![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика детского коллективаСодержание книги
Поиск на нашем сайте ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3 ЭТАП РЕФЛЕКСИВНО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Закончилась лагерная смена. Пришло время подводить итоги.
Поощрения и награды отряда и вожатого ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные педагогические находки _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Предложения студента По организации летней педагогической практики 1. Администрации лагеря: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Колледжу: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь - справочник Авторитет отряда – «продукт скоропортящийся». Создать трудно, но можно. Удержать – главная трудность. Авторитет имеет авторов - детей. Каждый – искра, вместе – пламя. Создается ответственность всех за все. Успех делится на всех членов коллектива, поражение тоже. Успех укрепляется делами, полезными обществу, интересными персонально любому. Слагаемые авторитета: сохранение гуманитарных традиций прошлого; постоянный поиск нового; взаимозащищенность; интерес друг к другу; отсутствие ревнивого соперничества между звеньями; группами; присутствие здоровой состязательности; взаимозаменяемость; творчество во всем; красочная дисциплина; яркая эстетика жизни детского коллектива; «звездность» каждого ребенка.
Анализ - коллективное обсуждение прожитого дня, выполненного дела, объективная оценка участия каждого ребенка в делах коллектива, открытость и сравнимость мнений.
«Взрыв» - столкновение позиций, открытое обсуждение полученных данных и точек зрения, замыслов и предложений. Выдвижение и защита всех фантастических идей. Проведение в жизнь нестандартного дела, ситуаций, которые меняют жизнь ребят в лагере («взрыв» - термин А. С. Макаренко).
Выбор - это многовариантность; во всем: в структуре отряда, в его деятельности, в системе форм самоуправления и поручений. Пусть будут разные способы построения отрядов и разные места их существования и деятельности. Пусть будут одновозрастные, разновозрастные, профильные и даже клубные отряды. Выбор – это право ребят самим давать отряду название, придумать программу дела, в которую никто не вмешивается, например организация игро - дискотеки.
Гласность - отсутствие запретных тем в детском коллективе. Неприятие мертвых слов, анонимно-ничьих и потому удобных своей бесплодностью. Неприятие всего бессмысленного и «мифологического», абстрактно-благообразного. Противопоставление магии заклинаний – реалистических, проверенных опытом идей и положений.
Демократизация - это отношения детей, их наставников на основе дружбы и взаимопонимания. Это способность каждого ставить себя на место другого. Это сплав уважения и требовательности, опора на честное коллективное мнение, доверие и контроль каждым самого себя, это даже право на существование позиций и «оппозиций» в коллективе, разность мнений, в числе которых могут быть и абсурдные. Иначе не будет развития. Это то, что нельзя «внедрять» в жизнь, но можно вызвать к жизни. Демократизация – исполнение всех уставных правил, которые принял коллектив. Это раскованность «без страха и упрека», отсутствие опеки и перестраховки. О страховке стоит думать.
Деятельность - есть творческое преобразование детьми, окружающей действительности; деятельность любого вида – познавательная, трудовая, политическая, общественно-полезная, эстетическая, спортивная, досуговая, организаторская – обязательно направлена на творческое созидание материального и духовного продукта. У деятельности детей сложное строение – в нее входят обязательно такие составляющие, как потребности, мотивы, цели, задачи, содержание, действия и операции, находящиеся в тесных взаимосвязях и трансформациях.
Диалог - разговор на равных детей и вожатых с фактами и аргументами, с рассмотрением различных, в том числе самых абсурдных, точек зрения, «непричесанных» мыслей. Абсолютное уважение живой идеи ребенка, рожденной им на глазах у всех, его «кровной» мысли, выражающей его «Я». Утвержденное право всех «обороняться», защищать свое. Главное в диалоге – замысел, знание проблем, учет возраста, ориентир на личность, равноправие.
Досуг - творческая деятельность ребят, основанная на абсолютной добровольности и принципе удовольствия по личному выбору в свободное от обязанностей время. Летний лагерь – сфера суверенного детского досуга – игр, забав, развлечений, потех, в том числе любимых занятий прикладным трудом, техническим, эстетическим творчеством, спортом, освоением мира природы. Труд создает материальные ценности, досуг создает душу ребенка.
