе межличностных отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности.

4. Заочное знакомство. Дети часто стесняются подойти и завязать знакомство, вступить в игру с понравившимся им одноклассником. Это гораздо легче сделать, пообщавшись вначале по телефону или электронной почте. В первые же учебные дни предлагаю детям обменяться телефонными номерами и электронными адресами. Важно подвести каждого ребенка к мысли, что одиноко и тревожно может быть не только ему, но и его одноклассникам. Телефонный звонок поможет справиться с этими неприятными чувствами.

 

 

5. Общее дело. Ничто так не сплачивает коллектив, как общие дела. Необходимо продумать их перечень, направленность, целесообразность и регулярно проводить коллективные дела для создания классного содружества.

Доверие к педагогу, отсутствие скованности, страха перед учителем придет при организации неформально общения с ним. Адаптацию проходит не только ребенок, но и вся семья. Поэтому мною было принято решение предложить родителям новую школьную традицию – семья может пригласить педагога в гости. В подобной ситуации не только педагог имеет возможность познакомиться с ребенком и его родителями, но и семья может ближе узнать учителя. Поход в гости предполагает общение на территории ребенка, а значит в более комфортных для него условиях. Это позволит ребенку полнее раскрыться, а впоследствии – легче принять особенности школьного общения.

 

Комплекс организационной адаптации первоклассников включает в себя следующие мероприятия:

Создание буклетов, где будет помещена информация о школе, её традициях, истории, правилах внутреннего распорядка, даны контактные телефоны лиц, отвечающих за ключевые позиции школьной жизни. Буклеты предполагается дарить родителям первоклассников, когда они приносят заявление о приеме ребенка в школу.

Создание сайта «Моя родная школа», где будут публиковаться материалы о важных школьных, традициях, о проблемах школы. На сайте должна быть страничка педагогов, так и учеников.

Сегодня важно объяснять как родителям, так и детям причины принятия тех или иных административных решений. Важно, чтобы ребенок и семья не только подчинялись требованиям школы, но и понимали их.

 

Оценка – новое явление в жизни первоклассника. Важно, чтобы ребенок правильно реагировал на нее. Помочь адаптировать ребенка к оценке могут родители, однако их необходимо нацелить на подобную работу, подсказать им эффективные приемы восприятия оценки. Эта работа проводится в первые дни сентября.

Современная начальная школа не только для ребенка, но и для его родителей. Легко и успешно овладеть программой, не прибегая к их участию в учебном процессе, вряд ли возможно. Для родителей, заинтересованных в успехе своего ребенка проводятся индивидуальные консультации.

Адаптация первоклассника в школе должна быть комплексной. Организационный, социально-психологический психофизиологический, и учебный аспекты должны являться неотъемлемой частью модели процесса адаптации в каждой школе.

Комплексная программа включает следующие методические приемы и предложения:

- создать методическую копилку игр, которые помогли бы во время перемены снять статическое напряжение, испытываемое детьми во время урока. Важно подобрать игры, которые будут травмобезопасны, позволяют задействовать различные группы мышц, снять усталость;

-регулярно проводить во время урока физкультминутки, подбирая такой материал, чтобы он вызывал оживление, улыбку;

-разрешить детям при появлении признаков усталости встать из-за парт или сесть так, как им удобно;

- в первые три месяца сократить продолжительность урока до 30 минут, затем постепенно увеличивая ее;

- оборудовать кабинет для первоклассников с игровым пространством, игрушками, ковром на полу, где можно полежать и отдохнуть;

 

 

- до начала учебного года провести беседу с родителями на тему «Учебные нагрузки первоклассника» или «Научная организация труда первоклассника» и ознакомить их с рекомендациями по организации дня, рабочего места, системе питания первоклассника;

-создать благоприятные эргономические условия в классной комнате. Снизить напряжение помогут красивые растения, чистота и порядок в классе.

5. Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников.

 

Помочь первокласснику войти в школьную жизнь, освоить роль ученика, научиться радостно и эффективно трудиться – основная задача развивающих занятий в рамках психолого – педагогического сопровождения через совместный проект МОУ СОШ№1 и Центра психологической помощи (ЦПП) «Школа развития».

Занятия проводятся на территории Центра 2 раза в неделю и состоят из 3 блоков:

Занятие «РИТМИКА» - учит детей, через совместную двигательную активность снимать эмоциональное и телесное напряжение; помогает развивать произвольность внимания и контроль над своим поведением, формировать эстетическое мировосприятие.

