Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение слепоглухонемых детей (1894-1917)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Расширение сети учреждений для детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями, включение в школьное обучение все большего числа детей-инвалидов естественным образом привели к выявлению новой категории нуждающихся в психолого-педагогической помощи — слепоглухонемых. Напомним, именно таким ребенком была семилетняя Шура — одна из первых воспитанниц приюта для слабоумных на Белозерской улице (1894). «Что за несчастное существо! — записала в дневнике Е. К. Грачева. — Руки переломаны, ножки сведены, слепая, глухая, немая». Как помочь воспитаннице, не знала ни начинающий педагог, ни ее консультанты-медики, не смог помочь и сурдопедагог А. Ф. Остроградский. Россия не имела опыта помощи подобным детям. «Конечно, Шуру ничему не выучишь, потому что она слепая, глухая, немая», — с горечью напишет Е. К. Грачева по про - шествии трех лет пребывания ребенка в приюте. А потому понятны изумление и оптимизм, испытанные Екатериной Константиновной при знакомстве с историей слепоглухонемой девушки, сумевшей окончить университет. Получив же возможность на практике познакомиться с постановкой дела за рубежом, Е. К. Грачева торопится рассказать об увиденном соотечественникам. Вдохновленный трудами Е. К. Грачевой, влиятельный член ВУИМ М. В. Богданов-Березовский через газету «Новое время» (24 декабря 1908 г.) обращается к россиянам с призывом проявить посильную заботу о слепоглухонемых. Страстная статья «Душа в темнице» известного врача и общественного деятеля нашла отзвук и в империи, и за ее пределами. Пошли сочувственные письма и денежные пожертвования, а в столице сложился круг лиц, готовых принять на себя исполнение желания Е. К. Грачевой создать особую благотворительную организацию. Не осталось в стороне и Попечительство о глухонемых ВУИМ. Объединение усилий привело к стремительному рождению Общества попечения о слепоглухонемых. По российским меркам сроки его создания уникальны, едва инициативная группа написала устав, как столичный градоначальник уже утвердил его (май 1909 г.). С момента газетной публикации прошло менее полугода! «...[Частная благотворительная] деятельность, согласно требованиям христианской любви и сострадания всем без исключения ближним, должна находить приложение там, куда государственная и общественная помощь не могут или не успели еще проникнуть. Есть бедствия и страдания менее заметные, менее кричащие, менее бросающиеся всем в глаза, но тем более заслуживающие внимания и помощи со стороны благотворителей; в ряду таковых страданий и бедствий на первом месте, без сомнения, стоит слепоглухонемота, жертвы которой до самого последнего времени не только в России, но и в Западной Европе не останавливали на себе внимания благотворительности и не пользовались надлежащим о них попечением. Даже и теперь существует довольно распространенное мнение, что ввиду сравнительно небольшого числа слепоглухонемых, трудности и дороговизны их призрения и обучения, а также ввиду наличности более настоятельных потребностей в государственной и общественной помощи усилия и средства, которые употребляются на это дело, могли бы получить более полезное назначение. <...> Государственная благотворительность в России на слепоглухонемых до сих пор не распространяется, и положение их особенно тяжело по той причине, что их не принимают ни в приюты для слепых и глухонемых, ни в приюты для калек и детей с расстроенными умственными способностями; особых же учреждений, ни казенных, ни частных для призрения слепоглухонемых, до открытия школы-приюта общества также не существовало». [Выдержки из отчета Общества попечения о слепоглухонемых в России за 1912 г. — СПб.,1913] По российской традиции возглавили общество титулованные особы (председатель графиня О. А. Голенищева-Кутузова), но наряду с филантропами-аристократами в правление вошли известные специалисты — медики М. В. Богданов-Березовский (вице-председатель совета), Е. С. Боришпольский, Н. П. Симановский, а также директор столичного училища слепых Г. П. Недлер и педагоги М. А. Захарова, О. А. Хейкинен, Ю. А. Якимова. Одно перечисление имен ведущих членов общества опровергает устоявшееся в советской историографии мнение о том, что «царское правительство всячески препятствовало инициативам по оказанию педагогической помощи» слепоглухонемым детям, что «попечительство по составу своему было далеко не демократичным». Напротив, филантропы-аристократы содействовали рождению модельного учреждения, о котором в ту пору ни родители, ни общество не помышляли. К 1 января 1911 г. число членов общества возросло до 273 человек, правда, сумма на его банковском счете едва превысила 20 000 р. Из-за финансовых затруднений открыть самостоятельный приют-школу для слепоглухонемых детей не удалось, а потому организаторы воспользовались предложением