Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития помощи детям с нарушениями интеллекта (умственно отсталым) в России↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История оказания помощи детям с нарушениями интеллектуального развития, их воспитания и обучения распадается на три больших периода: до Октябрьской революции, в СССР и в настоящее время. Каждый из выделенных периодов отличается конкретными подходами и направлениями. До Октябрьской революции общественность в лице передовых мыслителей, философов, педагогов и медиков высказывалась за осуществление мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных. Особо значимыми были взгляды А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. Именно Н.А.Добролюбов раскрыл положение «малоспособных», призывал проявлять терпимость к ним. В статье «Учение с медленным пониманием», опубликованной в 1858 г. в «Журнале для воспитателей», он писал: «Ни одному разряду учеников не приходится в наших школах так плохо, как тем вялым тугопонимающим мальчикам, которых учителя называют бездарными, бестолковыми.... А между тем они-то заслуживают самого тщательного внимания и попечения со строны воспитателя» Можно считать, что данная статья одна из первых в истории отечественной олигофренопедагогики. В 1954 г. в Риге доктор Фридрих Пляц открыл лечебно-педагогическое заведение для малоспособных, слабоумных и идиотов. В дальнейшем оно было преобразовано в пансионат для эпилептиков и слабоумных. Обучение и воспитание детей в данном заведении проводилось по системе Э.Сегена. Не оправдала себя система военных прогимназий, в которые попадали дети с задержанным развитием. Как отмечает X. С. Зам-ский, «среди отстающих детей, видимо, были и умственно отсталые дети». И хотя часто в работах И. А. Сикорского, Д. И. Азбукина эти прогимназии называются первыми вспомогательными школами России, с этим согласиться нельзя, так как прогимназии не были предназначены для обучения «малоспособных». Количество детей с умственной отсталостью из года в год увеличивалось, но особых попыток в организации помощи, обучения и воспитания не предпринималось, а если и были попытки, то они осуществлялись по линии частной инициативы и благотворительности. Огромную роль в развитии олигофренопедагогики сыграли врачи-психиатры (В.И.Яковенко, И.Г.Игнатьева, П.И.Ковалевский), которые среди детей с приобретенными психозами выделили умственно отсталых. Следует отметить деятельность супругов И. В. и Е.Х. Малярев-ских. Это они в Петербурге в 1882 г. открыли учреждение для аномальных детей, именовавшееся «Врачебно-воспитательное заведение доктора И.В.Маляревского». Учреждение было частным, платным, обслуживались дети с различными формами аномалий: умственно отсталые, эпилептики, психически больные, с нарушениями поведения, социально опасные и др. Учреждение имело свою структуру, цели и задачи и успешно оказывало медицинскую и педагогическую помощь. Во врачебном отделении оказывалась медицинская помощь; в воспитательном проводилось обучение по методу Э. Сегена и Е.X. Маляревской; в кабинете по типу современных медико-педагогических консультаций проводился амбулаторный прием детей, велось их обследование, давались рекомендации по обучению, лечению. Большое внимание уделялось урокам рисования, лепки, гимнастики, музыки. Воспитанник мог пребывать в учреждении от нескольких месяцев до пяти лет. Со временем в учреждение стали поступать дети со всех концов России. Систему работы данного учреждения И. В. Маляревский раскрыл в издаваемом им журнале «Медико-педагогический вестник». Опыт работы этого заведения лег в основу организации учреждений для этой категории детей. Важную роль в истории воспитания и обучения умственно отсталых в России сыграл Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (С.-Петербург, 1895 — 1986, декабрь-январь)1. Это был первый съезд дефектологов (так считают многие). Именно программа XII секции этого съезда была проектом системы обучения слабоумных. Выступали многие деятели медицины — Я. А. Боткин, А. В. Кожевников, С. А. Корсаков, Г. И. Россолимо и др. Для современной дефектологии большой интерес представляет выступление Г. И. Россолимо. Он предложил решить следующие задачи: - выяснить необходимые условия призрения, создать предпосылки обучения и воспитания умственно отсталых детей; - разработать необходимые врачебно-педагогические приемы, способствующие включению ребенка в трудовые процессы; - создать необходимые программы образования. Не можем не вспомнить деятельность Е. К. Грачевой, А. С. Грибоедова, В.