Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательная функция директора школы

Поиск

Директор школы — центральная фигура организации целост­ного учебно-воспитательного процесса, эффективно функционирую­щего общешкольного, единого для учащихся и учителей воспита-

 

 

тельного коллектива. У него много различных функций: управлен­ческая, хозяйственно-организаторская, контрольная, но главная среди них—воспитательная. В воспитательной функции директора школы центральное место занимает организация общешкольного воспитательного коллектива как основной содержательной формы целостности учебно-воспитательного процесса.

К моральному облику директора школы предъявляются высо­кие требования. Ему необходимо обладать человеческими нрав­ственными качествами и быть хорошим организатором, умело ре­гулирующим и направляющим взаимоотношения, деятельность де­тей и взрослых в коллективе. Педагогическая деятельность ди­ректора немыслима без нравственной чистоты, стремления к творческому труду, любви к детям, единства слова и дела, ини­циативы и ответственности, требовательности к себе и товарищам. Созданию нормального нравственного климата в общешкольном воспитательном коллективе активно способствуют такие человече­ские качества, как искренность, честность, прямота, сердечность, дружелюбие, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность. И детей, и взрослых привлекают в руководи­теле целеустремленность, увлеченность, контактность, обостренное чувствование и понимание другого человека, порядочность, трудо­любие, настойчивость, наконец,— гражданское мужество в слове и деле. Систематическое идейно-нравственное самосовершенство­вание педагога-директора придает высокий социальный смысл его организаторским способностям и талантам, не позволяет ему ска­тываться на позиции формализма, бюрократизма и делячества.

Возглавляя, организуя общешкольный воспитательный коллек­тив, опытные директора придерживаются соблюдения некоторых психологических правил, помогающих в решении педагогических проблем. Их суть в том, чтобы все члены коллектива были вов­лечены в активную работу, заняты полезным делом, озабочены необходимостью творческого и инициативного исполнения долга, прямых повседневных обязанностей. Это не оставит времени для безделья, праздномыслия, интриг, отравления моральной атмо­сферы. Важно, чтобы о делах коллектива все его члены были правдиво и полно информированы. Открытость и гласность созда­ют психологически устойчивое позитивное настроение, уверенность людей в своем положении, в уважении их человеческого достоин­ства. Директору необходимо быть выше собственных симпатий и антипатий, эмоциональных побуждений и руководствоваться толь­ко интересами дела, коллектива. Успех в отношениях приходит тогда, когда о людях, своих товарищах по работе он высказывается открыто, вслух, обосновывая справедливые суждения конкретными фактами и делами; когда умеет слушать людей, будь-то учитель, или ребенок — первоклассник. Его авторитет возвышается, когда подкрепляется простотой, доступностью, общительностью, большой требовательностью к себе, большей ответственностью, лучшей рабо­той и мудростью. Опытные директора никогда не пользуются ад­министративно-командными методами, не принимают обще интересных,

общеколлективных решений без опоры на общественное мнение, без поддержки учительских и детских общественных организаций. Соблюдение этих социально-психологических правил создает бла­гоприятный климат для включения детей и взрослых в много­образные воспитательные отношения, связи, зависимости, обеспе­чивающие нормальное функционирование коллектива.

Реализация воспитательной функции директора школы начина­ется с постановки ведущих целей — перспектив и общей органи­зации труда. Важнейшим видом труда для учащихся является ученье. В этой области система целей—перспектив охватывает большой диапазон: от стремления ребят к успеху на уроке, в кружке, в секции, до творческого самовыражения, самостоятель­ного решения учебных, трудовых, игровых задач. Широк диапазон перспектив школьников в области общественно полезного, произво­дительного труда. Трудовая деятельность связывается с возмож­ностью сделать добро собственными руками, принести пользу об­ществу, людям, создать красоту вещей и окружающей действи­тельности. Ребята стремятся также к личному успеху, закрепле­нию полезных умений и навыков, а также и к заработку для коллектива и личного потребления. Особое место в системе дет­ского труда, в выборе перспектив занимает творческая деятель­ность во внеучебной работе. В ней сосредоточиваются индивиду­альные интересы детей, развиваются их способности, дарования. Постановка целей-перспектив в этой области всегда связывается с радостью творчества, возможностью проявить свою индивидуаль­ность. Перспективы в различных видах деятельности обеспечивают тесное коллективное взаимодействие детей между собой.

