Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика детского коллективаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3 ЭТАП РЕФЛЕКСИВНО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Закончилась лагерная смена. Пришло время подводить итоги.
Поощрения и награды отряда и вожатого ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные педагогические находки _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Предложения студента По организации летней педагогической практики 1. Администрации лагеря: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Колледжу: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь - справочник Авторитет отряда – «продукт скоропортящийся». Создать трудно, но можно. Удержать – главная трудность. Авторитет имеет авторов - детей. Каждый – искра, вместе – пламя. Создается ответственность всех за все. Успех делится на всех членов коллектива, поражение тоже. Успех укрепляется делами, полезными обществу, интересными персонально любому. Слагаемые авторитета: сохранение гуманитарных традиций прошлого; постоянный поиск нового; взаимозащищенность; интерес друг к другу; отсутствие ревнивого соперничества между звеньями; группами; присутствие здоровой состязательности; взаимозаменяемость; творчество во всем; красочная дисциплина; яркая эстетика жизни детского коллектива; «звездность» каждого ребенка.
Анализ - коллективное обсуждение прожитого дня, выполненного дела, объективная оценка участия каждого ребенка в делах коллектива, открытость и сравнимость мнений.
«Взрыв» - столкновение позиций, открытое обсуждение полученных данных и точек зрения, замыслов и предложений. Выдвижение и защита всех фантастических идей. Проведение в жизнь нестандартного дела, ситуаций, которые меняют жизнь ребят в лагере («взрыв» - термин А. С. Макаренко).
Выбор - это многовариантность; во всем: в структуре отряда, в его деятельности, в системе форм самоуправления и поручений. Пусть будут разные способы построения отрядов и разные места их существования и деятельности. Пусть будут одновозрастные, разновозрастные, профильные и даже клубные отряды. Выбор – это право ребят самим давать отряду название, придумать программу дела, в которую никто не вмешивается, например организация игро - дискотеки.
Гласность - отсутствие запретных тем в детском коллективе. Неприятие мертвых слов, анонимно-ничьих и потому удобных своей бесплодностью. Неприятие всего бессмысленного и «мифологического», абстрактно-благообразного. Противопоставление магии заклинаний – реалистических, проверенных опытом идей и положений.
Демократизация - это отношения детей, их наставников на основе дружбы и взаимопонимания. Это способность каждого ставить себя на место другого. Это сплав уважения и требовательности, опора на честное коллективное мнение, доверие и контроль каждым самого себя, это даже право на существование позиций и «оппозиций» в коллективе, разность мнений, в числе которых могут быть и абсурдные. Иначе не будет развития. Это то, что нельзя «внедрять» в жизнь, но можно вызвать к жизни. Демократизация – исполнение всех уставных правил, которые принял коллектив. Это раскованность «без страха и упрека», отсутствие опеки и перестраховки. О страховке стоит думать.
Деятельность - есть творческое преобразование детьми, окружающей действительности; деятельность любого вида – познавательная, трудовая, политическая, общественно-полезная, эстетическая, спортивная, досуговая, организаторская – обязательно направлена на творческое созидание материального и духовного продукта. У деятельности детей сложное строение – в нее входят обязательно такие составляющие, как потребности, мотивы, цели, задачи, содержание, действия и операции, находящиеся в тесных взаимосвязях и трансформациях.
Диалог - разговор на равных детей и вожатых с фактами и аргументами, с рассмотрением различных, в том числе самых абсурдных, точек зрения, «непричесанных» мыслей. Абсолютное уважение живой идеи ребенка, рожденной им на глазах у всех, его «кровной» мысли, выражающей его «Я». Утвержденное право всех «обороняться», защищать свое. Главное в диалоге – замысел, знание проблем, учет возраста, ориентир на личность, равноправие.
Досуг - творческая деятельность ребят, основанная на абсолютной добровольности и принципе удовольствия по личному выбору в свободное от обязанностей время. Летний лагерь – сфера суверенного детского досуга – игр, забав, развлечений, потех, в том числе любимых занятий прикладным трудом, техническим, эстетическим творчеством, спортом, освоением мира природы. Труд создает материальные ценности, досуг создает душу ребенка.
