Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двигательыо-координационные основы в каратэ
РОЛЬ КАТА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ По словам Мае Оямы, основные ката очень близки к «священным писаниям каратэ». В своей книге «Это каратэ» он пишет о том, что «тренировка основных ката позволяет быстрее и легче освоить остальные, более сложные [ката]». Он говорит о том, что в пяти ката «пинан» содержатся все боевые позиции и техники в богатом спектре их технических вариаций. Сосай также утверждал, что из всех ката тэшпо — самое обязательное: «Тэншо — это базовая иллюстрация определения каратэ, выведенная из китайского кэмпо, как техника Кругов, основанных на точках... Человек, который тысячи раз сделал [ката] "тэншо" и хорошо понимает его теорию, может не только отразить любую атаку, но и всегда найти преимущество в ней для себя и идеально защитить себя». Тэншо должно стать целью тренировки, так как является ее психологической и теоретической основой, а также центральным элементом в базовых упражнениях каратэ; оно включает распространенные техники, блоки и удары и тесно связано с самой сущностью каратэ. Таким образом, следует глубоко изучить тэншо, чтобы овладеть каратэ надлежащим образом. Вероятно, одной из самых популярных цитат о значимости и жизненной важности ката является следующая цитата основателя шито-рю, которую Мае Ояма процитировал в книге «Это каратэ»: «Самым важным в каратэ являются формальные упражнения. В них переплелись все техники защиты и нападения. Поэтому мы должны в совершенстве знать их и выполнять». Хотя, возможно, есть люди которые думают, что можно игнорировать формальные упражнения и заниматься только боевой практикой; такое отношение никогда не приведет к реальному прогрессу в каратэ. Тренировки в то же время должны быть разнообразными. Каждый должен научиться менять положения и быстро передвигаться, иначе в реальной ситуации невозможно будет достичь высокого результата боя. Достаточно овладения одним — двумя формальными упражнениями при условии их правильного выполнения. Хотя ката и составляют самую важную часть каратэ, не следует игнорировать тренировочные бои и тамэсивари. Путь к действительно эффективному каратэ — избегать ленности и серьезно тренироваться. Одним из самых важных в жизни каратэка может быть наблюдение мастерского исполнения ката. Здесь — интеграция движений и силы, чистота жеста, которая электризует атмосферу, не оставляя в душе сомнения в силе и красоте искусства каратэ. Именно к такому уровню совершенства в ката необходимо стремиться. В тренировке ката концентрация на имеющейся задаче должна быть полной, и эта умственная погруженность отражается на физических результатах. Если человек концентрируется и выполняет ката в полном объеме, как будто находясь в ситуации выбора между жизнью и смертью, результаты поразительны. Ката выполняется при полной свободе воображения. Это помогает повысить эмоциональную насыщенность тренировок. Период «мокусо» перед выполнением ката— как спокойствие перед штормом. Занимающийся каратэ проходит через интенсивную смену сознания, а это шаг вперед в умственном совершенствовании.
Для старших учеников эффективный тренировочный процесс — это естественный шаг вперед в искусстве каратэ. Каратэка воображает вокруг себя много сильных противников, с которыми ему предстоит биться, защищая свою жизнь. Движения отражают его напряженные умственные процессы, чувствуется энергия его ауры. Атмосфера электризуется, и личность каратэка наполняет додзё. По окончании ката электризован-ность исчезает, каратэка приходит в себя. Это подобно прохождению циклона, после которого все возвращается к спокойствию. Такая поглощенность тренирует тело, дисциплинирует ум и закаляет дух. Расширяется понимание техники. Тысячи повторений ката приводят к сверхъестественной координации и высокоотточенной чувствительности в кумитэ. Это позволяет каратэку предугадать, когда его противник собирается сделать движение (даже раньше его самого) и мгновенно реагировать — без предварительного обдумывания. Движения человека, который овладел ката, кажутся легкими, не требующими усилий, хотя на то, чтобы достичь такого уровня, уходят годы тренировок. Но ката — это не