Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание детей младшего возраста↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГРЮНЕЛИУС Э. М. ВАЛЬДОРФСКИЙ ДЕТСКИЙ САД: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Вальдорфская педагогика начала становиться известной в России с конца 80-х годов. Сейчас уже во многих городах страны (Калуга, Красноярск, Казань, Рязань, Наб. Челны, Обнинск, Екатеринбург, конечно, Москва и С. Петербург и др.) есть инициативные группы, активно интересующиеся вальдорфской педагогикой. Ряд учителей и воспитателей государственных школ и детских садов пытаются оживить, оздоровить некоторыми идеями вальдорфской педагогики существующие у нас педагогические подходы и методики, другие - нацелены на создание в ближнем или дальнем будущем целостных вальдорфских школ и детских садов. Для этого необходимо многое, в частности - полноценное образование Вальдорфского педагога. С 1990 г. в Московском центре вальдорфской педагогики начался основательный двухлетний курс подготовки первых российских вальдорфских учителей, а с осени 1991 - аналогичный курс для будущих воспитателей вальдорфских детских садов. В начале всей этой, ныне уже широкой активности, стояла небольшая группа детишек трех-пяти лет, чьи мамы решили начать мало-помалу растить детей исходя из принципов антропософской педагогики. И почти три года назад, весной 1989 г., родился первый маленький детский сад клуба "Аристотель", в Москве, невдалеке от Новодевичьего монастыря и дома Льва Толстого, и теперь, оглядываясь назад, можно увидеть, что эти первые 7-8 детей и были главным действующим фактором начала Вальдорфского импульса в России, на истечении столетия, на пороге нового тысячелетия. Подобные вещи можно почувствовать с некоторой уверенностью, ибо антропософия на деле учит в малом видеть великое. И последнее в большой мере относится именно к вальдорфской педагогике дошкольного возраста. И сейчас практически всюду, где пробиваются первые вальдорфские ростки, - дело начинается с дошкольных групп, с иниацитив создания подобных детских садов. Через вальдорфскую педагогику и, шире, - через антропософию - в нашу жизнь входит нечто новое: мудрое, глубокое и ясное духовное познание человека и мира. И, поистине буквально, в авангарде этого, действительно культурно-исторического процесса, оказывается, шествуют маленькие дети. Книга Э. Грюнелиус - первая в нашей стране книга о Вальдорфском детском саде. Это не проспект и не реклама; это маленькая и простая книга, требующая от читателя работы понимания. А. Пинский
ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ" 1974 г. Размышляя об условиях, в которых происходит становление человеческой сущности, воспитатели каждый раз заново обращаются к прообразу Вальдорфского детского сада и Вальдорфского искусства воспитания. Физиологическое и биологическое развитие, жизнь души, пробуждаемая чувствами, постепенно проявляющееся духовное самосознание нуждаются в постоянном участии воспитателя на всех возрастных ступенях. Как следует вести себя взрослым и как должен быть организован мир, окружающий ребенка? Какие впечатления необходимы ему в возрасте подражания? Речь идет о физическом, душевном и духовном здоровье ребенка, о фундаменте биографии человека. Десятилетие, прошедшее со времени предыдущего издания этой книги в 1964 году, стало временем открытых дискуссий, больших усилий педагогической науки и, к сожалению, экспериментов над детьми. Неоднократно при этом определяющим были не законы физического, душевного и духовного развития человека, а программы и надуманные системы воспитания. Горький был получен опыт! Для тех, кто готов, следуя полученному опыту, изменить свои воззрения, процитируем слова американского профессора Р. С. Мура (R. S. Moor), обобщившего результаты многочисленных исследований и экспериментов: "Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы раннего школьного обучения ведут к успеху, напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное количество результатов исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше учатся дети, начавшие учиться в школе позже" (Harpers Magazine, 1972). Увеличение числа нервных и психотических расстройств, нарушений поведения у детей с ранним интеллектуальным развитием ужасает, однако все это предсказуемо, если исходить из природы ребенка. В конце концов, начали решительно протестовать психологи и педиатры, приемные которых переполнились детьми, пострадавшими от раннего