Государственного экзамена по специальности 050700 «олигофренопедагогика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственного экзамена по специальности 050700 «олигофренопедагогика»



ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА»

Екатеринбург – 2011

Составители: Зак Г.Г., Коркунов В.В.

Программа государственного экзамена по специальности 050700 «Олигофренопедагогика» / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образовани я. Екатеринбург, 2011. 2 с.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050700 «Олигофренопедагогика», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 683 от 31.01.2005 г.

Программа утверждена на заседании ученого совета ИСО от 12 мая 2011 г. протокол № 9.

 

Учебно-методическое издание

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050700 «ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА»

 

Составители:

ЗАК Галина Георгиевна

КОРКУНОВ Владимир Васильевич

 

 

Компьютерный набор и верстка

ЛР№ 040330 от 18.04.1997 г. Подписано в печать г. Формат 60x84/16. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Тираж экз. Заказ

 

 

© Уральский государственный

педагогический университет,

Институт специального

образования, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа государственного экзамена по специальности 050700 «Олигофренопедагогика» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденного приказом МО РФ № 683 от 31 января 2005г.

Подготовка специалистов в учреждениях высшего педагогического образования должна характеризоваться высоким уровнем профессионализма, который базируется на единстве методологии, теории и предметной деятельности. Наряду с этим, олигофренопедагог в системе специального образования должен обладать творческим характером мышления, инициативностью в преодолении трудностей, ответственностью в принятии решений, гуманистической направленностью личности, необходимым уровнем правовой культуры.

Государственный образовательный стандарт определяет содержание и структуру профессиональной подготовки педагога для системы специального образования, которая обеспечивает изучение, обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта.

У выпускника, получающего квалификацию учителя-олигофренопедагога должны быть сформированы следующие компетенции:

общекультурные

• способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

• способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

• способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);

• способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

• способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии

(ОК-5);

• способность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-6);

• способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

• готовность к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

(ОК-8).

общепрофессиональные

• способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

• способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

• способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3).

профессиональные

• способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

• готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

• способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

• готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

• способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

• способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

• способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

• готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

• готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

• способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

• готовность к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

• способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

• готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

• способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования определены квалификационные требования к уровню подготовки учителя-олигофренопедагога.

Учитель-олигофренопедагог должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации. Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя-олигофренопедагога являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения в том числе: технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

- применение современных педагогических технологий;

- организация и проведение внеклассных мероприятий.

В области диагностико-аналитической деятельности:

- дифференциальная диагностика для определения типа нарушения;

В области коррекционно-развивающей деятельности:

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

- обучение детей с нарушением интеллекта учебным предметам в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях;

- воспитание детей с нарушением интеллекта;

В области социально-педагогической деятельности:

- планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

- установление контакта с родителями обучающегося, оказание им помощи в семейном воспитании;

- проведение профориентационной работы;

- оказание помощи в социализации учащихся.

В области психопрофилактической деятельности:

- проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития;

- проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного климата в образовательном учреждении, семье;

- профилактика и коррекция привычек, наносящих ущерб здоровью, защита от неблагоприятного влияния социальной среды;

- оказание психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения.

В области научно-методической деятельности:

- систематическое повышение квалификации;

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

В области консультативной деятельности:

- консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения.

В области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся.

В области организационно-управленческой деятельности:

- рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

- ведение школьной и классной документации;

- организация контроля за результатами обучения и воспитания;

- установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

- управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

- организация внеурочной деятельности.

Выпускник должен знать:

- Конституцию Российской Федерации;

- законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации «Об образовании», решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка;

- основы общих и специальных теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;

- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

- школьные программы и учебники;

- средства обучения и их дидактические возможности;

- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

- санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

- государственный язык Российской Федерации – русский язык, свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник, получивший квалификацию учителя-олигофренопедагога, подготовлен для работы в образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта и в различных условиях социально-культурной практики, в которых он выполняет виды деятельности: преподавательскую, диагностико-аналитическую, консультативную, воспитательную, психопрофилактическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и научно-исследовательскую.

