Педагогические функции, стадии и механизмы становления детского воспитательного коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические функции, стадии и механизмы становления детского воспитательного коллектива



Главной функцией детского воспитательного коллектива явля­ется введение детей в систему общественных отношений и органи­зация накопления ими опыта этих отношений. Детский коллектив аккумулирует основные черты и требования жизни общества. Он дает детям практический опыт «присвоения» существующих в об­ществе многообразных общественных отношений, особенно за счет их взаимодействия с коллективами взрослых. Трудовые коллекти­вы являются основной общественной питательной средой развития общественной и нравственной жизни детского коллектива.

Вторая функция детского воспитательного коллектива заклю­чается в том, что он является основной формой и фактором орга­низации детской деятельности: учебной, трудовой, общественной, игровой. В процессе выполнения детьми главных видов деятельно­сти: учебной, трудовой, игровой, общественной — в коллективе фор­мируются деловые отношения по типу деловых отношений обще­ства. Отношения деловой зависимости, ответственности, контроля, взаимопомощи, руководства, подчинения и требовательности явля­ются основными, тем необходимым организационным каркасом всякого коллектива, благодаря которому достигается эффектив­ность процесса коллективного воспитания. На этой основе между детьми развиваются многосторонние отношения дружбы, товари­щества, человеческой симпатии, доверительного общения, товари­щеского взаимодействия. Чем крепче и четче организационно-де­ловая структура коллектива, тем лучше условия для создания в нем высоконравственной атмосферы, здорового морального

климата.

Для организации и выполнения различных видов деятельности в коллективе создаются органы взаимодействия, руководства, под­чинения, управления. Все дети учатся выступать как в роли ор­ганизаторов, так и исполнителей. Организационная структура кол-

 

 

лектива становится орудием формирования деловых качеств, сред­ством воспитания и всестороннего развития личности ребенка. Она действует и воспринимается всеми как форма делового сотрудни­чества.

Третья функция делового воспитательного коллектива состоит в том, что он всем комплексом межличностных деловых, эмоцио­нальных, дружеских отношений формирует моральную сущность личности, ее нравственно-эстетическое отношение к миру и к самой себе. Отражая и преломляя в себе все общественные отношения, личность на этой основе развивает свои материальные и духовные потребности, формирует мотивы поведения и деятельности. Эгоизм, равнодушие отражают систему антигуманных отношений, форми­рующую в определенной социальной среде привычное антиобще­ственное сознание. Воспитание коллективиста требует задействованности ребенка в системе коллективистических отношений, со­здающих неисчерпаемые возможности для проявления им гумани­стических качеств. Богатство коллективистических отношений создает нравственное богатство личности, участвующей в них. Кол­лективизм есть результат постоянного активного участия разви­вающейся индивидуальности в системе коллективистических отно­шений. В сознании школьников складывается система привычного коллективистического сознания, коллективистических действий и привычных эмоционально-психических состояний. Эта система оп­ределяет ведущий строй мотивов деятельности формирующейся личности. Ее несформированность порождает хаос и случайность в потребностно-мотивационной сфере детей, импульсивность и не­предсказуемость поступков.

В практике нередко приходится сталкиваться с таким явлени­ем, когда ребенок, живя и действуя в коллективе, проявляет черты эгоизма. Они порождаются плохой организацией, в которой про­бивают себе дорогу ловкие неофициальные лидеры, преследующие эгоистические цели. Отрицательно сказывается и то, что некоторые школьники на все время своего пребывания в коллективе из­бираются ответственными председателями, звеньевыми, староста­ми. Это обрекает ребенка на односторонность в общественном развитии и дает ему основание рассматривать себя в качестве незаменимого должностного лица, превращает в маленького бю­рократа и подталкивает к использованию данных ему прав в личных целях.