только развитие техники, это и развитие сильного характера. Практическое применение техники ката известно как бун-кай. Для того чтобы ката действительно были полезны на практике, движения их должны тщательно изучаться. Лучше выбрать одно ката и работать над ним, доводя его до совершенства. Нужно найти по крайней мере три применения каждому движению. Но ценность этих упражнений состоит также в поиске и обдумывании движений. Можно использовать зрительные образы и творческое воображение при выполнении ката, чтобы извлечь истинную пользу, заложенную в них. Каждое движение в ката имеет цель. Через бункай эта цель может быть выявлена.
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КАТА Как уже говорилось, во время тренировки ката концентрация должна быть полной. Если сознание сконцентрировано только на ката, можно выполнять даже очень простое движение, например тайкёку ичи, в течение многих часов, не чувствуя ни малейшей усталости. Масутацу Ояма выполнял 100 ката каждый день во время уединения в горах. При этом он разбивал тренировочное занятие на три этапа. Каждый из этих этапов он посвящал одному из трех принципов тренировки ката: 1) темпу техники, 2) моменту напряжения силы, 3) контролю дыхания. Работая последовательно над каждым моментом, он объединял их затем в одно или два ката за тренировку, за счет чего эффект от выполнения ката увеличивался во много раз. Темп техники. При выполнении ката темп техники постоянно меняется. В каждом ката есть медленные и быстрые моменты. Но вначале следует изучить последовательность техники. Затем необходимо научиться определять скорость, с какой должно выполняться то или иное движение. Следует выделить комбинации, которые выполняются в быстром темпе, а также комбинации, которые выполняются в медленном темпе, определить моменты нарушения ритма в ката, где время выполнения техник регулируется тонко, чтобы сбить с толку противника. Без такой вариации темпа нельзя достичь концентрации энергии в нужный момент, без этого не может быть грации, а значит, и ничего, кроме бессмысленных движений. В реальном бою нужно помнить о постоянно колеблющемся ритме и адаптироваться к нему, иначе можно потерять контроль над ситуацией. Во всех видах спорта мастер тот, кто научился: контролировать темп движения и знать, когда необходимо его изменить. Момент напряжения силы. Концентрация силы меняется от техники к технике. Некоторые движения выполняются быстро, другие выполняются со всей возможной силой, на которую только способен человек. Техники, сопровождаемые «Киай!», обычно быстрые, с наибольшей концентрацией энергии. Временами сила идет от твердости тела (такого, как Земля, недвижимая гора). В других случаях сила приобретает энергию Воды, т. е. происходит от приспосабливаемое™ к партнеру и способности контратаковать с максимальным напряжением. Сила может быть как Огонь, свирепо разрушительная и слишком горячая, чтобы к ней приблизиться. Можно чувствовать себя богом энергии, при этом вас невозможно остановить. Сила может иметь элемент Ветра, циклона, который быстро разрушает все на своем пути. Человек может вызывать чувство, при котором его невозможно удержать, он как морской ветер. Выше этих элементов — Вакуум (Пустота), чье влияние дает ката всеобъемлющее спокойствие и дисциплину, не оставляя сомнений в полном контроле каратэ-ка над ситуацией. Следует оценивать моменты напряжения и чувств, которые сопровождают выполнение упражнений. Нельзя путать моменты напряжения силы с физическим напряжением. Иногда моменты силы достигаются только техникой и целостностью всего тела в движении
