Исторические и методологические особенности каратэ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические и методологические особенности каратэ



Степанов С. В.

N 794 Кёкусин каратэ-до: Учеб. пособие. — Екатеринбург:

Изд-во Урал. ун-та, 2004. — c.

ISBN 5-75

В пособии раскрываются философские основы кёкусинкай карате, на которых базируется учебно-тренировочный процесс многолетней подготовки спортсменов, описываются структура процесса обучения и методические подходы, приводится необходимый материал по программе обучения, а также словарь-классификатор основных терминов, используемых в каратэ.

Адресовано всем, кто начинает заниматься каратэ, преподавательскому составу ВУЗов и других учебных заведений, культивирующих восточные единоборства.

ISBN 5-75


Наша организация открыта для всех,

кто чист помыслами и крепок духом,

кто хочет постичь путь бусидо.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Каратэ кёкусинкай — стиль силового единоборства, который за последние двадцать лет стал узнаваемым в мире каратэ и получил широкую популярность и развитие во всем мире. В России популярность каратэ кёкусинкай также значительно выросла. Об этом свидетельствуют блестящие выступления российских спортсменов на международных турнирах и чемпионатах мира, деятельность многочисленных организаций и клубов, в которых занимаются сотни тысяч людей различного возраста, что способствует не только оздоровлению нации, но и повышению уровня национальной безопасности России.

Идея создания общества абсолютной истины, заложенная М. Оямой, находит все больше сторонников и последователей. Одним из лидеров и духовных последователей великого мастера является X. Рояма, «редкий и незаурядный человек, стремящийся к совершенству, владеющий классическим искусством, человек с характером крепким, подобным столбу, полностью посвятивший себя совершенствованию через занятия каратэ». Именно ему принадлежит идея создания организации, в осно­ве которой лежит духовное воспитание человека через занятия каратэ.

Предлагаемое пособие адресовано прежде всего тем, кто хо­чет познать себя через каратэ, разбудить в своем сознании все лучшее, что в нем есть, и воплотить в жизнь. Этого можно дос­тичь только через систематические и методически грамотные занятия, опираясь на научный и исследовательский опыт со­ветских и российских ученых и тренеров. В пособии отражены основы философии кёкусинкай, на которых базируется учеб­но-тренировочный процесс многолетней подготовки спортсме­нов, представлена структура процесса обучения.


СИСТЕМА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В КАРАТЭ

БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

Молодой человек, избравший каратэ предметом своей спортивной специализации, поставлен в условия заведомого ограничения средств тренирующего воздействия. Поэтому вы­явление и проверка эффективности различных средств трени­ровки, структуры специфической двигательной деятельности молодых каратистов и других аспектов педагогической рабо­ты с ними связаны с необходимостью тщательного анализа в целом всей системы многолетнего процесса учебно-тренировоч­ной и воспитательной подготовки в данном виде спорта в наи­более ответственное время — детском, подростковом и юно­шеском возрасте.

Ключевым вопросом является вопрос сохранения здоровья спортсмена-каратиста как главного условия дальнейшего спортивного роста в процессе многолетнего совершенствова­ния в каратэ. В данной главе будут рассмотрены модельные (базовые) характеристики различных сторон тренировки ка­ратистов 10-18-летнего возраста.

Двигательная деятельность каратистов представляет собой Непрерывную цепь решения моторно-психологических задач. В этой связи в этом виде спорта предъявляются высокие требо­вания к уровню интеллектуальных и сенсомоторных качеств и психологическому фактору: времени и точности двигательных реакций, оперативности мышления, высокой скорости перера­ботки информации, быстроты переключения и устойчивости внимания при достаточном его объеме, точности простран­ственно-временных характеристик движений. Анализ специфи­ки занятий каратэ и обобщение ряда работ специалистов в об­ласти ударных видов спорта позволяют нам выделить наибо­лее значимые качества и свойства молодых каратистов различ­ного возраста.