Четвертой функцией детского коллектива является его способ­ность оказывать эффективное педагогическое воздействие на от­дельную личность или группу детей, корректировать и регули­ровать их поведение и деятельность. Органическая связь с жизнью общества, стремление к достижению целей и разнообразие нрав­ственных отношений позволяют сформировать общественное мне­ние коллектива как тончайший и чуткий по отношению к отдельной личности инструмент педагогического воздействия. В основе обще­ственного мнения детского воспитательного коллектива лежит об­щественный интерес к делам, успехам и неудачам коллектива,

общественный интерес к личности, ее положению в обществе, ее радостям и огорчениям. Ребята очень нуждаются во внимании, понимании, сочувствии, поддержке, поощрении со стороны своих товарищей. Все это дает им общественное мнение в хорошо организованном воспитательном коллективе. Его эффективность, фор­мы проявления и сила воздействия зависят от качественного со­стояния деятельности и взаимодействия, уровня развития и харак­тера отношений. Педагогическое воздействие в коллективе и с помощью коллектива имеет целью достижение положительного результата в поведении, организации и деятельности детей. Па­раллельным же результатом всегда является позитивное нрав­ственное изменение личности.

Воспитательный коллектив в своем становлении и развитии •проходит несколько стадий, в которых по-разному проявляются сущность и способы педагогического воздействия на личность.

Первая стадия характеризуется борьбой коллектива за свое самоутверждение. В процессе содержательной деятельности появ­ляются первые признаки сплоченности, формируются организаци­онные структуры. Характерным является возникновение проти­воречий между интересами коллектива и отдельной личности. В целях укрепления и самоутверждения, накопления материаль­ных и духовных ресурсов коллектив прибегает к дисциплинарным требованиям, к постановке коллективных интересов впереди и вы­ше личных стремлений и желаний отдельных детей.

Игнорирование желаний отдельных членов коллектива в ин­тересах успешного завершения общего дела создает большие слож­ности. Однако необходимость укрепления в детях коллективного интереса, сплоченности, налаживания делового взаимодействия пе­дагогически оправдывает возникновение конфликтов, требует так­тичного их разрешения. Самоутверждение через преодоление противоречий — нормальный путь движения коллектива к новому качественному состоянию, к более гармоничному взаимодействию личных и общих интересов. Коллектив накапливает материальные и духовные возможности, развивает в детях ответственность, чув­ство солидарности, дисциплинированности, приводит в движение систему коллективных нравственных отношений.

Вторая стадия развития воспитательного коллектива харак­теризуется полнотой проявления его основных функций. Главная цель коллектива — развитие, удовлетворение многообразных пот­ребностей, интересов каждого отдельного индивида, взаимообога­щение личностей в процессе деятельности, общения, отношений. Возникает ситуация, делающая сам коллектив и весь процесс его жизни гармоничными, а педагогические взаимодействия — активно способствующими расцвету свободной индивидуальности и твор­ческой личности. Качественно меняется функция педагогического взаимодействия. На начальной стадии их смысл был в торможении неправильного поведения отдельных школьников, в развитии у них умения подчинять свои стремления и желания интересам коллек­тива, согласовывать их с нуждами коллектива. Вторая стадия

 

 

характеризуется позитивностью педагогического взаимодействия, стимулирования, побуждения к активной, особенно творческой де­ятельности в интересах коллектива и развития собственной личности;

Таким образом, от борьбы за утверждение общеколлективных интересов в целях укрепления, развития воспитательного коллек­тива, к выдвижению на первый этап задач по формированию всесторонне развитой личности, ее способностей и дарований — таков диалектический путь превращения коллектива в эффектив­ное средство, фактор воспитания. Коллектив и его дисциплинирую­щее влияние являются целью педагога в период превращения его в инструмент воспитания. Когда же начинается полноценное функ­ционирование всех его систем, коллектив становится основной со­держательной формой целостного учебно-воспитательного процес­са, ядром воспитательной системы, мощным фактором и сред­ством воспитания, всестороннего развития личности каждого ре­бенка.

