Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение умственно отсталых детей становится возможным (1895—1917)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На рубеже XIX—XX вв. в стране формируются профессиональные сообщества сурдопедагогов и тифлопедагогов, происходит консолидация сторонников обучения глухих и слепых, проводятся съезды по проблемам обучения детей-инвалидов. Их участники считают необходимым расширить сеть специальных учебных заведений, создать для «малоуспешных детей» вспомогательные школы или классы, для малышей специальные детские сады, доступные «и для бедного класса населения». Инициатива организации обучения детей с отклонениями умственного развития в России исходила не от государства, как это было в Германии, и не от родителей, как это случилось в Англии, а на манер Франции — со стороны врачей, педагогов, общественных деятелей, озабоченных положением «ненормальных» детей. Грандиозные планы делегатов съезда 1895—1896 гг. на практике начнут понемногу реализовываться через двенадцать лет — в 1908 г. Санкт-Петербург и Москва решатся на обучение умственно отсталых детей. Латентный период оказался долгим из-за того, что сперва дело тормозилось традиционной неторопливостью ответственных чиновников, потом наступил военно-политический кризис, проигранная Русско-японская война ослабила экономику, а революция 1905 г. напугала правительство. Благотворительные общества вошли в полосу финансовых затруднений, государство же в очередной раз ужесточило внутреннюю политику, в силу чего частные инициативы в сфере образования стали почти невозможными. Сроки рождения вспомогательной школы отодвинулись, ее появление становится реальным только благодаря реформе народного образования, предпринятой незадолго до начала Первой мировой войны. Перейти от мечтаний к делу подвижникам удастся после принятия Государственной думой проекта введения всеобщего начального обучения (1908), рассчитанного на 10 лет. Итак, своим рождением российская вспомогательная школа, как и немецкая, обязана государственному решению ввести всеобуч! Хронологическое сопоставление дат открытия первых светских приютов для детей-инвалидов, детских отделений в психиатрических больницах, вспомогательных классов и школ в западноевропейских странах-лидерах и в России окажется не в пользу последней. Тем не менее у нас нет оснований возлагать в том вину исключительно на царское правительство и Министерство народного просвещения. Вплоть до начала XX столетия российское общество оставалось не готовым к организации учреждений социального призрения, тем более учебных заведений для умственно отсталых детей. На Руси люди с интеллектуальными нарушениями испокон веку занимали особую социальную нишу, нищелюбивое население вело себя по отношению к ним достаточно терпимо, власти же обходили их своим вниманием. Открытие сумасшедших домов в Новгороде (1776), Петербурге (1779) и Москве (1785) даже формально нельзя считать началом государственной заботы о людях, страдающих психическими заболеваниями или тяжелыми формами умственной отсталости. И новгородский долгауз, и столичные больницы для душевнобольных (Обуховская в Петербурге, Преображенская в Москве) являлись скорее карательными, нежели лечебными учреждениями. По пониманию задач «домов скорби» российская администрация XVIII в. оставалась на уровне западных королевских судов XV—XVI столетий. Ни Церковь, ни престол, ни городская власть, ни родители, ни специалисты (юристы, врачи, педагоги) до второй половины XIX столетия не имели поводов размышлять об умственно отсталых детях. Необходимость создания особых условий для обучения «малоуспешных» детей в России, как и на родине вспомогательной школы в Пруссии, первым почувствовало военное ведомство. Реформа системы подведомственных учебных заведений (1863) сделала очевидным для Военного министерства неспособность ряда учащихся военных гимназий усвоить предложенную программу. Действующие нормативы не позволяли Главному управлению военными учебными заведениями (ГУВУЗ) отчислять малоспособных воспитанников, но также не разрешали долго держать их в обычных классах. В 1865 г. в структуре военных гимназий между III и IV классом создаются так называемые «промежуточные» или «повторительные» классы. Предполагалось, что в ходе дополнительного года обучения воспитанники ликвидируют пробелы в знаниях и через год смогут войти в «общий поток». Напомним, в Германии в 1859—1850 гг. также предпринималась попытка создать для малоуспешных детей «добавочные» классы, но там быстро убедились в их малой продуктивности