Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В 5 — 1-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Поиск

Этот возраст является переходным. Учащиеся понимают, что они учатся в школе, которая значительно отличается по содержа­нию от общеобразовательной. Они хотят получать хорошие оцен­ки, быть замеченными учителями, воспитателями. Любят похва­лу, стараются выполнять просьбу, пожелание воспитателя. По-прежнему основным видом деятельности является игра. Играют, обучаясь, играют, воспитываясь. Вот почему воспитатель должен вдумчиво использовать игру в процессе реализации всей програм­мы воспитания.

Дети пытаются дружить друг с другом, но не знают, как вы­брать друга, какие качества ценить в избраннике. Некоторые вос­питанники не желают включаться в общие виды деятельности, мотивируя свое отношение усталостью. В такой ситуации воспи­тателю необходимо переключить детей на другой вид деятельно­сти и, самое главное — изменить отношение к ней. Тогда учащиеся среднего звена «прощают» воспитателя, они думают: нежелатель­ная ситуация была случайной и больше она не возникнет. Дове­рие — главное условие воспитания в этот период.

Подростки 11 — 13 лет более демонстративно проявляют свое Я. Любая жизненная позиция им небезразлична, они делают вид, что все могут. Но им нужен воспитатель, а в какой мере восполь­зоваться его помощью, они не знают. Потребность действовать в коллективе снижается, учащиеся требуют индивидуальной помо­щи в каждом индивидуальном проявлении. Именно этот возраст детей с нарушениями интеллекта требует открытой помощи, но без ущемления личностного Я.

У подростков-акселератов наступают соматические изменения. Они могут угрожать своим сверстникам, пытаются завоевать авто­ритет с позиций силы. Меняется отношение к учебе, характер реакции на совет, просьбу, приказание — вплоть до агрессии. Та­кие изменения происходят и у подростков с нормальным интел­лектом, но у школьников этого возраста с нарушениями интел­лекта негативные проявления носят стойкий характер. Особенно их раздражают замечания по поводу их внешности. Опасность это­го возраста заключается еще и в том, что в этот период наступает интеллектуальная лень. Многое из того, что они делают, носит импульсивный характер. Особенно это сказывается на отношении к поручениям: подросткам хочется что-то выполнять, но они, счи­тая, что результат будет все равно отрицательным, часто вместо себя предлагают кого-то другого, подчас того, кому хотят за что-то отомстить.

Непослушание, неподчинение выливаются в форму бесприн­ципного упрямства, каприза; из ситуационных они превращают­ся в интеллектуально-агрессивные или безразличные.

В этот трудный период подростку нужна помощь педагога, ко­торый осуществляет анализ его действий с позиции уровневого подхода, где четко определяются личностные показатели поведе­ния и деятельности — учебной и трудовой.

Г. М. Дульнев отмечал: «Ничто так положительно не влияет на подростка, как деятельность, особенно трудовая» '. Чувство взрос­ления у подростков с нарушением интеллекта возникает лишь тогда, когда воспитатель «советуется» с ними, уважая в них лич­ность, просит выступить в роли самовоспитателя, помогает в пла­нировании режимных моментов, организации школьного само­управления.

 

Основные направления и содержание воспитательной работы в 5 — 7-м классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы

Развитие личности 1. Интеллектуальное созревание.

2. Формирование потребностей.

3. Развитие интереса.

4. Культура поведения.

5. Труд — основа развития личности.

 

Человек и окружающий мир. 1. Деятельность как выражение собст­венного утверждения.

2. Взаимоотношения в мире. Жизнь близких

людей.

3. Общение с природой, ценности природы.

4. Забота о сохранении природы.

5. Красота природы, отражение ее в искусстве,

литературе, кино.

6. Экологические проблемы. Участие школьников

в экологической жизни.

Охрана и укрепление здоровья, 1. Гигиена как условие сохранения здоровья. физическое развитие

2. Физическая культура — обязатель­ный

учебный предмет

3. Использование физических упраж­нений для

развития двигательных качеств.