дошкольного обучения. Специальным комиссиям при министерствах еще предстоит е свете этого горького опыта разобраться с новой математической и логической дрессурой, ранним обучением чтению и методикой пословного чтения, да и вообще с безудержными экспериментами с излюбленными педагогическими идеями. Еще большего внимания требуют детские сады, поскольку оказывают более непосредственное воздействие. Здесь осмысленная деятельность взрослого создает среду для подражательной, свободной игры и переживания, а тем самым и реальные предпосылки для пробуждающегося индивидуального сознания. Далеко идущие последствия вторжения телевидения в мир маленького ребенка – независимо от содержания передач - будут изучаться еще не одно десятилетие. Но уже раздаются решительные голоса, нападающие на воздейст-вие этого средства массовой информации. Одно английское исследование передач Би-Би-Си пришло к такому выводу относительно взрослых: "При длительном "потреблении" телепередач неизбежно появляется ярко выраженная тенденция к все возрастающей зависимости... Очевидным сопутствующим явлением становятся сужение самосознания, быстрое разрушение взаимоотношений между людьми, а также уничтожение творческих способностей". Однако мы стремимся достичь воспитанием как раз противоположного - медленного становления самосознания путем познания самого себя, величайшей социальной добродетели -умения выстраивать межличностные отношения и развития креативности, т. е. творческих сил и сил фантазии. Сегодня же лишь мужественные одиночки противятся телевидению как таковому и, в первую очередь, в отношении маленького ребенка. Но уже в ближайшее время появятся и в этой области неоспоримые результаты, которые переградят путь продаже телевизоров в детские сады и детские комнаты. Неудивительно, что добрая и скромная книга Э. М. Грюнелиус стала еще более актуальной сегодня, чем десять лет назад, в год ее первого издания. Чем больше вчитываешься в эту книгу, тем яснее видишь, какое понимание человека и знание детства, сколько опыта и любви к детям в ней скрыто. Прообраз детского сада высвечивает нам само будущее, или тот образ человека, который требует внимательного отношения к физическому здоровью, поскольку при его наличии дальнейшее становление душевного и духовного здоровья становится лишь вопросом развития. Развитие же требует времени и созидания. Автор этой книги организовала первый Вальдорфский детский сад в Штутгарте. В настоящее время Международный союз вальдорфских детских садов объединяет свыше 70 детских садов в Германии и почти столько же - в Европе; вальдорфские детские сады распространены по всем континентам*./*Сейчас в мире число вальдорфских детских садов приближается к тысяче (Прим. ред. рус. изд.)./ Наш союз с благодарностью приветствует новое издание этой основополагающей работы. На ее страницах с необычайной силой убеждения идет борьба за ребенка, а взрослому воспитателю адресуется напоминание о необходимости предъявлять определенные требования к своим непосредственным действиям и своему поведению. В книге показано, что прежде всего в первые семь лет жизни ребенок может учиться быть человеком только у другого человека. Д-р Хельмут фон Кюгельгь. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВВЕДЕНИЕ В настоящей книге обобщаются итоги многолетней работы автора. Э. М. Грюнелиус была организатором детского сада при Свободной вальдорфской школе в Штутгарте - первого в Вальдорфском движении. Она руководила им вплоть до его закрытия национал-социалистическим режимом в 1938 г. Откликнувшись на приглашение приехать в Америку, она открыла в Кимбертоне (шт. Пенсильвания) детский сад, из которого потом выросла вальдорфская школа, возглавляемая ею в течение шести лет. Затем Э. М. Грюнелиус организовала детский сад на территории Адельфи-колледжа в Гардене недалеко от Нью-Йорка, вскоре после этого была создана "Образцовая вальдорфская школа при Адельфи-колледжа". Итогом деятельности, связанной с этим колледжем, стала опубликованная там же в 1950 г. работа на английском языке "Дошкольное воспитание и проект вальдорфской школы". Эта книга вызвала в Америке большой интерес. Предлагаемая читателю книга представляет собой дополненный немецкий перевод этого издания. Хотелось бы, чтобы она украсила и обогатила собой жизнь многих семей и детей. Герман фон Баравалль проф. математики и педагогики Адельфи-колледжа, Гарден-Сити, Нью-Йорк. В докладе 1908 г. о воспитании детей Р. Штейнер сделал следующий вывод: "Безусловно справедливо то, о чем пишет Жан Поль, автор замечательной педагогической книги "Levana, или Учение о воспитании": "Человек, путешествующий по свету, учится в свои первые годы у кормилицы больше, чем за время всех путешествий вместе взятых, - а затем он добавляет: - но ребенок учится не столько путем наставления, сколько путем подражания". Это высказывание заинтересовало меня. Открывалась точка зрения, которая, в противоположность обычным воззрениям на воспитание, освещала все по-новому. Будучи по профессии воспитательницей, я решила на заре Вальдорфского движения проверить правильность этого высказывания. Так возник первый детский сад при Свободной вальдорфской школе в Штутгарте. Я сказала себе: если ребенок действительно учится через подражание, то первое, что нужно сделать взрослому в окружении детей, - это вести себя естественно и выжидать, как на это отреагирует каждый ребенок в отдельности, а не начинать с какой-либо определенной методики или правил. Нужно с внутренним участием следить за поведением и действиями ребенка, стараться почувствовать натуру ребенка, предоставив при этом детям полную свободу в восприятии и осмыслении жизни. Таким образом, я взяла себе за правило предоставлять детям свободу действий, даже если это не сразу приводило к нужному результату, и вмешиваться только тогда, когда это совершенно необходимо и когда опыт взрослого являлся предпосылкой правильных действий в определенной ситуации. Так детям предоставлялась возможность проявить то новое в индивидуальном процессе развития, перед чем мы сами становимся учениками, испытывающими благоговение перед раскрывающейся природой человека. Более чем тридцатилетний опыт подтвердил суждение Р. Штейнера. При таком воспитании ребенок в первые семь лет жизни может путем свободного подражания усвоить все, что ему необходимо для ориентации в окружающей его среде, если в ней имеются соответствующие примеры для подражания. Тогда можно почувствовать, как расцветает и развивается естественная сущность ребенка. Основанная на этом работа воспитателя не сковывается какой-либо системой; наоборот, ему предоставляют неограниченные возможности в свободе действия. И тут в полном объеме нужно призвать на помощь индивидуальную инициативу и непосредственную личную активность воспитателя, действующего с любовью к своей работе и детям. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ К многочисленным ежедневным обязанностям, традиционно связанным с воспитанием детей в родительском доме, в последние десятилетия и особенно в последние годы стали прибавляться дополнительные требования. В связи с усиливающимся проникновением радио, кино и телевидения в дом и жизнь, а тем самым и в жизнь детей, необходимо отдавать себе отчет в том, какое влияние они оказывают на самых маленьких детей. Лавинообразно увеличивающееся число разрушительных явлений, делающих детей неудовлетворенными, не похожими на детей, неактивными, нервозными, до сих пор не воспринимается как достаточно серьезное предостережение. Детская натура, отличающаяся от взрослой исключительной ранимостью, нуждается для установления контакта с миром в непосредственном человеческом содействии. Технические средства, о которых говорилось выше, обрушивают на ребенка взрослый мир слишком рано и непосредственно. Сегодня только родители в силах оградить маленьких детей от этого натиска защитным валом, за которым мир ребенка останется невредимым, пока он не окрепнет достаточно для вступления в жизнь. Тем самым удастся сохранить те человеческие ценности, которые сейчас повсеместно находятся под угрозой. Те подходы, практические рекомендации, которые были даны для детских садов, могут быть непосредственно использованы и в семейном воспитании. При этом важны два вывода: во-первых, следует устранить те препятствия, которые мешают естественному развитию ребенка, и, во-вторых, способствовать всему, что служит такому развитию. Оба эти вывода важны в равной степени, и оба предъявляют к нам, взрослым, разнообразные требования. Когда мы, взрослые, возвращаемся домой после работы, которая требует большой сосредоточенности в течение многих часов, то находимся в состоянии некоторой напряженности, мы устали и, может быть, раздражены. Это отражается на жестах и на всем поведении, голос приобретает другой, чуть повышенный тон, речь становится более быстрой и громкой, а мысли, суждения более резкими. Всем этим мы воздействуем на детей, которые осознанно и неосознанно воспринимают