Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либеральные реформы Александр II — благотворительное движение набирает силу

Поиск

Новый импульс благотворительности и строительству сети специальных школ придают политические реформы2 Александ­ра II. Отмена крепостного права, учреждение земства и органов го­родского самоуправления (Городских дум) меняют уклад россий- ■ кой жизни. Судебная реформа (1864) вводит равенство всех перед законом. Земства и Городские думы обретают некоторую не­зависимость от верховной власти, в частности получают право от­крывать лечебные, учебные и богоугодные заведения. С введением к'мских учреждений (1864) Приказы общественного призрения упраздняются в 34 губерниях, отныне это миссия земств.

Отменяется архаичный стеснительный порядок открытия благо- I верительных обществ и заведений исключительно «с Высочайшего соизволения» (1862). Контроль и координация частных инициатив и сфере благотворительности и призрения передается Министерству внутренних дел. Согласно Городовому положению (1870), контроль общественного призрения осуществляют муниципальные органы. Правда, законодательные новации не сразу привели к ощутимым пе­ременам на практике. «Из-за улаживания вопросов юридического и хозяйственного характера муниципализация сферы помощи бедным рас тянулась в разных регионах на 20—30 лет. Этот процесс происхо­ди;! одновременно с развитием городского общественного самоуправ­ления, укреплением его самостоятельности. Так, заведения Московского приказа общественного призрения только в середине 1880-х гг. перешли под муниципальную юрисдикцию, причем городская управа поставила условие, чтобы учреждения были переданы городу со всем движимым и недвижимым имуществами на основании полного пра­ва собственности, а специальные капиталы на тех условиях, на кото­рых они пожертвованы» [29, с. 155].

Потепление политического климата со временем положитель­но скажется на изменении отношения образованных россиян к де­тям с недостатками физического и умственного развития. К концу XIX в. в стране сложились все необходимые предпосылки. Благо­честивое исконное отношение русского человека к нищим, юроди­вым, калекам обогатилось накопленным со времен Екатерины Ве­ликой опытом светского призрения, расширился сословный состав благотворителей. Ряды филантропов-вельмож пополняются купе­чеством, зажиточными горожанами, преуспевающими разночинца­ми. В губерИских центрах ширится круг образованных людей, об­ладающих знаниями в области медицины, педагогики, права, философии. И наконец, самое главное — россияне обрели относи­тельную свободу гражданской инициативы и предприниматель­ства. Вот почему деятельная благотворительность становится все более активным движением в России.

В России, как и на Западе, благотворительные акции государства и частных лиц изначально адресуются инва­лидам войны, а впоследствии распространяются и на де- тей-инвалидов. Известная нам из истории Европы цепочка со­бытий воспроизводится в отечестве по тем же канонам. Вначале официальная забота адресуется искалеченным (ослепшим) вои­нам, за этим следует организация опеки увечных воинов, что втя­гивает в сферу благотворительности взрослых инвалидов (напри­мер, людей, утративших зрение по болезни), и, наконец, филантропы включают в сферу своей ответственности детей-инва­лидов (в нашем случае слепых детей).

К концу XIX столетия западная история государственной и ча­стной благотворительности насчитывала уже шесть веков, на протя­жении которых в процессе длительного эволюционного развития сформировались как минимум две отличные друг от друга модели социальной опеки — католическая и протестантская. Россия, пере­нявшая по воле Петра I и Екатерины II протестантскую модель бла­готворительности, за полтора столетия сумела ее адаптировать и освоить. В 80-е гг. XIX в. Российская империя могла в этой сфере успешно соперничать со многими европейскими странами. В благо­творительное движение теперь были вовлечены многочисленные представители «цивилизации» — царская фамилия, аристократия, дворянство, отдельные представители купечества, образованные го­рожане. «Почва» же неизменно следовала православной народной традиции, считая милостыню наивысшим благодеянием.