Становление воспитательного коллектива, управление его раз­витием невозможно без глубокой и всесторонней диагностики. Пе­дагогу и самим детям нужно хорошо знать, что представляет собой каждый ребенок: каковы его потребности, интересы и способности, отношения с миром, что ему нужно и какие средства коллектив может дать для его развития. Важно также знать и осознавать, в каком состоянии находится коллектив.

Стадии развития коллектива являются результатом педагоги­ческих усилий, сознательного использования законов формирова­ния коллектива. А. С. Макаренко открыл закон необходимости развития, движения коллектива вперед. Детский коллектив как система жизни детей и их отношений не может застывать на одном месте. Если жизнь в коллективе малоинтересна, изо дня в день повторяются серые будни, нет увлекательных дел, формирующих общие стремления и интересы, отсутствует общая организация труда, коллектив будет распадаться, разлагаться, дети начнут искать удовлетворения своих разобщенных потребностей на стороне.

Движущей психологической силой развития коллектива и од­новременно методом его организации является перспектива. В ней выражается совокупность культурных и материальных потребно­стей человека или коллектива, уровень развития, их моральный облик. Под воспитательной перспективой имеются в виду обще­ственно значимые задачи, цели, дела, отвечающие потребностям развития личности, группы детей, коллектива, стимулирующие де­ятельность, соответствующие возрастным, индивидуальным особен­ностям школьников.

Перспективы характеризуются: увлекательностью дел, основан­ных на непосредственном и опосредованном детском интересе;

общественно полезной ценностью задач, целей, конкретных дел и их связанностью с трудом и жизнью народа; четкой организацией деятельности, направленной на достижение перспективы, педаго­гической целесообразностью, воспитанием у учащихся высоких мо­ральных качеств.

Задача педагога заключается в том, чтобы организовать сис­тему перспектив, увлекательной деятельности, отношений, восхож­дение коллектива от решения одной задачи к другой. В практике педагогической работы перспективами становятся различные тру­довые дела, борьба в соревновании, помощь подшефным органи­зациям, походы и экскурсии, спортивные состязания, праздники, творческие отчеты студий, ансамблей, кружков. Перспективы вы­двигаются как по инициативе детей, так и педагогов. Организация движения к перспективе включает в себя: обсуждение планов, проектов, предложений и практическую работу, направленную на реализацию перспективы. В этой деятельности осуществляется на­лаживание связей, сплочение воспитательного коллектива. Разум­ное распределение поручений между всеми членами коллектива — основной путь вовлечения детей в активное и творческое выпол­нение увлекательного перспективного дела.

В качестве педагогического закона и метода организации, ук­репления и развития коллектива выступают единые педагогиче­ские требования к школьникам. В начале организации воспита­тельного коллектива, когда в среде ребят образуются новые то­варищеские деловые и дружеские связи и отношения, все основные педагогические требования и импульсы исходят от педагога. Он— полномочный представитель общества в детской среде, носитель передовых общественных идеалов демократии, гласности, специ­ально подготовленный к педагогическому труду. Выполнение школь­никами общественно ценных единых требований закрепляет пер­вые успехи в их совместной деятельности, углубляет дружеские связи, формирует жизненный опыт, необходимые привычки нрав­ственного поведения и взаимоотношений в коллективе. Когда по­являются первые успехи в борьбе за достижение перспектив, дети проникаются верой в стремление педагога сделать их жизнь ра­достнее и интереснее, многие ребята проявляют инициативу и активность. Наступает время перехода к усложнению содержания жизни коллектива, совершенствованию организации новой стадии отношения к единым требованиям. Часть функций по предъявле­нию педагогических требований в коллективе передается активу. Своим авторитетом педагог поддерживает требования активистов. В организации различных дел и контроле за выполнением обще­ственных поручений принимают участие все больше ребят, под­держивающих воспитателя и актив. Решающей силой нравствен­ного воспитания детей становится общественное мнение самого коллектива. Достижение этого уровня отношений свидетельствует о высшей стадии развития единых педагогических требований в коллективе. Активное выражение школьниками общественного мнения ведет к тому, что каждый ребенок приучается предъявлять требования к самому себе на фоне общих требований коллектива.

