Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала



В Российской Федерации воспитание детей является всенародным делом. Государство, школа, семья, общественность и трудовые организации объединяют усилия в деле воспитания подрастающего поколения. В Законе Российской Федерации «Об образовании» определены принципы государственной политики в области образования. В их числе – гуманистический характер образования и воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Содержание образования и воспитания реализуется воспитательными учреждениями и семьей. Перед образовательными учреждениями ставятся задачи обеспечить свободное развитие, самоопределение личности, создать условия для ее самовыражения, самореализации, формировать человека-гражданина высокой культуры, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Первоначальные основы всестороннего развития закладываются в семье. Родители являются первыми и незаменимыми воспитателями детей. Это их гражданский и общественный долг. В статье 38-й Конституции Российской Федерации сформулировано: «1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Статья 18-я «Закона об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». Семья, наряду с государством и обществом, определяет сущность и основные направления духовного, физического и эмоционального развития личности.

Учебные заведения осуществляют воспитание разносторонней, духовно развитой, интеллектуальной, нравственно убежденной личности, руководствующейся в своей деятельности общечеловеческими принципами. Школа способствует удовлетворению социально-культурных запросов, воспитанию в духе уважения к другим нациям, выработке гражданской позиции, готовности к жизни, труду, творчеству. Воспитание подрастающего поколения не ограничивается школой. Семья призвана осуществлять воспитание молодежи в интересах общества, государства, своего народа. Воспитание детей в семье направлено на формирование человека как свободной, высоконравственной и ответственной личности.

Согласованность усилий семьи, школы, координация действий общественных институтов представляют одно из важнейших условий коренного улучшения воспитательной работы с учащимися. Семья, школа, внешкольные учреждения, шефствующие и базовые предприятия, трудовые коллективы, спонсоры, инспекции по делам несовершеннолетних при отделениях милиции, театры, кино, клубы, творческие союзы и общества, другие общественные организации занимаются воспитанием подрастающего поколения. Основная цель привлечения социальных институтов к воспитательной работе с учащейся молодежью заключается в том, чтобы сделать их помощниками семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности.

При определении содержания и организационных форм работы школа учитывает реалии современной социальной среды, т.е. материальные, культурно-исторические условия общества, семейные идеалы, национальные традиции, уровень образованности и воспитанности людей. Школа воспитывает юную смену в условиях, когда граждане имеют право на свободу слова, на беспрепятственное выражение мнений и убеждений. Подрастающее поколение в школе не только учится жить, но и полноценно участвует в жизни. Совместная жизнедеятельность детей и взрослых, обеспечение полноценности сегодняшней жизни учеников на каждом из возрастных этапов (детство, отрочество, юность) – важнейшая особенность и основное средство воспитания. В коллективно-творческой деятельности педагогического и ученического коллективов, общественности и родителей, представителей трудовых объединений реализуются задачи воспитания учащихся, ориентированные на общечеловеческие ценности.

Интеграция воспитательных возможностей школы, семьи, общественности, трудовых коллективов подразумевает единство целей, задач и согласованное педагогических воздействий на учащихся. Школа отвечает перед органами народного образования, родительской и педагогической общественностью за реализацию конституционных прав личности на образование, за здоровье учащихся, качественное усвоение ими учебного материала. Но экономические трудности, рост цен, инфляция, остановка заводов, фабрик, убыточность сельского хозяйства вносят свои коррективы в деятельность школ – разрушают сложившиеся взаимоотношения учебных заведений, общественности, трудовых коллективов. Спад производства не только дестабилизирует материально-техническую базу промышленности, но и снижает педагогические возможности трудящихся в воспитании подрастающего поколения.

Закон об образовании в России предусматривает разнообразные формы получения образования с учетом потребностей и возможностей личности (посещение общеобразовательной школы, учеба без отрыва от производства, семейное образование, самообразование, экстернат). Допускается сочетание различных форм получения образования с учетом государственного образовательного стандарта. Все это свидетельствует о единстве воспитательных и образовательных целей и задач школы, семьи, общества.

