Двигательыо-координационные основы в каратэ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двигательыо-координационные основы в каратэ



РОЛЬ КАТА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

По словам Мае Оямы, основные ката очень близки к «свя­щенным писаниям каратэ». В своей книге «Это каратэ» он пи­шет о том, что «тренировка основных ката позволяет быстрее и легче освоить остальные, более сложные [ката]». Он говорит о том, что в пяти ката «пинан» содержатся все боевые позиции и техники в богатом спектре их технических вариаций. Сосай также утверждал, что из всех ката тэшпо — самое обязатель­ное: «Тэншо — это базовая иллюстрация определения каратэ, выведенная из китайского кэмпо, как техника Кругов, осно­ванных на точках... Человек, который тысячи раз сделал [ката] "тэншо" и хорошо понимает его теорию, может не только от­разить любую атаку, но и всегда найти преимущество в ней для себя и идеально защитить себя». Тэншо должно стать целью тренировки, так как является ее психологической и теоретичес­кой основой, а также центральным элементом в базовых уп­ражнениях каратэ; оно включает распространенные техники, блоки и удары и тесно связано с самой сущностью каратэ. Та­ким образом, следует глубоко изучить тэншо, чтобы овладеть каратэ надлежащим образом.

Вероятно, одной из самых популярных цитат о значимости и жизненной важности ката является следующая цитата осно­вателя шито-рю, которую Мае Ояма процитировал в книге «Это каратэ»: «Самым важным в каратэ являются формальные уп­ражнения. В них переплелись все техники защиты и нападения. Поэтому мы должны в совершенстве знать их и выполнять». Хотя, возможно, есть люди которые думают, что можно игно­рировать формальные упражнения и заниматься только бое­вой практикой; такое отношение никогда не приведет к реаль­ному прогрессу в каратэ.

Тренировки в то же время должны быть разнообразными.


Каждый должен научиться менять положения и быстро пере­двигаться, иначе в реальной ситуации невозможно будет дос­тичь высокого результата боя. Достаточно овладения одним — двумя формальными упражнениями при условии их правиль­ного выполнения.

Хотя ката и составляют самую важную часть каратэ, не сле­дует игнорировать тренировочные бои и тамэсивари. Путь к действительно эффективному каратэ — избегать ленности и се­рьезно тренироваться.

Одним из самых важных в жизни каратэка может быть на­блюдение мастерского исполнения ката. Здесь — интеграция движений и силы, чистота жеста, которая электризует атмос­феру, не оставляя в душе сомнения в силе и красоте искусства каратэ. Именно к такому уровню совершенства в ката необхо­димо стремиться. В тренировке ката концентрация на имею­щейся задаче должна быть полной, и эта умственная погружен­ность отражается на физических результатах. Если человек кон­центрируется и выполняет ката в полном объеме, как будто на­ходясь в ситуации выбора между жизнью и смертью, результа­ты поразительны. Ката выполняется при полной свободе во­ображения. Это помогает повысить эмоциональную насыщен­ность тренировок. Период «мокусо» перед выполнением ката— как спокойствие перед штормом. Занимающийся каратэ про­ходит через интенсивную смену сознания, а это шаг вперед в умственном совершенствовании.

Для старших учеников эффективный тренировочный про­цесс — это естественный шаг вперед в искусстве каратэ. Каратэ­ка воображает вокруг себя много сильных противников, с ко­торыми ему предстоит биться, защищая свою жизнь. Движе­ния отражают его напряженные умственные процессы, чувству­ется энергия его ауры. Атмосфера электризуется, и личность каратэка наполняет додзё. По окончании ката электризован-ность исчезает, каратэка приходит в себя. Это подобно про­хождению циклона, после которого все возвращается к спокой­ствию. Такая поглощенность тренирует тело, дисциплинирует ум и закаляет дух. Расширяется понимание техники. Тысячи по­вторений ката приводят к сверхъестественной координации и высокоотточенной чувствительности в кумитэ. Это позволяет каратэку предугадать, когда его противник собирается сделать


движение (даже раньше его самого) и мгновенно реагировать — без предварительного обдумывания. Движения человека, ко­торый овладел ката, кажутся легкими, не требующими усилий, хотя на то, чтобы достичь такого уровня, уходят годы трени­ровок. Но ката — это не только развитие техники, это и разви­тие сильного характера.

