Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Филантропы организуют обучениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Слепых детей Сострадательно-милосердное отношение к слепым, как уже не раз отмечалось, характерно для всех христиан, однако россияне, охотно подавая слепцам милостыню, не могли взять в толк, зачем отсылать их в школу. Зная о различиях позиции католической, протестантской и православной церквей относительно обучения детей-инвалидов, не станем искать причин, по которым в православной стране с преобладающим сельским населением вплоть до приезда Гаюи не зафиксированы прецеденты индивидуального обучения незрячих. Родители из лагеря «цивилизации» в этом вопросе ничем не отличались от родителей из стана «почвы», и те и другие не имели повода отдавать ребенка-инвалида в «науку». В подобной ситуации могла бы помочь прогрессивная позиция монарха (вспомним Англию, Францию, Австрию, Пруссию) либо наличие закона об обязательном начальном обучении (как в Германии или странах Скандинавии). Но и это в России случиться не могло — закон о всеобуче отсутствовал, а император вскоре после открытия первого училища для слепых охладел к французской диковине, без его заинтересованности прожект оказался никому не нужным. Неудача, постигшая в начале XIX в. первое императорское училище для слепых, закономерна и объяснима. Опыт, заимствованный в стране, проживавшей третий период эволюции отношения к инвалидам, оказался явно преждевременным для России, исповедующей ценности второго периода. Устроительству специальных учебных заведений должен предшествовать весьма длительный период церковной и светской благотворительности, закладывающий фундамент их будущей жизнеспособности. К моменту монаршего решения открыть в Петербурге институт слепых на манер парижского отечественный опыт деятельной благотворительности оставался весьма скудным, филантропов можно было пересчитать по пальцам. Финансово обескровленная православная церковь не могла соперничать с западной в деле благотворительности и призрения. Учебное заведение просуществовало всего десять лет (1807—1817), а его основатель без почестей расстался с негостеприимной страной. Ни искушенная столичная публика, ни просвещенная знать (участливо подававшая милостыню слепцам), ни профессура, ни чиновники Министерства просвещения иноземной диковиной не заинтересовались, педагогические семена упали на неподготовленную почву. После того как интерес императора к чужеземной новации угас, а приглашенного устроителя отправили восвояси, не просто закрылось необычное училище, на многие годы заглохло в России дело школьного обучения слепых. Уместен вопрос: почему созданное по французским лекалам одним и тем же человеком — Гаюи — училище глухонемых успешно функционировало и крепло, а училище слепых захирело? Возможно, «пережив все волнения и ужасы, опытно, так сказать, испытав опасность даже соседства революции и лично насмотревшись на разгром Западной Европы, Александр из нетерпеливого реформатора превратился в самого ярого охранителя внешнего и внутреннего порядка»1. Тогда почему «ярый охранитель», закрыв одно учреждение, не тронул другое? Поместив факты в куль- турно-исторический контекст жизни империи, мы сможем найти ответ. Войдя в конфронтацию с Францией, Россия, естественно, с подозрением начала относиться к любым парижским веяниям, чего бы они ни касались. Пожалуй, ярче других охранительные тенденции после Отечественной войны 1812 г. прослеживаются в деятельности Министерства народного просвещения. Особое рвение при искоренении либеральной крамолы (или того, что на нее походило) проявили попечители Петербургского и Казанского учебных округов Рунич1 и Магницкий2, чьи имена «затмили собою саму Николаевскую эпоху»3. Еще раньше (1811) министр просвещения А. К. Разумовский4 начал ожесточенную борьбу со всяким влиянием Запада на русскую школу. Однако столичные училища глухонемых и слепых не подчинялись министерству и графа Л. К. Разумовского не интересовали. Роковым для детища Гаюи событием стала утрата монаршего интереса. Мария Федоровна, не и пример сыну, об училище глухонемых пеклась, и оно крепло, опираясь на крамольные западные идеи. Александр I от института слепых отвернулся, и чиновников словно с цепи спустили. Бюрократ лишен собственной воли, он отождествляет государственные интересы с интересами непосредственного начальника, и коль скоро царский энтузиазм остыл, то пропала и корысть заботиться о необычном училище. Столичное общество по известным причинам не испытывало восторга по поводу обучения слепых, а потому не заметило, как училище тихо угасало. Тогдашнее понимание заслуг Гаюи отражает краткость записи письмоводителя канцелярии ичо в год перевода училища (1819) в подчинение этой благотворительной организации: «Прежде оно находилось под управлением
