Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симптомы, диагностика и последствия пренебрежения детьми

Поиск

Пренебрежение физическими нуждами ребёнка

Внешние показатели и поведенческие реакции:

ü Очень худой или очень толстый ребёнок. Из-за неправильного, несоответствующего возрасту питания ребёнок или не прибавляет в весе, или наоборот выглядит очень толстым. Может быстро прибавлять в весе, пока находится в больнице.

ü Очень бледный, анемичный ребёнок. Родители не следят за тем, чтобы ребёнок получал все витамины и необходимые для его развития продукты.

ü Грудной ребёнок "ищет еду" губами. Мать забывает кормить или не хочет кормить ребёнка; или дает ему пищу, несоответствующую возрасту.

ü Жадно ест, когда предлагают.

ü Опрелости у грудных детей, постоянно грязный ребёнок. Ребёнку не меняют пеленки, не моют его, не выполняют элементарные гигиенические требования.

ü Ребёнок одет не по погоде. В холодную погоду ребёнок ходит без теплой одежды и обуви.

Пренебрежение эмоциональными потребностями ребёнка

Поведенческие и эмоциональные реакции:

ü Ребенок не ищет инициаций со стороны родителей. Зная, что родители только раздражаются, когда ребёнок ищет их внимания, он перестает просить у них помощи и старается как можно реже обращаться к ним.

ü Неласковый ребёнок. Ребёнок моделирует поведение родителей, которые никогда не проявляют нежных чувств по отношению к нему (не гладят его по голове, не берут на руки, не целуют).

ü Старается привлечь внимание любого взрослого, виснет на нём. С удовольствием уходит с чужими.

ü Ребёнок, испытывающий чувство одиночества. Несчастный ребёнок. Ребенок часто находится запертым один дома.

Пренебрежение поддержанием и восстановлением здоровья ребёнка:

ü Ребёнка не показывают врачу, когда это требуется по состоянию здоровья, не лечат его.

ü Отказываются от необходимых процедур, прививок, предписания врачей.

ü Не проводят обследования ребёнка.

ü Не вызывают скорую помощь, когда это необходимо.

Пренебрежение получением ребёнком образования:

Внешние показатели и поведенческие реакции:

ü Задержка психического развития и речи.

ü Ребёнок пропускает школу или часто опаздывает.

ü Ребёнок пропускает школу по причине того, что смотрел за другими детьми.

ü У ребёнка может быть "школьный невроз" из-за страха перед школой и отсутствия помощи родителей.

ü Всегда невыполненные домашние задания.

ü Родители не бывают в школе и не интересуются успеваемостью ребёнка.

Последствия пренебрежительного отношения к детям

Родительские дети, лишенные внимания, любви и заботы родителей находятся в условиях множественной депривации.

Депривация — это нехватка чего-либо жизненно или психически важного (необходимого) для субъекта в достаточной мере или в необходимом количестве (Каган В.).

Микросоциальные условия воспитания крайне неблагоприятны в дисфункциональных семьях (стойкие конфликты, алкоголизация, жестокое обращение с детьми и т. д.). В них же отмечается и низкий культурный, образовательный и материальный уровень жизни. Дети из таких семей обычно плохо накормлены, болеют, у них нет одежды, адекватной погодным условиям. Их не обследует вовремя, и не делают прививки. Ранняя депривация имеет также место и в семьях с высоким материальным уровнем, где дети не получают достаточно эмоционального тепла со стороны родителей. Заботы об их воспитании перекладываются на плечи гувернанток и бабушек.

Особенно влияние депривации ощущается на детях, живущих в учреждениях, начиная с младенческого возраста. Они резко отличаются в развитии от детей из нормально функциональных семей.

Влияние депривации на психическое развитие детей

По данным московских коллег (Калачева И. О., Карнаухова Е. Н.) до 60% детей при поступлении в школу не выявляют необходимого уровня сформированности навыков, кругозора, общих представлений и практических сведений для обучения в школе.

Отсутствие поддержки семьи в сочетании с неподготовленностью к школе быстро приводит детей к школьной неуспеваемости и к негативному восприятию школьного процесса вообще.

Наличие в семье атмосферы психической и эмоциональной депривации формирует личность с патологическими особенностями характера.

