Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы организации обучения. Урок как важнейшая форма обучения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общее понятие о формах организации процесса обучения, их основные особенности (коллективно-групповое и индивидуальное обучение, степень самостоятельности учащихся, характер руководства учением и др.). Урок как важнейший элемент процесса обучения. Дидактические цели урока как предвидение изменений в знаниях и в познавательной деятельности учащихся. Особенности подготовки учителя к организации урока (организация деятельности учителя и деятельности учащихся). План урока как результат творческой деятельности учителя. Формирование личности школьника на уроке, создание условий для его самореализации. Рациональная организация учебного труда учащихся; формирование навыков интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т.п.), умений учиться, формирование потребности в самообразовании. Классификация уроков. Примеры различных классификаций на основе: целей обучения, средств обучения, методов обучения, этапов процесса обучения. Традиционная дидактическая классификация на основе целей и этапов обучения: уроки ознакомления учащихся с новым материалом; уроки закрепления учебного материала; уроки обобщения и систематизации изученного; уроки формирования и закрепления практических умений и навыков; уроки проверки качественного усвоения изученного; комбинированные уроки. Виды уроков. Пути повышения эффективности урока: создание условий для овладения основами изучаемого материала непосредственно на самом уроке; создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы; наличие организации системы элементов урока (структура урока), способствующей эффективному воздействию учителя и учащихся в зависимости от характера постановки дидактических целей; соблюдение внутрипредметных и межпредметных связей; сокращение времени на контроль за усвоением учебного материала (но при этом формы контроля должны быть еще более эффективными); организация разнообразных видов деятельности учащихся на уроке; совершенствование форм и взаимодействия учителя с учащимися и между учащимися непосредственно на уроке. Требования, предъявляемые к уроку: единство образовательной, развивающей и воспитывающей целей при четкой выраженности дидактической (образовательной) цели; необходимость соблюдения всех принципов дидактики; использование разнообразных методов и средств обучения на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся и эмоциональности урока; необходимость непрерывного и всеобщего контроля (самоконтроля) за усвоением учебного материала; необходимость использования на каждом уроке элементов систематического повторения пройденного материала, особенности повторения изученного на уроке, необходимость оптимальной оснащенности дидактическими и техническими средствами; особенности систематичности и перспективности каждого урока в общей системе уроков; гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе и тех ситуаций, которые возникают при проведении конкретного урока в имеющихся условиях; наличие профессиональной направленности урока; эффективность дачи домашнего задания (его цели, способы выполнения) и его обязательная проверка; создание благоприятных морально-психологических и санитарно-гигиенических условий. Особенности практикумов, семинарских занятий, учебных экскурсий, собеседований с учащимися (зачетов), организаций самостоятельной работы учащихся с книгой и другими источниками знаний как дополнительных форм обучения. Организация индивидуальных и групповых консультаций как своеобразных форм учебной работы, их роль и особенности. Домашняя работа учащихся как одна из важнейших форм обучения, особенности ее организации. Проверка и оценка знаний учащихся. Важнейшие функции проверки и оценки знаний (контролирующая, обучающая и воспитывающая) и их особенности. Виды проверки. Оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Отметка. Анализ (самоанализ) урока как результат творческой деятельности учителя. Основные направления анализа урока (цели урока, уровень и характер деятельности учащихся, методы и средства обучения, принципы, требования к уроку, содержание учебного материала). Такт и этика разбора урока. Основные понятия: формы обучения, урок как важнейшая форма обучения, дополнительные формы обучения, типы уроков, виды уроков, требования, предъявляемые к уроку, фронтальная, групповая, индивидуальная формы учебной работы, оценка и отметка, функции проверки знаний.
ЛИТЕРАТУРА
Бабанский Ю. К. Интенсификация учебного процесса. - М., 1987. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. - М., 1981. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. - М., 1982. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. - М., 1984. Ильин Н. Рождение урока. - М., 1986. Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок // Вопросы психологии, 1992. - № 1. Калмыкова 3. Психологические принципы развивающего обучения // Знание, 1979. - № 5. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М., 1995. Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1992. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. - М., 1983. Константинов Н. А. и др. История педагогики. - М., 1982. Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М., 1986. Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. - Минск, 1992. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. - М., 1977. Краевский В. В. Что такое философия образования. - М., 1991. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Знание, 1991. Кулыгина Л. С. Активизация учения: Сущность и содержание // Педагогика, 1994. - № 1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии: Учебное пособие для высшей школы. - М., 1994. Легенький Г. И. Цель и способы воспитания. - М., 1990. Леднев В. С. Содержание образования. - М., 1989. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности / Серия: педагогика и психология. - М., 1980. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1996. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988. Матюшкин А. Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М., 1975. Махмутов М. И. Современный урок. - М., 1981. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Агутова. Монахов В. М. Тенденция развития содержания общего среднего образования / Педагогика, 1992. - № 1—2. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1989. Окон В. Введение в общую дидактику. - М., 1990. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 1968. Онищук В. А. Урок в современной школе. - М., 1981. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. - М., 1967. Очерки истории школы и педагогической мысли народов древнейших времен до конца XVII в. - М., 1972. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1995. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1998. Педагогика и логика / Г. Щедровицкий, В. Розин, Алексеев, Н.М. Непомнящая - М., 1993. Подласый И. П. Педагогика. - В 2 кн. - М., 1999. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1982. Пряникова В. Г., Равкин 3. И. История образования и педагогической школы: Учебник-справочник. - М., 1995. Ратанова Г. А. Способы активизации познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии, 1990. - № 5. Репкин В. В. Развивающее обучение как система: Пособие для учителей, студентов пед. институтов и работников народного образования. - Томск, 1993. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в учебном процессе. - М., 1990. Слуцкий В. И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. - М., 1992. Соколова М. А. и др. Сравнительная педагогика: Курс лекций для пед. институтов. - М., 1978. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990. Фридман Л. Я. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987. Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М., 1982. Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995. Шилова М. Н. Учителю о воспитанности школьников. - М., 1997. Якиманская И. и др. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Сов. педагогика, 1991. - № 4. Яковлев Н. М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе. - М., 1985.
+++
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.63.176 (0.01 с.) |