Практическое применение техники ката известно как бун-кай. Для того чтобы ката действительно были полезны на прак­тике, движения их должны тщательно изучаться. Лучше выб­рать одно ката и работать над ним, доводя его до совершен­ства. Нужно найти по крайней мере три применения каждому движению. Но ценность этих упражнений состоит также в по­иске и обдумывании движений. Можно использовать зритель­ные образы и творческое воображение при выполнении ката, чтобы извлечь истинную пользу, заложенную в них. Каждое движение в ката имеет цель. Через бункай эта цель может быть выявлена.

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КАТА

Как уже говорилось, во время тренировки ката концентра­ция должна быть полной. Если сознание сконцентрировано только на ката, можно выполнять даже очень простое движе­ние, например тайкёку ичи, в течение многих часов, не чувствуя ни малейшей усталости. Масутацу Ояма выполнял 100 ката каж­дый день во время уединения в горах. При этом он разбивал тренировочное занятие на три этапа. Каждый из этих этапов он посвящал одному из трех принципов тренировки ката: 1) темпу техники, 2) моменту напряжения силы, 3) контролю дыхания.

Работая последовательно над каждым моментом, он объе­динял их затем в одно или два ката за тренировку, за счет чего эффект от выполнения ката увеличивался во много раз.

Темп техники. При выполнении ката темп техники посто­янно меняется. В каждом ката есть медленные и быстрые мо­менты. Но вначале следует изучить последовательность техни­ки. Затем необходимо научиться определять скорость, с какой должно выполняться то или иное движение.


Следует выделить комбинации, которые выполняются в бы­стром темпе, а также комбинации, которые выполняются в мед­ленном темпе, определить моменты нарушения ритма в ката, где время выполнения техник регулируется тонко, чтобы сбить с толку противника. Без такой вариации темпа нельзя достичь концентрации энергии в нужный момент, без этого не может быть грации, а значит, и ничего, кроме бессмысленных движе­ний. В реальном бою нужно помнить о постоянно колеблющем­ся ритме и адаптироваться к нему, иначе можно потерять кон­троль над ситуацией. Во всех видах спорта мастер тот, кто на­учился: контролировать темп движения и знать, когда необхо­димо его изменить.

Момент напряжения силы. Концентрация силы меняется от техники к технике. Некоторые движения выполняются быст­ро, другие выполняются со всей возможной силой, на которую только способен человек.

Техники, сопровождаемые «Киай!», обычно быстрые, с наи­большей концентрацией энергии. Временами сила идет от твер­дости тела (такого, как Земля, недвижимая гора). В других слу­чаях сила приобретает энергию Воды, т. е. происходит от при­спосабливаемое™ к партнеру и способности контратаковать с максимальным напряжением. Сила может быть как Огонь, сви­репо разрушительная и слишком горячая, чтобы к ней прибли­зиться. Можно чувствовать себя богом энергии, при этом вас невозможно остановить. Сила может иметь элемент Ветра, цик­лона, который быстро разрушает все на своем пути. Человек может вызывать чувство, при котором его невозможно удер­жать, он как морской ветер. Выше этих элементов — Вакуум (Пустота), чье влияние дает ката всеобъемлющее спокойствие и дисциплину, не оставляя сомнений в полном контроле каратэ-ка над ситуацией. Следует оценивать моменты напряжения и чувств, которые сопровождают выполнение упражнений. Нельзя путать моменты напряжения силы с физическим напря­жением. Иногда моменты силы достигаются только техникой и целостностью всего тела в движении

Контроль дыхания. В кёкусинкай каратэ можно выделить две основные группы формальных упражнений: ката, выпол­няемые со скоростью борьбы, и ката, выполняемые медленно, с полным мышечным напряжением и силовым дыханием ибу-


ки. При этом в ката первой группы встречаются медленные движения, а в ката второй группы— быстрые. Кроме того, ис­пользуются и формы, сочетающие разные методические прин­ципы. Все изложенное касается идеального, канонического вы­полнения этих упражнений. Помимо этого практикуются учеб­но-вспомогательные режимы тренировки, позволяющие посте­пенно овладевать различными методами дыхания, необходи­мыми для борьбы, и координировать дыхание со сложными дей­ствиями.

