Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль школы в предотвращении насилия над детьмиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Детский сад и школа - это основное звено в предотвращении насилия над детьми, первая линия защиты ребёнка. Избитого дома ребёнка на следующий день первым видит воспитатель или учитель. К тому же школа - это место, где легче всего осуществляется наблюдение за детьми разных возрастов. Не пропустить ни одного синяка, обратить внимание на внезапно изменившееся поведение ребёнка, разобраться, почему ребёнок плачет и просит не ставить двойку в дневник гораздо важнее невыученного урока. Иногда дети не говорят нам, что они переживают кризис: они показывают нам это. Перемена в поведении ребёнка может произойти вследствие стресса после происшедшего насилия. Такие перемены поведения должны насторожить взрослых и привлечь их внимание к проблеме. Преподаватели должны быть доступны для индивидуальных разговоров с учениками в спокойной обстановке после занятий. Специалисты должны обучить школьного психолога и весь персонал школы как работать по предотвращению насилия над детьми. Учителя должны быть ознакомлены не только с нормами закона, но и с тем, как свести воедино все симптомы (см. Глава 2), заподозрить насилие (см. Глава 1) и сделать о нем сообщение. Когда можно сделать сообщение о насилии? Основывать сообщение только на подозрениях было бы неверно. Эти подозрения должны быть подкреплены другими критериями признаков насилия. Критерии «подозрительных признаков»: ü Физические повреждения. ü Обнаружение. ü Частое поступление сообщений об одном и том же ребёнке. ü Другие признаки и симптомы, которые говорят о большой вероятности насилия. ü Отсутствие сотрудничества со стороны родителей и их неспособность дать адекватные объяснения. Любой детсад и школа могут включить в программу работу по ПНД (Предотвращение Насилия над Детьми). Возглавить работу по ПНД в школе мог бы специально обученный школьный психолог. А готовые сценарии, приведенные ниже, могли бы стать отличными сценариями для классных часов и внеклассной работы, которые часто проходят формально и впустую. Далее мы приводим образец программы предотвращения насилия над детьми (ПНД), представленной нам P.Stanislasky на семинаре в Будапеште, организованном Институтом Открытого Общества в декабре 1997 года. Программа ПНД была разработана Международным Центром по Предотвращению Насилия над детьми в 1984 в Нью-Джерси (США) и успешно работает в 36 государствах мира. Она была переведена на 7 языков, включая русский. Основная цель программы в том, чтобы научить детей предвидеть и предупредить возможность нападения. ПНД проводит трехэтапную образовательную подготовку для предупреждения насилия, включающую обучение по следующим параметрам: Подготовка персонала, Программа для родителей и Индивидуальная работа в классах для детей и подростков, ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА состоит из двухчасового занятия, проводимого специалистами со всеми членами персонала школы. Обучение включает обзор видов насилия, детальное объяснение программы семинара, информацию по распознаванию лиц, подвергшихся насилию, активное слушание наставлений по работе с детьми в кризисных ситуациях, общественные ресурсы и структуры для сообщений о насилии, законные права и ответственность членов персонала, сообщающих о насилии или безнадзорности. ПРОГРАММА СЕМИНАРОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ включает сходную информацию для взрослых членов общества. Обучение делает акцент на улучшении навыков общения для обсуждения жестокого обращения с детьми и эффективной реакции для обращения с ребенком и кризисной ситуации. Родителям дается детальное описание занятий семинара. СЕМИНАР ДЛЯ ДЕТЕЙ может проводиться по следующим этапам: Дошкольный, Детский сад, Первые-шестые классы. В особых случаях ПНД проводится для подростков. Индивидуальные классные занятия проводятся обученными специалистами. Использование ролевых игр или сценариев, групповых дискуссий применяется для обучения детей и подростков распознаванию потенциально опасных ситуаций и поведению в них. Ролевые игры или сценарии представляют наиболее часто встречающиеся случаи насилия, с которыми может столкнуться ребёнок или подросток. ПНД укрепляет уверенность в себе, поддержку сверстников, общение и навыки сообщения в качестве стратегии предупреждения. Все