К постановке коллективных целей-перспектив директор школы привлекает педагогов, родителей, общественность, представителей трудовых коллективов. Но прежде и больше всего возможность проявления инициативы в этом деле предоставляется самим детям. Поддержание сознания школьников в психологическом состоянии перспективной целеустремленности обеспечивается развитием де­мократических форм жизни: обсуждениями задач деятельности коллектива на собраниях; беседах с детьми о повседневных и жизненных целях; встречами с ветеранами войны и труда, ин­тересными людьми; стенной печатью. Директор планирует и конт­ролирует работу по постановке и реализации перспектив.

Так, директор Сахновской школы А. А. Захаренко и учителя' постоянно поддерживают у учащихся близкие перспективы хо­рошей учебы, интересных занятий в кружке, участия в соревно­ваниях, походах, экскурсиях. В качестве средних перспектив ста­вятся: подготовка к празднику, будущей поездке в летний лагерь, к участию в конкурсах. Коллектив школы видит и дальнюю перс­пективу в образе более счастливой жизни нашей страны.

И. П. Иванов считает, что школьников надо настойчиво учить искать дела — перспективы в самой жизни, в опыте других кол-1.Поташник М. М. В поисках оптимального варианта.—М., 1988.—С. 174—178. 149

лективов. В качестве формы таких поисков его воспитанники, используя опыт, сделали разведку дел и друзей по общему делу'. Цели-перспективы помогают сделать труд детей осознанным, при­влекательным, творческим, внешне и внутренне стимулированным.

В распоряжении директора школы несколько общих методов организации жизни и труда в коллективе: единые требования, соревнование, самообслуживание и самоуправление. Он возглав­ляет работу по созданию единых требований к учащимся и учи­телям. Требования охватывают вопросы распорядка и поведения на уроках, переменах, в мастерских, во время занятий кружков и секций, на базовом предприятии, в УПК, в строительном отряде, производственной бригаде и т. д. Вместе с общественными орга­низациями учителей и учащихся директор организует широкое обслуживание проекта, который согласуется с правилами для уча­щихся, правилами техники безопасности и другими документами. После утверждения единых требований общественными учениче­скими организациями вместе с учителями директор и органы уче­нического самоуправления контролируют их выполнение.

Общешкольное соревнование организуется по различным видам общественно полезного, организационного и производительного труда. Директор входит в общешкольный штаб, принимает участие в обсуждении хода и подведении итогов деятельности школьников, заботится о справедливом распределении мест, о предании глас­ности хода и результатов соревнования, следит за выполнением условий награждения победителей. Он обеспечивает равные воз­можности всем участникам борьбы, в которой победа достигалась бы только за счет лучшего труда, более добросовестного отноше­ния к делу, творческого поиска, высокой производительности и помощи соперникам по соревнованию.

В организации коллективного самообслуживания внимание ди­ректора сосредоточивается на побуждении каждого ребенка к до­стижению идеальной чистоты и красоты интерьера школы, на развитии в ребенке эстетического чувства, не позволяющего быть равнодушным к грязи и хаосу, стимулирующего к активной быто­вой деятельности. Он добивается, чтобы самообслуживание не ог­раничивалось одной уборкой помещений, включало подготовку детьми кабинетов к занятиям, обеспечение материалами кружков, студий, секций, бытовую работу школьника дома. Воспитательная эффективность самообслуживания зависит от того, насколько оно организуется и контролируется самими детьми, органами само­управления, насколько требовательно осуществляется учет и оцен­ка самообслуживающего труда в ходе соревнования. Директор следит, чтобы самообслуживание не свелось к трудовой повинно­сти, отработкам по заданиям и под контролем учителей.

Директор выступает как организатор тесных связей детского воспитательного коллектива с трудовыми коллективами, благо­даря чему школа становится частью социальной системы общества

Педагогический поиск.—М., 1987.—С. 390—391.

