Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и закономерности педагогического процесса

Поиск

В педагогическом принципе как теоретическом обобщении от­ражаются устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, закономерные связи, зависимости организации учебно-

воспитательного процесса, а также педагогического руководства познавательной, трудовой, творческой, игровой, всякой иной дея­тельностью детей. Принципы обучения и воспитания относятся к группе собственно педагогических закономерностей. Они возника­ют и действуют в рамках учебно-воспитательного процесса, опре­деляют исходные позиции педагогического мастерства и искусства. Строгое следование педагогическим принципам активно способст­вует снятию, разрешению воспитательных противоречий, обеспечи­вает безболезненное вхождение каждого ребенка в систему кол­лективных отношений и усвоение им социального опыта.

Педагог как носитель педагогической деятельности направляет свои усилия на управление учебно-воспитательным процессом, ор­ганизацию отношений и детской жизни. Вместе с тем он руководит познавательной, трудовой, творческой, игровой и иной деятельно­стью и самодеятельностью детей. В соответствии с этим произве­дена классификация. Первая группа принципов общей организа­ции учебно-воспитательного процесса определяется единством вос­питания и общественной жизни. Они включают в себя философ­ские, политические, нравственные установки общества, отражают коренные устои его образа жизни. Вторая группа принципов обус­ловлена особенностями возрастного развития детей, их познава­тельной, трудовой и иной деятельности. Эти принципы широко опираются на данные смежных с педагогикой наук: анатомии, физиологии, психологии, медицины и гигиены.

Рассмотрим содержательно первую группу принципов органи­зации учебно-воспитательного процесса.

Принцип общественно-ценной целевой направленности учебно-воспитательного процесса. В нем выражено требование организа­ции учебно-воспитательной работы в целях всестороннего развития каждого ребенка, подготовки всех к участию в переустройстве общества, к жизни в демократическом правовом государстве. Це­левая направленность содержания и организации обучения и вос­питания способствует формированию целостного научного миро­воззрения учащихся, определению настроения, состояния чувств, воли и стремлений школьников. В соответствии с этим принципом духовно-ценностная работа школы строится на прочном научном фундаменте. Каждый факт, процесс, явление жизни природы и общества необходимо анализировать в развитии, в тесном единстве и взаимосвязи с другими природными и общественными процес­сами, фактами, явлениями, в их противоречивой сущности.

Важным принципом педагогического процесса является осуще­ствление комплексного подхода, организации взаимодействия разли­чных видов детской деятельности. Целостность учебно-воспита­тельного процесса проявляется в органических связях учебной, трудовой деятельности школьников с формирующимся мировоз­зрением, общественно ценными мотивами поведения, с нравствен­ным отношением к ученью, труду, природе, самому себе, другим людям. Комплексный подход, обеспечивающий единство организа­ции и результатов воспитания и обучения, находит свое воплоще-

 

 

ние прежде всего в межпредметных связях. Предметные програм­мы, благодаря межпредметным связям, воспроизводят в сознании ребенка единую картину мира, тесного и органичного взаимодей­твия явлений природы и общества. Комплексность содержания воспитательного процесса осуществляется в программе воспита­тельной работы, вобравшей в себя все основные виды детской деятельности. Они взаимосвязаны между собой, переходят одна в другую. Так, игровая деятельность стимулирует и учебную, и тру­довую, и организационную, и бытовую. Трудно представить учеб­ную деятельность школьников вне связи с трудовой и общественно полезной, а трудовую — в изоляции от учебной или бытовой. По­скольку нравственной и эстетической деятельности в чистом виде не существует, все другие виды деятельности детей имеют нрав­ственный и эстетический аспекты. Принцип комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу отражает объективное требо­вание органического единства обучения, воспитания и жизни.