4. Погода и занятия в различные вре­мена года.

5. Игры и игровая деятельность школьников.

6. Плавание — важнейший компонент здорового

образа жизни.

 

Трудовое обучение и воспитание.

1. Кем ты хочешь быть?

2. В труде — счастье человека.

3. Физический труд. Основы

профес­сионального труда.

4. Отношение людей к труду.

5. Трудовые нормы жизни: помощь взрослых в труде; результаты труда.

6. Труд как способ удовлетворения бытовых, учебных, интеллектуаль­ных

запросов человека.

 

 

Человек как общественная личность. 1. Общение людей. Понятия мораль­ных и нравственных критериев.

Условия жизни и деятельности 2. Отношения между людьми.

человека 3. Выбор друзей.

 

Отечество. Родина. 1. Понятие Родины. Люди близкие, родные, родственники.

Твои родители. 2. Ты и твоя Родина.

В чём заключается 3. Край, город, село, дом, школа —

счастье человека? Родина.

4. Труд на благо Родины.

5. Гордость за Родину, ее проявле­ния.

 

 

Содержание воспитательной работы расширяется за счет более подробного планирования по четвертям.

 

Планирование воспитательного процесса по четвертям

Развитие личности

1-я четверть

1. В мире вежливых, терпеливых, воспитанных.

2. Азбука взросления.

3. Уважай других, заслужишь внимание и ты.

4. Справедливость и сочувствие.

5. Доверием надо дорожить.

2-я четверть

1. Здесь интересно, весело.

2. Дела необходимые, полезные.

3. Будь внимателен к советам.

4. В чем ты сомневаешься?

5. Спрашивай, советуйся.

3-я четверть

1. Твои успехи и неудачи. Как их упрочить и преодолеть?

2. Кому и как помочь?

3. Какие книги тебя интересуют, есть ли у тебя личная библиотека?

4. Советуйся с близкими, друзьями.

5. Во всех делах ты утверждаешь себя.

4-я четверть

Итоговые беседы, праздники, сборы.

 

Человек и окружающий мир. Реальность и жизнь

1-я четверть

1. Мир счастья, тревог и надежд.

2. Сильный и слабый, научись уставать.

3. Взаимоотношения человека с окружающим миром.

4. Познай себя.

5. Твой день, его содержание.

2-я четверть

1. Школа, твои дела.

2. Что тебя интересует (по выбору).

3. Что потерял, то не вернуть.

4. Умей устоять перед соблазном.

3-я четверть

1. Проверь себя. Чем ты полезен природе.

2. Ты в транспорте, кино, в походе.

3. В природе все взаимосвязано.

4. Жизнь человека, его отношение к природе, животным, птицам.

5. Человек — творец мира.

4-я четверть

1. Твое поведение в различных ситуациях.

2. Человек творит, создает, умножает (экономические праздники, викторины).

3. Один день с природой.

 

Охрана и укрепление здоровья, физическое развитие

1-я четверть

1. В мире игр, спорта, побед.

2. В чем секрет молодости и здоровья.

3. Гигиена — важное условие занятий физической культурой и спортом.

4. Гимнастика — жизнь и успех.

5. Выбери сам, посоветуйся.

2-я четверть

1.Праздник здоровья, твое участие.

2. Чаще смотри в зеркало.

3. Обувь — красота, здоровье, удобство.

4. Умей себя представить.

5. В мире игры.

3-я четверть

1. Погода не терпит слабых.

2. Эх ты, зимушка-зима (снежный праздник).

3. Ты взрослый. Предметы личной гигиены.

4. Готовь себя к лету.

5. Гармония развития, ее слагаемые.

4-я четверть

1. Солнце, воздух и вода — наши друзья.

2. Гигиенические требования в условиях весны, лета.

3. Уход за телом в разных погодных условиях.

4. Летняя спартакиада. Твое участие.