руководителя детского сада для глухонемых М. А. Захаровой и определили первых троих питомцев в это учреждение. Летний отдых (1910) детям обеспечили графини М. В. и А. В. Голенищевы-Кутузовы, приняв их в своем имении Александровка близ Любани. Тем временем совету удается нанять отдельное помещение, благодаря чему число воспитанников достигает семи человек. Цифра на первый взгляд более чем скромная. Собранная по 37 губерниям статистика сообщала о 761 слепоглухонемом, возраст 226 из них колебался от года до 20 лет. Однако вспомним: всего пятью годами раньше о слепоглухонемых в России никто не заботился! Итак, от прецедента приема слепоглухонемого ребенка в столичное богоугодное заведение до осознания петербуржцами необходимости организации особого административного органа, способного обеспечить заботу о подобных детях, прошло всего пятнадцать лет. Тем временем попечители наметили амбициозный план. Попечительство предполагало: • открывать школы, приюты, убежища; • выдавать пособия нуждающимся семьям, воспитывающим слепоглухонемых детей; • оказывать всяческого рода помощь и призревать глухих, потерявших полностью или частично зрение, и слепых, теряющих слух; • устроить курсы подготовки учителей в школы для слепоглухонемых; • разработать указания для устройства таких школ и приютов, методы обучения и воспитания слепоглухонемых и т. д.; • в целях профилактических устраивать лечебницы и амбулатории для лечения болезней ушей у слепых и болезней глаз у глухонемых. Не станем смущаться тем обстоятельством, что инициатива исходила от частных лиц (благотворителей). В стране, осваивающей третий период эволюции отношения государства и общества к детям-инвалидам, иначе просто не могло быть. Филантропическое начало организации помощи новой категории нуждающихся детей, в данном случае слепоглухонемым — объективная закономерность этапа становления любой национальной системы специального образования. Обществу попечения о слепоглухонемых выпала краткая жизнь. Организованное в 1909 г., оно вскоре вместе со страной войдет в полосу экономического кризиса и политической нестабильности, а через восемь лет будет упразднено советской властью. Сравним историю сходных модельных заведений России и Пруссии. Вплоть до последней четверти XIX в., несмотря на наличие закона об обучении глухих, слепых и умственно отсталых, слепоглухонемые дети Германии помощи не получали. Единственным местом, где занимались их обучением и воспитанием, являлся приют в Новавесе1. По собственной инициативе пастор Риман собрал в городском приюте группу слепоглухонемых детей и начал с ними заниматься. Земляки-протестанты из благотворительного союза «Оберлинг» поддержали почин, заведение становится частно-общественным (1886). Наконец, на правительственном уровне принимается решение об открытии на базе приюта единого для всей Пруссии учреждения для слепоглухонемых детей (1906). На момент знакомства Е. К. Грачевой с уникальным заведением его персонал обладал двадцатилетним опытом попечения, надзора и ухода за слепоглухонемыми. Что касается России, то по причине отсутствия закона о всеобуче слепоглухонемые дети Министерство народного просвещения не интересовали, тем более о них не могло без причины «вспомнить» население аграрной страны. О потенциальных возможностях этих детей образованные россияне узнали из книги Е.К.Грачевой «Он слеп, он глух, он нем» (1909), и тотчас нашлись энтузиасты, объединившиеся в Попечительство слепоглухонемых (1909). Знатные филантропы обладали и финансовыми средствами, и достаточными связями, чтобы воплотить свой замысел. В столице появляется приют (набережная Фонтанки, 133), выделются средства на содержание двух взрослых слепоглухонемых в больнице на станции Удельная. Обучение слепоглухонемых явилось для России делом новым, но подобрать приюту штат сотрудников оказалось несложно, ибо столица к тому времени располагала столетним опытом специального обучения и всеми необходимыми кадрами — врачами, сурдопедагогами, тифлопедагогами. Младший персонал успешно готовили курсы, организованные Е. К. Грачевой. Руководила приютом и вела в нем занятия дочь статского советника Мария Анастасьев- на Захарова, работавшая до того в петербургском детском саду для глухих1. В 1912 г. в приюте обитало 13 питомцев (8 в школьном отделении и 5 в отделении для умственно отсталых). Столичное учреждение приютило детей и подростков из 11 губерний, под одной крышей оказались девочки и мальчики, чьи родители принадлежали к разным сословиям и вероисповеданиям. Как сказано в отчете, «характер школьных занятий с питомцами приюта всецело обусловливался их индивидуальными особенностями». Летом детей вывозили на дачу в имение Голенищевых-Ку- тузовых, на Рождество организовывали елку. «Обстановка приюта и одежда призреваемых поддерживались в должном порядке и чистоте, но, как и пища, они чужды всякой роскоши и согласованны с условиями жизни той среды, к которой по своему