Итоговая государственная аттестация выпускников должна определять уровень профессиональной подготовки учителя-олигофренопедагога. Государственный экзамен по олигофренопедагогике носит комплексный характер и охватывает основные разделы предметной области профессионально-образовательной программы по специальности 050700 «Олигофренопедагогика».

Ответ каждого студента обсуждается членами Государственной экзаменационной комиссии на закрытом совещании и определяется отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Отметка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, обнаруживает глубокие знания базовых и психолого-педагогических понятий, теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из практики, научной и методической литературы. Обнаруживает аналитический подход в освещении разных теорий и взглядов, обосновывает свою точку зрения. Формулирует содержательные выводы. Пользуется современной научно-педагогической и специальной лексикой.

Отметка «хорошо» ставится, если студент строит ответ в соответствии с планом. Подтверждает выдвигаемые теоретические положения примерами. В ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Наблюдается некоторая непоследовательность анализа в сопоставлении разных методик и обосновании своей точки зрения. Выводы правильны. Речь грамотная, используется научно-педагогическая и специальная лексика.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии современных взглядов коррекционно-развивающих теорий, хотя базовые понятия раскрываются правильно. Выдвигаемые положения декламируются, но недостаточно аргументируются. Студент испытывает трудности в установлении межпредметных связей. Ответ носит преимущественно описательный, а не аналитический характер. Научно-педагогическая и специальная лексика используются ограниченно.

Отметка «неудовлетворительно» ставится при условии неспособности студента правильно раскрыть коррекционно-развивающие понятия и теории. Проявляется стремление подменить научное обоснование проблем рассуждением практически-бытового плана. Ответ содержит ряд неточностей. Выводы отсутствуют или носят поверхностный характер. Преобладает бытовая лексика, наблюдаются значительные неточности в использовании специальной терминологии.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Система специального образования: состояние, проблемы и перспективы развития. Специальная педагогика и ее предметные области.

 

  1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Умственно отсталых детей

Ребенок с нарушением интеллекта как субъект и объект воспитания. Основные понятия и термины олигофренопедагогики. Объект, субъект, предмет, цели и задачи олигофренопедагогики. Место олигофренопедагогики в системе педагогических наук и предметных областей современной специальной педагогики. Междисциплинарная интеграция в специальной педагогике.

 

ИНТЕЛЛЕКТА

 

Организация учебно-воспитательного процесса в системе специального коррекционного образования

Становление и развитие теории и практики воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта за рубежом. Отечественная практика обучения и воспитания лиц с нарушением интеллекта на разных этапах ее становления.

Развитие личности с позиций единства биологических и социальных факторов. Критика «теории потолка». Определяющая роль обучения и воспитания в процессе коррекции. Сущность коррекционно-воспитательной работы.

Исследования отечественных ученых по проблемам коррекции. Дифференциация учебных требований. Развитие содержательного, операционального и мотивационного компонентов интеллектуальной деятельности. Расширение и активизация положительных социальных контактов. Комплексное решение коррекционных задач в системе лечебной, оздоровительной и педагогической работы. Коррекционные технологии: разнообразие в направленности и организации.

 

Процесс обучения

Особенности учебных и познавательных потребностей умственно отсталых детей, их развитие в обучении. Образовательные и коррекционно-воспитательные задачи процесса обучения. Обусловленность процесса обучения своеобразием познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых школьников. Пропедевтический период в обучении. Взаимосвязь воспитания и обучения.

Структура процесса овладения знаниями: восприятие, осмысление, закрепление, применение.

Сообщение нового учебного материала. Требования к отбору материала, на основе которого формируются понятия, правила.

Закрепление и повторение учебного материала. Учет особенностей преднамеренного и непреднамеренного запоминания.

Принципы обучения

Соотношение в использовании общедидактических и специальных принципов обучения. Специфика в реализации общедидактических принципов обучения в специальной школе.

Специальные принципы в обучении: принцип педагогического оптимизма; ранняя педагогическая помощь при умственной отсталости; коррекционно-компенсирующая направленность специального образования; социально-адаптивная направленность в обучении; деятельностный подход в обучении; необходимость специального педагогического руководства учебной деятельностью.