При выполнении ката, совершаемых со скоростью борьбы, в кёкусинкай используется естественное дыхание животом, где активной фазой является выдох, а вдох производится рефлек-торно в подготовленных и промежуточных движениях. В идеа­ле дыхание должно быть скрытым, незаметным для противни­ка, кроме отдельных выкриков «Киай!» на выдохе, когда дос­тигается наибольшая концентрация. Однако для овладения правильным дыханием и движениями применяются подгото­вительные формы дыхательно-двигательного контроля, где дыхание может озвучиваться. Они используются чаще всего при освоении простейших ката. Проработка ката с разным ритмом дыхания очень важна также для поэтапного решения базовых технических задач, поскольку внимание в разных случаях со­средоточивается на особых элементах техники

Примером могут служить следующие этапы освоения про­стейших ката.

1. Медленный вдох — медленный выдох. Этот дыхательный
цикл распределяется на один технический элемент: вдох — на
начальную фазу поворота (с прикрытием жизненного центра,
например, паха, лица, и замахом для последующего блока) или
на перемещение (шаг в стойке); выдох — на завершение пово­
рота (блок с реверсивным отводом другой руки под грудь), т. е.
с «хикитэ», или на контратакующий удар (с предварительным
обозначением уровня удара и реверсом другой рукой). В ре­
зультате достигаются важная начальная фаза поворота и пра­
вильная форма блокировки и контратаки.

2. Быстрый вдох — медленный выдох. Здесь главное — со­
хранение правильной формы начальной фазы поворота и со­
ответственно перемещений в стойках при резком увеличении
скорости. Медленное завершение блока или контратаки позво-


ляет собраться для очередного быстрого поворота или переме­щения.

3. Медленный вдох — быстрый выдох. Здесь решается про­тивоположная задача: в начале поворота или перемещения — сосредоточение для резкого, мощного и правильного по фор­ме завершения блока или контратаки.

4. Быстрый вдох — быстрый выдох на каждую фазу блока
или контратаки. Такой дыхательный цикл расчленяет каждый
элемент на фазы (поворот — блок или шаг — удар) с неболь­
шой паузой (расслабление), которая позволяет собраться и вы­
полнить технику правильно (достичь правильной формы и
большой концентрации).

5. Быстрый вдох — быстрый выдох на каждый отдельный
блок или удар. Этот цикл позволяет соединять фазы каждого
технического элемента «накатом», т. е. сводить до минимума
время фиксации начальной фазы движения, чтобы всю мощь
вложить в завершение блока или удара.

Все эти режимы, осваиваемые последовательно, подготав­ливают переход к координации дыхания уже не по отдельным элементам, а по связкам: например, в тайкёку это блок-удар (или серия ударов). В связках быстрый вдох всегда приходится на начальную фазу первого движения (поворота, шага), а быс­трый выдох растягивается на завершение блока и удара. При этом, несмотря на достаточную фиксацию и мощь блока, ос­новная концентрация приходится на удар, так как он синхро­низируется с завершением выдоха. В учебном освоении связок с таким дыханием сосредоточение происходит в паузах между связками (в тайкёку на коротких осях эти паузы чуть меньше, чем на длинных «дорожках», где перемещение завершается вык­риком).

Каноническое выполнение ката предполагает сокращение пауз между короткими связками.

При выполнении замедленных силовых ката в кёкусинкае применяется метод дыхания «ибуки». Это силовое дыхание животом, которое активизирует состояние мышц, позу, пище­варение, снимает нервное напряжение. Ибуки укрепляет живот, диафрагму, межреберные мышцы. Оно позволяет принимать мощные удары в корпус и мгновенно приводить мышцы в нор­мальное положение. Оно снимает одышку (например, после


быстрого бега), возвращает из полуобморочного состояния (на­пример, после нокаутирующего удара). Ибуки упорядочивает весь процесс дыхания и тем самым не только позволяет наибо­лее эффективно выполнять технические приемы, но и способ­ствует общей духовной уравновешенности, помогает преодо­левать чувство страха, переносить боль. Ибуки в целом позво­ляет достичь необходимого для борьбы нервно-мышечного тонуса, состояния сознания, психологического настроя, т. е. то­тальной концентрации всех жизненных ресурсов организма. Дыхание ибуки (как и другие методы дыхания — ногарэ, гяку) лежит в основе всего процесса обучения в кёкусинкае.