Например, морфологические характеристики неоднознач­ны у юных каратистов различного возраста, то же самое мож­но сказать и о физических качествах и психофизиологических особенностях. Во всех случаях прослеживаются возрастные, очевидно генетически обусловленные, особенности развития организма человека в онтогенезе. В ряде работ отмечается важ­ность учета сенситивных периодов развития организма чело­века при воздействии внешней среды. По мнению ряда ученых, наиболее быстрый и устойчивый эффект обучения двигатель­ным действиям и развития физических способностей может быть достигнут именно в эти периоды. Поэтому и управление процессами многолетней спортивной подготовки будет более эффективным, если преимущественная направленность трени­ровочного процесса на отдельных этапах будет определяться с учетом данных о периодах наибольшего естественного приро­ста в развитии двигательных качеств и функциональных воз­можностей.

Исследования показали, что наиболее выраженный прирост морфофункциональных показателей у каратистов-мальчиков 13—15 лет приходится на длину и массу тела, 16-18 лет — на жизненную емкость легких (ЖЕЛ), окружность бедра и голе­ни, 13—15 лет— на силу рук и предплечья, 16-18 лет — на ста­новую силу.

Наибольшие показатели прироста физических качеств были зафиксированы у каратистов-мальчиков в следующие возраст­ные периоды: абсолютная скорость движения — 16-18 лет, абсо­лютная сила мышц — 13-15 и 16-18 лет, максимум взрывного усилия — 16-18 лет, стартовая сила мышц — 13-15 лет, ускоряю­щая сила мышц — 16-18 лет, время достижения максимума уси­лий — 16-18 лет, максимальная скорость движения — 10-12 лет, мощность работы — 16-18 лет, скорость движения— 13-15 лет.

Возрастные периоды наиболее выраженных приростов мор­фофункциональных показателей и физических качеств у кара-тисток-девочек несколько отличаются от таковых у их сверст­ников-мальчиков. У них сенситивные периоды приходятся на следующие возрастные периоды: длина тела — 10-12 лет, мас­са тела— 13-15 лет, ЖЕЛ, окружность бедра и голени — 16-18 лет, сила рук кисти и предплечья — 13-15 лет, становая сила — 16-18 лет.


Периоды наиболее выраженных приростов показателей раз­вития физических качеств приходятся у девочек-каратисток на следующие возрастные периоды: абсолютная скорость движе­ния — 13-15 лет, абсолютная сила мышц — 16-18 лет, макси­мум взрывного усилия —13-15 лет, стартовая сила мышц — 13-15 лет, ускоряющая сила мышц — 10-12 лет, время дости­жения максимума усилий — 16-18 лет, максимальная скорость движения — 10-12 лет, мощность работы — 16-18 лет, скорость движения— 13-15 лет. Сравнительный анализ психологичес­ких и психомоторных характеристик молодых каратистов раз­личного возраста и пола также выявил особенности их прояв­ления.

Такие важнейшие показатели единоборца, как смелость и решительность, как у мальчиков, так и у девочек проявляются в наибольшей степени в 10-12 лет, соответственно психосен­сорная чувствительность — в 13-15 и 10-12 лет, эмоциональ­ная устойчивость — в 13-15 и 16-18 лет, скорость сенсомотор-ных реакций — в 16-18 и 10-12 лет, интенсивность и устойчи­вость внимания — в 13-15 лет, скорость приема информации — в 10-12 лет, оперативное мышление — в 16-18 и 13-15 лет, дис­циплинированность — в 16-18 и 10-12 лет, сенсомоторная ко­ординация — в 10-12 лет, реакция прогнозирования — в 16-18 и 13—15 лет, скорость образования динамических стереотипов — в 16-18 и 10-12 лет, спортивное трудолюбие — в 16—18 и 10-12 лет.

Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств каратистов (по величине интенсивности) —10-18 лет. Остано­вимся только на максимально выраженных показателях. Так, например, сенситивные периоды развития стартовой силы у мальчиков — 15 и 16 лет, а у девочек — 17 и 18 лет; ускоряю­щая сила мышц у мальчиков — 15 лет, у девочек 15 и 16 лет; максимум взрывного усилия у мальчиков — 18 лет, у девочек — 17 и 18 лет; абсолютная сила мышц у мальчиков 17 лет, у дево­чек — 17 и 18 лет; мощность работы у мальчиков — 17 и 18 лет, у девочек — 15-16 лет и абсолютная скорость движения у маль­чиков 14 лет, у девочек — 17 и 18 лет.

Стартовая сила мышц у мальчиков в умеренно выраженном режиме проявляется с 10 до 14 лет, у девочек — только в возра­сте 10-11 лет. Отмечается достоверное проявление полового


диморфизма в развитии физических качеств у детей, подрост­ков и юношей, занимающихся каратэ.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ

Эффективное решение проблемы спортивной подготовки в молодом возрасте связано с необходимостью изучения измене­ния с возрастом лимита времени. Для этого необходим анкет­ный опрос каратистов различного возраста: 10-12 лет, 13-15 лет и 16-18 лет.

При опросе следует вьщелить четыре основных момента ре­жима дня: сон, учеба (работа), тренировка и свободное время.

Продолжительность сна. Анализ ответов каратистов на воп­рос о продолжительности сна показал, что с возрастом она уменьшается. Так, если в 10-летнем возрасте дети спят около 10 ч, то в 13 — 8, а в 18 лет — не более 7 ч в сутки.

Продолжительность учебы в школе и вузе. С возрастом про­должительность учебы в школе, включая самостоятельную ра­боту дома, увеличивается. Следовательно, если учесть, что про­должительность сна у более старших по возрасту каратистов по сравнению с младшими уменьшается, то увеличение продолжи­тельности учебных занятий у каратистов-студентов 17-18 лет в какой-то степени компенсируется уменьшением времени на сон. Следовательно, продолжительность времени, затрачиваемого на учебу и самостоятельную работу, во многом зависит от нагруз­ки в школе и вузе: она увеличивается у старшеклассников и сту­дентов. При этом важно учитывать индивидуальные способно­сти спортсменов, умение правильно планировать свой режим дня.

Свободное время и тренировка. Анализ режима дня гово­рит о том, что для целенаправленной спортивной подготовки каратистов на протяжении многих лет весьма важно учитывать их реальные возможности, располагать для этой цели свобод­ным временем в каждом возрастном периоде их жизни. Без этого учета увеличение объема учебно-тренировочной подготовки может повлечь за собой возрастание трудностей или в учебе спортсмена, или в отдыхе. В связи с этим нельзя не отметить тот факт, что нередко некоторые родители запрещают своим детям заниматься спортом на том основании, что занятия от­нимают у них много времени и мешают хорошо учиться в шко-


ле. Однако объективный анализ затрат времени на трениров­ки по отношению к свободному времени каратистов говорит о том, что спортивные занятия, направленные на выполнение зна­чительных задач специальной и целенаправленной подготов­ки, занимают в недельном бюджете менее 50 % свободного вре­мени (не считая воскресенья). В частности, процент времени, затраченного на тренировки, составляет в неделю от 12 до 37 %. При правильном отношении к учебе в школе или в вузе спортив­ные занятия не оказывают существенного отрицательного вли­яния на успеваемость.

Таким образом, исследование бюджета свободного време­ни в процессе многолетней подготовки каратистов показало, что в среднем его величина меняется в период от 10 до 18 лет незначительно, но с возрастом имеет тенденцию к увеличению. Это связано с тем, что в более старшем возрасте часть времени, которое остается от сокращения продолжительности сна, вхо­дит в состав свободного времени и, следовательно, увеличива­ет его. Вместе с тем у студентов и старшеклассников появляет­ся хорошая возможность выделять больше времени на учебные занятия и самостоятельную работу.

ФОРМАЛИЗОВАННАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ КАРАТИСТОВ

Некоторые аспекты проблемы многолетней подготовки каратистов

Современный уровень развития каратэ в мире требует и в нашей стране организации системной многолетней подготов­ки молодых спортсменов в наиболее оптимальных возрастных периодах: детском, подростковом и юношеском.

Причем такая многолетняя подготовка каратистов должна опираться на выявленные общие закономерности, объективно исходящие из процесса становления спортивного мастерства и возрастных особенностей развития организма.

Многочисленные исследования, проведенные в области дет­ского и юношеского спорта, убедительно доказали преимуще­ство системного подхода в процессе многолетней работы с юными спортсменами, начиная с их первых шагов в спорте.


Б таком виде спорта, как каратэ, вопросами системной подго­товки юных спортсменов с научной точки зрения в нашей стра­не, если судить по данным литературных источников, никто не занимался. Многочисленные же литературные данные, раскры­вающие практический опыт подготовки молодых спортсменов высокого класса, позволяют сделать вывод о том, что в боль­шинстве своем высококлассные атлеты прошли все этапы мно­голетней подготовки, хотя содержание и суть возрастной пе­риодизации в разных видах спорта различаются.

Как уже говорилось, ведущая роль в специальной физичес­кой подготовке каратистов отводится развитию скоростно-си-ловых способностей. Без эффективной реализации этих способ­ностей достигнуть существенного прогресса в этом виде спорта будет невозможно в любом возрастном периоде. Следователь­но, построение процесса учебно-спортивной подготовки в ка­ратэ должно быть ориентировано на предшествующую базо­вую скоростно-силовую подготовку и совершенствование тех­нического мастерства. При этом нобходимо учитывать суще­ствующее мнение, что высокий спортивный результат не толь­ко в каратэ, но и в других видах единоборств может быть дос­тигнут преимущественно благодаря хорошей технико-тактичес­кой подготовленности спортсменов. Однако для спортсменов высокой квалификации такие отношения между физической и технической подготовленностью могут носить только времен­ный характер.

Если, например, на этапе начальной спортивной подготов­ки высокий результат спортсмены могут достичь за счет выс­шего спортивного мастерства, прирост спортивных достиже­ний преимущественно определяется повышением уровня спе­циальной работоспособности каратиста и приспособлением к этому уровню спортивной техники. Это бескомпромиссное ус­ловие прогресса достижений в скоростно-силовых и сложно-технических видах спорта. Отсюда следует, что техническое мастерство представляется как умение спортсмена эффективно реализовать свой моторный потенциал.

В таком виде спорта, как каратэ, повышение уровня сило­вой и скоростно-силовой подготовленности способствует, в свою очередь, и совершенствованию технического мастерства спортсменов, что дает каратисту возможность повысить кон-


центрацию усилий в требуемый момент, увеличить амплитуду движения, сократить время его выполнения. Таким образом, скоростно-силовая подготовленность и техническая подготов­ленность тесно связаны. В то же время ведущая роль в этом един­стве отводится первой из них, и это справедливо как для много­летней подготовки, так и для годичного цикла тренировки.

Следует отметить характерные особенности в организации тренировочного процесса спортсменов-каратистов высокой квалификации сборной России.

1. В процессе многолетней подготовки наблюдалось суще­
ственное (часто неоправданное) увеличение объема трениро­
вочной нагрузки. Это приводило к тому, что приходилось ре­
шать проблему поиска рационального распределения объема
тренировочной нагрузки в годичном цикле. Одновременно ре­
шался вопрос способности каратистов преодолеть тот или иной
объем нагрузки и с учетом этого планировать меры по эффек­
тивному восстановлению их работоспособности

2. За последние годы значительно увеличивается количество
соревнований для каратистов различных возрастных групп и
спортивной квалификации. Это привело к необходимости опе­
ративно корректировать некоторые аспекты сложившейся си­
стемы многолетней подготовки каратистов. Например, в неко­
торых случаях были включены базовые этапы подготовки для
каратистов сборной команды России.