это. Поскольку это неизбежное проявление социальной жизни, встает вопрос: что можно этому противопоставить? Первым шагом, который мог бы помочь, должно стать осознание этого факта и решимость прямо посмотреть действительности в глаза. Тогда можно будет что-нибудь предпринять, проявить особое самообладание, попытаться отложить общение с детьми до того времени, когда пройдет усталость. Как часто мы буквально набрасываемся на детей с нашим чрезмерным для них темпом. Дети настроены на другой ритм. Они чувствуют, что мы внутренне не сосредоточены на них, стараются добиться того, чтобы их заметили, и в результате возникает конфликт. Особенно за общим столом в присутствии детей следует избегать в разговорах отголосков впечатлений и чувств, связанных с работой, в особенности резких высказываний о людях, деловых неудачах и т. п. Следует стараться так повернуть разговор, чтобы ребенок мог принимать пищу в спокойной обстановке. Против этого найдутся возражения, что в наши дни родители настолько заняты, что лишь за общим столом появляется единственная возможность для детей посидеть вместе с родителями и поучиться у них на примере их впечатлений. Ведь детям тоже предстоит столкнуться с суетливым, неприветливым миром. Должны ли мы растить детей в идеалистическом мире, а не в мире, каков он на самом деле, независимо от нашего желания? Эта точка зрения вполне обоснованна, но только применительно к детям более старшего возраста. Правильное решение можно найти, обратившись к природе дошкольника. Такой маленький ребенок следует за разговором не только мысленно, к нему спонтанно подключается и весь его организм. Обстановка за столом действует непосредственно на весь его организм вплоть до пищеварения. Неловкость, которую дети часто демонстрируют во время еды, а также их плохой аппетит - это во многом не что иное, как их реакция на разговоры за столом и всю обстановку, которая царит во время еды. Сложности могут быть связаны и с тем обстоятельством, что пришли гости. Часто приходится слышать жалобы на то, что тогда дети ведут себя особенно плохо. Если в дом приходит даже и один гость, не говоря уже о нескольких, и, возможно, впервые для ребенка с его интенсивной интуитивной наблюдательностью это оказывается сильным впечатлением. Сам ребенок предпочел бы разобраться с новыми впечатлениями без какого-либо вмешательства со стороны. Лишь через некоторое время, через четверть или полчаса, ребенок сможет выйти из состояния погруженности в себя. Гости, пришедшие в дом, где есть маленькие дети, должны поэтому просто и естественно, не экзальтированно поздороваться с детьми и прежде всего дать им возможность сделать свои наблюдения. Когда в присутствии детей их обсуждают, восхищаются ими или смеются над ними, даже если бывает трудно сдержаться, услышав их оригинальные высказывания, их вырывают тем самым из естественной детской манеры поведения и провоцируют обезьянничанье и шалости. Маленьким детям это так же не нужно, как использование зеркала. Любая форма самоотражения действует на них как легкий шок, дети, слишком рано обретающие самосознание, становятся заносчивыми и кокетливыми. Тщательно соблюдаемая сдержанность уместна и в нашей реакции на детские картинки и рисунки. Своими критическими замечаниями и поправками в адрес их работ мы лишаем детей их уверенности, идущей от самобытного и наивного. Ведь дети живут еще в мире первобытного творчества, превращений и фантазий. Позднее естественное развитие само приведет их от этой стадии к пробуждению чувств, воспринимающих внешнюю действительность, и это станет заметно по их рисункам. Особенное внимание следует обратить на то, чтобы не привносить еще не свойственный детям образ мыслей более взрослого человека при ответах на их вопросы. При этом особенно люди с достаточно высоким уровнем образования пытаются развить у детей слишком раннюю интеллектуальность. Иногда можно случайно услышать, как дети этого возраста сами отвечают на вопросы, их ответы всегда поражают своей бесхитростной простотой. На лужайке перед детским садом группа детей, которые только что играли с воздушными шарами, нашла мертвого крота, "Почему он не бегает?" - спросил кто-то из детей. "Потому что он мертвый", - ответил другой. "Как это - мертвый?" - спрашивает первый. Последовала короткая пауза, потом кто-то из детей ответил: "Я знаю, мертвый - это когда у него не может быть воздушного шарика". - "Почему не может?" - опять спрашивает первый, а второй отвечает: "Потому