Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Попечение о сумасшедших, или долгое строительство долгаузаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Со времен Ивана Грозного сумасшедших надлежало отсылать в монастыри. Петр I повелел заменить монастырское попечение лечением в госпиталях для душевнобольных, но далее указа дело не пошло, да и тот Анна Иоанновна отменила. Чиновники из Тайной канцелярии не знали, чьим распоряжениям следовать, и направили прошение о разъяснениях нынешней воли самодержца по данному вопросу в Сенат. Вынужденная решать судьбу «престарелых и в уме поврежденных колодников» Елизавета Петровна сослалась на отцовский указ. «Которые люди мужского и женского пола <...> изумленные <...> посланы были <...> для исправления ума в разные дальние монастыри и были содержаны по указам; а ныне <...> донесено, что таких явившихся <...> в монастыри <...> не принимают. <...> Ея Императорское Величество указала: оных колодников <...> в разные монастыри к <...> содержанию <...> отослать в Синод. <...> В уме поврежденных колодников для исправления принимать в монастыри по-прежнему»1. Правительство решение приняло, но денег Синоду, со времен Петровских реформ пребывавшему в статусе Министерства по делам религии, выделить не сочло нужным. А потому, когда возникла необходимость устроить некоего «безумствующего солдата», Синод не только уклонился от исполнения высочайшего распоряжения, но издал ведомственный циркуляр «О непосылке в монастыри безумствующих для содержания и исправления» (1746) [28, т. XI, с. 673]. Не обременяя себя решением судьбы несчастного ратника, синодальные волокитчики предпочли обстоятельно объяснить невозможность своего участия: «Коллегии объявить, что о содержании таковых безумствующих в монастырях, кроме тех, кои по винам содержатся в Тайной канцелярии, точных Ея Императорского Величества указов не имеется, к тому же Александровский монастырь и ограды не имеет, и к содержанию таковых безумствующих весьма неудобен». Воспользовавшись неудачным выбором Военной коллегии конкретного монастыря, бюрократы в рясах от частного случая умело переходят к обобщению: «Испытанием и увещеванием по духовенству Святейший правящий синод над безумствующим способов не имеет; ибо по правилу 79 святых апостолов, донеле же он от безумствования не освободится, на молитву к приятию допускать возбранено». Желание церкви уклониться от исполнения правительственного распоряжения вполне естественно — государство вменяло монастырю несвойственную тому светскую функцию. Ведомства перекладывали ответственность друг на друга, горы бумаг росли, а судьба безумцев не менялась, словно решали ее в присутственных местах думные чины боярской Руси. Неожиданно дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки — в апреле 1762 г. рождается «Высочайше утвержденный доклад Сената «О постройке для безумных особых домов и об отдаче имений, принадлежащих безумным, под надзор наследников». Прогрессивную новацию предложил «голштинец» на российском троне — император Петр III1, о личности которого стоит сказать несколько слов. «Косность и мелкость природы заставила внука Петра Великого остаться голштинским герцогом на императорском престоле, со всеми привычками и взглядами мелкого германского князька» [34]. «Россия навсегда осталась для Петра III страной чужой. <...> Он явно презирал все русское; вынужденный перейти в православие, не только остался в душе лютеранином, но высказывал явное пренебрежение к обрядам православной церкви. <...> Сама тетка, императрица Елизавета, призвавшая его в Россию <...> в минуты раздражения называла его «уродом» и «проклятым» [40, с. 477]. Не станем спорить с авторитетными суждениями историков, но в нашем случае именно «германские привычки и взгляды» обеспечили столь неожиданное для исполнителей, но важное для разрешения наболевшей проблемы решение. Упомянутый прогрессивный указ — реакция Петра III на прошение Сената об отправке душевнобольных князей Козловских в монастырь. Монаршая резолюция выдает в ее авторе лютеранина: «Безумных не в монастыри определять, но построить на то особый дом, как то обыкновенно и в иностранных государствах учреждены долга- узы». С этого распоряжения все и пошло, начавшись, правда, как дурной анекдот. Так как никто из придворных не понял, что подразумевал государь, употребив слово долгауз2, пришлось Сенату обратиться за разъяснением к ученым мужам Академии наук, но и те не дали вразумительного ответа. Взамен находчивый историограф Ф. Миллер предложил собственный оригинальный проект организации психиатрического заведения [ 15], одновременно попросив коллегу Августа Шлецера изучить постановку дела в Германии. Иностранный почетный член Петербургской академии наук посетил один из долгаузов родной Саксонии (Люнебург) и представил подробный отчет, не преминув завершить его на высокой ноте: «Все богоугодные заведения, число которых в Европе так значительно и между которыми дома для помешанных суть весьма сложные учреждения, получили только после долгих опытов настоящее свое совершенство. <...