и навсегда отказались от подобной идеи. Неэффективность и дороговизну повторительных классов осознало и ГУВУЗ, вследствие чего приняло решение (1867) переводить малоуспешных учеников военных гимназий в учебные заведения более низкого уровня — в военные начальные школы. Согласно ведомственному циркуляру, они служили «для воспитания тех детей, которые по малоуспешности, болезни и дурным чертам характера затрудняют собою обыкновенные учебные заведения и могут быть вредны для своих товарищей». В военных начальных школах — военных прогимназиях (с 1868 г.) — и программа была легче, и содержание воспитанников обходилось казне дешевле. Открыла список военно-учебных заведений (с 4-летним элементарным курсом) «для менее способных учащихся» прогимназия города Вольска (Саратовская губерния), со временем их станет 11. Прогимназия «удерживала воспитанников в своих стенах, пока не была достигнута основная цель умственного развития и нравственного исправления» [5, с. 31]. По мнению военных, учебные заведения более низкого уровня сыграли отведенную им роль. Например, в реляциях о судьбах выпускников Вольской прогимназии сообщается, что многие стали «прекрасными людьми, а некоторые показали себя героями, как офицеры армии в войне с Турцией в 1877-1878 гг.» [5, с. 31]. Скорость, с которой принимались решения о создании прогимназий, и успешность их деятельности во многом определялись личностью начальника ГУВУЗа генерала Н. В. Исакова, при чьем деятельном участии и происходила реформа военно-учебных заведений. Этот прогрессивный русский деятель в области просвещения разделял идеи К. Д. Ушинского о народном образовании и руководствовался ими при организации упомянутых прогимназий. 1 Исаков Николай Васильевич (1821—1891) — генерал от инфантерии. «В 1859—1863 гг. попечитель Московского учебного округа. По инициативе Н. В. Исакова в Московском университете открыты кафедры всеобщей географии и государственного права европейских государств, организованы в округе педагогические курсы для подготовки преподавателей средних учебных заведений. По его представлению из Санкт-Петербурга в Москву переведен Румянцевский музей и устроены при нем университетские коллекции и кабинеты, публичная библиотека и музеи. Он часто посещал лекции в университете и уроки в гимназиях, вникал в потребности учебных заведений, лично знал многих ученых и преподавателей. В 1862 г. ездил за границу для ознакомления с постановкой учебного процесса. <...> В 1863—1881 гг. главный начальник военно-учебных заведений. При Главном управлении военно-учебных заведений был основан журнал «Педагогический сборник», центральная педагогическая библиотека и педагогический музей в Санкт-Петербурге, открыты педагогические курсы в Санкт-Петер- бурге и учительская семинария в Москве для подготовки преподавательских кадров для военно-учебных заведений» [30, т. 1, с. 509—510].
«Чтобы избежать поспешности и ошибок при переводе детей из военных гимназий в прогимназии, Управление военными учебными заведениями разработало в этом деле строгий порядок. Перевод допускался лишь после того, как по отношению к ученику были испытаны все педагогические меры. Для тех детей, которые развивались с задержкой, был установлен продолжительный срок пребывания в гимназии. В первом классе военной гимназии ученик мог находиться повторно три-четыре года, во втором — три года, в четвертом — два года. Только после такого длительного повторного обучения ученика в классах гимназии его могли из нее отчислить. Если родители настаивали на продолжении обучения сына, его переводили в военную прогимназию. <...> В военных прогимназиях был установлен четырехлетний срок обучения. Общеобразовательная подготовка чередовалась с трудовой. Воспитанников обучали столярному, слесарному делу, садоводству, огородничеству. Много внимания уделялось физическому воспитанию, которое должно было содействовать развитию организма ребенка, его познавательных возможностей» [9, с. 218]. Генерал-реформатор военного образования, безусловно, хорошо знал все, что делалось в этой сфере в Пруссии и других немецких землях. Некоторые отечественные авторы называют военные прогимназии первыми вспомогательными школами России, X. С. Замский не разделяет общего мнения. «Военные прогимназии, — пишет авторитетный исследователь, — не были специально предназначены для обучения малоспособных, часто вместо малоспособных сюда из гимназии переводили недисциплинированных» [12, с. 219]. Мы разделяем мнение X. С. Замского и также не видим оснований отождествлять прогимназии со вспомогательными