что он не сможет его держать". Такой ответ удовлетворил спрашивающего, и он воскликнул: "Бедный крот! У него больше никогда не будет воздушного шарика!" Если бы на этот вопрос отвечал взрослый, он быстро пришел бы к далеко идущим, может быть, даже религиозным представлениям. Ребенок же обратил внимание только на то, что смерть связана с невозможностью действовать. Дальнейшее понимание придет только на более поздних этапах развития. Отвечая на детские вопросы, приходится погружаться в восприятие маленького ребенка, в чем-то дополняя его опыт, пользоваться картинкой-образом, а не понятиями. Отвечая на вопросы детей младшего возраста, особенно следует избегать естественнонаучных понятий. Как удается обойтись без них, станет ясно из следующего примера. Ребенок из старшей группы детского сада, побывавший летом на море и заметивший, что у берега море становится то глубже, то мельче в зависимости от прилива и отлива, спросил об этом. Вместо того, чтобы рассказывать о влиянии луны, можно ответить, воспользовавшись аналогией с его собственным организмом: попросить положить руку на грудь, чтобы ребенок почувствовал свои вдох и выдох. Он сразу поймет, что с морем происходят такие же подъемы и спады, как и с его собственной грудью. Если ребенок спрашивает: "Отчего на море волны?", можно сказать: "Пойдем, я покажу тебе", подойти вместе с ним к тазику, наполнить его водой и подуть на нее. Ребенок увидит, как на поверхности появляются волны, потом сам подует несколько раз и таким образом получит ответ, намного более точный, чем тот, который был бы дан с помощью слов и объяснений. Если перейти от того, что препятствует развитию ребенка, к факторам, благоприятным для него, в первую очередь следует назвать регулярность и порядок в повседневной жизни. Регулярность и ритм оказываются хорошими помощниками особенно в том случае, когда взрослые стремятся сохранить собственную инициативу ребенка, удерживаясь от распоряжений. Ритм должен царить во всем, что является необходимым для сохранения здоровья и правильного развития ребенка. Метод предоставления ребенку свободы не может быть практически реализован иным путем, как только с помощью привлечения ритма для уравновешивания. Но прочный успех достигается не проповедью порядка, а просто тем, что порядок пронизывает всю повседневную жизнь. Если как можно точнее соблюдать часы приема пищи, а также свести к минимуму отклонение от установленного времени подъема и укладывания, ритм войдет в привычку, станет восприниматься как нечто само собой разумеющееся, и таким образом удастся избежать дискуссий, разногласий и борьбы. Небольшая сказка на ночь, изречение или молитва перед началом еды помогают организовать детскую жизнь таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Регулярность в своем повторении для него еще важнее, чем для нас, взрослых. Разнообразные наблюдения показывают, что она оказывает на детей глубокое воздействие. Когда однажды во время каникул мне поручили ухаживать за девочкой двух с половиной лет, я, как и просила меня ее мама, купала ее каждый день. При этом в своих действиях я придерживалась ежедневно повторяющейся последовательности: сначала намыливала руки, потом плечи, шею и так далее. Я не давала никаких указаний или объяснений и не требовала, чтобы ребенок пытался мыться самостоятельно. Через пару недель девочка вдруг сказала: "Можно, я буду мыться сама?" - "Конечно", - ответила я и вручила ей мыло и губку. Она сразу стала тщательно мыться, сначала намыливая ручки, потом плечи, потом шею и так далее, и провела всю последовательность привычных действий до самого конца. Уверенность и радость, с которыми она в точности воспроизвела всю повторяющуюся процедуру, выглядели очень убедительно. Дети младшего возраста пытаются при малейшей возможности делать все сами. Они хотят самостоятельно одеваться, самостоятельно есть и так далее. Это требует, конечно, известной выдержки и терпения с нашей стороны, и все же, если мы решимся предоставлять детям свободу действий, где это возможно, - даже если это у них сначала получается не слишком ловко и отнимает больше времени, чем потребовалось бы нам, - мы сделаем очень много для развития ребенка. Дети постепенно сами поймут, как сделать лучше, если только дать им на это время. Если они действуют сами и управляют при этом собственной волей, то такие действия приведут не только к ловкости и самостоятельности, но и к бережности, выполнению дела с любовью и тщательностью. Наряду с ритмом