 

Трудовое обучение и воспитание

1-я четверть

1. Смотр результатов труда. Итоги обучения в мастерских за прошед­ший учебный год.

2. Ты не ошибся в выборе профессии?

3. Как ты представляешь себя взрослым — рабочим?

4. Как ты провел трудовое лето?

2-я четверть

1. Твоя помощь школе.

2. Труд — основа жизни.

3. Твое отношение к обслуживающему, бытовому труду.

4. Успехи учебного труда, радости и огорчения.

3-я четверть

1. Наш субботник, участие в нем.

2. Участие в празднике труда.

3. Профессия — серьезный выбор.

4. Что ты знаешь о близлежащих предприятиях? Экскурсии.

5. Твой трудовой день.

4-я четверть

1. Физический и интеллектуальный труд.

2. Труд женщин и мужчин.

3. Поможем школе.

4. Трудовая деятельность — основа жизни человека.

 

Человек как общественная личность. Условия жизни и деятельности человека

1-я четверть

1. Мы хорошо знаем друг друга.

2. Мое первое поручение. Тревога. Справлюсь ли я?

3. Содержание прожитого дня.

4. Достоинство и недостатки человека.

5. Наши общие дела.

2-я четверть

1. Каким он человеком был (о Ю.Гагарине).

2. Как познакомиться с человеком.

3. В мире трудовых дел.

4. Наш гражданский долг.

3-я четверть

1. Чем мы похожи и чем отличаемся.

2. Понятия «бедный», «богатый», «обеспеченный» и «счастливый».

3. Красота человека, в чем она.

4. Праздник Труда.

4-я четверть

1. Человек человеку. Дружба, выручка, помощь.

2. Мужчина в обществе. Его трудовые дела.

3. Женщина в обществе. Ее важное предназначение.

4. Профессиональный труд как средство жизни и созидания.

 

Отечество—Родина. Твои родители. В чем заключается счастье человека

1-я четверть

1. Моя семья. Взаимоотношения в семье.

2. Родственники. Родословная.

3. Дом, где ты родился, вырос.

2-я четверть

1. Все, что вокруг нас, — общее.

2. Ты гражданин своей страны.

3. Забота о Родине.

4. Приумножить славу Родины.

5. С чего начинается Родина.

3-я четверть

1. Человек и его положение в обществе.

2. Правовые отношения в обществе.

3. Человек как патриот Родины.

4. Край, город, село, дом, улица — моя Родина.

5. Подвиг, его проявления.

4-я четверть

1. Умей гордиться, сопереживать и проявлять участие.

2. Люди, их история.

3. Самое дорогое для тебя место на планете Земля.

4. Страна, отчизна — Родина.

5. Праздник «В семье дружбы и равенства».

 

Результат воспитательного воздействия педагога — развитие личности учащегося. Это возможно только при взаимном дове­рии, участии педагога в делах класса, группы. Педагог должен быть ласков с воспитанниками и вместе с тем требователен. Его просьбы, советы должны быть понятны, доступны ученику. Он вместе с ним играет, трудится, радуется и огорчается, пережи­вает неудачи.

Воспитатель просит: «Проведи утреннюю зарядку», «Проверь чистоту кабинета, спальни», «Составь график дежурства по клас­су, обсуди его с ребятами». Эти на первый взгляд простые поруче­ния помогают формировать у подростков правильные взаимоот­ношения в коллективе, потребность в общении, такие качества, как ответственность, терпение, пунктуальность и т.д. У мальчи­ков появляется интерес к девочкам, иногда даже конфликтный. Взаимоотношения у детей складываются в большинстве случаев на основе подсказок родителей или даже воспитателей. Напри­мер, родители могут сказать своей дочери: «Не дружи с ним, он плохо учится», — хотя и их дочь учится неважно. Или воспитатель говорит девочке: «Ты же знаешь, что на школьной линейке Витю чаще всех ругают за нарушение дисциплины на уроках».