Занятие «НАШ КЛАСС» - помогает одноклассникам лучше узнать друг друга и жить вместе по добрым правилам

Занятие «Я - УЧЕНИК» - активизирует познавательные функции ребёнка (внимание, память, мышление в т.ч. творческое) и помогает принять роль ученика.

Занятия проходят одновременно в трёх подгруппах класса и занимают 2 академических часа в неделю.

Заключение

 

В заключении, хотелось бы отметить, что данные исследования нельзя трактовать только в одном направлении, кроме наблюдения и опроса учителей нужно еще учитывать личность ребенка, его семейную ситуацию, стиль воспитания. От себя хотим добавить, что по нашим наблюдениям детьми с низким уровнем адаптации к школе чаще всего оказываются дети с психологической не готовностью к обучению в школе. Это стоит учитывать школьным психологам проводящим диагностику дошкольников, обращая внимание родителей на появление возможных трудностей у ребенка при поступлении в школу.

 

 

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
  Адаптация естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
  Метод наблюдение наиболее распространённый и незаменимый метод в работе с первоклассниками, хотя он может применяться в изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда исследователя интересуют все особенности поведения ребёнка, но чаще применяется выборочное, когда фиксируются только некоторые из них.
  Метод опроса психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.
     
  Самооценка результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие.
  Социальная адаптация ребенка процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.
     
     
     
     

Диагностический бланк

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

Дата рождения _________________________ Возраст ________________

Школа № ________________________ Класс _______________________

Дата _________________________________________________________

Приложение

Успеваемость.

неудовлетворительная

Внешкольные занятия

занятия в кружках (доп.образование) только на базе школы, больше

Ирина ничего не посещает.

Отношение к делу.

Общественная активность

не проявляет активности в общественной жизни, не выполняет поручения.

Трудолюбие.

всегда уклоняется от выполнения любого дела.

Ответственность

очень редко выполняет порученное дело,или просто забывает о нём.

(Это касается невыученных стихотворений на праздники).

Инициатива

почти никогда сама не начинает новое дело, любимое занятие –игры в телефоне

Организованность

не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря,поэтому на урок физкультуры приходится её одевать учителю,выслушивая истерики.

Любознательность

как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний;

Ира равнодушна ко всякого рода новым знаниям.

Аккуратность

часто не заботится о своём внешнем виде, не бережёт общественное имущество, даже портит его;

совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятна, неряшлива. Не имеет полного комплекта учебных пособий.

Отношение к людям.

Коллективизм.

как правило, Ира равнодушна к заботам других, по своей инициативе не помогает;

считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело».

Честность, правдивость

почти всегда говорит неправду, если ей это выгодно;

Справедливость.

не добивается справедливости;

проявляет безразличие к проявлению справедливости и вообще к тому, что происходит в классе.

Общительность.

замкнута, необщительна,т.к. наблюдаются нарушение звукопроизношения,

к культуре общения с одноклассниками не приучена.

Чувство товарищества.

очень редко помогает товарищам, если её просят, может отказать в помощи

Отзывчивость.

поглощёна собственными чувства на столько, что это мешает ей разделить чувства других людей;

почти не умеет сочувствовать другим;

Вежливость и тактичность

часто бывает невежлива и нетактична

часто недопустимо резка и груба

всегда не сдержана, как в общении с родственниками, так и со старшими; грубит.

Отношение к себе

Уверенность в себе.

постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других

и на уроках, и на кружках.

Самокритичность.

всегда с вниманием выслушивает справедливую критику,но, к сведению не принимает выше сказанное.

Самоконтроль.

почти всегда поступает необдуманно; недостаточно тщательно контролирует себя.

Волевые качества личности.

Смелость.

всегда отступает перед силой, трусит.

Решительность

не в состоянии, самостоятельно, принять какое – либо ответственное решение.

Настойчивость.

очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями;

столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

Самообладание

плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Авторитет в классе

в классе авторитетом не пользуется.

Симпатия

Дружит с некоторыми девочками,но,в основном,в классе её не любят,и родители некоторых детей просят с Ириной не сажать их ребёнка.

Внимание.

как правило, медленно и с трудом сосредотачивает своё внимание на уроке; мало что усваивает из объяснения учителя из – за постоянных отвлечения; делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

Память.

для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Мышление.

Не понимает материал даже после дополнительных занятий в группе продлённого дня, не знает счёта и букв.

Эмоциональная реактивность.

редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события, зато без причины на уроке может смеяться,всегда неадекватно улыбается, может разговаривать сама с собой.

Общий эмоциональный тонус.