СТУПЕНИ ЗНАНИИ

ПУТЬ ОТ УЧЕНИКА К МАСТЕРУ

В процессе обучения каратэ кёкусинкай немаловажную роль играет ритуал получения поясов. Ученику важно помнить, что пояса — это символ того, что ему следует ожидать от трениро­вок, а также награда за приложенные усилия. Неверно рассмат­ривать экзамены на степень только как оценку технической и физической подготовки. Очень важно, чтобы обучаемый по­нимал, что помимо улучшения здоровья, достижения физичес­кой силы и техники он одновременно достигает новых уров­ней зрелости, характер его становится все более уравновешен­ным с каждым новым уровнем. Ученик должен помнить, что не следует поддаваться искушению быстро пройти через все сту­пени: нужно научиться сначала ползать, а потом ходить, рабо­тать как можно усерднее и быть терпеливым. Каратэка должен понимать главное: самый сильный враг, которого ему необхо­димо победить, это эгоизм. Занятие каратэ дают возможность увидеть, как бесполезно тщеславие. Нужно научиться трени­роваться скромно, но с неослабевающей решимостью. Один из самых важных принципов занятий каратэ — терпение. Нужно быть терпеливым, многократно повторяя, казалось бы, уже известное, не имеющее практического значения.

Мало внимания сегодня уделяется обучению терпению, раз­витию самодисциплины. Конечно, дисциплина прививается де­тям при занятии многими вещами, но при этом не объясняется, зачем им это нужно. Сегодня большинство молодых людей рас­сматривают терпение и самодисциплину как какую-то допол­нительную работу, которую они могут выполнять, исходя из собственного желания, решая самостоятельно, нужно им это или нет. А истина состоит в том, что терпение и дисциплина — ключ к счастью и самореализации в жизни. Если бы каратэ было предметом обучения для всех детей, оно послужило бы всеоб-


щему изменению отношений между людьми. Оно демонстри­рует преимущества дисциплины и самоконтроля, показывая через систему степеней, что награды, завоеванные терпением, значительно более важны, чем быстрые достижения. «Гений —.это один процент вдохновения и девяносто процентов пота» (Томас Эдисон).

Цвета поясов на начальном этапе обучения: белый, оранжевый, синий, желтый

Белый поясуровень чистоты и потенциала. Белый цвет, так же как и черный, встречается редко, если вообще когда-либо встречается в чистом виде в природе. Он отражает все све­товые волны, ничего не поглощая, потому что он уже содер­жит все цвета спектра. Таким образом, в каратэ белый пояс сим­волизирует потенциал ученика в достижении каких-либо сте­пеней. Если этот потенциал имеется, тренировка выявит его. Ведь все, о чем ученик мечтает, на что надеется, уже спрятано внутри него. Это драгоценный камень, покрытый слоем грязи, которую нужно только отколоть резцом решимости и веры.

Белый цвет — символ чистоты. Новый ученик на уровне белого пояса чист, потому что еще ничего не знает о требова­ниях искусства и совершенно не имеет опыта. Его сердце пол­но надежды. Из этой надежды исходит росток первого жела­ния тренироваться и учиться. Главное — слушать инструктора и учиться действовать в соответствии с его указаниями.

После первой тренировки навсегда уходит чистота белого пояса. Он впитывает пот и частицы пыли, теряет первоначаль­ный чистый цвет. Поэтому дороги назад нет. Начинается путь вперед, через весь спектр цветов. Нужно поставить себе цели в тренировке и идти к ним без устали.

Так же, как и черный, белый пояс — самый важный в жизни каратэка. Новая техника, правила и требования додзё могут многое изменить в ученике: он может навсегда изменить свою жизнь, а насколько, зависит только от него самого. Имея бе­лый пояс, не нужно спешить в достижении новой цели, а нужно сконцентрироваться на изучении основных указаний этикета в додзё и развивать в себе привычку регулярно посещать трени­ровки, постоянно работать над собой. Если что-то не будет по-


лучаться, но ученик будет проявлять упорство, каждый будет рад помочь ему. Негласное правило додзё: человек познается по его желанию сделать усилие. Не нужно стыдиться белого пояса. Нужно носить его с гордостью. Даже учитель начинал когда-то с него. Главное — стараться изо всех сил. Это все, что требуется. «Человек способен на поистине безграничную дег­радацию, он также способен на поистине безграничное совер­шенство и достижение. Успех зависит от целей и от усердия на пути к их достижению» (Мае Ояма).

Оранжевый пояс (10 и 9 кю)уровень стабильности. Оран­жевый пояс соответствует массе или качеству препятствий. Этот цвет Мооладхара Чакра, копчикового спинного центра, эле­ментом которого является Земля, самый большой из всех эле­ментов. После нескольких месяцев серьезных занятий пояс но­вого ученика становится грязным, т. е. уже более темным.

