Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, функции, природа учебной формы, основные и общие элементы ее структурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Форма обучения представляет собой целенаправленную, чётко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Результатом такого взаимодействия является профессиональное совершенствование учителя, усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их психических процессов и нравственных качеств. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации. содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у школьников системные знания и личностные качества. Система разнообразных обучающих форм, пронизанная и скрепленная ведущими идеями раздела, темы и едиными видами деятельности, обеспечивает усвоение системы изучаемой науки, формирование мировоззрения, учебных умений и навыков. Эффективность реальной практики обучения обеспечивается не отдельными формами, а их продуманной взаимосвязанной системой. Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, групповая, классно-урочная, бригадная, массового суггестивного обучающего взаимодействия не являются взаимоисключающими. Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, бригадные занятия и элементы суггестивной педагогики. Поэтому и система форм может включать коллективные, индивидуальные и другие занятия. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм. Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на первом месте обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. Воспитательная функция обеспечивается последовательным введением школьников с помощью системы форм обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические. Ребенок достигает целей, преодолевает трудности познания, радуется победам, помогает товарищам, проявляет терпение и выдержку, настойчивость и волю. Постоянно подкрепляются и укрепляются морально-волевые качества детской личности. Организационная функция обучения в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств. Адаптация школьников к специфике той или иной формы дает им возможность заранее готовиться к деятельности, быстро вырабатывать установку на труд в определенных условиях. Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в детях психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил. Создается обстановка увлекательного и вдохновенного труда. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс, реализуемый в разнообразных формах, в основе своей процесс коллективной познавательной деятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности школьников, обеспечивать работу по продвинутым программам одних и подтягиванию до средне-обязательного уровня других. Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплексирующую и координирующую функции. В целях повышения эффективности усвоения материала детьми, на основе какой-либо формы обучения могут быть объединены и использованы составные части других форм. Так, во время экскурсии прочитывается небольшая лекция, организуется беседа и дети принимают участие в практической работе. При изучении целой темы одна форма, например, урок, может исполнять роль основной, базовой, ведущей по отношению к другим — семинарам, бригадным занятиям, дающим дополнительный или вспомогательный материал. Наконец, стимулирующая функция формы организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста детей, специфике развития их психики и организма. Так, лекционная форма своей монотонностью способна подавить в младших школьниках всякую познавательную активность. Между тем как урок — драматизация рассказа, включающая в действие воображение, речь, мышление, организм в целом, стимулирует их бурную деятельность. Самостоятельная работа старшеклассников интенсифицирует процесс усвоения знаний, а «разжевывание» текста учебника учителем превращает любую форму в скучное и бесполезное времяпрепровождение. Таковы основные функции форм организации учебного процесса. Природа формы обучения общественна. В ее основе лежат исторически складывающиеся разнообразные и многообразные формы человеческого общения. Условно можно выделить несколько типов общения: трудовое или деловое, на почве общественно-политической деятельности, духовно-эстетическое, обучающе-поучающее общение между взрослыми и детьми, общение в познавательной, научно-исследовательской деятельности, в быту и в свободное время. В трудовом взаимодействии людей возникли такие формы совместной производственной деятельности и делового общения, как трудовой коллектив, производственная бригада, трудовая артель, семейный, арендный подряды, производственное собрание, инструктаж, деловое совещание, летучка, стройотряд, обмен опытом на выставках и семинарах. Общественно-гражданское взаимодействие людей породило такие формы совместной деятельности и общения, как общественные сходы, митинги, демонстрации, манифестации, общественные праздники и обрядовые шествия. Духовно-эстетическому общению свойственны коллективные формы общения с искусством: посещение выставок, прослушивание концертов, просмотр спектаклей. Их следствием являются дискуссионные обсуждения, конференции, встречи с авторами. Разнообразны и формы взаимодействия на почве самодеятельного искусства. В обучающе-поучающем общении взрослых с детьми сложились разнообразные формы индивидуального и группового обучения, наставления, а также беседы, проповеди, нравоучения, внушения. Познавательной, научно-исследовательской деятельности людей 359 свойственны научные дискуссии, мозговые атаки, интенсивные обсуждения проблем, симпозиумы, научные конференции, научные экспедиции, лекции, семинары, исследовательские группы, защита диссертаций. В сфере свободного общения и досуговой деятельности распространены объединения по интересам в кружках, секциях, компаниях, характерны также совместные прогулки, походы, экскурсии, массовые праздники и спортивные соревнования, молодежные танцевальные вечера и дискотеки. Среди бытовых форм общения — совместные чтения вслух, просмотры и обсуждения теле- и радиопередач, семейные праздники, советы, обсуждения. Все это многообразие форм человеческого общения естественно отразилось на формах организации детской жизни, их обучения и воспитания. Они, конечно, не переносились напрямую в учебно-воспитательную практику, подвергались тщательному отбору, педагогической обработке и переработке, что обеспечило возможность создания эффективных форм обучения-; Формы обучения подразделяются на индивидуальные, групповые, коллективные, массовые. Основными элементами процесса обучения, различные комбинации которых составляют основу структуры любой формы, являются: приобретение учащимися новых знаний, закрепление, применение знаний на практике, повторение и диагностика. Наиболее характерная психологическая особенность первоначального усвоения знаний, умений, навыков—ясность в понимании детьми материала. Четкое уяснение знаний стимулирует школьника на дальнейшую работу, способствует воспитанию мировоззрения, трудолюбия, развитию познавательных интересов и творческих способностей. Отсутствие понимания порождает у школьников отчуждение, неприязнь к процессу обучения, желание избегать бессмысленного времяпрепровождения. Закрепление знаний, отработка умений и навыков направлены на образование у детей научных понятий, обобщенных образов и символов как личного достояния. На этой основе часть знаний переходит в автоматизированные действия, в умения и навыки. Обогащение детей знаниями, умениями и навыками создает у них внутреннее состояние уверенности, самоутверждения. Применение усвоенных знаний, умений и навыков на практике — в труде, жизненном общении, учебной и внеучебной деятельности, в личном творчестве — активизирует жизненную позицию детей, формирует у них гражданскую самостоятельность. Различные виды повторения являются обязательным условием приведения в систему всех приобретенных знаний, умений и навыков, установления внутри- и межпредметных связей, совершенствования мировоззренческого подхода к анализу явлений действительности. Диагностика, проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся есть своеобразный вид закрепления и повторения знаний. Они помогают решать важнейшие обучающе-воспитательные психологические задачи. Поскольку учение не столько удовольствие, но и труд, долг, точная диагностика, проверка и оценка позволяют учителю стимулировать выполнение заданий учащимися и в то же время дисциплинировать их. Общественно значимая и справедливая оценка деятельности ребенка"поддерживает в нем здоровое самолюбие, способствует самоутверждению, побуждает к преодолению сложных препятствий, к проявлению воли и выдержки. Проверка и оценка способствуют приведению знаний, умений и навыков в систему, приучают к добросовестности и ответственности. На этой основе осуществляется постепенный переход процесса обучения и учения в процесс самообучения и самообразования, составляющий основу непрерывности образования. Овладевая методами и приемами учебной деятельности, развивая в себе трудолюбие, ребенок постепенно учится самостоятельно разбираться в потоке научной, технической, художественной и политической информации. Названные элементы процесса обучения составляют основу учебного процесса и конструирования форм обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.008 с.) |