Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и методы обучения в каратэСодержание книги Поиск на нашем сайте
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями, т. е. регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения. Весь процесс обучения включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. 1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах. Основные задачи: а) сформировать смысловое и зрительное представления о б) создать двигательные представления по основным опор в) добиться целостного выполнения двигательного действия г) предупредить или устранить значительные искажения в Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения технического действия преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия. В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений. Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование. На этапе начального разучивания двигательного действия наиболее типичны следующие двигательные ошибки: а) лишние движения; б) движения, искаженные по амплитуде и направлению, в) нарушение ритма двигательного действия; г) закре-пощенность движения. Причинами их могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков; боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др. Для исправления ошибок необходимо показать правильное выполнение и предоставить ученику дополнительные попытки, чтобы овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания. Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит: 1) от степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков. 2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение. Основные задачи: а) уточнить действие во всех основных спорных точках как б) добиться целостного выполнения двигательного дей в) устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене. Данные задачи могут решаться параллельно, т. е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий. На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств: 1) применяются упражнения для укрепления мышечной 2) используются подводящие упражнения, которые подго 3) длительность применения подводящих упражнений за Эффективность использования различных упражнений (подготовительных, подводящих, имитационных) достигается при четком соблюдении: а) целей и задач упражнения; б) структурной взаимосвязи с основными двигательными действиями; б) дозирования упражнений; г) контроля и самоконтроля выполнения. В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление. 3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи: а) добиться стабильности и автоматизма выполнения дви б) довести до необходимой степени совершенства индиви в) добиться выполнения двигательного действия в соответ г) обеспечить вариативное использование действия в за Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, поскольку все они тесно взаимосвязаны. На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимнастический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения. В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: увеличение высоты снарядов, амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КАРАТЭ Основными приемами каратэ, его начальной и конечной целью являются цуки («укол мечом» или удары кулаком), учи («рубка мечом» или иные удары руками), гэри (удары ногами) и укэ (блоки). Ученики осваивают выполнение этих приемов достаточно легко и оыстро — менее чем за два месяца, однако изучить их в совершенстве за такой срок невозможно. Поэтому необходимо регулярно тренироваться, максимально сосредоточивая усилия на выполнении каждого движения. Но цель тренировки будет достигнута лишь в том случае, если она будет строиться на выверенных физических и физиологических принципах, которые лежат в основе всех приемов каратэ, созданных нашими предками и усовершенствованных в дальнейшем. Форма, равновесие и центр тяжести. Эффективность приемов всех боевых искусств и многих видов спорта зависит от правильной формы. В бейсболе, например, важна хорошая подача, фехтовальщик тратит годы на совершенствование движений, которые дилетанту кажутся простыми. Так достигается совершенство движений тела, или форма, которая физически и физиологически правильна. Отличная форма особенно важна в каратэ. Все части тела должны взаимодействовать, обеспечивая необходимую устойчивость для выполнения ударов ногами, руками, а также блоков. Ученикам каратэ часто приходится стоять на одной ноге при атаке или защите. Поэтому равновесие здесь играет важнейшую роль. Если стопы будут располагаться далеко друг от друга, центр тяжести будет находиться низко и удары ногами или руками будут сильными. Но если центр тяжести слишком высоко и ступни сближены сверх допустимого, удар будет слабым.. Поэтому, несмотря на то, что устойчивость очень важна, необходимо помнить также о подвижности. Положение тела и, следовательно, центра тяжести зависит от разных обстоятельств, Центр тяжести всегда перемещается. Иногда вес тела поровну распределен между обеими стопами, а иногда на одну ногу приходится бофлыпая нагрузка, чем на другую. Когда выполняется удар ногой в сторону, вес тела полностью смещается на другую ногу. В этом случае