Центральным звеном в становлении школьного воспитательного коллектива является ученическое самоуправление. В условиях раз­вития демократии в школе возможны две взаимодействующие си­стемы самоуправления. Одна — как звено государственно-обще-

ственного управления школой — школьное самоуправление. В его различные органы входят учителя, учащиеся, родители, предста­вители базовых предприятий и общественных организаций. (О его сущности будет сказано при рассмотрении воспитательных функ­ций директора школы как главного организатора единого школь­ного воспитательного коллектива). Другая система—собственно ученическое самоуправление как самодеятельная организация дет­ской жизни. Через него и с его помощью школьники входят в школьное самоуправление и решают свои собственные проблемы:

активного усвоения знаний, организации общественно полезного труда, порядка в школе, развития внеклассной работы и здорового досуга. В нем принимают участие буквально все учащиеся школы, оно защищает и обеспечивает права каждого. Оно формирует гражданственность, приучает детей к гласности, демократическому решению вопросов и социальной справедливости. В результате детского творчества ученическое самоуправление может приоб­ретать самые разнообразные формы. Учащимся важно дать ре­альные права в школе; взять школу на сохранность, знать бюджет, пополнять его, учиться экономному расходованию средств. Детей надо вовлекать в планирование и организацию учебно-воспита­тельного процесса, давать большие возможности высказывать мне­ния о работе учителей и поведении своих товарищей.

Высшим органом ученического самоуправления является обще­школьное собрание или ученическая конференция выборных пред­ставителей. На них заслушивают отчеты о работе органов само­управления, составляют наказы, избирают органы управления. Ис­полнительным органом ученического самоуправления является ученический комитет (учком, совет старост, совет командиров) и его комиссии. Наиболее крупные общешкольные мероприятия: об­щешкольное соревнование, участие школы в районных или го­родских мероприятиях, работа в колхозах, общешкольные вос­кресники, праздники и дни отдыха учком проводит совместно с общественными организациями. Учком отвечает за состояние ус­певаемости, порядок и дисциплину, дежурство и чистоту, приле­жание и активность учащихся в школьных делах. Практическое руководство жизнью коллектива учком осуществляет с помощью комиссий, занимающихся организаций того или иного конкретного участка в жизни школы. Количество комиссий и направление их работы зависят от уровня развития коллектива, содержания его жизнедеятельности, наличия реальных дел и нужды в управлении ими. Вот почему в разных школах число их неодинаково. Органи­зуются такие комиссии, как культурная, производственная, хозяй­ственная, стенной печати, шефская, туристская, досуговая и дру­гие. В комиссиях работают ребята, организующие данное дело в своем классе.

Коллективным органом самоуправления в классе является классное собрание. На нем избирается староста, входящий в со­став школьного учкома. Для школьника избрание старостой по­четное и ответственное поручение. Староста следит за успеваемо-

стью, прилежанием учащихся, организует дежурство в классе и по школе, когда дежурит класс, координирует работу классных организаторов — культоргов, физоргов, туроргов, хозоргов, стенга­зеты.

Вовлечению всех учащихся в активную жизнь общешкольного коллектива способствует трудовое соревнование. Различные груп­пы школьников участвуют в соответствующих их возрасту и ин­тересам формах соревнования: работа на предприятиях, стройках, в колхозах.и совхозах, на пришкольном участке, сбор макулатуры, тимуровская благотворительная работа, шефская помощь до­школьникам. Соревнование стимулирует деятельность, развивает инициативу, укрепляет коллективные связи и зависимости.

Эффективным средством формирования воспитательного кол­лектива является посильное участие школьников в самообслужи­вании. В процессе его организации учитываются возрастные осо­бенности детей, не разрешается допускать перегрузки и безала­берность.