Однако следует отметить, что в государственной политике в области образования и в законотворческой деятельности государственных органов не в полной мере реализуются следующие основополагающие принципы:- приоритетность интересов детей, обеспечение государством их особой защиты;- признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих несовершеннолетних детей;- признание права ребенка на обеспечение защиты со стороны общества и государства от тех видов информации, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей, могут причинить вред их нравственному, духовному, психическому и физическому развитию.В полном объеме не обеспечена реализация законодательных актов Российской Федерации, направленных на поддержку и социальную защиту семьи, материнства и детства. На законодательном уровне не предусмотрены правовые гарантии и конкретные формы реализации прав родителей как участников образовательного процесса, в том числе и права на осуществление контроля за содержанием и качеством образования своих детей. Недостаточно внимание органов исполнительной и законодательной власти к формированию государственной политики в области гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания, к необходимости защиты историко-культурного и нравственно-этического наследия нашего народа, более широкому использованию этого наследия в процессе воспитания детей, сохранения и укрепления физического и духовного здоровья нации. Отсутствуют законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения.

 

Взаимосвязь школы и семьи

После принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это выразилось в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору. Во многих регионах России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

Условием успеха воспитания подрастающего поколения является связь семьи с дошкольными учреждениями и школой. Воспитательные возможности школы и семьи должны быть объединены, поскольку цели у них едины. Семья – часть общества, базисный коллектив среди других трудовых и общественных коллективов. Здоровая семья связана с другими коллективами: трудовыми, школой, детским садом, клубами, внешкольными учреждениями, организациями по месту жительства, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в общей системе общественных отношений.

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. Роль педагога заключается в просвещении родителей, установлении их контакта со школой.

У педагогов всегда присутствовало понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей ребенка. Поэтому так важно организовать конструктивное взаимодействие семьи и школы. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом.

Взаимодействие школы и семьи направлено на установление взаимопонимания и контакта с каждым отдельным ребенком, на корректирование отношений между детьми, учителями и родителями. Сотрудничество учителя и семьи является необходимым условием целостного педагогического процесса. Педагоги являются посредниками между обществом и растущим человеком. Они формируют у учащихся знания, умения и навыки, привычки и жизненные установки ребенка. В повседневной работе учитель объясняет школьникам и их родителям основные принципы общечеловеческой морали как критерия существования личности в мире.

Разнообразная практика работы образовательных учреждений с семьей складывается в республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском, Красноярском и Ставропольском краях, Волгоградской, Воронежской, Курганской, Мурманской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Пермской и Ростовской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, гг. Санкт-Петербурге и Москве, других регионах России.

Так, с 1998 г. в Нижегородской области разработана и действует межведомственная программа «Семья», объединяющая различные направления деятельности: социальная поддержка, здоровье, отдых, дополнительное образование детей, поддержка одаренных детей, профилактика безнадзорности. Правительством Республики Саха (Якутия) в 1992 г. утверждена «Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия)». Большая роль в организации процесса воспитания отведена общественной организации «Открытая школа», которая объединяет учителей, родителей, учащихся во всех 35 улусах (районах) Республики. Основная задача этой организации – консолидация сил по воспитанию детей и молодежи. Важно подчеркнуть, что данное направление деятельности активно поддержано Президентом и Правительством Республики. Их указы и постановления обеспечивают необходимую нормативную правовую поддержку реализации названных программ, обеспечивая приоритетность воспитания в образовательной политике Республики.

В ряде регионов приоритетное внимание в объединении взаимодействия семьи и школы уделено вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. В Республике Татарстан разработана эффективная региональная модель содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, получившая одобрение коллегии Минобразования России в декабре 2000 года (Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: АПК и ППРО, 2006, с. 10-11). В Ставропольском крае регулярно проводится конкурс здоровьесберегающих образовательных проектов. При краевом ИПК создана лаборатория «Образование и здоровье», что позволяет оперативно диагностировать состояние здоровья обучающихся в школах края.

Интересен опыт школы №7 г. Буденновска Ставропольского края, которая вошла в число экспериментальных площадок ВНИКа в рамках программы «Школа – Микрорайон». Особый интерес он представляет в связи с тем, что работа в школе проводится на основе созданных в ее структуре социальных служб: медико-психолого-педагогической; семейной; культурного досуга и педагогической анимации; правовой и экономической защиты семьи; профессиональной ориентации и социальной адаптации; социальной профилактики; физического и психического здоровья; развития и поддержки детских и юношеских инициатив.