французского профессора и его помощника»1. Всего через пару лет после отъезда Гаюи никто не вспомнил имени великого тифлопедагога, с глаз долой — из сердца вон. Соотечественники не осознали грандиозности масштаба замысла парижанина, а потому при переводе института под патронаж ИЧО школу низвели до уровня дома призрения. «В заведение постановлено было принимать тех слепцов всякого возраста, которые лишены средств к своему пропитанию, и обучать грамоте и музыке способных к тому, направляя дарования их к существенной для них пользе и прославлению Бога и отвлекая от праздности; занимать их полезными и приличными физическому состоянию упражнениями». Отныне основной задачей института становится филантропическое призрение незрячих. Дело, безусловно, милосердное, но не имеющее ничего общего ни с замыслом Гаюи, ни с тем, что делалось в то время в европейских учебных заведениях для слепых. «Впрыгнув» по воле Александра I в круг стран — лидеров обучения незрячих, Россия через десятилетие откатилась в стан аутсайдеров. Пальма первенства перешла к уже упоминавшемуся провинциальному Варшавскому институту глухонемых, который с 1842 г. начал принимать незрячих детей. По прошествии более полутора веков не станем обсуждать правильность принятого варшавянами решения, тем более что подобное объединение глухих и слепых практиковалось в середине XIX в. некоторыми специальными школами Англии, Бельгии, Испании, Франции. Варшавский институт, в отличие от всех остальных дореволюционных российских специальных школ, являлся учреждением государственным и подчинялся в описываемый момент Министерству внутренних дел. Своей целью институт ставил подготовку слепых к самостоятельной жизни. Отделение, где учились слепые воспитанники, было весьма небольшим, так, в 1896 г. из общего числа пансионеров (253) слепых насчитывалось всего 35 человек. Приему подлежали дети в возрасте от 8 до 15 лет, обучение обходилось в 150—200 р. в год, правда, за малообеспеченных и особо одаренных воспитанников платил Варшавский магистрат либо местные филантропы. За шесть лет обучения предусматривалось дать курс, формально соответствующий программе трехлетней первой ступени городского училища. «Постановка учебной работы в Варшавском отделении, — пишет 3. И. Марголин, — стояла на довольно большой высоте. Все лучшие образцы западноевропейских школ слепых заимствовались этим отделением. Педагоги Варшавского отделения слепых обычно перед вступлением на работу, кроме общей подготовки, знакомились со школами слепых Франции, Германии и других стран. Помимо общеобразовательных предметов, слепых обучали музыке, пению и щеточному ремеслу. Девочки обучались рукоделиям. Главное внимание уделялось музыке и пению, так как, по мнению администрации института, они лучше обеспечивают слепых в городе Варшаве, чем какие-либо ремесла. Здесь, несомненно, образцом послужил Парижский институт слепых, в котором к этому времени музыкальное обучение являлось основной формой профессиональной подготовки. После окончания курса слепые оставались в институте, где продолжали заниматься музыкой и ремеслом. По наступлению совершеннолетия воспитанники переводились в специально для них оборудованное при институте общежитие». [Марголин 3. И. История обучения слепых. — М., 1940.— С. 30]. Кроме Варшавского института, следует назвать еще одно заведение — московскую богадельню для слепых женщин1 (1846), которая, правда, не являлась учебным заведением, но заслуживает упоминания хотя бы потому, что других специализированных учреждений для незрячих на тот момент в России просто не сущест- вовало. Итак, отсутствие в первой половине XIX столетия динамики в развитии школьного обучения незрячих в России объясняется не столько антилибералъной внутренней политикой правящих монархов или позицией Министерства народного просвещения, сколько пассивностью общества в целом — население империи не находило смысла в организации обучения слепых. Со времени публичного выступления доктора А. И. Скребицкого на Втором съезде представителей профессионального