Словарь-классификатор терминов, используемых в каратэ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словарь-классификатор терминов, используемых в каратэ



В настоящем словаре представлены основные японские терми­ны, важнейшие понятия и команды, связанные с традиционны­ми формами общения и ритуалами в школе кёкусинкай каратэ-до. Специальные термины, принятые в кёкусинкай для обозна­чения различных видов техники, а также названия ката даны в том объеме, который необходим для понимания содержания ква­лификационных нормативов, а также технических действий. Ов­ладение японской терминологией, которое происходит постепен­но, в ходе традиционно организованных занятий, значительно экономит время на тренировках, облегчает процесс обучения. Знание специальных терминов, принятых в школе кёкусинкай, является необходимой предпосылкой межнационального обще­ния представителей разных стран и региональных отделений, от­крывает путь к изучению специальной литературы.

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Дзию кумитэ — свободный спарринг

Додзё — зал для занятий («место, где ищут путь»)

Ибуки — силовое дыхание

Кантё — мастер, наставник всей организации (Масутацу Ояма)

Ката — форма, комплекс

Кихон — тренировка без партнера

Кохай — младший

Кумитэ — спарринг

Ногарэ — мягкое дыхание

Ос — традиционная форма приветствия, выражение понима­ния, согласия и готовности

Рэнраку — комбинации

Самбой кумитэ — условный учебный спарринг на три шага

Сихан — мастер (с 5 дана)

Сосай — шеф, директор всей организации (Масутацу Ояма)

Сэмпай — старший

Сэнсэй — учитель, наставник (3 и 4 даны, в исключительных случаях также 1 и 2 даны)

Тамэсивари — разбивание твердых предметов различными ча­стями тела


Якусоку иппон кумитэ — условный учебный спарринг на один шаг

2. КОМАНДЫ

Дзадзэн — принять позу для сидячей медитации (или Сэйдза — опуститься на колени)

Иой — приготовиться

Маваттэ — повернуться

Мокусо — закрыть глаза

Мокусо ямэ — открыть глаза

Наорэ — вернуться в исходное положение

Отагай ни рэй — поклон всем

Рэй — поклон

Сэнсэй (сэмпай) ни рэй — поклон учителю (старшему)

Т(с)индэн ни рэй — поклон символической святыне школы, ал­тарю

Хадзимэ — начать

Хантай — сменить стойку (левую на правую или наоборот)

Ямэ — закончить

Ясумэ — расслабиться

з. счет

Ити — 1 Ни —2 Сан —3 Си(ён) — 4 Го—5 Року — 6 Сити — 7 Хати — 8 Ку —9 Дзю— 10

4. СТОИКИ

а) ожидания и готовности Хэйсоку-дати — ступни вместе Мусуби-дати — пятки вместе, носки развернуты Хэйко-дати — ступни параллельно примерно на ширине плеч


Фудо-дати — пятки на ширине плеч, носки развернуты Ути хатидэи-дати — стойка «голубя» (пятки на ширине плеч, носки повернуты внутрь)

б) основные:

Дзэнкуцу-дати — передняя стойка Кокуцу-дати — задняя стойка

Сантин-дати — стойка крепости или «песочные часы» Киба-дати — стойка всадника Сико-дати — стойка борца сумо

в) переходные:
Нэкоаси-дати — стойка кота
Цуруаси-дати — стойка цапли

Какэ-дати — «скрученная» стойка с заступом ноги сзади Мороаси-дати — ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперед

г) боевая

Дзию камаэтэ-дати или кумитэ-дати — стандартная боевая (рав­ноправная) стойка

5. УРОВНИ АТАКИ И ЗАЩИТЫ

Дзёдан — верхний (голова, шея) Тюдан — средний (корпус) Гэдан — нижний (ниже пояса)

6. ВЗАИМНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ

Ой — одноименное

Гяку — разноименное (противоположное)