> Богатая нация, подобная русской, не имеющая недостатков благотворительности, скоро опередит все другие...» [15, с. 286]. Сенат сочиняет доклад «О постройке для безумных особенных домов», первый из которых предполагается учредить на новгородских землях. Полагаем, выбор делался не без оглядки на известные добродеяния митрополита Иова. Однако оптимизм профессора Шлецера оказался преждевременным, на беду генеральный заказчик строительства Петр III гибнет от рук заговорщиков, и почин тотчас глохнет. Монаршая мечта начнет сбываться лет через двадцать, вряд ли князья Козловские, ради которых все затевалось, дождались помощи. По иронии судьбы исполнить волю ненавистного супруга выпадет свергнувшей его Екатерине II Великой. Разбирая государственные бумаги мужа, Екатерина II нашла прошение с его исторической резолюцией и, как приверженец западной системы ценностей, сочла решение Петра III разумным, а потому оставила его в силе. Не часто случается, чтобы венценосец, взошедший на престол в результате заговора, столь благосклонно отнесся к начинаниям устраненного предшественника. В данном случае распоряжение, странное для россиян, оказалось единственно правильным с точки зрения двух самодержцев, равно воспитанных в канонах лютеранства. Так, 20 августа 1762 г. на свет появляется екатерининский указ «Об оставлении в своей силе указа 23 апреля сего года о постройке для безумных особого дома». Ратифицированный документ гласит: «Велено безумных, ежели родственники иметь оных у себя не пожелают, не в монастыри их определять, но построить на то особый дом, как то обыкновенно и в иностранных государствах учинены долгаузы. <...> Токмо пока упомянутый долгауз построиться для таких безумных, Сенат рассуждает назначить монастырь, к тому способный». Исполнители не уразумели, куда же следует отправлять сумасшедших, и государыне пришлось вносить в документ уточнения (ноябрь 1762 г.): «О помещении безумных, до устроения для них особенного дома, в имеющихся покоях при новгородском Зеленецком монастыре и московском Андреевском; и о заведовании сего временного устройства для безумных Канцелярии синодального экономического правления». Проходит еще четыре года, и столичный генерал-полицмейстер объявляет горожанам очередной указ, обязывающий жителей Петербурга письменно информировать полицию о наличии в их домах душевнобольных. Домовладельцев обязали подробно сообщать, «какой человек и давно ль сумасбродствует, какого б он звания ни был». За недоносительство грозило наказание: «Буде кто из обывателей о таком безумном человеке, держа его в своем доме, какого б он звания ни был, в Главной полиции не объявит, а тот безумный учинит какое зло или кому какой вред; за то те люди, кто о таковых в Главной полиции не объявит, подвергнутся, как бы они сами то зло учинили, штрафу без упущения; а если у кого сумасшедший человек в доме через полицейских служителей или кого иного найдется, что он в полиции объявлен не был, то хотя б он какого и зла не учинил, взыщется за необъявление немалый штраф». Легко увидеть, что суть устрашающего текста — забота о благополучии столичного града (государства), а не о здоровье сумасшедших или безопасности их близких. По духу екатерининский указ — точная копия карательно-изоляционных законов средневековой Европы. Не стоит высчитывать, на сколько столетий запоздала отечественная судебная норма, тем более сопоставлять ее с западноевропейской юрисдикцией второй половины XVIII в. При таком сравнении Россия явно окажется в проигрыше. Если же мы рассмотрим указ 1766 г. в контексте предложенной периодизации, то увидим, что волею Екатерины Великой Российская империя, едва вошедшая во второй период эволюции отношения государства и общества к инвалидам, начинает стремительно проживать его. Долгое время единственным локомотивом этого движения оставалась государыня. Интенсивная работа Правительственной канцелярии, разославшей за четыре года четыре закона о душевнобольных, не повлияла на реальное положение дел никоим образом. На местах по-прежнему не понимали, как поступать с сумасшедшими. Дабы внести ясность, Сенат издал указ «Об отсылке оказывающихся в Сибирской губернии сумасшедших людей, не имеющих своего пропитания, в те монастыри, где неполное число по штатам монахов»1. Если бы не дата на документе — 1768 г., можно предположить, что его автор — Иван Грозный. Иными словами, в сфере государственного призрения сумасшедших за двести лет все осталось без изменений. Видя, что ситуация сама по себе не разрешается, императрица пишет указ «О назначении в Санкт-Петербурге, Москве и Казани мест для содержания безумных» (1773)2. Первой его исполнит Москва, обеспечив прием душевнобольных в богадельне на территории Екатерининской больницы (1776)3. Из-за нехватки мест большая часть городских сумасшедших, опекать которых родственники отказывались, по-прежнему останется по смирительным домам вперемешку с преступниками. При ведомственном переподчинении больницы в 1789 г. душевнобольных переведут в инвалидный дом, устроенный