Контроль дыхания. В кёкусинкай каратэ можно выделить две основные группы формальных упражнений: ката, выполняемые со скоростью борьбы, и ката, выполняемые медленно, с полным мышечным напряжением и силовым дыханием ибу- ки. При этом в ката первой группы встречаются медленные движения, а в ката второй группы— быстрые. Кроме того, используются и формы, сочетающие разные методические принципы. Все изложенное касается идеального, канонического выполнения этих упражнений. Помимо этого практикуются учебно-вспомогательные режимы тренировки, позволяющие постепенно овладевать различными методами дыхания, необходимыми для борьбы, и координировать дыхание со сложными действиями. При выполнении ката, совершаемых со скоростью борьбы, в кёкусинкай используется естественное дыхание животом, где активной фазой является выдох, а вдох производится рефлек-торно в подготовленных и промежуточных движениях. В идеале дыхание должно быть скрытым, незаметным для противника, кроме отдельных выкриков «Киай!» на выдохе, когда достигается наибольшая концентрация. Однако для овладения правильным дыханием и движениями применяются подготовительные формы дыхательно-двигательного контроля, где дыхание может озвучиваться. Они используются чаще всего при освоении простейших ката. Проработка ката с разным ритмом дыхания очень важна также для поэтапного решения базовых технических задач, поскольку внимание в разных случаях сосредоточивается на особых элементах техники Примером могут служить следующие этапы освоения простейших ката. 1. Медленный вдох — медленный выдох. Этот дыхательный
2. Быстрый вдох — медленный выдох. Здесь главное — со ляет собраться для очередного быстрого поворота или перемещения. 3. Медленный вдох — быстрый выдох. Здесь решается противоположная задача: в начале поворота или перемещения — сосредоточение для резкого, мощного и правильного по форме завершения блока или контратаки. 4. Быстрый вдох — быстрый выдох на каждую фазу блока 5. Быстрый вдох — быстрый выдох на каждый отдельный Все эти режимы, осваиваемые последовательно, подготавливают переход к координации дыхания уже не по отдельным элементам, а по связкам: например, в тайкёку это блок-удар (или серия ударов). В связках быстрый вдох всегда приходится на начальную фазу первого движения (поворота, шага), а быстрый выдох растягивается на завершение блока и удара. При этом, несмотря на достаточную фиксацию и мощь блока, основная концентрация приходится на удар, так как он синхронизируется с завершением выдоха. В учебном освоении связок с таким дыханием сосредоточение происходит в паузах между связками (в тайкёку на коротких осях эти паузы чуть меньше, чем на длинных «дорожках», где перемещение завершается выкриком). Каноническое выполнение ката предполагает сокращение пауз между короткими связками. При выполнении замедленных силовых ката в кёкусинкае применяется метод дыхания «ибуки». Это силовое дыхание животом, которое активизирует состояние мышц, позу, пищеварение, снимает нервное напряжение. Ибуки укрепляет живот, диафрагму, межреберные мышцы. Оно позволяет принимать мощные удары в корпус и мгновенно приводить мышцы в нормальное положение. Оно снимает одышку (например, после быстрого бега), возвращает из полуобморочного состояния (например, после нокаутирующего удара). Ибуки упорядочивает весь процесс дыхания и тем самым не только позволяет наиболее эффективно выполнять технические приемы, но и способствует общей духовной уравновешенности, помогает преодолевать чувство страха, переносить боль. Ибуки в целом позволяет достичь необходимого для борьбы нервно-мышечного тонуса, состояния сознания, психологического настроя, т. е. тотальной концентрации всех жизненных ресурсов организма. Дыхание ибуки (как и другие методы дыхания — ногарэ, гяку) лежит в основе всего процесса обучения в кёкусинкае.
СТУПЕНИ ЗНАНИИ ПУТЬ ОТ УЧЕНИКА К МАСТЕРУ В процессе обучения каратэ кёкусинкай немаловажную роль играет ритуал получения поясов. Ученику важно помнить, что пояса — это символ того, что ему следует ожидать от тренировок, а также награда за приложенные усилия. Неверно рассматривать экзамены на степень только как оценку технической и физической подготовки. Очень важно, чтобы обучаемый понимал, что помимо улучшения здоровья, достижения физической силы и техники он одновременно достигает новых уровней зрелости, характер его становится все более уравновешенным с каждым новым уровнем. Ученик должен помнить, что не следует поддаваться искушению быстро пройти через все ступени: нужно научиться сначала ползать, а потом ходить, работать как можно усерднее и быть терпеливым. Каратэка должен понимать главное: самый сильный враг, которого ему необходимо победить, это эгоизм. Занятие каратэ дают возможность увидеть, как бесполезно тщеславие. Нужно научиться тренироваться скромно, но с неослабевающей решимостью. Один из