в сравнении с товарищами,менее активна и оживлена по школьным вопросам, зато в обеденный перерыв происходит всплеск всех эмоций.

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Прошу Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который вам, кажется, более подходит Вашему ребенку.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

-неохотно; без особой охоты; охотно с радостью; ответить затрудняюсь.

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

-пока нет; не совсем; в основном да; безусловно, да; ответить затрудняюсь.

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

-нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно, нет; не вполне; в основном да; безусловно, да; ответить затрудняюсь.

4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

-пока нет; делится иногда; делится всегда; довольно часто.

5. Каков преобладающий характер этих впечатлений?

-преобладают в основном отрицательные эмоциональные впечатления; впечатления разные, отрицательных больше; в основном положительные.

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?

-укажите конкретно ___________________________________________

7. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?

-помощь нужна всегда; помогаем довольно часто; помогаем иногда; в помощи не нуждается; затрудняюсь ответить.

8. Как преодолевает трудности в работе?

-перед трудностями сразу пасует; обращается за помощью; трудности старается преодолеть сам, но может отступить; настойчив в преодолении трудностей; ответить затрудняюсь.

9. Способен ли сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

-сам этого сделать не может; иногда может; может, если побуждать к этому; как правило, может; ответить затрудняюсь.

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

-довольно часто; бывает, но редко; такого практически не бывает; ответить затрудняюсь.

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

- нет; скорее нет; скорее да, чем нет; безусловно, да.

12. Способствует ли успешной адаптации Вашего ребенка деятельность классного наставника?

-нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно, да.

13. Каковы впечатления Вашего ребенка о занятиях в школе дополнительного образования (..........................................................)?

-преобладают в основном отрицательные впечатления; впечатления разные; преобладают в основном положительные впечатления

 

Рекомендации родителям

как помочь ребенку-первокласснику легче адаптироваться к школе:

 

- Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку. Не подгоняйте с утра и не дергайте по пустякам. Не надо укорять его за ошибки, даже если вчера предупреждали.

- Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встретьте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня). Если ребенок чересчур чем-то возбужден, жаждет чем-то поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, это не займет много времени.

- Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

- После школы не торопитесь сажать ребенка за выполнение уроков, необходимы 2-3 часа отдыха, желательно сна. Лучшее время для подготовки домашнего задания - с 15 до 17 часов.

- Не заставляйте делать уроки за один присест. После 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут «перемены» - желательно подвижной.

- Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте ребенку возможность работать самому, но уж если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения. Обратитесь к нему спокойно: «Не волнуйся, все получится, давай разберемся вместе. Я помогу». Похвала, даже если что-то не получается, необходима.

- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если сделаешь, то...» Порой условия становятся невыполнимыми не по вине ребенка, и Вы можете оказаться в сложной ситуации.

- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее и утомление наступает быстрее, работоспособность снижена. Это первые 4-6 недель после начала занятий, конец учебного года или первая неделя после зимних каникул. В эти периоды следует быть особо внимательным к состоянию ребенка.

- Не игнорируйте жалобы ребенка на головную боль, усталость и плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

- Учтите, что даже дети повзрослее очень любят сказки на ночь, песенки и другие признаки проявления нежности. Все это успокаивает их и помогает снять напряжение и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

 

1. Практически нет детей, которые не хотят учиться (разве что слишком запуганные или избалованные, которым трудно уже сейчас подчинять свои желания общепринятым нормам и правилам). Дети, прежде всего, реагируют на ваше эмоциональное состояние, а уж потом на слова, которые вы произносите. Будете вы уверены в успехах вашего малыша, жизнерадостны и оптимистичны - это настроение обязательно передастся ребенку. И, наоборот, будете встревожены или нервозны - ребенок будет чувствовать, что что-то не так, и у него обязательно появятся страхи, неуверенность в себе, будет снижаться самооценка. Помогите понять малышу, что в школу он пришел учиться, а значит, может ошибаться, это естественно и не страшно.

2. Больше говорите со своим школьником о тех нормах и правилах, с которыми ему придется столкнуться, объясняйте, зачем они и почему важны. Дети очень чутко реагируют на то, что вы говорите о школе, учителе, классе. Вы для них остаетесь самыми главными и значимыми в жизни, поэтому они без всяких сомнений берут на веру то, что слышат от вас. Поэтому будьте деликатными, и если что-то в действиях учителя или школьной администрации, или жизни класса вызовет у вас негативные чувства и эмоции, постарайтесь их не выявлять, особенно в кругу семьи, до того, как выясните все детали. Если вы уж выбрали учебное заведение, доверились учителю, который будет учить вашего малыша всему в ближайшие годы, будьте мудрыми.

