Контроль и оценка знаний учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль и оценка знаний учащихся



СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VHI ВИДА

Контроль обучения как дидактическое понятие

Процесс обучения не может осуществляться бесконтрольно. Проверить качество и уровень знаний ученика можно в результате выполнения конкретных программных заданий, при повторении отдельных тем, выполнении письменных работ.

Педагогический контроль является необходимой и составной мастью обучения. Он трактуется дидактикой как педагогическая диагностика. В общей педагогике контроль рассматривается с двух позиций:

- как административная процедура проверки работы учителя через деятельность учеников;

- как совместная система работы учителя и ученика, направ­ленная на более успешное овладение знаниями, умениями.

Контроль как функция выдвигает ряд проблем управленческо­го характера: задач контроля и проверки; методов и форм реали­зации проверки; видов контроля.

Контроль как диагностико-педагогическая система предпола­гает не только выбор видов контроля, что важно, но и определе­ние задач, способов воздействия на ученика, формирование пра­вильного отношения к достигнутым результатам в процессе обу­чения.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида проверка и оценка знаний имеют огромное значение в решении воспитательных задач.

Результаты обучения детей с нарушениями интеллекта во мно­гом зависят от уровня развития компенсаторных функций ВНД. Наблюдаются случаи, когда знания, казалось бы, у подростка имеются, но при малейших воздействиях раздражителей сфор­мированная с таким трудом система знаний и умений легко рас­падается.

Вот почему учитель-дефектолог часто возвращается к пройден­ному материалу, выявляет характер ошибок, уточняет выбор средств воздействия на учащихся.

В силу особенностей психофизического развития, нарушений интеллекта в полном объеме программный материал специаль­ной (коррекционной) школы VIII вида могут усвоить лишь от­дельные учащиеся. Но это не значит, что данная группа учащихся

должна быть «выравнена» с остальными. Обучение строится на широком использовании индивидуального и дифференцирован­ного подходов. Проверка знаний и их оценка носят индивидуаль­ный характер.

Проверяя знания и умения, учитель выявляет уровень и осо­бенности познавательной деятельности учащихся.

Проверка знаний учащихся выполняет следующие функции.

Обучающая функция состоит в том, что процесс проверки зна­ний осуществляется как целостная система, где знания уточня­ются, систематизируются, актуализируются и обобщаются.

Воспитывающая функция проверки знаний сводится к тому, что оценка знаний помогает ученику осознать свои возможности, дис­циплинирует его, поощряет к активной деятельности, стимули­рует заинтересованность.

Диагностико-прогностическая функция проверки знаний способ­ствует определению возможностей ученика с нарушениями ин­теллекта, его способностей, обучаемости, разработке основ кор-рекционно-развивающих мероприятий и подходов.

Оценочная функция проверки знаний реализуется лишь в том случае, когда учитель:

- знает особенности развития психических процессов учащихся;

- учитывает работоспособность детей на уроке;

- использует общедидактические и коррекционные методы обу­чения;

- ведет систематический, объективный учет знаний и умений.

В системе учета знаний в общей и специальной дидактике ис­пользуются следующие виды контроля: текущий, периоди­ческий и итоговый.

Текущий контроль самый распространенный. Это системати­ческая, на каждом уроке, оценка знаний и умений учащихся. Такой контроль более оперативен, разнообразен по методам и формам оценки.

Периодический контроль используется после изучения учащим­ся достаточно больших разделов программы. Иногда в нем исполь­зуются данные текущего контроля.

Итоговый контроль — это система проверки знаний после вы­полнения итоговых устных или письменных работ за четверть, год, при прохождении отдельных тем программы.

 

Методы и формы контроля знаний

Под методами контроля подразумевается диагностическая деятельность, помогающая педагогу осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью повышения эффективности обу­чения.

В современной дидактике выделяются следующие методы конт­роля:

- устный опрос;

- письменные работы;

- практический контроль;

- наблюдение;

- дидактические тесты (в обучении детей с нарушениями ин­теллекта используются редко);

- программированный и лабораторный контроль (в обучении детей с нарушениями интеллекта широко используются элемен­ты программированного контроля).

Каждый вид контроля помогает учителю объективно оцени­вать знания и умения учащихся специальной (коррекционной) 1 и колы VIII вида. Остановимся на устном и письменном контроле как системе проверки знаний.