школами. Вместе с тем не вызывает сомнения, что, просуществуй прогимназии дольше, тем паче под надзором Н. В. Исакова, Россия, подобно Пруссии, могла бы пойти по пути открытия вспомогательных классов под совместным патронатом Министерства народного просвещения и Военного министерства. К сожалению, этого не произошло, на убийство императора Александра II правительство ответило контрреформой образования. Прогимназии вернулись к статусу военных начальных училищ и более не имели возможности заниматься воспитанием малоспособных детей. Государственный интерес к их обучению угас, едва разгоревшись, а потому не получила развитие инициатива Е. Н. Шостак, стараниями которой в 70-е гг. XIX в. при Николаевском сиротском доме (Петербург) открылось реальное отделение для малоспособных учениц. Здесь предлагался сокращенный (упрощенный) курс обучения, по выходе из заведения выпускницы получали места прислуги, домашних учительниц танцев и гимнастики. По принципу комплектования классов и по образовательной программе реальное отделение скорее походило на военную прогимназию, чем на классическую вспомогательную школу. Опыт реального отделения Николаевского сиротского дома, как и опыт прогимназий, остался невостребованным. Православная церковь, в отличие от протестантской или католической, не имела возможности и желания заниматься устройством приютов для умственно отсталых. Немногочисленные городские больницы и сумасшедшие дома слабоумных детей не принимали. В 1885 г. Г. И. Россолимо попытался получить информацию о численности глубоко умственно отсталых, находящихся в приютах или больницах: «Больницы, к которым мы обращались, и общие приюты или ничего нам не ответили, или сообщили, что идиотов у себя не держат» [6, с. 5]. Призрение и воспитание слабоумных могло заботить исключительно филантропов-западников. Долгое время в империи существовало лишь одно профильное учреждение — частное платное лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов, открытое доктором Фридрихом Платцем в собственном доме в Риге. Он же, как мы помним, более четверти века (1847—1864 гг.) успешно занимался обучением глухих детей. После смерти уникального врача-сурдопедагога учреждение возглавила его вдова — Тереза Платц. Под ее руководством маленькое частное заведение значительно расширилось и преобразовалось в популярный пансион для эпилептиков и слабоумных. Отдадим должное энергии и подвижничеству супругов Платц, но не возьмем на себя смелость считать модельное рижское лечебно-педагогическое заведение феноменом российской культуры. Продолжает список интересующих нас благотворительных учреждений Евангелический приют во имя Эммануила для одержимых падучей болезнью и слабоумных детей, основанный пастором петербургского собора Святого Петра Александром Ферманом на средства потомственного почетного гражданина Ф. В. Вальца. Сначала приют размещался в наемном доме, затем переехал в стоявшие на краю елового леса деревянные здания в Удельной. В момент своего рождения приют принял 20 детей из протестантских семей, к началу XX в. он расширился и располагал, по одним данным, шестьюдесятью, по другим — сотней мест. Неподалеку от приюта (пригород Петербурга, станция Удельная) при Александровской больнице решением столичных властей открывается отделение для идиотов на 50 коек (1885), которое из-за отсутствия средств и незаинтересованности горожан вскоре закрылось. Зная историю возникновения зарубежных благотворительных и лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых детей, мы вправе ожидать, что и в России их рождение сопряжено с некими исключительными обстоятельствами. Мы не раз уже видели, что при стечении определенных событий политической, экономической, культурной или религиозной жизни страны усилия исключительной личности производят эффект взрыва. В такие моменты подвижник-одиночка, словно античный титан, способен разрушить вековые стереотипы отношения к инвалидам, вызвать прогрессивные перемены в сознании просвещенной части общества. Безусловно, речь идет о счастливом совпадении усилий подвижника и назревшей культурно-исторической ситуации. Вместе с тем судьба энтузиаста, как правило, напоминает судьбы легендарных титанов, за яркой победой и всеобщим признанием неминуемо следует отторжение и забвение. Возможно, это цена за дар опережать свое время. Настоящая русская история призрения слабоумных детей начинается с уникального события — внезапного исцеления от эпилепсии подростка Коли Грачева и беспримерного подвижничества его старшей сестры Екатерины1. Сын петербургского биржевого