П.Кащенко, М.П.Постовской, Г.Я.Трошина. Именно эти дефектологи создали оригинальные труды по проблеме воспитания и обучения слабоумных (Грачева Е. К. Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей—идиотов и эпилептиков. — 1902; Трошин Г.Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. — 1915). Вопрос о создании вспомогательных школ для умственно отсталых детей решался на Первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования (13 декабря 1913 г. — 3 января 1914 г.). Он считается вторым съездом дефектологов. На съезде было утверждено положение о вспомогательных школах, так как они уже действовали в Москве, Вологде, Нижнем Новгороде, Саратове, Харькове, Ростове-на-Дону. Было предложено открывать сельские вспомогательные школы. В резолюции съезда нашли отражения многие вопросы деятельности вспомогательной школы: - о создании соответствующего типа учреждений для умственно отсталых детей; - о подготовке педагогического и врачебного персонала для вспомогательной школы; - о регистрации дефективных детей в начальной школе. Огромная роль в возникновении и организации помощи глубоко умственно отсталым детям принадлежит Е. К. Грачевой (1866 — 1934). Благотворительная деятельность имела большое значение в возникновении учреждений для умственно отсталых детей. Именно Е. К. Грачевой принадлежат начинания в этой благородной миссии. Привлекая многих видных деятелей к участию в благотворительной деятельности, Е. К. Грачевой удалось создать первые в России приюты для детей —идиотов и эпилептиков (1895 г. — в Петербурге, на Белозерской; 1902 г. — в Курской губернии; 1905 г. — в Москве; 1907 г. — в Вятке). Книга «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей — инвалидов и эпилептиков» явилась первым учебным пособием о воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.
В.П.Кащенко (1870— 1943) был одним из активных участников организации системы обучения и воспитания аномальных детей. Его мировоззрение формировалось в процессе посещения революционных кружков. Как и некоторых членов студенческих кружков, его исключают из университета, высылают из Москвы. Закончить университет В. П. Кащенко сумел только 1897 г. в Киеве. В.П.Кащенко принимает участие в революции 1905 года, его лишают права работать в государственных учреждениях. В 1908 г. он открывает школу-санаторий для аномальных детей в Москве, на Погодинской улице. Школа-санаторий для дефективных детей доктора В.П.Кащенко в то время была первым лечебно-воспитательным учреждением, где путем лечения (оздоровления), воспитания и обучения исправлялись (корригировались) недостатки развития детей, их готовили к полезной жизни, труду. Это был один из первых научно-методических центров по вопросам обучения и воспитания детей с различными нарушениями ЦНС. В разработку основ олигофренопедагогики значимый вклад внес А. Н.Граборов (1885—1949). В 1915 г. в Петербурге он открыл частную школу-пансионат, которая в дальнейшем стала считаться центральной вспомогательной школой. Этот период был очень важным в развитии помощи, обучения и воспитания умственно отсталых детей, однако Министерство народного просвещения не включало вспомогательные школы в систему государственного образования. Только после Октябрьской революции 1917 г. учреждения для детей с интеллектуальными нарушениями передаются в Народный комиссариат просвещения. Начинается создание государственной системы народного образования. Вырабатываются пути борьбы с безграмотностью, беспризорностью, дефективностью. Значимым событием в дефектологии становится Первый Всероссийский съезд представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (15 июня 1918 г.). На этом съезде основным вопросом был вопрос о борьбе с детской дефективностью, об изучении ее природы, о создании научных дефектологических центров. Организуется Институт дефективного детства, который должен был изучать, исследовать детскую дефективность, готовить кадры для