и усиливает свой воспитательный потенциал. Между школой и базовыми шефскими предприятиями, колхозами, совхозами уста­навливаются как трудовые, материальные отношения, так и ду­ховные: организуются совместные собрания и вечера, встречи и походы, митинги и обсуждения. Особое воспитательное значение приобретают контакты с учреждениями культуры, прежде всего с детскими музыкальными, художественными школами, с детскими, юношескими спортивными школами, внешкольными учреждения­ми. Директор школы, особенно с продленным днем, получает уни­кальную возможность обогатить и развить жизнь детского воспи­тательного коллектива за счет создания учебно-воспитательного комплекса, объединения материальной базы и коллектива своей школы с материальной базой и коллективом школ культуры и физвоспитания. Так, в ряде школ Белгородской области, благо­даря учебно-воспитательным комплексам, введены обязательные занятия хореографией и музыкой, а также добровольные (по ин­тересам)—другими видами искусства и спорта. Это активно влия­ет на способности детей, их духовное, общекультурное, интеллек­туальное и физическое развитие. В Ростовской области школьники ряда районов посещают центры эстетического воспитания, создан­ные на базе музыкальных школ и школ искусства, клубов и других учреждений культуры. Таким же центрам эстетического воспита­ния в ряде регионов стали клубы, музеи, театры, учебно-произ­водственные комбинаты.

Директора играют активную роль в установлении контактов между школьными воспитательными коллективами. По инициативе ученических организаций проводятся совместные смотры техниче­ского и художественного творчества, походы по местам боевой и трудовой славы, организуются благотворительная помощь населе­нию, спортивные игры и соревнования, создаются производствен­ные бригады и строительные отряды. Директор обеспечивает связи школы с различными обществами: Российским и детским фондом, Фондом культуры, спортивными обществами, обществами книго­любов, филателистов, рыболовов, техников и рационализаторов, охраны природы и др. Он имеет широкий выбор контактов с кол­лективами вузов, техникумов и ПТУ, близлежащих предприятий, научных учреждений, с воинскими частями, театрами, творческими союзами, музеями, библиотеками, артелями народных художест­венных промыслов. Особое место в общественных связях детских коллективов занимает взаимодействие между школами государств содружества и зарубежных стран.

Одной из главных забот директора является самоуправление в общешкольном воспитательном коллективе. Сложность заключа­ется в том, что самоуправление школьников не предполагает пре­доставление их самим себе. Дети по-настоящему чувствуют само­стоятельность, ощущая поддержку, взаимодействуя с педагогами. Директор для детей не начальник, пользующийся командно-адми­нистративными методами, а старший товарищ, более опытный и специально подготовленный человек, носитель идеалов гуманизма.

Он обсуждает с детьми ведущие цели-перспективы и вырабаты­вает наиболее рациональные пути их осуществления. Работает вместе с ученическим комитетом: подтверждает, обсуждает, кри­тикует решения и планы работы его комиссий, непосредственно участвует вместе с органами самоуправления в организации и осуществлении наиболее крупных и ответственных событий, дел, мероприятий. Вместе с председателем учкома, его членами он проводит общешкольные линейки, высказывает свое мнение при подведении итогов соревнования, обсуждает результаты дежурст­ва, привлекает представителей общественных организаций, учкома для работы в самоуправлении школой, проводит объединенные заседания педагогического совета и учкома в целях обсуждения таких общих вопросов, как состояние порядка и дисциплины в школе, условия и эффективность общественно полезного и учебного труда, материальная база и оформление школы, шефская работа. Директор, как и все педагоги школы, принимает участие в учебе актива ученического самоуправления, контролирует процесс его обновления и смены, использует органы ученического самоуправ­ления как для решения практических вопросов организации жизни, так и для развития индивидуально-личностных свойств, социальной активности, организаторских, общественных навыков у всех детей.

Таково главное содержание воспитательной функции директора школы, которой подчинены все остальные функции и в свете ко­торой эти остальные приобретают педагогический смысл.

Первым помощником директора школы в организации жизни воспитательного коллектива, заместителем по положению, являет­ся организатор внеклассной и внешкольной воспитательной рабо­ты. В его деятельности вычленяются три функции. Первая — ди­агностическая. Организатор анализирует и обобщает ход воспита­тельной работы в школе. Особое внимание уделяется диагностике общего состояния системы деятельности детского коллектива и качества воспитательного влияния на детей. Собирается инфор­мация о выполнении планов воспитательной работы, о степени вовлеченности в активную жизнь всех школьников, о настроениях ребят, их особенностях, интересах и увлечениях. Организатор вни­мательно изучает состояние общественного мнения в коллективе, насколько правдиво и искренне проявляют себя ребята в школь­ных делах и отношениях, как у них складываются взаимоотноше­ния между собой, с учителями и родителями. Эта информация о реальном ходе целостного воспитательного процесса необходима организатору для повышения эффективности своей методической работы с учителями, классными руководителями, воспитателями групп продленного дня. В рамках диагностической функции орга­низатор изучает работу всех воспитателей, обсуждает качество организуемых дел и их воспитательную результативность. Учет и контроль за ходом воспитательной работы осуществляется в со­держательно-методическом плане.