Содержание коррекционно-образовательных программ

Требования к содержанию образования умственно отсталых детей, вытекающие из особенностей их познавательной деятельности: коррекционная направленность образования, его завершенность, доступность, научность, систематичность, практическая направленность, концентричность расположения материала, наличие пропедевтического этапа обучения, реализация межпредметных и внутрипредметных связей.

Базисный учебный план. Отражение в учебном плане основных требований к содержанию образования. Общие и специфические предметные области учебного плана.

Учебные программы. Структура программы. Принципы построения учебных программ. Дифферренциация программных требований. Взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Школьные учебники. Основные требования к учебникам: структурная простота знаний, коррекционная и практическая направленность содержания. Методический аппарат учебников.

Учебные предметы: общая характеристика, особенности структурирования учебного материала.

 

Методы обучения

Обусловленность методов особенностями процесса обучения умственно отсталых детей. Общая характеристика современных классификаций методов обучения. Особенности продуктивных методов обучения. Характеристика особенностей реализации словесных, наглядных, практических методов. Обучение с использованием компьютерных технологий. Роль проблемных ситуаций в обучении. Методы стимулирования и формирования положительной мотивации учебно-познавательной деятельности.

Зависимость методов обучения от конкретной дидактической задачи, особенностей содержания, средств и организационных форм обучения. Использование методов обучения в младших и старших классах. Учет особенностей познавательной деятельности учащихся при выборе методов в условиях одного класса.

Трудовое обучение

Роль трудового обучения умственно отсталых учащихся. Труд как важное средство коррекционного развития и социально-трудовой адаптации. Направленность трудового обучения на активизацию ученика и формирование механизмов саморегуляции трудовой деятельности. Формирование обобщенных трудовых умений. Взаимосвязь между трудовым обучением и обучением общеобразовательным предметам.

Этапы трудового обучения: пропедевтический, профессионально-ориентировочный, профессионально-трудовой, производственный.

Уроки труда в младших классах. Кабинет труда: оборудование, содержание работы. Структура урока труда в младших классах. Ориентировка в задании, планирование, оценка и самооценка результатов работы.

Трудовое обучение в четвертом классе как важный этап профориентационной работы. Трудовое обучение в пятых — девятых классах. Комплектование учебных групп по видам труда. Системы трудового обучения: предметная, операционная, предметно-операционная. Особенности структуры урока трудового обучения.

Производственная практика. Квалификационные экзамены. Производительный труд. Трудоустройство выпускников. Кабинет профориентации как организационно-методический центр.

Принципы воспитания

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) как общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Личностная обусловленность принципов воспитания. Общественная направленность воспитания в коррекционной школе. Необходимость активной деятельности по направлениям: широкое и активное ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

Методы и формы воспитания

Методы и приемы воспитания. Метод как способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников. Прием как часть общего метода. Выбор методов воспитания. Причины, обусловливающие выбор методов воспитания. Классификация методов воспитания. Варианты существующих классификаций. Методы формирования сознания личности и особенности их применения в коррекционной школе (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример). Методы организации деятельности и особенности их применения в коррекционной школе (участие детей в различных видах соревновательной деятельности, упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающая ситуация). Методы стимулирования и особенности их применения в коррекционной школе (соревнование, поощрение, наказание, субъективно-прагматический метод).

Формы воспитания как внешнее выражение процесса воспитания (индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые). Ведущая роль школьного воспитания. Признаки коллектива. Значение коррекционной работы в коллективе. Стадии развития коллектива. Перспективы развития коллектива (близкая, средняя, дальняя). Система перспективных линий. Принцип параллельного действия. Педагогическое руководство коллективом. Основные правила управления педагогическим коллективом.

 

Нравственное воспитание

Содержание, пути, средства нравственного воспитания. Актуальность задач и сущность нравственного воспитания в современных условиях. Основные направления работы по нравственному воспитанию. Особенности формирования нравственных представлений и понятий у умственно отсталых детей. Методы нравственного воспитания и своеобразие их реализации. Нравственное просвещение учащихся. Формирование нравственного поведения. Преодоление вредных привычек. Учет индивидуальных особенностей эмоционально-волевой сферы и патологических черт характера учащихся в воспитании навыков нравственного поведения.