очень важна твердая стойка, иначе отдача при выполнении удара может нарушить равновесие, Но центр тяжести должен постоянно перемещаться с одной ноги на другую. И при этом необходимо постоянно искать уязвимые места в защите своего противника. Сила и скорость. Овладение одной лишь мускульной силой не гарантирует победу в боевых искусствах или каких-либо видах спорта. Важно уметь использовать силу эффективно. Применение ее в любом движении зависит от ряда факторов. Одним из них, наиболее важным, является быстрота движений, или скорость. Основные удары руками и ногами наиболее эффективны в каратэ при концентрации максимума усилий в момент попадания в цель. Эта концентрация во многом зависит от быстроты, с которой выполняются приемы. Столь же важно и другое: бо#ль-шая скорость является результатом бо«лыпей силы. Сила удара рукой, проводимого опытным каратэкой, приблизительно равна 1500 фунтам (680 килограммам). Наиболее эффективный вид движений, необходимых для основных приемов каратэ, — это движения как при перемещении легких и тяжелых предметов с максимальной скоростью. Другой принцип, достойный внимания, — высокая скорость. Она достигается тогда, когда сила движется к цели по более длинному пути. Например, при ударе ногой колено бьющей ноги сгибается насколько возможно и тело перемещается относительно цели так, чтобы нога полностью разгибалась в момент удара. Чем длиннее путь к цели, тем сильнее получится удар ногой. Концентрация силы. Удары рукой или ногой будут слабыми, если использовать только мышцы конечностей. Для достижения максимальной силы необходимо использовать силу всех частей тела одновременно. Когда производится удар ногой или рукой, сила движется из центра тела, от основных мышц, к конечностям, окончаниям кисти или стопы со скоростью 0,01 м/с. Все движения от начала до конца продолжаются 0,15-0,18 с, если все элементы этого движения выполнены правильно. Тренировка способствует тому, что вся имеющаяся сила концентрируется в стопе при ударе ногой или в кисти — при ударе рукой. Важно, чтобы различные мышцы и сухожилия были свободными, оптимально расслабленными, чтобы была возможность немедленно ответить на изменение обстоятельств. Сила, концентрируемая во время удара, должна быть мгновенно сброшена для подготовки к следующему движению. Постоянная тренировка на напряжение и расслабление тела очень важна для выполнения приемов каратэ. Роль мышечной силы. Силу движениям дают всесторонне натренированные, мощные и эластичные мышцы. Даже при хорошем знании теории и принципов динамики движений приемы будут слабыми, если мышцы недостаточно сильны. Поэтому необходимо постоянно тренировать их. Часто во время отработки нового приема ученики используют как необходимые мышцы, так и мышцы, которые мешают выполнению приема. Поэтому важно точно следовать советам своего учителя. Когда «нужные» мышцы задействованы полностью и гармонично, прием получается сильным и эффективным. Если же участвуют «ненужные» мышцы, результатом является в лучшем случае потеря энергии или, что гораздо хуже, неэффективный прием. Наконец, важна быстрота мышечной концентрации, потому что чем более способна мышца к напряжению, тем большую силу она производит. Ритм. Важным элементом в выполнении приемов в боевых искусствах, а также во многих видах спорта является ритм. Без него невозможно правильное выполнение серий движений в любом виде спорта. Существует особый ритм, необходимый для движений атлета, и он более запутан и сложен, чем так называемый музыкальный ритм. Для изучающего каратэ правильный ритм важен как в выполнении основных приемов, так и в свободном спарринге (кумитэ). Ритм особенно важен в выполнении официальных или формальных упражнений (ката). Необходимо помнить о трех наиболее важных элементах: применять силу в нужное время, контролировать быстроту в приемах и от приема к приему, плавно перемещать тело от одного приема к следующему. Эти требования не осуществимы без ритма: ката, выполненное учеником, добившимся определенных успехов в изучении каратэ, ритмично и, следовательно, красиво. Чувство времени (выбор времени, своевременность). Чувство времени крайне важно в выполнении приемов. Если оно недостаточно развито, прием может получиться нерезультативным. Удары рукой или ногой, направленные в цель либо слишком рано, либо слишком поздно, чаще всего безрезультатны. Начиная прием, в первую очередь важно рассчитать время. Чтобы начинать свои движения более эффективно, игроки в бейсбол и гольф тренируют свои подачи, отрабатывая предварительные замахи. Однако для отработки подобных замахов в каратэ нет времени: исход схватки решают мгновения. И недостаточно точный расчет времени может оказаться гибельным. Атака в каратэ должна начинаться рукой или ногой из обычной позиции — подготовительной или защитной. Рука или нога (стопа) должна всегда располагаться так, чтобы приемы можно было легко и быстро применить. Немедленно после применения приема она должна возвращаться в свою прежнюю позицию, готовясь для следующего движения. Кроме того, в течение всего этого движения тело должно быть расслабленным, но готовым к любым действиям. Низ живота и бедра. Тренеры постоянно