маклера К. П. Грачева рос ребенком слабым, впечатлительным и болезненным. До пяти лет мальчик не ходил. Сестра, бывшая на десять лет старше Коли, тяжело переживала болезнь брата, а после смерти родителей (1886) взяла на себя его опеку. В одиннадцать лет мальчика удалось поместить в диагностическое отделение частного заведения доктора И. В. Маляревского. Профессор поставил пациенту диагноз исте- рико-эпилепсия, но помочь ничем не смог. Екатерина делала все, что было в ее силах, ухаживала за братом как сиделка, искала лекарства, врачей, больницы, но вскоре убедилась, что чудесных снадобий нет, а дети, подобные ее брату, никому не нужны. Тем временем мальчик угасал, припадки учащались, наступил паралич ног и рук, речь стала неразборчивой, исход казался близким и предсказуемым. «В ночь с 3 на 4 декабря ребенку стало особенно худо, припадок длился более пяти часов, и к рассвету изнуренный муками подросток в яви увидал Богородицу, святителя Николая и ангелов. Матерь Божья обратилась к мальчику с научением: «Николай, поезжай в часовню2, шестого декабря ты исцелишься, но ранее никому не говори». Наутро подросток попросил сестру отвезти его в указанный день, а то был его день ангела, в названную часовню, но был так слаб, что сестра долго не соглашалась, предлагая пригласить священника на дом. Коля же был настойчив в своей просьбе и добился ее исполнения. Расслабленного мальчика с трудом одели, кое-как доставили до нужной часовни, где старшая сестра на руках едва дотащила его до чудотворной иконы и положила перед ней на пол. Ни ходить, ни стоять мальчик не мог. При чтении Евангелия он пришел в сознание, а после того, как его поднесли к чудотворной иконе, смог встать на ноги, осенил себя крестным знаменем и отчетливо произнес: «Нет, Катя, я могу стоять!» Трепет объял присутствующих...» [34]. Не станем пересказывать необычную историю1, она детально описана в «Церковных ведомостях» в № 4 за 1891 г. Молва об удивительном событии разнеслась не только по столице, но и по многим городам и весям православной империи. Священный синод провел специальное заседание, в ходе которого Е. К. Грачева клятвенно заверила церковных иерархов в правдивости случившегося2. Синод отреагировал на чудо согласно церковным канонам: в комнате, где мальчик пережил видение, решили установить иконостас, а на месте дома Грачевых, переданного Екатериной Константиновной церкви (1890), выстроить храм Во имя Царицы Небесной. Отроку же рекомендовали принять постриг и посвятить жизнь Богу. Достоверно известно, что Николай вскоре после своего чудесного исцеления принял монашество и в чине иеромонаха Сергие- вой пустыни через некоторое время стал настоятелем упомянутого храма Во имя Царицы Небесной. Случившееся с братом Екатерина Константиновна восприняла как данное ей свыше знамение. Измученная безрезультатными поисками учреждений, где предположительно могли бы помочь брату, потрясенная его удивительным исцелением, она решает посвятить свою жизнь самым тяжелым умственно отсталым детям. Грачева становится волонтером Императорского человеколюбивого общества и занимается выявлением детей, нуждающихся в призрении. Во время одного из посещений петербургских трущоб Екатерина Константиновна нашла слабоумную сироту, которую не смогла определить ни в одно столичное учреждение. Пройдя несколько раз по замкнутому кругу, подвижница решила устроить девочку в собственной небольшой квартирке, сохранившейся в купленном церковью родительском доме. Его новый владелец — архимандрит Игнатий, узнав о мытарствах Екатерины Константиновны со слабоумной сиротой, высказался в пользу создания особого приюта для подобных детей и предложил тридцатичетырехлетней женщине заняться «новым в России делом». 5 сентября 1894 г. Грачева запишет в дневник: «Архимандрит Игнатий дал для начала 150 р. От соседней квартиры велел присоединить к моей одну комнату»1 [34, с. 357]. Так благодаря энергии глубоко верующей петербурженки Грачевой и поддержке архимандрита Игнатия в российской столице было положено начало попечению об умственно отсталых. Синод благословил доброе деяние и принял решение (1894) учредить церковный приют для детей-идиотов и припадочных по адресу: Санкт-Петербург, Петербургская сторона, Большая Белозерская улица, дом 1. Грачева покупает одежду, еду, игрушки и начинает в своей квартире выхаживать двух девочек — Таню и Шуру, а уже в декабре 1895 г. состоялось торжественное открытие приюта. Через полтора года тяжелой работы Екатерина Константиновна приходит к выводу, что нельзя сводить помощь исключительно к уходу, она