Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие классного руководителя с родителями учениковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Семья и школа — автономные социальные институты. Взаимодействие школы и семьи, классного руководителя и родителей - необходимое условие успеха развития ребенка. Только вместе с родителями, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, наслаждался красотой окружающего мира, умел любить и был любимым. Как правильно построить свою деятельность на основе новых форм отношений педагогов и родителей? Каждый классный руководитель выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. С этой целью проводится диагностика семейного воспитания, определяется позитивный опыт, педагогический потенциал семей, корректируются недостатки в воспитании, определяются ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемое и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом складывается система работы классного руководителя с родителями. Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Формы участия родителей в жизни класса разнообразны и эффективны, они дают возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи. Так, психолого-педагогическое просвещение родителей классный руководитель организует с помощью следующих форм работы: 1. Индивидуальные и тематические консультации 2. Родительские собрания 3. Тренинги Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: 1. Дни творчества детей и их родителей 2. Открытые уроки и внеклассные мероприятия 3. Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса 4. Родительское общественное патрулирование 5. Шефская помощь. Интересной формой работы с родителями в классе являются родительские вечера. Достаточно эффективной формой развития педагогической культуры быть родителем являются родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить что-либо во взаимодействии с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Формой педагогического просвещения родителей является родительский ринг. Это одна их дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива, проводимая для того, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Ключевым моментом взаимодействия с родителями является использование такой формы как родительское собрание. На собрании фокусируются все важнейшие функции классного руководителя. Во-первых, «согласие» как взаимная договоренность об основах воспитания школьника. Классный руководитель рассказывает о целях и задачах школы. Во-вторых, «сопряжение» как единство требований и стиля отношения к ребенку. Классный руководитель перечисляет основные педагогические требования и содержание работы с детьми. В-третьих, «сопереживание» как эмоциональный отклик на события, эпизоды, успехи, неудачи, болезни, изменения в ходе жизни как школьников, так и семьи отдельных учеников. В-четвертых, «соучастие». Родители сообщают о своих возможностях, предлагают материальную или иную помощь. В-пятых, совместная деятельность учителей, детей и родителей в подготовке экскурсий, поездок, посещения театра, концертов, организации праздников, субботников, ремонта школы, а также совместное обсуждение вопросов воспитания. Классному руководителю весьма важно проявлять сдержанность и тактичность во взаимодействии с родителями: - просьба к родителям не должна принимать форму распоряжений и приказов; - при необходимости дополнительных сведений об ученике классный руководитель просит разрешения в форме: «Позвольте мне узнать...», «Если вы не возражаете, я хотел бы знать...» и т.п.; - возражения в беседе с родителями должны принимать максимально мягкую форму; - если ситуация складывается так, что классный руководитель вынужден настоять на запрете каких-либо действий родителей в адрес ребенка, то и тут форма остается предельно уважительной («Боюсь, не могу вам позволить...», «Мне очень жаль, но придется отменить...» и т.д); - оценка системы семейного воспитания при помощи «Я-сообщения», например: «Мне всегда нравится, когда родители...», «Я всегда, видя, как родители...», «Меня охватывает радость за детей, если я вижу, что родители...». Гностическая деятельность классного руководителя - проверка и оценка результатов его работы, а также анализ ее хода и эффективности, показатель качества. Каждого классного руководителя волнует качество собственной работы. К сожалению, до сих пор о результатах воспитательной работы в государственных образовательных учреждениях во многих случаях продолжают судить по количеству проведенных мероприятий (нередко «спускаемых сверху»): смотров, конкурсов, акции, фестивалей с обязательным делегированием туда участников и отчетам о достижениях. Происходит некая подмена внутренних, человеческих эффектов воспитания внешними социальными результатами творческой активности (художественной, спортивной, общественной). Строго говоря, о результативности и эффективности воспитания можно судить в том случае, если достигнуты успехи в формировании, развитии личности. Если результат обучения, даже блестящий, может быть никогда не востребован после сдачи экзамена, результат воспитания обязательно проявится вскоре или через много лет. Воспитательным результат педагогической деятельности становится результативным в том случае, если: - изначально была определена цель воспитания, сформулированы его задачи, позволяющие выстроить логику движения к достижению цели; - в своей деятельности классный руководитель опирался на принципы и закономерности воспитания; - в итоге произошло не только накопление знаний, умений, взглядов, но и изменение в жизненной позиции, в системе отношений ученика, т.е. наметился его переход в новое качество. Выделяют несколько видов (методов) контроля результатов воспитанности: текущий, тематический, периодический, итоговый; устный и письменный опросы, тесты, анкетирование, беседы, и др. Проверка (контроль) предполагает оценку. Как правило, оценка в учебном процессе выражается в отметках (баллах). Баллами оцениваются и отдельные параметры развития школьника (например, скорость чтения, письма, бега и пр.). Воспитанность в баллах измерить нельзя, но можно оценить «воспитан» — «невоспитан». Гностическая деятельность осуществляется на всех этапах педагогического процесса (от цели до результата) и играет важную роль в воспитательной работе классного руководителя, так как составляет большую часть ее содержания, «проникая» во все другие виды деятельности. В значительной степени этот вид деятельности взаимодействует с педагогическим мониторингом. Классный руководитель осуществляет гностическую деятельность совместно с другими участниками целостного педагогического процесса. Особое место в этом сотрудничестве отводится психологу, учителям-предметникам, социальному педагогу, т.е. профессионалам, стремящимся к всестороннему и гармоничному развитию личности школьника. Гностическая деятельность классного руководителя многогранна. Ведущими ее направлениями являются проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и результативности. Исходя из этого основными объектами гностической деятельности классного руководителя выступают воспитанность школьников как интегративная характеристика личности. Вопросы и задания: 1. Раскройте цель и задачи деятельности классного руководителя. 2. Назовите основные функции классного руководителя. 3. Назовите основные объекты мониторинга в деятельности классного руководителя. 4. Перечислите основные требования к составлению плана воспитательной работы. 5. Раскройте содержание организаторской деятельности классного руководителя. 6. Назовите основные формы работы классного руководителя с родителями.
Литература для самостоятельной работы: 1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Юрайт, 2000. 2. Педагогика. Лекции для студентов; сост.: В.В.Макаев. В 2-х ч. Ч.2. – Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992. 3. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 4. Радугин А.А. Педагогика. – М.: Центр, 2002. 5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. 6. Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования. – Ставрополь: СКСИ, 2007.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.242 (0.008 с.) |