Половое воспитание как составная часть нравственного воспитания. Половое воспитание как звено целостного подхода к воспитанию. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Мужское и женское поведение. Распределение обязанностей в семье.

Причины и особенности детских зависимостей у детей с нарушением интеллекта и их профилактика и преодоление.Работа с родителями: повышение ответственности родителей за воспитание детей.

 

Физическое воспитание

Физическое воспитание как важная часть формирования личности. Взаимосвязь физического воспитания с нравственным, умственным, трудовым и этическим воспитанием. Общие и специфические задачи физического воспитания в школе для умственно отсталых детей. Недостатки физического развития умственно отсталых детей. Нарушения моторики при очаговых поражениях мозга. Организационные формы физического воспитания. Уроки ритмики и физкультуры. Физическое воспитание в процессе трудового обучения. Физкультурные мероприятия в режиме дня, лечебная физкультура. Физкультурно-массовая работа в школе: физкультурные кружки, спортивные секции, туристические походы, спортивные соревнования. Гигиена труда и быта детей как важнейший компонент физического воспитания учащихся. Воспитание санитарно-гигиенических навыков у учащихся в процессе физического воспитания. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания.

Эстетическое воспитание

Задачи эстетического воспитания на современном этапе. Особенности воспитания эстетических чувств, представлений, понятий, вкусов у умственно отсталых детей. Формы и содержание эстетического воспитания. Эстетическое воспитание средствами быта, трудовой деятельности, общения, искусства. Ознакомление с различными видами искусств. Развитие эстетических оценок и суждений, эстетических вкусов. Эмоциональное развитие учащихся.

Художественные кружки и их значение в коррекции личности. Организация и проведение конкурсов, выставок в целях эстетического воспитания.

Воспитание ребенка в семье

Совместная работа коррекционно-образовательного учреждения, семьи и общественности. Роль семьи в воспитании детей. Системность и согласованность работы школы, семьи и общественности. Программа изучения семьи. Содержание семейного воспитания. Организация жизни умственно отсталого ребенка в семье: режим, привлечение к труду, воспитание культуры поведения. Методы и приемы воспитания детей в семье. Педагогические условия успешного воспитания: терпеливость, любовь к ребенку, последовательность, спокойствие и т. п. Общешкольные, классные, индивидуальные формы работы с семьей. Коллективные формы работы: классные родительские собрания, общешкольные собрания, конференции по вопросам воспитания детей, дни открытых дверей. Индивидуальные формы работы: приглашение в школу, переписка, посещение на дому. Педагогическое просвещение родителей. Родительский всеобуч. Роль олигофренопедагога, врача и логопеда в осуществлении родительского всеобуча. Организация работы с общественностью. Комиссия по делам несовершеннолетних. Помощь школе со стороны предприятий, общественных организаций, спонсоров.

 

Внеклассная работа

Роль внеклассной работы в решении задач воспитания умствен­но отсталых школьников. Коррекционное значение внеклассной работы: возможность расширения личностных контактов в сфере общения, воспитание инициативы и самостоятельности, коррекция познавательных умений, развитие эмоциональной сферы. Формы внеклассной работы. Общешкольные мероприятия, праздники, спартакиады, выставки. Кружковая работа в специальной школе. Предметные, художественные, краеведческие, технические и спортивные кружки. Роль кружков в коррекции развития учащихся. Индивидуальные формы внеклассной работы с учащимися. Внеклассное чтение. Взаимосвязь внеклассной и учебной работы.

5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ ДЕТЯМ ЗА РУБЕЖОМ

 

История обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Предмет и задачи истории олигофренопедагогики. Обзор основных этапов развития и оказания помощи умственно отсталым детям. Основные направления в изучении слабоумия в конце XIX — начале XX в. Воспитание и обучение умственно отсталых детей в зарубежных стран.

Влияние Великой французской революции на новый характер отношений общества к слабоумным лицам. Первый опыт обучения и воспитания детей-идиотов (Ж. Итар, И. Гугенбюль). Педагогический опыт Й. Вайзе и Э. Сегена. Выдающиеся европейские олигофренопедагоги XIX—XX вв. (Д. Бурневиль, Ж. Демор, М. Монтессори, Б. Меннель, А. Фукс, Р. Войе). Развитие теории и практики олигофренопедагогики в государствах Европы и Америки до Второй мировой войны. Обучение и воспитание умственно отсталых детей в европейских странах (Франция, Германия, Англия), в США и Латинской Америке, азиатских и африканских странах. Обзор современного состояния за­рубежной олигофренопедагогики.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст]: кн. для учителя / под ред. В. В. Воронковой. М.: Шк.-Пресс, 1994. – 416 с.

