Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы воспитания, их реализацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В системе коррекционных учреждений воспитание рассматривается как формирование и развитие личности в различных ее проявлениях. Главное, чтобы жизнь в обществе подростка с нарушением умственного развития была осмысленной, он понимал систему социальных отношений, их содержание и таким образом становился личностью. Под методом воспитания подразумеваются пути влияния на сознание, чувства, поведение школьника с целью формирования уровня воспитанности, а также способ педагогического управления деятельностью школьника (трудовой, общественной, познавательной, нравственной, игровой, спортивной, экологической). Методы воспитания не могут быть использованы вне содержания воспитания, вне педагогической системы. Методы воспитания необходимо отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средства — это предметы материальной и духовной культуры. Через средства можно решать педагогические задачи. Существуют разные подходы и классификации методов в системе воспитания как в общеобразовательной, так и специальной коррекционной школе. И.Г.Еременко (1985) в первую группу методов относит методы убеждения. Г.М.Дульнев (1968) называет их словесными методами. Это следующие методы: - направленные на формирование взглядов, убеждений и обеспечивающиеся как обмен информацией в системе педагогической деятельности; - помогающие организовать деятельность ученика, стимулирующие мотивы деятельности; - помогающие формированию у воспитанников самооценки, регуляции поведения; - формирующие сознание: убеждение, разъяснение, внушение. Внушение в системе коррекционного воспитания обеспечивается замечанием, советом, просьбой, этической беседой, рассказом. Во вторую группу методов указанные выше авторы отнесли упражнение, т.е. практическую деятельность, способствующую формированию поведения. Эти методы реализуются через приучение, упражнение, игру, создание воспитывающих ситуаций. Третью группу составили методы стимулирования — поощрение и наказание. Сила воздействия поощрения и наказания на воспитуемых специальной (коррекционной) школы VIII вида зависит от уровня воспитанности и оценки его учащимися, а также воспитателем. Наказание в коррекционной школе используют в том случае, когда воспитуемый понимает степень своей вины и действует сознательно и злонамеренно. Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог, воспитатель коррекционной школы должны помнить: - не всякое наказание может решить поставленную задачу; - наказание не дает право воспитателю унижать личность воспитуемого, требовательность должна сочетаться с уважением к личности; - воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину; - нельзя применять коллективные наказания — запрещать просмотр фильма, лишать прогулки и тому подобного режимного момента; - недопустимо наказывать за болезненные проявления; - меры физического воздействия со стороны воспитателя, учащихся запрещены. Все перечисленные методы воспитания используются комплексно и направлены на формирование сознательного нравственного поведения, положительных черт личности.
7.6. Направления и содержание воспитательного процесса В начальных классах специальной (коррекционной) Школы VIII вида Структура психики ребенка с нарушениями развития чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению вторичных, третичных отклонений, что в свою очередь сказывается |на учебе, поведении. Обучение и воспитание с коррекционной направленностью в начальной школе оказывают положительное воздействие на раз-1витие личности школьника, в первую очередь на формирование психических процессов — особенно мышления, речи, восприятия. К четвертому году обучения учащиеся адаптируются к условием коррекционного обучения и воспитания. У них сформируются учебные умения, у многих изменится отношение к учебному процессу, активизируется познавательная деятельность. По мере обучения мышление и речь корригируются, но остаётся еще не на высоком уровне. Продвижение просматривается в умении пользоваться картами, схемами при выполнении заданий, упражнений, читать тексты, заучивать стихотворения, сравнивать предметы. Ученики 2 —4-х классов ответственнее относятся к поручениям, участвуют в простейших видах трудового процесса, овладевают гигиеническими требованиями, выполняют режимные моменты, резко меняются взаимоотношения в детском коллективе. Ниже представлены примерные направления и содержание воспитательной работы в начальных, средних и старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Основные направления и содержание воспитательной работы в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы Развитие личности 1. Интеллектуальное развитие. 2. Формирование целостного отношения к природе. 3. Развитие коммуникативных навыков. 4. Культура поведения, общения.