Большую роль в организации педагогического процесса играет принцип связи всей учебно-воспитательной работы с жизнью. Прак­тически он реализуется посредством связи содержания воспитания и образования с процессами перестройки, экономической ре­формой, демократизацией, а также через политехническое обра­зование и соединение обучения и воспитания с производительным трудом. Процесс обучения связан с жизнью также организацион­ными формами и методами. Эта связь осуществляется наиболее интенсивно, когда в формах обучения используются элементы форм и методов организации общественной деятельности и труда. Так, изучение трудовых процессов наряду с уроком может осуществ­ляться в сельскохозяйственных производственных или строитель­ных бригадах. Знакомство с современной наукой может быть осу­ществлено в научных лабораториях. Методы научного познания используются в учебном процессе. Связи с жизнью реализуются школой, и в процессе воспитания. Сила, формирующая сущность человека, находится не вне его и не стоит над ним, а возникает в нем самом в процессе обновления устаревших обстоятельств, созидания современных. Педагогика в условиях перестройки не просто готовит детей к жизни, но формирует людей мыслящих, умеющих вскрывать и преодолевать противоречия, способных бо­роться со старым и отживающим, имеющих мужество утверждать передовое, новое, прогрессивное.

Принцип целостного и гармоничного интеллектуально-эмоцио­нального, эмоционально-волевого и действенно-практического фор­мирования личности в процессе обучения и воспитания предпола­гает одновременно ее развитие как в соответствии с обществен­ными нуждами и требованиями, так и относительно заложенных в ней сущностных сил, задатков, физических и духовных возмож­ностей. Общее образование и развитие в том и состоит, чтобы обеспечить возможность проявиться и окрепнуть внутренним си­лам личности, внутреннему духовно-нравственному человеку с его убеждениями и природными силами. Гармоничное и всестороннее

проявление всех сущностных сил вселяет уверенность, помогает найти свое место в жизни, определить профессию, отстаивать свои убеждения.

Одним из фундаментальных принципов организации учебно-воспитательного процесса в светской школе является обучение и воспитание детей в коллективе. Это предполагает последователь­ное сочетание массовых, коллективных, групповых, индивидуаль­ных форм работы. Гуманистический принцип воспитания в кол­лективе имеет глубокое социально-политическое, идеологическое и психолого-педагогическое обоснование. Подготовка ребенка к жиз­ни в обществе необходимо требует накопления опыта жизни, труда и активной общественной деятельности в трудовом коллективе. Общественная, кооперативная собственность на орудия и средства производства, жизнь в условиях самостоятельных трудовых кол­лективов вызывает необходимость глубокого освоения коллекти­визма. Необходимо овладение навыками коллективистических от­ношений: солидарности, взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимо­требовательности. Коллективные формы воспитания и обучения, в сочетании с групповыми и индивидуальными, позволяют одновре­менно оказывать влияние на массы людей и на каждого ребенка в отдельности.

Коренным принципом гуманной педагогики является единство требовательности и уважения к детям. Уважение и требователь­ность к ребенку воспитывают в нем чувство человеческого досто­инства, формируют представление о единственно возможной гума­нистической форме человеческих отношений. В высокой обществен­ной требовательности проявляется доверие к духовным силам, нравственной чистоте и творческой способности ребенка. В ува­жительности к детской личности выражается полное признание ее творческих возможностей, человеческих и гражданских прав. Пе­дагогическое значение единства уважения и требовательности со­стоит еще и в том, что активное участие в важных общественных делах и ответственность способствуют самоутверждению, возвыша­ют ребенка в собственных глазах, окрыляют и вдохновляют его.

Принципом организации учебно-воспитательного процесса яв­ляется положение о сочетании руководства жизнью детей с раз­витием их самодеятельности, инициативы и творчества в обучении и воспитании. Педагогическое руководство преобразует стихийное социальное формирование личности в целенаправленный педаго­гический процесс. В этом выражается общественная ответствен­ность взрослых перед детьми. С помощью руководства осуществ­ляется введение детей в общественную жизнь. Сложность и тон­кость педагогического руководства состоит в том, чтобы не пле­стись в хвосте детских капризов, но и не подавлять спонтанно проявляющиеся внутренние стимулы. Педагогическое руководство призвано умело подсказывать, поддерживать полезные начинания детей, совместно с ними обсуждать их нужды, поощрять полезную инициативу, развивать самостоятельность и творчество в детской среде. Самодеятельность и инициатива являются не только сред-

 

 

ством организации детской жизни. Они развиваются в такие черты характера человека, как предприимчивость и ответственность. Со­четание педагогического руководства с развитием самодеятельно­сти, инициативы и творчества детей обеспечивает педагогический успех в учебной работе, во взаимодействии с детскими и юноше­скими общественными организациями, в развитии школьного и ученического самоуправления, в соревновании, самообслуживании, производительном и общественно полезном труде.

