Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Либеральные реформы Александр II — благотворительное движение набирает силуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Новый импульс благотворительности и строительству сети специальных школ придают политические реформы2 Александра II. Отмена крепостного права, учреждение земства и органов городского самоуправления (Городских дум) меняют уклад россий- ■ кой жизни. Судебная реформа (1864) вводит равенство всех перед законом. Земства и Городские думы обретают некоторую независимость от верховной власти, в частности получают право открывать лечебные, учебные и богоугодные заведения. С введением к'мских учреждений (1864) Приказы общественного призрения упраздняются в 34 губерниях, отныне это миссия земств. Отменяется архаичный стеснительный порядок открытия благо- I верительных обществ и заведений исключительно «с Высочайшего соизволения» (1862). Контроль и координация частных инициатив и сфере благотворительности и призрения передается Министерству внутренних дел. Согласно Городовому положению (1870), контроль общественного призрения осуществляют муниципальные органы. Правда, законодательные новации не сразу привели к ощутимым переменам на практике. «Из-за улаживания вопросов юридического и хозяйственного характера муниципализация сферы помощи бедным рас тянулась в разных регионах на 20—30 лет. Этот процесс происходи;! одновременно с развитием городского общественного самоуправления, укреплением его самостоятельности. Так, заведения Московского приказа общественного призрения только в середине 1880-х гг. перешли под муниципальную юрисдикцию, причем городская управа поставила условие, чтобы учреждения были переданы городу со всем движимым и недвижимым имуществами на основании полного права собственности, а специальные капиталы на тех условиях, на которых они пожертвованы» [29, с. 155]. Потепление политического климата со временем положительно скажется на изменении отношения образованных россиян к детям с недостатками физического и умственного развития. К концу XIX в. в стране сложились все необходимые предпосылки. Благочестивое исконное отношение русского человека к нищим, юродивым, калекам обогатилось накопленным со времен Екатерины Великой опытом светского призрения, расширился сословный состав благотворителей. Ряды филантропов-вельмож пополняются купечеством, зажиточными горожанами, преуспевающими разночинцами. В губерИских центрах ширится круг образованных людей, обладающих знаниями в области медицины, педагогики, права, философии. И наконец, самое главное — россияне обрели относительную свободу гражданской инициативы и предпринимательства. Вот почему деятельная благотворительность становится все более активным движением в России. В России, как и на Западе, благотворительные акции государства и частных лиц изначально адресуются инвалидам войны, а впоследствии распространяются и на де- тей-инвалидов. Известная нам из истории Европы цепочка событий воспроизводится в отечестве по тем же канонам. Вначале официальная забота адресуется искалеченным (ослепшим) воинам, за этим следует организация опеки увечных воинов, что втягивает в сферу благотворительности взрослых инвалидов (например, людей, утративших зрение по болезни), и, наконец, филантропы включают в сферу своей ответственности детей-инвалидов (в нашем случае слепых детей). К концу XIX столетия западная история государственной и частной благотворительности насчитывала уже шесть веков, на протяжении которых в процессе длительного эволюционного развития сформировались как минимум две отличные друг от друга модели социальной опеки — католическая и протестантская. Россия, перенявшая по воле Петра I и Екатерины II протестантскую модель благотворительности, за полтора столетия сумела ее адаптировать и освоить. В 80-е гг. XIX в. Российская империя могла в этой сфере успешно соперничать со многими европейскими странами. В благотворительное движение теперь были вовлечены многочисленные представители «цивилизации» — царская фамилия, аристократия, дворянство, отдельные представители купечества, образованные горожане. «Почва» же неизменно следовала православной народной традиции, считая милостыню наивысшим благодеянием. И вновь драматические военные события повлекли за собой рост общественного внимания к инвалидам. Печальным последствием Русско-турецкой войны (1877—1878) оказалось огромное число военных инвалидов. Созданное правительством незадолго
И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. Фрагмент до Крымской кампании Главное попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов, столкнувшись с многочисленными просьбами нижних чинов, потерявших зрение, о помощи, экстренно принимает ряд мер. Прежде всего Попечительство устраивает два небольших убежища (на 10—15 человек) в Санкт-Петербурге и Киеве, а также направляет лечебный «глазной отряд» в южные и центральные губернии для оказания медицинской помощи и сбора статистики. Полученные в результате экспедиций 1879—1880 гг. статистические данные о численности инвалидов по зрению и их бедственном положении ошеломили не только специалистов-ме- диков, но и власть, и просвещенное общество в целом. Для всех вдруг стало очевидным, что число незрячих в империи огромно, а ослепшие воины лишь малая их толика. Пришлось признать, что Россия не обладает системой помощи незрячим, в то время как она давно сложилась в большинстве западноевропейских стран. Если в начале века столичные чиновники искренне убеждали Гаюи в том, что в Петербурге слепых нет, то по прошествии семидесяти пяти лет подобное заявление россияне сочли бы нелепым. Французский тифлопедагог в одиночку попытался разбудить петербургское общество и потерпел фиаско, в конце же XIX столетия петербуржцы задумались о судьбах незрячих и предприняли шаги, дабы коренным образом изменить положение. По инициативе теперь уже немалой группы заинтересованных лиц рождается Попечительство о слепых Ведомства учреждений императрицы Марии (1881). Одним из важных направлений деятельность Попечительства ВУИМ станет организация обучения незрячих, благодаря чему в России появится официальная инстанция, заинтересованная в