самых важных принципов занятий каратэ — терпение. Нужно быть терпеливым, многократно повторяя, казалось бы, уже известное, не имеющее практического значения. Мало внимания сегодня уделяется обучению терпению, развитию самодисциплины. Конечно, дисциплина прививается детям при занятии многими вещами, но при этом не объясняется, зачем им это нужно. Сегодня большинство молодых людей рассматривают терпение и самодисциплину как какую-то дополнительную работу, которую они могут выполнять, исходя из собственного желания, решая самостоятельно, нужно им это или нет. А истина состоит в том, что терпение и дисциплина — ключ к счастью и самореализации в жизни. Если бы каратэ было предметом обучения для всех детей, оно послужило бы всеоб- щему изменению отношений между людьми. Оно демонстрирует преимущества дисциплины и самоконтроля, показывая через систему степеней, что награды, завоеванные терпением, значительно более важны, чем быстрые достижения. «Гений —.это один процент вдохновения и девяносто процентов пота» (Томас Эдисон). Цвета поясов на начальном этапе обучения: белый, оранжевый, синий, желтый Белый пояс — уровень чистоты и потенциала. Белый цвет, так же как и черный, встречается редко, если вообще когда-либо встречается в чистом виде в природе. Он отражает все световые волны, ничего не поглощая, потому что он уже содержит все цвета спектра. Таким образом, в каратэ белый пояс символизирует потенциал ученика в достижении каких-либо степеней. Если этот потенциал имеется, тренировка выявит его. Ведь все, о чем ученик мечтает, на что надеется, уже спрятано внутри него. Это драгоценный камень, покрытый слоем грязи, которую нужно только отколоть резцом решимости и веры. Белый цвет — символ чистоты. Новый ученик на уровне белого пояса чист, потому что еще ничего не знает о требованиях искусства и совершенно не имеет опыта. Его сердце полно надежды. Из этой надежды исходит росток первого желания тренироваться и учиться. Главное — слушать инструктора и учиться действовать в соответствии с его указаниями. После первой тренировки навсегда уходит чистота белого пояса. Он впитывает пот и частицы пыли, теряет первоначальный чистый цвет. Поэтому дороги назад нет. Начинается путь вперед, через весь спектр цветов. Нужно поставить себе цели в тренировке и идти к ним без устали. Так же, как и черный, белый пояс — самый важный в жизни каратэка. Новая техника, правила и требования додзё могут многое изменить в ученике: он может навсегда изменить свою жизнь, а насколько, зависит только от него самого. Имея белый пояс, не нужно спешить в достижении новой цели, а нужно сконцентрироваться на изучении основных указаний этикета в додзё и развивать в себе привычку регулярно посещать тренировки, постоянно работать над собой. Если что-то не будет по- лучаться, но ученик будет проявлять упорство, каждый будет рад помочь ему. Негласное правило додзё: человек познается по его желанию сделать усилие. Не нужно стыдиться белого пояса. Нужно носить его с гордостью. Даже учитель начинал когда-то с него. Главное — стараться изо всех сил. Это все, что требуется. «Человек способен на поистине безграничную деградацию, он также способен на поистине безграничное совершенство и достижение. Успех зависит от целей и от усердия на пути к их достижению» (Мае Ояма). Оранжевый пояс (10 и 9 кю) — уровень стабильности. Оранжевый пояс соответствует массе или качеству препятствий. Этот цвет Мооладхара Чакра, копчикового спинного центра, элементом которого является Земля, самый большой из всех элементов. После нескольких месяцев серьезных занятий пояс нового ученика становится грязным, т. е. уже более темным. Для ученика, который претендует на оранжевый пояс, элемент Земля означает, что цель тренировок на этом уровне — стабильность. По мере приближения к экзамену на оранжевый пояс главное внимание должно быть сосредоточено на понимании физических основ. Это понимание приходит через тренировки концентрации в стойках стабильности («дзэнкуцу-дати», «сантин-дати» и «киба-дати») и через контроль тела, направленный на четкость выполнения движений. Сосай Ояма часто напоминал своим студентам: «Тачи сан нэн» («три года для стойки»). Каратэка начинает свой путь, учась правильно чувствовать