Культура общения у детей с нарушениями интеллекта часто бывает низкой. Осложнение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми обусловлено не только условиями семейного и школь­ного воспитания, но и свойственной таким детям потребитель­ской жизненной позицией, а также сложившимися стереотипны­ми отношениями дефектологов к детям.

В системе специального образования школьников с нарушения­ми интеллектуального развития настоящий учитель, воспитатель — тот, кто нашел путь к уму и сердцу таких детей, кто помог ему поверить в то, что он человек. Вот почему учителей, воспитателей дети коррекционных школ делят на хороших и добрых, честных и злых, невыдержанных и безразличных. Нравственным отноше­ние между учителем и учеником, воспитателем и воспитанни­ком в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида мо­жет быть лишь при постоянной заботе о детях, теплом отношении к ним.

Учителей и воспитателей в системе школьного специального обучения можно разделить на два типа: автократический и авто­ритетный.

Учителя и воспитатели первого типа сдерживают проявление самостоятельности ученика, их требования сводятся лишь к со­блюдению определенных правил. Их типичные команды: «Делай, как говорю!», «Меньше рассуждай!», «Работу, задание надо вы­полнить срочно». Они конфликтуют с учащимися, раздражение возникает обоюдно, дети не подчиняются их требованиям, осо­бенно ученики 7 —9-х классов (старший школьный возраст — 14 — 16 лет).

Учителя и воспитатели второго типа действуют с учетом лич­ностных данных учащихся. «Делай, как я, — говорят они. —В чем ты сомневаешься, прислушайся к моему совету, просьбе, пред­ложению!» Они ласковы к детям и вместе с тем требовательны. Их просьбы, советы понятны, доступны ученику. С такими педагога­ми дети чувствуют себя защищенно, комфортно. И это очень важ­но, ведь подростковый возраст у умственно отсталых детей — пора взросления, меняются их интересы, оценка собственного Я, вза­имоотношения со сверстниками. И совершенно необходимо по­мочь им преодолеть неуверенность и страх, развить коммуника­тивные способности и самостоятельность.

 

7.8. Направления и содержание воспитательного процесса в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Старший подростковый возраст в условиях специального вос­питания является критическим, так как происходит бурное раз­витие всех систем организма, а интеллектуальный потенциал находится на низком уровне. У детей снижается интерес к обуче­нию, возникают новые влечения, появляется отрицательная мо­тивация. Личностные проявления либо резко проявляются, либо носят скрытый характер.

Возникают новые идеалы для подражания, например: подрос­ток из массовой школы, кто-то из членов семьи, учитель, воспи­татель. Бурное половое созревание вызывает изменение во внешно­сти, голосе, походке; при этом индивидуальная выраженность очень заметна. У мальчиков возникает интерес к противоположному полу, девочки могут вести себя намеренно грубо, но хотят нравиться. Не владея своими эмоциональными проявлениями, мальчики край­не категоричны, замкнуты; девочки более активны, назойливы. В такой ситуации невнимательное отношение взрослых к подрост­кам способствует формированию у них дурных привычек.

В этот период очень важно быть особенно требовательным к гигиене девочек и мальчиков; помогать им советом, держать под постоянным контролем подростков из неблагополучных семей; по­стоянно консультироваться с психологом, врачом школы.

Возникает проблема с учебой. Дети не желают выполнять до­машние задания, их мало интересует оценка, у них формируется отрицательное отношение к учителям, воспитателям, которые требуют выполнения режимных моментов, неадекватное соотно­шение между уровнем знаний и личностными притязаниями. Един­ственное средство, с помощью которого подросток может про­явить себя как личность, — это трудовое обучение, свободная деятельность.

Среди подростков 14—16 лет коррекционной школы встреча­ются учащиеся с тревожными и навязчивыми состояниями. У од­них это защитная реакция, у других — болезненное проявление. Таких учащихся во все дела класса, группы следует вовлекать осто­рожно.

