Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Светская благотворительность в годы правления Елизаветы: слово и делоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Иго бироновщины удалось преодолеть Елизавете Петровне (1709—1761), взошедшей на престол в 1741 г. Основной задачей своей политической деятельности дочь Петра I и Екатерины I провозгласила возвращение к принципам правления Петра Великого. Внутренняя политика императрицы в целом отличалась стабильностью, тенденцией к реформам в духе «просвещенного абсолютизма». При Елизавете «Россия пришла в себя...» [36]. Правда, как об этом пишет Г. В. Вернадский: «Немецкое культурное влияние сменилось на французское. Поочередно французское, английское и немецкое культурное влияние на двор сохранялось до середины XIX столетия» [6, с. 162]. Несмотря на то что в елизаветинский период «нравы смягчаются, к человеку начинают относиться с большим уважением и умственные интересы начинают находить более доступа в обществе» [36, с. 375], Россия продолжает оставаться страной абсолютизма и крепостничества. В Первопрестольной, как о том впоследствии запишет в дневник Екатерина И, не было ни одного помещичьего дома без пыточных и тюремных помещений для крепостных рабов. Ко времени вступления Елизаветы Петровны на трон дело организации светской благотворительности оставалось в печальном состоянии, иллюстрацией чему может служить тяжба между Сенатом и Синодом по поводу оплаты ремонта пришедшего в ветхость первого отечественного госпиталя (1744). «Медицинская канцелярия донесла Сенату, что в московском госпитале экономическая синодская канцелярия не делает никаких починок, отчего больные претерпевают великое беспокойство, в пользовании больных остановка и невозможность, и больных принимать нельзя, потому что в палатах, где лежат больные, и в ученических бурсах окончины и печи очень ветхи, топить их опасно; также и строение, где живут служители, очень ветхо; иное и попадало, а в ином зимою жить нельзя. Синод отписывался, что его Экономическая канцелярия не обязана делать починки в госпитале: указа для этого нет; хотя по указу Петра Великого госпиталь построен из сборов Монастырского приказа, но, чтоб его чинить из сборов того же приказа, приказа не изображено <...> итак, починки госпиталя из доходов синодальных исправлять никак не следует <...> но Сенат приказал <...> то госпиталь исправить надобно непременно из доходов Экономической канцелярии в непродолжительном времени, чтобы больным от стужи не помереть, ибо если уже госпиталь строен на деньги Монастырского приказа и содержится на деньги Экономической канцелярии, то и чинить его надобно из тех же доходов» [36, с. 371—372]. После Петра Великого первые лица империи долгое время не включались в деятельную благотворительность, перестав при этом следовать правилам милостыни в духе идеалов православного благочестия. По настоянию Елизаветы Петровны Сенат издает указ «О воспрещении увечным ходить в Санкт-Петербург для прошения милостыни» (1758). Неужели властям не доставало предшествующих запретительных законов, счет коим исчислялся десятками? Оказывается, к написанию очередного рескрипта государыню понудила случайная и неприятная для нее встреча на улице. «Марта 10 дня усмотрено, что одна женщина просила милостыню, у коей все лицо в ранах изрыто и смотреть весьма противно, дабы таким увечным и гнусным отнюдь не допускать здесь в резиденции таскаться, и когда впредь усмотрятся, и ежели не имеют пропитания, в богадельни определять; чего ради оныя вновь от Сената стараться мужския и женския построить в Васильевском острову, только не на больших улицах и в таком месте, где бы знатного проезда не было, а о крепком смотрении, чтоб таковых гнусных и увечных отнюдь по городу бродить не допущали, в Полицию подтвердить» [28, т. 15, с. 189-190]. Со времен киевского князя Владимира вплоть до правления Петра I русский властитель считал в порядке вещей принимать по личной потребности либо обряда ради убогих калек в дворцовых палатах. Дочь реформатора православная государыня Елизавета в силу личной брезгливости запрещает «гнусным и увечным» (отталкивающего вида) людям появляться на главных улицах столицы, особенно там, где их могут встретить особо важные персоны. В 1748 г. Сенат издает указ «О невыдаче паспортов слепым, дряхлым и увечным крестьянам для прохода в Санкт-Петербург и в другие места под взысканием штрафа за невыполнение сего указа». Данный документ свидетельствует о том, что, по убеждению российских сенаторов середины XVIII в., слепота, физическое увечье могли служить причиной поражения человека в правах. Напомним, почти за сорок лет до выхода российского указа «О невыдаче паспортов слепым» незрячего английского математика Николаса Саундерсона избрали на должность профессора в Кембридже (1711). Ньютон счел возможным пригласить слепого к сотрудничеству, а парламент по рекомендации короля Георга II присвоить Саундерсону степень доктора права. В молодые же годы получать образование талантливому слепцу помогали и родители, и школьные учителя, и ученые-математики, и волонтеры из христианского колледжа. В Российской империи слепец оказался вне