Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В 5 — 1-х классах специальной (коррекционной) школы VIII видаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этот возраст является переходным. Учащиеся понимают, что они учатся в школе, которая значительно отличается по содержанию от общеобразовательной. Они хотят получать хорошие оценки, быть замеченными учителями, воспитателями. Любят похвалу, стараются выполнять просьбу, пожелание воспитателя. По-прежнему основным видом деятельности является игра. Играют, обучаясь, играют, воспитываясь. Вот почему воспитатель должен вдумчиво использовать игру в процессе реализации всей программы воспитания. Дети пытаются дружить друг с другом, но не знают, как выбрать друга, какие качества ценить в избраннике. Некоторые воспитанники не желают включаться в общие виды деятельности, мотивируя свое отношение усталостью. В такой ситуации воспитателю необходимо переключить детей на другой вид деятельности и, самое главное — изменить отношение к ней. Тогда учащиеся среднего звена «прощают» воспитателя, они думают: нежелательная ситуация была случайной и больше она не возникнет. Доверие — главное условие воспитания в этот период. Подростки 11 — 13 лет более демонстративно проявляют свое Я. Любая жизненная позиция им небезразлична, они делают вид, что все могут. Но им нужен воспитатель, а в какой мере воспользоваться его помощью, они не знают. Потребность действовать в коллективе снижается, учащиеся требуют индивидуальной помощи в каждом индивидуальном проявлении. Именно этот возраст детей с нарушениями интеллекта требует открытой помощи, но без ущемления личностного Я. У подростков-акселератов наступают соматические изменения. Они могут угрожать своим сверстникам, пытаются завоевать авторитет с позиций силы. Меняется отношение к учебе, характер реакции на совет, просьбу, приказание — вплоть до агрессии. Такие изменения происходят и у подростков с нормальным интеллектом, но у школьников этого возраста с нарушениями интеллекта негативные проявления носят стойкий характер. Особенно их раздражают замечания по поводу их внешности. Опасность этого возраста заключается еще и в том, что в этот период наступает интеллектуальная лень. Многое из того, что они делают, носит импульсивный характер. Особенно это сказывается на отношении к поручениям: подросткам хочется что-то выполнять, но они, считая, что результат будет все равно отрицательным, часто вместо себя предлагают кого-то другого, подчас того, кому хотят за что-то отомстить. Непослушание, неподчинение выливаются в форму беспринципного упрямства, каприза; из ситуационных они превращаются в интеллектуально-агрессивные или безразличные. В этот трудный период подростку нужна помощь педагога, который осуществляет анализ его действий с позиции уровневого подхода, где четко определяются личностные показатели поведения и деятельности — учебной и трудовой. Г. М. Дульнев отмечал: «Ничто так положительно не влияет на подростка, как деятельность, особенно трудовая» '. Чувство взросления у подростков с нарушением интеллекта возникает лишь тогда, когда воспитатель «советуется» с ними, уважая в них личность, просит выступить в роли самовоспитателя, помогает в планировании режимных моментов, организации школьного самоуправления.
Основные направления и содержание воспитательной работы в 5 — 7-м классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы Развитие личности 1. Интеллектуальное созревание. 2. Формирование потребностей. 3. Развитие интереса. 4. Культура поведения. 5. Труд — основа развития личности.
Человек и окружающий мир. 1. Деятельность как выражение собственного утверждения. 2. Взаимоотношения в мире. Жизнь близких людей. 3. Общение с природой, ценности природы. 4. Забота о сохранении природы. 5. Красота природы, отражение ее в искусстве, литературе, кино. 6. Экологические проблемы. Участие школьников в экологической жизни. Охрана и укрепление здоровья, 1. Гигиена как условие сохранения здоровья. физическое развитие 2. Физическая культура — обязательный учебный предмет 3. Использование физических упражнений для развития двигательных качеств. 4. Погода и занятия в различные времена года. 5. Игры и игровая деятельность школьников. 6. Плавание — важнейший компонент здорового образа жизни.
Трудовое обучение и воспитание. 1. Кем ты хочешь быть? 2. В труде — счастье человека. 3. Физический труд. Основы профессионального труда. 4. Отношение людей к труду. 5. Трудовые нормы жизни: помощь взрослых в труде; результаты труда. 6. Труд как способ удовлетворения бытовых, учебных, интеллектуальных запросов человека.