рождению принадлежат призреваемые». Анализируя ситуацию в России и Пруссии, мы не увидим значительных различий по принципиальным вопросам. Да, немецкое государство раньше осознало проблему и приступило к ее решению, да, Пруссия ввела закон о специальном обучении, а Россия только-только задумалась о всеобуче для нормально развивающихся детей. Тем не менее педагогическая помощь слепоглухим начинает оказываться в Пруссии (1906) и России (1909) почти одновременно, и там и здесь обучение осуществлялось силами высококвалифицированных педагогов императорских училищ. Сопоставимы и годичные расходы на содержание одного ребенка: в Пруссии оно составляло 730 марок, в России — 643 р. Итак, накануне Первой мировой войны в Российской империи сложилась модельная практика специального обучения и воспитания слепоглухонемых детей. Стремительно ширящаяся сеть специальных учреждений включала заведения для детей с сенсорными, интеллектуальными и комплексными нарушениями развития. 3.11 Канун Первой мировой войны: предпосылки к оформлению национальной системы специального образования сложились Накануне Первой мировой войны в Российской империи сложились все предпосылки оформления национальной системы специального образования. Мы располагаем достаточным количеством аргументов, чтобы признать возможность завершения эволюционным путем начального этапа строительства системы специального образования в монархической православной России. Преодоление, казалось бы, незыблемого отношения к ребенку-инвалиду стало возможным в силу совпадения в предреволюционной России векторов усилий государства, политически влиятельных филантропов, поддержанных тысячами сторонников деятельной благотворительности, церкви и просвещенной части общества, включая общественных деятелей, медиков и педагогов. Монархическая Россия признала необходимость введения всеобщего начального обучения, полагая реализовать задуманное за десять лет (с 1908 по 1918 г.). Члены императорской фамилии прямо или косвенно участвовали в работе попечительств глухонемых, слепых и умственно отсталых детей. Петербургские училища ВУИМ для глухих и слепых находились под патронатом первых лиц империи, и коль скоро на рубеже XIX—XX вв. эти учебные заведения взяли на себя функцию центров подготовки и повышения квалификации специалистов, есть основания говорить о том, что самодержец готов был согласиться на организацию масштабного обучения «ненормальных» детей. Опыт европейских стран убеждает в том, что через 15—25 лет после выхода первых законов о всеобщем обязательном обучении в зоне его действия оказывается большинство глухих, слепых и «малоумных» детей. Так и в России, не успела Государственная дума принять историческое решение, как Петербург и Москва открыли вспомогательные классы. С 1908 по 1914 г. динамично развивается сеть специальных заведений, даже в годы войны в территориях, удаленных от театра боевых действий, этот процесс не прерывался. Одновременно верховная власть поощряла набирающую мощь деятельную благотворительность, стимулируя частные и общественные инициативы в деле школьного строительства. Законодательство об образовании и социальной опеке детей-инвалидов отсутствовало, но личным примером монарх демонстрировал желательное к ним отношение и чиновничеству всех рангов, и обществу, что, несомненно, влияло на общественное сознание. На рубеже XIX—XX вв. бок о бок с протестантами и католиками призрением нуждающихся в особой помощи детей активно занялась Русская православная церковь. Отдельные ее служители настолько прониклись идеей воспитания и обучения глухонемых и слепых детей, что лично взялись за устроительство специальных церковно-приходских школ, подчас выступая даже в роли педагогов. Межконфессиональные разногласия не мешали православному, протестантскому и католическому клиру равно целеустремленно проповедовать не только терпимое, сострадательное, участливое отношение к детям-инвалидам, но и ценности деятельной благотворительности. Общественная атмосфера заметно менялась. Православная традиция милостыни и сострадания к убогим хотя и иссякала, но все еще оставалась достаточно сильной. На фундаменте глубинного христианского милосердия формировалась и крепла деятельная благотворительность, культурные русские люди более не могли ограничивать свое вмешательство в жизнь инвалида подаянием. Идея социального призрения, специального воспитания и обучения (в том числе ремесленного) детей с недостатками физического и умственного развития, берущая свое начало в христианском милосердии, обретала все больше сторонников. Стремительно растет число специальных учебных, лечебных и лечебно-воспитательных заведений в разных регионах империи. В ближайшей перспективе к городам — лидерам специального обучения — Санкт-Петербургу, Москве, Киеву — вполне могли присоединиться Харьков, Казань, Воронеж, Кострома, Орел, Пермь, Самара, Саратов, Тула, Иркутск. Объединение специалистов, проведение