7. стороны

Хид ари —лев ая: Миги — правая

8. НАПРАВЛЕНИЯ

Аго — вверх Маэ — вперед Еко — в сторону Усиро — назад


Маваси — круговое Сото —внутрь Ути — изнутри Ороси — вниз

9. УДАРНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА

а) руки:

Сэйкэн — кулак (передняя часть)

Уракэн — перевернутый кулак (тыльная часть)

Тэтцуи — «кулак-молот»

Сюто — «рука-нож», внешнее ребро ладони

Хайто — внутреннее ребро ладони

Сётэй — «пятка» ладони

Кокэн — запястье

Кумадэ — «медвежья лапа», ладонь с полусогнутыми пальца­ми (ср. Хиракэн)

Ёхон нукитэ — «рука-копье», ладонь с выпрямленными четырь­мя пальцами

Иппон нукитэ — кулак с выпрямленным указательным паль­цем

Нихон нукитэ — рука с выпрямленными пальцами, образую­щими «вилку»

Накаюби иппонкэн — кулак со сжатым наполовину средним пальцем

Ояюби иппонкэн — кулак с полусогнутым большим пальцем

Хиракэн — кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта (ср. Кумадэ)

Рютокэн — кулак «голова дракона», пальцы сжаты наполови­ну, средний выдвинут вперед, образуя вершину треугольни­ка в суставах

Хайсю — тыльная сторона ладони

Тохо — «рука-крюк», раскрытая ладонь с отведенным боль­шим пальцем

Кэйко — «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку

Котэ — предплечье

Хидзи — локоть

б) ноги

Тюсоку — подушечка пальцев стопы


Сокуто — «нога-нож», внешнее ребро стопы

Тэйсоку — внутренняя выемка стопы

Хайсоку — подъем стопы

Ас и — подошва

Какато — пятка

Сунэ — голень

Хидза — колено

10. УДАРЫ РУКАМИ

а) толчковые кулаком

Сэйкэн (тюдан, дзёдан, гэдан) цуки — удар кулаком (на всех

уровнях)

Татэ-цуки — удар кулаком, расположенным вертикально Агэ-цуки — удар крюком снизу вверх (в подбородок) Сита-цуки (или уракэн-сита-ути) — удар крюком снизу вперед

(в корпус)

Ороси-цуки — удар крюком сверху вниз (в корпус), т. е. зер­кально симметрично по сравнению с сита-цуки Моротэ-цуки — удар двумя руками (в лицо, корпус) Яма-цуки — удар двумя руками на разных уровнях (на верх­нем и среднем или нижнем). Дзюн-цуки — удар в сторону

б) толчковые производные

Сётэй-ути (дзёдан, тюдан, гэдан) — удар «пяткой» ладони (на всех уровнях)

Ехон нукитэ — удар «копьем» (в горло, в сплетение)

Нихон нукитэ — удар «вилкой» (в глаза)

Хиракэн-цуки — удар суставами сжатых наполовину пальцев (в лицо, корпус)

Рютокэн-цуки — удар суставами в положении «голова драко­на» (в лицо, корпус)

Тохо-цуки (ути) — удар «рукой-крюк» (в горло, под нос)

в) секущие

Сэйкэн аго-ути — верхний прямой удар кулаком

Тэтцуи коми ками-ути — удар «молотом» сбоку снаружи по

голове

Тэтцуи ороси ганмэн-ути — удар «молотом» сверху по голове Тэтцуи хиэо-ути — удар «молотом» сбоку снаружи по ребрам


Тэтцуи еко-ути (дзёдан, подан, гэдан) — удар «молотом» наот­машь в сторону (на всех уровнях)