Человек как общественная личность. 1. Общение людей. Понятия моральных и нравственных критериев. Условия жизни и деятельности 2. Отношения между людьми. человека 3. Выбор друзей.
Отечество. Родина. 1. Понятие Родины. Люди близкие, родные, родственники. Твои родители. 2. Ты и твоя Родина. В чём заключается 3. Край, город, село, дом, школа — счастье человека? Родина. 4. Труд на благо Родины. 5. Гордость за Родину, ее проявления.
Содержание воспитательной работы расширяется за счет более подробного планирования по четвертям.
Планирование воспитательного процесса по четвертям Развитие личности 1-я четверть 1. В мире вежливых, терпеливых, воспитанных. 2. Азбука взросления. 3. Уважай других, заслужишь внимание и ты. 4. Справедливость и сочувствие. 5. Доверием надо дорожить. 2-я четверть 1. Здесь интересно, весело. 2. Дела необходимые, полезные. 3. Будь внимателен к советам. 4. В чем ты сомневаешься? 5. Спрашивай, советуйся. 3-я четверть 1. Твои успехи и неудачи. Как их упрочить и преодолеть? 2. Кому и как помочь? 3. Какие книги тебя интересуют, есть ли у тебя личная библиотека? 4. Советуйся с близкими, друзьями. 5. Во всех делах ты утверждаешь себя. 4-я четверть Итоговые беседы, праздники, сборы.
Человек и окружающий мир. Реальность и жизнь 1-я четверть 1. Мир счастья, тревог и надежд. 2. Сильный и слабый, научись уставать. 3. Взаимоотношения человека с окружающим миром. 4. Познай себя. 5. Твой день, его содержание. 2-я четверть 1. Школа, твои дела. 2. Что тебя интересует (по выбору). 3. Что потерял, то не вернуть. 4. Умей устоять перед соблазном. 3-я четверть 1. Проверь себя. Чем ты полезен природе. 2. Ты в транспорте, кино, в походе. 3. В природе все взаимосвязано. 4. Жизнь человека, его отношение к природе, животным, птицам. 5. Человек — творец мира. 4-я четверть 1. Твое поведение в различных ситуациях. 2. Человек творит, создает, умножает (экономические праздники, викторины). 3. Один день с природой.
Охрана и укрепление здоровья, физическое развитие 1-я четверть 1. В мире игр, спорта, побед. 2. В чем секрет молодости и здоровья. 3. Гигиена — важное условие занятий физической культурой и спортом. 4. Гимнастика — жизнь и успех. 5. Выбери сам, посоветуйся. 2-я четверть 1.Праздник здоровья, твое участие. 2. Чаще смотри в зеркало. 3. Обувь — красота, здоровье, удобство. 4. Умей себя представить. 5. В мире игры. 3-я четверть 1. Погода не терпит слабых. 2. Эх ты, зимушка-зима (снежный праздник). 3. Ты взрослый. Предметы личной гигиены. 4. Готовь себя к лету. 5. Гармония развития, ее слагаемые. 4-я четверть 1. Солнце, воздух и вода — наши друзья. 2. Гигиенические требования в условиях весны, лета. 3. Уход за телом в разных погодных условиях. 4. Летняя спартакиада. Твое участие.
Трудовое обучение и воспитание 1-я четверть 1. Смотр результатов труда. Итоги обучения в мастерских за прошедший учебный год. 2. Ты не ошибся в выборе профессии? 3. Как ты представляешь себя взрослым — рабочим? 4. Как ты провел трудовое лето? 2-я четверть 1. Твоя помощь школе. 2. Труд — основа жизни. 3. Твое отношение к обслуживающему, бытовому труду. 4. Успехи учебного труда, радости и огорчения. 3-я четверть 1. Наш субботник, участие в нем. 2. Участие в празднике труда. 3. Профессия — серьезный выбор. 4. Что ты знаешь о близлежащих предприятиях? Экскурсии. 5. Твой трудовой день. 4-я четверть 1. Физический и интеллектуальный труд. 2. Труд женщин и мужчин. 3. Поможем школе. 4. Трудовая деятельность — основа жизни человека.
