Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение к юродству на РусиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стоглавый судебник содержит специальные рекомендации относительно сумасшедших: дабы не были они «пугалом для здоровых» предписано отправлять их в монастыри. Согласно букве закона делать это надлежало ради духовного лечения и вразумления безумцев, на самом деле Иван Грозный счел монастырь надежным местом для заключения неугодных. Объявление человека лишенным разума и его последующая изоляция становятся инструментом политической борьбы самодержца с инакомыслием. Согласно летописным свидетельствам, подавляющее число людей, объявленных в соответствии с новым законом сумасшедшими, принадлежало к знатным фамилиям. Признание боярина сумасшедшим позволяло царю упрятать несчастного за стены обители и конфисковать его родовые поместья и имущество, а наследников лишить прав на собственность. По мысли самодержца (и его подручных), всякий, кто проявляет несогласие или просто подозрителен властям, одержим бесом, ибо враждебен земному богу-царю. Итак, в эпоху Ивана Грозного впервые в отечественной истории светская власть обращает внимание на сумасшедших, предлагая использовать подлинный или вымышленный душевный недуг как повод для изоляции психически больных или политических противников. Не случайно проявление царского интереса к сумасшедшим совпало по времени с учреждением в структуре власти судебно-полицейских приказов — Разбойного (1555), Земского (1564), Холопьего (1571). Следует отметить, что объявленная государем охота на ведьм не получила, как это в схожих ситуациях бывало на Западе, «всенародного отклика». Карательные административные действия не только не находили поддержки у населения, но нередко приводили к прямо противоположным результатам — увечных нищих странников, калик перекатных и юродивых толпа брала под свою защиту. С особо популярными юродами власть не рисковала расправляться, Иван Грозный считался с их силой, достаточно вспомнить его встречи с Василием Блаженным или с псковским юродивым Николой Салосом. Обращение к феномену юродства на Руси проливает свет на противоречия между отечественным законодательством, право славным каноном и традицией отношения русского человека к убогому, нищему, обездоленному. «Звездным часом русского юродства стал XVI век. Во-первых, в течение этого столетия прославились десять юродивых. <...> Во-вторых, именно тогда официальная церковь на Соборе 1547 г. признала трех «похабов» <...> местночтимыми святыми» [16, с. 146]. На этот факт следует обратить особое внимание. В то время как закон (Судебник) требует изолировать бесноватых от общества, Церковь причисляет не одного, а сразу троих бесноватых к лику святых, переводя их из касты неприкасаемых и преследуемых по закону в разряд достойных, более того, почитаемых, провозглашая их жизнь подвигом, а самих юродивых идеалом для верующих. Беспокойство властей вызывали юроды-обличители, таящие под маской внешней инакости политический вызов, но даже к ним светские и духовные иерархи изредка проявляли снисходительное терпение. Резкий подъем популярности юродивых в народе хронологически совпадает с наиболее жестокими периодами правления Ивана IV. Во времена тирании, раболепия православных иерархов перед самодержцем, в ситуации максимального подавления личности необычность поведения юродивых осуждается менее, чем обычно. Напомним, юродство попало на Русскую землю из Византии, где, возникнув в VII в., под церковно-государственным давлением к XII столетию пришло в упадок. Его закату способствовала нелюбовь позднего византийского общества к юродивым. Свидетельством тому фрагмент жития святого Саввы Нового (XIII в.): «Не осталось ни мужчины, ни женщины, ни ребенка, ни юноши, который не напал бы на него с бесстыдством и дерзостью: в него кидали камнями <...> и хулили его еще худшим образом: «Пустослов, бродяга, дурак, сумасшедший, дурной глаз, несчастье для всего города! Бейте его, закидывайте камнями, гоните его скорее из наших пределов!» [16, с. 129]. Католическая церковь относилась к одержимым еще нетерпимее (правда, до церковного раскола греческие легенды о святых юродивых переводились на латынь и некоторые из них пользовались у верующих популярностью). Средневековый Запад отвергал юродство как стиль поведения, образ жизни. «Реально «практикующих» юродивых на Западе было немного» [16, с. 178]. Простолюдины и знать воспринимали истинных юродивых, как и сумасшедших, либо с болезненным любопытством, либо с отвращением и ужасом. Церковь, власть и западное общество равно не принимали их и старались изолировать. Василий Блаженный. Икона