закона, Православная церковь не желала, да и не могла поддерживать его, поскольку собственных средств на это недешевое дело у нее не имелось, царская же казна, как мы убедились, помогать не предполагала. Более того, государство по-прежнему намеревалось решить задачу призрения калек и убогих за счет немилосердного обирания церкви. Правительство продолжало активную секуляризацию церковной собственности, так, именной указ «О новом устройстве управления монастырских и архиерейских имений» (1757) обязал духовенство на собственные средства немедленно приступить к учреждению инвалидных домов. В нарушение всех писаных и неписаных законов государство взыскивало немалый дополнительный налог с тех, кто до того исправно выплатил все, что с него причиталось. Мало того что очередной «милосердный» указ имел срок действия, направленный в прошлое, он предписал «остальное в Банк отдать, дабы процентами и ежегодными с монастырей порциями будущих в них отставных содержать» [28, т. XIV, с. 796]. Спустя три года Сенат вновь потребовал взыскать с церкви деньги на содержание инвалидных домов. Синод выступил с встречным предложением — отчислять ежегодно из экономических сумм по 300 ООО рублей. Затяжной спор сенаторов с сидельцами из Синода убеждает, что средств на богадельни для гражданских увечных и калек власть не предусмотрела, указ априори оказался неисполнимым, система закрытого государственного призрения существовала исключительно на бумаге да в высоких чиновничьих помыслах. Наступлению на церковь сопутствовало усиление борьбы с юродством. И хотя в середине XVIII в. на Руси по-прежнему «фантастически велико было число дурачков и придуривающихся, приживал и нищих, живших в городах и ходивших по богомольям» [13, с. 152], ситуация для них менялась к худшему. Поха- бов-обличителей государство включило в круг политических врагов, диссидентов, в этом смысле действия российской бюрократии папоминают логику европейских судов инквизиции XVI в. На некоторых юродов раскольническая комиссия (1745—1757) заводит уголовные дела, за другими устанавливает полицейский надзор. Юродивый-обличитель и юродивый-сумасшедший одинаково отторгаются властью, вызывают у нее подозрение и неприязнь. Для людей, испытывающих к одержимым и бесноватым чувство сострадания, проявлять его публично становится небезопасно. Человек, на людях выказывающий сердоболие к юродивому, в глазах государства становится неблагонадежным. Простонародье, люди «подлого сословия», продолжают прислушиваться к бессвязной речи бесноватых, тогда как озабоченные карьерой представители «цивилизации» («просвещения») вынуждены сторониться их. В елизаветинскую эпоху власть декларирует необходимость организации светского призрения, пытается вновь навязать обществу западную модель благотворительности, но при этом не прилагает даже минимальных усилий к ее финансовому, организационному и кадровому обеспечению. Государыня ограничивается изданием грозных указов и карательными мерами, не переходя к реальному строительству богоугодных заведений, которые без ее вмешательства появиться в России не могли. Трагическое рассогласование правительственных решений и общественных устремлений, указующих директив и исполнительской дисциплины, благих порывов и их финансового подкрепления становится характерной чертой развития светской благотворительности в России времен Елизаветы. Поворотные события в истории европейского призрения, как мы не раз убеждались, оказывались результатом консолидированных усилий государства, церкви (либо ее представителей) и интеллектуалов (врачей, педагогов, философов-просветителей), но их отголоски проникали по эту сторону границы как эхо неизвестных событий, как тексты на незнакомом языке. А потому письма Дидро «О глухих в назидание слышащим» и «О слепых в назидание зрячим», взорвавшие Париж, россияне пролистали спокойно и без особого интереса. В заочную дискуссию с французским философом из российских насельников мог бы вступить лишь профессор математики Георг Крафт1, сделавший по латыни доклад на диковинную тему «Могут ли цветы, известным, некоторым образом расположенные, произвести в глазах глухого человека согласием своим такое увеселение, какое мы чувствуем ушами из пропорционального расположения тонов в музыке» (1742). Впрочем, Дидро напишет свои «Письма» несколькими годами позднее, а в России изыски столичного академика никого не могли заинтересовать даже в шутку. Интерес к причинам, последствиям, методам лечения глухоты и обучения людей с нарушенным слухом мог возникнуть исключительно в научной среде, но к середине XVIII в. таковая в отечестве едва-едва зарождалась. Возобновила свою деятельность Петербургская академия наук, в Москве открывается университет (1755) с тремя факультетами (философским, медицинским, юридическим), правда, с немецкой по преимуществу профессурой. При университете учреждаются две гимназии: одна для дворян, другая для выходцев из прочих городских сословий. «Одна академическая гимназия в Петербурге, — писал об этом времени С. М. Соловьев, — три или четыре военных училища, две гимназии в Москве и одна в Казани — вот все средства, которыми располагало светское образование в России. Больше