семинары ПНД сосредоточены на правах детей и молодежи быть ЗДОРОВЫМИ, СИЛЬНЫМИ и СВОБОДНЫМИ. Описание программ ПНД есть предупредительная первичная программа, которая использует три возможных подхода к предупреждению. Этот подход предусматривает обучение персонала, родителей и детей. Семинары тренируют детей в распознании потенциально угрожающих ситуаций и в эффективном использовании стратегии ПНД для поведения в таких ситуациях. Все семинары ПНД разбирают случаи жестокого обращения с детьми с точки зрения основных прав человека. СЕМИНАР В КЛАССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ Такой семинар проводится тремя ведущими ПНД. Используя ролевые игры и направляемую групповую дискуссию, классный семинар учит детей распознавать потенциально опасные ситуации и эффективно использовать имеющиеся возможности. Открывающая дискуссия о "правах" продолжается тремя сценками. Три сценки представляют самые часто встречающиеся типы насилия, с которыми может столкнуться ребенок: ребенок против ребенка (хулиган); взрослый незнакомец против ребенка и знакомый взрослый против ребенка. Сценки используются, чтобы выстроить ситуацию, для которых детям требуется устроить мозговой штурм для выработки удачных стратегий безопасности. Каждая сценка разыгрывается дважды: первый раз ведущий ПНД изображает ребенка с недостаточными навыками предупреждения нападения. Затем следует групповая дискуссия, сосредотачиваясь на возможностях, которые были у потенциальной жертвы. Эти стратегии включают самоутверждение, самозащиту, поддержку со стороны сверстников. Родители должны начать говорить с детьми, когда они еще маленькие, и продолжать обучение, когда они станут подростками. Говорить с ребенком о насилии, в особенности о сексуальном насилии - для многих родителей предложение пугающее. Мамы и папы боятся, что могут испугать своих детей, развратить их невинность и доверие, по-настоящему навредить им, вместо того, чтобы им помочь справиться. Такой страх понятен, однако правды в нем нет. Есть много способов, которыми можно говорить с детьми, даже с очень маленькими, чтобы дать им почувствовать себя в большей безопасности и уверенности, вместо страха и неуверенности. КОГДА И ГДЕ Очень важно выбрать правильное время и место для разговора с детьми и его предупреждения. Иногда родители слышат ужасающие рассказы в новостях и, взбудораженные собственным страхом, делают самые серьезные лица и зовут детей на разговор. Этот метод не всегда приносит вред, но он, разумеется, далеко не лучший для обучения детей стратегии предупреждения насилия. Разговор о предупреждении насилия должен быть тесно увязан с повседневной жизнью. Преподаватели называют это "момент обучаемости". Родители могут провести короткие и очень полезные советы с детьми при помощи мультфильмов и других детских телевизионных программ. Когда персонажа мультфильма бьют, или ребенку причиняют вред в другой программе, родители могут обсудить, что случилось. Укажите ребенку, что бить плохо, что у детей есть право быть защищенными, и взрослые или другие дети не имеют право причинять им вред. Это первый урок, который должны усвоить дети. Ситуация со школьными или уличными хулиганами, или историй, которые читают дети, также дают возможность для обсуждения. По мере тою, как дети растут, они начинают предпринимать независимые действия, которые позволяют закрепить и усилить навыки обеспечения безопасности. Когда ребенок достаточно подрастет, чтобы ездить или ходить в библиотеку, он диет родителям отличную возможность пересмотреть стратегию предупреждения. ДОШКОЛЬНИКИ: три дня занятий по 20 минут каждое, проводится с детьми от 3 до 5 лет. За три дня детей обучают с помощью картинок, кукол, песенок и ролевых игр вопросам прав детей и личной безопасности. Ролевые игры касаются агрессии со стороны хулигана, незнакомца и знакомого взрослого. *Можно использовать Рассказы для маленьких (см. Приложение № 3). Дневное занятие завершается временем для индивидуального разбора поведения в классе. Краткая завершающая беседа проводится для каждого занятия примерно через две недели после начального обучения. ДЕТСКИЙ САД проходят занятия по два 30-минутных периода в два дня. Семинары проводятся в индивидуальных комнатах. День 1. Дискуссии по правам, ролевые игры с хулиганом и незнакомцем, с целевым обсуждением, демонстрация техники самозащиты. День 2. Разбор, ролевые игры со знакомым