Изучение личности подростка может осуществляться с по­мощью различных методов: наблюдения, беседы, анализа про­дуктов деятельности, составления характеристик, изучения ме­дицинских документов. Ниже приводим образец диагностической карты, которую можно использовать при изучении личностных характеристик подростка специальной (коррекционной) школы VIII вида (табл. 4).

Собрав данные на каждого подростка, можно составить про­грамму воспитания с учетом индивидуальных различий и обоб­щенных показателей.

Следует заметить, что данные группового обследования не все­гда бывают объективными. Это вызвано тем, что не все подростки в состоянии проявить коллективные чувства. Общение детей вос­питатель должен строить с учетом уровня воспитанности детей,

 

 

Таблица 4

Пример заполнения диагностической карты на ученика 7-го класса (фамилия, имя, возраст, пол)

Дата записи Состоя­ние здо­ровья Успева­емость Личностные проявления Культу­ра пове­дения Трудовая актив­ность
              положи­тельные отрица­тельные увлече­ния        
17.11 Основ­ная группа Удов-летво-рительная Активен, контак­тен, лю­бит участ­вовать в художест­венной са­модея­тельности и соревно­ваниях Прогу­ливает уроки Любит рисо­вать Вежлив Хоро­шая
                 

 

того, какую роль играют в коллективе отдельные личности, соци­ального положения созданного коллектива, участия его в реаль­ных делах школы, класса. Каждая из планируемых программ вос­питания носит условный характер и выполняется всем педагоги­ческим коллективом при участии детей конкретного возраста.

В программу заложены основы гражданского, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания. Практически она может быть реализована, если каждая конкретная школа пра­вильно выбирает не только направления, но и заполняет ее со­держанием.

 

Направления и содержание воспитательной работы в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

 

Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы

Закаливание организма, 1. Использование различных средств закаливания, охрана здоровья, 2. Профилактика заболеваний, лече­ние.

физи­ческое совершенство 3. Мужские привычки, копирование взрослых, польза — вред.

4. Женское поведение, его положи­ тельные и отрицательные моменты.

5. Использование различных видов спортивных занятий с целью физи­ческого совершенства.

 

Интеллектуальное и 1. Это мне интересно.

личностное 2. Деятельность как средство совершенствования. личного совершенствование.

3.Успех, неудача. Как правильно

реагировать на результат

4. Мои друзья, у них многому можно поучиться.

Трудовая деятельность как средство 1. Трудовое воспитание как средство

развития и профес­сиональной зрелости жизнедеятельности.

2.Профессиональное образование.

3. Выбор профессии, мои возможности.

4. Трудовая деятельность человека.

5. Законы трудовой чести.

 

Нравственные категории, нравственная 1. Основные показатели нравственного

зрелость совершенствования.

2. Основы правового воспитания.

3. Совесть как регулятор нравственных

отношений, поведения.

4. Мир человека и его нравственные чувства.

5. Личностные проявления: любовь, забота,

дружба.

 

Формирование гражданско­го долга, 1. Понятия и общественные нормы.

сознательной дисциплины 2. Общество, страна, государство.

3. Отношения людей в процессе жиз­ни и деятельности.

 

4. Как мы живем? Понятия счастливой жизни человека.

 

«Прекрасное — есть жизнь...» 1. Что и кто нас окружает.

Н. Г. Чернышевский 2. Король вальса (И.Штраус).

3. «Если ты враг своему здоровью»

(алкоголизм и наркомания).

4. Великий живописец

5. В труде счастлив человек.

6. Природа — берегите ее!

7. Умей слушать, видеть и создавать.

 

Большую роль играет формирование у подростков ответствен­ности за порученное, умения доводить начатое до конца.

Интересы подростков зависят от привлекательности самого объекта или от необходимости иметь данный объект в конкрет­ный момент. Известный психиатр Е.А.Личко выделил несколько типов увлечений: интеллектуально-эстетический, телесно-ману­альный, накопительный, эгоцентрический, лидерский, азартный и др.