Русский человек смотрел на юродивого совсем другими глазами: «Ходили дураки по всей Руси, странствовали, с дикими зверями и птицами разговаривали, балагурили, учили царя не слушать. Скоморохи подражали дуракам. <...> Юродивых нередко народная молва объявляла святыми, да и скоморохов тоже», — пишет Д.С.Лихачев [22, с. 14—15]. Это отношение нашло отражение в языке: «Юродивый — безумный, божевольный, дурачок от роду сумасшедший. <...> Народ считает юродивых божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предвидение. <...> Церковь же признает и юродивых, Христа ради принявших на себя смиренную личину юродства, но в церковном же значении «юродивый» иногда «глупый, неразумный, безрассудный» [11]. На Западе сакральное восприятие безумца (сумасшедшего, умалишенного) или юродивого характерно для раннего Средневековья, в XV столетии их начинают изгонять из городов (вспомним о «кораблях дураков»), а позже заточают в сумасшедшие дома. К XVI в. публичное нарушение принятых норм поведения, правил приличия воспринималось как вызывающее и противоправное. На Руси же расцвет юродства падает как раз на XVI век. Юродивые (в том числе явные безумцы) «бегают по городу в рубище или совсем голые; просят милостыню и потом раздают ее; их отовсюду гонят, мальчишки кидают в них камнями; иногда богатые люди заботятся о них...» [16, с. 44]. Согласно литературным источникам, в Москве XVI в. озорство по отношению к очевидно безумному человеку допускали преимущественно дети. Некоторые горожане могли прогнать сумасшедшего (а не побить камнями!), но многие проявляли заботу об убогих. Простонародье относилось к похабам гораздо терпимее и участливее, чем духовенство, а потому юродивые свободно обитали в городах. Различие в восприятии юродивого (для нас — человека с отклонениями в развитии) западным и русским человеком так поразило Джерома Горсея1, что встречу Ивана Грозного с псковским юродивым англичанин описал в мельчайших подробностях: «Его встретил колдун или мошенник, которого они почитали как своего оракула, святой человек по имени Микула Свят; он встретил царя смелыми проклятьями, заклинанием, руганью и угрозами, называя его кровопийцей <...> клялся, что царь будет поражен громом. <...> Царь содрогнулся от этих слов и просил его молиться об избавлении и прощении [царю] его жестоких замыслов. Я сам видел этого мошенника или колдуна: жалкое существо, нагое зимой и летом, совершает многие странные действия благодаря дьявольскому, колдовскому отводу глаз, его боятся и почитают все, как князья, так и народ» [7, с. 54]. Образованный англичанин, выходец из знатного рода, воспринимает юродивого как бесноватого или мошенника и недоумевает по поводу отношения к нему царя и придворных. Православный самодержец не отталкивает и не наказывает юродивого, более того, выслушивает и, что окончательно сразило европейца, выполняет требования невменяемого. Вряд ли приведенный исторический факт можно объяснить исключительно мнительностью государя, который «предавал смерти всех мужчин, женщин и детей, попавшихся ему на пути к Новгороду и Пскову» [7, с. 52]. Отступив после проклятий юродивого от Пскова, армия двинулась на Великий Новгород и вырезала там несколько десятков тысяч жителей. Жестокость Ивана Грозного не смягчали ни возраст, ни пол, ни заслуги жертв, он был равно безжалостен к детям, старикам и женщинам. Остановить беспощадного и деспотичного царя сумел человек не от мира сего, убогий, блаженный. «Место дураков было в Древней Руси, — пишет Д. С. Лихачев, — по соседству с царями, сидели они на ступеньках трона, хотя это царям и не особенно нравилось. Тут на троне царь со скипетром, а рядом дурачок с кнутиком и у народа любовью пользуется. <...> Кажется, сам «батюшка» Иван Грозный завидовал славе Иванушки-дурачка и юродствовал вовсю» [22, с. 14]. Увечье, сумасшествие, телесный недуг вызывали у русского человека не только жалость, сострадание, сочувствие к их носителю, но и ощущение причастности этих инаких людей к чему-то высшему, святому. Об этом свидетельствует другой иноземец — Дж. Флетчер1: «Их считают пророками и весьма святыми мужчинами, почему и дозволяют им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограничения, хотя бы даже о самом Боге. <...> Если же кто из них, проходя мимо лавки, возьмет что-нибудь из товаров, то купец почтет себя весьма любимым Богом» [44, с. 148]. Сакральное чувство к безумным, уродливым, «чудным», к описываемому моменту ушедшее на Западе в прошлое, на Руси испытывало не только простонародье, но и элита. Так, дом первого сановника государства Алексея Адашева «всегда был полон каликами перехожими и юродивыми» [38]. Адашев открыл в своем доме богадельню, в которой держал много десятков «прокаженных» (больных), тайне питающе, обмывающи их, многожды же сам руками своими гнои их отирающа» [40, с. 61]. В отличие от европейцев жителей Руси не смущала, а, напротив, привлекала бесхитростность и демонстративная инакость юродивых. Народ считал их людьми божьими, усматривая в бессознательных поступках глубокий смысл, полагая, что тем открывается истина, сокрытая от обычных смышленых и практичных людей. Русская культура хранила синтетическое единство, поколение за поколением наследовало национальную традицию, принципиально не различаясь в своих чувствах к убогим. Итак, Московская Русь сохраняет сакральное отношение к юродивому. Средневековый Запад отвергает юродство как стиль поведения, образ жизни. Простолюдины и знать воспринимают истинных юродивых, как и сумасшедших, либо с болезненным любопытством, либо с отвращением и ужасом. Церковь, власть и общество равно не принимают их и стараются изолировать. На Руси первая попытка использовать подлинный или вымышленный душевный недуг как повод для изоляции больных или политических противников возникает во время тирании Ивана Грозного.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.111.109 (0.007 с.) |