стойку. С достижением стабильности приходит элементарное понимание динамического баланса. Контроль баланса в каратэ будет полным тогда, когда ученик научится ощущать свой центр тяжести. Это поможет сделать стойку правильной, как объяснял Мае Ояма. Это основное в боевом искусстве. Правильная стойка позволит четко видеть противника и так сосредоточиться на его намерениях, что они станут ясными, как собственные. Это основа, а практикуя чувствительность ступней и ног, человек начинает чувствовать, когда стойка выполнена правильно. Сила и прогресс строятся на твердой основе. Ученик, готовящийся к экзамену на оранжевый пояс, должен тщательно изучить этикет и процедуры додзё, на которых основаны тренировки и жизнь каратэка. Обладатель белого пояса, претендующий на оранжевый пояс, осознает каратэ в большем объеме, и его каратэ отражает это. Происходит осознание твердой мышечной ткани и костей тела, тренировка концентрируется на этих моментах. Только таким образом можно заложить основу для «сильной и прямой тропы». Прочная основа имеет жизненно-важное значение, если человек хочет достичь больших высот. Ми-ямото Мусаси сравнивает образ жизни в боевом искусстве с работой плотника, который должен иметь хорошие инструменты, к тому же великолепно наточенные, если он хочет сделать тонкую работу Ко времени экзамена на оранжевый пояс уже формируются основные характеристики хорошего физического состояния. Ученик принимает новый стиль жизни: появляются новые амбиции, возникают чувство благодарности, настойчивость в достижении поставленных целей, новые жизненные силы. У него входит в привычку посещение занятий, превозмогая усталость и нежелание. Обладатель оранжевого пояса должен понимать значение тренировок и сохранить мечту о великом будущем. Синий пояс (8 и 7 кю) — уровень изменчивости, способности к приспособлению. После достижения знаний и уровня понимания, присущих оранжевому поясу, боец готовится к экзамену на 8 кю, или на синий пояс. В Японии этот уровень известен под названием «степень цвета воды». Этот цвет — символ элемента Воды, который расположен в Схвадхистана Чакре, крестцовом спинном центре. Хотя цвет этого центра оранжевый (и таким образом в некоторых других системах боевых искусств этому уровню соответствует оранжевый пояс), синий пояс напоминает каратэку об изменчивости элемента Воды. Тренировка на синий пояс, оказывая определенное стимулирующее воздействие, развивает у него основную способность адаптироваться и гибко реагировать, так же как вода принимает форму сосуда, в котором она находится. Эта способность к приспособлению возрастает через кумитэ: сначала — якусо-ку кумитэ, заранее подготовленный трех- и одношаговый спарринг, а затем — дзю кумитэ, или свободный стиль. «Получите удар, как текущая вода, атакуйте решительно, с настроем: один удар — верная смерть» (Чанг Сана-Фана). В ходе тренировок начинает укрепляться независимость, и будущий обладатель синего пояса начинает задумываться над тем, как адаптироваться к каратэ, чтобы это лучше всего соответствовало его физическим способностям. «Синий пояс» концентрируется на мастерстве рук, особенно на чувстве верного захвата, важном, но очень часто упускаемом из виду. Сочетая это с правильной позицией, он пытается затем развивать чувство правильного удара. Такая тренировка разовьет сильное тело, особенно туловище и руки. Кроме того, можно заниматься любыми видами общефизических упражнений для верхней части туловища по желанию, но особое внимание должно уделяться отжиманиям на кулаках и кончиках пальцев. В то же время элемент Земли (оранжевый пояс) не игнорируется. Вводится все больше стоек, технических действий руками и ногами. Наиболее сильным моментом обладателя синего пояса должна стать гибкость (физическая и умственная), поэтому он усердно занимается упражнениями на растяжку. Он также учится приспосабливаться, превозмогать слабость, тренируя гибкость ума. Эта гибкость позволяет двигаться вперед, к требованиям следующего уровня. Она объединяется с физической подготовкой и знаниями уровня оранжевого пояса и, в свою очередь, позволяет видеть весь потенциал как часть единого целого. Более всего обладатель синего пояса учится превозмогать желание «не усердствовать