![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы дидактики специальной педагогики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дидактика — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. Принцип педагогического оптимизма.
Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития (т.е. природосообразно). Коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психо-физи-ческого развития (например, коррекция недостатков речи, произвольных движений, пространственной ориентации и пр.), создает дополнительные возможности для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций или систем организма. Образование и развитие ребенка с ограниченными возможностями строится, таким образом, в соответствии с его специфическими природными возможностями и на их основе.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.Индивидуальный подход позволяет не только вести коррекционно-педагогическую работу в целом, но и специально уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития каждого ребенка путем избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств. Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Так, в одном и том же классе или группе могут обучаться умственно отсталые дети с различными особенностями проявления этого нарушения, с возможными дополнительными отклонениями в развитии. Они будут отличаться между собой по учебно-познавательным возможностям, степени познавательной активности, по специфике особых образовательных потребностей в целом. В связи с этим педагог организует коррекционно-образовательный процесс дифференцированно, исходя из наличия в классе однородных по своим характеристикам микрогрупп, через различные для каждой из них содержание и организацию учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля и мотивации учения. Деление обучающихся на микрогруппы условно и непостоянно: по мере продвижения вперед дети могут переходить в микрогруппу более высокого уровня.
24. Особенности интегрированного обучения детей с ограниченными физическими возможностями в условиях общеобразовательного учреждения. Интеграция (в дефектологии)- успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.
25. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специальных образовательных учреждениях. Школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — шкала VI вида. • обучение в 1-м классе — с 7 лет; • начальное общее образование — 4—5 лет; • основное общее образование — 6 лет; • среднее общее образование — 2 года, Особенности организации обучения: • имеется подготовительный класс; • наполняемость в группе - до 10 чел; • специальный двигательный режим; • обучение и воспитание организовано в единстве с комплекс ной коррекцией двигательной сферы, речи и познавательно деятельности ребенка. 26. Особенности обучения и воспитания детей с недостатками зрения в специальных образовательных учреждениях. Специальные школы для незрячих детей - школы Ш вид. Принимаются дети: незрячие; с остаточным зрением Особенности организации обучения: обучение ~ с 6-7 лет (иногда с 8-9 лет); класса — до 8 чел.; общий срок обучения — 12 лет.
Специальные школы для слабовидящих детей — школы IV вида. Особенности организации обучения: обучение - с 6—7 лет; наполняемость класса — до 12 чел.; продолжительность общего обучения — 2 лет. Ввиду небольшого числа школ III и IV видов возможно совместное обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией. 27. Особенности обучения и воспитания детей с умственной отсталостью в специальных образовательных учреждениях Специальные школы для детей с умственной отсталостью ~ школы VIII вида. Особенности организации обучения: итоговый экзамен — по трудовому обучению; по состоянию здоровья некоторые выпускники освобождают от экзамена; прием в подготовительный или 1-й класс — с 7—8 лет; в подготовительном классе - подготовка ребенка к школе, уточнение диагноза; наполняемость — до 6—8 чел. (подготовительный класс); до 12 чел. (в остальных классах); сроки обучения - 8, 9, 10 лет (10 и 11 лет - с классом профессиональной подготовки); возможна углубленная трудовая подготовка (при наличии необходимой материальной базы). 3. В ряде школ создаются специальные классы для детей с глубокой умственной отсталостью (5-6 чел.). Главная задача школы 8 вида – социализвция и адаптация детей в обществе. 28. Особенности обучения и воспитания детей со сложными нарушениями в развитии в специальных образовательных учреждениях Особая отягощенность условий раннего развития ребенка со сложным дефектом — общая закономерность данной категории детей. Наличие нескольких первичных нарушений - причина недоразвития отдельных функций (предметные действия, формирование образов предметов, пространственная ориентировка, моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми, общение), а также общей вдержки психического развития. Условия, обеспечивающие усвоение слепоглухонемым ребенком знаний и формирование у него специфически человеческого поведения: • практические действия с предметами (в том числе орудийные); • использование социальных способов действия с вещами, входящими в непосредственное окружение человека; % • направленность действий на удовлетворение потребностей ребенка. Содержательные области специального образования, имеющие наиболее существенное значение: • трудовое обучение (включая бытовой труд и домоводство); профессионально-трудовое обучение; • социально-бытовая ориентировка. 