Человек как общественная личность. Условия жизни и деятельности человека 1-я четверть 1. Мы хорошо знаем друг друга. 2. Мое первое поручение. Тревога. Справлюсь ли я? 3. Содержание прожитого дня. 4. Достоинство и недостатки человека. 5. Наши общие дела. 2-я четверть 1. Каким он человеком был (о Ю.Гагарине). 2. Как познакомиться с человеком. 3. В мире трудовых дел. 4. Наш гражданский долг. 3-я четверть 1. Чем мы похожи и чем отличаемся. 2. Понятия «бедный», «богатый», «обеспеченный» и «счастливый». 3. Красота человека, в чем она. 4. Праздник Труда. 4-я четверть 1. Человек человеку. Дружба, выручка, помощь. 2. Мужчина в обществе. Его трудовые дела. 3. Женщина в обществе. Ее важное предназначение. 4. Профессиональный труд как средство жизни и созидания.
Отечество—Родина. Твои родители. В чем заключается счастье человека 1-я четверть 1. Моя семья. Взаимоотношения в семье. 2. Родственники. Родословная. 3. Дом, где ты родился, вырос. 2-я четверть 1. Все, что вокруг нас, — общее. 2. Ты гражданин своей страны. 3. Забота о Родине. 4. Приумножить славу Родины. 5. С чего начинается Родина. 3-я четверть 1. Человек и его положение в обществе. 2. Правовые отношения в обществе. 3. Человек как патриот Родины. 4. Край, город, село, дом, улица — моя Родина. 5. Подвиг, его проявления. 4-я четверть 1. Умей гордиться, сопереживать и проявлять участие. 2. Люди, их история. 3. Самое дорогое для тебя место на планете Земля. 4. Страна, отчизна — Родина. 5. Праздник «В семье дружбы и равенства».
Результат воспитательного воздействия педагога — развитие личности учащегося. Это возможно только при взаимном доверии, участии педагога в делах класса, группы. Педагог должен быть ласков с воспитанниками и вместе с тем требователен. Его просьбы, советы должны быть понятны, доступны ученику. Он вместе с ним играет, трудится, радуется и огорчается, переживает неудачи. Воспитатель просит: «Проведи утреннюю зарядку», «Проверь чистоту кабинета, спальни», «Составь график дежурства по классу, обсуди его с ребятами». Эти на первый взгляд простые поручения помогают формировать у подростков правильные взаимоотношения в коллективе, потребность в общении, такие качества, как ответственность, терпение, пунктуальность и т.д. У мальчиков появляется интерес к девочкам, иногда даже конфликтный. Взаимоотношения у детей складываются в большинстве случаев на основе подсказок родителей или даже воспитателей. Например, родители могут сказать своей дочери: «Не дружи с ним, он плохо учится», — хотя и их дочь учится неважно. Или воспитатель говорит девочке: «Ты же знаешь, что на школьной линейке Витю чаще всех ругают за нарушение дисциплины на уроках». Культура общения у детей с нарушениями интеллекта часто бывает низкой. Осложнение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми обусловлено не только условиями семейного и школьного воспитания, но и свойственной таким детям потребительской жизненной позицией, а также сложившимися стереотипными отношениями дефектологов к детям. В системе специального образования школьников с нарушениями интеллектуального развития настоящий учитель, воспитатель — тот, кто нашел путь к уму и сердцу таких детей, кто помог ему поверить в то, что он человек. Вот почему учителей, воспитателей дети коррекционных школ делят на хороших и добрых, честных и злых, невыдержанных и безразличных. Нравственным отношение между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида может быть лишь при постоянной заботе о детях, теплом отношении к ним. Учителей и воспитателей в системе школьного специального обучения можно разделить на два типа: автократический и авторитетный. Учителя и воспитатели первого типа сдерживают проявление самостоятельности ученика, их требования сводятся лишь к соблюдению определенных правил. Их типичные команды: «Делай, как говорю!», «Меньше рассуждай!», «Работу, задание надо выполнить срочно». Они конфликтуют с учащимися, раздражение возникает обоюдно, дети не подчиняются их требованиям, особенно ученики 7 —9-х классов (старший школьный возраст — 14 — 16 лет). Учителя и воспитатели второго типа действуют с учетом личностных данных учащихся. «Делай, как я, — говорят они. —В чем ты сомневаешься, прислушайся к моему совету, просьбе, предложению!» Они ласковы к детям и вместе с тем требовательны. Их просьбы, советы понятны, доступны ученику. С такими педагогами дети чувствуют себя защищенно, комфортно. И это очень важно, ведь подростковый возраст у умственно отсталых детей — пора взросления, меняются их интересы, оценка собственного Я, взаимоотношения со сверстниками. И совершенно необходимо помочь им преодолеть неуверенность и страх, развить коммуникативные способности и самостоятельность.