Уракэн сёмэн ганмэн-ути — удар перевернутым кулаком впе­ред в лицо

Уракэн саю ганмэн-ути — удар перевернутым кулаком в сто­рону сверху в лицо

Уракэн хизо-ути — удар перевернутым кулаком в сторону сбо­ку по ребрам

Уракэн ганмэн ороси-ути — удар перевернутым кулаком сверху по голове

Уракэн сита-ути — см Сита-цуки

Сюто сакоцу-ути — удар ребром ладони сверху по ключице

Сюто сакоцу-утикоми — прямой (режущий) удар ребром ладо­ни по ключице

Сюто ганмэн-ути — удар ребром ладони сбоку по голове, по шее

Сюто хизо-ути — удар ребром ладони сбоку снаружи по реб­рам

Сюто ёко ганмэн-ути — удар ребром ладони наотмашь в сто­рону по голове, по шее

Сюто дзёдан ути-ути — удар ребром ладони наотмашь вперед по голове, по шее

Сэйкэн маваси-ути — удар крюком сбоку (в голову, в корпус)

Уракэн маваси-ути — круговой удар перевернутым кулаком в голову

Хиракэн маваси-ути — круговой удар ладонью в позиции «мед­вежья лапа»

Накаюби иппонкэн — закругленный удар кулаком со сжатым наполовину средним пальцем (в лицо, корпус)

Ояюби иппонкэн — закругленный удар кулаком с полусогну­тым большим пальцем (в лицо, корпус)

Хайто (маваси)-ути — круговой удар внутренним ребром ла­дони (по шее, в корпус)

Моротэ хайто-ути — двойной круговой удар внутренними реб­рами ладоней (до окрестного положения рук в кихоне) в голову, по шее

Гэдан хайто-ути — круговой удар внутренним ребром ладони вперед в пах

Хайсю-ути — удар тыльной стороной ладони (в лицо, корпус)


Кокэн-ути — удар запястьем (на разных уровнях и по разным траекториям)

Кэйко-ути — прямой удар «клювом» в глаз (ср. технику Сэй-кэн аго-ути) г) локтем

Маэ хидзн атэ (дзёдан, тюдан) — вперед сбоку (в корпус, голову)

Агэ хидзи атэ (дзёдан) или хидзи аго-ути —вперед снизу в под­бородок

Агэ хидзи атэ (тюдан) — вперед снизу в корпус

Ороси хидзи атэ — сверху вниз

Еко хидзи атэ — в сторону (с помощью другой руки)

Усиро хидзи атэ — назад (с помощью другой руки), в том числе при выполнении «вертушки»

11. УДАРЫ НОГАМИ

Хидза-гэри — удар коленом

Кин-гэри — удар подъемом стопы в пах

Маэ-гэри тюдан или дзёдан (тюсоку, какато) — прямой удар

вперед в корпус или голову (подушечкой пальцев стопы или

пяткой)

Маэ какато-гэри — удар пяткой вперед сверху вниз Маэ тюсоку кэагэ — маховый удар вперед и вверх Тэйсоку маваси сото кэагэ — маховый круговой удар выемкой

стопы снаружи внутрь Хайсоку маваси ути кэагэ — маховый круговой удар внешней

частью стопы изнутри Сокуто ёко кэагэ ■— маховый удар в сторону внешним ребром

стопы

Кансэцу-гэри — удар ребром стопы в коленный сустав Ёко-гэри тюдан или дзёдан — удар ребром стопы в сторону в

корпус или голову Гэдан маваси-гэри — низкий круговой удар голенью в бедро

(«лоукик») Маваси-гэри тюдан или дзёдан (хайсоку, тюсоку) — круговой

удар в корпус или голову (подъемом, подушечкой пальцев

стопы) Усиро-гэри (тюдан, дзёдан) — удар пяткой назад в корпус или

голову


Агэ какато усиро-гэри — удар пяткой назад от колена снизу в пах

Дзёдан ути хайсоку-гэри — диагональный удар подъемом сто­пы изнутри в голову

Ороси сото какато-гэри — удар пяткой сверху вниз после кру­гового выноса ноги снаружи вверх