3. Повысились требования к качеству, стабильности и на­
дежности технического мастерства и морально-волевой подго­
товленности каратистов и их психологической устойчивости в
условиях различных соревнований. Этот подход не имеет вы­
раженных возрастных аспектов, что привело к поиску новых
нетрадиционных форм и методов сочетания тренировочных и
соревновательных нагрузок, физической и технической подго­
товленности, а также организации соревновательного этапа.

4. За последние десять лет квалифицированные каратисты
достигли очень высокого уровня специальной физической под­
готовленности. В связи с этим появилась необходимость не
только поиска более эффективных средств и методов такой под­
готовки, но и в некоторых случаях пересмотра ее места в го­
дичном цикле, а также форм ее взаимосвязи с технической ос­
нащенностью каратистов.


Соотношение средств специальной и общей физической подготовки каратистов

Представляется важным остановиться на проблеме, связан­ной с поиском целесообразного соотношения между средства­ми специальной (СФП) и общей (ОФП) физической подготов­ки спортсменов.

На ранних этапах почти все виды физических упражнений способствуют совершенствованию двигательных функций спортсменов. По мере нарастания тренированности круг уп­ражнений, обеспечивающих СФП, сужается. Тренировка в лю­бом виде спорта повышает общие функциональные возможно­сти организма, и на этом фоне происходит развитие специфи­ческих качеств, необходимых для достижения высоких резуль­татов в том виде упражнений, который является предметом тренировки.

Исследования и большой практический опыт говорят о том, что тренировочная работа с юными каратистами не должна быть направлена на форсированное достижение высоких ре­зультатов в первые годы обучения. Это приводит, как прави­ло, к остановке роста результатов. Спортивную тренировку в начальный период обучения следует проводить с перспективой на многолетний спортивный рост, продолжающийся и после перехода в групп}' взрослых.

СФП в юном возрасте должна опираться на базовую ОФП^ которая в каждом виде спорта имеет свои специфические осо­бенности. Соотношение ОФП и СФП имеет характерные чер­ты в различных видах спорта. В начальный период трениров­ки юных спортсменов на ОФП отводится в среднем от 50 до 80 % общего тренировочного времени. Чем выше уровень тре­нированности спортсмена, тем больший удельный вес приоб­ретает СФП. При наличии высокого спортивного мастерства даже ОФП должна иметь специальную направленность. Раз­витие физических качеств на этом этапе тренировки обеспечи­вается преимущественно занятиями избранным видом спорта или упражнениями, близкими к нему по структуре и физиоло­гическому эффекту.

Но ОФП не может заменить специальную работу в конк­ретном виде спорта. Специфика вида мышечной деятельности


отражается и на функциональных, и на морфологических осо­бенностях организма спортсмена. Каждый конкретный вид спорта формирует специальную морф о функциональную гар­монию. Для каратистов эта гармония выражается в развитии скоростно-силовых качеств и физической работоспособности.

Результаты анализа реальных примеров организации тре­нировочного процесса в годичном цикле показали, что у кара­тистов 10-12 лет, имеющих квалификацию от 10 до 7 кю, на­блюдается, как правило, неупорядоченное, хаотичное распре­деление тренировочной нагрузки в рамках годичного цикла, не имеющее логической связи с научной системой подготовки спортсменов к соревнованиям. Все основные средств подготов­ки применяются одновременно при монотонном, малоизменя-ющемся во времени общем объеме нагрузки (рис. 1).


СФП ОФП СФП ОФП СФП ОФП

10-12 лет П 13-15 лет И16-18 лет □ Сборная

Рис.1. Соотношение средств физической подготовки каратис­тов различных городов России в годичном цикле

После проведения исследований и коррекции полученных результатов обнаруживается тенденция к упорядочению пла­нирования объема тренировочной нагрузки в сборных коман­дах по каратэ. Несмотря на большое разнообразие средств СФП и ОФП, используемых в каратэ, стала четко просматриваться тенденция к волнообразной динамике их объемов и сосредото­чению средств той или иной преимущественной направленнос-


ти на определенных этапах подготовки. Это говорит о том, что находятся рациональные варианты построения тренировочного процесса для всех спортсменов по определенной системе.