У подростков с нарушением интеллекта (умственно отсталых) в этот период проявляются больше всего телесно-мануальный тип увлечений — стремление развить какие-то конкретные двигатель­ные качества, в частности силу, выносливость, а также эгоцент­рический тип (стремление к уединению или, наоборот, резко вы­делиться среди своих товарищей).

Первое увлечение определяется недоразвитием познавательной деятельности, второе — снижением самокритики.

Поведение подростков в условиях специального обучения и вос­питания связано с особенностями его поведенческих реакций. Для них характерна реакция протеста. Подросток не хочет участвовать в жизни класса, заниматься спортом, трудом, он ведет пассив­ный образ жизни.

Часто проявляется реакция имитации — подражание кому-то из взрослых или неуспевающему, но физически сильному сверст­нику.

Значительные изменения происходят в познавательной сфере. Учебная деятельность резко меняется. Некоторые подростки отда­ют предпочтение тому учебному предмету, где они могут про­явить себя как личности, — трудового обучения, физической куль­туры, изобразительной деятельности. Происходят изменения в раз­витии внимания, восприятия, памяти, мышления. Задача учителя, воспитателя — удерживать эти изменения как можно дольше, концентрировать внимание подростка на положительном резуль­тате.

Резко меняется характер подростка. Упрямство сменяется доб­рожелательностью, жестокость — отзывчивостью, скупость — добротой. Конфликтных ситуаций становится меньше. Постепен­но подросток вживается в коллектив, принимает все замечания, адекватно оценивает себя в системе взаимоотношений. Но неко­торые ученики, наоборот, утрачивают свое Я, не проявляют ини­циативы, решительности, находчивости. В целях коррекции этих состояний воспитателю необходимо создавать такие педагогиче­ские ситуации, в которых подросток вынужден проявлять себя по-другому.

 

Вопросы и задания

1. Перечислите признаки воспитания как педагогического процесса.

2. Какие особенности учащихся специальной (коррекционной) шко­лы необходимо учесть воспитателю в процессе воспитания?

3. Раскройте особенности воспитательного процесса в общеобразова­тельной и коррекционной школах.

4. Дайте характеристику основным закономерностям воспитания.

5. Перечислите общие принципы воспитания.

6. В чем заключается реализация коррекционных принципов воспита­ния?

7. Почему трудовое обучение и воспитание являются основой комп­лексного подхода в воспитании?

8. Охарактеризуйте коррекционные принципы.

9. В чем заключаются индивидуальный и дифференцированный под­ходы в воспитании?

10. Почему метод приучения имеет особое значение?

11. Перечислите основные подходы к классификации методов в об­щей теории воспитания.

12. Какую интерпретацию нашли методы воспитания в специальной педагогике?

13. Почему наказание как метод стимулирования используется осто­рожно?

14. Какие требования должен выполнять воспитатель, прибегая к на­казанию?

15. Какие действия должен предпринять воспитатель в приведенных ниже ситуациях?

1. Ученик пришел на тематическое мероприятие в группе (5-й класс):

а) без дневника;

б) небрежно одетый;

в) с массой личных игрушек, в надежде, что его не допустят к учас­тию в мероприятии.

2. Воспитанник получил замечание на итоговой линейке за непра­вильное поведение в столовой:

а) будете обсуждать поведение;

б) поставите неудовлетворительную оценку, сообщите родителям;

в) проведете беседу о поведении в процессе приема пищи. Как называется избранный вами метод?

3. Ученик во время самоподготовки действовал неадекватно обычной ситуации:

а) увидев гостя, отказался решать примеры и задачу;

б) плохо написал, разорвал тетрадь;

в) вынул из кармана записной блокнотик и решение записывал в него.

16. Какие методы или формы воздействия на воспитуемых вы исполь­зовали в приведенных выше ситуациях и почему?

17. Почему программа воспитания составлена с учетом возраста детей?

18. Какова роль учителя, воспитателя?