и порядком очень большое значение для развития ребенка имеет теплая, здоровая, естественная, спокойная манера поведения окружающих его людей. Если мы собираемся обратиться к ребенку с упреком, приказанием или замечанием, следует на мгновение остановиться, чтобы задуматься о двух вещах. Во-первых, спросить себя, действительно ли наше вмешательство необходимо именно в данный момент, и, во-вторых, сориентироваться относительно того, что же на самом деле собирался сделать сам ребенок. Он мог расплескать воду, например, потому, что нес своей маме цветы и хотел поставить их в вазу. Благодаря такой ориентации, наши упреки по поводу пролитой воды, возможно, примут иной вид. Во время игры мы стараемся не нарушать полной погруженности ребенка в его собственный мир. Если он, например, бегает по комнате и играет в железную дорогу, а мы хотим, чтобы он не приближался к какому-нибудь предмету или к определенной части комнаты, где он может что-то опрокинуть, можно обратиться к нему следующим образом: "Я бы хотел поговорить с машинистом". Когда ребенок отреагирует на это, можно сказать "машинисту", чтобы он вел свой поезд по другой стороне комнаты, и дать соответствующие указания. Это оживляет игру ребенка новым импульсом, а не вырывает его из игры, как в случае приказа. Чем более творчески и увлеченно играет ребенок, тем болезненнее он воспримет, если его оторвут от игры, и тем сильнее будет его протест. Дети полны инициативы, ее надо беречь и лелеять, поскольку в ней заключается важнейшее условие дальнейшей жизни. Как можно реже следует отвечать "нет" на предложения детей и их просьбы о разрешении, лучше переориентировать предложение ребенка, если его не удается осуществить в первоначальном виде. Во всяком случае, не допустимо сказать сначала "нет", а потом передумать, после того, как мы поймем, как много значило для ребенка выполнение его просьбы. Если мы сами себе противоречим в своих решениях, мы запутываем ребенка, а это приведет в дальнейшем к спорам по поводу каждого нашего решения. У него должно сложиться впечатление, что наши "да" и "нет" - окончательные решения, принятые после основательного обдумывания ситуации. Решения не должны зависеть от сиюминутного настроения, они должны быть основаны на объективной необходимости. Мне известны только три причины, достаточно веские, чтобы сказать ребенку "нет": если выполнение желания ребенка может причинить ему вред, например, выйти в холодную погоду без пальто; если выполнение его желания может повредить другим, например, нельзя шуметь, когда спит сестренка; если могут пострадать какие-либо вещи, как, например, при рисовании карандашами на стенах. Если в холодный день ребенок хочет выйти слишком легко одетым, надо просто помочь ему надеть пальто. Если он шумит, когда его младшие брат или сестра должны спать, надо предложить ему выбрать: поиграть спокойно или пойти в сад. Если речь идет о том, как уберечь стены от карандашей, следует дать ребенку лист бумаги и переключить его активность на более подходящий объект. Чем реже мы используем слово "нет", тем больший вес оно будет иметь, когда мы употребим его. Четкое и не допускающее возражений "нет" иногда оказывается единственно правильным и исключительно благотворным. Для ориентации ребенка в жизни бывает важно получить от взрослого четкое решение. При этом ребенок увидит и прочувствует, что все в жизни происходит не произвольным образом, а подчиняется царящим в ней необходимости и законам. Часто можно использовать собственный опыт ребенка. Вместо того чтобы говорить "Не хватай этот горшок, он горячий!", можно сказать: "Этот горшок горячий, ты можешь это почувствовать сам, если осторожно поднесешь к нему палец". И наше благожелательное отношение поможет ему правильно донести до конца начатое соприкосновение с жизнью, не свернув на полпути. Поскольку мы воспитываем ребенка прежде всего своими поступками, мы должны в присутствии ребенка постоянно чувствовать себя, как на сцене, где важен каждый жест, каждое изменение тона голоса. Если мы говорим ребенку, что он не должен быть таким торопливым, а сами при этом полны нервозности, мы передаем свое беспокойство ребенку, вместо того, чтобы его успокоить. Вот почему существеннейшей частью воспитания, особенно детей младшего возраста, является самовоспитание взрослых. Нельзя переоценить значение наполняющих всю внутреннюю жизнь ребенка впечатлений от рассказов матери, например, сказок. Их образный мир западает глубоко в душу и пробуждает добрые чувства. Конечно, в сказках присутствует и жестокое, но всегда лишь как то, что воплощает зло, а не как сенсационное подстегивание чувств, как это происходит часто в фильмах и комиксах. Здесь важно четкое различение. В комиксе героя сбрасывают с большой высоты, режут на части, жгут и т.