и технического образования (Москва, 1896 г.)2, где он подверг резкой критике деятельность Попечительства о слепых в России, подобные упреки в специальной литературе стали общим местом. Но справедливы ли они в полной мере? В Германии и Англии к концу 50-х гг. XIX в. действовало 28 учебных заведений для незрячих, но они «по большей части были частными заведениями, и только спустя много времени их приняли в число общественных. Конечно, этих учебных заведений было недостаточно для обучения всех слепых, поэтому часто рекомендовалось отдавать слепых детей в начальные школы зрячих, а для учителей этих школ издавались руководства для обучения слепых» [33, с. 127]. Известный немецкий тифлопедагог Ф. Цех, анализируя историю обучения слепых в Европе, отмечает разобщенность, замкнутость образовательных учреждений: «Если бы школы слепых имели в то время возможность обмениваться мнениями, они, несомненно, объединились бы по многим спорным вопросам воспитания и обучения слепых. Но они работали каждая особняком, ревниво охраняя то, что было утверждено давностью и опытом» [33, с. 128]. По мнению авторитетного немецкого специалиста, кардинальные перемены пришлись на последнюю треть XIX в., когда «в области обучения слепых наступило заметное оживление». Отечественные учебные заведения для незрячих также были частными и не претендовали на выход в «число общественных» школ. Петербургский и Варшавский институты демонстрировали такую же обособленность и закрытость, что и их европейские собратья. И в России, и на Западе «заметное оживление в области обучения слепых» пришлось на последнюю треть XIX столетия. Процесс формирования отечественной сети учреждений для слепых протекал, подчиняясь общим с Европой закономерностям, но имел и некоторые национальные особенности. Общим можно считать резкое усиление общественного интереса к проблеме образования слепых, пришедшееся на последнюю треть XIX в. Особенность же в том, что либеральные реформы и внутриполитические изменения, обусловившие интерес просвещенной и экономически независимой части общества к организации разнообразных учреждений для глухих и слепых, стали возможными в России много позже, чем в известных нам странах-лидерах. Политическая оттепель конца XIX в., стремительный подъем экономики, увеличение численности обеспеченного населения вызвали оживление общественной деятельности в сфере помощи незрячим, в частности слепым детям. Если первые шаги на этом пути сделаны по единоличной воле монарха, если многие десятилетия жизнь учреждений теплилась благодаря ИЧО, то в конце столетия создание Мариинского Попечительного совета о слепых1 (1881) стало в известной мере ответом власти на инициативы снизу. Не появись на исходе века Мариинский совет, обязательно родилось бы попечительство с иным названием, но с аналогичными целями. Начавшийся процесс общественной деятельности в сфере помощи незрячим уже нельзя было остановить. Вот плоды либеральных реформ и светской благотворительности, вот дистанция, которую одолело сознание российского общества всего за 80 лет! Принципиальное различие благотворительных акций конца XIX в. заключается в том, что филантропическую инициативу перехватила прогрессивная и экономически независимая часть общества. События в России развивались тем же порядком, что и в Европе (в протестантских странах прежде всего), только там подобное случилось несколькими десятилетиями раньше. Парадокс России заключается в том, что училища для глухонемых и слепых детей возникли прежде, чем учебное заведение для детей элиты (Царскосельский лицей основан в 1811 г.), раньше, чем многие университеты1! Либеральные реформы и перемены в обществе по понятным причинам не могли не отразиться на жизни придворного (закрытого) института слепых. Еще в 1864 г. предполагалось преобразовать богадельню в учебное заведение, но в жизнь этот проект воплотился спустя пять лет (1869), еще через два года (1871) в стены учебного заведения допустили девочек и открыли для них отделение на 10—15 человек. Когда институтки повзрослели, попечители столкнулись с новой проблемой — их дальнейшим жизнеустройством. Учитывая, что многие девочки отбирались из Воспитательных домов, лучшим решением посчитали открытие при учебном заведении приюта (1888). «Призреваемых в приюте к 1897 г. было 17, хотя число вакансий по уставу, утвержденному в 1882 г., было 60. Плата за пансион составляла 250 р. в год. Никакой учебной