Центральная функция — организаторская. В нее входит пла­нирование всей внеурочной воспитательной работы школы. Ор-

ганизатор планирует исходя из направлений, связанных с учебой, познавательной деятельностью школьников, с общественно полез­ным трудом, техническим и художественным творчеством, физкультурно-спортивной работой. В соответствии с направлениями, воз­можностями учителей и воспитателей организатор расставляет кадры, обеспечивает материальную базу, определяет режим ра­боты кружков, секций, студий, время и место осуществления круп­ных мероприятий. Он взаимодействует с детскими общественными организациями, ученическим самоуправлением, одновременно обу­чая их и стимулируя активную самодеятельность. Перед детьми организатор выступает как старший товарищ, советчик, автори­тетный педагог, справедливый, увлеченный и требовательный, творческий человек, ведущий детей дорогами содержательной и интересной жизни.

Координирующая функция организатора заключается в нала­живании связей и взаимодействия между учителями, классными руководителя, воспитателями. Он оказывает и методическую по­мощь, знакомит с литературой и передовым опытом,.добивается единства взглядов и действий всех педагогов, включая весь тех­нический персонал школы, руководителей производительного тру­да старшеклассников. Большое значение имеет координация дей­ствий воспитателей школы с родителями как в плане просвещения родителей, так и привлечения их к воспитательной работе в школе.

Объектом координирующей деятельности организатора являет­ся налаживание взаимодействия между детскими организациями, классными коллективами, кружками и студиями, производствен­ными бригадами, спортивными и самодеятельными объединения­ми. Он устраивает встречи, совместные собрания, мероприятия, позволяющие обмениваться опытом, духовно обогащаться, укреп­лять дружбу. В зону координации организатора входит и налажи­вание взаимодействия с внешкольными учреждениями: Домами и Дворцами школьников, школами системы Министерства культуры, объединениями по месту жительства, трудовыми коллективами, комиссиями Советов народных депутатов, детскими комнатами ми­лиции. В результате организационно оформляется и закрепляется целостность учебно-воспитательного процесса. Директор школы и организатор внеклассной и внешкольной работы, взаимодействуя и дополняя друг друга, решают стратегические и тактические задачи организации и жизнедеятельности детского воспитательно­го коллектива.

СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ, ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель лишь частично непосредственно орга­низует детскую жизнь и деятельность. Значительно большую роль в этом смысле играют родители, учителя-предметники, наставники, мастера, руководители кружков, секций, студий, организующие быт, учебный и общественно полезный труд, общественную дея-

тельность, туризм, краеведение, техническое и художественное творчество школьников. Классный руководитель отвечает за со­держание воспитательного процесса, его соответствие целям гума­нистического демократического воспитания и активность участия в нем детей. Для этого необходима диагностика, достаточно полная осведомленность воспитателя об участии ребенка в различных видах деятельности, 'его отношениях в группах, характере и со­держании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе этой информации, по­лучаемой от самих детей, от непосредственных организаторов их жизни, классный руководитель контролирует состояние воспита­тельных отношений, дает советы, вносит педагогические коррек­тивы в течение жизни.

Важной задачей классного руководителя по обеспечению цело­стности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности, и налаживания взаимоотношений четырех ведущих коллективов: детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском коллективе классный руководитель способствует организации уче­нического самоуправления, установлению деловых отношений от­ветственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимной требова­тельности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справед­ливости. С коллективом учителей, работающих в классе, классный руководитель обменивается информацией, договаривается о еди­ных действиях, требованиях и совместных формах работы. Взаи­модействия с родительским коллективом строятся на обмене ин­формацией, единстве требований, осуществлении родительского пе­дагогического всеобуча, участии родителей в отдельных формах педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым кол­лективом организуются как шефские, деловые и свободного об­щения.

