Педагогический мониторинг в работе классного руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический мониторинг в работе классного руководителя



Цель мониторинга в деятельности классного руководителя - повышение качества воспитательного процесса в классе. Основными объектами мониторинга является уровень развития классного коллектива, качество организуемых в классе воспитательных дел, эффективность работы органов самоуправления, личностные качества выпускников данного класса, такие как (гражданские, духовно-нравственные, интеллектуальные, деловые, организационно-волевые, социальные и др.

Одним из направлений мониторинга классного руководителя является изучение педагогической культуры родителей, уровень воспитанности ребенка в семье. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни ребенка. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок – благополучным или нет – зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между ее членами. В ходе мониторинга классный руководитель изучает качество взаимоотношений в семье, традиционные культурные ценности как основу воспитания детей в семье, особенности психофизического развития подростков в семейном воспитании, популяризацию здорового образа жизни в семье.

Функциями педагогической диагностики классного руководителя являются:

- информационная функция (сбор сведений о личности, коллективе в целом);

- оценочная функция (установление уровня образования, уровня развития коллектива, уровня развития отдельного качества личности и др.);

- корректирующая функция (внесение частичных исправлений, поправок в ход педагогического процесса).

К видам педагогической диагностики относятся:

- начальная педагогическая диагностика (диагностика при постановке конкретных задач, в начале какого-то вида деятельности, в начальной стадии работы с детьми);

- текущая педагогическая диагностика (отслеживание хода педагогического процесса на разных его этапах);

- обобщающая педагогическая диагностика (диагностика при подведении итогов определенного периода жизнедеятельности коллектива или личности, при анализе реализации конкретной задачи и пр.).

Суть педагогической диагностики заключается:

- в сборе информации о субъекте диагностики; в сравнении данной информации с предыдущей об этом субъекте, возможно, с описанием другого идентичного субъекта или, при необходимости, с описанием стандарта этого субъекта;

- в анализе с целью определения причин удач или неудач в развитии, образовании, формировании личности;

- в раскрытии и объяснении смысла изменений, происходящих в субъекте диагностики;

- в сообщении учащимся (их родителям, другим учителям) результатов диагностической деятельности;

- в проверке воздействия различных диагностических методов на субъект-объект диагностики.

Таким образом, педагогическая диагностика — это деятельность классного руководителя по повышению качества воспитательного процесса.

Для того, чтобы составить прогноз, необходимо исходить из информации о прошлом и настоящем ребенка; кроме того, надо знать законы, тенденции развития того или иного педагогического явления. Важное значение в педагогике имеет активность предвидения, когда, предвидя будущее, педагоги готовы активно вмешаться, изменить ход событий в благоприятную сторону. Пассивность, созерцательность не характерны для педагогического прогноза.

Каждый вдумчивый, творчески работающий педагог стремится предвидеть поведение, поступки ученика, прогнозирует развитие и формирование его личности, осуществляет управление педагогическим процессом.

Прогнозирование как функция педагогического мониторинга завершает цикл «изучение—диагноз—прогноз». Однако эта логическая структура в практике работы чаще всего относится лишь к начальному периоду изучения школьников, так как продуктивность педагогического процесса определяется, прежде всего, целью (задачами). Без цели не может быть самого педагогического процесса. Прогноз содержит цель, на реализацию которой направлен педагогический процесс.

Педагог, систематически изучая учащихся:

- учитывает закономерности развития личности, распознает внутренний мир ребенка, который необходимо учитывать в организации процессов обучения и воспитания, а также при прогнозировании поведения и деятельности воспитуемых;

- сопоставляет разнообразные взаимосвязи, взаимодействия, взаимообусловленности качеств, свойств личности;

- учитывает их взаимокомпенсацию, которая создает в каждый данный момент «новый узор» гармонии данной личности в данных условиях.

Все это создает почву для прогностической деятельности.

Чаще всего диагностируется «западающее звено», нарушения гармонии личности. Следовательно, и прогнозирование логично строить по линии проектирования путей восстановления гармонии, исправления искривлений, восстановления и создания здорового стереотипа вместо негативного и т.п.

Гармония личности быстрее восстанавливается при условии реализации важнейшего педагогического принципа, сформулированного А.С.Макаренко, согласно которому, проектируя личность воспитанника, педагог опирается на его положительные стороны. Классный руководитель может ожидать положительный результат своей работы даже с очень запущенными в воспитательном отношении детьми. Искусство классного руководителя как раз и заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, в которых он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы, чтобы в целом личность становилась полноценной, богатой, неповторимой. При этом классный руководитель не должен забывать об активной позиции самого ребенка. Проектируя процесс ликвидации «западения», следует стремиться к тому, чтобы школьник осознал свои «минусы», проникся уверенностью, что он сможет от них избавиться, доверился своему воспитателю. Это условие часто забывается, и запрогнозированные результаты не осуществляются.

