Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 17. Цель и задачи (составные части базовойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
КУЛЬТУРЫ) ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ Цель воспитания учащихся Споры о цели воспитания не утихают с древнейших времен. Воспитательный процесс имеет целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. На протяжении столетий цели воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает правящий класс, общество. Любая идеология – это односторонний, социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в качестве господствующих идейных и ценностных ориентаций. В мировой педагогической теории и практике сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен зависеть от конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие у руля государства. Воспитание молодого поколения базируется на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем воспитанника, подготавливая его к сложным перипетиям жизненного пути. Долгое время цели воспитания рассматривались с позиции идеала человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, человека гармонично развитого, счастливого. В этой связи К.Д.Ушинский писал: «Если вам говорят, что целью воспитания будет сделать человека счастливым, то вы вправе спросить, что такое разумеет воспитатель под именем счастья, потому что, как известно, нет предмета в мире, на который люди смотрели бы так различно, как на счастье: что одному кажется счастьем, то другому может казаться не только безразличным обстоятельством, но даже просто несчастьем» (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология // Избр. пед. соч.: В 2 т.; под ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюна, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1974. – Т. 1, с. 12-13). Выделение такой цели в качестве единственной приводит к тому, что практический результат воспитательной работы существенно отличается от поставленных целей. В настоящее время педагоги сходятся во мнении, что основой всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма. Гуманистическое воспитание провозглашено основой воспитательной системы современной общеобразовательной школы. Его исходным положением является приоритет общечеловеческого начала, признание личности в качестве единственной ценности. Однако гуманистическое воспитание не исключает, а развивает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку. Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает формирование учебных планов таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы учащихся. Гуманистическая педагогика предполагает высокую степень индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативности обучаемого, применение в отношениях учителя и ученика основных принципов педагогики сотрудничества. Таким образом, гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В соответствии с провозглашением гуманистического воспитания в качестве приоритета, сформулированы цели воспитательного процесса. Если ранее в нашей стране традиционно в качестве главной цели воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью трудиться на производстве на благо государства, то гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса рассматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Говоря о целях воспитания в соответствии с гуманистическим идеалом, необходимо выделить основания для их определения. Первое основание связано с развитием каждого индивида, раскрытием того потенциала, которым одарила человека природа, с формированием его индивидуальности. Второе основание связано с отношениями человека и общества. Таким образом, все педагогические цели можно условно разбить на две взаимообусловленные группы: идеальные и актуальные. Последние конкретизируются в задачах формирования индивидуальности и развития личности. С позиций гуманизма, конечной целью воспитания является становление человека полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в мире, уникальной целостной личностью, стремящейся к самоактуализации, открытой для нового опыта, способного к сознательному ответственному выбору. По мнению современных отечественных педагогов, целью воспитания должно быть создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом. Опираясь на реальные цели гуманистического воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.107.11 (0.006 с.) |