взрослым, целевым обсуждением, поддерживающим ролевые игры с персоналом. *Можно использовать Рассказы для маленьких (см. Приложение № 3). КЛАССЫ 1-6 проходят занятия по одному 60-минутному уроку. Семинары проводятся в индивидуальной комнате. Каждый семинар включает обсуждение прав, ролевую игру с плохим исходом во всех трех случаях (хулиган, незнакомец и знакомый взрослый) и целевую дискуссию; техника самозащиты; ролевая игра с обращением за помощью к ведущему. ПРОГРАММА - СБОРЫ ПНД проводятся для учащихся (1-6 классы), которые уже проходили в предыдущем году индивидуальные занятия на семинарах. Основываясь на принципах игры-пьесы, специалисты повторяют с учащимися важнейшие моменты концепции ПНД, которым их обучали во время семинаров. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ - ситуации разбираются с учащимися вспомогательных классов, у которых дефекты развития. В фокусе 5-дневной программы ставится распознавание прав, развитие уверенности в себе и независимости. ПНД ДЛЯ ПОДРОСТКОВ преподается специалистами в течение трех уроков за три дня. Семинары проводятся в индивидуальных помещениях. Трехдневная программа сфокусирована на правах личной безопасности, обычных типах насилия и эффективной стратегии в опасных ситуациях. Юноши и девушки разделяются по группам на второй и третий день, чтобы добиться более комфортабельной обстановки для того, чтобы делиться информацией. ТЕКСТ РОЛЕВОЙ ИГРЫ "ВЗРОСЛЫЙ, КОТОРОМУ Я ДОВЕРЯЮ" (Учительница сидит на одном из двух стульев перед детьми. Она притворяется, что занята работой. Второй участник изображает подходящего к ней ребёнка. Присутствуют: дети, учительница, ведущий - специалист ПНД). Ребёнок. Здравствуйте. Можно мне поговорить с вами? Учитель. Здравствуй. Конечно, можно. Садись. Ребёнок (садится). Вы помните психолога, которая приходила и рассказывала нам, как вести себя, чтобы с нами ничего не случилось? Учитель. Да, конечно. Правда, это было интересно? Ребёнок. Ну, у меня нет противного дяди, но некоторые ребята на нашей улице меня беспокоят; они делают такое, что я не знаю, как мне быть. Учитель (искренне озабочен). Я рад, что ты пришел (пришла) ко мне. Тебе это, должно быть, нелегко. Давай с тобой вместе пообедаем, и там поговорим. Мне хотелось бы тебе помочь. Хочешь? Ребёнок. Конечно, очень! Учитель. Отлично. Тогда давай встретимся в обед. Ролевая игра кончается, и учитель возвращается на последнюю парту. Те, кто играл, присоединяются к кругу детей. ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: 1. Дети сидят полукругом (на ковре или на стульях), лицом к пространству комнаты. 2. Надо приготовить карточки с именами, но не вешать их на детей. Участники помогут друг другу приколоть карточки, начиная таким образом устанавливать контакт. Пожалуйста, используйте цветные маркеры и пишите только имена детей. 3. Дети, которые отсутствуют на семинаре, должны впоследствии попасть в другой класс того же или близкого возрасти. 4. Пожалуйста, найдите несколько минут до и после семинара, чтобы обсудить с ведущим поведение любого ребёнка, вызвавшего у него интерес. 5. Пожалуйста, разрешите ведущему решать любые проблемы с дисциплиной во время семинара. Это поможет ему привлечь и удержать внимание детей. 6. Пожалуйста, отметьте всех детей, которые захотят участвовать в семинаре. 7. Четвертая ролевая игра с ребёнком, который доверился взрослому, должна обязательно состояться. Вас попросят участвовать в этой игре. Если по каким-то причинам вы будете чувствовать себя неловко, или не сможете справиться с этой задачей, пожалуйста, выберите другого члена коллектива школы, и убедитесь, что он/она сможет участвовать в семинаре. 8. Надо поощрять участие всех детей в визите к ведущим после урока. Им можно позволить сходить туда группами по трое или после того, как вернутся другие дети. В течение этого времени вы можете проводить работу из числа описанных на следующей странице. 9. После работы в классах, пожалуйста, найдите время заполнить лист обследования, переданный вам ведущим. Периодически заполняйте его в течение года. ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: 1. Практикуйтесь в стратегиях, освоенных на семинаре. Практикуйтесь, что делать в ситуациях с хулиганом, взрослым, которому доверяют, незнакомцем. Пройдите правила поведения вблизи незнакомых людей. Закрепляйте лучше позитивные, а не негативные аспекты: Обязательно стойте на расстоянии в две длины руки. Обязательно кричите, если вам что-то не нравится. Обязательно деритесь, пинайтесь и кричите "Нет!" Обязательно убегайте в безопасное место. Обязательно расскажите кому-нибудь. 