Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическая характеристика детей с комбинированными нарушениями.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под понятием «сложный дефект» подразумевается сочетание двух или более психофизических нарушений у одного и того же ребенка. Общей закономерностью для такой категории детей является сильная отягощенность условий раннего развития ребенка. Результатом наличия двух или более первичных дефектов является жесточайшее обеднение контакта ребенка с окружающим его миром. Это в свою очередь приводит к нарушению развития как отдельных психических функций, так и общей задержке психического развития. В ряде случаев положение усугубляется плохим материальным положением семьи или асоциальной среды, которое никак не способствует развитию познавательной деятельности ребенка с комплексным дефектом. И даже если в дальнейшем такой ребенок попадает в необходимую для него специфическую среду, направленную на активную стимуляцию его психического развития, его так называемая стартовая позиция оказывается значительно хуже, чем у других категорий аномальных детей. Поэтому для категории детей со сложным дефектом крайне необходимой становится компенсация аномалий развития, которая приобретает всеобъемлющий характер. Как отмечают исследователи, психическое развитие детей при двойном или тройном дефекте не является суммой особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую сложную структуру нарушений и требует особого подхода. Характерным для этой категории детей является резкое уменьшение возможности компенсации имеющихся, дефектов вследствие сложных нарушений. Так, например, при глухоте восприятие ребенком окружающего мира идет зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, при слепоте - через слуховое и осязательное восприятие, а при слепоглухоте все эти пути компенсации невозможны. Поэтому специалистам, работающим с этими категориями детей, приходится искать какой-либо другой альтернативный компенсационный путь. Основной задачей психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с комплексным дефектом является решение вопроса изоляции его от окружающего мира. Способствовать решению этой задачи будет поиск путей компенсации сложного дефекта. Решающим фактором развития дефектологи считают включение ребенка 8 процесс образования, его культурное и социальное развитие, освоение предметно-материального мира. Центральное место в этом процессе занимает овладение ребенком языком. Зачастую возможности умственного развития ребенка со сложным сенсорным дефектом признают ограниченными, хотя разрешение этой проблемы зависит от состояния специальной педагогики как науки в целом. Конечно, в процессе развития высших психических функций ребенка затрагивается вопрос и о степени сохранности интеллекта. Как уже было сказано выше, умственная отсталость может являться одним из компонентов сложного дефекта. В этом случае возможность компенсаторного развития резко снижается, однако никогда не равняется нулю. В настоящий момент утверждается новая прогрессивная точка зрения, касающаяся развития детей с сенсорными нарушениями, имеющими еще и олигофрению в степени дебильности. Периоды эволюционного развития специальной педагогики. Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам сотклонениями в развитии от античных времен до наших дней позволиловыделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции.Периодизация охватывает временной отрезок в два с половиной тысячелетия —путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства иинтеграции лиц с отклонениями в развитии. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию Необходимости призрения инвалидов. Первым периодом эволюции отношения общества к лицам, имеющие недостатки развития, считается интервал времени с 8 в. До н.э. по 12 в. н.э. Началом этого переиода принято считать время принятия законов Ликурга, дающих право на уничтожение неполноценных людей. В античные времена люди, имеющие отклонения в развитии, считались неполноценными и не имели гражданского статуса. Это распространялось даже на богатые сословия. Изменения в существующем положении вещей пришли с появлением христианства, призывающим общество к милосердию и состраданию. При монастырях стали появляться приюты и больницы, но общество было еще не готово к принятию новых идей, которые противоречили многовековым традициям, изменение существующего положения вещей происходило медленно и трудно. Только в 12 в. в Западной Европе призрение стало не только прерогативой церкви, но и вошло в сферы интересов государства. Была создана система призренческих учреждений, опекаемых церковью и светской властью, этот период считается окончательным этапом первого периода эволюции. В нашей стране этот период пришелся на более позднее время, началом его принято считать 10 в., т.к. именно в это время появилось христианство на Русси, а окончанием – 17 в., время принятия Петром 1 указов, запрещающих умерщвлять детей, имеющих отклонения в развитии. Таким образом, принятое Русью христианство со своими идеями милосердия и сострадания наложило отпечаток на существующую традицию терпимого отношения к инвалидам. Сострадательное отношение к больным людям не выливалось в совершение каких-либо активных действий в помощи таким людям. Однако в 996 г киевский князь Владимир перенял опыт византийских монастырей – был обрисован круг лиц, имеющих необходимость в призрении, киевские князья передавали часть своих доходов в фонд призрения, и призрение было возложено на церковные структуры. В отличии от опыта зарубежных стран, прошедших долгий путь по изменению отношения к инвалидам, Русь переняла вместе с христианством и систему монастырской благотворительности. Принятые Петром 1 изменения, направленные на европеизацию страны, коснулись и институтов призрения, была признана необходимость государственной помощи людям, имеющим отклонения в развитии. Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. Вторым периодом эволюции отношения к людям с нарушениями развития принято считать временной интервал с 12 по 18 в.. Характеризуется резким изменением отношения к людям с нарушениями развития от осознания необходимости заботы и милосердия по отношению к людям с нарушениями развития до осознания возможности и целесообразности их обучения. Эпохи Возрождения и Реформации характеризуются широким распространением идей гуманизма, развитием образования и книгопечатания и другими факторами приводит к изменению отношения общества к людям с нарушениями развития(в западном обществе). Были предприняты первые попытки обучения детей, имеющих отклонения в сенсорном развитии. В России начало второго периода эволюции пришлось на времена царствования Петра I. Если в Европе осознание необходимости обучения лиц с отклонениями в развитии происходило долго и трудно, появилось как следствие развития цивилизации под влиянием различных социально-культурных предпосылок, то в России этот процесс получил свое развитие только в результате заимствования западных новшеств. Состояние отечественного образования в России находилось на зачаточном уровне, еще не было принято как необходимость, и, соответственно, не возникло потребности обучения инвалидов Отношение к людям с нарушениями в развитии остается прежним – сострадательное, милосердное, но стороннее, не приносящее реальной помощи, поэтому в учреждениях специального образования работали главным образом приглашенные специалисты-иностранцы. Таким образом, в России этот период эволюции начался гораздо позже, чем в Европе, но закончился примерно в то же время и с теми же результатами, хотя и с другой мотивацией. Соответственно, последующее развитие изменения отношения к инвалидам имеет различные для России и Западной Европы последствия. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномольных детей на образование. Становление системы специального образования. Начало третьего периода эволюции изменения отношения общества к людям с нарушениями развития приходится на конец ХУ!!! в., окончание периода – на начало ХХ в. И в России, и в Европе осознание необходимости создания системы образования людей с нарушениями развития возникает вследствие принятия странами законов о всеобщем начальном образовании, тем не менее носит отличающийся идеологический характер. Развитие специального образования на Западе стало логичным следствием принятия законов о всеобщем образовании. Понимание невозможности одинакового обучения здоровых детей и детей с нарушениями развития привело к тому, что аномальные дети были выделены в отдельную категорию, требующую особых образовательных условий. Обучению подлежат дети с нарушениями слуха и зрения и умственно отсталые дети. Признание права детей с отклонениями на обучение влечет за собой организацию нормативно-правовой базы и выявление источников финансирования. Таким образом, на этом этапе можно говорить о возникновении и становлении специального образования как о результате взаимодействия государственных и негосударственных учреждений образования. В России начало третьего периода эволюции пришлось на начало Х!Х в., время открытия первых специализированных учреждений для слепых и глухонемых детей. Финансирование этих учреждений производилось за счет благотворительности и не входило в сферу деятельности государства. С отменой крепостного права, развитием благотворительности, принятием законов о всеобщем образовании в России организуется система образовательных учреждений для умственно отсталых детей, детей с нарушениями слуха и зрения. Однако еще нельзя говорить о развитии специального образования в рамках государства, так как специальное образование не имеет правовой и нормативной базы и не включено в государственную область финансирования. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с откл.в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех. нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы спец.образования. Четвертым периодом эволюции изменения общественного сознания по отношению к детям с нарушениями развития принято считать временной интервал с начала ХХ в. до 1970-х гг. Этот период характеризуется повсеместным развитием и дифференцированием системы специального образования, введением новых видов образовательных учреждений для детей с нарушениями развития, расширением возрастных рамок специальной педагогики до дошкольной и послешкольной. Этот процесс развития специальной педагогики дважды прерывался мировыми войнами, и получил продолжение своего развития уже после окончания Второй мировой войны. Пережив эпоху фашизма, человечество пришло к переосмыслению ценности человеческой жизни в пользу приоритетов личности над приоритетами общества. В контексте этого подхода изменилось и отношение к людям с ограниченными возможностями. Был принят ряд правовых документов, защищающих права человека, в том числе и лиц с нарушениями. В России этот период носит противоречивый характер, основное противоречие которого заключается в том, что наряду с принятием на себя заботы о дефективных детях государство препятствует расширению системы специальных образовательных учреждений. С одной стороны, государство ставит перед наукой дефектологией задачу воспитания общественно полезных граждан, что требует создания и расширения сети специальных образовательных учреждений, с другой – обвиняет Народный комитет просвещения в раздувании масштабов проблемы и запрещает дальнейшее расширение специальной образовательной системы, что объясняется существованием государственной установки о снижении показателей благополучия в процессе строительства социализма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.61 (0.008 с.) |