И вновь драматические военные события повлекли за собой рост общественного внимания к инвалидам. Печальным последст­вием Русско-турецкой войны (1877—1878) оказалось огромное число военных инвалидов. Созданное правительством незадолго

 

И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. Фрагмент

до Крымской кампании Главное попечительство для пособия нуж­дающимся семействам воинов, столкнувшись с многочисленными просьбами нижних чинов, потерявших зрение, о помощи, экстрен­но принимает ряд мер. Прежде всего Попечительство устраивает два небольших убежища (на 10—15 человек) в Санкт-Петербурге и Киеве, а также направляет лечебный «глазной отряд» в южные и центральные губернии для оказания медицинской помощи и сбора статистики. Полученные в результате экспедиций 1879—1880 гг. статистические данные о численности инвалидов по зрению и их бедственном положении ошеломили не только специалистов-ме- диков, но и власть, и просвещенное общество в целом. Для всех вдруг стало очевидным, что число незрячих в империи огромно, а ослепшие воины лишь малая их толика. Пришлось признать, что Россия не обладает системой помощи незрячим, в то время как

она давно сложилась в большинстве западноевропейских стран. Если в начале века столичные чиновники искренне убеждали Гаюи в том, что в Петербурге слепых нет, то по прошествии семи­десяти пяти лет подобное заявление россияне сочли бы нелепым. Французский тифлопедагог в одиночку попытался разбудить пе­тербургское общество и потерпел фиаско, в конце же XIX столе­тия петербуржцы задумались о судьбах незрячих и предприняли шаги, дабы коренным образом изменить положение.

По инициативе теперь уже немалой группы заинтересованных лиц рождается Попечительство о слепых Ведомства учреждений императ­рицы Марии (1881). Одним из важных направлений деятельность По­печительства ВУИМ станет организация обучения незрячих, благода­ря чему в России появится официальная инстанция, заинтересованная в создании сети специальных учебных заведений для слепых.

Итак, в конце XIX в. отношение образованной и зажи­точной части российского общества к инвалидам карди­нально меняется, ширится круг сторонников обучения детей с нарушениями слуха и зрения, организации для них специальных школ. Соотечественники престают относиться к опытным императорским училищам с недоумением. Просве­щенная часть общества с одобрением воспринимает инициативы педагогов-энтузиастов, стараясь по мере сил поддерживать их. Специальная школа — детище филантропии, успех школьного строительства в Российской империи напрямую связан с активно­стью граждан в сфере деятельной благотворительности.

К концу XIX в. в России сложилась гибкая, дифференциро­ванная и эффективная система государственно-общественного призрения, которая не только поражала иностранцев своим совер­шенством, но часто становилась примером (если не укором) индуст­риальным странам Европы. Система «учреждений, на особых осно­ваниях управляемых» постоянно совершенствовалась (см. схему 1).

Ведомство учреждений императрицы Марии (с 1854 г. «Ведом­ство учреждений императрицы Марии, состоящих под непосредст­венным Их Императорских Величеств покровительством») имело сложную структуру управления. Служба в учреждениях ВУИМ приравнивалась к государственной, в силу чего сотрудники ВУИМ имели те же льготы и привилегии, что и государственные чинов­ники. Для жертвователей правительство предусмотрело граждан­ские привилегии вплоть до присвоения дворянского звания — как личного, так и потомственного1. Общественные функционеры

Императорского человеколюбивого общества (ИЧО) также обла- i.iни широкими правами и преимуществами. Вступив на престол, Александр II «за выдающуюся энергию и безвозмездный труд» удостоил «высочайшей благодарности, благоволения и наград» ряд деятелей и жертвователей ИЧО, одним были дарованы ранги и права государственных служащих, других наградили особыми тиками. Эти знаки, имевшие статус государственной награды, на- к ияли их обладателя определенными льготами. И как только го­сударство начинает высоко ценить и поощрять деятельную благо- I норительность, заниматься ею становится не только почетно, но и выгодно. Отныне во всех губерниях исправно действуют попечите­льные комитеты, различные благотворительные заведения ИЧО, и юм числе приюты для воспитания и обучения сирот и детей бед­ных родителей.