2. Закрепляйте технику самозащиты — крики, пинки, отдавливание, удары локтями и т. д. 3. Практикуйтесь в закреплении навыков наблюдательности и описания. Пусть один ребёнок встанет перед классом. Другие пусть посмотрят на него в течение нескольких минут. Потом опишут одежду, цвет глаз, волос, рост и так далее. Дети младшего возраста могут поиграть в игры описания простых предметов. Пусть посмотрят на предмет, уберут его, а потом опишут его в подробностях. 4. Позволяйте детям решать, кто в их жизни будет человеком, годным для поддержки. Но осторожней — не навязывайте им впечатления, что это все учителя, полицейские, священники. Типичная реакция: «Да, с некоторыми учителями хорошо поболтать. Но назовите мне учителя, которому можно доверять!» 5. Помогите детям в вашем классе рассказать о своих чувствах. Приготовьте знаки или карточки со словами, определяющими чувства: сердитый, злой, печальный, счастливый, смешной, плохой и т. д. Дайте детям возможность рассказать об инцидентах, когда они испытали эти чувства. 6. Когда вы обсуждаете безопасность, поговорите и о личной безопасности, как при купании, дорожном движении или пожаре. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕЧЕНИЕ ПОЛУЧАСА ВО ВРЕМЯ ШКОЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ 1. Помогите детям определить места, в которые они могут пойти за помощью или людей, к которым они могут обратиться с рассказом о своей проблеме. 2. Попросите детей нарисовать картинку или написать историю о том, что они только что узнали. 3. Детям нравится писать письма ведущему ПНД. 4. Помогите детям написать письма родителям с приглашением обсудить то, что они только что узнали. 5. Попрактикуйтесь в крике и других видах техники самозащиты. Посоветуйте попрактиковаться дома. Подчеркните важность использования крика только в опасных ситуациях. ИГРА "ЧТО, ЕСЛИ…" Это игра, в которую можно играть с детьми, чтобы помочь им провести "мозговой штурм" по тому, что им делать в опасной ситуации. Если у ребёнка есть опережающий план, это важно для того, чтобы уменьшить его беззащитность перед насилием. Время за едой, перед сном, или поездка — подходящее время для такой игры. Создайте ситуацию, в которой игру можно начать спонтанно, вроде той, когда ваш ребёнок задает вам вопрос или рассказывает о своем знакомом. Игра проводится с помощью вопроса "А что, если?..", который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее. Можно задать примерно такие вопросы: ü Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой? ü Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон? ü Что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить? ü Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает? ü Что, если кто-нибудь попросит тебя потрогать его/ее под трусами? РАССКАЖИ ИСТОРИЮ. Можно рассказывать любые истории о том, как ребёнок уберегся. История может быть о том, как мальчик потерялся, о проблемах с незнакомцами и так далее. Напрягите воображение. Всегда заканчивайте удачным способом разрешения ситуации, например: Жил-был маленький мальчик, у которого был любимый дядя, который всегда покупал ему все, чего мальчик хотел. Но дядя пугал его, прячась за мебелью, и выпрыгивая, когда мальчик входил. Мальчику не нравилось, когда его пугали, но он не знал, что делать. Однажды он спросил папу, всегда ли он пугался. Папа сказал, что он иногда боялся. Мальчик спросил, как он перестал бояться. Тогда отец спросил, что его пугает. Мальчик рассказал, как его пугает дядя. Папа помог ему придумать, как лучше сказать дяде, чтобы тог этого больше не делал. Когда папа спросил его, нужна ли ему еще какая-нибудь помощь, маленький мальчик сказал, что сначала он сам попробует, а потом расскажет папе, как все прошло. РАЗГОВОРЫ НАСЧЕТ "ИНТИМНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА". Научите ваших ребят, что говорить об интимных частях тела совсем не так стыдно. Не называть их своими именами и скрытничать — может внушить детям, что эти части тела такие плохие, что о них никогда не надо упоминать. А это может затруднить им рассказ о сексуальных домогательствах. Пока ребенок еще мал, он/она может узнать о груди, пенисе, влагалище и ягодицах. Потом это станет