Для ученика, который претендует на оранжевый пояс, эле­мент Земля означает, что цель тренировок на этом уровне — стабильность. По мере приближения к экзамену на оранжевый пояс главное внимание должно быть сосредоточено на пони­мании физических основ. Это понимание приходит через тре­нировки концентрации в стойках стабильности («дзэнкуцу-дати», «сантин-дати» и «киба-дати») и через контроль тела, на­правленный на четкость выполнения движений. Сосай Ояма часто напоминал своим студентам: «Тачи сан нэн» («три года для стойки»). Каратэка начинает свой путь, учась правильно чувствовать стойку. С достижением стабильности приходит элементарное понимание динамического баланса. Контроль ба­ланса в каратэ будет полным тогда, когда ученик научится ощу­щать свой центр тяжести. Это поможет сделать стойку правиль­ной, как объяснял Мае Ояма. Это основное в боевом искусст­ве. Правильная стойка позволит четко видеть противника и так сосредоточиться на его намерениях, что они станут ясными, как собственные. Это основа, а практикуя чувствительность ступ­ней и ног, человек начинает чувствовать, когда стойка выпол­нена правильно. Сила и прогресс строятся на твердой основе.

Ученик, готовящийся к экзамену на оранжевый пояс, дол­жен тщательно изучить этикет и процедуры додзё, на которых основаны тренировки и жизнь каратэка. Обладатель белого


пояса, претендующий на оранжевый пояс, осознает каратэ в большем объеме, и его каратэ отражает это. Происходит осоз­нание твердой мышечной ткани и костей тела, тренировка кон­центрируется на этих моментах.

Только таким образом можно заложить основу для «силь­ной и прямой тропы». Прочная основа имеет жизненно-важ­ное значение, если человек хочет достичь больших высот. Ми-ямото Мусаси сравнивает образ жизни в боевом искусстве с ра­ботой плотника, который должен иметь хорошие инструмен­ты, к тому же великолепно наточенные, если он хочет сделать тонкую работу

Ко времени экзамена на оранжевый пояс уже формируются основные характеристики хорошего физического состояния. Ученик принимает новый стиль жизни: появляются новые ам­биции, возникают чувство благодарности, настойчивость в до­стижении поставленных целей, новые жизненные силы. У него входит в привычку посещение занятий, превозмогая усталость и нежелание. Обладатель оранжевого пояса должен понимать значение тренировок и сохранить мечту о великом будущем.

Синий пояс (8 и 7 кю)уровень изменчивости, способнос­ти к приспособлению. После достижения знаний и уровня по­нимания, присущих оранжевому поясу, боец готовится к экза­мену на 8 кю, или на синий пояс. В Японии этот уровень извес­тен под названием «степень цвета воды». Этот цвет — символ элемента Воды, который расположен в Схвадхистана Чакре, крестцовом спинном центре. Хотя цвет этого центра оранже­вый (и таким образом в некоторых других системах боевых ис­кусств этому уровню соответствует оранжевый пояс), синий пояс напоминает каратэку об изменчивости элемента Воды. Тренировка на синий пояс, оказывая определенное стимулиру­ющее воздействие, развивает у него основную способность адаптироваться и гибко реагировать, так же как вода прини­мает форму сосуда, в котором она находится. Эта способность к приспособлению возрастает через кумитэ: сначала — якусо-ку кумитэ, заранее подготовленный трех- и одношаговый спар­ринг, а затем — дзю кумитэ, или свободный стиль. «Получите удар, как текущая вода, атакуйте решительно, с настроем: один удар — верная смерть» (Чанг Сана-Фана).


В ходе тренировок начинает укрепляться независимость, и будущий обладатель синего пояса начинает задумываться над тем, как адаптироваться к каратэ, чтобы это лучше всего соот­ветствовало его физическим способностям. «Синий пояс» кон­центрируется на мастерстве рук, особенно на чувстве верного захвата, важном, но очень часто упускаемом из виду. Сочетая это с правильной позицией, он пытается затем развивать чув­ство правильного удара.

Такая тренировка разовьет сильное тело, особенно тулови­ще и руки. Кроме того, можно заниматься любыми видами об­щефизических упражнений для верхней части туловища по же­ланию, но особое внимание должно уделяться отжиманиям на кулаках и кончиках пальцев. В то же время элемент Земли (оран­жевый пояс) не игнорируется. Вводится все больше стоек, тех­нических действий руками и ногами.