Такая система определилась на основании статистического анализа ежемесячных объемов нагрузки по основным средствам подготовки. В качестве примера приводится статистическая мо­дель распределения основных средств тренировки каратистов различного возраста (табл.1).

Таблица 1

Распределение средств тренировочной нагрузки каратистов в годичном цикле, % (модельные характеристики)

 

Возраст, лет Средняя арифметическая тп С СП ФП ОФП
10-12 М1        
  М2        
  мз        
13-15 М1        
  М2        
  МЗ        
16-18 М1        
  М2        
  МЗ        

Примечание. ТП — техническая подготовка, ССП подготовка, ФП — функциональная подготовка, ОФП подготовка.


скоростно-силовая общая физическая


Следует отметить, что процент учебно-тренировочного вре­мени, выделяемого на техническую подготовку, с возрастом снижается, на скоростно-силовую — повышается при относи­тельной стабилизации объема нагрузки функциональной под­готовки (рис. 2). В то же время объем ОФП с возрастом увели­чивается, хотя и недостоверно. Это позволяет говорить о том, что тренировочная подготовка каратистов в данных возраст­ных группах происходит не форсированными темпами, а с уче­том возрастных особенностей развития организма. Данная модель позволяет юным каратистам не только уверенно про­грессировать в спорте с 10- до 18-летнего возраста, но и обес-



СФП

ФП

ОФП

 


 


-10-12 лет


-13-15 лет


■16-18 лет


Рис. 2. Модель распределения тренировочной нагрузки каратистов в годичном цикле

печить им создание прочного фундамента для дальнейшего роста при переходе в более старшую возрастную группу.

Как показали наши исследования, в тренировке каратистов еще не найдены оптимальные методики тренировки силовых возможностей при помощи отягощений. Так, в одних случаях применяются очень большие отягощения, в других маленькие, а в третьих их и вовсе не используют.

Объемные силовые нагрузки стали применяться одновремен­но с углубленной работой над совершенствованием техническо­го мастерства. Такой метод использования силовой подготовки обеспечивает эффективное развитие специальных скоростно-силовых качеств каратиста. Данные исследований, приведенные выше, позволяют говорить о положительных результатах ис­пользования силовых нагрузок в тренировке каратистов различ­ного возраста. Абсолютный и средний уровень силовой подго­товленности каратистов из года в год повышался. Каждый год прослеживалась определенная тенденция волнообразного харак­тера динамики, обусловленного содержанием и распределением объема тренировочной нагрузки, причем на соревновательном.этапе показатели специальной силовой подготовки возрастали.

Соотношение средств СФП и ОФП в годичном цикле тре­нировки каратистов наиболее оптимально на первом этапе —


40 на 60 %, на втором — 40 на 60, на третьем — 50 на 50, на четвертом — 65 на 35, на пятом — 70 на 30 и на шестом этапе — 75 на 25 %. Постепенное снижение процентного отношения ОФП не означает, однако, что этому виду тренировки уделяет­ся меньше внимания. Так, на первом этапе на ОФП выделяется 58-86 ч, на втором — 72-96, на третьем — 77-115, на четвер­том — 101—134, на пятом — 115-155 и на шестом этапе — 129^-141 ч. Количество часов, выделяемых на СФП, также растет, но более выраженными темпами. На первом этапе для занятий по СФП отводится 40 % от общего количества учебно-трени­ровочного времени, на втором — 50, на третьем — 60, на чет­вертом — 65, на пятом — 70 и на шестом этапе — 75 %.

Таким образом, в период многолетней подготовки карати­стов соотношение между ОФП и СФП меняется в сторону зна­чительного возрастания времени в СФП и относительно рав­номерного увеличения тренировочного времени в ОФП. Од­нако такое изменение времени на ОФП и СФП не приводит к снижению затрат времени на всестороннее физическое разви­тие каратистов.