Замысел -задуманный интересный план действий или деятельности, намерение. Творческий союз взрослых и детей рождает его в соответствии с выработанным идеалом коллектива и отношений в нем всех его членов. За идеал обычно берется лучший опыт прошлого или настоящего, абсолютно новая схема-идея, собранная по крупицам или даже нафантазированная ребятами.
Отдых - состояние покоя ребят, деятельность, которая снимает усталость, смена деятельности, способствующая восстановлению сил. Отдых – переключение, перераспределение сил; перерыв в занятиях.
Поручение - это конкретное занятие, дело, круг обязанностей, важных дел для детского коллектива. Поручение основано на доверии и товарищей и взрослых. Оно всегда индивидуализировано, учитывает возраст, возможности, способности, интересы ребят. Поручить – заручиться согласием и обеспечить поддержку. Поручить – выручить, то есть помочь выйти из непростого положения. Поручить – заручится надеждой, знать – сделает. Поручая, ребята ручаются за своего товарища.
Резервы работы - запас средств, людей, детей, идей для новых сил; не использованные в лагере возможности. Это люди, живущие рядом. Круг людей, находящихся рядом, все равно, что воздух, которым дышишь. Чем больше его, чем он чище, тем легче живется и дышится. Окружи ребят, вожатый, большим количеством старших друзей и помощников. Прежде всего, обрати внимание на район, где расположен лагерь, где живут дети. Попытайся в обычном окружении лагеря найти верных союзников. Опирайся на их плечи, используйте их опыт. Это шефские лини и связи. Вся жизнь общества построена на преемственности. Опыт поколений передается от ступени к ступени. Важный источник воспитательного влияния – система шефства. Это – детские учреждения и очаги культуры (кинотеатры, театры, филармонии, краеведческие и иные музеи, лектории, планетарии, передвижные выставки, клубы, дворцы культуры). С этими «точками», у тебя вожатый, должна быть прямая и обратная связь; до поездки в лагерь наладь с ними контакты, выясни чем они могут тебе помочь, в каком деле принять участие, что могут провести для ребят. Это телевидение, радио, печать. средства массовой информации – первейший твой помощник в работе.
Рефлексия - анализ детьми собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. От латинского reflexio, в переводе означает «отражение». Рефлексия — это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?».
Риск - считается «делом благородным», но это, как правило, действия на удачу в надежде на счастливый успех, исход. Вожатые, действующие на свой страх и риск, выводят себя на возможную опасность, возможные неприятности. Никогда не рискуйте жизнью и здоровьем детей, их психологическим состоянием (не купайте ребят, нарушая правила безопасности; не водите в непроверенные места; по возможности не оставляйте их без внимания).
Самовозвышение - утверждение себя в качестве активного, самостоятельного в мышлении и деятельности, самоуправляющего и воспитывающего деятеля. Ребенок такого типа понимает идею своей организации, восприимчив ко всем противоречиям жизни, способен делать верный выбор, брать на себя ответственность, участвовать в изменении обстоятельств, быть терпимым к непохожести других людей, не проявлять неприязни к несоответствующим их личным интересам делам коллектива.
Самовозвышение личности - это способность ребенка к самоопределению в деятельности и самореализации в ней. Это утверждение личности как активного, самостоятельного, самоуправляющего, и воспитывающего себя и других деятеля. Стремясь к изменению обстоятельств, ребенок воспитывается сам.
Самодеятельность - самостоятельная, независимая деятельность ребят, как проявление личного почина в каком-то деле. Способность к творческим действиям, решения инициативного характера. Самостоятельность – предприимчивость, оригинальный путь решения жизненных проблем и деятельности. Самореабилитация. Восстановление детьми своих прав, доброго имени, свобод в добровольной деятельности, в поступках. Оценка своих возможностей, своего места среди сверстников.
Самостоятельность – это смелость социального риска, презрение ко всему, что унижает человеческое достоинство. Отсюда самостоятельность суждений и выбора. Если у ребенка нет своего собственного мнения, он не способен к самостоятельным действиям. Самостоятельность – это принятие решений, значит, решительность и претворение решений на практике.
Самофиксация - дети ведут дневники и летописи отрядов, личные дневники, имеют записные книжки, куда заносят все самое значительное, подсмотренное и услышанное. Думают над этим, размышляют и делятся мыслями друг с другом.