Наиболее сильным моментом обладателя синего пояса дол­жна стать гибкость (физическая и умственная), поэтому он усер­дно занимается упражнениями на растяжку. Он также учится приспосабливаться, превозмогать слабость, тренируя гибкость ума. Эта гибкость позволяет двигаться вперед, к требованиям следующего уровня. Она объединяется с физической подготов­кой и знаниями уровня оранжевого пояса и, в свою очередь, позволяет видеть весь потенциал как часть единого целого. Более всего обладатель синего пояса учится превозмогать же­лание «не усердствовать чрезмерно» и вовремя перестать тре­нироваться, учится дозировать нагрузки. Это очень важно.

Тренировки, предшествующие сдаче экзамена на синий пояс, интенсивны. Ученик начинает действительно чувствовать по­ложительное влияние каратэ на здоровье, благодаря улучше­нию циркуляции крови и тонуса мышц, улучшению работы сер­дечно-сосудистой системы, снижению жировых отложений, уве­личению общей силы тела и общему ощущению хорошего са­мочувствия. Он становится более уверенным, стремится пре­возмочь негативные свойства элемента Воды: невежество (он должен и далее изучать историю каратэ, терминологию, эти­кет и т. п.) и гордость (зная свою ограниченность, понять, что еще очень многому нужно научиться).

Синий пояс — это стадия объединения данных оранжевого пояса и изучение и принятие требований желтого пояса. «Вода


в процессе своей деятельности практически не терпит измене­ний. Тихое ли это, успокаивающее журчание ручейка или сила огромного водопада, или свирепость волны прилива, элемент везде один и тот же — вода. В жизни точно так же: каратэка должен учиться приспосабливаться, производя все действия с одним и тем же спокойным духом. При спокойствии и во время отдыха или среди бушующей битвы дух и ум истинного кара-тэки остаются непоколебимыми».

Это состояние известно под названием «дзёсин», неизмен­ное и не подверженное влиянию состояние ума. Будучи каратэ-ком, необходимо всегда стремиться к нему, потому что только тот, кто во все времена способен сохранять непоколебимость духа, может пойти по пути боевого искусства. Потеря контро­ля ведет к необузданной злости и страху. Это означает, что борьба становится физической деятельностью. Но борьба — это деятельность ума. Нельзя демонстрировать эмоции. Поте­ря умственного равновесия означает потерю умственной гра­ни. Самый опасный человек тот, кто не выдает эмоций, глядя в лицо угрозе. Это и есть дзёсин.

Желтый пояс (6 и 5 кю)уровень утверждения. Примерно через шесть месяцев серьезных тренировок обладатель синего пояса сдает экзамен на 6 кю, или желтый пояс. Желтый пояс соответствует Манипура Чакре, третьему позвоночному цент­ру, элементом которого является Огонь. Этот центр связан по­лярностью с сейка танден, единой точкой в нижней части жи­вота, к которой очень часто обращаются в японской филосо­фии и традициях боевых искусств. Это хранилище творческой психической энергии и физический центр баланса, расположен­ный в области под пупком. Общая область нижней части жи­вота называется «хара». У учеников, претендующих на желтый пояс, концентрация имеет свой центр хара, поэтому они долж­ны стараться понять принципы производства энергии через бедра и талию для продвижения к этому уровню. На трениров­ке ученик узнает, что сила удара кулаком и ногой идет не из ноги или руки. Движение наносящего удар орудия имеет вто­ростепенное значение; первоначально энергия возникает в теле, в частности в хара.

Сосай Ояма постоянно подчеркивал на тренировках, что


нужно сфокусировать концентрацию на хара. В противном слу­чае во время тренировки появляется чувство подъема и паде­ния, кажется, что тело производит энергию только от плеча. Следует напрячь пальцы ног, опустить свой вес и почувство­вать себя прикованным к земле неведомой силой, которая тя­нет от пояса книзу, затем сконцентрироваться на хара и почув­ствовать энергию, текущую из этого центра. При этом способ­ности возрастут в значительной мере. Производство энергии хара, в противоположность энергии из рук и плеча, можно срав­нить с выстрелом из заряженного ружья. Вы берете пулю в руку и бросаете ее как можно сильнее, но вам все равно не удастся произвести такую же силу удара, как при выстреле из ружья. Таким образом, разрушительная сила пули присуща не самой пуле; она более зависит от пороха и калибра ружья. То же можно сказать и о силе удара: практически она зависит не от руки, а от энергии, которая вырабатывается в теле. Конечно, сила в руке, особенно захват, имеет большое значение, давая возмож­ность выразить эту энергию. Мягкая губковая пуля, выпущен­ная из ружья, не может убить. Слабая рука не сможет поддер­жать энергию, правильно выработанную из хара.

