Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII видаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учебная программа — это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельному предмету. В программе приводится перечень тем изучаемого материала, даются рекомендации по количеству времени на каждую тему. Учебный материал распределяется по годам обучения. В настоящее время созданы типовые программы для первых классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Созданные программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Структура программы по каждому предмету имеет три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание программного материала», «Основные требования к знаниям и умениям учащихся». В условиях специального обучения используют три способа построения программ: линейный, линейно-концентрический, концентрический. При линейном способе учебный материал выстраивается как бы ПО одной линии, отдельные темы образуют непрерывную последовательную связь между собой. Линейно-концентрический способ предполагает, что учебный материал выстраивается последовательно, с остановками на отдельных темах, которые изучаются более углубленно. Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного, а все более глубокое проникновение в сущ-11 (есть рассматриваемых явлений. Содержание учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях, представляющих собой серьезную информационно-дидактическую модель обучения, помогающую учителю обучать, воспитывать, корригировать все психические процессы учащихся. Учебники выступают источником знаний. Это информационно-дидактическая модель обучения, помогающая педагогу и учащимся корректировать все психические процессы по обучению и учению. Учебник должен быть красочно оформлен, а содержание учебного материала доступно для учащихся. Сегодня специальная (коррекционная) школа VIII вида получает учебники нового поколения — с интересным содержанием, лаконичные, красочно оформленные, научно-взвешенные, соответствующие коррекционной направленности обучения. Они включают тексты, задания, вопросы, памятки, таблицы, схемы, иллюстративный материал с подписями. Учебных пособий для специальных (коррекционных) школ VIII вида издается недостаточно. Но этот пробел восполняют сами учителя. В школах имеется богатейший раздаточно-дидактический материал, создается уникальный опыт обучения учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии. Учебные предметы специальной (коррекционной) школы VIII вида определены учебным планом (см. 2.4). Каждый конкретный предмет имеет свою специфику, логику рассматриваемых понятий, носит базовый характер.
Вопросы и задания 1. Раскройте принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения. 2. В чем особенности реализации принципа научности и доступности обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 3. Раскройте принцип связи обучения с жизнью. 4. Как реализуется принцип наглядности в обучении детей с нарушением интеллекта? 5. Раскройте принцип сознательности и активности в обучении. 6. В чем своеобразие реализации принципа систематичности и последовательности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 7. Раскройте принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. 8. В чем особенности реализации принципа прочности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 9. Перечислите специфические дидактические принципы. 10. Охарактеризуйте принцип коррекционной направленности в обучении. 11. Что вкладывается в понятие «образование»? 12. Какое главное отличие в обучении детей с нарушениями интеллекта и нормально развивающихся школьников? 13. На что направлено содержание обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 14. Дайте краткую характеристику внутренним и внешним условиям обучения. 15. Какое принципиальное отличие основного учебного плана от плана для подготовительного класса? 16. Какие основные общеобразовательные модули имеются в учебных пианах? 17. Как распределяется учебная нагрузка по отдельным классам? 18. Какие направления составляют коррекционные технологии? 19. Проанализируйте учебный план, найдите и выделите основной блок общеразвивающих предметов, сгруппируйте их по направлениям. 20. Какие коррекционно-развивающие модели имеются в учебном плане специальной (коррекционной) школы VIII вида? 21. Какую функцию выполняют учебники и учебные пособия? Каковы педагогические требования к ним? Рекомендуемая литература Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. И. П. Воронковой. — М., 1994. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: учеб. пособие для учителей / Г. М. Дульнев; под ред. Г. М.Дульнева, Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. — М., 1981. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. — М., 2000. Программы для 5 — 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. — Сб.1. — М., 2000. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный — 1—4 классы. — М., 2004.
Глава 3 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА Выбор методов обучения в общей и специальной Педагогике В педагогической науке на основе изучения и обобщения практической деятельности учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения. Выбор определяется прежде всего обстоятельствами учебного процесса и условиями его протекания. Выбор методов обучения зависит: - от целей образования, соответствующих современной дидактике; - от особенностей изучаемого предмета, его содержания; - от времени, отведенного на изучение материала; - от возрастных особенностей учащихся; - от уровня подготовленности учащихся; - от теоретической и практической подготовленности учителя, его личностных качеств. В общей дидактике до сих пор нет единого подхода к классификации методов. Долгое время самой распространенной была классификация методов обучения, предложенная М.Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. В этой классификации методы обучения делились в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся на уроке. Авторы выделили: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские методы. Ю. К. Бабанский предлагает классификацию методов на основе теории деятельности человека (учителя) и выделяет: организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности; стимулирование и мотивацию контроля и самоконтроля. Т. А. Ильина и Т. И. Шамова считают необходимым классифицировать методы с учетом дидактической цели обучения: - методы сообщения новых знаний; - методы приобретения новых знаний; - методы закрепления и выработки умений и навыков; - методы работы с ТСО; - методы программированного обучения; - проблемно-поисковые методы; - методы самостоятельной работы; - методы контроля и самоконтроля. Для коррекционной дидактики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода. Такая классификация проверена Ю. К. Бабанским. Он выделяет три группы методой. I группа — методы организации и осуществления учебно-познавателъной деятельности. Данная группа методов включает в себя: - словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации — источник знаний); - индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность); - репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления); - самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. II группа — методы стимулирования и контроля. II I группа — методы контроля и самоконтроля. Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В. А. Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения: - коммуникативный; - познавательный; - преобразовательный; - систематизирующий; - контрольный. Рассмотрев предложенные выше классификации, отметим: 1сдостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать какую-то классификацию или подходы полностью». Следовательно, в системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Возможности их использования достаточно подробно с позиций коррекционной дидактики раскрыли А. Н. Граборов, I M. Дульнев, И. Г. Еременко.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.124 (0.01 с.) |