привычными частями тела. ГРАНИЦЫ ЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА. Поговорите с детьми на темы: пределы допустимого при прикасаниях, физическое влечение, интимность и обнаженность. Могут использоваться фразы наподобие: "у тебя под одеждой", или "у тебя под трусиками". Если вам удобно, пользуйтесь специальными терминами. Научите ребёнка мыть свои гениталии, говорите ему, что о них надо заботиться. Вы можете также добавить: "Если кто-нибудь еще захочет потрогать тебя здесь, скажи мне". В шесть-семь лет дети начинают просить об уединении, когда уходят в туалет, одеваются, принимают ванну и так далее. Уважайте их желания! УЕДИНЕНИЕ В КОМНАТЕ. Дети начинают просить собственную комнату, закрывать двери, мечтают о времени, когда они могут побыть одни. Важно дать детям усвоить, что они имеют право распоряжаться своим телом и личным пространством. Можно провести аналогию между закрытой дверью в спальню и сексуальным домогательством. Если дверь в спальню закрыта, другой человек не может войти в нее без разрешения. Позже ребёнок сможет обобщить это до значения: "Никто ничего не имеет право делать со мной без разрешения". УЧИТЕ ГОВОРИТЬ "НЕТ" - БЕЗОПАСНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, СВОБОДНЫЙ МИР. Одной из причин, по которой дети нечасто говорят "нет", является то, что им не полагается так отвечать взрослым или отказываться, когда им что-то велят. Например: "Не оговаривайся! Просто делай, как сказано". "Веди себя хорошо. Не оскорбляй чувства других". "Не груби. Если с тобой говорят, отвечай, как следует". "Люди любят хороших детей, а не плохих". Такие правила ставят детей в уязвимое положение, потому что они могут во всех ситуациях считать себя фигурами подчиненными. Куда лучше говорить: "В случаях опасности, или когда ты чувствуешь, что это не смешно, не беспокойся, хороший ты или плохой. Беги и выбирайся из положения". ИГРА В "НЕТ". Такая игра дает возможность детям попрактиковаться в том, как говорить друг другу "нет". Один ребёнок что-то требует. Другой просто отвечает "нет" без всяких объяснений. Пусть привыкает говорить "нет". Позже дайте им объяснить друг другу, почему они говорили "нет". Родители часто спрашивают: "Что, если мой ребёнок говорит "нет", а я этого не хочу?" Эта концепция не означает, что дети должны говорить "нет" на просьбу идти спать, есть овощи, купаться; они должны выработать свой подход. Это означает, что вы, когда можете, должны соглашаться на "нет". Когда не можете, старайтесь договориться с ребёнком. "Я понимаю, что ты бы не хотел остаться сегодня с няней. На этой неделе я часто уходила, но мне же приходится работать. Тебе одиноко, ты хочешь, чтобы я оставалась дома? А с няней у тебя все хорошо?" Убедитесь, что дети не учатся беспомощности в играх, которые перестают быть игрой, вроде щекотания. Уважайте ребёнка, когда он говорит "нет", и кончайте игру. Вмешивайтесь, когда другой переходит границы. ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ. Поощряйте игры и организованный спорт не только для мальчиков, по и для девочек. Это поможет им обрести чувство уверенности в себе на случай, если им придется защищать себя. Не допускайте игр, в которых взрослые или старшие дети говорят: "Стукни меня изо всей силы; а мне не больно". Детей это учит, что они бессильны против того, кто больше, а это не всегда правда. УКАЗАНИЯ К АКТИВНОМУ СЛУШАНИЮ ü Всегда будьте спокойны. Ваша реакция может многое изменить. ü Верьте тому, что слышите. Слишком часто детям не хватает того, кто им поверит. Слушайте ребёнка, а не судите. ü Пользуйтесь описательным языком. Ребенок может пользоваться описательным языком, обсуждая свой опыт. Старайтесь пользоваться тем же словарем. ü Не избегайте смущающих тем. Дайте ребёнку понять, что он/она могут говорить с вами обо всем, что их заботит. ü Не навязывайте и не проецируйте ничего. Пусть ребёнок расскажет, а вы сделайте свои выводы. Цели активного слушания: ü Понять потребность ребёнка в безопасности. ü Понять, чего ребёнок хочет от вас. ü Оценить ощущения ребенка. ü Убедить ребёнка, что: - Вы озабочены. - Вы все равно его друг. - Ребенок не виноват. ü Дать ребёнку понять, что у него есть право на безопасность. СЕМИНАР ДЛЯ ДЕТЕЙ. СЦЕНАРИЙ. Необходимые материалы и реквизит: ü Три больших маркера ü Карточки с именами на каждого ребёнка и взрослого ü Копия списка детей (для ведущего) ü Вопросник для детей, участвующих