свято верит в то, что воспитанников, несмотря на тяжесть недуга, можно и нужно обучать, но предстояло понять, чему их учить и как. Методом проб и ошибок Грачева создает программу воспитания и обучения, придумывает пособия для занятий и собственноручно изготавливает их. Чудесное исцеление Коли Грачева и беззаветное подвижничество во благо больных детей его верующей сестры Екатерины привело к неожиданным последствиям. За кратчайший срок сложилась некая структура, объединившая приют, благотворительное общество, школу для отсталых и припадочных детей (1898) и, наконец, созданное по благословению митрополита Антония попечительство—Братство во имя Царицы Небесной (1900). Стараниями братства в дополнение к столичному приюту открываются сельскохозяйственная колония в Райволо, приют при психиатрической больнице в селе Сапогово Курской губернии, детские приюты в Москве и Вятке. Впервые Русская православная церковь занялась деятельной благотворительностью в поддержку слабоум- 1 «27 августа 1894 г. Отказали! Ни Человеколюбивое общество, ни Общество попечения о бедных и больных детях не имеют приюта для таких детей. Я взялась похлопотать о ней. 31 августа. Опять неудача! Я ездила в больницу Св. Николая Чудотворца. Там малолетних не принимают. 1 сентября. Была сегодня на Удельной. В больнице Цесаревича прекращен прием малолетних; зашла в городскую больницу Св. Пантелеймона — ответ тот же: «Детей не принимаем». Долго искала немецкий приют Эммануила. Приют принадлежит Петропавловской лютеранской церкви. «Если бы она — несчастная девочка, о которой вы говорите, была лютеранка, ее, вероятно, приняли бы не в очередь, а вакансий для православных у нас мало и все заняты», — сказала мне начальница. 2 сентября. Была в частной лечебнице доктора Фрея. Ответ тот же: «Детей не принимаем». Проехала в клинику. «Если случай интересный, быть может, на время возьмем», — ответил мне дежурный врач. — А потом что? Опять возвращать в грязный подвал на холод, голод и побои? 5 сентября. Радостный для меня день. Домовладелец предложил мне заняться «новым в России делом». Дал для начала 150 р. От соседней квартиры велел присоединить к моей одну комнату» (Из дневника Е. К. Грачевой.) [9, с. 356-357].
ных, на исходе XIX столетия она демонстрирует пастве свое новое понимание ответственности за слабоумных детей. Убеждены: избегни страна потрясений, что выпадут на ее долю в первую треть XX столетия, Россия в короткий срок догнала бы Западную Европу в деле организации церковного и светского призрения умственно отсталых детей. В мае 1898 г. Екатерина Константиновна приглашает в приют нескольких городских учительниц и в их присутствии устраивает детям экзамен. Увиденное поразило гостей, до того не веривших даже в минимальные успехи подопечных Грачевой. Еще в 1896 г. неутомимой подвижнице удалось организовать квалифицированную медицинскую помощь, воспитанниц регулярно осматривал доктор Э. А. Гизе, который в случае тяжелых заболеваний приезжал дважды в день, а при необходимости и среди ночи. Летом его подменял доктор В. П. Осипов. Консультантом приюта становится видный российский невролог, психиатр и психолог В. М. Бехтерев. В 1897 г. приют посещает только что возвратившийся из Германии и переполненный замыслами реформирования учебно-методической работы Мариинского училища глухонемых А. Ф. Остроградский1. Сурдопедагог заинтересовался педагогическими поисками благотворительницы и вскоре также начинает сотрудничать с нею, он ставит детям звуки, учит Грачеву работе с глухими. В июле 1897 г. Екатерина Константиновна получает в подарок французскую книжку о судьбе слепоглухонемой девушки, сумевшей не просто овладеть грамотой, но и получить университетское образование. Воодушевившись, Грачева решает посетить петербургское учебное заведение для слепых и ознакомиться с трудами по тифлопедагогике. Сурдопедагогические учебники ею уже проштудированы, в Мариинском училище она частый гость. Успех подопечных на упомянутых показательных «экзаменах» 1898 г. натолкнул Грачеву на мысль о необходимости организации школы для отстающих и припадочных детей. «Первых исключают, — пишет она в своем дневнике, — вторых не принимают в школы. Но двое высказали мнение, что такую школу открыть нельзя, потому что в ней не будет учеников — «кто захочет поместить своего ученика в школу для дураков?» Но мне очень нравится эта идея. Есть ли такие школы за границей?» [9, с. 368].