Подобные последствия депривации характерны для безнадзорных «уличных» детей и детей, живущих в учреждениях.

Уже с конца XVIII века раздаются голоса, обращающие внимание на неестественность среды в детских учреждениях. Некоторые ученые доказывали, что на детях из приютов всю жизнь лежит «стигмат неполноценности» (Пфаундлер, нач. XX в). Он же писал, что «ребёнок в приюте лишается личной, индивидуальной материнской заботы, следовательно, всей матери - и вместо этого его суют в фабрику по уходу или казармы для грудных детей».

Исследования М. Дамборской (1957 г.) показывают, что грудные дети из учреждений, начиная с 3-х месяцев, начинают отставать в развитии от «родительских» детей:

С 3-х месяцев - отстают моторика и подготовительная фаза речи.

С 6-и месяцев - отстают в сидении; задержка речи; меньше прибавляют в весе; чаще респираторные инфекции (типичный насморк); сильные нарушения в эмоциональной сфере.

К 24-м месяцам - трудности в адаптации к новым людям и в необычной ситуации (бедная вокализация, исчезновение улыбки, ухудшенное сосредоточение, ускоренное дыхание, плач).

От 1 года - до 3 лет - отставание в развитии памяти, внимания и вообще интеллекта.

К 6-ти годам в основном задержка развития интеллекта выравнивается, но остаются проблемы с адаптацией, эмоциями, привязанностью и т. д.

Дети, воспитывающиеся в условиях депривации, в детских учреждениях часто имеют проблемы (Мухамедрахимов Р. Ж., Санкт-Петербург):

В младенческом возрасте:

ü со вскармливанием,

ü нарушение пищеварения,

ü меньший вес и рост, задержка развития,

ü могут быть ненасытными в еде,

ü трудности с употреблением твердой пищи,

ü спокойно лежат в кровати, не призывая взрослого и не пытаясь встать.

В раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах:

ü стереотипное поведение,

ü избегают других детей,

ü пассивность,

ü агрессивность,

ü чрезмерная активность,

ü рассеянность,

ü неспособность сформировать глубокую и искреннюю привязанность,

ü неразборчиво дружелюбны (любят всех),

ü трудности в установлении контактов.

Типичные жизненные трудности, с которыми сталкиваются дети, выросшие в учреждениях.

Дети, выросшие в учреждениях интернатного типа, часто сталкиваются с трудностями в самых обычных жизненных ситуациях. Наши наблюдения за детьми, вернувшимися в семью из Домов ребёнка и интернатов, подтверждают это.

Случай 1. Акылай, 6 лет. 4,5 года она провела в Доме ребёнка. Затем ее забрала биологическая семья.

Проблемы:

ü В начале ела очень много, без разбору.

ü Радовалась и обнимала всех, кто бы ни приходил в дом.

ü Могла уйти с любым человеком, который ее звал.

ü Долгое время не признавала отца.

ü Слушается только мать.

ü Сейчас очень боится, что ее где-нибудь оставят, в общественных местах руку матери не выпускает ни на секунду.

ü Трудно вступает в контакты с детьми, не играет.

Случай 2. Андрей, 4 года. В биологическую семью вернулся в 2,5 i ода и i Дома ребёнка.

Проблемы:

ü Первое время ел только хлеб и кашу. Не притрагивался к рыбе, фруктам, ягодам, мороженому и т. д.

ü Ел очень много.

ü Очень боялся домашних животных.

ü Эмоции очень ограниченные.

Случай 3. Эркин, 20 лет провел в детских домах. Домой забрали сестры.

Проблемы:

ü Не адекватен в разговоре со взрослыми, разговаривает на «ты».

ü Не умеет читать и писать (при нормальном интеллекте).

ü Боится «не интернатных» сверстников и очень стесняется.

ü Занижена самооценка.

ü Не умеет пользоваться деньгами.

ü Не умеет пользоваться общественным транспортом.

ü Не знает, как купить что-либо в магазине, на базаре.

ü Может отдать свои вещи другим людям.

ü Не умеет пользоваться электробытовыми приборами (пылесосом, стиральной машиной и т. д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.006 с.)