Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы дидактики специальной педагогики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дидактика — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. Принцип педагогического оптимизма. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития (т.е. природосообразно). Коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психо-физи-ческого развития (например, коррекция недостатков речи, произвольных движений, пространственной ориентации и пр.), создает дополнительные возможности для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций или систем организма. Образование и развитие ребенка с ограниченными возможностями строится, таким образом, в соответствии с его специфическими природными возможностями и на их основе. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.Индивидуальный подход позволяет не только вести коррекционно-педагогическую работу в целом, но и специально уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития каждого ребенка путем избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств. Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Так, в одном и том же классе или группе могут обучаться умственно отсталые дети с различными особенностями проявления этого нарушения, с возможными дополнительными отклонениями в развитии. Они будут отличаться между собой по учебно-познавательным возможностям, степени познавательной активности, по специфике особых образовательных потребностей в целом. В связи с этим педагог организует коррекционно-образовательный процесс дифференцированно, исходя из наличия в классе однородных по своим характеристикам микрогрупп, через различные для каждой из них содержание и организацию учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля и мотивации учения. Деление обучающихся на микрогруппы условно и непостоянно: по мере продвижения вперед дети могут переходить в микрогруппу более высокого уровня. 24. Особенности интегрированного обучения детей с ограниченными физическими возможностями в условиях общеобразовательного учреждения. Интеграция (в дефектологии)- успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом. 25. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специальных образовательных учреждениях. Школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — шкала VI вида. • обучение в 1-м классе — с 7 лет; • начальное общее образование — 4—5 лет; • основное общее образование — 6 лет; • среднее общее образование — 2 года, Особенности организации обучения: • имеется подготовительный класс; • наполняемость в группе - до 10 чел; • специальный двигательный режим; • обучение и воспитание организовано в единстве с комплекс ной коррекцией двигательной сферы, речи и познавательно деятельности ребенка. 26. Особенности обучения и воспитания детей с недостатками зрения в специальных образовательных учреждениях. Специальные школы для незрячих детей - школы Ш вид. Принимаются дети: незрячие; с остаточным зрением Особенности организации обучения: обучение ~ с 6-7 лет (иногда с 8-9 лет); класса — до 8 чел.; общий срок обучения — 12 лет. Специальные школы для слабовидящих детей — школы IV вида. Особенности организации обучения: обучение - с 6—7 лет; наполняемость класса — до 12 чел.; продолжительность общего обучения — 2 лет. Ввиду небольшого числа школ III и IV видов возможно совместное обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией. 27. Особенности обучения и воспитания детей с умственной отсталостью в специальных образовательных учреждениях Специальные школы для детей с умственной отсталостью ~ школы VIII вида. Особенности организации обучения: итоговый экзамен — по трудовому обучению; по состоянию здоровья некоторые выпускники освобождают от экзамена; прием в подготовительный или 1-й класс — с 7—8 лет; в подготовительном классе - подготовка ребенка к школе, уточнение диагноза; наполняемость — до 6—8 чел. (подготовительный класс); до 12 чел. (в остальных классах); сроки обучения - 8, 9, 10 лет (10 и 11 лет - с классом профессиональной подготовки); возможна углубленная трудовая подготовка (при наличии необходимой материальной базы). 3. В ряде школ создаются специальные классы для детей с глубокой умственной отсталостью (5-6 чел.). Главная задача школы 8 вида – социализвция и адаптация детей в обществе. 28. Особенности обучения и воспитания детей со сложными нарушениями в развитии в специальных образовательных учреждениях Особая отягощенность условий раннего развития ребенка со сложным дефектом — общая закономерность данной категории детей. Наличие нескольких первичных нарушений - причина недоразвития отдельных функций (предметные действия, формирование образов предметов, пространственная ориентировка, моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми, общение), а также общей вдержки психического развития. Условия, обеспечивающие усвоение слепоглухонемым ребенком знаний и формирование у него специфически человеческого поведения: • практические действия с предметами (в том числе орудийные); • использование социальных способов действия с вещами, входящими в непосредственное окружение человека; % • направленность действий на удовлетворение потребностей ребенка. Содержательные области специального образования, имеющие наиболее существенное значение: • трудовое обучение (включая бытовой труд и домоводство); профессионально-трудовое обучение; • социально-бытовая ориентировка. 