Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий терминологический словарь↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Адаптация — приспособление организма к изменяющимся условиям существования; социальная адаптация — процесс активного приспособления индивидуума к условиям внешней среды. Анализаторы — сложные нервные механизмы, осуществляющие восприятие и анализ раздражений, поступающих как из внешней, так и из внутренней среды организма. Анамнез — совокупность сведений о развитии ребенка и его заболеваниях, важнейшая часть обследования ребенка. Астенический синдром — состояние, проявляющееся в повышенной утомляемости и истощаемости, ослаблении или утрате способности к продолжительному физическому или умственному напряжению. Асфиксия — удушье, угрожающее жизни патологическое состояние, обусловленное недостатком кислорода в крови и проявляющееся комплексом тяжелых расстройств жизненно важных функций, главным образом деятельности нервной системы, дыхания, кровообращения. Атрофия — патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ в них. Аудиограмма — графическое изображение данных исследования слуха с помощью специального электроакустического прибора (аудиометра). Аутизм — болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. Вербализация в обучении — обучение, выражающееся в преподавании на основе устного восприятия материала. Внимание — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Возбудимость — свойство некоторых тканей организма (нервной, мышечной) отвечать на действие раздражителей специфической реакцией возбуждения. Воспитание — специально организованная деятельность педагога и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе. Высшая нервная деятельность (ВНД) — интегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды. Гемипарез — парез (паралич) мышц одной стороны тела. Генерализация — распространение какого-либо процесса из первоначального ограниченного очага. Гидроцефалия (водянка мозга) — избыточное накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга и подоболочечных пространствах; проявляется повышением внутричерепного давления. Деградация — общее прогрессирующее и частично обратимое снижение психической деятельности. Деменция — слабоумие, которое характеризуется обеднением психической деятельности. Деменция проявляется в ослаблении познавательной способности личности, обеднении чувств, изменении поведения, крайнем затруднении при использовании знаний прошлого опыта. Депривация — лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма (двигательных, сенсорных и др.). Дефект развития — физический или психический недостаток, вызывающий стойкое нарушение нормального развития ребенка. Диагноз — краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушение развития). Истерия — функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения; повышенная чувственная окраска переживаний. Защитные рефлексы — реакции, возникающие при воздействии на организм раздражителей, существенно нарушающие его нормальную деятельность. Интерорецептор — нервное окончание, принимающее информацию от какого-либо внутреннего органа. Иррадиация — распространение процесса возбуждения (или торможения) в центральной нервной системе. Катамнез — сведения, полученные на больного после лечения; сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни выпускника школы. Компенсаторные процессы — совокупность реакций организма на повреждение, выражающееся возмещением нарушенных функций организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей. Компенсация функций — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Коррекция — частичное или полное исправление, ослабление недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы приемов и рекомендаций. Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или частей. Обучение — специфический способ образования, процесс активного, целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения и навыки, а также личные качества. Паралич — выпадение двигательных функций, сопровождающееся снижением силы мышц. Полиомиелит — острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, поражающее главным образом серое вещество спинного мозга. Реабилитация — комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на возвращение больного к взрослой жизни и деятельности в пределах его возможностей. Сенсорное воспитание — совокупность педагогических приемов, направленных на развитие органов чувств, совершенствование зрительных, слуховых, двигательных, осязательных и других ощущений и восприятий. Синдром — совокупность симптомов, объединенных одним патогенезом. Слабоумие — обобщенный термин, обозначающий малообратимое недоразвитие психики, утрату ранее приобретенных знаний и (или) затруднение в приобретении новых; недоразвитие психики в целом, нарушения в поведении. Умение — готовность к быстрому, точному, сознательному выполнению каких-либо действий на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Фонематический слух — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Энурез — недержание мочи. Энцефалит — воспаление головного мозга, инфекционное заболевание, возникшее вследствие проникновения в мозговую ткань болезнетворных микроорганизмов. Эпилепсия — заболевание нервной системы, сопровождающееся периодическими судорожными припадками. Эпилепсия возникает у детей вследствие воспалительных заболеваний и травматического повреждения мозга. Этиология — учение о причинах возникновения болезней, нарушениях в развитии.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................................................................... 3 Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Глава 1. Олигофренопедагогика как педагогическая наука....................4 1.1. Объект, предмет, субъект, задачи олигофренопедагогики..............4 1.2. Связь олигофренопедагогики с другими науками............................. 5 1.3. Методы исследования в олигофренопедагогике................................ 6 1.4. Понятие «умственная отсталость» и ее классификация.................... 7 1.5. История развития помощи детям с нарушениями интеллекта (умственно отсталым) в России........................................................10 1.6. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллектуального развития...................................15 1.7. Специальные (коррекционные) учреждения для детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития...........26 Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА Г л а в а 2. Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития..................................................................34 2.1. Задачи обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития................................................................................................34 2.2. Принципы обучения детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития...............................................................36 2.3. Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития.................................................................48 2.4. Базисный учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида.....................................................................................50 2.5. Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII вида............................55 Глава 3. Методы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида......................................................................................58 3.1. Выбор методов обучения в общей и специальной педагогике........58 3.2. Краткая характеристика методов обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида............................59 Г л а в а 4. Формы организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида........................................................66 4.1. Формы организации процесса обучения и их классификация........66 4.2. Урок — основная форма организации обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида..........................67 4.2.1. Урок как целостная система..................................................67 4.2.2. Типы и структура уроков.......................................................69 4.3. Подготовка учителя к уроку................................................................71 Г л а в а 5. Контроль и оценка знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.......................................................75 5.1. Контроль обучения как дидактическое понятие...............................75 5.2. Методы и формы контроля знаний....................................................76 5.3. Оценка знаний учащихся.....................................................................78 Г л а в а 6. Трудовое обучение детей с нарушениями интеллектуального развития..................................................................................................80 6.1. Этапы трудового обучения..................................................................80 6.2. Содержание уроков трудового обучения............................................87 Раздел III. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА Глава 7. Воспитание учащихся с нарушениями интеллекта...................94 7.1. Воспитание как педагогический процесс..........................................94 7.2. Особенности воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития...............................................................95 7.3. Основные закономерности воспитания.............................................99 7.4. Принципы воспитания и их реализация..........................................102 7.5. Методы воспитания, их реализация.................................................105 7.6. Направления и содержание воспитательного процесса в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида........................................................................................ 107 7.7. Направления и содержание воспитательной работы в 5 — 7-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.................................................................................113 7.8. Направления и содержание воспитательного процесса в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.................................................................................. 120 Глава 8. Формы организации образовательно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида..............126 8.1. Классификация форм организации образовательно-воспитательного процесса.................................................................126 8.2. Массовые формы организации образовательно-воспитательного процесса................................................................127 8.3. Групповые формы организации образовательно-воспитательного процесса................................................................128 8.4. Индивидуальные формы организации образовательно-воспитательного процесса................................................................130 8.5. Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса.............................................................................................. 131 Г л а в а 9. Формирование детского ученического коллектива в специальной (коррекционной) школе VIII вида.............................146 Глава 10. Физическое воспитание учащихся с интеллектуальными нарушениями.........................................................................................155 10.1. Использование средств физического воспитания в системе физического развития....................................................155 10.2. Урок физической культуры.............................................................160 10.3. Управление деятельностью учащихся на уроке физической культуры............................................................................................164 10.4. Ритмика, ее назначение...................................................................167 10.5. Физическая культура как средство адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллектуального развития в обществе.........................................................................................168 Глава 11. Воспитание и обучение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями......................................................171 11.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с выраженными интеллектуальными нарушениями....................171 11.2. Развитие речи детей с выраженными интеллектуальными нарушениями....................................................................................176 11.3. Помощь детям с выраженными интеллектуальными нарушениями за рубежом...............................................................178 11.4. Воспитание и обучение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в России................................183 Глава 12. Работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями...................................................190 Приложения...............................................................................................197 Краткий терминологический словарь.....................................................215
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.008 с.) |