Непосредственное общение с детьми, идейное, духовно-ценност­ное влияние на них требует от классного руководителя повышен­ного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных ка­честв и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся пе­ревести внешние социально-ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных ре­зультатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и муже­ство. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ре­бенок из объекта воспитания превращается в его субъект. Меха­низмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности; осознание ее целей, требований, перспектив; познание в ее процессе своих сил и возможностей;

преодоление (самопреодоление) своих слабостей и осуществление самовоспитания. Классный руководитель, анализирующий вместе

с учащимися общественную жизнь, процесс их становления как личностей, формирования их мировоззрения, творческих способно­стей, предстает перед ними в качестве мыслителя, помогающего активно участвовать в становлении собственной личности, разви­тии и организации поведения.

Сущность педагогической деятельности классного руководителя определяет основные функции его воспитательной работы. Орга­низаторская функция состоит в активном содействии классному самоуправлению, развитию детской самодеятельности. Идейно-вос­питательная функция проявляется как аналитико-обобщающая. Необходимость налаживать взаимодействие четырех коллективов (учащихся, учителей, родителей, общественности) подчеркивает значение функции координационно-информационной. Важность не­посредственного доверительного контакта с детьми в целях свое­временного снятия психических напряжений делает актуальной психологическую функцию. Стимулирующе-тормозящая функция дает возможность активизировать общественно ценную деятель­ность детей и приостанавливать негативную. Импровизационно-творческая функция обеспечивает классному руководителю повы­шенную контактность, эффективность общения, целенаправленного взаимодействия с детьми.

К выбору форм работы классный руководитель подходит твор­чески, с учетом условий жизни школы, возможностей и особенно­стей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать. Планируемые им формы, различного содержания «классные ча­сы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспита­тельный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании детей, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к на­носному, чуждому, вредному.

Рассмотрим в общих чертах сущность и структуру наиболее актуальных форм работы классного руководителя.

«Час знаний и убеждений» посвящается анализу складываю­щихся у учащихся мировоззренческих представлений, политиче­ских, нравственных, эстетических идеалов, ценностных ориентаций. С учетом освоенного школьниками учебного материала, знания текущих общественно-политических событий, новых явлений в на­уке и искусстве классный руководитель с ребятами определяет тему собеседования, обсуждения, диспута. По избранной теме го­товятся сам воспитатель и все учащиеся. Школьники выступают с сообщениями, задают вопросы, высказывают суждения и убеж­дения. В ходе обсуждения классный руководитель делится своими соображениями. В заключительной части «Часа» он высказывает свои суждения, оценки знаний, соображений, взглядов, убеждений ребят, дает им четкое представление о том, что ими хорошо ус­воено, над чем надо работать, какие нравственные, эстетические взгляды необходимо переосмыслить. Сегодня, когда в политике, экономике, общественных науках, искусстве происходит переоцен-

ка многих ценностей, вся эта аналитическая и оценочная работа воспитателя приобретает особый смысл и значение.

Во время «Часа труда» дети активно обсуждают доступные их пониманию вопросы перестройки экономической жизни страны, а также практику собственных трудовых отношений в коллективе. «Час труда» может превращаться в своеобразное производствен­ное совещание, на котором обсуждаются вопросы организации труда старшеклассников, качества продукции, отношения ребят к делу, распределению заработанных средств. Если «Час труда» по общим экономическим вопросам может быть организован как се­минар, то по трудовым отношениям в коллективе — как собрание или совещание, посвященное назревшим актуальным вопросам, противоречиям и конфликтам.

«Час коллектива» представляет собой своеобразную форму со­брания коллектива класса. На нем ставятся и осмысливаются актуальные проблемы жизни общешкольного и классного коллек­тивов, состояния самоуправления, выполнения общественных по­ручений, коллективных отношений, поведения отдельных ребят. Вместе с активом класса воспитатель выявляет назревшую тему, изучает положение дел. Все ребята специально готовятся к вы­ступлениям: изучают положительный опыт и недостатки. В течение «часа» проводится свободная дискуссия, формируются основные выводы и решения, выдвигаются темы и вопросы для очередного «Часа коллектива». Когда «Час коллектива» проходит как отчет­ное общее собрание, с ответами выступают уполномоченные и ответственные по видам деятельности: староста, культорг, хозорг, физорг, редактор стенгазеты, турорг. Обсуждаются и результаты соревнования, дежурства по школе, организации самообслужива­ния, проведения вечеров, походов, физкультурных и спортивных мероприятий. Во время всех дискуссий классный руководитель выражает свое мнение в тактичной, ненавязчивой форме. Заклю­чительным моментом «Часа коллектива» является выражение об­щественного мнения: принятие согласованного решения, обраще­ния, рекомендаций, пожеланий.