СФП строится на основе взаимосвязанных между собой тех­нической, скоростно-силовой и функциональной подготовки с учетом технического мастерства и возраста юных каратистов (табл 1, рис. 3). По нашему мнению, СФП должна быть четко разграничена как минимум на эти три вида подготовки.


9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 19 20 лет

50 -, 40


= ТП --И--СФП


■ОФП


Рис. 3. Соотношение средств СФП и ОФП в процессе много­летней подготовки каратистов


Модельные характеристики системы многолетней подготовки каратистов

Известно, что современные подростки достигают спортив­ной зрелости значительно раньше, чем это имело место, напри­мер, 20-25 лет назад. Это связано с тем, что во многих видах спорта внедрена ранняя спортивная специализация (с детского и подросткового возраста). Анализ роста квалификации мо­лодых каратистов на протяжении многолетней подготовки показал, что достижение более высоких спортивных результа­тов в юном возрасте главным образом связано с продолжитель­ностью занятий спортом (табл. 2).

На этапе предварительной подготовки (до двух лет) рост спортивной квалификации у большинства исследуемых нами юных каратистов 9-11 лет происходил до уровня 10-9 кю. При­меняемая методика тренировки каратистов молодого возраста не предусматривает форсированной спортивной подготовки.

Более того, Международной федерацией каратэ установлен временной интервал допуска до экзаменов для выполнения ква­лификационных требований. Например, с 10 до 3 кю экзамены могут проводиться не менее чем через три месяца тренировок; с 3 до 1 кю — через шесть месяцев. С 1 кю до седан ученик дол­жен тренироваться минимум год после получения 1 кю. При этом он обязательно должен тренироваться по меньшей мере три года и ему должно быть более 14 лет С седан до нидан ученики должны постоянно тренироваться минимум два года после получения седан и быть старше 18 лет. С нидан до ёндан должно пройти минимум три года после получения нидан, а с сандан до ёндан — четыре года. Эта степень присваивается по рекомендации сихана.

При массовой спортивной подготовке в каратэ в детском возрасте не обязательно ставить задачу выполнения квалифи­кационных требований исключительно всеми занимающими­ся. Есть дети, которые занимаются в секции каратэ только для всесторонней физической подготовки и здоровья. Такая тен­денция поощряется. Но дух соперничества, желание проявить себя в соревнованиях наиболее сильно проявляются именно на начальном этапе многолетней подготовки. Этот процесс дол­жен идти естественным путем, без форсирования, так как глав-


Модельные характеристики многолетней поэтапной подготовки молодых каратистов

 

  Первый этап — Второй этап — Третий этап — Четвертый этап — Пятый этап — Шестой этап —
  предварительная базовая физичес- базовая спортив- углубленная завершающая базовая
  физическая и кая и духовная ная и духовная базовая портив - базовая :портив- мастерская
Содержание этапов духовная подготовка подготовка ная и духовная ная и духовная подготовка
  подготовка       подготовка подготовка    
    Период спортивной юдготовки, лет          
  0,5     2,5   3,5   4,5   5,5   6,5
Возраст, лет 7-8 8-9 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 17-18 18-19 19-20
Продолжительность                        
урока, мин 40-60 60-70 60-70 70-80 75-90 80-90 90-100 100-120 120-130 120-13С 130-140 130-140
Количество                        
тренировочных                        
уроков в неделю           3-4     4-5 4-5 4-5 4-5
Объем часов                        
в месячном цикле 8-12 12-14 12-14 14-16 16-18 21-24 24-27 27-32 32-43 32-43- 43-17 43-47
Объем часов                        
в годичном цикле 96-144 144-168 144-168 168-192 192-216 252-288 288-324 324-384 384-51 ( 384-5 К 516-564 516-564
Соотношение средств                        
СФП/ОФП, % 40-60 40-60 50-50 50-50 60-40 60-10 65-35 65-35 70-30 70-30 75-25 75-25
Структурное                        
соотношение: ТП                        
ССП                        
ФП                        
ОФП                        
Спортивные                        
достижения 10 кю 9-7 кю 6-5 КЮ 4-3 КЮ 2-1 кю   дан

ная задача тренировки юных каратистов — повышение мораль­ного и психологического состояния, уровня физической под­готовленности и особенно силовых возможностей.