Замысел -задуманный интересный план действий или деятельности, намерение. Творческий союз взрослых и детей рождает его в соответствии с выработанным идеалом коллектива и отношений в нем всех его членов. За идеал обычно берется лучший опыт прошлого или настоящего, абсолютно новая схема-идея, собранная по крупицам или даже нафантазированная ребятами.
Отдых - состояние покоя ребят, деятельность, которая снимает усталость, смена деятельности, способствующая восстановлению сил. Отдых – переключение, перераспределение сил; перерыв в занятиях.
Поручение - это конкретное занятие, дело, круг обязанностей, важных дел для детского коллектива. Поручение основано на доверии и товарищей и взрослых. Оно всегда индивидуализировано, учитывает возраст, возможности, способности, интересы ребят. Поручить – заручиться согласием и обеспечить поддержку. Поручить – выручить, то есть помочь выйти из непростого положения. Поручить – заручится надеждой, знать – сделает. Поручая, ребята ручаются за своего товарища.
Резервы работы - запас средств, людей, детей, идей для новых сил; не использованные в лагере возможности. Это люди, живущие рядом. Круг людей, находящихся рядом, все равно, что воздух, которым дышишь. Чем больше его, чем он чище, тем легче живется и дышится. Окружи ребят, вожатый, большим количеством старших друзей и помощников. Прежде всего, обрати внимание на район, где расположен лагерь, где живут дети. Попытайся в обычном окружении лагеря найти верных союзников. Опирайся на их плечи, используйте их опыт. Это шефские лини и связи. Вся жизнь общества построена на преемственности. Опыт поколений передается от ступени к ступени. Важный источник воспитательного влияния – система шефства. Это – детские учреждения и очаги культуры (кинотеатры, театры, филармонии, краеведческие и иные музеи, лектории, планетарии, передвижные выставки, клубы, дворцы культуры). С этими «точками», у тебя вожатый, должна быть прямая и обратная связь; до поездки в лагерь наладь с ними контакты, выясни чем они могут тебе помочь, в каком деле принять участие, что могут провести для ребят. Это телевидение, радио, печать. средства массовой информации – первейший твой помощник в работе.
Рефлексия - анализ детьми собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. От латинского reflexio, в переводе означает «отражение». Рефлексия — это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?».
Риск - считается «делом благородным», но это, как правило, действия на удачу в надежде на счастливый успех, исход. Вожатые, действующие на свой страх и риск, выводят себя на возможную опасность, возможные неприятности. Никогда не рискуйте жизнью и здоровьем детей, их психологическим состоянием (не купайте ребят, нарушая правила безопасности; не водите в непроверенные места; по возможности не оставляйте их без внимания).
Самовозвышение - утверждение себя в качестве активного, самостоятельного в мышлении и деятельности, самоуправляющего и воспитывающего деятеля. Ребенок такого типа понимает идею своей организации, восприимчив ко всем противоречиям жизни, способен делать верный выбор, брать на себя ответственность, участвовать в изменении обстоятельств, быть терпимым к непохожести других людей, не проявлять неприязни к несоответствующим их личным интересам делам коллектива.
Самовозвышение личности - это способность ребенка к самоопределению в деятельности и самореализации в ней. Это утверждение личности как активного, самостоятельного, самоуправляющего, и воспитывающего себя и других деятеля. Стремясь к изменению обстоятельств, ребенок воспитывается сам.
Самодеятельность - самостоятельная, независимая деятельность ребят, как проявление личного почина в каком-то деле. Способность к творческим действиям, решения инициативного характера. Самостоятельность – предприимчивость, оригинальный путь решения жизненных проблем и деятельности. Самореабилитация. Восстановление детьми своих прав, доброго имени, свобод в добровольной деятельности, в поступках. Оценка своих возможностей, своего места среди сверстников.
Самостоятельность – это смелость социального риска, презрение ко всему, что унижает человеческое достоинство. Отсюда самостоятельность суждений и выбора. Если у ребенка нет своего собственного мнения, он не способен к самостоятельным действиям. Самостоятельность – это принятие решений, значит, решительность и претворение решений на практике.
Самофиксация - дети ведут дневники и летописи отрядов, личные дневники, имеют записные книжки, куда заносят все самое значительное, подсмотренное и услышанное. Думают над этим, размышляют и делятся мыслями друг с другом.