Устный опрос позволяет охватить большое количество учащих­ся, проверить владение «диалогической и монологической речью» ', навыки устного и письменного счета.

Устный опрос может проводиться на любом этапе урока. Глав­ное — учащиеся должны четко представлять, что хочет получить учитель в процессе ответа ученика. Опрос может быть индивиду­альным и фронтальным. Выбор вида опроса определяется способ­ностью учащихся ориентироваться в задании и содержанием воп­росов.

Во время фронтального опроса в беседу включаются все уча­щиеся класса. Ответы учащихся оцениваются, заносятся в журнал и дневник. Учитель во время ответа ученика должен быть коррект­ным, внимательно слушать ответ, исправлять неточности.

Письменные работы в системе проверки знаний имеют нема­ловажное значение, учащихся необходимо научить их выполнять. Наиболее распространенными в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются: списывание, диктанты, изложения, сочинения, решение арифметических задач и примеров, рисун­ки, работа с источниками — картой, картиной, чертежами.

Письменные работы могут выполняться дома и в классе. Если это проверочная работа (контрольный диктант по русскому язы­ку, работа по математике), желательно, чтобы она была неболь­шая, соответствовала дидактическим требованиям. Письменные контрольные работы могут проводиться в продолжение целого урока или его части, иметь один или несколько вариантов. Глав­ное — они должны быть посильны для учащихся. Нормы оценок письменных работ по русскому языку и математике представлены в сборнике программ 1986 г.

 

1 Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994. — С. 202.

 

 

Оценка знаний учащихся

Под оценкой знаний, умений и навыков в дидактике в целом, в том числе и в олигофренопедагогике, понимается процесс ов­ладения знаниями, умениями на уровне, соответствующем про­граммным требованиям. Проверка знаний и умений без их оценки малоэффективна, так как каждый ученик хочет знать результат своей деятельности, почувствовать удовлетворение от выполнен­ной работы.

Необходимо учитывать, что учащиеся с нарушениями интел­лекта по-разному относятся к оценке выполненной работы. Одни радуются, другие огорчаются, а третьи проявляют безразличие. Но это не означает, что выставленная оценка наносит ученику с нарушениями интеллекта психическую травму.

Если разъяснение выставленной оценки недостаточно и не­убедительно, у учащихся может возникнуть отрицательная реак­ция. При объявлении оценки и ее обсуждении учитель должен обращать внимание на психологическое состояние ученика и учи­тывать возможное негативное восприятие им результата работы.

Условным отражением оценки является отметка, выражен­ная в баллах. В настоящее время в отечественной дидактике при­нята четырехбалльная система оценки знаний, умений учащихся: «5» — отлично; «4» — хорошо; «3» — удовлетворительно; «2» — неудовлетворительно. В «Педагогике» под редакцией П. И. Пидкасистого достаточно полно раскрыты и охарактеризованы показа­тели сформированости знаний нормально развивающихся школь­ников '.

В системе специальной школы единого подхода к оцениванию знаний учащихся до сих пор нет. Некоторые авторы, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, пред­лагают оценивать знания и умения учащихся с учетом распреде­ления их на клинические группы (И.Г.Еременко, 1985; В.Г.Пет­рова, 1987; И. М. Бгажнокова, 1997). В свою очередь В.В.Воронкова (1994) и Б. П. Пузанов (2000) считают, что оценка знаний уча­щихся коррекционной школы носит индивидуальный характер, а каждый учитель, зная возможности учащихся, вправе повысить или снизить отметку.

Формируя у детей с нарушениями интеллекта правильное от­ношение к достигнутым результатам, учитель не должен постоян­но завышать или занижать отметку, так как в дальнейшем учащиеся будут считать, что хорошую отметку можно получить без особых стараний. Отметку «1» детям с нарушением интеллекта желатель­но не ставить.

 

Вопросы и задания

1. Перечислите основные методы и формы контроля знаний.

2. Какие основные функции проверки знаний используются в систе­ме обучения детей с нарушениями интеллекта?

3. Назовите виды учета знаний и умений.

4. Охарактеризуйте основные подходы к оценке знаний учащихся.

 

Рекомендуемая литература

Актуальные проблемы олигофренопедагогики: сб. науч. трудов / под ред. В.В.Воронковой. — М., 1988.

Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии / Т.А.Власова М.С.Певзнер. — М., 1973.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. для учителя / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994.

Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М., 1995.

Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной шко­ле / Г.М.Дульнев; под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. — М., 1982.

Замский Х.С. История олигофренопедагогики / Х.С.Замский. — М.,

Лапшин В.А. Основы дефектологии: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Б.П.Пузанов, В.А.Лапшин. — М., 1990.

Ляпидевский С. С. Клиника олигофрении: учеб. пособие для студ. де-фектол. фак. пед. ин-тов/С. С.Ляпидевский, Б.И.Шостак. - М., 1973.

Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика/ под ред. Б.П. Пузанова. — М, 2000.

Певзнер М. С. Дети-олигофрены / М. С. Певзнер. — М., 1959.

Словарь-справочник. Дефектология / авт.-сост. С. С. Степанов- под ред Б. П. Пузанова. — М., 1996.

 

Оценка знаний учащихся

Под оценкой знаний, умений и навыков в дидактике в целом, в том числе и в олигофренопедагогике, понимается процесс ов­ладения знаниями, умениями на уровне, соответствующем про­граммным требованиям. Проверка знаний и умений без их оценки малоэффективна, так как каждый ученик хочет знать результат своей деятельности, почувствовать удовлетворение от выполнен­ной работы.

Необходимо учитывать, что учащиеся с нарушениями интел­лекта по-разному относятся к оценке выполненной работы. Одни радуются, другие огорчаются, а третьи проявляют безразличие. Но это не означает, что выставленная оценка наносит ученику с нарушениями интеллекта психическую травму.

Если разъяснение выставленной оценки недостаточно и не­убедительно, у учащихся может возникнуть отрицательная реак­ция. При объявлении оценки и ее обсуждении учитель должен обращать внимание на психологическое состояние ученика и учи­тывать возможное негативное восприятие им результата работы.

Условным отражением оценки является отметка, выражен­ная в баллах. В настоящее время в отечественной дидактике при­нята четырехбалльная система оценки знаний, умений учащихся: «5» — отлично; «4» — хорошо; «3» — удовлетворительно; «2» — неудовлетворительно. В «Педагогике» под редакцией П. И. Пидкасистого достаточно полно раскрыты и охарактеризованы показа­тели сформированости знаний нормально развивающихся школь­ников.

В системе специальной школы единого подхода к оцениванию знаний учащихся до сих пор нет. Некоторые авторы, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, пред­лагают оценивать знания и умения учащихся с учетом распреде­ления их на клинические группы (И.Г.Еременко, 1985; В.Г.Пет­рова, 1987; И. М. Бгажнокова, 1997). В свою очередь В. В. Воронкова (1994) и Б. П. Пузанов (2000) считают, что оценка знаний уча­щихся коррекционной школы носит индивидуальный характер, а каждый учитель, зная возможности учащихся, вправе повысить или снизить отметку.

Формируя у детей с нарушениями интеллекта правильное от­ношение к достигнутым результатам, учитель не должен постоян­но завышать или занижать отметку, так как в дальнейшем учащиеся будут считать, что хорошую отметку можно получить без особых стараний. Отметку «1» детям с нарушением интеллекта желатель­но не ставить.

 

Вопросы и задания

1. Перечислите основные методы и формы контроля знаний.

2. Какие основные функции проверки знаний используются в систе­ме обучения детей с нарушениями интеллекта?

3. Назовите виды учета знаний и умений.

4. Охарактеризуйте основные подходы к оценке знаний учащихся.

 

Рекомендуемая литература

Актуальные проблемы олигофренопедагогики: сб. науч. трудов / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1988.

Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С.Певзнер. — М., 1973.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. для учи­теля / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994.

Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М., 1995.

Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной шко­ле / Г.М.Дульнев; под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. — М., 1982.

Замский Х.С. История олигофренопедагогики / Х.С.Замский. — М., 1980.

Лапшин В.А. Основы дефектологии: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Б. П. Пузанов, В.А.Лапшин. — М., 1990.

Ляпидевский С. С. Клиника олигофрении: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов/С.С.Ляпидевский, Б.И.Шостак. — М., 1973.

Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / под ред. Б.П. Пузанова. — М., 2000.

Певзнер М.С. Дети-олигофрены / М.С.Певзнер. — М., 1959.

Словарь-справочник. Дефектология / авт.-сост. С. С. Степанов; под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1996.

 

 

Глава 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.027 с.)