Экономическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников



Экономическое сознание — важнейшая составная часть научно­го мировоззрения. Оно обеспечивает понимание экономической жиз­ни общества, превращает каждого труженика в активного твор­ческого участника производственного процесса. В условиях эконо­мической реформы, совершенствования производственных отношений формирование экономического сознания подрастающего поколения объективно становится всеобщим и обязательным.

Экономическое сознание включает знания об основных законах развития рыночной экономики, повышения эффективности произ­водства, перестройки его структуры, совершенствования произ­водственных отношений, системы управления и методов хозяйст­вования. Важной его частью является способность экономического мышления, творческий поиск путей повышения производительно­сти труда, достижения высококачественного производственного ре­зультата при наименьших затратах. Экономическое мышление предполагает умение осмысливать явления экономической жизни с учетом достижений науки и техники. Оно позволяет понимать экономику как целостное явление, в котором эффективность всего народного хозяйства зависит от эффективности каждого отдельно­го производственного звена. Экономическому сознанию сопутству­ют такие социальные чувства, как коллективизм, чувство хозяина общественной, колхозной, кооперативной, акционерной собственно­сти, ответственности за ее сохранение и умножение, чувство соци­альной справедливости, общественного долга и дисциплины.

Экономическое сознание выполняет ряд общественных функций. Просвещенческая функция состоит в систематическом распростра­нении экономических знаний, которые позволяют каждому труже­нику осмыслить свою трудовую деятельность, осознать степень ее экономической эффективности. Школьники усваивают истину, что экономика, развивающаяся на базе современной науки и техники, должна быть предельно рентабельной и эффективной. Развиваю­щая функция экономического сознания заключается в формиро­вании экономического мышления. Участник экономической сферы жизни общества осваивает свою деятельность в масштабах кон­кретного производства и всей системы народного хозяйства. Он не просто исполнитель, а предприимчивый рационализатор, приво­дящий в действие свою фантазию, смекалку, расчетливость. Все

это развивает творческую личность. Воспитательная функция экономического сознания направлена на формирование у ребенка умения рачительного хозяйствования, бережливости, добросовест­ности, честного отношения к труду, соблюдения трудовой, техно­логической, плановой сознательной дисциплины. Организующая функция экономического сознания непосредственно связана с на­учной организацией труда, которая определяет расстановку сил, задает определенный режим и ритм работы, обеспечивает техно­логическую последовательность операций и качественный конеч­ный результат. Организованный труд рождает эстетику трудового процесса. Эстетическая функция экономического сознания направ­лена на развитие понимания каждым тружеником производствен­ной деятельности как эстетически значимой. Продукт труда, не удовлетворяющий эстетические вкусы потребителей, не пользуется спросом, утрачивает потребительскую стоимость, что наносит пря­мой ущерб производителю и экономике. Прогностическая функция экономического сознания проявляется в планировании размещения производительных сил, предвидении роста производительности тру­да, потребности в кадрах, осуществлении модернизации техноло­гических линий, производства новых товаров, упреждающих тре­бования моды. Каждый рабочий прогнозирует изменения в своей производственной деятельности и соответственно планирует повы­шение квалификации, овладение смежными профессиями, создание новых форм и методов организации труда.

Функции экономического сознания обеспечиваются в результате экономического воспитания школьников. Оно включает их в произ­водственные отношения, дает представление о различных видах общественной и приватизированной собственности, бригадном, арендном, семейном подряде и индивидуальной трудовой деятель­ности, о плане, режиме экономии, рентабельности, производитель­ности труда, себестоимости, трудовой и производственной дисцип­лине, качестве продукции, заработной плате, хозяйственном рас­чете.

Экономическое воспитание — это организованная педагогиче­ская деятельность, специально продуманная система работы, на­правленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил, производственных отношениях, действующем хозяйственном механизме. Экономическое воспита­ние обеспечивает развитие экономического мышления, формиро­вание нравственных и деловых качеств, образующихся в экономи­ческой деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию, рационализаторства, ответственности, стрем­ления к высокой рентабельности, обновлению технологических про­цессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и бла­гополучию.

Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках

15*

 

 

по всем основным предметам. Общественный цикл обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики. Школьники узнают об экономическом базисе как совокупности производственных от­ношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ. Вно­сят свой вклад и предметы естественного цикла. На уроках ма­тематики ребята решают задачи экономического содержания. Уроки физики, биологии, химии демонстрируют учащимся исполь­зование в производстве достижений науки и техники, обеспечива­ющих рост производительности труда. Прямо связано с задачами интенсификации производства изучение школьниками информати­ки и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамот­ности. Производительный труд знакомит подростков, юношей и девушек с экономическими проблемами организации труда, пла­нирования, соблюдения требований технологии, качества продук­ции, эффективности производства, его модернизации. Особое зна­чение в экономическом воспитании школьников приобретает спе­циальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны.