19. Какие основные направления воспитательной работы можно прак­тиковать в начальной, средней и старшей школе?

20. Почему трудовое воспитание считается главенствующим в системе работы специальной (коррекционной) школы VIII вида?

21. Понаблюдайте за одним из учащихся школы любого возраста, от­разите его личностные характеристики в диагностической карте.

 

Рекомендуемая литература

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. для учи­теля / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994.

Выготский Л. С. Этюды по истории поведения / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. - М., 1992.

Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современ­ной школе / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. — М.; Ростов н/Д, 2000.

Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1996.

 

Глава 8

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

8.1. Классификация форм организации образовательно-воспитательного процесса

Формами воспитания принято называть варианты организации конкретного воспитательного процесса.

До сих пор четких мнений и подходов к классификации форм воспитания нет.

Одни теоретики выделяют массовые, групповые и индиви­дуальные формы (3. К. Шнекендорф и А. А. Елизаров, 1989), дру­гие — способ организации действия коллектива — мероприя­тия, направленные на конкретные цели (Г.Н.Волков, 1993; М.И.Шилова, 1990; Н.Е.Щуркова, 1988; П.И.Пидкасистый, 1996; и др.).

В теории воспитания детей с нарушениями интеллекта (Г. М. Дульнев, И.Г.Еременко, А.Н.Граборов, Х.С.Замский, Н.Л.Коломинский и др.) считают, что выбор форм и соответственно меропри­ятий должен определяться:

- решением общих и коррекционных задач воспитания;

- особенностью нейродинамики воспитанника;

- его индивидуальными возможностями и уровнем воспитан­ности;

- практической направленностью каждого конкретного меро­приятия.

Мероприятия должны реализоваться как целенаправленное взаимодействие воспитанника и воспитателя. Само мероприятие может выступать как форма воспитательной деятельности. В про­цессе воспитания необходимо создавать такие ситуации, которые выступают как составные части воспитательного процесса. «... Сло­весные средства воспитания имеют место в практике вспомога­тельных школ, но необходимо подчеркнуть, что вербализм в вос­питательной работе не лучший способ воздействия на ребенка, надо использовать самые разные формы: самообслуживание, шеф­ство, включение в производительный труд» '.

В связи с разнородностью состава воспитанников в коррекционной школе необходимо варьировать массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания. Они реализуются как во внеклассной работе (дни здоровья, утренники тематического харак­тера, викторины, соревнования, вечера отдыха, походы), так и в системе дополнительного образования (кружок бальных танцев, кукольный театр, спортивные секции, студии художественной вы­шивки, инкрустации, мягкой игрушки). К сожалению, системой дополнительного образования охвачены в основном сильные уча­щиеся, хотя занятия вне школы являются хорошим средством ин­теграции ученика с нарушением интеллектуального развития в общество. Дополнительное образование как массовая форма вос­питания способствует реализации творческих возможностей ум­ственно отсталых детей.

 

8.2. Массовые формы организации образовательно-воспитательного процесса

Массовые формы воспитания школьников предполагают учас­тие большого количества воспитанников. Для учащихся коррекционной школы выбираются формы, соответствующие воспита­тельным задачам, возрасту учащихся, уровню их воспитанности, умению общаться в большом коллективе, уровню профессиональ­ной подготовленности воспитателя.

Вот почему в условиях специального воспитания деятельность учащихся необходимо максимально согласовывать с их желания­ми и мотивами, заблаговременно готовиться к предстоящему ме­роприятию, привлекая к подготовительной работе большое коли­чество детей. Огромное значение имеет возраст детей, одно и то же мероприятие может быть недоступно и непонятно учащимся начальной школы, а воспитанникам старшей школы будет ка­заться слишком простым, что снизит их интерес, спровоцирует пассивность.