создании сети специальных учебных заведений для слепых. Итак, в конце XIX в. отношение образованной и зажиточной части российского общества к инвалидам кардинально меняется, ширится круг сторонников обучения детей с нарушениями слуха и зрения, организации для них специальных школ. Соотечественники престают относиться к опытным императорским училищам с недоумением. Просвещенная часть общества с одобрением воспринимает инициативы педагогов-энтузиастов, стараясь по мере сил поддерживать их. Специальная школа — детище филантропии, успех школьного строительства в Российской империи напрямую связан с активностью граждан в сфере деятельной благотворительности. К концу XIX в. в России сложилась гибкая, дифференцированная и эффективная система государственно-общественного призрения, которая не только поражала иностранцев своим совершенством, но часто становилась примером (если не укором) индустриальным странам Европы. Система «учреждений, на особых основаниях управляемых» постоянно совершенствовалась (см. схему 1). Ведомство учреждений императрицы Марии (с 1854 г. «Ведомство учреждений императрицы Марии, состоящих под непосредственным Их Императорских Величеств покровительством») имело сложную структуру управления. Служба в учреждениях ВУИМ приравнивалась к государственной, в силу чего сотрудники ВУИМ имели те же льготы и привилегии, что и государственные чиновники. Для жертвователей правительство предусмотрело гражданские привилегии вплоть до присвоения дворянского звания — как личного, так и потомственного1. Общественные функционеры Императорского человеколюбивого общества (ИЧО) также обла- i.iни широкими правами и преимуществами. Вступив на престол, Александр II «за выдающуюся энергию и безвозмездный труд» удостоил «высочайшей благодарности, благоволения и наград» ряд деятелей и жертвователей ИЧО, одним были дарованы ранги и права государственных служащих, других наградили особыми тиками. Эти знаки, имевшие статус государственной награды, на- к ияли их обладателя определенными льготами. И как только государство начинает высоко ценить и поощрять деятельную благо- I норительность, заниматься ею становится не только почетно, но и выгодно. Отныне во всех губерниях исправно действуют попечительные комитеты, различные благотворительные заведения ИЧО, и юм числе приюты для воспитания и обучения сирот и детей бедных родителей. Схема 1 <Учреждения, на особых основаниях управляемые» Филантропическое движение в России набирало силу. Так, только иод эгидой ИЧО к 1902 г. (по прошествии столетия со времени его основания Александром I) «трудами или пожертвованиями» и деле благотворительности станет участвовать около 6500 человек. Под знаменами армии филантропов объединились члены Совета, попечители, члены комитетов и правлений, почетные и действительные члены, благотворители и соревнователи, воспитатели, преподаватели, врачи, фельдшеры и акушерки. В 1902 г. 2000 россиян пожертвовали только на добрые дела ИЧО почти 670 ООО р. Добавим, к 1902 г. среди 225 благотворительных заведений ИЧО 65 являлись учебно-воспитательными, в них призревалось примерно 7000 сирот и детей бедных родителей. Быт в благотворительных заведениях, подчеркнем это особо, не стоит рисовать нищенским. Всех опекаемых сытно кормили, прилично одевали, им предоставлялось соответствующее эпохе медицинское обслуживание, а воспитанницы сиротских домов по выходе замуж экипировались приданым по «мещанской норме». Наш современник, судящий о жизни богоугодных заведений по ночлежке из горьковской пьесы «На дне», глубоко заблуждается об истинном положении дел в сфере государственно-общественного призрения начала XX в. На тот момент российская система социальной опеки структурно мало чем отличалась от европейской (см. схему 2). Структура российской благотворительности (по состоянию на начало XX в.) Схема 2
Милостыня, подаяние ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Структурно, если так можно выразиться, благотворительность подразделялась на государственную и негосударственную, последняя, в свою очередь, делилась на церковную и светскую. На протяжении XIX в. церковная благотворительность оставалась на уровне личного милосердия отдельных духовных лиц. Церковь всецело зависела от самодержца, и ее волеизъявления в сфере призрения регулировались государственным законодательством. Что же касается способов благотворительности, то она могла реализовываться как милосердие, призрение и попечение. Милосердие — сердоболие, сочувствие, любовь на деле, го- ювность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердность. Призирать — приглядывать, присматривать, наблюдать. Приказ общественного призрения — губернское место, заведующее этой частью, заботой о нищих, калеках, больных, сиротах, содержащееся на средства земства. Попечение — забота, усердие, рачение и старание о чем. [В. И. Даль, Толковый словарь] Под милосердием понималась потенциальная готовность де- чать добро, на практике жалостливость и сочувствие к детям-инва- 1идам чаще всего реализовывались в виде милостыни, подаяния. Призрение подразумевало активные действия, выражающиеся и создании заведений временного проживания (ночлежек, странноприимных домов, приютов, богаделен, вдовьих домов и т. п.), где инвалид мог рассчитывать на кров и еду. Попечение (попечительство) детей-инвалидов означало широкую деятельную заботу об их будущем. Попечительство не сводилось только к удовлетворению витальных потребностей ребенка в еде, одежде и жилье, но и обеспечивало потребности культурные и социальные — воспитание, обучение грамоте и ремеслу. Итак, к концу XIX столетия набрало силу государственное и общественное призрение и стремительно обрело наивысшую свою форму — попечение. Вне контекста политических преобразований, либеральных реформ, роста личных свобод и образовательного уровня населения ничего подобного случиться не могло. Отмена крепостного права, учреждение земства и органов городского самоуправления (Городских дум), судебная реформа (1864) привели к изменению уклада жизни наших соотечественников, следствием чего и стало развитие организованной благотворительности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.008 с.) |