училищ завести было нельзя, ибо прежде всего негде было взять для них учителей...» [36, с. 479]. Упомянутый доклад Крафта, вполне возможно любопытный для академиков-иностранцев, не имел даже косвенного касательства к отечественным реалиям. Как мы знаем, предпосылкой индивидуального обучения глухих в Европе послужило развитие имущественного права, лишенный слуха человек мог получить наследство при условии владения устной и письменной речью. В самодержавном государстве, игнорировавшем гражданские права, где властелин при желании мог конфисковать имущество у любого, даже весьма знатного и влиятельного подданного, подобное произойти не могло не только при Елизавете, но и во времена ее преемников. В доказательство приведем историю принцессы Екатерины, внучатой племянницы императрицы Анны Иоанновны, дочери российской правительницы Анны Леопольдовны, потерявшей слух в восьмилетнем возрасте. В результате дворцового переворота (1741) Анна Леопольдовна вместе с мужем и детьми подверглась высылке. Ее несчастным наследникам позволят покинуть холмогорский острог только во взрослом возрасте! Среди высокородных арестантов все эти годы находилась и принцесса Екатерина1, перенесшая в четырехмесячном возрасте сотрясение мозга, — во время ареста родителей младенца уронили на пол, и вскоре девочка начала терять слух. Сохранилась письменная характеристика, данная ребенку офицером охраны: «Сложения больного и почти чахоточная, притом несколько глуха, говорит немо и невнятно и одержима всегда разными болезненными припадками, нрава очень тихого» [2, с. 197]. Во исполнение распоряжения Елизаветы «О необучении детей известной персоны грамоте до указу» (1750) отпрысков Анны Леопольдовны и Антона-Ульриха Брауншвейг-Люнебургского2 официально никто не учил. Семья несколько десятилетий провела в пределах острога, не имея контактов ни с кем, кроме находившейся при них бывшей фаворитки императрицы — фрейлины
Якобины Менгден, охраны да прислуги. Учителя в острог не допускались, но детям их с успехом смогли заменить отец и фрейлина, выросшие в протестантских немецких землях. Из заключения Екатерина выйдет сорокалетней. По свидетельству современников, она понимала, о чем говорят, по движению губ, была развитой, а может быть, и талантливой женщиной, хорошо рисовала. И государыня Елизавета Петровна, и позднее взошедшая на трон Екатерина II, информируемые о каждом шаге титулованных сидельцев, не могли не знать о выдающихся результатах необычного для России «педагогического эксперимента». Более того, Екатерина Великая с интересом и уважением относилась к сурдопедагогической деятельности француза Сикара и даже наградила знаменитого француза золотым портсигаром. Кстати, ее великий прадед Петр I был не только знаком с сурдопедагогом И.-К. Амманом, но счел для себя полезным посетить занятие молодого швейцарского врача с глухой Хестер Коларт. В ноябре 1697 г. смог лично оценить поразительные успехи 14-летней Хестер в овладении ею устной речью. Судьбе будет угодно, чтобы через три с половиной десятилетия (1733) сын знаменитого сурдопедагога Йохан Амман1 стал профессором ботаники и натуральной истории Петербургской академии наук. Заинтересуйся тогда кто-либо из образованных и влиятельных россиян тайнами сурдопедагогики, консультанта долго бы искать не пришлось. Увы, никого из венценосных особ информированность об успехах на поприще индивидульного обучения глухих не подвигли распространить этот опыт в Российской империи. Обретя свободу взрослым человеком, несчастная Екатерина Антоновна уедет в Данию, где и окончит свою жизнь. Архивы сохранили написанное ею по-русски письмо императору Александру I: «Теперича впервое раз покорнеше благодарю вам потому, — пишет 62-летняя глухая принцесса, — что вы мне, нещасной, всякий год изволите посылать деньги из руской земли для моего содержания <...> я осталась только одна нещасная, на старости моей <...> я потеряла совсем слышанья на восьмом году жизни моей <...> я всегда одна <...> всякий день поминаю Холмогор, потому что мне там был рай, а тут ад <...> изволте мене нещасну в ма- настир, и тогда не надобно будет сюда посилить всякой где многи денги для моего содержания...» [34, с. 113—114]. Высочайшего ответа на письмо не последовало. Казалось бы, читая слезные мольбы Екатерины Антоновны, блестяще образованный и не чуждый либеральным новациям, император Александр I мог бы задуматься об организации в стране обучения глухих, в чем давно преуспели западные соседи. К сожалению, удачный опыт обучения потерявшей в детстве слух принцессы не стал, как то часто случалось в странах Западной Европы, поводом для открытия специальных учебных заведений. В России все зависило от самодержца, и коль скоро никто из царствующих особ не заинтересовался успехами ребенка с нарушением слуха, то и прецедент с принцессой Екатериной примером для обучения других глухих детей стать не мог. В 1803 г., когда немощная высокородная старуха безуспешно молила царственную родню о сострадании и помощи, Европа праздновала семнадцатую годовщину с момента начала обучения французом Гаюи слепого нищего Люизера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.009 с.) |