работы в стенах приюта не велось. Таким образом, приют походил на обычную богадельню. Его отличие состояло лишь в том, что здесь призревались уже грамотные бывшие воспитанницы Императорского человеколюбивого общества» [11, с. 34]. Пока в Петербурге решали, что нужнее незрячим — обучение или призрение, в западных губерниях открылись два небольших учебных заведения для слепых (Гельсингфорс, 1865 г.; Рига, 1872 г.), ориентированные на немецкие образцы. Так, устроительница рижской школы И. Валентинович отправилась из остзейских земель не в православную столицу и не в католическую Варшаву или Париж, а в близкий по духу протестантский Кенигсберг. Рижский институт, естественно, не походил на столичный, но, подобно европейским, имел два отделения — общеобразовательное и музыкальное. Небольшая рижская школа (в 1885 г. ее посещали 24 ученика) безбедно существовала на щедрые пожертвования земляков и даже обзавелась со временем дачей с большим земельным участком. Первым городом, открывшим учебное заведение для слепых на исконно русских землях, оказалась Москва (1871), но и здесь не обошлось без западного влияния. Подавляющее большинство жителей Первопрестольной и в конце XIX в. воспринимало слепца как нищего, нуждающегося в призрении, и только. Однако среди тысяч москвичей нашелся тот, кто решился обогнать медленно текущее «российское время», этим подвижником оказался обер-пастор евангелическо-лютеранского храма Апостолов Петра и Павла1 епископ Генрих фон Дикгоф2. На заре своей пасторской карьеры Дикгоф поддержал начинания глухого единоверца И.К.Арнольда (1860), всячески помогая тому открыть в Москве школу для детей, лишенных слуха. С тех пор Дикгоф старался во время частых зарубежных поездок посещать образцовые европейские благотворительные и учебные заведения для детей-инвалидов, дабы передавать новые знания землякам в Москве. Европейски образованный священнослужитель, хорошо знавший о существовании специальных учебных заведений за границей, не мог смириться с тем, что на его родине для детей-инвалидов делалось крайне мало. И если обучение глухих как-то начинало организовываться, то для слепых по-прежнему существовала только одна перспектива — нищенская сума. Священник-протестант решает открыть в родной Москве в дополнение к училищу глухонемых школу для слепых детей. К намеченной цели Дикгоф идет по-немецки плано- Г. Г. Дикгоф мерно и последовательно. Прежде всего он отправляется в ознакомительную поездку в ведущие учреждения Австрии, Германии и I Швейцарии. Заграничное путешествие неожиданно сводит энтузиаста специального обучения с путешествующей в тех же краях им- иератрицей Марией Александровной1. Дикгоф получает уникальную возможность не только побеседовать с государыней, но и посвятить высочайшую особу в свои планы. Императрица благосклонно восприняла прожект лютеранского священника и даже одобрила его инициативу. Окрыленный напутствием Марии Александровны, обер-настор возвращается на родину преисполненный надеждами и направляет императрице докладную записку (1871). Документ содержит подробный отчет и проект организации специального обучения слепых в России. Тем временем в Москве все складывается как нельзя лучше, здесь открывается Международная политехническая выставка (1872), и Дикгофа, являвшегося членом Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, избирают председателем ее педагогического отдела. В этом разделе выставки предполагалось представить материалы по проблеме начального образования, а также по вопросам воспитания и обучения слепых и глухонемых детей. Готовя экспозицию, Дикгоф включает в нее ряд специальных руководств и пособий, изданных в Австрии, Англии, Германии, Франции, Швейцарии, а также две собственные брошюры — «О глухонемоте» и «О воспитании и обучении слепых детей». Небольшие по объему книжечки знакомили соотечественников с немецким опытом помощи детям с нарушениями слуха и зрения. Старания энергичного пастора заслужили внимание и одобрение со стороны Марии Александровны. Расценив похвалу императрицы как сигнал к действию, Дикгоф, мечтавший открыть училище для слепых, обращается к высокородным и известным землякам с предложением организовать в Москве особое Попечительное общество. Идею поддержали князья А. Б. Мещерский и Д. М. Голицын, братья П. П. и Д. П. Боткины, Г. И. Браун2, И. Ю. Давидов, В. Д. Коншин3, К. К. Шильдбах4, Д. Д. Шумахер, организовавшие так называемый Совет учредителей (1874). Члены совета незамедлительно подготовили проект устава Попечительства и, согласно строго действовавшим правилам, направили его на согласование в Министерство внутренних дел. Формально устав не вызвал возражений и был завизирован, но официальное разрешение содержало оговорку, тормозящую реальное дело. Правительство не возражало против открытия учебного заведения для слепых, но потребовало предварительно подготовить соответствующее помещение и собрать начальный капитал в 20 ООО р. За два последующих года удалось найти лишь половину требуемой суммы, тем временем истек срок, отведенный на организацию училища. Только личное вмешательство московского генерал-губернатора князя В. А. Долгорукова1 помогло добиться отсрочки. Столкнувшись с бюрократическими препонами, учредители создают Распорядительный комитет (1881)2, члены которого взяли на себя поиск средств и помещения под будущее училище. Для пропаганды своих идей комитет публикует и распространяет среди горожан брошюру, рассказывающую о целях и содержании будущей работы. «Делу мешали пессимисты, которые утверждали, что дети, лишенные навсегда зрения, по окончании курса обучения в заведении не смогут применять на практике приобретенные ими знания, не смогут своим собственным трудом добывать средства на пропитание. Они утверждали также, что школы для слепых детей из бедных крестьянских семей совсем не нужны, так как в дальнейшей жизни эти дети будут лишены того, чем заботливо окружили их в учебно-воспитательном заведении» [24, с. 7-8]. Комитет командирует в Германию Е. А. Фрезе3, «пожелавшую посвятить свою жизнь делу воспитания слепых детей, для изучения способов и приемов обучения слепых детей в западных стра- 1 Долгоруков Владимир Андреевич (1810—1891) — князь, московский генерал-губернатор (1865—1891). При Долгорукове в рамках общероссийских преобразований в Москве проведены земская (1865) и городская (1870) реформы; открыты Московская консерватория (1866), Высшие женские курсы (1872), Исторический музей (1883); проведены Политехническая (1872), Всероссийская промышленно-художественная (1882), к 25-летию Общества поощрения трудолюбия в Москве (1888) и другие выставки. При активном содействии Долгорукова во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. в Москве и Московской губернии организовано около 20 комитетов Общества Красного Креста, собрано около 1,5 млн р. пожертвований в пользу общества, устроены помещения для госпиталей на 2400 коек. В соответствии с должностным статусом Долгоруков являлся президентом, председателем, попечителем, покровителем, почетным, постоянным и действительным членом различных организаций. Пользовался большой популярностью у москвичей. 2 Почетным председателем Распорядительного комитета согласился стать генерал-губернатор Москвы князь В. А. Долгоруков, председателем избрали Г. Дикгофа. 3 Полагаем, Е. А. Фрезе — дочь Фрезе Александра (Августа) Устиновича (1826—1884) — одного из первых профессоров психиатрии в России. А. Фрезе — сын обер-пастора из Ревеля. Служил ординатором в Преображенской больнице для душевнобольных (1854), открыл частную психиатрическую лечебницу (1855—1863). С 1866 г. основал и возглавил Казанский окружной дом умалишенных, одновременно преподавал психиатрию в Казанском университете. пах» [25, с. 8]. По возвращении госпожа Фрезе (так как школа все еще не была открыта) приступила к обучению слепых детей, находившихся в приюте принца Ольденбургского (открыто при богадельне Московского дамского попечительства о бедных). Тем временем Распорядительный комитет сумел собрать недостающую сумму, и, наконец, в 1882 г. Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей открылось, приняв 20 воспитанников. Училище, разместившееся на арендованной площади дома Веры Ивановны Фирсановой1, состояло из двух отделений — школьного и ремесленного. Неудивительно, что московские энтузиасты, большинство из которых составляли лютеране или принявшие православие немцы, особый акцент сделали на обучение ремеслам. Они, как и первая попечительница всех благотворительных учебных заведений — императрица Мария Федоровна, важнейшим итогом обучения считали экономическую независимость и самостоятельность выпускников специального училища. Члены инициативной группы мечтали дать слепому возможность обеспечить будущую жизнь собственным трудом. Попечительное общество распространило свою заботу на детей, живущих преимущественно в Москве и