чрезмерно» и вовремя перестать тренироваться, учится дозировать нагрузки. Это очень важно. Тренировки, предшествующие сдаче экзамена на синий пояс, интенсивны. Ученик начинает действительно чувствовать положительное влияние каратэ на здоровье, благодаря улучшению циркуляции крови и тонуса мышц, улучшению работы сердечно-сосудистой системы, снижению жировых отложений, увеличению общей силы тела и общему ощущению хорошего самочувствия. Он становится более уверенным, стремится превозмочь негативные свойства элемента Воды: невежество (он должен и далее изучать историю каратэ, терминологию, этикет и т. п.) и гордость (зная свою ограниченность, понять, что еще очень многому нужно научиться). Синий пояс — это стадия объединения данных оранжевого пояса и изучение и принятие требований желтого пояса. «Вода в процессе своей деятельности практически не терпит изменений. Тихое ли это, успокаивающее журчание ручейка или сила огромного водопада, или свирепость волны прилива, элемент везде один и тот же — вода. В жизни точно так же: каратэка должен учиться приспосабливаться, производя все действия с одним и тем же спокойным духом. При спокойствии и во время отдыха или среди бушующей битвы дух и ум истинного кара-тэки остаются непоколебимыми». Это состояние известно под названием «дзёсин», неизменное и не подверженное влиянию состояние ума. Будучи каратэ-ком, необходимо всегда стремиться к нему, потому что только тот, кто во все времена способен сохранять непоколебимость духа, может пойти по пути боевого искусства. Потеря контроля ведет к необузданной злости и страху. Это означает, что борьба становится физической деятельностью. Но борьба — это деятельность ума. Нельзя демонстрировать эмоции. Потеря умственного равновесия означает потерю умственной грани. Самый опасный человек тот, кто не выдает эмоций, глядя в лицо угрозе. Это и есть дзёсин. Желтый пояс (6 и 5 кю) — уровень утверждения. Примерно через шесть месяцев серьезных тренировок обладатель синего пояса сдает экзамен на 6 кю, или желтый пояс. Желтый пояс соответствует Манипура Чакре, третьему позвоночному центру, элементом которого является Огонь. Этот центр связан полярностью с сейка танден, единой точкой в нижней части живота, к которой очень часто обращаются в японской философии и традициях боевых искусств. Это хранилище творческой психической энергии и физический центр баланса, расположенный в области под пупком. Общая область нижней части живота называется «хара». У учеников, претендующих на желтый пояс, концентрация имеет свой центр хара, поэтому они должны стараться понять принципы производства энергии через бедра и талию для продвижения к этому уровню. На тренировке ученик узнает, что сила удара кулаком и ногой идет не из ноги или руки. Движение наносящего удар орудия имеет второстепенное значение; первоначально энергия возникает в теле, в частности в хара. Сосай Ояма постоянно подчеркивал на тренировках, что нужно сфокусировать концентрацию на хара. В противном случае во время тренировки появляется чувство подъема и падения, кажется, что тело производит энергию только от плеча. Следует напрячь пальцы ног, опустить свой вес и почувствовать себя прикованным к земле неведомой силой, которая тянет от пояса книзу, затем сконцентрироваться на хара и почувствовать энергию, текущую из этого центра. При этом способности возрастут в значительной мере. Производство энергии хара, в противоположность энергии из рук и плеча, можно сравнить с выстрелом из заряженного ружья. Вы берете пулю в руку и бросаете ее как можно сильнее, но вам все равно не удастся произвести такую же силу удара, как при выстреле из ружья. Таким образом, разрушительная сила пули присуща не самой пуле; она более зависит от пороха и калибра ружья. То же можно сказать и о силе удара: практически она зависит не от руки, а от энергии, которая вырабатывается в теле. Конечно, сила в руке, особенно захват, имеет большое значение, давая возможность выразить эту энергию. Мягкая губковая пуля, выпущенная из ружья, не может убить. Слабая рука не сможет поддержать энергию, правильно выработанную из хара. Готовясь к экзамену на право обладания желтым поясом, ученик, таким образом, начинает особенно хорошо понимать