Наконец, принципом организации учебно-воспитательного про­цесса является идея эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Эстетическое начало является мощным стимулом человеческой деятельности. Формирование у детей эсте­тического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Реализация принципа эстетизации жизни детей осуществляется в первую очередь в учебном процессе. Предметы естественно-мате­матического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту при­роды, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человече­ских отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческо­го тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умствен­ного труда, деловых отношений познания, взаимопомощи, совмест­ной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни от­крываются перед школьниками в работе общественных организа­ций, в художественной самодеятельности, в организации произво­дительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.

Таковы основные принципы организации учебно-воспитательно­го процесса. Вторая группа принципов касается непосредственного руководства познавательной, трудовой, общественной, эстетиче­ской, игровой деятельностью детей, их самодеятельностью в про­цессе обучения и воспитания.

Принцип ведущей роли обучения и воспитания школьников по отношению к их интеллектуальному, эмоциональному, нравствен­но-волевому, действенно-практическому, эстетическому, физическо­му развитию. Заложенные в ребенке природой задатки могут быть развиты, преобразованы и превращены в самые разнообразные способности в процессе организованной деятельности, целенаправ­ленного обучения и воспитания. Конечно, становление природных сил ребенка происходит и в процессе их повседневного вовлечения в жизненно необходимую деятельность. Но наиболее эффективного развития интеллектуальные, эмоциональные, физические силы че­ловека достигают в результате целенаправленного обучения и вос­питания. Практическое педагогическое значение этого научного положения состоит в том, что все дети в природном отношении

рассматриваются как разнообразно и богато одаренные натуры и что сила проявления таланта, дарования каждого ребенка зависит от условий его обучения и воспитания. Принцип ведущей роли обучения и воспитания в развитии сущностных сил и дарований ребенка требует от педагога постоянного внимания и активного отношения как к общему развитию детей, так и формированию их индивидуальных наклонностей и талантов.

Принцип сочетания в стимулировании познавательной, трудо­вой и иной деятельности школьников, активизации их нравственно-волевых сил с возбуждением непосредственного интереса к делу. Овладение жизненным опытом всегда было, есть и будет для детей серьезным трудом. Становление ребенка социально ценной лично­стью происходит только в условиях преодоления внешних и внут­ренних препятствий, волевого самостимулирования, самопреодо­ления и самоограничения. Вопрос не в том, надо ли организовы­вать детское развитие как преодоление препятствий и труд, а в том, как сделать этот труд желанным и радостным. Решение проблемы достигается путем включения в детскую деятельность стимулов: их собственную волю, умение преодолевать себя, свою лень в гармоническом сочетании с пробуждением у них много­стороннего интереса. Интерес ребенка к делу появляется как под влиянием чисто внешних причин: любопытства, увлечения и при­влечения новизной дела, так и развитием внутреннего стремления к радости преодоления и самоутверждения.

Принцип оптимизации (Ю. К. Бабанский), постоянного приве­дения методов и приемов интеллектуальной, трудовой, всякой иной деятельности в соответствие с целями учебно-воспитательной ра­боты, содержанием и реальной психологической ситуацией. Методы обучения и воспитания рождаются в системе конкретно-историче­ских общественных отношений. Их сущность и форма проявления зависит от уровня развития науки, характера общественных отно­шений и возрастных возможностей детей. Задача педагогики со­стоит в том, чтобы в свете новых общественных требований к воспитанию и обучению детей проанализировать историческое ме­тодическое наследие, органически включить в сложившуюся сис­тему методов новые, новаторские методы и приемы. Повышение эффективности педагогического процесса требует, чтобы новые методы соответствовали и отвечали целям учебно-воспитательной работы, богатому и разнообразному содержанию образования, а также конкретной психолого-педагогической ситуации. В целост­ной методической системе мастерства педагогического труда учи­тывается уровень общего развития воспитанников, состояние мо­тивов и стимулов их поведения, разнообразие способностей, ин­тересов, уровень воспитанности. В этом случае методическая сис­тема приходит в соответствие с реальными возможностями детей и дает нормальный педагогический эффект: обогащает детей зна­ниями, способствует их нравственно-интеллектуальному развитию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.236 (0.012 с.)