Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание и обучение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проводимая в настоящее время в нашей стране политика равных прав и возможностей — это положительный результат развития всего общества, науки и культуры. Пренебрежение, предрассудки и страх — это те социальные факторы, которые на протяжении многих лет вели к изоляции лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. В настоящий момент воспитание и обучение детей с резко сниженной интеллектуальной деятельностью осуществляется в специализированных домах-интернатах Министерства здравоохранения и социального развития (до 1992 г. — Министерство социального обеспечения), которое сегодня, к сожалению, не охватывает всех нуждающихся, не учитывает их потенциальных возможностей развития. Во многих городах страны — Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Пскове, Новгороде и др. — открыты реабилитационные центры, которые пытаются оказывать помощь родителям, имеющим таких детей, в вопросах воспитания и обучения. Во многом эта ситуация явилась отражением социально-экономической политики и общих условий жизни. Воспитание и обучение детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью очень специфично и основывается на ряде ведущих принципов. Помимо общепринятых принципов организации процессов воспитания и обучения необходимо выделить и глубоко специальные принципы: - социальной направленности воспитания и обучения; - практической направленности; - деятельностного подхода; - эмоциональности среды и индивидуальной комфортности. Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми этой категории — социальная адаптация, приспособление к условиям жизни. Достижению цели способствует решение основных задач коррекционно-воспитательной работы. 1. Максимально возможное развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе воспитания и обучения. 2. Максимальная социальная адаптация за счет трудового обучения и подготовки к посильным видам труда, поскольку лица данной категории плохо ориентируются в окружающей действительности, практически беспомощны в самостоятельной жизни. 3. Воспитание, формирование правильного поведения в социуме. Сложный процесс коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, направленный на их развитие, социальную адаптацию, необходим для того, чтобы они смогли занять определенное место в окружающей жизни. Согласно существующей инструкции Министерства здравоохранения и социального развития, в дома-интернаты системы социального обеспечения «направляются и принимаются дети с умственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии, а также в степени дебильность и при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата». По данным Федерального центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (ФЦМСЭ и РИ), в 1992 г. в учреждения данного типа медико-педагогическими комиссиями были направлены дети из семей и домов ребенка. В этом же году из семей поступило более 50 % всех детей, из них в возрасте от четырех до восьми лет — 37,7 %. Сегодня можно отметить положительную тенденцию к росту количества семей, которые хотели бы воспитывать такого ребенка дома, без изоляции его от окружающего мира. Но современное состояние обучения и воспитания детей-дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью практически исключает такую возможность. В то же время Министерство социальной защиты и труда разрабатывает широкую программу содействия лицам с выраженной глубокой интеллектуальной недостаточностью и их семьям. Вся работа данных учреждений направлена на максимальную социальную адаптацию и реабилитацию таких лиц. Многие исследователи отмечают, что эти люди с удовольствием трудятся, труд становится для них необходимой потребностью, как для любого человека. Занимаясь простейшими видами труда, обучаясь элементарным трудовым и школьным навыкам, лица с тяжелыми интеллектуальными нарушениями оказываются способными приобщиться к окружающей жизни (А.В.Бабушкина, А.Р.Маллер, Н.В.Погосов, Я. Г. Юдилевич). В 1962 г. Министерство социального обеспечения РСФСР рекомендовало к использованию в специальных учреждениях методического письма о воспитательной работе с глубоко умственно отсталыми детьми в возрасте от четырех до десяти лет (автор А. А. Ватажина). Этот документ явился основным руководством по организации практической работы домов-интернатов с детьми-имбецилами. Однако практика работы по данной методике показала ее недостаточность. В 1971 г. в Центральном научно-исследовательском институте экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН) и Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР было разработано «Методическое пособие по воспитанию и обучению детей в возрасте от четырех до десяти лет с глубокой умственной отсталостью». Оно впервые включило клинико-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста данной категории, раскрыло принципы комплектования дошкольных групп, рассмотрело особенности воспитательной работы и методику организации жизни этих детей в специальном учреждении. Исходя из основной цели — компенсации психофизических дефектов и подготовки к трудовому обучению и школьному образованию — в методической разработке определены основные воспитательные задачи, заложена основа для программного обучения детей с тяжелой умственной отсталостью. Были определены следующие обучающие задачи: расширение познания окружающего мира, развитие речи ребенка, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, привитие навыков личной и коллективной организованности, физическая закалка организма детей. Эти задачи могут осуществляться в процессе воспитательной работы, в ходе повседневной жизни и путем организации специальных занятий с детьми. В качестве одного из наиболее важных видов занятий определено рисование. Основные направления, содержащиеся в этом методическом пособии, были даны бегло, отрывочно, без учета необходимости развития, формирования деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Это методическое пособие явилось одним из первых в ряду программ коррекционного обучения и воспитания тяжело умственно отсталых детей дошкольного возраста, в его основу был положен деятельностный подход. Оно определило организационную структуру работы учреждений: продолжительность учебного дня, общие рамки занятия, наполняемость учебных групп, тематическое содержание обучающих занятий. В то же время программа не была связана с программой для специального школьного обучения, поэтому работа по этой программе не позволила целенаправленно готовить детей к школьному и трудовому обучению и воспитанию. В связи с тем что детские дома-интернаты системы социального обеспечения с 1981 г. работают по «Программе обучения глубоко умственно отсталых детей школьного возраста», возникла необходимость совершенствования дошкольной подготовки. Министерство социальной защиты в 1993 г. рекомендовало использовать «Программу обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста» (Н.