Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль и оценка знаний учащихся
СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VHI ВИДА Контроль обучения как дидактическое понятие Процесс обучения не может осуществляться бесконтрольно. Проверить качество и уровень знаний ученика можно в результате выполнения конкретных программных заданий, при повторении отдельных тем, выполнении письменных работ. Педагогический контроль является необходимой и составной мастью обучения. Он трактуется дидактикой как педагогическая диагностика. В общей педагогике контроль рассматривается с двух позиций: - как административная процедура проверки работы учителя через деятельность учеников; - как совместная система работы учителя и ученика, направленная на более успешное овладение знаниями, умениями. Контроль как функция выдвигает ряд проблем управленческого характера: задач контроля и проверки; методов и форм реализации проверки; видов контроля. Контроль как диагностико-педагогическая система предполагает не только выбор видов контроля, что важно, но и определение задач, способов воздействия на ученика, формирование правильного отношения к достигнутым результатам в процессе обучения. В специальной (коррекционной) школе VIII вида проверка и оценка знаний имеют огромное значение в решении воспитательных задач. Результаты обучения детей с нарушениями интеллекта во многом зависят от уровня развития компенсаторных функций ВНД. Наблюдаются случаи, когда знания, казалось бы, у подростка имеются, но при малейших воздействиях раздражителей сформированная с таким трудом система знаний и умений легко распадается. Вот почему учитель-дефектолог часто возвращается к пройденному материалу, выявляет характер ошибок, уточняет выбор средств воздействия на учащихся. В силу особенностей психофизического развития, нарушений интеллекта в полном объеме программный материал специальной (коррекционной) школы VIII вида могут усвоить лишь отдельные учащиеся. Но это не значит, что данная группа учащихся должна быть «выравнена» с остальными. Обучение строится на широком использовании индивидуального и дифференцированного подходов. Проверка знаний и их оценка носят индивидуальный характер. Проверяя знания и умения, учитель выявляет уровень и особенности познавательной деятельности учащихся.
Проверка знаний учащихся выполняет следующие функции. Обучающая функция состоит в том, что процесс проверки знаний осуществляется как целостная система, где знания уточняются, систематизируются, актуализируются и обобщаются. Воспитывающая функция проверки знаний сводится к тому, что оценка знаний помогает ученику осознать свои возможности, дисциплинирует его, поощряет к активной деятельности, стимулирует заинтересованность. Диагностико-прогностическая функция проверки знаний способствует определению возможностей ученика с нарушениями интеллекта, его способностей, обучаемости, разработке основ кор-рекционно-развивающих мероприятий и подходов. Оценочная функция проверки знаний реализуется лишь в том случае, когда учитель: - знает особенности развития психических процессов учащихся; - учитывает работоспособность детей на уроке; - использует общедидактические и коррекционные методы обучения; - ведет систематический, объективный учет знаний и умений. В системе учета знаний в общей и специальной дидактике используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Текущий контроль самый распространенный. Это систематическая, на каждом уроке, оценка знаний и умений учащихся. Такой контроль более оперативен, разнообразен по методам и формам оценки. Периодический контроль используется после изучения учащимся достаточно больших разделов программы. Иногда в нем используются данные текущего контроля. Итоговый контроль — это система проверки знаний после выполнения итоговых устных или письменных работ за четверть, год, при прохождении отдельных тем программы.