в семинаре ü Три ручки или карандаша Ролевые игры В сценарий включаются основные сценарии ролевых игр ПНД. Надо хорошо ознакомиться с ними и много раз прорепетировать их с другими участниками, прежде чем вы возьметесь за семинар. Каждая из семи игр занимает одну страницу, так что вы можете скопировать сценарии для репетиций. Главный ведущий связывает ролевые игры в нужном порядке и ведет семинар. Диалоги можно перемежать пометками и режиссерскими указаниями (для этого оставлены пропуски). Желаем удачи! ТЕКСТ СЕМИНАРА Введение Главный ведущий: Доброе утро! Меня зовут Вася. Это Ира и Айнура, Кто-нибудь знает, зачем мы здесь? Мы здесь для того, чтобы рассказать вам, как детям причиняют вред другие люди, и что мы можем сделать с этим. Это значит, что мы будем говорить о некоторых жутких вещах, о которых взрослые не говорят с детьми. *Дети помладше обычно толкают друг друга локтями и хихикают, или закрывают глаза руками. Главный ведущий; Первое, что мы хотим сделать, это раздать вам карточки с именами, вроде тех, которые носим сами, потому что вас намного больше, чем нас. Так мы сможем узнать ваши имена и называть вас по именам, пока мы здесь с вами. Ира, Айнура и я потратим несколько минут, чтобы навесить вам карточки с именами, а потом начнем. Можете посидеть спокойно, пока мы это будем делать? *Ведущие разносят карточки с именами и проводят короткие индивидуальные беседы с каждым ребёнком, Эти беседы помогают снять напряжение и ведущему и детям, прежде чем начнется сам семинар. Они устанавливают тональность неофициальности и доверия. Спросите, например, "Это у тебя черепашки-ниндзя на майке?" или "Как правильно пишется "Айша"?" А что твое имя означает по-кыргызски?". Главный ведущий: "У всех есть карточки с именами? Отлично! Пусть у нас у всех будут карточки с именами на рубашках до самого конца разговора. Договорились? Прекрасно! Так как нам придется говорить о страшноватых вещах, мы хотим, чтобы вы знали, что есть несколько вещей, которые вы можете сделать. Вы можете сидеть и возле Иры и Айнуры, и возле вашего учителя. Вы можете уйти с урока, если вам будет страшно, неудобно, или вы просто решите, что вам здесь нечего делать. Если вы хотите уйти, просто скажите своему учителю". *Обозначенное место для детей, которые хотят уйти, меняется в зависимости от того, где вы проводите занятие. Главный ведущий: Мы приведем вас обратно через час, как только закончим урок. Но я не думаю, что вам будет страшно или неинтересно. Мы хорошо проведем время сегодня утром. Второе: так как вас очень много, а нас только трое, мы хотим с вами кое о чем договориться. Вы сможете поднимать руки, если хотите поговорить, а мы вас будем спрашивать. Да? Вот и спасибо. *Дети будут кивать, кричать "Да" или еще как-то соглашаться. Если класс расшумится, необходимо напомнить детям о соглашении. ПРАВА ДЕТЕЙ Главный ведущий: Чтобы поговорить о том, как остаться целым, давайте поговорим о том, какие права у детей. Кто может назвать мне свои права? Что это значит, когда я говорю "права"? Можете привести мне пример того, какие права у вас, у ваших одноклассников? *ПНД рассматривает вопрос прав в рамках основных прав человека. Насилие определяется как "нарушение одного или более наших прав быть уважаемым или в безопасности". Право ребёнка сказать "нет" или право не терпеть прикасаний, которые не нравятся, есть центральная концепция семинара. У детей с ограниченным словарем и жесткими домашними правилами, обычно звучат такие термины, как "право повиноваться родителям" или "право выравнивать страницы". Дети с большим выбором говорят о праве играть или праве быть выслушанным. Помогите детям осознать, что права включают право кушать и ходить в туалет. Если наши права отбираются, у нас возникают проблемы. Главный ведущий: У вас есть право кушать? Что будет, если вы придете вечером домой, а ваши родители скажут: "Сегодня никто не будет есть"? Вы останетесь голодными? Конечно. У вас будут трудности. А как насчет права сходить в туалет? Что, если ваш учитель скажет: "Сегодня никому не разрешается ходить в туалет"? У вас будут трудности? Конечно! *Теперь детям ясно, какие проблемы вызовет лишение прав. Главный ведущий: Вот это я и хотел вам сказать! Когда у вас отбирают одно из прав, у вас начинается проблема. Но мы не собираемся говорить о праве играть, есть или ходить в туалет. Мы будем говорить о трех правах, которые есть у каждого в