Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы и закономерности педагогического процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В педагогическом принципе как теоретическом обобщении отражаются устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, закономерные связи, зависимости организации учебно- воспитательного процесса, а также педагогического руководства познавательной, трудовой, творческой, игровой, всякой иной деятельностью детей. Принципы обучения и воспитания относятся к группе собственно педагогических закономерностей. Они возникают и действуют в рамках учебно-воспитательного процесса, определяют исходные позиции педагогического мастерства и искусства. Строгое следование педагогическим принципам активно способствует снятию, разрешению воспитательных противоречий, обеспечивает безболезненное вхождение каждого ребенка в систему коллективных отношений и усвоение им социального опыта. Педагог как носитель педагогической деятельности направляет свои усилия на управление учебно-воспитательным процессом, организацию отношений и детской жизни. Вместе с тем он руководит познавательной, трудовой, творческой, игровой и иной деятельностью и самодеятельностью детей. В соответствии с этим произведена классификация. Первая группа принципов общей организации учебно-воспитательного процесса определяется единством воспитания и общественной жизни. Они включают в себя философские, политические, нравственные установки общества, отражают коренные устои его образа жизни. Вторая группа принципов обусловлена особенностями возрастного развития детей, их познавательной, трудовой и иной деятельности. Эти принципы широко опираются на данные смежных с педагогикой наук: анатомии, физиологии, психологии, медицины и гигиены. Рассмотрим содержательно первую группу принципов организации учебно-воспитательного процесса. Принцип общественно-ценной целевой направленности учебно-воспитательного процесса. В нем выражено требование организации учебно-воспитательной работы в целях всестороннего развития каждого ребенка, подготовки всех к участию в переустройстве общества, к жизни в демократическом правовом государстве. Целевая направленность содержания и организации обучения и воспитания способствует формированию целостного научного мировоззрения учащихся, определению настроения, состояния чувств, воли и стремлений школьников. В соответствии с этим принципом духовно-ценностная работа школы строится на прочном научном фундаменте. Каждый факт, процесс, явление жизни природы и общества необходимо анализировать в развитии, в тесном единстве и взаимосвязи с другими природными и общественными процессами, фактами, явлениями, в их противоречивой сущности. Важным принципом педагогического процесса является осуществление комплексного подхода, организации взаимодействия различных видов детской деятельности. Целостность учебно-воспитательного процесса проявляется в органических связях учебной, трудовой деятельности школьников с формирующимся мировоззрением, общественно ценными мотивами поведения, с нравственным отношением к ученью, труду, природе, самому себе, другим людям. Комплексный подход, обеспечивающий единство организации и результатов воспитания и обучения, находит свое воплоще-
ние прежде всего в межпредметных связях. Предметные программы, благодаря межпредметным связям, воспроизводят в сознании ребенка единую картину мира, тесного и органичного взаимодейтвия явлений природы и общества. Комплексность содержания воспитательного процесса осуществляется в программе воспитательной работы, вобравшей в себя все основные виды детской деятельности. Они взаимосвязаны между собой, переходят одна в другую. Так, игровая деятельность стимулирует и учебную, и трудовую, и организационную, и бытовую. Трудно представить учебную деятельность школьников вне связи с трудовой и общественно полезной, а трудовую — в изоляции от учебной или бытовой. Поскольку нравственной и эстетической деятельности в чистом виде не существует, все другие виды деятельности детей имеют нравственный и эстетический аспекты. Принцип комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу отражает объективное требование органического единства обучения, воспитания и жизни. Большую роль в организации педагогического процесса играет принцип связи всей учебно-воспитательной работы с жизнью. Практически он реализуется посредством связи содержания воспитания и образования с процессами перестройки, экономической реформой, демократизацией, а также через политехническое образование и соединение обучения и воспитания с производительным трудом. Процесс обучения связан с жизнью также организационными формами и методами. Эта