Человек и окружающий мир 1. Источники жизни на земле. 2.Один день природы. Экологическая культура. 3. Жизнь леса, реки, моря, животных и птиц. 4. Отражение природы в искусстве.
Охрана здоровья и физическое развитии 1. Формирование бытовых умений и навыков. 2. Вооружение учащихся навыками самообслуживания. 3. Труд как вид отдыха. 4. Труд как помощь другому человеку.
Трудовая диагностика, ручной труд 1. Формирование бытовых умений и навыков. 2. Вооружение учащихся навыками самообслуживания 3. Труд как вид отдыха. 4. Труд как помощь другому человеку. 5. Умственный труд. Культура умственного труда.
Формирование отношений к стране, государству, человеку 1. Человек и его отношение к себе и другим. 2. Родина. Отношение к Родине. 3. Различия людей в обществе. 4. Память о героях. Отношение к ним. 5. Общение людей в обществе.
Указанные направления можно взять за основу, а содержание расширить. Сделать это можно за счет дополнительного образования. Система дополнительного образования направлена на удовлетворение потребности детей в саморегуляции личностного характера, творчестве в определенных видах деятельности. В условиях специального образования дополнительное образование осуществляется в работе студий, творческих коллективов, клубов по интересам. Деятельность учащихся 7 — 10 лет школы VIII вида должна быть посильной для Них, удовлетворять их запросы, носить в основном игровой характер с опорой на индивидуальные возможности каждого конкретного ученика. Воспитатель в тематическом планировании может представить каждое направление по четвертям.
Планирование воспитательного процесса по четвертям Личностное развитие 1-я четверть 1. Мой учебный день. 2. Мои друзья по классу. 3. Это наши книжки. 4. У нас все умеют писать, читать, считать. 5. Я — школьник. 6. Мы дружны, нам все интересно. 2-я четверть 1. Всегда надо говорить правду. 2. В нашей группе всем хорошо. 3. Я могу помочь другим. 4. Мои первые оценки. 5. Наши поручения. 3-я четверть 1. Уважай мнение другого. 2. Помоги, тебе тоже помогут. 3. Ты стал на год старше. 4. В классе много интересных дел. 5. Что надо сделать во время каникул. 4-я четверть 1. У нас скоро закончится учебный год. 2. Мои успехи и неудачи. 3. Надо много успеть сделать. 4. Спасибо школе, моим друзьям. 5. Все будет только хорошо.
Указанные подходы к реализации комплексной программы требуют подведения итогов в виде этических бесед, детского утренника. Человек и окружающий мир 1-я четверть 1. Источники жизни на Земле. 2. Что нас окружает, забота о природе. 3. Отношение человека к животным. 4. Зимние забавы. 5. Законы природы. 2-я четверть 1. Жизнь леса. Человек и лес. 2. Человек как часть природы. 3. Чем полезен лес? 4. Реки, моря. С чего начинается река? 5. Растения леса. 3-я четверть 1. Погода. Что значит: тепло — холодно, воздух — ветер, снег — дождь? 2. Картины леса. Школьники — друзья леса. 3. Что дарит человеку природа? 4. Дары леса: ягоды, грибы, лечебные растения. 5. Животные лесов. 4-я четверть 1. Человек — друг полей, лесов и морей. 2. Экскурсия в лес, к водоему, к реке, в зоопарк. 3. Птицы в лесу. Они ждут помощи от нас. 4. Человек и животный мир. 5. Источники жизни.