этой комнате. Запомните, пожалуйста: первое — это право быть в безопасности, второе — это право быть сильным, третье — право быть свободным. Безопасность, сила, свобода! Это права, которые нарушаются, когда кто-нибудь пытается напугать нас или повредить мам. Кто может сказать, что такое безопасность? Где вы чувствуете себя в безопасности? *Главный ведущий может попросить детей помладше хором повторить свои права. Для старших детей можно написать на доске: "Безопасность, сила, свобода". Дети могут говорить о том, где чувствуют себя в безопасности, например, в постели во время грозы, держась за руку взрослого или "не разговаривая с незнакомыми змеями". Главный ведущий: А что такое быть сильным? Что это значит? Вот, скажем, два сильных мальчика. Кто может показать? *Дети определяют физическую силу через мускулы, хорошую еду, быстрый бег. Умственная сила (или уверенность) часто определяется как упорство: "Это все равно как если твой пес болен, а ты все равно идешь в школу". Главный ведущий: А что такое свободный? Кто может сказать мне, что такое свободный? *Почти все дети соглашаются, что последний день занятий и есть свобода. Главный ведущий: Три права, о которых мы говорили, это те права, которые нарушаются, когда нам кто-то приносит вред. Я сегодня привел сюда Иру и Айнуру, чтобы сыграть вам несколько историй. Кто из вас бывал в театре, и видел людей, которые притворяются другими людьми? Ну, это и есть то, что собираются сделать Ира и Айнура. Они могут притвориться обозленными друг на друга. Но помните, они просто притворяются! На самом деле они друзья. *Дети понимают идею игры и утвердительно кивают. Главный ведущий: Тогда начнем нашу первую ролевую игру. Айнура притворится девочкой из вашего класса. Сколько вам лет? *Дети обычно набавляют себе пару лет. Второклассники кричит "восемь" и "девять". Главный ведущий: Пусть Айиуре будет семь с половиной. Она учится во втором классе. Притворимся, что она сидит рядом с вами, и ходи'; на музыку и рисование вместе с вами. Вот сейчас утро, понедельник, Айнура идет в школу. Вот тут будет тротуар, по которому Айнура каждое утро идет в школу. Ира притворится девочкой, которая старше, больше и сильнее. Может быть, она четвероклассница. Ира встречает Айнуру, и они начинают разговаривать. Давайте посмотрим на это, а потом побеседуем. *Актеры занимают свои места, разыгрывают сценку "Ребёнок против ребёнка". РЕБЁНОК ПРОТИВ РЕБЁНКА (ролевая игра) (Айнура идет в школу, когда Ира догоняет се и наскакивает на нее…) Ира (агрессивно): Эй, Айнура, ты куда идешь? Айнура (чуть испуганно): В школу. Ира: А ну, иди сюда! Иди сюда! Айнура неохотно, опустив глаза, подходит к Ире. Ира: Что у тебя в кармане? Айнура испуганно: Ничего… Ира: Нет, у тебя там что-то есть! У тебя там деньги на завтрак! Они мне нужны! Отдавай! Айнура (робко протестуя): Но у меня нет… Ира (еще агрессивнее): Я сказала, гони сюда деньги на завтрак! Быстро! (Она хватает Айнуру, которая роется в кармане, и выдергивает у нее деньги). Это что такое? Здесь только четвертак? Да на четвертак ничего не купишь! А ну, давай остальные! Айнура грустно глядя на Иру, отдает ей остальные деньги. Ира: А теперь слушай, Айнура. Договоримся. Ты мне каждое утро отдаешь свои деньги на завтрак. Поняла? Айнура грустно опустив голову: Да… Ира: Отлично! А теперь пошла отсюда, ты, тупая! (Уходит) Ролевая игра заканчивается, и ведущие возвращаются в круг детей на полу. *Можно заменить чем-нибудь еще деньги на завтрак. Но это единственная приемлемая перемена в ролевой игре. Главный ведущий: Кто мне скажет, что произошло? Как себя чувствовала Айнура? Чувствовала ли она себя в безопасности, сильной и свободной? А Ира чувствовала себя сильной? Хорошо ли чувствовать себя сильной? А почему нет? *Дети с готовностью идентифицируют себя с ролями игры. Они признают, что Ира отобрала у Айнуры право быть в безопасности, свободной и сильной. Айнура чувствует себя "испуганной", "ей причинили вред", "она боялась" и так далее. Иногда дети говорят, что Ира была "сумасшедшая". Эта реакция приводит прямо к дискуссии о драках и о правах хулиганов. Главный ведущий: Как вы думаете, что Айнура должна была сделать с хулиганкой? Ведь многим же из вас в душе хотелось съездить Ире по носу? *С детьми помладше важно пользоваться фантазией. Без силы "пистолетов Звездных Войн" или "бионического усилителя" ребёнок может чувствовать себя маленьким и