Статус личности - это то положение, которое занимает ребенок в лагерном коллективе. Авторитет – высокий и статус высокий. Нулевой авторитет – нулевой статус. С высоким статусом обычно авторитетные, популярные в коллективе дети, проявившие особые способности в труде и спорте, досуге. С низким статусом – непопулярные ребята, отвергнутые коллективом. Отвержение идет от плохих качеств (неуживчивый, жадный, заносчивый), даже от непривлекательной внешности или уродства.. С такими нужна особая осторожность отношений. среди детей низкого статуса – «тихони», не проявившие себя в деле. Самоуправление повышает статус ребят. Если ребенок выбран коллективом, он старается оправдать доверие, завоевать авторитет делом.
Фантазия - способность ребят выдумывать, проявлять творческое воображение, реально мечтать, проявлять необычные причуды своего сознания и поведения.
Шефство -это не одностороннее воздействие старших на младших, а творческое содружество, сотрудничество детей в общих, полезных всем и творческих по замыслу делах. Шефство – это взаимодействие ребят разных возрастов на всех этапах совместных дел – их планирование, проведение, подведение итогов. Шефство – это деятельное уважение, забота, помощь.
Список литературы
Основная литература:
1. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере: учебно-метод. пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков.– Ярославль: Академия развития, 2003. – 224 с. 2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Основы вожатского мастерства: учебно-метод. пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – Москва: ЦГЛ, 2005. – 160 с. 3. Возжаев С. Н. Слагаемые успеха лагерной смены / С. Н. Возжаев, Е. И. Возжаева. – М., 2002.–204 с. 4. Григоренко Ю. Н. Дневник вожатого. Практическое пособие / Ю. Н. Григоренко. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 80 с. 5. Григоренко Ю. Н. Кипарис – 3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю. Н. Григоренко. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с. 6. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. – М.: Илекса, Ставрополь, 2000. – 413 с. 7. Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей / М. Е. Сысоева. – М.: Владос, 2001.–176 с. 8. Титкова Т. В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере / Т. В. Титкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 320 с. 9. Титов С. В. Ура, каникулы! Библиотека вожатого / С. В. Титов. – Москва: Сфера, 2002. – 128 с
Дополнительная литература:
1. Бочарова Н. М. Организация досуга детей в семье: учебное пособие / Н. М. Бочарова. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с. 2. Вульфов Б. З. Словарь педагогических ситуаций / Б. З. Вульфов. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192 с. 3. Козак О. Н. Игры и забавы во время каникул и праздников / О. Н. Козак. – М.: Союз, 2002.–288 с. 4. Педагогика школьных каникул: методическое пособие / сост. и научн. ред. С. В. Тетерский. – М.: Академия, 2003. – 130 с. 5. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: Владос, 2001. – 256 с. 6. Трушкин Л. Г. Творчество в детском оздоровительном лагере: книга для воспитателей и педагогов / А. Г. Трушкин. – М.: Феникс, 2002. – 320 с. 7. Шмаков С. А. Дети на отдыхе / С. А. Шмаков. – М., 2001. – 175 с. 8. Шмаков С. А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: метод. пособие / С. А. Шмаков. – Москва: ЦГЛ, 2003. – 111 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: 1. Вожатый.ру – http://www.vozhatiy.ru/documents/1.html 2. Вожатый – профессия нужная – http://www.openclass.ru/knowledgedbs/40773 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru 4. Журнал «Вожатый века» – http://jances.at.ua/news/chuzhie_no_vse_ravno_svoi_deti_zhurnal_vozhatyj_veka_1_vesna_2008/2010-05-23-26 5. Журнал «Вожатый» – http://papavlad.ucoz.ru/index/zhurnal_vozhatyj_1984_08_tekst_2/0-64 6. Журнал «Начальная школа» – http://nsc.1september.ru/index.php 7. Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/ 8. Сайт для вожатых. Шпаргалка. В помощь вожатому – http://www.salvetour.ru/_text01.html 9. Советы бывалого вожатого – http://psi-journal.ru/books/38242-sovety-byvalogo-vozhatogo.html 10. Форум для вожатых - http://vozh.ru/index.php?showtopic=3571&st=0&p=47062&
Приложение 1
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.20 (0.013 с.) |