Ороси ути какато-гэри — удар пяткой сверху вниз после круго­вого выноса ноги изнутри вверх

Какэ-гэри (тюсоку) или ура маваси-гэри — обратный круговой удар в голову

У сиро маваси-гэри дзёдан, тюдан, гэдан (тюсоку, какато) — обратный круговой удар с «вертушкой» на всех уровнях

12. БЛОКИ РУКАМИ

Сэйкэн тюдан сото-укэ — блок снаружи внутрь предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне

Сэйкэн тюдан ути-укэ — блок изнутри наружу предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне

Сэйкэн дзёдан-укэ — верхний блок предплечьем (кулак сжат)

Сэйкэн маэ гэдан-барай — нижний блок предплечьем вперед (кулак сжат)

Моротэ-укэ — блок в положении ути-укэ, усиленный второй рукой

Моротэ тюдан ути-укэ — двойной разводящий блок предпле­чьями изнутри на среднем уровне

Тюдан ути-укэ/гэдан-барай — двойной блок предплечьями на среднем и нижнем уровнях

Маваси гэдан-барай — нижний блок предплечьем с изначаль­ным круговым (парирующим) выносом руки к голове (в от­личие от прямого замаха в базовом блоке)

Сюто маваси-укэ — круговой блок в позиции сюто

Сэйкэн дзюдзи укэ-дзёдан и гэдан —верхний и нижний окрест­ный блок предплечьями (кулаки сжаты)

Сётэй-укэ (дзёдан, тюдан, гэдан) — блок «пяткой» ладони на всех уровнях

Сюто тюдан сото-укэ — аналогично базовому блоку в позиции сэйкэн, но ребром ладони

Сюто тюдан ути-укэ — то же


Сюто дзёдан-укэ — то же Сюто маэ гэдан-барай — то же

Сюто дзёдан ути-укэ — блок ребром ладони от головы

Маэ сюто маваси-укэ — двойной круговой блок спереди в по­зиции сюто

Сюто дзюдзи-укэ дзёдан и гэдан — верхний и нижний окрест­ный блок, в позиции сюто

Тэнсё — покрытие внешним ребром ладони

Какэ-укэ дзёдан, тюдан — верхний, средний блок изнутри с покрытием ребром ладони

Моротэ какэ-укэ дзёдан, тюдан — верхний, средний усиленный блок изнутри с покрытием ребром ладони

Тюдан хайто ути-укэ — блок изнутри раскрытой рукой с по­крытием тыльной стороной ладони

Кокэн-укэ (дзёдан, тюдан, гэдан) — блок запястьем по разным траекториям на всех уровнях

Гэдан сюто моротэ-укэ — двойной разводящий блок раскину­тыми руками сверху вниз и в стороны

Гэдан сётэй моротэ-укэ — двойной нижний блок в позиции сё-тэй (основания ладоней соприкасаются)

Хидзи-укэ (тюдан, гэдан) — блок локтем внутрь на среднем и нижнем уровнях, с упором в бедро

Дзёдаи хидзи-укэ — круговой верхний блок локтем внутрь

Осай-укэ — накладка ладонью

13. БЛОКИ НОГАМИ*

Сунэ-укэ — блок голенью Хидза-укэ — блок коленом

14. КАТА (с условной классификацией по степени сложности)

а) Простейшие базовые ката

1. Тайкёку соно ити

2. Тайкёку соно ни

3. Тайкёку соно сан

* В качестве блоков используются также различные маховые удары но­гами, опережающие накладки стопой.


б) Простые базовые ката

4. Пинан соно ити

5. Пинан соно ни

6. Пинан соно сан

в) Базовые дыхательные ката

7. Сантин-но-ката

г) Усложненные базовые ката

8. Пинан соно ён

9. Пинан соно го

д) Усложненные ката

10. Цуки-но-ката

11. Янцу

12. Сайфа (Сайха)

13. Гэкусай дай

14. Гэкусай сё



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.056 с.)