профессиональных съездов, появление на книжном рынке значительного числа переводной и отечественной научной, научно-методической и науч- но-публицистической литературы по общей и специальной психологии, лечебной и коррекционной педагогике свидетельствуют о росте интереса научного сообщества к проблеме воспитания и обучения аномальных детей. Мысль о необходимости распространения дефектологических знаний среди учителей народных школ и родителей уже не только сформулирована, но и закреплена в резолюциях профессиональных съездов. Развивайся события эволюционно, Россия, несомненно, завершила бы первый этап строительства национальной системы специального образования одновременно с западными странами-лидерами, поскольку сложились все необходимые к тому предпосылки, но в 1917 г. произошло событие, коренным образом изменившее устройство страны, путь ее развития, весь уклад жизни людей.
Резюме Точкой отсчета третьего периода эволюции служат прецеденты открытия в столице училищ для глухих (1806) и для слепых (1807). Завершение периода приходится на 30-е гг. XX столетия и связано с законодательным оформлением отечественной системы специального образования, включающей несколько типов специальных школ: для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта и трудновоспитуемых. По своей протяженности третий период в нашей стране оказался короче, чем в Европе, — он длился чуть больше столетия (1806—1930). Его уникальность состоит в том, что эволюционный процесс развития был прерван революциями и гражданской войной. Переход Российской империи в третий период обеспечили либеральные реформы Александра I. Патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г., массовое знакомство участников военных походов с европейским укладом жизни повлекли за собой всплеск благотворительности. Волна филантропии, питаемая исконным состраданием к страждущим и убогим, обретала формы деятельной светской благотворительности, ширились ряды жертвователей из аристократического круга. Смена государственного политического курса в годы правления Николая I отрицательно сказалась на благотворительной активности «верхов». Ограничение свобод и борьба с инакомыслием неминуемо привели к усилению государственного контроля над деятельностью частных учебных и благотворительных заведений, затормозили рост их сети. Либеральные реформы Александра II —отмена крепостного права (1861), учреждение земства и органов городского самоуправления (городских дум), судебная реформа (1864) — позитивно изменили жизнь в Российской империи и вполне закономерно повлекли за собой развитие организованной благотворительности. К концу XIX столетия государственное и общественное призрение набрало силу и стремительно обрело наивысшую свою форму — попечение. Благотворительность перестает быть прерогативой аристократии, в круг деятельных попечителей детских приютов и специальных школ наряду с ней входят купечество, мелкопоместное дворянство, духовенство, разночинцы, зажиточные горожане и крестьяне. Отношение материально обеспеченной и образованной части общества к инвалидам кардинально меняется, вследствие чего множится число сторонников обучения детей с нарушением зрения и слуха, убежденных в необходимости организации специальных школ. Просвещенная часть общества с пониманием начинает относиться к инициативам энтузиастов (медиков и педагогов), стараясь по мере сил поддерживать их. Опытные императорские училища перестают вызывать у соотечественников удивление, более того, на исходе XIX столетия немалая часть просвещенных россиян признает за глухим или слепым ребенком право на получение школьного обучения. Накануне мировой войны ряд стран Западной Европы завершил первый этап строительства национальных систем специального образования. Российская империя находилась в стадии активного созидания такой системы, но страна вошла в общеевропейский поток и не была в нем аутсайдером. Более того, в России проявляется не поощряемый на Западе демократизм организации обучения детей-инвалидов: пол, сословная, религиозная или национальная принадлежность ребенка не имели решающего значения при приеме в учебное заведение. Изначально вынужденный опыт комплектования первого училища глухонемых (1807) обрел спустя столетие черты демократической традиции, возможно, потому, что уходила она своими корнями в исконные русские и православные идеалы благочестия, жалости и сострадательного отношения к детям, обиженным судьбой. То, что не допускалось при организации обучения здоровых детей, становится позволительным и одобряемым в организации обучения детей-инвалидов. На рубеже XIX—XX вв. в империи начинают складываться профессиональные сообщества сурдопедагогов и тифлопедагогов, происходит консолидация сторонников обучения глухих и слепых, проводятся съезды по проблемам обучения детей-инвалидов. Их участники признают необходимость расширения сети специальных учебных заведений, открытия для малышей