связь осуществляется наиболее интенсивно, когда в формах обучения используются элементы форм и методов организации общественной деятельности и труда. Так, изучение трудовых процессов наряду с уроком может осуществляться в сельскохозяйственных производственных или строительных бригадах. Знакомство с современной наукой может быть осуществлено в научных лабораториях. Методы научного познания используются в учебном процессе. Связи с жизнью реализуются школой, и в процессе воспитания. Сила, формирующая сущность человека, находится не вне его и не стоит над ним, а возникает в нем самом в процессе обновления устаревших обстоятельств, созидания современных. Педагогика в условиях перестройки не просто готовит детей к жизни, но формирует людей мыслящих, умеющих вскрывать и преодолевать противоречия, способных бороться со старым и отживающим, имеющих мужество утверждать передовое, новое, прогрессивное. Принцип целостного и гармоничного интеллектуально-эмоционального, эмоционально-волевого и действенно-практического формирования личности в процессе обучения и воспитания предполагает одновременно ее развитие как в соответствии с общественными нуждами и требованиями, так и относительно заложенных в ней сущностных сил, задатков, физических и духовных возможностей. Общее образование и развитие в том и состоит, чтобы обеспечить возможность проявиться и окрепнуть внутренним силам личности, внутреннему духовно-нравственному человеку с его убеждениями и природными силами. Гармоничное и всестороннее проявление всех сущностных сил вселяет уверенность, помогает найти свое место в жизни, определить профессию, отстаивать свои убеждения. Одним из фундаментальных принципов организации учебно-воспитательного процесса в светской школе является обучение и воспитание детей в коллективе. Это предполагает последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы. Гуманистический принцип воспитания в коллективе имеет глубокое социально-политическое, идеологическое и психолого-педагогическое обоснование. Подготовка ребенка к жизни в обществе необходимо требует накопления опыта жизни, труда и активной общественной деятельности в трудовом коллективе. Общественная, кооперативная собственность на орудия и средства производства, жизнь в условиях самостоятельных трудовых коллективов вызывает необходимость глубокого освоения коллективизма. Необходимо овладение навыками коллективистических отношений: солидарности, взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимотребовательности. Коллективные формы воспитания и обучения, в сочетании с групповыми и индивидуальными, позволяют одновременно оказывать влияние на массы людей и на каждого ребенка в отдельности. Коренным принципом гуманной педагогики является единство требовательности и уважения к детям. Уважение и требовательность к ребенку воспитывают в нем чувство человеческого достоинства, формируют представление о единственно возможной гуманистической форме человеческих отношений. В высокой общественной требовательности проявляется доверие к духовным силам, нравственной чистоте и творческой способности ребенка. В уважительности к детской личности выражается полное признание ее творческих возможностей, человеческих и гражданских прав. Педагогическое значение единства уважения и требовательности состоит еще и в том, что активное участие в важных общественных делах и ответственность способствуют самоутверждению, возвышают ребенка в собственных глазах, окрыляют и вдохновляют его. Принципом организации учебно-воспитательного процесса является положение о сочетании руководства жизнью детей с развитием их самодеятельности, инициативы и творчества в обучении и воспитании. Педагогическое руководство преобразует стихийное социальное формирование личности в целенаправленный педагогический процесс. В этом выражается общественная ответственность взрослых перед детьми. С помощью руководства осуществляется введение детей в общественную жизнь. Сложность и тонкость педагогического руководства состоит в том, чтобы не плестись в хвосте детских капризов, но и не подавлять спонтанно проявляющиеся внутренние стимулы. Педагогическое руководство призвано умело подсказывать, поддерживать полезные начинания детей, совместно с ними обсуждать их нужды, поощрять полезную инициативу, развивать самостоятельность и творчество в детской среде. Самодеятельность и инициатива являются не только сред-