Московской губернии, без различия вероисповедания и происхождения. Несмотря на многие субъективные и объективные причины, не позволявшие энтузиастам быстро исполнить намеченные планы, школа крепла. Уже через три года после создания она располагала необходимым оборудованием для книгопечатания шрифтом Брай- ля2 и начала издавать оригинальную, не уступающую европейским стандартам учебно-методическую литературу. Однако от момента представления Дикгофом докладной записки императрице Марии Александровне до реального рождения московского училища прошло одиннадцать лет. За это время на российском троне Александра II сменил Александр III, и просьбу, обращенную к одной императрице, исполнила другая — Мария Федоровна3. Пока тянулась бюрократическая волокита, Москва уступила пальму первенства своему извечному сопернику — Санкт-Петербургу. Там училище слепых удалось открыть годом раньше (1881). Энтузиаст-москвич пастор Генрих фон Дикгоф не мог конкурировать с энтузиастом-петербуржцем действительным тайным советником К. К. Гротом, также увлекшимся идеей создания аналогичной школы. Столичное заведение для слепых, созданное усилиями Гаюи и бесславно угасшее после отъезда француза из России, возродилось через 75 лет. Это стало возможным благодаря принципиальному изменению позиции образованной части общества, а также личной энергии и подвижничеству известного российского государственного деятеля и филантропа Константина Карловича Грота (1815—1897). Его дед — лютеранский пастор и известный духовный писатель Иоахим-Христиан Грот — прибыл в Петербург из земли Шлезвиг-Гольштейн1, находившейся тогда в унии с Данией, и получил место пастора (1764) в протестантской церкви Св. Екатерины. Отец К. Грота, женатый на обрусевшей немке Каролине Цизмер, служил в Министерстве финансов и слыл человеком «знающим, деловым и в высшей степени благородным» [9]. Первоначальное воспитание Константин Грот получил дома под руководством матери, а затем поступил в Царскосельский лицей (1826)2. Карьера выпускника элитного лицея сложилась блестяще: чиновник Министерства внутренних дел, губернатор Самары, начальник Акцизного комитета Министерства финансов, главный управляющий канцелярии императрицы Марии Александровны. По долгу службы в канцелярии ВУИМ Гроту неоднократно приходилось знакомиться и с деятельностью Приказов общественного призрения, и с организацией государственной и частной благотворительности, и с горькой участью призреваемых. Грот сыграл огромную роль в проведении реформы российской пенитенциарной системы. В период работы в МВД Константин Карлович, детально К. К. Грот изучив организацию тюремного содержания заключенных в России и на Западе, предложил план нового, более гуманного устройства мест лишения свободы (1878). Монарх воспринял план благосклонно, и проект лег в основу нового российского закона о тюрьмах. Будучи сторонником здорового образа жизни, К. К. Грот организует в столице Гимнастическое общество, с тем чтобы то готовило учителей гимнастики (физкультуры в сегодняшнем прочтении). Но выше физического здоровья человека Константин Карлович ставит нравственное «социальное» здоровье населения. А потому, оказавшись во главе IV Управления императорской канцелярии, ведавшей вопросами призрения, он попытался наладить ремесленное обучение работоспособных инвалидов, находящихся в подведомственных приютах и богадельнях. В частности, К. К. Грот способствует созданию в Санкт-Петербурге училища-приюта для глухонемых. Высокопоставленный чиновник отнесся к своему новому назначению как к миссии и в дальнейшем действовал с таким рвением и энтузиазмом, словно исключительно от него зависело изменение государственной социальной политики и устоявшейся практики призрения калек и убогих. И надо сказать, что К. К. Грот весьма преуспел в своих начинаниях, особенно в деле призрения незрячих, без остатка посвятив решению этой проблемы последние двадцать лет жизни. Судьба распорядилась так, что потомок выходца из земли Шлезвиг-Гольштейн создал в России учебное заведение, ни в чем не уступающее тогдашним ведущим немецким институтам слепых. Все началось с назначения К. К. Грота (1877) на руководящий пост в Главное попечительство для пособия нуждающимся семействам убитых и раненых в Русско-турецкой войне. Инициатором создания попечительства стала супруга Александра II императрица Мария Александровна. Приступив к исполнению новых обязанностей, Грот, следуя выработавшейся