Методы и формы контроля знаний Под методами контроля подразумевается диагностическая деятельность, помогающая педагогу осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью повышения эффективности обучения. В современной дидактике выделяются следующие методы контроля: - устный опрос; - письменные работы; - практический контроль; - наблюдение; - дидактические тесты (в обучении детей с нарушениями интеллекта используются редко);
- программированный и лабораторный контроль (в обучении детей с нарушениями интеллекта широко используются элементы программированного контроля). Каждый вид контроля помогает учителю объективно оценивать знания и умения учащихся специальной (коррекционной) 1 и колы VIII вида. Остановимся на устном и письменном контроле как системе проверки знаний. Устный опрос позволяет охватить большое количество учащихся, проверить владение «диалогической и монологической речью» ', навыки устного и письменного счета. Устный опрос может проводиться на любом этапе урока. Главное — учащиеся должны четко представлять, что хочет получить учитель в процессе ответа ученика. Опрос может быть индивидуальным и фронтальным. Выбор вида опроса определяется способностью учащихся ориентироваться в задании и содержанием вопросов. Во время фронтального опроса в беседу включаются все учащиеся класса. Ответы учащихся оцениваются, заносятся в журнал и дневник. Учитель во время ответа ученика должен быть корректным, внимательно слушать ответ, исправлять неточности. Письменные работы в системе проверки знаний имеют немаловажное значение, учащихся необходимо научить их выполнять. Наиболее распространенными в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются: списывание, диктанты, изложения, сочинения, решение арифметических задач и примеров, рисунки, работа с источниками — картой, картиной, чертежами. Письменные работы могут выполняться дома и в классе. Если это проверочная работа (контрольный диктант по русскому языку, работа по математике), желательно, чтобы она была небольшая, соответствовала дидактическим требованиям. Письменные контрольные работы могут проводиться в продолжение целого урока или его части, иметь один или несколько вариантов. Главное — они должны быть посильны для учащихся. Нормы оценок письменных работ по русскому языку и математике представлены в сборнике программ 1986 г.
1 Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994. — С. 202.
Оценка знаний учащихся Под оценкой знаний, умений и навыков в дидактике в целом, в том числе и в олигофренопедагогике, понимается процесс овладения знаниями, умениями на уровне, соответствующем программным требованиям. Проверка знаний и умений без их оценки малоэффективна, так как каждый ученик хочет знать результат своей деятельности, почувствовать удовлетворение от выполненной работы. Необходимо учитывать, что учащиеся с нарушениями интеллекта по-разному относятся к оценке выполненной работы. Одни радуются, другие огорчаются, а третьи проявляют безразличие. Но это не означает, что выставленная оценка наносит ученику с нарушениями интеллекта психическую травму. Если разъяснение выставленной оценки недостаточно и неубедительно, у учащихся может возникнуть отрицательная реакция. При объявлении оценки и ее обсуждении учитель должен обращать внимание на психологическое состояние ученика и учитывать возможное негативное восприятие им результата работы. Условным отражением оценки является отметка, выраженная в баллах. В настоящее время в отечественной дидактике принята четырехбалльная система оценки знаний, умений учащихся: «5» — отлично; «4» — хорошо; «3» — удовлетворительно; «2» — неудовлетворительно. В «Педагогике» под редакцией П. И. Пидкасистого достаточно полно раскрыты и охарактеризованы показатели сформированости знаний нормально развивающихся школьников '.
В системе специальной школы единого подхода к оцениванию знаний учащихся до сих пор нет. Некоторые авторы, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, предлагают оценивать знания и умения учащихся с учетом распределения их на клинические группы (И.Г.Еременко, 1985; В.Г.Петрова, 1987; И. М. Бгажнокова, 1997). В свою очередь В.В.Воронкова (1994) и Б. П. Пузанов (2000) считают, что оценка знаний учащихся коррекционной школы носит индивидуальный характер, а каждый учитель, зная возможности учащихся, вправе повысить или снизить отметку. Формируя у детей с нарушениями интеллекта правильное отношение к достигнутым результатам, учитель не должен постоянно завышать или занижать отметку, так как в дальнейшем учащиеся будут считать, что хорошую отметку можно получить без особых стараний. Отметку «1» детям с нарушением интеллекта желательно не ставить.
Вопросы и задания 1. Перечислите основные методы и формы контроля знаний. 2. Какие основные функции проверки знаний используются в системе обучения детей с нарушениями интеллекта? 3. Назовите виды учета знаний и умений. 4. Охарактеризуйте основные подходы к оценке знаний учащихся.