2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Лань, 2003. – 656 с.

3. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века [Текст] / Х.С. Замский. – М.: НПО «Образование», 1995. –400с.

4. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учеб. для студентов вузов пед. спец./ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М.: Владос, 2001.-208с.

5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст]: практическое пособие _ А. Р. Маллер. - М.: АРКТИ, 2000. – 124 с.

6. Обучениедетей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Г.Л. Пузанова [и др.] М.: Академия, 2000.- 272 с.

7. Основы управления специальным образованием: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / под ред. Д.С. Шилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

8. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст]: учебное пособие /В.Г. Петрова, И. Белякова. - М.: ACADEMIA, 2002. – 160 с.

Дополнительная литература

1. Дмитриев, А.А.Физическая культура в специальном образовании [Текст ]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Дмитриев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.

2. Карпова, Г.А. Основы сурдопедагогики [Текст ]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.А. Карпова.. - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. – 354 с.

3. Коркунов, В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации [Текст] / В. В. Коркунов. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1998. – 124 с.

4. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом [Текст ] / Н.Н. Малофеев. - М., 1996.

5. Мачихина, В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате [Текст]: пособие для учителей и воспитателей/ В. Ф. Мачихина. - М.: Просвещение, 1983. – 104 с.

6. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валенберга [Текст] / сост. Л. М. Шипицина. - СПб., 1997. – 256 с. 12 экз.

7. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. – 400 с.

8. Смирнова, А. Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы [Текст]: пособие для учителя и воспитателя: из опыта работы/ А. Н. Смирнова, под ред. Х. С. Замского. - М.: Просвещение, 1982. – 104 с.

9. Шипицына, Л. М. Школа — центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии [Текст]: (науч. метод. док.) / Шипицына Л. М, Сергеева Т. А., Политова А. В. - Спб.: Образование, 1994. – 81с.


ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА»

 

Подписано в печать_____________________. Формат 60*84 16

Бумага для множительных аппаратов

Усл. печ. л ___________

Тираж экз. Заказ

Уральский государственный педагогический университет

620017 Екатеринбург, проспект космонавтов, 26.

 

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА»

Екатеринбург – 2011

Составители: Зак Г.Г., Коркунов В.В.

Программа государственного экзамена по специальности 050700 «Олигофренопедагогика» / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образовани я. Екатеринбург, 2011. 2 с.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050700 «Олигофренопедагогика», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 683 от 31.01.2005 г.

Программа утверждена на заседании ученого совета ИСО от 12 мая 2011 г. протокол № 9.

 

Учебно-методическое издание

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050700 «ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА»

 

Составители:

ЗАК Галина Георгиевна

КОРКУНОВ Владимир Васильевич

 

 

Компьютерный набор и верстка

ЛР№ 040330 от 18.04.1997 г. Подписано в печать г. Формат 60x84/16. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Тираж экз. Заказ

 

 

© Уральский государственный

педагогический университет,

Институт специального

образования, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа государственного экзамена по специальности 050700 «Олигофренопедагогика» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденного приказом МО РФ № 683 от 31 января 2005г.

Подготовка специалистов в учреждениях высшего педагогического образования должна характеризоваться высоким уровнем профессионализма, который базируется на единстве методологии, теории и предметной деятельности. Наряду с этим, олигофренопедагог в системе специального образования должен обладать творческим характером мышления, инициативностью в преодолении трудностей, ответственностью в принятии решений, гуманистической направленностью личности, необходимым уровнем правовой культуры.

Государственный образовательный стандарт определяет содержание и структуру профессиональной подготовки педагога для системы специального образования, которая обеспечивает изучение, обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта.

У выпускника, получающего квалификацию учителя-олигофренопедагога должны быть сформированы следующие компетенции:

общекультурные

• способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.56 с.)