Готовясь к экзамену на право обладания желтым поясом, ученик, таким образом, начинает особенно хорошо понимать роль, которую «единая точка» играет в его характере. Он на­поминает себе об этом на каждой тренировке, завязывая узел пояса. Пояс завязывается узлом непосредственно на хара, сим­волически связывая в этой точке тело и ум при подготовке к тре­нировке. По этой причине к завязыванию пояса нужно относить­ся как к ритуалу, при этом мысленно фокусируя концентрацию на узле и центре энергии, на котором узел находится. Если во время тренировки ученик отвлекся, он просто должен нажать на узел пояса, почувствовать некоторое давление на хара и созна­тельно вернуть концентрацию туда, где она должна быть.

Ритуал самоубийства в феодальной Японии — сеппуку — был честью для класса воинов. Существенно, что сеппуку, или, как его еще называют, «харакири», выполняется вскрытием жи­вота. При этом разрезается центр физического и духовного объединения, и таким образом душа освобождается от телесной оболочки.

До желтого пояса ученик концентрировался на чисто физи-


ческом мастерстве — балансе, устойчивости, координации глаз и рук и общей технической способности. Желтый пояс требует от него серьезного обдумывания не только физической подго­товки, динамического баланса и координации, но и психоло­гических аспектов тренировки — восприятия, осознания, ут­верждения и других проявлений силы воли.

На первом уровне медитации каратэ концентрация сфоку­сирована на Манипура Чакре. Это объединяет тело и дух. Эле­мент Огня оживляет нас и заставляет осознать физическую силу воли в каратэ. Ученик с желтым поясом применяет свой интел­лект и сознательность при координации базовых физических понятий каратэ с его собственным умственным потенциалом. Он становится более уверенным в своих растущих способнос­тях и более решительным в своих действиях. Он совершенству­ет свое знание каратэ и учится выполнять все движения четко и правильно. Это жизненно важно, потому что если не обращать внимание на техническую точность, продвижение ученика к более высоким степеням станет исключительно трудным. Тот, кто не сосредоточился на закреплении базовых принципов по­зиции, баланса и координации на этом уровне, часто будет стал­киваться с серьезными проблемами на высоких степенях корич­невого и черного поясов исключительно из-за недостатков, ко­торые легко можно было бы ликвидировать на раннем этапе обучения. Ответственность за это лежит как на ученике, так и на учителе, на последнем, возможно, даже в большей степени.

Попытка координировать тело и ум в целях технического совершенства впервые осуществляется через тренировку, наце­ленную на увеличение скорости в технике без потери формы. Понять, как применить силу через технику, прогресс вдвойне. Первый шаг — тренировка правильной базовой техники и ее внедрение в физическую и умственную системы. Поняв это, желтый пояс движется дальше, ко второму этапу, объединяя правильную технику со скоростью.

Тренировка на тяжелых мешках, макиваре или энергичное кумитэ (спарринг) необходимы главным образом для подго­товки тела к преодолению значительных усилий, объединен­ных со скоростью. Мозолистые кулаки или сильный захват не оправдывают цели, если боец не овладел координацией пра­вильной техники и скорости. Мелочные психологические не-


достатки, такие, как мстительность, пессимизм, преувеличение и неискренность, должны быть встречены с полной серьезнос­тью, и нужно приложить все усилия, чтобы контролировать их. Отводя важную роль уму в каратэ, желтый пояс не забывает о том, что тело должно быть сильным, в хорошем состоянии Он должен тренироваться с энтузиазмом, потому что он понима­ет, что именно через физическую тренировку развивается ум. Как утверждал сосай Ояма, «подвергать себя энергичным тре­нировкам нужно более ради того, чтобы выковать в себе твер­дый дух, который сможет победить собственные эгоистичес­кие интересы, чем ради развития сильного тела» Так как эле­ментом желтого пояса является Огонь, ученик начинает осоз­навать чувство тела в движении и динамическую природу жес­токой агрессии как полезный энергетический инструмент. Эта агрессивная энергичность становится центром отношений к каратэ у желтого пояса, и он узнает, что страхи преодолевают­ся, если им уверенно противостоять. «Желтый пояс» должен понять, что именно ум владеет телом. Сосай Ояма говорил об искусстве контроля плоти умом. Он сам был свидетелем того, как священник дзэн сунул руку в котелок с кипящей водой, не нанеся себе никакого вреда. Священник напомнил молодому Ояме: «Ты можешь сделать все, если только будешь действо­вать уверенно». «Сущностью каратэ является тренировка ума через тело. Вот почему каратэ, способное придать такую силу, не должно быть использовано неправильно или искаженно. Ис­кусство каратэ стремится к чему-то более глубокому, чем про­сто культ физической силы» (Мае Ояма).

