Шестая стадия. Ближайшее последействие коллективного дела. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шестая стадия. Ближайшее последействие коллективного дела.



Подготовленное и проведенное коллективное дело не должно быть отдельно взятым мероприятием. Именно шестая стадия «связывает» проведенное дело с остальными в системе воспитательного взаимодействия и готовит воспитанников к проведению нового коллективного творческого дела. Она чрезвычайно важна для всех школьников. Они не способны долго удерживать в памяти и эмоциях результат своего участия в КТД. Поэтому чрезвычайно важно, Не разрывая «системную цепь», воспитателю необходимо постоянно поддерживать в каждом школьнике его успешность, включая в последующие дела коллективного характера. Темы КТД могут быть разные. Важно, чтобы они рождались в совместной творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В работе со школьниками роль инициатора часто принадлежит учителю, который помогает отобрать наилучшие идеи для коллективного творческого дела. Специфика этой технологии заключается в том, что ее элементы могут быть использованы воспитателем в проведении любых воспитательных мероприятий.

К технологиям воспитания относятся также и технология организации игровой деятельности, которая значима для школьников любого возраста, но особенно важна для учащихся младших классов.

Технология игры. Игровая деятельность не теряет своей привлекательности в любом возрасте. Несмотря на то, что ведущей для него является учебная деятельность, школьник связывает ее, прежде всего, с уроками. Игры же в основном, проходят после уроков, до уроков, то есть в свободное время. Игра для него представляет собой имитацию общественной жизни. Именно в игре он готовится к новым социальным ролям, проигрывая разнообразные ситуации и готовясь принимать правильные решения в последующей жизни. В педагогической теории и практике существует огромное количество игр, предназначенных для детей разного возраста. Такие авторы, как Ю.П. Азаров, О.С. Газман, C.A. Шмаков, Н.Е. Щуркова активно занимаются проблемой игры. Ими предложены различные классификации игр. Выделяются типы игр: по видам деятельности (двигательные, интеллектуальные, трудовые, художественные и пр.); по характеру педагогического процесса (обучающие, игры-тренинги, контролирующие, продуктивные, креативные, репродуктивные); по характеру игровой методики (предметные, ролевые, сюжетные, сюжетно-ролевые, деловые, игры-драматизации, имитационные); по средовому принципу (комнатные, уличные, настольные, компьютерные). Все они применимы к любому школьному возрасту и отличаются лишь условиями организации.

Интерес к игре у ребенка заложен природой. Достаточно понаблюдать за детьми, которых никто не организует. Они сами, по своей собственной инициативе собираются в группы, выбирают игру, распределяют роли. Их фантазия рождает массу разных игр. Воспитатель же, обладая арсеналом педагогически выверенных и логически выстроенных игр, развивает с их помощью ценностные отношения. Игра — деятельность. Ее структура предполагает такие компоненты, как целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Как процессуальная технология воспитания, она имеет определенную структуру: сюжет игры; игровые роли; игровые действия; использование игровой атрибутики; игровые отношения между участниками.

С эмоциональной точки зрения, технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения. CA. Шмаков предложил четыре признака, объединяющих все виды игр:

1. Свободная, развивающая деятельность, организуемая взрослыми по желанию ребенка, ради его удовольствия, которое он получает от самой игры, а не от ее результатов и воспитывающего воздействия.

2. Творческий характер игры. Именно игра предоставляет ребенку возможность импровизировать в ходе ее проведения, содействует активности ребенка.

3. Эмоциональная приподнятость игровой деятельности. Сама природа игры создает «эмоциональное напряжение», выраженное в соревновательных моментах.

4. Наличие прямых и косвенных правил, которые отражают содержание игры, логику ее построения, последовательность ее развития (Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М., 1994, с. 206).

Социально-ориентированным играм большое внимание уделяет профессор МГПУ Н.Е. Щуркова, поскольку, как считает она, этот вид игр предоставляет школьнику возможность осуществлять правильный выбор способа решения социальных задач разного уровня сложности в условиях игровой имитации. Она предлагает свой алгоритм создания сюжетно-ролевой игры. В качестве примера приведем структуру игры социально-психологического содержания, предусматривающую следующие шаги:

- точная формулировка проблемы;

- нахождение жизненных проявлений предложенной проблемы;

- определение сущностного признака понятия, которое таит в себе решение проблемы;

- нахождение персонажей, которые могли бы встретиться с выявленной проблемой;

- моделирование событий, в которых эти персонажи столкнулись бы с трудностями решения предложенной проблемы.

Игра как технология воспитания несет двойственную нагрузку. С одной стороны, это организация деятельности детей, с другой — условие свободного выбора ребенка. В игре он проявляет свои предпочтения, а, следовательно, — можно смело считать ее диагностической методикой.

Вне зависимости от типа игровых технологий, все они подчиняются определенным этапам:

1. Постановка воспитательной цели.

2. Выбор игры в соответствии с целью.

3. Создание специальных активных групп подготовки к игре.

4. Ознакомление участников игры с ее правилами.

5. Проведение игры.

6. Подведение итогов игры.

При использовании игровых техник воспитателю принадлежит организационная роль. Игра требует от него такта и умений гуманизировать взаимоотношения участников игры.