Практическое решение вопроса осложняло отсутствие подготовленного персонала, способного старательно учить детей, зная о том, что результаты будут минимальными, а дни жизни некоторых воспитанников сочтены. Кто-то из окружения подсказывает: «Сестры милосердия не вполне подходят для вашего дела: они любят ухаживать за такими больными, которые поправляются, видеть плоды своих трудов, а у вас неизлечимо больные, да и работа грязная, много неопрятных». Следует совет обратиться в монастырь, ибо «есть у нас великая непочатая сила — пора монашество привлечь к деятельной любви». Екатерина Константиновна принимает совет и тотчас обращается за помощью в Вышневолоцкий женский монастырь. Через две недели из монастыря в приют прибывают восемь послушниц, и мечта становится явью. В августе 1898 г. учебное заведение, чье рождение в России представлялось фантазией, открывается. За девять последующих лет через три его класса прошло 134 ребенка в возрасте от 9 до 12 лет. Заведение обретает известность, Петербургская городская дума устанавливает ему ежегодную субсидию в 1000 р. — деньги по тем временам немалые. В мае 1899 г. школе жертвуется земля в Полюстрово, с тем чтобы воспитанники обрели летнюю дачу, и в августе детей привозят на праздник ее закладки. Еще через два года (1901) на Белозерской улице по соседству со старым приютом начинается строительство нового четырехэтажного здания. При его постройке и оснащении используются самые современные технические решения и новейшее оборудование. Кухня, прачечная, гладильня, баня, душевые, а также служебные помещения и спальни для сестер (по новомодной американской системе) размещают на верхнем этаже. Третий этаж отводится под школу, второй — под так называемое фребелевское отделение (там собраны воспитанники, умеющие говорить и не представляющие социальной опасности). Первый этаж занял лазарет для наиболее беспомощных или беспокойных детей, способных причинить вред себе и окружающим. В местечке Райволо под Петербургом в 1903 г. организовали сельскохозяйственную колонию (также новостройку) для более взрослых, ставшую важным звеном в системе социально-педагогических учреждений для умственно отсталых. Подростков из городского приюта поместили в оазис оптимального общественного быта, где они могли не просто работать на земле, но и жить в особой атмосфере сельской коммуны1. Погружаясь в проблему все глубже и глубже, Грачева постепенно осознавала ее масштаб, без устали преодолевая трудности, возникавшие одна за другой. Многие финансовые, организационные и хозяйственные вопросы удавалось успешно решать, но по мере роста сети филиалов все очевиднее становилась проблема кадров. В 1900 г. Грачева организует курсы для сестер-нянь, первый выпуск состоялся в июне 1902 г. По его завершении волонтеры из числа монастырских послушниц разъехались по филиалам приюта. Родители больных детей и персонал множащихся заведений братства испытывают нехватку литературы, необходимой для самообразования. Социальный запрос побуждает Грачеву написать и издать свою первую книгу — «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков» (1902). Ощутив недостаток профессиональных знаний, Екатерина Константиновна отправляется в Швецию (1903), много к тому времени преуспевшую в деле организации социального призрения и специального обучения. Россиянка поразилась, как много сделано в Скандинавии для детей-инвалидов и как мало для идиотов. В поисках желанных моделей она отправляется в тогдашнюю мекку психиатрической службы — Францию (1906). Не ограничиваясь визитами в специальные учреждения, Грачева несколько месяцев стажируется как воспитатель и даже дежурит в клинике Бур- невиля. Одним из итогов ознакомительных поездок становятся книга «Приюты-школы для детей-идиотов и эпилептиков в Швеции, Франции и Германии» (1909), чуть раньше выходит «Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами» (1907). В 1903 г. по рекомендации В. М. Бехтерева на должность врача в приют на Белозерской зачислен молодой доктор А. С. Грибоедов, который налаживает ведение медицинской документации. В одиночку Грачевой становится все труднее справляться с растущим кругом обязанностей: то она помогает открывать филиалы в Курской губернии, Москве2, Вятке3, Переславле-Залесском4, то стажируется за рубежом, то пишет и издает книги, то готовит работы детей к международной выставке5, то решает проблемы с персоналом. Растет число сотрудников, среди которых далеко не все разделяют чувства благотворительницы. Приведем лишь одну дневниковую запись: «Очень мне грустно, что младшие служащие совсем не берегут инвентарь, все чаще слышу: «Это казенное, чего Грибоедов Адриан Сергеевич (1875—?) —врач, педолог, дефектолог. Окончил петербургскую Военно-медицинскую академию; ученик В. М. Бехтерева. Врачебную службу начинает (1903) в организованном Е.