Желтый пояс — это последний уровень в ряду уровней для начинающих. Здесь каратэка начинает чувствовать, что может непосредственно контролировать свою жизнь и свое окружение.

Цвета поясов на промеэюуточном этапе обучения: зеленый, коричневый

Зеленый пояс (4 и 3 кю)уровень эмоций и чувствительно­сти. После периода закрепления знаний и обучения новым зна­ниям обладатель желтого пояса готовится к экзамену на 4 кю. Символ этого уровня — зеленый пояс. Зеленый цвет можно по­лучить, смешав желтый (элемент Огонь) и синий (элемент Пус-


тота). Уровень зеленого пояса — это точка отсчета, первый уровень старших поясов, соответствующий Анахата Чакре, который расположен возле сердца и элементом которого явля­ется Воздух. До настоящего момента каратэка был довольно ограничен в опыте и выражении. Теперь он в большей степени осознает свой уникальный ум и важность доброжелательности и сострадания.

Будущий обладатель зеленого пояса учится принимать дру­гих такими, какие они есть, понимая что глазами нельзя уви­деть всего, что есть в основе всех вещей. Он, таким образом, становится более внимательным к другим, и его личность при этом становится более сбалансированной. «Зеленый пояс» по­нимает, что сила без мудрости и сострадания становится раз­рушительной, опасной и жестокой. Сосай говорил: «Сила без справедливости — это насилие, справедливость без силы — бес­помощность».

Ученик на этом уровне узнает истинный смысл того, что значит любить других. Он не должен быть безразличным к судь­бе и положению других людей. «Учтивость должна проявлять­ся во всех наших действиях и словах и во всех аспектах нашей ежедневной жизни. Но под учтивостью я не имею в виду хо­лодную формальность. В самом истинном смысле учтивость — это самоотверженная забота о благосостоянии, физическом и умственном покое другого человека» (Мае Ояма).

История каратэ, философия и потенциал, которые их содер­жат, серьезно изучаются теми, кто стремится достичь уровня зеленого пояса.

Идет обновленный поиск основ человеческой физиологии, включая жизненно важные нервные центры тела. В додзё «зе­леный пояс» особенно концентрируется на правильных мето­дах дыхания и на совершенстве стиля и техники, закрепляя тре­бования оранжевого, голубого и желтого поясов. Необходимо достичь превосходного выполнения всех основных техник, ос­новных движений, требуемых ката, прежде чем сдавать экза­мен на зеленый пояс. Будущий «зеленый пояс» учится комби­нировать свою технику, скорость и силу, которые развиваются в ходе усердных тренировок, но работает и над силовым аспек­том каратэ. Кёкусин — это силовое каратэ. «Зеленый пояс» дол­жен уметь демонстрировать свою силу.


Более тонкие области этого уровня — восприимчивость и чувство времени — также глубоко изучаются. Нужно учиться чувствовать намерения и баланс оппонента и так рассчитывать время и использовать технику, чтобы произвести максималь­ный эффект.

Ученик изучает наиболее передовые понятия и методы, от­бирает то, что ему больше нравится, и начинает применять это ■в. своем собственном каратэ. Техника выполняется естествен­но, без обдумывания; у «зеленого пояса» появляются проблес­ки умственного состояния, известного под названием «заншин», когда тело действует идеально без осознанных усилий.

Тренировки становятся более серьезными, чем когда-либо. «Зеленый пояс» стремится развить зрелое и бесстрапшое отно­шение к спарринг}', вводя противника в заблуждение своим спокойствием и непритязательным подходом к самозащите и ежедневной жизни. Это первый шаг в познании позитивного обмана, или искусства скрывать эмоции и способности там, где это нужно. Такая способность — важное оружие в арсенале каждого воина, в каратэ и в жизни вообще.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.043 с.)