Практика показывает, что в современной общеобразовательной школе сложились следующие направления работы образовательного учреждения с семьей:

- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);

- организация диагностической работы по изучению семей;

- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей;

- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

- внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;

- использование различных форм сотрудничества с отцами;

- вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы);

- активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса);

- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»);

- разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.);

- расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите детей, учитель, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, классные воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое. На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

Единение воспитательных возможностей школы и семьи осуществляется главным образом в процессе разносторонней деятельности, организуемой классным руководителем. Он строит свою работу в двух направлениях: первое обращено к семье, второе – к школе.

Первое направление характеризуется знакомством классного воспитателя с условиями жизни ребенка в семье, режимом дня школьника, изучением особенностей взаимоотношений учащегося и родителей, фиксированием наиболее авторитетных для воспитанника членов семьи, установлением рабочего контакта. Знание семейно-бытовых условий становится предпосылкой для тактичной корректировки негативных явлений, серьезной разъяснительной работы среди родителей. В центре внимания классного руководителя всегда находится личность, индивидуальность каждого ребенка, его развитие и защита.

Второе направление обусловливается заботой классного руководителя о создании условий для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся,их самовоспитания, самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, т.о. развития личности в целом. Воспитатель проводит беседы с детьми о здоровом образе жизни, ценностях подлинных и мнимых, о справедливости и несправедливости. Он вместе с детьми заботится о красивой, уютной обстановке в школе, оформлении класса, самообслуживании, дежурстве (Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя). Вестник образования: справочно-информационное издание Министерства образования. М., Просвещение, 1991. – №8. – С. 38-39).

Классному руководителю необходимо постоянно поддерживать контакт с родителями, реализовывать единые требования семьи и школы к ребенку, вести документацию по работе с родителями учащихся с целью изучения воспитательной активности семьи, осуществлять педагогическое просвещение родителей, повышать уровень их педагогической культуры, заботиться об укреплении контактов с шефами класса, советами содействия семье и школе.

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательной школе – единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями), совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.

В теории и практике общеобразовательной школы сложились классные, групповые и индивидуальные формы работы с родителями. К массовым формам относятся лекции для родителей, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов, родительские собрания. Лекции для родителей на педагогические темы – одна из популярных форм педагогического просвещения. Они строятся так, чтобы родители получили тему для обсуждения в семье, запомнили изложенное, последовательно осуществляли полученные рекомендации на практике, могли анализировать процесс семейного воспитания, семейные отношения, корректировали их. «День открытых дверей» организуется как праздник семьи и школы. Он приурочивается к школьным каникулам. Дети пишут открытки на имя родителей, приглашают их на праздник. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по различным педагогическим вопросам, носят порой дискуссионный характер. Классный руководитель обеспечивает равноправное участие в вечере родителей и учителей; организует его как урок педагогических раздумий, анализирует результаты воспитательной работы, причины возникновения конфликтов.

Общешкольные родительские собрания проводятся 2-3 раза в год в сроки, установленные школой. Учителя, родительский актив, учащиеся активно готовятся к ним. На собраниях родители знакомятся с официальным документами по вопросам воспитания, с основными задачами и итогами работы школы, избирают родительский комитет школы, слушают его отчет о проделанной работе.

Классные родительские собрания – одна из основных форм работы с родителями, проводятся 4-5 раз в год. На них обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов, намечаются пути сотрудничества семьи и школы, обсуждаются текущие вопросы учебно-воспитательной работы класса, подводятся ее итоги. Родительские собрания посвящают обмену положительным опытом семейного воспитания, обсуждению популярной педагогической литературы. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др. При этом используется местный материал.

Формы работы с родителями можно условно разделить на традиционные и нетрадиционные, которые представлены в таблице 1:

Таблица 1.

Формы работы с родителями

 

Традиционные Нетрадиционные
● Родительские собрания ● Общеклассные и общешкольные конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому ● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги

 

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Основными формами психолого-педагогического просвещения родителей являются следующие:

- университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей);

- лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций);

- конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей). Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют большое значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме;

- практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей);

- открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности);

- индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важных форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию должного контакта между родителями и учителем. Учителю следует дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи.