обучения и воспитания дефективных детей. Новые подходы к воспитанию аномальных детей, принципы заботы о них рассматривались на Первом Всероссийском съезде деятелей по охране детства (февраль 1919 г.). Тематика съезда была в основном направлена на социальное обеспечение охраны детства. Интерес вызвали доклады А. Н. Граборова и А. С. Грибоедова. Они касались проблемы семейного и общественного воспитания, врачебно-педагогической работы в детских домах. Не всегда отделы образования выполняли решения съездов. Но работники вспомогательных школ по большей части ответственно относились к выполнению своих обязанностей. Москва становится центром дальнейшего преобразования системы вспомогательного обучения. В.П.Кащенко передает свою школу Наркомпросу, создается Дом изучения ребенка, в дальнейшем — Медико-педагогическая клиника (станция), научно-методический центр Наркомпроса в области изучения дефективности. Значимыми в дефектологии считаются 1919—1920 годы, так как в этот период много было сделано в социальном обеспечении воспитанников детских учреждений, совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Итоги этой работы — Первый Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью (июнь—июль 1920 г.). На съезд было представлено 83 доклада, в числе которых были выступления А. Н. Граборова, А.С.Грибоедова, В.П.Кащенко, М.П.Постовской, С.Я.Рабинович. В 1920 г. в Москве при Наркомпросе открылись институты по подготовке учителей-дефектологов. В 1923 г. эти институты объединяются в один, а в 1925 г. преобразуются в дефектологическое отделение педагогического факультета Московского государственного университета. Улучшается качество работы вспомогательных школ, особенно в Москве и Петрограде. Создаются новые учебные планы, программы. Особое значение придается «психической ортопедии», осуществляющей коррекцию недостатков психического развития. В учебном плане появились такие предметы, как физическая культура, рисование, пение, ручной труд. Для олигофренопедагогики, ее дальнейшего развития большое значение имел Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН). На нем выступил талантливый ученый-психолог Л.С.Выготский (1896— 1934), который сумел раскрыть сущность, природу дефективности, социальную значимость помощи аномальным детям. После Второго съезда СПОН наметился заметный подъем в деятельности вспомогательной школы. Значительный вклад в это дело внесли Д. И.Азбукин (1883— 1953) и Л. В.Занков (1901 — 1977). Во вспомогательных школах особое место занимают трудовое обучение и воспитание. Появляется распоряжение «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения». Вопросы диагностики отставания в развитии в дальнейшем разрабатывались в трудах Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. Теоретически обосновал науку об особенностях развития аномального ребенка, закономерностях его обучения и воспитания Л.С.Выготский. В дальнейшем выдвинутые им положения развивавались, уточнялись и углублялись в многочисленных исследованиях психологов, физиологов, медиков, дефектологов (Т.А.Власова, I (М.Ф. Гнездилов, И. И.Данюшевский, Г. М.Дульнев, М.И.Кузьмицкая, Н.Ф.Кузьмина-Сыромятникова, Е.М. Мастюкова, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер, Б.И.Пинский, Г.Е.Сухарева, Ж.И. Шиф). Ряд ученых и сегодня продолжают свою плодотвор-Иум) деятельность. Среди них В.И.Лубовский, В.Г.Петрова, I II Перова, С. Д. Забрамная. Начиная с 1966 г. в олигофренопедагогике значительно активизировалась работа по разработке методик преподавания в специальных школах отдельных учебных предметов (А.К. Аксенова, И М Бгажнокова, В.В.Воронкова, И.А. Грошенков, А.А.Дмитриев, Г,.А.Ковалев, Т.М.Лифанова, С.Л. Мирский, В.М.Мозговой, Н.П. Павлова, Б.П.Пузанов, Е.А.Стребелева, В.В.Эк и др.). В настоящее время коррекционная школа VIII вида обеспечена учебниками, дидактическими пособиями в основном по всем учебным предметам. Проблемы научных исследований, опыт обучения детей с нарушениями интеллекта освещаются в журнале «Дефектология». Исследования в области дефектологии, в том числе и олигофренопедагогики, осуществляются в Научно-исследовательском институте коррекционной педагогики АПН РФ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.82 (0.008 с.) |