ревизорской привычке, начал с детального изучения масштаба работы. Сразу же выяснилось, что среди призреваемых достаточно высок процент инвалидов по зрению1. Председатель попечительства решает провести объективную экспертизу, для чего с благословения самодержца организует на деньги попечительства медицинскую комиссию или «глазной отряд». Вошли в названный отряд военные и гражданские вра- чи-окулисты, а возглавил его Александр Ильич Скребицкий2, обладавший медицинским и юридическим образованием. Решение К. К. Грота рекомендовать А. И. Скребицкого на пост ру - ководителя «глазным отрядом» оказалось более чем удачным. Эрудированный медик-юрист придерживался прогрессивных взглядов, обладал неуемной энергией и весьма критическим складом ума В лице Александра Ильича попечительство получило не только одного из самых деятельных своих членов, но и самого яростного критика недостаточно активной политики попечительства и властей в целом в адрес слепых. Статистические данные и выводы, представленные специалистами «глазного отряда», оказались малоутешительными. Проведенное исследование показало, что в империи удручающе велико число инвалидов по зрению не только среди участников войны, но и среди населения в целом. Эксперты констатировали, что по оцениваемому показателю Россия удерживала на континенте непочетное первое место. Скребицкий не только информировал руководство о результатах проведенной экспертизы, но и предал данные гласности. Заинтересованная часть общества смогла прочесть его брошюры «Между слепых солдат» (1879), «О распространении слепоты и распределении слепых в разных местностях России» (1886). Скреоицкий-врач убеждал читателя, что в России слепых больше, чем в любой другой европейской стране. Скребицкий-гражданин и юрист ставил вопрос о необходимости создания патронажной службы, которая могла бы осуществлять заботу о слепых в государственном масштабе. Ознакомившись с выводами «глазного отряда», К. К. Грот приглашает А. И. Скребицкого к разработке проекта создания особого координационного органа (Попечительства о слепых) в системе ВУИМ. Голоса Грота и Скребицкого оказались услышанными, многие петербуржцы поддержали их. Обратим внимание читателя на важные изменения системы ценностей в сознании образованных россиян. Семьюдесятью годами раньше в общем-то сходные призывы Гаюи не нашли отзвука в Северной столице, были проигнорированы и обывателями, и аристократами, и Церковью, и властью. Отмена крепостного права, либеральные реформы, работа народных училищ, гимназий, университетов начали приносить плоды: обыватели превращаются в граждан, столичные горожане — в сообщество, задумывающееся о правах тех соотечественников, кому прежде позволяли лишь побираться Христа ради. Проект организации деятельного призрения слепых на исходе XIX столетия поддержали многие известные врачи-офтальмологи: Л. Г. Беллярминов1, К. К. Бродовский, Л. Л. Гиршман, С. С. Головин'; деятели науки и культуры: географ П. П. Семенов-Тян-Шан- ский2, юрист А. Ф. Кони3, филолог Я. К. Грот4, писатель В. Г. Короленко5, скульпторы М. М. Антокольский6, А. М. Опекушин7 и многие другие. Филантропический замысел группы знаменитых россиян К. К. Грот, который на тот момент на правах министра руководил Тюремным ведомством, представил на суд монаршей чете и получил одобрение. Царь-освободитель (Александр II), в отличие от своего дяди (Александра I), довел дело до конца. Незадолго до своей трагической гибели император ознакомился с проектом и поддержал доброе начинание, 13 февраля 1881 г. высочайшим решением утверждается устав и состав Мариинского попечительства о слепых. Главной целью попечительства монарх (государство) 1 Головин Сергей Селиванович (1866—1931) — врач-офтальмолог. Окончил медицинский факультет Московского университета (1889) и по идейным мотивам поступил на место помощника земского врача в Серпуховском уезде, затем служит офтальмологом в Кутаисской лечебнице, Московской глазной больнице (1892—1903), профессор медицинского факультета Новороссийского университета в Одессе (1903—1911), главный врач Московской глазной больницы (1911—1917). С 1919 по 1924 г. профессор Московского медицинского института. 