Важную роль в жизни детского воспитательного коллектива играют традиции. А. С. Макаренко считал, что ничто так не скре­пляет коллектив, как традиция. Традиция в детском коллективе проявляется как установившийся, поддерживаемый всеми обычай. Они возникают в процессе трудового соревнования между класса­ми; в ритуалах организации, проведения и подведения итогов де­журства по школе; в отношениях сотрудничества с базовым пред­приятием, колхозом, совхозом, с другими школами и ПТУ; в про­ведении физкультурных соревнований, смотров художественной са­модеятельности, вечеров, походов, встреч с ветеранами войны и труда; в чествовании ребят, добившихся успехов в учебе, труде, техническом или художественном творчестве, на конкурсах и олим­пиадах.

А. С. Макаренко открыл закон параллельного педагогического действия в коллективе. В интересах дела (учебы, общественно полезного труда) педагог предъявляет требования всему коллек­тиву, апеллирует к его общественному мнению. Первичный кол­лектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый школьник чувствует себя ответственным перед ним.

Большое значение для морального климата, самочувствия детей в коллективе имеет педагогически оправданный тон и стиль отно­шений. Интересная, радостная жизнь рождает у школьников бод­рое, оптимистическое настроение, творческую активность, делови­тость, постоянную готовность к действию. Каждый школьник ис­пытывает гордость за такой коллектив, в нем формируется чувство собственного достоинства. Он чувствует себя в таком коллективе свободным, равноправным и защищенным членом. Он имеет воз­можность смело критиковать своих товарищей, требовать от них выполнения общественных поручений.

Для того, чтобы успешно воспитывать ученический коллектив, педагогу необходима систематическая диагностика его состояния, самочувствия детей в нем. А. С. Макаренко считал, что воспита-

тель обязан знать, как относится воспитанник к своему учреж­дению, хочет ли активно участвовать в улучшении его жизни или настроен по отношению к нему враждебно и у него преобладают какие-то эгоистические, асоциальные перспективы. Воспитателю необходимо знать, как представляет себе ребенок свое место в коллективе, не преобладают ли у него желания лишь к сегодняш­нему развлечению и удовольствию без учета коллективных интере­сов. Нужно знать, отчего это происходит, чтобы вовремя усилить работу по воспитанию разумных потребностей и педагогических ценных перспектив. Опытные педагоги следят за тем, как обстоят дела у ребенка с учебой. Это сильно влияет на его настроение, отношение к коллективу, в целом к школе. Особенно важно хорошо знать о возникающих у детей личных проблемах и помогать в их решении, в приведении в состояние гармонии личных и общих интересов.

Функционирование детского воспитательного коллектива как целостной системы обеспечивает активное действие важнейшего механизма формирования личности — воспитательных отношений. Они оказывают решительное влияние на воспитание у детей сис­темных коллективных нравственных качеств, мотивов и стимулов поведения, потребностей и интересов. Исходя из этого, в целях диагностики состояния коллектива могут быть установлены сле­дующие критерии его формирования. Организационный критерий требует наличия общей цели — перспективы развития коллектива;

общего труда (учебного, производительного), общественно полез­ного и общей его организации; взаимосвязи общешкольного с тру­довыми коллективами страны; развитой системы самоуправления;

единой идейно-политической позиции. Качественный критерий пред­полагает ряд косвенных показателей: качество успеваемости; про­изводительность труда; эффективность соревнования; конфликтность в отношениях; эстетика поведения и интерьера; социальная активность. Нравственный критерий проявляется в нравственно-психологическом климате коллектива и психологическом состоянии каждой детской личности: ее целеустремленность; мажорное эмо­циональное состояние; защищенность в коллективе; творческое от­ношение к делу, индивидуальность; дисциплинированность и ответ­ственность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.23.157.16 (0.126 с.)