роль, которую «единая точка» играет в его характере. Он напоминает себе об этом на каждой тренировке, завязывая узел пояса. Пояс завязывается узлом непосредственно на хара, символически связывая в этой точке тело и ум при подготовке к тренировке. По этой причине к завязыванию пояса нужно относиться как к ритуалу, при этом мысленно фокусируя концентрацию на узле и центре энергии, на котором узел находится. Если во время тренировки ученик отвлекся, он просто должен нажать на узел пояса, почувствовать некоторое давление на хара и сознательно вернуть концентрацию туда, где она должна быть. Ритуал самоубийства в феодальной Японии — сеппуку — был честью для класса воинов. Существенно, что сеппуку, или, как его еще называют, «харакири», выполняется вскрытием живота. При этом разрезается центр физического и духовного объединения, и таким образом душа освобождается от телесной оболочки. До желтого пояса ученик концентрировался на чисто физи- ческом мастерстве — балансе, устойчивости, координации глаз и рук и общей технической способности. Желтый пояс требует от него серьезного обдумывания не только физической подготовки, динамического баланса и координации, но и психологических аспектов тренировки — восприятия, осознания, утверждения и других проявлений силы воли. На первом уровне медитации каратэ концентрация сфокусирована на Манипура Чакре. Это объединяет тело и дух. Элемент Огня оживляет нас и заставляет осознать физическую силу воли в каратэ. Ученик с желтым поясом применяет свой интеллект и сознательность при координации базовых физических понятий каратэ с его собственным умственным потенциалом. Он становится более уверенным в своих растущих способностях и более решительным в своих действиях. Он совершенствует свое знание каратэ и учится выполнять все движения четко и правильно. Это жизненно важно, потому что если не обращать внимание на техническую точность, продвижение ученика к более высоким степеням станет исключительно трудным. Тот, кто не сосредоточился на закреплении базовых принципов позиции, баланса и координации на этом уровне, часто будет сталкиваться с серьезными проблемами на высоких степенях коричневого и черного поясов исключительно из-за недостатков, которые легко можно было бы ликвидировать на раннем этапе обучения. Ответственность за это лежит как на ученике, так и на учителе, на последнем, возможно, даже в большей степени. Попытка координировать тело и ум в целях технического совершенства впервые осуществляется через тренировку, нацеленную на увеличение скорости в технике без потери формы. Понять, как применить силу через технику, прогресс вдвойне. Первый шаг — тренировка правильной базовой техники и ее внедрение в физическую и умственную системы. Поняв это, желтый пояс движется дальше, ко второму этапу, объединяя правильную технику со скоростью. Тренировка на тяжелых мешках, макиваре или энергичное кумитэ (спарринг) необходимы главным образом для подготовки тела к преодолению значительных усилий, объединенных со скоростью. Мозолистые кулаки или сильный захват не оправдывают цели, если боец не овладел координацией правильной техники и скорости. Мелочные психологические не- достатки, такие, как мстительность, пессимизм, преувеличение и неискренность, должны быть встречены с полной серьезностью, и нужно приложить все усилия, чтобы контролировать их. Отводя важную роль уму в каратэ, желтый пояс не забывает о том, что тело должно быть сильным, в хорошем состоянии Он должен тренироваться с энтузиазмом, потому что он понимает, что именно через физическую тренировку развивается ум. Как утверждал сосай Ояма, «подвергать себя энергичным тренировкам нужно более ради того, чтобы выковать в себе твердый дух, который сможет победить собственные эгоистические интересы, чем ради развития сильного тела» Так как элементом желтого пояса является Огонь, ученик начинает осознавать чувство тела в движении и динамическую природу жестокой агрессии как полезный энергетический инструмент. Эта агрессивная энергичность становится центром отношений к каратэ у желтого пояса, и он узнает, что страхи преодолеваются, если им уверенно противостоять. «Желтый пояс» должен понять, что именно ум владеет телом. Сосай Ояма говорил об искусстве