В деятельности классного руководителя экономическое воспи­тание осуществляется в результате прямого участия детей в об­щественно полезной работе по сбору металлолома и макулатуры, сохранению общественных богатств. Ребята оберегают леса, реки, озера, имущество школы, общественных организаций, помогают колхозам и совхозам в уборке урожая, участвуют в работе про­изводственных бригад, строительных отрядов. Эта их деятельность должна быть четко организованной, давать реальный экономиче­ский эффект, быть оплачиваемой. Низкое качество производитель­ного труда, бесхозяйственность и бесплатность разлагают не толь­ко экономическое, но и нравственное сознание детей.

Наряду с практической деятельностью необходимо широкое оз­накомление учащихся с конкретными проблемами экономики. Ана­лизу и обсуждению могут быть подвергнуты газетные и журналь­ные статьи, радио- и телепередачи. Из этих материалов ребята узнают о передовых формах организации труда, реконструкции производства. Вместе с тем они видят, какой огромный ущерб народному хозяйству наносят затяжка в проведении реформ, за­нижение плановых заданий, безалаберность, нарушение сроков по­ставок, норм технологии, низкая трудовая дисциплина, несогласо­ванность в действиях, создание бракованной продукции, отсутствие учета спроса и требований моды, возникновение дефицита и зале­жалых товаров.

В системе экономического воспитания школьников большое зна­чение имеют производственные экскурсии, встречи с руководите­лями образцовых предприятий и хозяйств, передовиками произ­водства, с представителями арендных бригад, семейного подряда. Содержание этих форм экономического воспитания тщательно пла­нируется с целью последовательного и систематического ознаком-

ления школьников с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела в промышленности и сельском хозяй­стве. Все это способствует профориентации подростков, юношей и

девушек.

Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся, их неготовности к вы­бору профессии в соответствии с собственными интересами, спо­собностями и потребностями народного хозяйства. Отсутствие со­временной базы для экономически эффективного производитель­ного труда старших школьников воспитывает у них безалабер­ность, антиэкономические взгляды, пренебрежение трудовой дисцип­линой. Все это переносится ребенком из школы во взрослую трудо­вую жизнь.

Просчеты и недостатки экономического воспитания обусловле­ны объективно-субъективными противоречиями. С одной стороны, переход к рыночной экономике, внедрение новых технологий и методов хозяйствования. С другой, экономическое воспитание детей, соединение их обучения с производительным трудом, если и осуществляется, то, как правило, на примитивном уровне, в отрыве от современного производства, форм организации труда, производственных отношений. Это существенно снижает уровень подготовки школьников к жизни, к производительному труду, тормозит их вхождение в общественное производство, наносит ущерб

экономике.

Механизмы, средства и способы экономического воспитания

школьников разнообразны. Содержание общественного экономиче­ского сознания становится достоянием школьников в результате их познавательной деятельности. В учебном процессе большое зна­чение имеет постановка перед учащимися вопросов экономического характера, а также проведение уроков обществоведения, истории, математики, физики, химии, географии, биологии, специально по­священных обобщению данных об экономическом значении этих наук. Главным механизмом экономического воспитания школьни­ков является непосредственная, доступная им экономическая дея­тельность. Общественно полезный и производительный труд уча­щихся требует экономически эффективной организации: планиро­вания, нормирования труда, его механизации, учета эффективности и результативности. Вовлечение детей в экономическую деятель­ность и анализ характера их труда создает личный опыт понима­ния экономических проблем, формирует нравственные качества и мировоззренческие экономические убеждения. Экономическое вос­питание осуществляется также в процессе экономических отноше­ний, в которые вовлекаются дети. Они взаимодействуют с родите­лями и проявляют свое отношение к бюджету семьи, к вещам личного пользования. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом, взрослыми участниками производства, относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Необходимо доби­ваться осознания детьми этих отношений с позиций нравственности и их экономического значения. Таким образом, экономическое по-

знание, деятельность и отношения — те механизмы, которые фор­мируют экономическое сознание школьников.

Критериями эффективности экономико-воспитательной работы с учащимися являются:

— знание ими основных экономических понятий и ведущих идей радикальной экономической реформы в РФ;

— умение подойти с экономическими мерками к вопросам орга­низации труда;

— проявление бережного отношения к индивидуальному и обще­ственному достоянию;

— сознание нравственно-трудового долга и ответственности перед обществом за состояние и развитие народного хозяйства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.009 с.)