З. Приучайте ребенка к ответственности. Но само по себе учение - достаточно нелегкий труд. Поступление в школу очень изменит жизнь маленького человека, но не настолько, чтобы в ней не осталось времени на игры, радость и прочие детские увлечения.

4. Обязательно придерживайтесь режима дня. Даже если и будут задавать вам какие-либо задания на дом, то заниматься ребенок должен без перерыва не более получаса, а затем обязательно 15-20-минутная перемена, и желательно с физическими упражнениями. Если ваш ребенок в школе или дома имеет возможность днем ядоиуть (поспать или полежать), это только на пользу. Многие дети, отказавшись задолго до школы от дневного сна, с приходом в первый класс снова спят днем "как убитые", что говорит об утомляемости и повышенной потребности в отдыхе.

5. У ребенка обязательно должно быть свое рабочее место: стол, настольная лампа, удобный стул или кресло, подобранное по росту малыша. И приучайте ребенка к тому, что место это именно для работы - игрушек, машинок и кукол на нем не должно быть. Это позволит и создать нужный рабочий настрой, и приучить его к аккуратности.

6. Радуйтесь вместе любым успехам и не ругайте, а анализируйте, что и почему не получается, учите ребенка искать причину своих неудач. Никогда не сравнивайте малыша с другими, более успешными детьми по типу: "А вот Петя Иванов какой молодец! А ты у меня не получился..." Или что-то в подобном роде. Сравнивайте ребенка лишь с самим собой: "Вчера у тебя получалось не очень хорошо, а сегодня ты просто молодец!".

Или "Сегодня что-то не очень удачно выходит, но у нас у всех бывают такие моменты. Я могу тебе чем-то помочь?".

7. Если вы посещали какой-либо кружок до школы (танцы или музыка и т.д), можете продолжить. Но не спешите оформлять первоклассника сразу же еще куда-то, это будет двойная нагрузка. Дайте человеку время освоиться сначала в одном месте, а затем ведите в новое!

8. Не пренебрегайте помощью специалистов, если она понадобиться - логопеда, психолога и других. Главное, не упустить время, чтобы нежелательные формы и реакции не закрепились, и ваш первоклассник чувствовал себя важным и счастливым!

 

Рекомендации родителям

  • Испытывать уважение к ребенку как к личности.
  • Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
  • Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению.
  • Убеждать ребенка соблюдать правила поддерживания здоровья, развивать необходимые для этого навыки.
  • Поощрять успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.
  • Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок.
  • Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
  • Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).
  • Строго придерживаться режима дня.
  • Перенести на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения времени пребывания в статичной позе).
  • Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности организовать посещение бассейна.
  • Во время домашнего задания (не более 90 минут) проводить физкультминутки, следить за осанкой ребенка.
  • Для мобилизации внимания ребенка напоминать правило «Успеваек»:
    «Делай все скорее сам, не смотри по сторонам,
    Делом занимайся, а не отвлекайся!»
  • Два раза в неделю выполнять с ребенком комплекс из семи упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса и живота (с целью сохранения правильной осанки).
  • Вместе с ребенком как можно чаще делать «пальчиковую» гимнастику, используя песенки для улучшения вентиляции легких и поддерживания хорошего настроения.
  • Проводить релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лежа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, в течение 10 минут).
  • Следить, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30 – 60 минут.
  • Обеспечить отход ребенка ко сну не позже 21.00.
  • За 10 минут до отхода ребенка ко сну проветрить комнату. По возможности провести аэроионизацию помещения с помощью лампы Чижевского в течение 15 – 20 минут.
  • Перед сном предложить ребенку принять ванну с водой комфортной температуры, при этом следить за тем, чтобы он закрыл глаза и лежал не двигаясь.
  • Для снятия возбуждения перед сном можно использовать аромалампу с маслом лаванды (2 -3 капли).
  • Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получится, что он очень умный и добрый.
  • Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изголовья детской кровати противопоказано).
  • Проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты – утреннюю гимнастику под музыку.
  • Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока.
  • Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами.
  • В период риска заболевания ОРВИ давать в виде добавки к супам чеснок и зеленый лук.
  • Обеспечить ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.
  • Нужно убедительно сказать ребенку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную.
  • Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду (если очень хочется пить, взять в столовой теплый сладкий чай с лимоном).

· Памятка для родителей

· Правило 1.

· Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

· Правило 2.

· Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

· Правило 3.

· Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

· Правило 4.

· Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

 

Методика "Беседы о школе"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.23.119 (0.156 с.)