3. Система помощи детям со сложными нарушениями в нашей стране находится в стадии становления. Специальную помощь некоторым категориям детей со сложными нарушениями оказывают отдельные учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития России. Пример: В детском доме для слепоглухих воспитываются и обучаются дети с комбинированным нарушением зрения и слуха, а также с множественными нарушениями. . Специфика работы детского дома: • осуществляется общеобразовательная и трудовая подготовка детей, их нравственное воспитание, умственное и физическое развитие; • решаются специальные задачи - формирование познавательной и практической деятельности воспитанников; • развитие их пространственной ориентировки; • обучение словесной речи в ее различных формах; • включение слепоглухонемых подростков в социально-бытовое окружение; • освоение доступной профессии. Широко используются специальные технические средства (звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих). После окончания школы выпускники могут продолжить свое образование в специальных вечерних школах. Трудоустройство слепоглухих выпускников - острая проблема сегодняшнего дня. 29. Особенности обучения и воспитания детей с недостатками слуха в специальных образовательных учреждениях. Особенности организации обучения. равноправное обучение языку словесной и жестокой речи; в школах, работающих на билингвистической основе, ведение учебного процесса на языке жестовой речи; индивидуальные и групповые занятия — развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны устной речи; классы для детей со сложной структурой дефекта; наполняемость класса (группы) — до 6 чел. В специальных школах для слабослышащих и детей — школах II вида — организуются два отделения: первое — для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха; второе - для детей с глубоким недоразвитием речи, также связанным с нарушением слуха. Особенности организации обучения в первом отделении: обучение с 7 лет; наполняемость класса — до 10 чел.; начальное общее образование — 4—5 лет; основное общее образование — 6 лет; среднее общее образование — 2 года; Особенности организации обучения во старом отделения образование: начальное - 5-6 лет или 6—7; основное — 6 лет; среднее - 2 года; подготовительный класс (для детей, не имеющих дошкольной подготовки); наполняемость класса — до 8 чел; индивидуальные и групповые занятия (с применением слуховых аппаратов и звукозаписывающей аппаратуры) по развитию слухового и слухозрительного восприятия; формирование и коррекция произносительной стороны речи; занятия фонетической ритмикой с музыкальным сопровождением, 30. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями речи в специальных образовательных учреждениях. Обучение школах для детей с тяжелыми нарушениями речи —школах У вида. Основное общее образование — 10—11 лет. В 1-й класс принимаются дети в возрасте 7-9 лет, в подготовительный — с 6—7 лет. При устранении речевого нарушения (по заключению ПМПК) ребенок переводится в обычную школу. Организуются одно или два отделения: • первое — обучение детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, а также с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием; • второе — для детей, имеющих тяжелую форму заикания при нормально развитой речи. В этих отделениях могут создаваться классы (группы) для воспитанников с однородными нарушениями речи. Особенности организации обучения: • специальная логопедическая и педагогическая помощь в процессе обучения и воспитания; • специальный речевой режим
31. Особенности обучения и воспитания детей с ЗПР в специальных образовательных учреждениях. Специальные школы для детей с трудностями (с задержкой психического развития) - школы VII вида: начальное общее образование — 3—5 лет; основное общее образование - 5 лет. По мере коррекции отклонений лети могут переводиться обычную школу. Особенности организации обучения: дети принимаются только в подготовительный, 1-й 2-й классы (в виде исключения — в 3-й кл.). наполняемость учебной группы — до 12 чел.; ребенок при уточнении диагноза обучается в течение года; индивидуальные и групповые занятия; логопедические занятия. Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). 2. В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи: • диагностические; • воспитательные; • коррекционно-развивающие; • оздоровительные; • образовательные. Особенности обучения в коррекционном классе: адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом); изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.); индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала); факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т. п.).
32. Особые образовательные потребности и содержание специального образования.
Образовательные потребности — это потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющею преодолевать имеющиеся ограничения возможностей, поскольку ребенок с отклонениями в развитии не готов к. усвоению общеобразовательных программ вследствие ограничения возможностей Особые образовательные потребности имеют социогенный характер. 2. Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях, которые, как отмечает Н.М Назарова, включают в себя: • наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развиваюших); • учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции; • адекватную среду жизнедеятельности; • проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательною процесса специальными психологами; • предоставление медицинских, психологических и социальных услуг. 3. Лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования — это зависит: • от имеющихся интеллектуальных возможностей; • качества и своевременности получения специальных образовательных условий. Глубоко умственно отсталые дети осваивают в основном программы средового и социального адаптация. Другие категории лиц с отклонениями в развитии (слабослышащие, незрячие и др.) способны получить общее среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование. . 5. Специальный образовательный стандарт (государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья —нормативный документ, определяющий и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. На специальном образовательном стандарте основывается разработка содержания специального образования. Он отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей, профилактикой и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями (Н.М. Назарова). При разработке требований стандарта учитываются недостатки развития: • общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями; • характерные для определенной категории данных лиц. Общие нарушения: замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности. Для преодоления указанных нарушений развития предусматриваются. изменения в содержании общеобразовательных предметов; специфические учебные предметы (например, для слепых детей — занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности и др.).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 3169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.21 (0.015 с.) |