3. Система помощи детям со сложными нарушениями в нашей стране находится в стадии становления. Специальную помощь некоторым категориям детей со сложными нарушениями оказывают отдельные учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития России. Пример: В детском доме для слепоглухих воспитываются и обучаются дети с комбинированным нарушением зрения и слуха, а также с множественными нарушениями. . Специфика работы детского дома: • осуществляется общеобразовательная и трудовая подготовка детей, их нравственное воспитание, умственное и физическое развитие; • решаются специальные задачи - формирование познавательной и практической деятельности воспитанников; • развитие их пространственной ориентировки; • обучение словесной речи в ее различных формах; • включение слепоглухонемых подростков в социально-бытовое окружение; • освоение доступной профессии. Широко используются специальные технические средства (звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих). После окончания школы выпускники могут продолжить свое образование в специальных вечерних школах. Трудоустройство слепоглухих выпускников - острая проблема сегодняшнего дня. 29. Особенности обучения и воспитания детей с недостатками слуха в специальных образовательных учреждениях. Особенности организации обучения. равноправное обучение языку словесной и жестокой речи; в школах, работающих на билингвистической основе, ведение учебного процесса на языке жестовой речи; индивидуальные и групповые занятия — развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны устной речи; классы для детей со сложной структурой дефекта; наполняемость класса (группы) — до 6 чел. В специальных школах для слабослышащих и детей — школах II вида — организуются два отделения: первое — для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха; второе - для детей с глубоким недоразвитием речи, также связанным с нарушением слуха. Особенности организации обучения в первом отделении: обучение с 7 лет; наполняемость класса — до 10 чел.; начальное общее образование — 4—5 лет; основное общее образование — 6 лет; среднее общее образование — 2 года; Особенности организации обучения во старом отделения образование: начальное - 5-6 лет или 6—7; основное — 6 лет; среднее - 2 года; подготовительный класс (для детей, не имеющих дошкольной подготовки); наполняемость класса — до 8 чел; индивидуальные и групповые занятия (с применением слуховых аппаратов и звукозаписывающей аппаратуры) по развитию слухового и слухозрительного восприятия; формирование и коррекция произносительной стороны речи; занятия фонетической ритмикой с музыкальным сопровождением, 30. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями речи в специальных образовательных учреждениях. Обучение школах для детей с тяжелыми нарушениями речи —школах У вида. Основное общее образование — 10—11 лет. В 1-й класс принимаются дети в возрасте 7-9 лет, в подготовительный — с 6—7 лет. При устранении речевого нарушения (по заключению ПМПК) ребенок переводится в обычную школу. Организуются одно или два отделения: • первое — обучение детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, а также с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием; • второе — для детей, имеющих тяжелую форму заикания при нормально развитой речи. В этих отделениях могут создаваться классы (группы) для воспитанников с однородными нарушениями речи. Особенности организации обучения: • специальная логопедическая и педагогическая помощь в процессе обучения и воспитания; • специальный речевой режим
31. Особенности обучения и воспитания детей с ЗПР в специальных образовательных учреждениях. Специальные школы для детей с трудностями (с задержкой психического развития) - школы VII вида: начальное общее образование — 3—5 лет; основное общее образование - 5 лет. По мере коррекции отклонений лети могут переводиться обычную школу. Особенности организации обучения: дети принимаются только в подготовительный, 1-й 2-й классы (в виде исключения — в 3-й кл.). наполняемость учебной группы — до 12 чел.; ребенок при уточнении диагноза обучается в течение года; индивидуальные и групповые занятия; логопедические занятия. Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). 2. В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи: • диагностические; • воспитательные; • коррекционно-развивающие; • оздоровительные; • образовательные. Особенности обучения в коррекционном классе: адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом); изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.); индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала); факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т. п.).
32. Особые образовательные потребности и содержание специального образования.
Образовательные потребности — это потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющею преодолевать имеющиеся ограничения возможностей, поскольку ребенок с отклонениями в развитии не готов к. усвоению общеобразовательных программ вследствие ограничения возможностей Особые образовательные потребности имеют социогенный характер. 2. Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях, которые, как отмечает Н.М Назарова, включают в себя: • наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развиваюших); • учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции; • адекватную среду жизнедеятельности; • проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательною процесса специальными психологами; • предоставление медицинских, психологических и социальных услуг. 3. Лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования — это зависит: • от имеющихся интеллектуальных возможностей; • качества и своевременности получения специальных образовательных условий. Глубоко умственно отсталые дети осваивают в основном программы средового и социального адаптация. Другие категории лиц с отклонениями в развитии (слабослышащие, незрячие и др.) способны получить общее среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование. . 5. Специальный образовательный стандарт (государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья —нормативный документ, определяющий и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. На специальном образовательном стандарте основывается разработка содержания специального образования. Он отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей, профилактикой и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями (Н.М. Назарова). При разработке требований стандарта учитываются недостатки развития: • общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями; • характерные для определенной категории данных лиц. Общие нарушения: замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности. Для преодоления указанных нарушений развития предусматриваются. изменения в содержании общеобразовательных предметов; специфические учебные предметы (например, для слепых детей — занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 3153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.2 (0.01 с.) |