7.8. Направления и содержание воспитательного процесса в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Старший подростковый возраст в условиях специального воспитания является критическим, так как происходит бурное развитие всех систем организма, а интеллектуальный потенциал находится на низком уровне. У детей снижается интерес к обучению, возникают новые влечения, появляется отрицательная мотивация. Личностные проявления либо резко проявляются, либо носят скрытый характер. Возникают новые идеалы для подражания, например: подросток из массовой школы, кто-то из членов семьи, учитель, воспитатель. Бурное половое созревание вызывает изменение во внешности, голосе, походке; при этом индивидуальная выраженность очень заметна. У мальчиков возникает интерес к противоположному полу, девочки могут вести себя намеренно грубо, но хотят нравиться. Не владея своими эмоциональными проявлениями, мальчики крайне категоричны, замкнуты; девочки более активны, назойливы. В такой ситуации невнимательное отношение взрослых к подросткам способствует формированию у них дурных привычек. В этот период очень важно быть особенно требовательным к гигиене девочек и мальчиков; помогать им советом, держать под постоянным контролем подростков из неблагополучных семей; постоянно консультироваться с психологом, врачом школы. Возникает проблема с учебой. Дети не желают выполнять домашние задания, их мало интересует оценка, у них формируется отрицательное отношение к учителям, воспитателям, которые требуют выполнения режимных моментов, неадекватное соотношение между уровнем знаний и личностными притязаниями. Единственное средство, с помощью которого подросток может проявить себя как личность, — это трудовое обучение, свободная деятельность. Среди подростков 14—16 лет коррекционной школы встречаются учащиеся с тревожными и навязчивыми состояниями. У одних это защитная реакция, у других — болезненное проявление. Таких учащихся во все дела класса, группы следует вовлекать осторожно. Изучение личности подростка может осуществляться с помощью различных методов: наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности, составления характеристик, изучения медицинских документов. Ниже приводим образец диагностической карты, которую можно использовать при изучении личностных характеристик подростка специальной (коррекционной) школы VIII вида (табл. 4). Собрав данные на каждого подростка, можно составить программу воспитания с учетом индивидуальных различий и обобщенных показателей. Следует заметить, что данные группового обследования не всегда бывают объективными. Это вызвано тем, что не все подростки в состоянии проявить коллективные чувства. Общение детей воспитатель должен строить с учетом уровня воспитанности детей,
Таблица 4 Пример заполнения диагностической карты на ученика 7-го класса (фамилия, имя, возраст, пол)
того, какую роль играют в коллективе отдельные личности, социального положения созданного коллектива, участия его в реальных делах школы, класса. Каждая из планируемых программ воспитания носит условный характер и выполняется всем педагогическим коллективом при участии детей конкретного возраста. В программу заложены основы гражданского, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания. Практически она может быть реализована, если каждая конкретная школа правильно выбирает не только направления, но и заполняет ее содержанием.
Направления и содержание воспитательной работы в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы Закаливание организма, 1. Использование различных средств закаливания, охрана здоровья, 2. Профилактика заболеваний, лечение. физическое совершенство 3. Мужские привычки, копирование взрослых, польза — вред. 4. Женское поведение, его положи тельные и отрицательные моменты. 5. Использование различных видов спортивных занятий с целью физического совершенства.