Особую заботу у учителей, классных руководителей вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь мужчин к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др. В опыте ряда школ существует традиция проведения собраний-диспутов, где обсуждаются вопросы воспитания школьников, выявляются негативные стороны воспитательной деятельности родителей, происходит корректировка ошибок в воспитании. Диспуты, дискуссии (обмен мнениями по проблемам воспитания) – интересные для родителей формы повышения педагогической культуры. Они позволяют включиться в обсуждение важнейших проблем, способствуют формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулируют активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8 – 9 классов).

В целях обеспечения взаимодействия школы и родителей учащихся создаются родительские комитеты школы, классов, деятельностью которых руководят представители администрации школы и классные руководители. Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Родители учащихся, общественность привлекаются к организации учебно-воспитательного процесса (помощь в организации самообслуживания, общественно-полезного труда учащихся, внеклассной и кружковой работы). Родители способствуют проведению оздоровительной работы среди детей, помогают укреплять учебно-материальную базу школы. Активисты вместе с учителями посещают учащихся на дому, знакомятся с бытовыми условиями, выявляют малообеспеченные семьи.

Главное в общении учителя и родителей – совместное решение воспитательных задач, поиск более эффективных средств воздействия на ребенка, создание атмосферы доверия, заботы об общем деле.

Индивидуальная работа с семьей – один из наиболее сложных и ответственных видов общения классного руководителя с родителями. В процессе ее изучаются индивидуальные особенности ребенка, оказывается влияние на личность родителей, согласовываются единые требования к ребенку, уточняется программа развития личности учащихся. Индивидуальные педагогические беседы имеют неограниченный диапазон и дают возможность родителям и учителям выяснять и согласовывать свои позиции.

Формой сотрудничества семьи, школы, общественности может быть педагогическая консультация. Она проводится в виде откровенной беседы отцов и матерей с педагогами и другими специалистами. Особенность этого вида работы с родителями заключается в том, что она организуется как массовая, а проводится методом индивидуальной беседы.

Сотрудничество школы с семьей включает в себя педагогическое просвещение взрослых. Педагогическая пропаганда становится неразрывной частью работы школы, развития общественной активности родителей, помогает им овладевать теорией и опытом воспитательной работы с детьми. Распространены такие формы педагогического обучения взрослых, как родительские лектории, университеты педагогических знаний, педагогические теле-, радиопередачи, консультации на предприятиях, общественные поручения родителям, научно-практические конференции по вопросам семейного и общественного воспитания, демонстрация фильмов по проблемам педагогики. Школа стимулирует педагогическое самообразование взрослого населения, родителей, организует ознакомление их с научной литературой по вопросам семейной педагогики. Центром такой просветительной работы должно быть учебное учреждение, а учитель – основной фигурой в этом процессе.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений дополнительного образования детей, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития ребенка осуществляется через:

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;

- систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

- традиционные встречи многодетных семей;

- благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;

- встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;

- семейные клубы и мастерские.

Эти и другие направления совместной работы могут реализовываться как в государственных, так и в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.

Классные руководители, учителя оказывают посильную помощь семьям, в которых растут трудные дети. К этой работе они привлекают родительскую общественность, комиссии содействия семье и школе на предприятиях, общественность по месту жительства. Трудные дети – результат несложившихся семейных отношений, главным образом разногласий между отцом и матерью. Неблагополучные семьи характеризуются той или иной степенью дезорганизации семейных связей.

Внешне благополучные семьи тоже могут быть неблагополучными в отношении к своим детям. Процветающие в семье потребительство, бездуховность формируют у юношей, девушек гипертрофированные потребности, нарушают эмоциональные связи детей с родителями.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива. Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Философ М.С.Каган считал, что у человечества есть два величайших изобретения. Это изобретения культурного значения. Речь идет о семье и школе. Именно семья использует возможности, предоставляемые культурой для того, чтобы формировать, с одной стороны, особенное в ребенке; опираясь на его врожденные индивидуальные данные, выращивать его как индивидуальность, а не социальную функцию (Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996, с. 306).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 21892; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.048 с.)