контроля плоти умом. Он сам был свидетелем того, как священник дзэн сунул руку в котелок с кипящей водой, не нанеся себе никакого вреда. Священник напомнил молодому Ояме: «Ты можешь сделать все, если только будешь действовать уверенно». «Сущностью каратэ является тренировка ума через тело. Вот почему каратэ, способное придать такую силу, не должно быть использовано неправильно или искаженно. Искусство каратэ стремится к чему-то более глубокому, чем просто культ физической силы» (Мае Ояма). Желтый пояс — это последний уровень в ряду уровней для начинающих. Здесь каратэка начинает чувствовать, что может непосредственно контролировать свою жизнь и свое окружение. Цвета поясов на промеэюуточном этапе обучения: зеленый, коричневый Зеленый пояс (4 и 3 кю) — уровень эмоций и чувствительности. После периода закрепления знаний и обучения новым знаниям обладатель желтого пояса готовится к экзамену на 4 кю. Символ этого уровня — зеленый пояс. Зеленый цвет можно получить, смешав желтый (элемент Огонь) и синий (элемент Пус- тота). Уровень зеленого пояса — это точка отсчета, первый уровень старших поясов, соответствующий Анахата Чакре, который расположен возле сердца и элементом которого является Воздух. До настоящего момента каратэка был довольно ограничен в опыте и выражении. Теперь он в большей степени осознает свой уникальный ум и важность доброжелательности и сострадания. Будущий обладатель зеленого пояса учится принимать других такими, какие они есть, понимая что глазами нельзя увидеть всего, что есть в основе всех вещей. Он, таким образом, становится более внимательным к другим, и его личность при этом становится более сбалансированной. «Зеленый пояс» понимает, что сила без мудрости и сострадания становится разрушительной, опасной и жестокой. Сосай говорил: «Сила без справедливости — это насилие, справедливость без силы — беспомощность». Ученик на этом уровне узнает истинный смысл того, что значит любить других. Он не должен быть безразличным к судьбе и положению других людей. «Учтивость должна проявляться во всех наших действиях и словах и во всех аспектах нашей ежедневной жизни. Но под учтивостью я не имею в виду холодную формальность. В самом истинном смысле учтивость — это самоотверженная забота о благосостоянии, физическом и умственном покое другого человека» (Мае Ояма). История каратэ, философия и потенциал, которые их содержат, серьезно изучаются теми, кто стремится достичь уровня зеленого пояса. Идет обновленный поиск основ человеческой физиологии, включая жизненно важные нервные центры тела. В додзё «зеленый пояс» особенно концентрируется на правильных методах дыхания и на совершенстве стиля и техники, закрепляя требования оранжевого, голубого и желтого поясов. Необходимо достичь превосходного выполнения всех основных техник, основных движений, требуемых ката, прежде чем сдавать экзамен на зеленый пояс. Будущий «зеленый пояс» учится комбинировать свою технику, скорость и силу, которые развиваются в ходе усердных тренировок, но работает и над силовым аспектом каратэ. Кёкусин — это силовое каратэ. «Зеленый пояс» должен уметь демонстрировать свою силу. Более тонкие области этого уровня — восприимчивость и чувство времени — также глубоко изучаются. Нужно учиться чувствовать намерения и баланс оппонента и так рассчитывать время и использовать технику, чтобы произвести максимальный эффект. Ученик изучает наиболее передовые понятия и методы, отбирает то, что ему больше нравится, и начинает применять это ■в. своем собственном каратэ. Техника выполняется естественно, без обдумывания; у «зеленого пояса» появляются проблески умственного состояния, известного под названием «заншин», когда тело действует идеально без осознанных усилий. Тренировки становятся более серьезными, чем когда-либо. «Зеленый пояс» стремится развить зрелое и бесстрапшое отношение к спарринг}', вводя противника в заблуждение своим спокойствием и непритязательным подходом к самозащите и ежедневной жизни. Это первый шаг в познании позитивного обмана, или искусства скрывать эмоции и способности там, где это нужно. Такая способность — важное оружие в арсенале каждого воина, в каратэ и в жизни вообще.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.043 с.) |