2 Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович (1827—1914) — географ, статистик, общественный деятель, филантроп. С 1885 по 1912 г. председатель Общества Аренсбургской санаторной станции для детей, больных рахитом и костным туберкулезом, член-учредитель Фребелевского общества, член комитета Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Сестра Петра Петровича, Наталья Петровна, была женой академика Петербургской академии наук филолога Я. К. Грота. Участие в деятельности многих благотворительных обществ в качестве их председателя дало повод к нескольким статьям Семенова по вопросам благотворительности. Почетный член Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых (с 1906). 3 Кони Анатолий Федорович (1844—1927) — юрист, общественный деятель и литератор. Доктор права (1890), почетный член Московского университета (1892), почетный академик Петербургской академии наук (1900), член Государственного совета (1907), член законодательной комиссии по подготовке многочисленных законов и положений, член и председатель Петербургского юридического общества (1916). В 1860—1870-е гг. активно участвовал в проведении судебных реформ, был одним из первых деятелей нового пореформенного суда. Член Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. 4 Грот Яков Карлович (1812—1893) — филолог, академик Петербургской академии наук (1856). Профессор Гельсингфорсского университета (1840—1852), Петербургского лицея (1852—1862). Старший брат К. К. Грота. 5 Короленко Владимир Галактионович (1853—1921) — писатель, публицист, общественный деятель. 6 Антокольский Марк Матвеевич (1843—1902) — скульптор. В связи с тяжелой болезнью с 1871г. жил в Италии, с конца 1877 г.— в Париже. Член-корреспондент Парижской академии (1878), почетный член Венской, Берлинской, Лондонской, многих других западноевропейских академий. Удостоен французского ордена Почетного легиона. 7 Опекушин Александр Михайлович (1838—1923) — скульптор, академик Петербургской академии художеств. определяет «обучение слепых доступным им ремеслам и занятиям, дабы они могли существовать без посторонней помощи и работать, и действовать по возможности самостоятельно» [18]. Занимаясь делами попечительства, объектом заботы которого изначально были взрослые слепцы, Грот задумался о несправедливой участи незрячих детей, обреченных в России на безграмотность. Зная о существовании на Западе специальных институтов, Константин Карлович не мог оставаться пассивным и, не дожидаясь ничьей помощи, на собственные средства открывает маленькое учебное заведение (1881)1, принявшее поначалу четверых, а затем уже десять слепых мальчиков. На съемной квартире классам оказалось тесновато, и энтузиаст-филантроп решается на следующий шаг — вкладывает все имеющиеся в его распоряжении средства2 в покупку большого земельного участка и начинает строительство трехэтажного школьного здания и мастерских. Еще до открытия собственного учебного заведения Грот познакомился с организацией школьного дела во многих европейских городах (Бадене, Берне, Вене, Лозанне, Милане, Праге, Флоренции, Штутгарте), в своем дневнике старательный ученик помечал не только то, что стоит воспроизвести на родине, но и то, чего копировать, на его взгляд, не следовало! Все лучшее из увиденного в европейских институтах Грот попытался реализовать при создании столичного училища3, проектировать которое пригласил хорошо ему знакомого А. А. Томашко4. Консультировали архитектора и лично Грог, и директор Дрезденского института слепых Ф. Бют- нер. Интересна характеристика, которую дрезденский тифлопедагог дал российскому дворянину: «К нам приезжает много русских, но они обыкновенно приходят понюхать и уходят. Не так действовал К. К. Грот, он вникал во все, он замечал то, на что другие и не обращают внимания, он изучал наше дело так, как будто бы ему самому предстояло лично заведовать училищем для слепых. Он, можно сказать, сделался специалистом по нашему делу» [10, с. 47-48]. Константин Карлович разработал типовой устав училища, содержание и организационные формы обучения, поставив главной задачей обучения «подготовку незрячего к самостоятельной жизни и обществе». Формирование педагогического штата пошло по обычной схеме. Напомним, что первого педагога — госпожу Фрезе — москвичи направили в Германию, точно так же К. К. Грот отправил госпожу фон Трумберг1 на стажировку в Дрезденский институт. С помощью Ф. Бютнера молодой тифлопедагог из Петербурга создаст русскую версию брайлевского шрифта. Стараниями Трумберг и А. И. Скребицкого в Германии станут издаваться книги по заказу отечественного Попечительства о слеп
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.67 (0.019 с.) |