Для отдельных одаренных каратистов 10-12 лет оптималь­ным темпом прироста спортивной квалификации (от 10 до 8 кю) является один год. Этому условию отвечали до 30 % занимаю­щихся. С 13 до 15 лет высокие темпы прироста спортивной ква­лификации сохраняются только у 27 %, а в 16-18 лет — только у 10-12 %.

В 11-летнем возрасте только 3 % всех занимающихся дос­тигли уровня квалификации 7 кю, в 12 лет их стало уже 8 %, в 13 лет—12%, в 14 лет —21 %ив 15 лет—18%. В 14-летнем возрасте только 6 % занимающихся сумели сдать экзамен на б кю. В 15 лет их было уже 15 %, в 16 лет — 14 %, в 17 — 8 % и в 18 лет — 3 %. К 18 годам только 2 % занимающихся сумели успешно сдать экзамены на 1 кю.

В качестве причин медленного повышения квалификации большей части исследуемых каратистов следует считать нераз­работанность методики тренировки с учетом возраста юных каратистов, слабую разностороннюю физическую подготовлен­ность, особенно на начальном этапе специализации, слабое здо­ровье в детском и подростковом возрасте, являющееся причи­ной пропуска занятий; нарушение спортивного режима, нере­гулярные тренировки и т. д. Кроме того, немаловажную роль играет и отсутствие хорошей материальной базы для массовых занятий каратэ.

Многолетняя тренировка каратистов связана с решением целого ряда проблем. Среди них одной из важных является обоснование оптимальных возрастных грашщ в системе поэтап­ной подготовки с учетом особенностей развивающегося орга­низма, педагогических задач и спортивных требований. Если в ряде видов спорта эта проблема — возрастной поэтапной под­готовки — уже практически решена для тех, кто начинает за­ниматься спортом с детского или подросткового возраста (фи­гурное катание, плавание, гимнастика, легкая атлетика и др.), то в каратэ даже в вопросе поэтапной подготовки с детского возраста окончательного мнения еще нет. Это связано с тем, что в нашей стране восточные виды единоборств стали разви­ваться сравнительно недавно (20-25 лет назад). Кроме того, си-


стема подготовки спортсменов, начиная с детского возраста, например в каратэ кёкусинкай, в основном строится на тех принципах, которые разработали основатель данной школы во­сточных единоборств Масутацу Ояма и его последователи.

Ояма начал заниматься кэмпо сравнительно поздно — с де­вяти лет. Но уже в пятом классе он стал обладателем 1 дана и с тех пор старался методически овладеть всеми существующими стилями каратэ-до и кэмпо. Ояма в подростковом возрасте по­ставил себе задачу максимально развить силу, выносливость и пробивную способность организма, чтобы впоследствии про­тивопоставить утвердившимся в Японии стилям ограниченно­го спортивного каратэ настоящий боевой кэмпо. Фактически Ояма на себе провел эксперимент по разработке системы мно­голетней подготовки каратистов. Но методы этой подготовки в условиях нашей страны, менталитета нашего населения при­менять нельзя.

В современном спорте тренировочные занятия с детского возраста резко изменились. Это видно из того, что все чаще и чаще во многих видах спорта рекордных результатов достига­ют в очень раннем возрасте. Например, даже в таком «взрос­лом» виде спорта, как тяжелая атлетика, стало появляться не­мало юных дарований, которые выполняют нормативы масте­ра спорта международного класса в 15 лет и даже в более ран­нем возрасте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.55.239 (0.082 с.)