графом И. П. Салтыковым в подмосковной усадьбе Марфино. Петербургский долгауз для «пользования сумасшедших» открылся в 1779 г. Обуховская больница1, официально именуемая «первым в отечестве психиатрическим заведением», заняла несколько деревянных построек в центре города и располагала всего 60 койками, часть из которых и выделили для душевнобольных. Почему же строительство долгауза затянулось на многие годы? На протяжении столетия три полновластных самодержца — Петр I, Петр III, Екатерина II — говорили о необходимости строительства сумасшедших домов, да что там говорили, повелевали, но все оставалось по-прежнему. Нерасторопность чиновников в известной мере провоцировалась нетвердой позицией по вопросу о душевнобольных самих коронованных заказчиков. Так, Екатерина II, согласившись с целесообразностью учреждения сумасшедших домов в год своего коронования, не предусмотрела средств на реализацию одобренного ею прожекта. Может быть, государыня не считала проблему первоочередной, а потому, периодически вспоминая о ней, каждый раз забывала выделять деньги из казны. Возможно, она, как чуткий правитель, осознавала, что идея изоляции безумцев плохо согласуется с российской традицией отношения к юродивым, или планировала решить государственную задачу за счет церковных средств и лишь выжидала удобный момент. Как бы то ни было, но в 1786 г. Синод получает Именной указ «Об обращении состоящего в Новгородско-Северской епархии Максаковскаго монастыря в больницу для лишенных ума; об устроении в Межи- горском монастыре госпиталя, а в Киевском Кирилловском — инвалидного дома». Взамен затратного строительства светского долгауза Екатерина II повелевает использовать (перепрофилировать, сказали бы сегодня) три монастыря. Сколь просто решился вопрос, видно из текста указа: «Состоящий в Новгородско-Северской епархии Мак- саковский монастырь, оставшийся за штатом, обратить для содержания несчастных в уме поврежденных, производя на содержание их по 956 рублей на год». Об условиях содержания и финансировании в государственном решении не сказано ни слова, вероятно, расходы в очередной раз возложили на Синод. Проведенная Екатериной Великой административная реформа сыграла важную роль в организации призрения душевнобольных, однако стремительно изменить ситуацию с их попечением не могла. Частное свидетельство тому — участь отставного капитана Ефимовича, «зарезавшего в безумстве жену свою»1 (1776), определенная лично императрицей. История такова. Из Смоленской губернской канцелярии в Сенат пришел запрос: как поступать с отставным офицером, убившим жену, если тот официально признан душевнобольным? Высочайшая резолюция гласит: «Оного содержать, до постройки для таких домов, в монастыре по смерть его, <...> отослать <...> под караулом в смоленский Аврамьев монастырь». В очередной раз дело — строительство сумасшедшего дома — провинциальные бюрократы попытались подменить долгой бумажной волокитой. Ни губернатор, ни губернский Приказ общественного призрения не стремились помочь несчастному, тем более построить для подобных смолян долгауз, предпочитая перепоручить поиск решения Сенату. И все же екатерининская реформа со временем начала приносить плоды: к началу XIX в. Приказы общественного призрения появятся в 13 губернских городах, число домов для умалишенных достигнет к 1892 г. восемнадцати. Дабы улучшить ситуацию в целом, императрица решает поручить контроль исполнения законодательства относительно городских нищих, душевнобольных и инвалидов конкретному должностному лицу — частному приставу (1782). Непосредственно ему предписывается «попечение и призрение убогих его части». Отныне от лица государства пристав «оных покровительствует и защищает от обид, притеснений и насилия и доставляет неимущим честное пропитание, отдаляя их от распутной и праздной жизни, старается устроить их к месту, или к пропитанию, или прокормлению работою, промыслом, рукоделием или ремеслом». Если же исполнение предписанных мер превышает полномочия частного пристава, ему следует обращаться за содействием в Полицейскую управу благочиния [Полицейский устав, 1782]2. Итак, Иван Грозный повелел сумасшедших отсылать в монастыри, Петр I предписал заменить монастырское попечение лечением в госпиталях для душевнобольных, Анна Иоанновна отменит распоряжение Петра I, позже три русских императора на протяжении столетия станут издавать указы о создании лечебно-благотворительных заведений для душевнобольных, пытаясь построить в России долгаузы, однако слово по-прежнему не подтверждалось делом. Только вследствие административной реформы, проведенной Екатериной II в последней четверти XVIII в., в структуре управления городом появляется должностное лицо (частный пристав), непосредственно отвечающее за исполнение государственной политики в сфере призрения нищих, душевнобольных и инвалидов. К началу XIX в. в губернских городах появятся Приказы общественного призрения, а число домов для умалишенных достигнет к 1892 г. восемнадцати.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.100 (0.008 с.) |