Интеллектуальное и 1. Это мне интересно. личностное 2. Деятельность как средство совершенствования. личного совершенствование. 3.Успех, неудача. Как правильно реагировать на результат 4. Мои друзья, у них многому можно поучиться. Трудовая деятельность как средство 1. Трудовое воспитание как средство развития и профессиональной зрелости жизнедеятельности. 2.Профессиональное образование. 3. Выбор профессии, мои возможности. 4. Трудовая деятельность человека. 5. Законы трудовой чести.
Нравственные категории, нравственная 1. Основные показатели нравственного зрелость совершенствования. 2. Основы правового воспитания. 3. Совесть как регулятор нравственных отношений, поведения. 4. Мир человека и его нравственные чувства. 5. Личностные проявления: любовь, забота, дружба.
Формирование гражданского долга, 1. Понятия и общественные нормы. сознательной дисциплины 2. Общество, страна, государство. 3. Отношения людей в процессе жизни и деятельности.
4. Как мы живем? Понятия счастливой жизни человека.
«Прекрасное — есть жизнь...» 1. Что и кто нас окружает. Н. Г. Чернышевский 2. Король вальса (И.Штраус). 3. «Если ты враг своему здоровью» (алкоголизм и наркомания). 4. Великий живописец 5. В труде счастлив человек. 6. Природа — берегите ее! 7. Умей слушать, видеть и создавать.
Большую роль играет формирование у подростков ответственности за порученное, умения доводить начатое до конца. Интересы подростков зависят от привлекательности самого объекта или от необходимости иметь данный объект в конкретный момент. Известный психиатр Е.А.Личко выделил несколько типов увлечений: интеллектуально-эстетический, телесно-мануальный, накопительный, эгоцентрический, лидерский, азартный и др. У подростков с нарушением интеллекта (умственно отсталых) в этот период проявляются больше всего телесно-мануальный тип увлечений — стремление развить какие-то конкретные двигательные качества, в частности силу, выносливость, а также эгоцентрический тип (стремление к уединению или, наоборот, резко выделиться среди своих товарищей). Первое увлечение определяется недоразвитием познавательной деятельности, второе — снижением самокритики. Поведение подростков в условиях специального обучения и воспитания связано с особенностями его поведенческих реакций. Для них характерна реакция протеста. Подросток не хочет участвовать в жизни класса, заниматься спортом, трудом, он ведет пассивный образ жизни. Часто проявляется реакция имитации — подражание кому-то из взрослых или неуспевающему, но физически сильному сверстнику. Значительные изменения происходят в познавательной сфере. Учебная деятельность резко меняется. Некоторые подростки отдают предпочтение тому учебному предмету, где они могут проявить себя как личности, — трудового обучения, физической культуры, изобразительной деятельности. Происходят изменения в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления. Задача учителя, воспитателя — удерживать эти изменения как можно дольше, концентрировать внимание подростка на положительном результате. Резко меняется характер подростка. Упрямство сменяется доброжелательностью, жестокость — отзывчивостью, скупость — добротой. Конфликтных ситуаций становится меньше. Постепенно подросток вживается в коллектив, принимает все замечания, адекватно оценивает себя в системе взаимоотношений. Но некоторые ученики, наоборот, утрачивают свое Я, не проявляют инициативы, решительности, находчивости. В целях коррекции этих состояний воспитателю необходимо создавать такие педагогические ситуации, в которых подросток вынужден проявлять себя по-другому.