из «бедного класса населения» специальных детских садов, создания для «малоуспешных» учащихся вспомогательных классов и школ. Накануне Первой мировой войны Россия имела сеть специальных учебных заведений, сложился учительский корпус, педагоги ведущих школ обладали хорошей профессиональной подготовкой, появилось немало сторонников введения обязательного всеобщего бесплатного обучения глухонемых и незрячих детей. Одновременно зарождается система опеки и воспитания слепоглухонемых детей. Инициатива организации практики обучения детей с отклонениями умственного развития в России исходила не от государства, как это было в Германии, и не от родителей, как это случилось в Англии, а со стороны интеллектуалов — врачей, педагогов, общественных деятелей, озабоченных положением «ненормальных» детей. К 1914 г. в монархической России сложились необходимые социально-культурные предпосылки организации школьного обучения умственно отсталых детей. Предложение Государственной думы ввести в стране всеобщее начальное обучение (1908) инициирует общественное движение за открытие вспомогательных классов и школ. Динамика их возникновения в 1908—1917 гг. свидетельствует о том, что и в этом направлении Россия быстро догнала страны, лидировавшие в строительстве систем специального обучения. Итак, в Российской империи начала XX в. сложились экономические, политические и социально-культурные предпосылки, необходимые для оформления национальной системы специального образования. • Власть признала необходимость введения всеобщего начального обучения, отведя на реализацию планов десять лет (с 1908 по 1918 г.). 1 • Население признает образование ценностью. • Деятельная благотворительность становится культурной нормой. • Создана система светского (государственного, муниципального и частного) призрения. Культурные русские люди более не могли ограничивать свое вмешательство в жизнь инвалида подаянием. Идея социального призрения, специального воспитания и обучения (в том числе ремесленного) детей-инвалидов обретает все больше сторонников.
• Деятельным призрением детей-инвалидов активно занялась Православная церковь. Межконфессиональные разногласия не мешали православному, протестантскому и католическому клиру равно целеустремленно прививать пастве терпимое, сострадательное, участливое отношение к детям-инвалидам, благословлять деятельную благотворительность. • Возникают, множатся и крепнут общественные организации и фонды, берущие на себя социальную опеку людей с недостатками физического и умственного развития. Попечительства стимулируют власти к принятию законодательных решений в сфере опеки и образования инвалидов, пытаются контролировать их исполнение. • Положение инвалидов (взрослых и детей) является предметом внимания и обсуждения в средствах массовой информации. • Создана сеть специальных учреждений, включающая заведения для глухих, слепых, умственно отсталых и слепоглухонемых детей. • Государство обладает достаточным экономическим ресурсом для финансирования системы специального образования, выработан механизм финансирования специальных учебных заведений. • Наличествует достаточный корпус юристов, врачей, учителей, копится опыт профессиональной подготовки педагогов для специальных школ. • Происходит объединение специалистов, занятых лечением, обучением и воспитанием детей-инвалидов, состоялись их первые профессиональные съезды. • Сформулирована, признана и закреплена в резолюциях профессиональных съездов мысль о необходимости распространения дефектологических знаний среди учителей народных школ и родителей. • Множится количество переводных и отечественных научных, научно-методических и научно-публицистических изданий по общей и специальной психологии и педагогике. Литература подобного рода пользуется все большим спросом. • Законодательство об образовании и социальной опеке детей-инвалидов отсутствует, но благожелательное к ним отношение монарх демонстрирует личным примером и чиновничеству всех рангов, и обществу. Динамичное развитие сети специальных заведений отражает готовность государства и общества идти по пути признания права глухих, слепых и умственно отсталых на обучение, готовность к построению национальной системы специального образования. К концу первой четверти XX в. Российская империя имела шансы эволюционно завершить первый этап строительства системы специального образования, естественным образом вставая на европейский путь и не уступая по срокам западным странам-лидерам, однако этого не случилось. Социалистическая революция 1917 г. коренным образом изменила ценностные ориентации государства, его политическое устройство, общественный уклад, что естественным образом сказалось на судьбах «ненормальных» детей. Фундамент действовавшей в стране системы государственного и общественного призрения, специального образования новая власть целенаправленно разрушает.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.013 с.) |