Ф.Дементьева, Т.Н.Исаева, Г.Н.Багаева, А.А.Еремина, Г. В.Цикото). Данная программа рассчитана на четырехлетнее обучение детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. В ней сформулированы условия, основное содержание и применяемые методы — все то, что определяет коррекционную направленность воспитательно-образовательной работы. В программе представлены основные виды занятий, которые включены в учебный план как дошкольного, так и школьного воспитания. На основе данной программы можно осуществлять развитие и коррекцию всех психических функций детей дошкольного этапа развития, планомерно и систематически готовить детей к школьному обучению. В настоящий момент все большее распространение получают индивидуальные реабилитационные программы, построенные в системе «Шаг за шагом» (Step by step). В основе таких программ лежит метод модификации поведения. Данный подход позволяет быстро и эффективно обучать ребенка необходимым объемам навыков, знаний, умений. В таких программах, как правило, раскрывается каждый конкретный навык, который должен быть сформирован у ребенка. Комплексное и систематическое взаимодействие специалистов, родителей позволяет добиться значительных результатов в создании благоприятных условий для того, чтобы ребенок делал это с той скоростью и теми шагами, на которые он способен. Работая по индивидуальной реабилитационной программе, родители, специалисты определяют посильный для ребенка круг образовательных задач. К сожалению, межведомственная разобщенность (вопросами обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями занимаются Министерство здравоохранения и социального развития и Министерство образования) мешает детям и родителям выбрать адекватную индивидуальную программу развития. Так, в соответствии с «Положением о комплектовании специальных школ» от 2001 г. в специальное (коррекционное) учреждение не могут быть приняты дети для обучения с диагнозом «олигофрения в степени имбецильности». Хотя мировая практика, опыт ведущих коррекционных педагогов показывают широкие адаптивные возможности таких детей, особенно при целенаправленном коррекционном воздействии. В рамках экспериментальной площадки Министерством просвещения были открыты две школы для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Программа охватывает основные учебные разделы общеобразовательного цикла, а также выделяет специальные разделы — ознакомление с окружающим миром, социально-бытовая ориентировка, ремесло, обучение игре и др., что позволяет коррекционным педагогам подготовить детей к будущей жизни. Этот опыт показал хорошие результаты и способность к обучению у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, но, к сожалению, дальнейшего распространения он не получил. В настоящий момент рассматривается вопрос об организации интегративных вариантов обучения детей данной категории в массовых школах, а также в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Для решения вопросов профессиональной подготовки и обучения лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями требуется объединение усилий практических, научных и государственных работников. В настоящий момент лица этой категории нарушений могут обучаться по очень узкому кругу специальностей: картонажно-переплетное дело, швейное дело, несколько сельскохозяйственных специальностей. Таким образом, в нашей стране есть различные возможности помощи лицам с выраженными интеллектуальными нарушениями. Однако работа по обучению, воспитанию, социальной адаптации детей этой категории требует дальнейшего расширения и продолжения.
Вопросы и задания 1. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. 2. Каковы особенности развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями? 3. Каков прогноз развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями? 4. Какова степень речевого недоразвития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью? 5. Опишите способы невербальной коммуникации с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. 6. Охарактеризуйте метод «глобального чтения» в процессе работы с глубоко умственно отсталыми детьми. 7. В чем заключается особенность применения метода «пиктограмм»? 8. Охарактеризуйте современные подходы к обучению и воспитанию детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. 9. Перечислите основные виды помощи лицам с выраженными интеллектуальными нарушениями в зарубежных странах. 10. Укажите основные виды деятельности общественных организаций в построении помощи лицам с интеллектуальными нарушениями. 11. Перечислите основные принципы, цели, задачи обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. 12. Каковы современные подходы к организации воспитания и обучения детей с тяжелой умственной отсталостью? 13. Назовите основные организационные формы процесса обучения детей данной категории.
Рекомендуемая литература Баряева Л. Б. Характеристика основных этапов организации коррекционной поддержки детей с психофизическим и интеллектуальным недоразвитием // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / Л. Б. Баряева, А. Зарин. — М.; СПб.; Псков, 1999. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер, Г. В.Цикото. — М., 2003. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. — Т. 5. — М., 1982. Государственный стандарт образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: проект. — М., 1999. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью / Н.Ф.Дементьева, Г.Н.Багаева, А. А. Еремина //Дефектология. — 1994. — № 6. Дети с нарушениями общения / под ред. К.С.Лебединской. — М., 1989. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. — М., 1995. Леб-система.— Минск, 1997. Маллер А. Р. Проблемы воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей за рубежом // Дефектология. — 1990. — № 4. Маллер А. Р. Обучение, вопитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М., 1988. Материалы Международной научно-практической конференции 12 — 14 мая 1999 г. — Псков, 2000. Моргачева Е. Н. История специального образования в США / Е. Н. Моргачева. — М., 2001. Питерси М. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / М. Питерси, Р.Трилор. — М.,1998.-Кн. 1-8. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2001. Шипицина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе / Л. М. Шипицина. - СПб., 2002. Школы для умственно отсталых детей за рубежом / под ред. Т. А. Власовой. — М., 1966. Юдилевич Я. Г. Учет индивидуальных особенностей олигофренов-имбецилов в коррекционно-воспитательной работе // Дефектология. — 1981. — №3.
Глава 12
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.250 (0.014 с.) |