Схема 1

<Учреждения, на особых основаниях управляемые»

Филантропическое движение в России набирало силу. Так, толь­ко иод эгидой ИЧО к 1902 г. (по прошествии столетия со времени его основания Александром I) «трудами или пожертвованиями» и деле благотворительности станет участвовать около 6500 чело­век. Под знаменами армии филантропов объединились члены Со­вета, попечители, члены комитетов и правлений, почетные и дей­ствительные члены, благотворители и соревнователи, воспитатели, преподаватели, врачи, фельдшеры и акушерки. В 1902 г. 2000 россиян пожертвовали только на добрые дела ИЧО почти 670 ООО р. Добавим, к 1902 г. среди 225 благотворительных заведений ИЧО 65 являлись учебно-воспитательными, в них призревалось при­мерно 7000 сирот и детей бедных родителей.

Быт в благотворительных заведениях, подчеркнем это особо, не стоит рисовать нищенским. Всех опекаемых сытно кормили, при­лично одевали, им предоставлялось соответствующее эпохе меди­цинское обслуживание, а воспитанницы сиротских домов по выходе замуж экипировались приданым по «мещанской норме». Наш со­временник, судящий о жизни богоугодных заведений по ночлежке из горьковской пьесы «На дне», глубоко заблуждается об истинном положении дел в сфере государственно-общественного призрения начала XX в. На тот момент российская система социальной опеки структурно мало чем отличалась от европейской (см. схему 2).

Структура российской благотворительности

(по состоянию на начало XX в.)

Схема 2

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
I    
ЦЕРКОВНАЯ СВЕТСКАЯ  
I I  
МИЛОСЕРДИЕ ПРИЗРЕНИЕ ПОПЕЧЕНИЕ

Милостыня, подаяние

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

     
Воспитатель­ Благотворитель­ Амбулато­
Ные дома ные квартиры рии
Приюты Богадельни Больницы
Сиропитатель- Вдовьи дома Летние дачи
Ные дома Дома инвалидов Санатории
Школы Дома призрения  
Училища Дома трудолюбия  
Земледельче­ Ночлежные дома  
ские колонии Странноприимные  
Мастерские дома  

Структурно, если так можно выразиться, благотворительность подразделялась на государственную и негосударственную, послед­няя, в свою очередь, делилась на церковную и светскую. На протя­жении XIX в. церковная благотворительность оставалась на уров­не личного милосердия отдельных духовных лиц. Церковь всецело зависела от самодержца, и ее волеизъявления в сфере призрения регулировались государственным законодательством. Что же каса­ется способов благотворительности, то она могла реализовываться как милосердие, призрение и попечение.

Милосердие — сердоболие, сочувствие, любовь на деле, го- ювность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердность.

Призирать — приглядывать, присматривать, наблюдать.

Приказ общественного призрения — губернское место, заве­дующее этой частью, заботой о нищих, калеках, больных, сиротах, содержащееся на средства земства.

Попечение — забота, усердие, рачение и старание о чем.

[В. И. Даль, Толковый словарь]

Под милосердием понималась потенциальная готовность де- чать добро, на практике жалостливость и сочувствие к детям-инва- 1идам чаще всего реализовывались в виде милостыни, подаяния. Призрение подразумевало активные действия, выражающиеся и создании заведений временного проживания (ночлежек, стран­ноприимных домов, приютов, богаделен, вдовьих домов и т. п.), где инвалид мог рассчитывать на кров и еду. Попечение (попечитель­ство) детей-инвалидов означало широкую деятельную заботу об их будущем.

Попечительство не сводилось только к удовлетворению ви­тальных потребностей ребенка в еде, одежде и жилье, но и обеспе­чивало потребности культурные и социальные — воспитание, обу­чение грамоте и ремеслу.

Итак, к концу XIX столетия набрало силу государст­венное и общественное призрение и стремительно обрело наивысшую свою форму — попечение. Вне контекста полити­ческих преобразований, либеральных реформ, роста личных сво­бод и образовательного уровня населения ничего подобного слу­читься не могло. Отмена крепостного права, учреждение земства и органов городского самоуправления (Городских дум), судебная ре­форма (1864) привели к изменению уклада жизни наших соотече­ственников, следствием чего и стало развитие организованной бла­готворительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.008 с.)