подчеркивают, что максимальную силу в любое движение можно вложить с помощью бедер. Например, они говорят: «Бейте вашими бедрами», или «Бросайте вашими бедрами», или «Поддайте его вашими бедрами». В Японии бедрам уделяют внимание на самых ранних стадиях обучения, подчеркивая их значимость в достижении мастерства. Эта область тела особенно важна потому, что в них, по японским представлениям, сосредоточен человеческий дух и они обеспечивают основу силы и равновесия. Бедра — это зона позади пупка в центре тела, если человек стоит прямо. Если стойка в каратэ правильная, центр тяжести также находится в бедрах. Правильная стойка дает возможность ученику уравновесить верхнюю и нижнюю части своего тела, приводя в гармоническое взаимодействие мышцы, и позволяет почти полностью сохранить энергию. Если сила концентрируется в бедрах, она как струя вливается в выполняемые приемы каратэ, а кости таза и голени крепко поддерживают бедра и корпус при поворотах. Эта мощная поддержка позволяет выполнять сильные приемы. Центр тяжести, т. е. низ области живота и бедер, играет большую роль в различных движениях. Следовательно, нужно стараться делать удары руками, ногами и блоки, используя работу бедер. Психологическое состояние человека в момент тренировки, соревнования, в реальной обстановке является важной частью любого воинского искусства. Уровень мастерства каратиста определяется как степенью технической подготовленности, так и уровнем психологической устойчивости к стрессовым ситуаци- ям. Медитативная техника — один из способов психологической подготовки каратиста, метод психической регуляции, профилактика психических напряжений. Особое место в области знаний каратэ-до занимает понятие «ки» — внутренняя энергия, которая является частью всеобщего мирового «ки». С дыханием человек «вдыхает ки» и объединяет его со своим телом. Когда биоэнергия свободно циркулирует по энергетическим каналам и накапливается в нижней части живота, человек здоров телом и духом (это имеет важное оздоровительное значение). Тренируясь, необходимо соблюдать основные принципы «ки»: сосредоточиться, полностью расслабиться, располагать вес каждой части тела в нижней точке, следить за расширением, накоплением и циркуляцией «ки». По мнению многих исследователей, техника выполнения защитных действий составляет один из важных разделов в процессе подготовки каратиста. Высокий уровень технической под-Готовки каратиста позволяет во время единоборства не только создавать благоприятные ситуации для атаки, проводить приемы и контратаки, но и умело защищаться. Специалисты едины во мнении, что совершенная защита — грозное оружие для достижения победы над соперником, поскольку защитные действия — это основной фактор, препятствующий проведению соперником атакующих действий. Надежная защита — основа спортивного мастерства. Защитные действия тесно связаны с действиями соперника. Встречаются ярко выраженные агрессивные соперники. Агрессивность, не подкрепленная высокой техникой как атакующих, так и защитных действий, может привести к наказанию за нарушение правил поединка. Агрессивность, нападение, подчинение и защита образуют сложный комплекс поведения каратиста в поединке. В спортивных единоборствах различают два типа защитных действий: 1) пассивную защиту — прием, направленный на предотвращение атаки или ее дезорганизацию путем активного использования частей своего тела. При пассивной защите выполнение приемов атаки предотвращается за счет разрыва дистанции. Обороняющийся каратист не владеет инициативой и не имеет преимуществ в развитии ситуации; 2) активную защиту — прием, включающий действия, направленные на отражение атаки соперника и на создание удобной ситуации для проведения контратаки. Применение активной защиты, позволяющей эффективно переходить к атаке, придает поединку активный характер, делает ее более зрелищной и результативной. Первым уровнем овладения двигательным действием (защитой и нападением) является выработка двигательного умения (это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при сознательном и активном мышлении), вторым — двигательный навык (такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит подсознательно). Его основная задача — научить занимающегося свободно владеть навыками в любых условиях противоборства. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность. На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка. При организации процесса обучения в спортивных видах единоборств необходимо следовать следующим основным дидактическим принципам: — последовательного обучения от простого к сложному с — соответствия темпа и длительности движений целям под — строжайшего соблюдения безопасности процесса обуче Формирование одних двигательных навыков в различных видах единоборств может оказывать определенное влияние на усвоение других. Это явление получило название переноса навыков. В теории и методике выделяют несколько их видов: положительный, отрицательный и др. Данная закономерность должна учитываться при обучении в спортивных видах единоборств. Так, известно, что методика и организация процесса обучения в них должны опираться на требования соревнова- тельной