Рекомендуемая литература Актуальные проблемы олигофренопедагогики: сб. науч. трудов / под ред. В.В.Воронковой. — М., 1988. Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии / Т.А.Власова М.С.Певзнер. — М., 1973. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. для учителя / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М., 1995. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г.М.Дульнев; под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. — М., 1982. Замский Х.С. История олигофренопедагогики / Х.С.Замский. — М., Лапшин В.А. Основы дефектологии: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Б.П.Пузанов, В.А.Лапшин. — М., 1990. Ляпидевский С. С. Клиника олигофрении: учеб. пособие для студ. де-фектол. фак. пед. ин-тов/С. С.Ляпидевский, Б.И.Шостак. - М., 1973. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика/ под ред. Б.П. Пузанова. — М, 2000.
Певзнер М. С. Дети-олигофрены / М. С. Певзнер. — М., 1959. Словарь-справочник. Дефектология / авт.-сост. С. С. Степанов- под ред Б. П. Пузанова. — М., 1996.
Оценка знаний учащихся Под оценкой знаний, умений и навыков в дидактике в целом, в том числе и в олигофренопедагогике, понимается процесс овладения знаниями, умениями на уровне, соответствующем программным требованиям. Проверка знаний и умений без их оценки малоэффективна, так как каждый ученик хочет знать результат своей деятельности, почувствовать удовлетворение от выполненной работы. Необходимо учитывать, что учащиеся с нарушениями интеллекта по-разному относятся к оценке выполненной работы. Одни радуются, другие огорчаются, а третьи проявляют безразличие. Но это не означает, что выставленная оценка наносит ученику с нарушениями интеллекта психическую травму. Если разъяснение выставленной оценки недостаточно и неубедительно, у учащихся может возникнуть отрицательная реакция. При объявлении оценки и ее обсуждении учитель должен обращать внимание на психологическое состояние ученика и учитывать возможное негативное восприятие им результата работы. Условным отражением оценки является отметка, выраженная в баллах. В настоящее время в отечественной дидактике принята четырехбалльная система оценки знаний, умений учащихся: «5» — отлично; «4» — хорошо; «3» — удовлетворительно; «2» — неудовлетворительно. В «Педагогике» под редакцией П. И. Пидкасистого достаточно полно раскрыты и охарактеризованы показатели сформированости знаний нормально развивающихся школьников. В системе специальной школы единого подхода к оцениванию знаний учащихся до сих пор нет. Некоторые авторы, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, предлагают оценивать знания и умения учащихся с учетом распределения их на клинические группы (И.Г.Еременко, 1985; В.Г.Петрова, 1987; И. М. Бгажнокова, 1997). В свою очередь В. В. Воронкова (1994) и Б. П. Пузанов (2000) считают, что оценка знаний учащихся коррекционной школы носит индивидуальный характер, а каждый учитель, зная возможности учащихся, вправе повысить или снизить отметку. Формируя у детей с нарушениями интеллекта правильное отношение к достигнутым результатам, учитель не должен постоянно завышать или занижать отметку, так как в дальнейшем учащиеся будут считать, что хорошую отметку можно получить без особых стараний. Отметку «1» детям с нарушением интеллекта желательно не ставить.
Вопросы и задания 1. Перечислите основные методы и формы контроля знаний. 2. Какие основные функции проверки знаний используются в системе обучения детей с нарушениями интеллекта? 3. Назовите виды учета знаний и умений. 4. Охарактеризуйте основные подходы к оценке знаний учащихся.
Рекомендуемая литература Актуальные проблемы олигофренопедагогики: сб. науч. трудов / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1988. Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С.Певзнер. — М., 1973.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. для учителя / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М., 1995. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г.М.Дульнев; под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. — М., 1982. Замский Х.С. История олигофренопедагогики / Х.С.Замский. — М., 1980. Лапшин В.А. Основы дефектологии: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Б. П. Пузанов, В.А.Лапшин. — М., 1990. Ляпидевский С. С. Клиника олигофрении: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов/С.С.Ляпидевский, Б.И.Шостак. — М., 1973. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / под ред. Б.П. Пузанова. — М., 2000. Певзнер М.С. Дети-олигофрены / М.С.Певзнер. — М., 1959. Словарь-справочник. Дефектология / авт.-сост. С. С. Степанов; под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1996.
Глава 6
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.027 с.) |