Вопросы и задания 1. Перечислите признаки воспитания как педагогического процесса. 2. Какие особенности учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо учесть воспитателю в процессе воспитания? 3. Раскройте особенности воспитательного процесса в общеобразовательной и коррекционной школах. 4. Дайте характеристику основным закономерностям воспитания. 5. Перечислите общие принципы воспитания. 6. В чем заключается реализация коррекционных принципов воспитания? 7. Почему трудовое обучение и воспитание являются основой комплексного подхода в воспитании? 8. Охарактеризуйте коррекционные принципы. 9. В чем заключаются индивидуальный и дифференцированный подходы в воспитании? 10. Почему метод приучения имеет особое значение? 11. Перечислите основные подходы к классификации методов в общей теории воспитания. 12. Какую интерпретацию нашли методы воспитания в специальной педагогике? 13. Почему наказание как метод стимулирования используется осторожно? 14. Какие требования должен выполнять воспитатель, прибегая к наказанию? 15. Какие действия должен предпринять воспитатель в приведенных ниже ситуациях? 1. Ученик пришел на тематическое мероприятие в группе (5-й класс): а) без дневника; б) небрежно одетый; в) с массой личных игрушек, в надежде, что его не допустят к участию в мероприятии. 2. Воспитанник получил замечание на итоговой линейке за неправильное поведение в столовой: а) будете обсуждать поведение; б) поставите неудовлетворительную оценку, сообщите родителям; в) проведете беседу о поведении в процессе приема пищи. Как называется избранный вами метод? 3. Ученик во время самоподготовки действовал неадекватно обычной ситуации: а) увидев гостя, отказался решать примеры и задачу; б) плохо написал, разорвал тетрадь; в) вынул из кармана записной блокнотик и решение записывал в него. 16. Какие методы или формы воздействия на воспитуемых вы использовали в приведенных выше ситуациях и почему? 17. Почему программа воспитания составлена с учетом возраста детей? 18. Какова роль учителя, воспитателя? 19. Какие основные направления воспитательной работы можно практиковать в начальной, средней и старшей школе? 20. Почему трудовое воспитание считается главенствующим в системе работы специальной (коррекционной) школы VIII вида? 21. Понаблюдайте за одним из учащихся школы любого возраста, отразите его личностные характеристики в диагностической карте.
Рекомендуемая литература Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. для учителя / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994. Выготский Л. С. Этюды по истории поведения / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. - М., 1992. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. — М.; Ростов н/Д, 2000. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1996.
Глава 8 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА 8.1. Классификация форм организации образовательно-воспитательного процесса Формами воспитания принято называть варианты организации конкретного воспитательного процесса. До сих пор четких мнений и подходов к классификации форм воспитания нет. Одни теоретики выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы (3. К. Шнекендорф и А. А. Елизаров, 1989), другие — способ организации действия коллектива — мероприятия, направленные на конкретные цели (Г.Н.Волков, 1993; М.И.Шилова, 1990; Н.Е.Щуркова, 1988; П.И.Пидкасистый, 1996; и др.). В теории воспитания детей с нарушениями интеллекта (Г. М. Дульнев, И.Г.Еременко, А.Н.Граборов, Х.С.Замский, Н.Л.Коломинский и др.) считают, что выбор форм и соответственно мероприятий должен определяться: - решением общих и коррекционных задач воспитания; - особенностью нейродинамики воспитанника; - его индивидуальными возможностями и уровнем воспитанности; - практической направленностью каждого конкретного мероприятия. Мероприятия должны реализоваться как целенаправленное взаимодействие воспитанника и воспитателя. Само мероприятие может выступать как форма воспитательной деятельности. В процессе воспитания необходимо создавать такие ситуации, которые выступают как составные части воспитательного процесса. «... Словесные средства воспитания имеют место в практике вспомогательных школ, но необходимо подчеркнуть, что вербализм в воспитательной работе не лучший способ воздействия на ребенка, надо использовать самые разные формы: самообслуживание, шефство, включение в производительный труд» '. В связи с разнородностью состава воспитанников в коррекционной школе необходимо варьировать массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания. Они реализуются как во внеклассной работе (дни здоровья, утренники тематического характера, викторины, соревнования, вечера отдыха, походы), так и в системе дополнительного образования (кружок бальных танцев, кукольный театр, спортивные секции, студии художественной вышивки, инкрустации, мягкой игрушки). К сожалению, системой дополнительного образования охвачены в основном сильные учащиеся, хотя занятия вне школы являются хорошим средством интеграции ученика с нарушением интеллектуального развития в общество. Дополнительное образование как массовая форма воспитания способствует реализации творческих возможностей умственно отсталых детей.