Охрана здоровья и физическое развитие 1-я четверть 1. Гигиена — главное санитарное требование. 2. В здоровом теле — здоровый дух. 3. Уход за кожей. 4. Предметы личной гигиены. 5. Утренняя зарядка. 6. Физические упражнения, правильное их использование. 2-я четверть 1. Игра — здоровье — дружба. 2. Гигиена мальчика. 3. Гигиена девочки. 4. Уход за одеждой, обувью. 5. Игры во дворе, на площадке. 3-я четверть 1. Зимние забавы. 2. Требования к соблюдению гигиенических условий жизни. 3. Система правильного питания. 4. Обувь и заболевания ног. 5. Здоровье — красота. 4-я четверть 1. Как избежать травмы. 2. Для чего необходимо человеку мыло, как им пользоваться. 3. Уход за волосами, руками, лицом. 4. Игра в зале. Требования. 5. Сильные, ловкие, смелые.
Трудовая диагностика, ручной труд 1-я четверть 1. Листья в лесу. 2. Что нас окружает в школе. 3. Экскурсия в школьные мастерские. 4. Весело, дружно, быстро (уборка классных комнат, игровых). 5. Лес осенью. Наша помощь. 2-я четверть 1. Я готов к занятиям в школе. 2. Я люблю водные процедуры. 3. Дружно встретим Новый год. 4. Герои сказок (итоги студии «Поделки»). 5. Только в труде можно выразить себя (3 —4-е классы). 3-я четверть 1. В труде рождаются сказки. 2. Мой трудовой день. 3. Праздник умелых, находчивых. 4. Это мы готовим птицам. 5. Выставка ручных изделий. 4-я четверть 1. В гостях у мастеров. 2. Дела в нашей мастерской. 3. Это полезно всем. 4. Спасибо вам, учителя. 5. Праздник труда.
Формирование отношений к стране, государству, человеку 1-я четверть 1. Это наша школа. 2. Что нас окружает? Наши соседи. 3. Что можно сделать за один день? 4. Родина. Она есть у каждого. 2-я четверть 1. У нас в гостях школьники с Урала. 2. Родина — это страна. Ее название — Россия. 3. У нас есть главный город — это столица Москва. 4. Мы — москвичи. Требования к москвичам. 5. Москва праздничная. 3-я четверть 1. Мы гордимся своей страной. 2. Они нас охраняют, защищают. 3. Герои. Кто это? Почему мы помним о них? 4. Москва вечерняя. 5. Что значит быть гражданином России? 4-я четверть 1. У нас праздник Победы. 2. Мы дружные. 3. Что значит быть вежливым? 4. Итоговые сборы, праздники тематического характера.
Учащиеся 1 — 4-х классов требуют справедливого отношения к себе со стороны воспитателя, взрослых. При реализации всех направлений, особенно «Трудовой диагностики и ручного труда», учащиеся могут обращаться к другим работникам школы, интерната, просить оказать помощь в приобретении материала для ручного труда, хранении изделий. Уже к 4-му классу у большинства учащихся возникает потребность в самоутверждении, они адаптируются к условиям коррекционного обучения и воспитания. Достаточно отметить, что они хотят участвовать в жизни класса, группы; иметь собственные поручения, готовы за их выполнение отчитаться на групповом собрании, получить поддержку, одобрение. Через систему начального приобщения к трудовой деятельности (учебной, бытовой, санитарной) возникает желание трудиться. Происходит совершенствование эмоционально-волевой сферы, но у большинства детей с нарушениями интеллекта появляется тревожность, неуверенность в себе. Меняется отношение к собственному Я. В потоке современной информации становится труднее разобраться в чем-то самостоятельно. Школьники просят воспитателя в часы досуга включить развлекательную передачу, они не хотят интеллектуального напряжения, замыкаются в себе. Некоторые понимают, что они учатся в особой школе, не такой, как их сверстники. Но по-прежнему для них это главное учебное заведение. Они постепенно теряют друзей из массовой школы или начинают дружить с социально опасными подростками. Здесь огромную роль играет воспитатель.
7.7. Направления и содержание воспитательной работы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.241.191 (0.012 с.) |