Например, школьный праздник на тему «Честен тот, кто тру­дится на совесть». Учащимся 1 —4-х классов само название празд­ника непонятно, так как их трудовая деятельность еще ограничи­вается формированием бытовых умений и навыков. Воспитанники 5 —7-х классов уже имеют опыт коллективного труда в мастер­ских, на пришкольном участке, у них меняется отношение и к самой деятельности, и к ее результату. Разрабатывается сценарий праздника, все учащиеся 5 — 9-х классов делятся на группы по 10—12 человек и получают задания. Назначается ответственный и ведущий праздника (желательно из числа воспитанников 8 —9-х классов).

Праздник становится массовой формой деятельности, его вос­питательное значение велико. Примером массовой формы деятель­ности могут быть также фестивали, сборы, туристические похо­ды, спортивные соревнования.

При организации массовых форм воспитательной работы ос­новное внимание уделяется непосредственному участию детей в том же празднике, конференции, фестивале. Главное, чтобы все участники коллективного действия получили эмоциональный на­строй, поняли свою ответственность перед участниками меро­приятия почувствовали помощь и взаимовыручку. В процессе груп­повых занятий у детей формируется положительное отношение к познавательной деятельности, расширяется кругозор, происхо­дит закрепление сформированных умений и навыков, возникают доверительные отношения в группе, классе между членами со­зданного коллектива.

Мероприятия, занятия проводятся в виде произвольной дея­тельности с учетом возраста воспитанников. Длительность их мо­жет быть от 20 до 25 минут в 1 -4-х классах и до 45-50 минут в 5 — 9-х классах. Задача школы — включить в данную форму деятель­ности как можно большее количество участников с учетом потен­циальных возможностей каждой конкретной личности, группы.

 

 

8.3. Групповые формы организации образовательно-воспитательного процесса

Эффективность воспитательной работы в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида зависит от того, с каких позиций рассматривает потенциальные возможности детского коллектива сам воспитатель. Если воспитанникам трудно проявить себя в какой-то деятельности, объединившись в целостный кол­лектив, что затрудняет реализацию задач воспитания, то лучше класс, воспитательную группу временно разделить на группы. Вос­питатель осуществляет педагогическое руководство, он разраба­тывает структуру и композицию мероприятий, помогает членам группы определить свою роль в групповой деятельности, поддер­живает их инициативу и ответственное отношение. В групповые формы деятельности желательно включить не только сильных уча­щихся, но и тех, кто по причине своих психофизических особен­ностей не может проявить себя полностью.

Например, Саша Р, ученик 5-го класса, страдающий шизо­френией в ранней форме (аутизм), великолепно рисовал птиц, самолеты. Все его картины носили динамичный характер. Ученики предложили включить его в группу «художников», которые оформ­ляли стенды «Птицы - наши друзья», «Воинам посвящается», «Праздничная Москва». Класс, получив задание к предстоящему мероприятию, включил Сашу в группу по оформлению праздника.

Групповые поручения воспитатель распределяет таким обра­зом, чтобы физически крепкие и соматически ослабленные дети действовали сообща, учились друг у друга. Воспитательный эффект выражается в том, что «отвергнутые» ученики находят себя в групповой деятельности. Но если в младших классах организовать воспитанников на коллективно-групповую деятельность доволь­но легко, то в старших классах это труднее. Причин несколько:

- от учащихся требуются более сложные действия, проявление определенных навыков;

- учащиеся не могут точно определить возможности друг друга;

- воспитатель не объяснил, зачем нужна творческая группа;

- большинство воспитанников не могут проявить себя как лич­ность, им

нужна помощь воспитателя;

- отсутствует инициатива в силу малого опыта группового дей­ствия.

Отдельные ученики, которые в силу своих психофизических особенностей

вообще не могут выполнять задания группового ха­рактера, копируют друг друга, отказываются участвовать в делах данной группы. Задача воспитателя — взять на себя роль руково­дителя, доходчиво объяснить группе задание, прогнозировать по­ложительный результат. В групповых формах организации воспи­тательного процесса находит реализацию дифференцированный подход (см. схему 4).

 

Схема 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.19 (0.015 с.)