деятельности и показатели, способствующие повышению спортивного мастерства, по принципу первичности соревнований и вторичности тренировки. Суть данного постулата заключается в том, что качество тренировочного процесса можно значительно повысить, если подойти к его построению через познание соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации. В современных условиях процесс единоборства стал проходить быстрее и интенсивнее. Стали поощряться непрерывные атакующие действия. Это потребовало от борцов мгновенного решения тактико-технических задач и применения определенных атакующих, защитных и комбинационных действий, к которым они не были подготовлены в процессе начального обучения, а одиночные атакующие приемы успеха уже не приносили. Некоторыми исследователями предлагается изучение приемов с помощью технических средств программированного обучения и бланковых методик. Так, для наиболее качественной оценки необходимо мысленно представить схему, по которой осуществляется поиск, предшествующий данном}' решению проблемной задачи (технология последовательности мыслительных операций). Проблемная ситуация состоит из программируемой задачи и психологических механизмов ее решения. При создании программы автор исходил из следующего положения: контрольные задачи с проблемной ситуацией должны реализовываться в соответствии с обобщенным алгоритмом для каждого класса задач. Главным фактором данной технологии является алгоритм, при котором в случае правильного решения спортсмен переходит к следующей задаче (или классу задач), а в случае неверного ответа возвращается к предыдущему. Обще дидактический подход к методике обучения защитным и атакующим действиям требует четкости в постановке задач, разработке средств и методов для решения этих задач, определения закономерностей этого процесса и своеобразия реализации принципов обучения. Цель обучения техническим приемам в единоборствах может быть достигнута путем решения задач обучения, каждая из которых имеет своей целью овладение конкретным двигательным действием, что, в свою очередь, предполагает решение частных задач обучения. Методологической основой обучения двигательным действиям является теория обучения, составляющая единство теоретических положений комплекса наук (педагогических, физиологических, психологических и др.). Обучение каратиста двигательным действиям должно опираться на научную теорию обучения и общую теорию физического воспитания и на этой основе рассматривать и анализировать учебно-тренировочный процесс. Основная цель при подготовке каратистов заключается в выработке у них правильного представления о процессе единоборства. Обучение единоборству — педагогический процесс, направленный на формирование у занимающихся знаний, умений и навыков при непрерывном осуществлении задач всесторонней физической подготовки. Содержание учебного материала и учебного процесса в целом всегда должно быть направлено на решение конкретной спортивно-педагогической.задачи. Двигательное действие представляет собой способ решения некоторой двигательной задачи. Если задача сложная и требует решения более мелких двигательных задач, то и способ ее решения (изучаемое двигательное действие) имеет сложную структуру, включает соответствующее число действий, каждое из которых должно стать объектом изучения. Решая проблему обучения сложным защитным и атакующим действиям в единоборстве, как правило, исходят из логической структуры оптимизации обучения, обусловливающей программирование и организацию тренировочного процесса. По мнению некоторых специалистов, в настоящее время отсутствует научно обоснованная методика обучения защитным тактико-техническим действиям в спортивных видах единоборств. Существующая методика обучения складьшается практически из опыта работы каждого тренера, отстает от требований современной практики и не соответствует задачам сегодняшнего дня. Одна из причин — недостаточная обоснованность методики обучения, представленной в программах, методических пособиях и учебниках. В этих условиях необходимо дальнейшее совершенствование методики обучения техническим действиям, которая положительно сказалась бы на будущих спортивных результатах. Необходима концепция, выработан- ная на основе результатов теоретических и экспериментальных исследований, а также обобщения лучших образцов отечественной и зарубежной практики. Защите можно научить быстрее, чем атакующему действию, но любая защита требует определенной подготовленности (физической, технической, психической), она должна соответствовать определенному уровню мастерства борца, то есть этапу совершенствования. Необходимо рационально и последовательно изучать приемы. Это важная составная часть и непременное условие эффективности спортивного обучения, обязывающее тщательно планировать целостный учебный процесс. Общая направленность обучения приемам должна формироваться на основе их классификации и систематики, а сам процесс обучения технике должен осуществляться испытанным на практике концентрическим методом с разделением его на этапы. Необходимо группировать изучаемые приемы, чтобы защита, выполненная соперником от первого приема, создавала оптимальные условия для реализации последующего приема атаки. Это значительно сокращает время, отводимое на их изучение, и создает предпосылки развития и совершенствования оперативно-тактического мышления молодого борца. Спортивные виды единоборств отличаются от других видов спорта тем, что деятельность спортсмена проходит в вариативных конфликтных ситуациях, когда спортсмен должен быстро оценить складывающиеся ситуации и реагировать на них точными, своевременными действиями, а также уметь своими действиями подготовить благоприятные для атаки моменты. Это предъявляет повышенные требования к свойствам внимания и мышления бойца. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ЗАНЯТИЯХ КАРАТЭ При воспитании координационных способностей в каратэ используются следующие основные методические подходы. 1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Ос- ваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей. 2. Воспитание способности перестраивать двигательную 3. Повышение пространственной, временной и силовой точ 4. Преодоление нерациональной мышечной напряженнос Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя) часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойкой. Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения на растягивание, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения к конечностям в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры Для преодоления координационной напряженности (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления) целесообразно использовать следующие приемы: а) в процессе физического воспитания необходимо сформи б) применять на занятиях специальные упражнения на рас Для развития координационных способностей при занятиях каратэ используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный. При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений и в относительно стандартных условиях. Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов: — строго заданное варьирование отдельных характеристик — изменение исходных и конечных положений (бег из по — изменение способов выполнения действия (бег лицом впе ну или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка, и т. п.); — «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой — выполнение освоенных двигательных действий после воз — выполнение упражнений с исключением зрительного кон Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности, преодоление произвольными способами полосы препятствий), отработкой индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров. Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т. п. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин — или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации. МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ, ВРЕМЕННОЙ И СИЛОВОЙ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ Методика совершенствования точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движе- ний. Эти способности основаны преимущественно на пропри-оцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и восприятия имеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярные и др.). Точность любого двигательного действия зависит как от чувствительности участвующих в управлении сенсорных систем, так и от способности человека осознанно воспринимать свои ощущения. Способность воспринимать и различать изменения в движениях (вплоть до минимальных) по пространственным и временным параметрам хорошо тренируема. Труднее воспринимаются величины мышечного напряжения. В каждом виде физических упражнений и виде спорта мы-шеч но-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. В процессе тренировки вырабатываются специализированные восприятия, получившие наименования: «чувство дистанции» — у каратистов и боксеров; «чувство времени» — у бегунов, пловцов, конькобежцев; «чувство мяча» — у волейболистов, баскетболистов и др. Из этого следует, что пространстве иная, временная и силовая точность движений связана с тонкостью специализированных восприятий и их совершенствованием. Способность к точному выполнению движений развивают прежде всего посредством применения общеподготовительных упражнений при систематическом повышении их координационной сложности. Это могут быть задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении общеразвива-ющих упражнений без предметов, ходьба или бег на заданное время; упражнения на точность оценки пространственных параметров дальности прыжка с места или разбега, дальность метаний и др. Более высокий уровень координации движений достигается специальными упражнениями на соразмерность движений в задаваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий. В качестве методов используют следующие' метод многократного выполнения упражнения с последующим измерением точности по времени, пространству и мышечному усилию с установкой на запоминание показателей и последующей самооценкой занимающимися мер времени, пространства и усилий и воспроизведением их по заданиям; метод «контрастных заданий»; метод «сближаемых заданий». Все указанные методы основываются на сличении з<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.114.150 (0.013 с.) |