п.., но он остается целым и невредимым, что является полной противоположностью реальной жизни. Благодаря этому возникает ненастоящий, выдуманный мир, способный привести к утрате чувства реальности и притупить способность к сочувствию и чувство ответственности. Музыка оказывает такое же гармонизирующее и целительное воздействие, как хорошие сказки в родительском доме. Как хорошо влияет на ребенка песня, спетая матерью перед сном, особенно в сопровождении музыкального инструмента. Только живая музыка, возникающая непосредственно перед ребенком, будь то пение или игра на каком-нибудь инструменте, способна пробудить у ребенка истинное переживание, связанное с искусством. Какой контраст между такими музыкальными впечатлениями и теми, что возникают у детей, вся жизнь которых протекает под непрерывный шум. Сочувствие вызывают дети, которым приходится расти в сопровождении постоянно работающего радио. Вред для слуха и душевной жизни исключительно серьезный. Из тишины вырастают самые нежные, тонкие чувства, позволяющие замечать многое из того, чего обычно остается без внимания. Как легко мы не замечаем того, как многому ребенок учится в своем окружении именно через слух. Голоса людей передают ему не только смысл слов, но и одновременно каждый раз конкретный тип бытия человека. Не следует забывать о том, чтобы время от времени доставлять детям возможность испытать настоящую детскую радость, например, сводить их на спектакль по детской сказке, вроде тех, очень простых по форме, которые ставят в классах вальдорфской школы, или художественно оформленных спектаклей театра кукол или марионеток. Ведь это искусство, которое позднее сделает нашу жизнь полной смысла и обогатит впечатлениями. Эти возможности важно не упустить в самом раннем возрасте, тогда впечатления, полученные в детстве, останутся на всю жизнь. Идеальной средой для роста ребенка является сельская местность. Не только сама окружающая природа, но и весь спокойный ритм жизни и возможность проследить за теми работами, которые выполняются людьми, позволяют ребенку расти здоровым и гармоничным. Необходимо всегда, если только это возможно, стремиться вывезти детей в сельскую местность хотя бы на несколько недель в году. При выборе места для детей младшего дошкольного возраста не важны ни своеобразие местности, ни достопримечательности, ни возможность совершать большие путешествия. Самым важным в этом случае является непосредственное окружение дома, чтобы ребенок получил возможность наблюдать за тем, что происходит в доме и во дворе, за работой в саду и в поле. Ценны и наблюдения за какими-нибудь хозяйственными домашними делами: работой в кухне, стиркой, глажением белья и т.д., а также за тем, как пилят, косят, ткут. Для того, чтобы правильно ориентироваться в жизни, ребенку очень полезно понаблюдать за различными видами простейшей деятельности человека, древнейшими процессами труда, осуществляемыми самим человеком, такими, которые в наши дни встречаются все реже, поскольку они все более "прячутся" в машинах. В сельской местности, при более простых отношениях ребенку легче получить непосредственное представление о человеческом обществе, например, узнать, как работает почта, как торгуют на рынке, в магазине, чем занимаются ремесленники и т.д. При этом следует всегда иметь в виду, что ребенку нужно довольно много времени, чтобы ассимилировать полученные впечатления. Реакция на новые впечатления может иногда проявиться лишь через несколько дней. Например, если спросить детей после целого дня, проведенного за городом, что они увидели и узнали, можно очень скоро разочароваться и, кроме того, существенно испортить впечатление от прогулки. Ребенок обычно замечает гораздо больше деталей, чем можно выявить проэкзаменовав его. Они проявятся потом, в последующей игре. Не следует давать ребенку слишком много объяснений по поводу увиденного, лучше подождать, пока он спросит сам. Однажды я видела, как группа детей младшего возраста с большим увлечением наблюдала, как человек обрабатывал свой сад. Когда же этот человек, будучи очень доброжелательным и видя интерес детей, принялся рассказывать им о работах в саду, дети очень скоро ушли. Повседневная