Существует несколько правил организации игр с младшими школьниками. По аналогии с «10 нельзя», разработанными В.А. Сухомлинским и направленными на формирование взаимоотношений детей и родителей, они касаются гуманизации и эстетизации игровых техник.

- Нельзя навязывать игры детям. Старайтесь вместе с ними выбрать игру или придумать ее.

- Нельзя, чтобы кто-то из детей оставался вне «игрового поля».

- Нельзя, чтобы результаты игры унижали личность ребенка.

- Нельзя предлагать ребенку ту или иную роль, если вы не уверены, что он с ней справится.

- Нельзя противопоставлять себя группе детей. Играйте вместе с ними (Л.И. Петрова Воспитание младшего школьника. Ростов на Дону: Феникс, 2008, с.135-138).

К технологии индивидуальной воспитательной деятельности относится так называемая педагогическая поддержка.

В основе современных гуманистических воспитательных систем разных концепций лежит идея педагогической поддержки, которая получает все более широкую известность в нашей стране. Понятие «педагогическая поддержка» имеет несколько значений. Прежде всего это деятельность служб общества, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей. В том смысле, в котором она рассматривается здесь, педагогическая поддержка представляет собой систему педагогической деятельности, раскрывающую личностный потенциал человека, включающую в себя помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Процесс совместного с воспитанником определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Автор этой концепции О.С. Газман определил данное направление в педагогике как педагогики свободы, цель которой разработать средства для формирования свободоспособной личности.

Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс — как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, где доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания - развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как свобода, реализуемая через ответственное служение другим, обнаруживаемая в связях с другими людьми.

Условия обеспечения педагогической поддержки:

— согласие ребенка на помощь и поддержку;

— опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;

— ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

— совместность, сотрудничество, содействие;

— конфиденциальность (анонимность);

— доброжелательность;

— безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

— реализация принципа «Не навреди»;

— рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату (Г.М. Коджаспирова Педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, с.112).

Технология индивидуальной работы с трудными подростками. Педагогу часто приходится беседовать с «проблемными» учениками, с теми, кто имеет трудности в социализации. Хотя каждый случай вроде бы уникален, все же в работе с трудными есть общее, что и можно назвать технологией. В настоящее время в психолого-педагогической литературе работа с трудными подростками описывается как стратегия «развивающей помощи». Педагог стремится, чтобы ученик осознал свои проблемы и нашел бы пути решения и силы изменить ситуацию. Педагог оказывает поддержку ученику, проявляет безусловную любовь к ученику, иначе говоря, принимает его как самостоятельную личность, стремящуюся быть лучше, несмотря на отдельные неудачи и промахи. То есть в основе лежит принцип опоры на положительное в ученике, подход к ученику с оптимистической гипотезой, с верой в него. Поддержка выражается в том, что педагог оценивает поступок, а не человека; и личность принимается безусловно, независимо от временных промахов.

Результатом такого взаимодействия является положительное отношение ученика к себе, уверенность в себе, желание быть лучше, контролировать свое поведение.

Общая структура деятельности педагога составляет несколько стадий:

- установление контакта, возможности диалога;

- прояснение проблем ученика, его индивидуальных качеств, в том числе тех, которые мешают успешной адаптации;

- обсуждение проблем;

- оказание психолого-педагогической поддержки.

Технология общения, конструктивного взаимодействия и разрешения проблем на основе развивающей помощи рекомендует следующую технику поведения педагога:

- прояви интерес к собеседнику, научись смотреть в лицо и слушать;

- дай высказаться, умей держать паузу, молчать, постарайся понять состояние и проблемы ученика;

- умей выразить сочувствие, понимание его состояния и проблем;

- умей задавать вопросы, чтобы все понять, получить необходимую информацию;

- направь собеседника на осознание им самого себя и его проблем и на решение их. Не поучай и не давай советов: «Я бы на твоем месте...», но возбуди его собственную решимость.

Такая тактика индивидуальной беседы с учеником может быть рекомендована классному руководителю в его ежедневной практике. В ее основе, как уже отмечалось, лежит взгляд на человека как личность, стремящуюся к саморазвитию, и взгляд на учителя как на человека самоактуализирующегося, развивающегося, способного оказывать помощь ученикам.

Для успешного функционирования любой воспитательной педагогической системы необходима хорошо продуманная «отладка» всех ее составляющих. Современные воспитательные технологии представляют собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Одна и та же воспитательная технология в руках конкретных педагогов выглядит и используется по-разному. Здесь неизбежно учитывается личностная компонента педагога, особенности контингента воспитанников, их общий настрой и психологический климат в классе. Результаты, достигнутые педагогами, использующими одну и ту же воспитательную технологию, будут различными, однако близкими к некоторому среднему критерию, характеризующему рассматриваемую технологию.

 

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию «Технология воспитания».

2. Какие принципы положены в основу классификации «Технологии воспитания».

3. Охарактеризуйте технологии коллективного воспитания.

4. Раскройте сущность технологий индивидуального воспитания.

Литература для самостоятельной работы:

1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. Педагогический поиск. - М., Педагогика, 1989.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

3. Крившенко Л.П. Педагогика. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.

5. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988.

6. Пидкасистый И.П. Педагогика. – М., 1996.

7. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. - М.: Высшее образование, 2008.

8. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М., 2002.

19. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.021 с.)