уязвимым. Большинство детей будут с энтузиазмом требовать, чтобы Ира получила в нос, и с неохотой признают, что у Иры те же права, что и у других. Главный ведущий: Ира имеет право есть? Право ходить в туалет? Тогда у Иры тоже есть и право на безопасность, как и у других, на силу и свободу. А если мы отлупим ее, мы отберем у нее эти права! Мы ведь хотим беречь наши права, значит, и права Иры! Мы можем защитить наши права, не отнимая их у других, или мы будем делать то же самое, что и хулиганы. Что могла сделать Айнура, чтобы отстоять свои права? *Обычно дети отвечают уклончиво: ''Собрать и взять завтрак из дома", "Идти другой дорогой", "Попросить маму или полисмена дойти с нею до школы". Главный ведущий: Если вы пойдете другой дорогой, вы испугаетесь, налетев и здесь на хулигана, или если хулиган догадается, где вы спрятались? Будете ли вы себя чувствовать защищенными, сильными и свободными. Что вы можете сказать хулигану, чтобы уберечь свои деньги на завтрак? "Нет!" — вот защищающее, сильное и свободное слово. Мы не часто им пользуемся, когда наши права нарушаются. *С младшими детьми полезно прокричать "Нет!" Напишите слово "Нет!" на доске. Главный ведущий: Вы сами боитесь сказать "Нет!" Можете попросить друга пойти с вами в школу? Конечно, двое могут постоять друг за друга. Что еще могла сделать Айнура? Если бы она сказала родителям или учителю, вы бы посчитали ее ябедой? *Ябедничество для детей очень много значит. Класс обычно делится, обсуждая вопрос, ябеда Айнура или нет. Главный ведущий: Кто-то говорит да, кто-то нет, поэтому давайте решим. Если Айнура идет к учительнице или к директору, просто затем, чтобы сделать плохо Ире, то она ябеда. Но если она идет просить о помощи - тогда, конечно, нет. Она защищенный, сильный и свободный человек. Вы согласны с таким решением? *Дети соглашаются. Главный ведущий: Отлично. Давайте снова сыграем эту сценку и на этот раз воспользуемся вашими предложениями. Мы попросим Айнуру отстаивать свои права и сказать "Нет! Нет, у тебя нет права отбирать мои деньги! " Я буду играть роль друга Айнуры. Она попросит меня пойти с нею в школу и помочь ей сказать "Нет!" хулиганке. Вместе мы сможем сказать Ире, что попросим помощи у взрослых. *Участники и главный ведущий занимают свои места и разыгрывают сценку "Удачно справиться с хулиганом". УДАЧНО СПРАВИТЬСЯ С ХУЛИГАНОМ (ролевая игра): Айнура (подходит к Василию): Привет, Вася. Ты знаешь ту старшую девочку Иру? Вася: Да, я ее знаю. Айнура: Ну вот, она отобрала у меня деньги на завтрак и отбирает каждое утро по дороге в школу. Ты не пойдешь со мной в школу сегодня, чтобы помочь мне сказать ей "Нет!"? Вася: Конечно, Айнура. У нее нет права отбирать твои деньги. И ни у кого другого тоже. *Айнура и Вася отправляются в школу. Если это младшие дети, они могут взяться за руки. Ира (заметив Айнуру, покровительственно кричит): Эй, Айнура! Давай сюда! Я тебя жду! Ты прямо вовремя! Давай-ка мои деньги! Айнура (настойчиво): Нет! Ира (сердито): Что? Какое еще "нет"? У нас договор! Айнура: Договор кончился, Ира. Ира: Это как понять, кончился? Вася: Точно, Ира, договор кончился. У тебя нет права забирать деньги у Айнуры. Ира (указывая на Васю): Это еще кто? Айнура: Это Вася. Он мой друг. Ира: Мне твои деньги не нужны, Вася. Шел бы ты в школу. Это наше дело с Айнурой. Вася: Нет, мы вместе. Я остаюсь с Айнурой. Айнура кивает. Ира (недоверчиво): Айнура, ты что, не собираешься отдавать деньги? Айнура: Нет, и если ты не перестанешь, мы собираемся рассказать маме и папе, и учителю про тебя! Не смей трогать детей! Ира (изумленная и огорченная): Только этого не надо! Я не хочу твоих паршивых денег! Сопляки несчастные! Айнура и Вася, улыбаясь и держась за руки, смотрят, как уходит Ира. *Сценка заканчивается, и участники садятся на полу. Главный ведущий: Это вам понравилось больше? Как Айнура чувствовала себя в этот раз? Была ли она защищенной в своих правах, сильной и свободной'? У меня вопрос: Почему Ира сказала: "Не нужны мне ваши паршивые деньги, сопляки несчастные!" Почему она их обозвала? *Даже младшие дети поймут, что Ира просто притворялась, что ей не нужны деньги, потому что побоялась, что Айнура скажет взрослым, или потому, что была испугана. Нам нужны несколько добровольцев. Кто будет другом Айнуры и пойдет с нею в школу, и поможет ей выстоять против Иры? Кто может своими слов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.013 с.) |