ством организации детской жизни. Они развиваются в такие черты характера человека, как предприимчивость и ответственность. Сочетание педагогического руководства с развитием самодеятельности, инициативы и творчества детей обеспечивает педагогический успех в учебной работе, во взаимодействии с детскими и юношескими общественными организациями, в развитии школьного и ученического самоуправления, в соревновании, самообслуживании, производительном и общественно полезном труде. Наконец, принципом организации учебно-воспитательного процесса является идея эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Эстетическое начало является мощным стимулом человеческой деятельности. Формирование у детей эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Реализация принципа эстетизации жизни детей осуществляется в первую очередь в учебном процессе. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности, в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения. Таковы основные принципы организации учебно-воспитательного процесса. Вторая группа принципов касается непосредственного руководства познавательной, трудовой, общественной, эстетической, игровой деятельностью детей, их самодеятельностью в процессе обучения и воспитания. Принцип ведущей роли обучения и воспитания школьников по отношению к их интеллектуальному, эмоциональному, нравственно-волевому, действенно-практическому, эстетическому, физическому развитию. Заложенные в ребенке природой задатки могут быть развиты, преобразованы и превращены в самые разнообразные способности в процессе организованной деятельности, целенаправленного обучения и воспитания. Конечно, становление природных сил ребенка происходит и в процессе их повседневного вовлечения в жизненно необходимую деятельность. Но наиболее эффективного развития интеллектуальные, эмоциональные, физические силы человека достигают в результате целенаправленного обучения и воспитания. Практическое педагогическое значение этого научного положения состоит в том, что все дети в природном отношении рассматриваются как разнообразно и богато одаренные натуры и что сила проявления таланта, дарования каждого ребенка зависит от условий его обучения и воспитания. Принцип ведущей роли обучения и воспитания в развитии сущностных сил и дарований ребенка требует от педагога постоянного внимания и активного отношения как к общему развитию детей, так и формированию их индивидуальных наклонностей и талантов. Принцип сочетания в стимулировании познавательной, трудовой и иной деятельности школьников, активизации их нравственно-волевых сил с возбуждением непосредственного интереса к делу. Овладение жизненным опытом всегда было, есть и будет для детей серьезным трудом. Становление ребенка социально ценной личностью происходит только в условиях преодоления внешних и внутренних препятствий, волевого самостимулирования, самопреодоления и самоограничения. Вопрос не в том, надо ли организовывать детское развитие как преодоление препятствий и труд, а в том, как сделать этот труд желанным и радостным. Решение проблемы достигается путем включения в детскую деятельность стимулов: их собственную волю, умение преодолевать себя, свою лень в гармоническом сочетании с пробуждением у них многостороннего интереса. Интерес ребенка к делу появляется как под влиянием чисто внешних причин: любопытства, увлечения и привлечения новизной дела, так и развитием внутреннего стремления к радости преодоления и самоутверждения. Принцип оптимизации (Ю. К. Бабанский), постоянного приведения методов и приемов интеллектуальной, трудовой, всякой иной деятельности в соответствие с целями учебно-воспитательной работы, содержанием и реальной психологической ситуацией. Методы обучения и воспитания рождаются в системе конкретно-исторических общественных отношений. Их сущность и форма проявления зависит от уровня развития науки, характера общественных отношений и возрастных возможностей детей. Задача педагогики состоит в том, чтобы в свете новых общественных требований к воспитанию и обучению детей проанализировать историческое методическое наследие, органически включить в сложившуюся систему методов новые, новаторские методы и приемы. Повышение эффективности педагогического процесса требует, чтобы новые методы соответствовали и отвечали целям учебно-воспитательной работы, богатому и разнообразному содержанию образования, а также конкретной психолого-педагогической ситуации. В целостной методической системе мастерства педагогического труда учитывается уровень общего развития воспитанников, состояние мотивов и стимулов их поведения, разнообразие способностей, интересов, уровень воспитанности. В этом случае методическая система приходит в соответствие с реальными возможностями детей и дает нормальный педагогический эффект: обогащает детей знаниями, способствует их нравственно-интеллектуальному развитию.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.205 (0.008 с.) |