Статус личности - это то положение, которое занимает ребенок в лагерном коллективе. Авторитет – высокий и статус высокий. Нулевой авторитет – нулевой статус. С высоким статусом обычно авторитетные, популярные в коллективе дети, проявившие особые способности в труде и спорте, досуге. С низким статусом – непопулярные ребята, отвергнутые коллективом. Отвержение идет от плохих качеств (неуживчивый, жадный, заносчивый), даже от непривлекательной внешности или уродства.. С такими нужна особая осторожность отношений. среди детей низкого статуса – «тихони», не проявившие себя в деле. Самоуправление повышает статус ребят. Если ребенок выбран коллективом, он старается оправдать доверие, завоевать авторитет делом.
Фантазия - способность ребят выдумывать, проявлять творческое воображение, реально мечтать, проявлять необычные причуды своего сознания и поведения.
Шефство -это не одностороннее воздействие старших на младших, а творческое содружество, сотрудничество детей в общих, полезных всем и творческих по замыслу делах. Шефство – это взаимодействие ребят разных возрастов на всех этапах совместных дел – их планирование, проведение, подведение итогов. Шефство – это деятельное уважение, забота, помощь.
Список литературы
Основная литература:
1. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере: учебно-метод. пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков.– Ярославль: Академия развития, 2003. – 224 с. 2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Основы вожатского мастерства: учебно-метод. пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – Москва: ЦГЛ, 2005. – 160 с. 3. Возжаев С. Н. Слагаемые успеха лагерной смены / С. Н. Возжаев, Е. И. Возжаева. – М., 2002.–204 с. 4. Григоренко Ю. Н. Дневник вожатого. Практическое пособие / Ю. Н. Григоренко. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 80 с. 5. Григоренко Ю. Н. Кипарис – 3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю. Н. Григоренко. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с. 6. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. – М.: Илекса, Ставрополь, 2000. – 413 с. 7. Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей / М. Е. Сысоева. – М.: Владос, 2001.–176 с. 8. Титкова Т. В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере / Т. В. Титкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 320 с. 9. Титов С. В. Ура, каникулы! Библиотека вожатого / С. В. Титов. – Москва: Сфера, 2002. – 128 с
Дополнительная литература:
1. Бочарова Н. М. Организация досуга детей в семье: учебное пособие / Н. М. Бочарова. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с. 2. Вульфов Б. З. Словарь педагогических ситуаций / Б. З. Вульфов. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192 с. 3. Козак О. Н. Игры и забавы во время каникул и праздников / О. Н. Козак. – М.: Союз, 2002.–288 с. 4. Педагогика школьных каникул: методическое пособие / сост. и научн. ред. С. В. Тетерский. – М.: Академия, 2003. – 130 с. 5. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: Владос, 2001. – 256 с. 6. Трушкин Л. Г. Творчество в детском оздоровительном лагере: книга для воспитателей и педагогов / А. Г. Трушкин. – М.: Феникс, 2002. – 320 с. 7. Шмаков С. А. Дети на отдыхе / С. А. Шмаков. – М., 2001. – 175 с. 8. Шмаков С. А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: метод. пособие / С. А. Шмаков. – Москва: ЦГЛ, 2003. – 111 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: 1. Вожатый.ру – http://www.vozhatiy.ru/documents/1.html 2. Вожатый – профессия нужная – http://www.openclass.ru/knowledgedbs/40773 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru 4. Журнал «Вожатый века» – http://jances.at.ua/news/chuzhie_no_vse_ravno_svoi_deti_zhurnal_vozhatyj_veka_1_vesna_2008/2010-05-23-26 5. Журнал «Вожатый» – http://papavlad.ucoz.ru/index/zhurnal_vozhatyj_1984_08_tekst_2/0-64 6. Журнал «Начальная школа» – http://nsc.1september.ru/index.php 7. Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/ 8. Сайт для вожатых. Шпаргалка. В помощь вожатому – http://www.salvetour.ru/_text01.html 9. Советы бывалого вожатого – http://psi-journal.ru/books/38242-sovety-byvalogo-vozhatogo.html 10. Форум для вожатых - http://vozh.ru/index.php?showtopic=3571&st=0&p=47062&
Приложение 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.013 с.) |