Главный смысл прогностической деятельности классного руководителя в том, чтобы предупредить или искоренить отклонение в образовании, развитии, формировании личности ребенка в самом начале, чтобы ликвидировать возможность перерастания этих незначительных отклонений в педагогическую запущенность.

На первом этапе изучения ученика для классного руководителя более важно не количество высокоразвитых качеств, не уровень отдельного (критериального) качества у него, а гармоническое развитие качеств.

Когда создастся устойчивый «комплект личности», можно и нужно говорить и действовать в целях формирования такой личности, в которой без нарушения гармонии развивались бы отдельные качества (или их группа), способные повышать общественную и профессиональную направленность в развитии личности с учетом ее интересов и склонностей.

Итак, критерием воспитанности на первом этапе познания школьника выдвигается наличие и характер доминанты — того элемента нравственности, который характеризует и отличает данную конкретную личность.

Доминанта обнаруживается прежде всего во внешнем проявлении — в поступках, взаимоотношениях, деятельности и может быть случайной, временной, не соответствующей или соответствующем внутреннему содержанию личности. Внимания и заботы классного руководителя требует доминанта, отражающая внутренний мир ребенка. Доминанта может быть положительной. В этом случае, опираясь на нее, можно достичь больших результатов в нравственном развитии и создать «особую прелесть личности». Доминанта может быть также явно отрицательной. Ее часто называют отклонением, или «западающим звеном». В этом случае при определенных условиях может произойти негативное развитие личности.

Определение реального уровня воспитанности — выявление доминанты — осуществляется по ряду признаков:

в сознании — умение (высокий, средний, низкий уровень), неумение, нежелание видеть нравственную сторону действительности; осознание нравственности поступков, обостренное чувство ответственности за них, непонимание их; принятие норм нравственности (стремится выработать привычку; понимая норму, не считает ее обязательной для себя); предвидение нравственных последствий своих поступков (высокий, средний, низкий уровень), не задумывается, не желает думать об этом;

в чувствах — наличие, степень (высокий, средний, низкий уровень) или отсутствие переживания общественных явлений, неучастие в коллективных делах; обостренная ответственность, наличие или отсутствие заботы о коллективе; повышенное или пониженное внимание к собственной личности, к своему положению в коллективе, к «своим делам»;

в поведении — при необходимости выбора принимает творческое решение, может или не может (не желает) самостоятельно принять решение, действует в соответствии с известной ему нормой, вопреки ей, или ограничивает круг распространения нравственного поведения (по-разному ведет себя с близкими и незнакомыми); устойчивость или неустойчивость поступков в различных ситуациях (под контролем — одно поведение, в отсутствии контроля — другое).

Планирование деятельности классного руководителя

Воспитательная работа (деятельность) классного руководителя — это организация целостного педагогического процесса в конкретном классе, т.е. совокупность действий, ведущих к образова­нию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами пе­дагогического процесса.

К планам воспитательной работы классного руководителя, ко­торые направляют его деятельность, предъявляются следующие требования:

- целеустремленность и конкретность образовательных задач;

- краткость, компактность;

- разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

- преемственность, систематичность и последовательность;

- сочетание перспективности и актуальности намеченных ви­дов работы;

- единство педагогического руководства и активности воспи­танников;

- реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

- связь внутриклассной работы с работой вне школы;

- согласованность плана с деятельностью школы и детских об­щественных организаций;

- гибкость и вариативность планирования».

Приступая к планированию воспитательной работы, необходимо:

- ознакомиться с государственными документами, определя­ющими задачи школы на современном этапе;

- изучить методическую и педагогическую литературу, осве­щающую вопросы планирования различных разделов воспитатель­ной работы;

- ознакомиться с планом воспитательной работы школы;

- изучить предложения учителей, актива класса, родителей;

- изучить опыт лучших классных руководителей (координато­ров и пр.);

- дать анализ воспитательной работы за прошедший год, вклю­чающий оценку уровня воспитанности школьников и уровня раз­вития коллектива;

- определить основные задачи воспитания;

- определить основные виды деятельности и формы работы с учащимися;

- соотнести запланированное классным руководителем с дея­тельностью учителей-предметников, с детским самоуправлением, социальным педагогом, родителями, работниками учреждений дополнительного образования и др.;

- оформить план воспитательной работы.

Структура перспективного плана:

1. Характеристика класса.

2. Воспитательные задачи на определенный период, соответ­ствующие возрасту и характеристике данного класса.

3. Работа с ученическим коллективом (календарь основных вос­питательных мероприятий, зафиксированных в матрице).

4. Работа с учителями-предметниками, работающими в классе, со школьным психологом, социальным педагогом.

5. Работа с родителями учащихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.021 с.)