жизнь с детьми может стать неиссякаемым источником наблюдений и предметом раздумий. В наше время люди слишком легко превращаются в теоретиков, действуют, основываясь на принципах, которыми часто заменяется непосредственное наблюдение. Настоящее, полное любви наблюдение служит самым надежным руководством в наших взаимоотношениях с детьми. Оно может во многих случаях, когда принципы и правила не способны нам помочь, дать возможность скорректировать свое поведение и проявить свою инициативу. В исполненном любви наблюдении заложены основы доброжелательной обстановки, окружающей ребенка в родительском доме, и чувство защищенности, которое испытывает ребенок, находясь в семье. Принцип невмешательства взрослых во многие ситуации никогда не должен подменяться лишением ребенка этого чувства защищенности. Дети сразу ощущают свое одиночество и беззащитность перед миром, если им отказано в чувстве безопасности. Ребенку нужны мать и отец, поскольку они означают для него не только норму его жизни, но и защиту и безопасность. ПОДРАЖАНИЕ И ПРИМЕР Есть два волшебных слова, обозначающие отношение ребенка к его окружению. Это подражание и пример. Греческий философ Аристотель называл человека самым подражающим из животных; как ни к какому другому возрасту это высказывание относится к возрасту ребенка до смены зубов. Ребенок подражает тому, что происходит в его физическом окружении, и в подражании его физические органы отливаются в формы, которые такими и останутся. Следует только понимать физическое окружение в самом широком смысле этих слов. К нему относится не только то, что происходит вокруг ребенка в материальном плане, но и все то, что, присутствуя в окружении ребенка, может быть воспринято его чувствами, то, что может воздействовать на его духовные силы. Сюда относятся и все нравственные и безнравственные, разумные и глупые поступки, которые ребенок может увидеть"*./*"Die Erziehung des Kindes vom Gesichtspunkt der Geisteswissenschaft"./ ПОДРАЖАНИЕ И БРАТСТВО "Если человек хочет развить в себе истинное понимание потребностей и способностей других людей, т. е. если он должен социализироваться, у него должна быть воспитана на основе подражания и принципа авторитета та способность любить, которая приведет его к истинному братству в жизни. Поскольку социализм без братства благожелательных людей - это несуразица"*./**19 июня 191. 9 r. в "Die Menschenschule", 1935, 9. Jahrgang, Heft 2. ПЛАНИРОВКА И ОБОРУДОВАНИЕ ДЕТСКОГО САДА При планировании и устройстве детского сада следует иметь в виду, что маленький ребенок зависит от окружающей его обстановки в гораздо большей степени, чем человек в любом ином возрасте. Несмотря на то, что самые сильные впечатления ребенок получает от людей, его окружающих, - взрослых, других детей - на его развитие влияют и остальные условия окружающей обстановки, причем их влияние сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Это обстоятельство требует особенного внимания к оборудованию детских садов. Конечно, в зависимости от имеющихся условий, они могут быть оборудованы по-разному, например, в городе или в сельской местности или при различии материальных средств, однако и с самыми скромными средствами можно достигнуть многого, благодаря художественному чутью. Везде, где это возможно, детский сад должен располагать соответствующими закрытыми помещениями, а также площадкой для игр на открытом воздухе. Помещения должны создавать радостное настроение, должны быть солнечными. Полезно наряду с основными помещениями иметь еще и комнату поменьше, в которой несколько детей могли бы заняться чем-то отдельно от остальной группы и никто бы их при этом не тревожил. Для облегчения присмотра за детьми, рекомендуется, чтобы из основного помещения был прямой вход в умывальную и туалетную комнаты. Подобранные обои и в тон им крашенные двери и рамы во многом помогут придать помещению нужное настроение. Обои нежных пастельных тонов, без утомительного рисунка, потолок белый или нежного оттенка. Не стоит жалеть сил на то, чтобы с помощью цветовой гармонии и качества краски достигнуть приятного впечатления. Например, розовые обои могут производить неприятно слащавое впечатление или даже выглядеть слишком блекло, но могут и придавать комнате вид, сравнимый с цветущей яблоней. К нежным оттенкам красок подходит мебель естественного цвета светлого дерева. При оборудовании территории на открытом <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.110.45 (0.014 с.) |