8.2. Массовые формы организации образовательно-воспитательного процесса Массовые формы воспитания школьников предполагают участие большого количества воспитанников. Для учащихся коррекционной школы выбираются формы, соответствующие воспитательным задачам, возрасту учащихся, уровню их воспитанности, умению общаться в большом коллективе, уровню профессиональной подготовленности воспитателя. Вот почему в условиях специального воспитания деятельность учащихся необходимо максимально согласовывать с их желаниями и мотивами, заблаговременно готовиться к предстоящему мероприятию, привлекая к подготовительной работе большое количество детей. Огромное значение имеет возраст детей, одно и то же мероприятие может быть недоступно и непонятно учащимся начальной школы, а воспитанникам старшей школы будет казаться слишком простым, что снизит их интерес, спровоцирует пассивность. Например, школьный праздник на тему «Честен тот, кто трудится на совесть». Учащимся 1 —4-х классов само название праздника непонятно, так как их трудовая деятельность еще ограничивается формированием бытовых умений и навыков. Воспитанники 5 —7-х классов уже имеют опыт коллективного труда в мастерских, на пришкольном участке, у них меняется отношение и к самой деятельности, и к ее результату. Разрабатывается сценарий праздника, все учащиеся 5 — 9-х классов делятся на группы по 10—12 человек и получают задания. Назначается ответственный и ведущий праздника (желательно из числа воспитанников 8 —9-х классов). Праздник становится массовой формой деятельности, его воспитательное значение велико. Примером массовой формы деятельности могут быть также фестивали, сборы, туристические походы, спортивные соревнования. При организации массовых форм воспитательной работы основное внимание уделяется непосредственному участию детей в том же празднике, конференции, фестивале. Главное, чтобы все участники коллективного действия получили эмоциональный настрой, поняли свою ответственность перед участниками мероприятия почувствовали помощь и взаимовыручку. В процессе групповых занятий у детей формируется положительное отношение к познавательной деятельности, расширяется кругозор, происходит закрепление сформированных умений и навыков, возникают доверительные отношения в группе, классе между членами созданного коллектива. Мероприятия, занятия проводятся в виде произвольной деятельности с учетом возраста воспитанников. Длительность их может быть от 20 до 25 минут в 1 -4-х классах и до 45-50 минут в 5 — 9-х классах. Задача школы — включить в данную форму деятельности как можно большее количество участников с учетом потенциальных возможностей каждой конкретной личности, группы.
8.3. Групповые формы организации образовательно-воспитательного процесса Эффективность воспитательной работы в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида зависит от того, с каких позиций рассматривает потенциальные возможности детского коллектива сам воспитатель. Если воспитанникам трудно проявить себя в какой-то деятельности, объединившись в целостный коллектив, что затрудняет реализацию задач воспитания, то лучше класс, воспитательную группу временно разделить на группы. Воспитатель осуществляет педагогическое руководство, он разрабатывает структуру и композицию мероприятий, помогает членам группы определить свою роль в групповой деятельности, поддерживает их инициативу и ответственное отношение. В групповые формы деятельности желательно включить не только сильных учащихся, но и тех, кто по причине своих психофизических особенностей не может проявить себя полностью. Например, Саша Р, ученик 5-го класса, страдающий шизофренией в ранней форме (аутизм), великолепно рисовал птиц, самолеты. Все его картины носили динамичный характер. Ученики предложили включить его в группу «художников», которые оформляли стенды «Птицы - наши друзья», «Воинам посвящается», «Праздничная Москва». Класс, получив задание к предстоящему мероприятию, включил Сашу в группу по оформлению праздника. Групповые поручения воспитатель распределяет таким образом, чтобы физически крепкие и соматически ослабленные дети действовали сообща, учились друг у друга. Воспитательный эффект выражается в том, что «отвергнутые» ученики находят себя в групповой деятельности. Но если в младших классах организовать воспитанников на коллективно-групповую деятельность довольно легко, то в старших классах это труднее. Причин несколько: - от учащихся требуются более сложные действия, проявление определенных навыков; - учащиеся не могут точно определить возможности друг друга; - воспитатель не объяснил, зачем нужна творческая группа; - большинство воспитанников не могут проявить себя как личность, им нужна помощь воспитателя; - отсутствует инициатива в силу малого опыта группового действия. Отдельные ученики, которые в силу своих психофизических особенностей вообще не могут выполнять задания группового характера, копируют друг друга, отказываются участвовать в делах данной группы. Задача воспитателя — взять на себя роль руководителя, доходчиво объяснить группе задание, прогнозировать положительный результат. В групповых формах организации воспитательного процесса находит реализацию дифференцированный подход (см. схему 4).
Схема 4
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.19 (0.015 с.) |