«Час творчества» организуется как подведение итогов работы учащихся класса в кружках, хореографических, изобразительных, музыкальных студиях, школах искусств, на станциях техников и юннатов, в клубах, а также дома. Он предоставляет возможность каждому ребенку или группе детей проявить себя, показать, на что способны, услышать мнение о результатах своего творчества, узнать о себе что-то новое и самоутвердиться. Это позволяет клас­сному руководителю активно влиять на духовный мир детей, на формирование их художественно-эстетических представлений, ми­ровоззренческих убеждений. «Час творчества» лучше всего органи­зовывать тематически: целиком посвящать либо научно-техниче­скому творчеству; либо отчету классного вокально-инструменталь­ного ансамбля; либо поэзии; либо выставке рисунков, изделий прикладного характера, коллекций; либо творческим играм. За­благовременно классный руководитель и дети договариваются о

теме «часа», ведут к нему подготовку. В общей его структуре обязательными элементами являются: а) показ умений, поделок, моделей, рисунков — всего самостоятельно сотворенного; б) обсу­ждение результатов творчества, высказывание оценок, советов, су­ждений, рекомендаций по дальнейшему совершенствованию навы­ков, умений, мастерства.

«Час семьи» по содержанию направлен на осмысление опыта семейной жизни. Школьники осуждают примеры жизни семей, в которых росли выдающиеся личности. Перед ними выступают ин­тересные люди, их собственные родители, а сами дети рассказы­вают о своем отношении к папам и мамам, другим членам семьи, к бытовому труду, к духовному общению в семье. Классному руководителю важно разобраться в том, какие представления о жизни черпают дети в семье, как соотносят их с теми, которые приобретают в школе, в общественных организациях, из источни­ков массовой информации. Классный час может быть посвящен и проблемам улицы. Детям надо предоставить возможность активно обсуждать свою жизнь во дворе, в неформальной группе. Сколько времени у ребят занимает улица, с кем они дружат, во что играют, какова атмосфера, содержание отношений и общения.

Таким образом, классный руководитель, посредством основных форм своей работы с детьми, превращается в мозговой политико-синтетический центр системы воспитания. Он оказывает ребенку решающую педагогическую помощь в осознании им процесса соб­ственной жизни и деятельности, что превращает его в активного и сознательного субъекта воспитания.

План работы классного руководителя является оперативным конкретным документом, способствующим организации целостного воспитательного процесса.

Структура плана определяется основными видами его идейно-организаторской деятельности. В плане находят отражение обще­школьные мероприятия, в которых участвует классный воспита­тельный коллектив, работа с самим классным и взаимодействую­щими коллективами. Основными разделами плана могут быть: общешкольные мероприятия; работа с коллективом учащихся; ра­бота с коллективом учителей; работа с коллективом родителей; работа с коллективом трудящихся базового предприятия. План составляется на четверть.

В разделе общешкольных мероприятий фиксируется время их проведения, степень и формы участия в них учащихся класса, намечаются ответственные. Раздел: «Работа с первичным воспи­тательным коллективом» составляет центральное звено плана. В нем планируются классные часы, участие воспитателя в делах детского коллектива: общественно полезном труде, дежурстве, ди­скотеке, экскурсиях, праздничных вечерах и походах. Раздел: «Ра­бота с учителями, преподающими в классе» включает мероприятия по обмену взаимной информацией, совместной выработке реко­мендаций относительно совершенствования знаний, умений и на­выков школьников, осуществления индивидуального подхода к ним

в процессе обучения. Раздел: «Работа с коллективом родителей» планируется на основе устоявшихся апробированных форм взаи­модействия. Среди них родительские собрания, индивидуальные доверительные беседы классного руководителя с родителями, встре­чи родителей с учителями-предметниками. Раздел: «Работа с кол­лективом базового предприятия» включает встречи классного ру­ководителя с трудящимися, посвященные реформе школы, ее роли в стратегии ускорения, воспитательным возможностям трудовых коллективов; совместные мероприятия трудящихся и школьников, посвященные особенностям технологии современного производства, экономической реформе, трудовым традициям коллектива, новым формам организации труда, производственной и бытовой дисциплине.

Таким образом, эффективное выполнение классным руководи­телем своих функций, активное использование форм работы и четкое планирование дает возможность включения всех школьни­ков в целостный учебно-воспитательный процесс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1026; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.014 с.)