К.Грачевой приюте для слабоумных и эпилептиков (Санкт-Петербург). Вскоре возглавляет открытую Е. К. Грачевой амбулаторию для нервнобольных детей, где ведет прием совместно с В. М. Бехтеревым. 2 В 1905 г. московская благотворительница пожертвовала в пользу братства 5 десятин земли и 40 000 р. на устройство приюта На эти деньги под ириюг сначала арендуется помещение в Москве, затем покупается (1907) дом на Б. Полянке. 3 В 1903 г. вятский купец А. И. Швецов с супругой организовали в собственном доме приют на 10 детей (идиотов и калек) и сами его обслуживали. В 1907 г. Швецов пожертвовал дом и землю братству, Грачева ездила принимать дар. 4 Богатая вдова М. П. Клименко предложила свой дом для организации приюта 5 В 1903 г. работы воспитанников приюта участвуют в международной выставке «Детский мир», по итогам которой приют удостаивается почетного диплома, а Е. К. Грачева — золотой медали. В 1904 г. работы детей, представленные на международной гигиенической выставке в Париже, отмечены почетным дипломом.
беречь, новое должны купить» [9, с. 375]. Более же всего Грачеву печалило, как много вокруг детей, нуждающихся в помощи специалистов, и как мало для них в России сделано. Проследим хронологию первых частных инициатив в деле организации специализированных лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых детей (см. табл. 9). Таблица 9 Развитие сети благотворительных учреждений для глубоко умственно отсталых детей в Российской империи (1854—1907)
Созданные усилиями Братства во имя Царицы Небесной, прежде всего неуемной энергией Грачевой, заведения для глубоко умственно отсталых детей могут быть равно отнесены и к церков- но-благотворительным, поскольку задумывались и действовали в статусе приютов, и к лечебно-педагогическим. Медицинская составляющая этих учреждений, особенно в Петербурге и Москве, выглядела весьма солидно. В 1903 г. Грачева добивается открытия при приюте на улице Белозерской амбулатории, которая исполняла функции диагностического центра и в известной мере комиссии по комплектованию учреждений братства. Амбулатория, где прием вели профессор В. М. Бехтерев и доктор А. С. Грибоедов, оказывала бесплатную медицинскую помощь «нервнобольным детям» Петербурга. Накануне Первой мировой войны амбулатория превращается в ведущий в стране центр медицинского, психологического и педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. Е. К. Грачева обладала удивительным даром привлекать к работе с умственно отсталыми детьми лучших отечественных специалистов, о ее петербургском окружении мы уже знаем, в Москве же с Екатериной Константиновной сотрудничали психиатр В. А. Гиляровский, сурдопедагог Ф. A. Pay, воспитанников приютов консультировал известный оториноларинголог М. В. Богданов-Березовский. Подвижница не могла обделить вниманием ни одного из однажды встреченных несчастных детей, а потому, когда к ней попала слепоглухонемая девочка, взялась обучать и ее. Так Екатерина Константиновна стала пионером нового для России направления специального обучения, ее брошюра «Первый отчет учреждения для слепоглухонемых в Германии (в Нововесте) за 1906—1907 гг.» открыла список отечественных публикаций по проблеме слепоглухонемоты. Накануне войны в заведениях Братства во имя Царицы Небесной воспитывалось около 500 человек. Подавляющая часть из них не могла оценить заботу, которую обрела благодаря Грачевой, но почти все дети знали ее в лицо и доверительно называли тетей Катей. В наши дни имя выдающейся соотечественницы не очень известно. Впрочем, к мирской славе монашествующая подвижница никогда и не стремилась, стараясь даже на публикуемых ею книгах не проставлять имени. Будучи человеком верующим, Екатерина Константиновна, вероятно, не считала значимым упоминание авторства на обложке. Что ж, мирская слава минула Грачеву, современники о «тете Кате» и учреждениях братства заговорили лишь недавно. После 1917 г. упоминания о христианских добродеяниях попали под цензурный запрет, советская власть отделит школу от церкви, упразднит благотворительность и филантропию. «С 1925 г., — запишет Е. К. Грачева в своем дневнике, — многих перевели в Собес. Кого можно — на работу. Увы, не все удержались на работе и тоже попали в Собес. Некоторых взяли родные. В 1929 г. 55-й детдом, как назывался в последнее время приют на Мариинской, был соединен с 54-м детдомом — бывшим Эммануи- ловским приютом. Большой каменный дом был взят под школу нормальных детей, а наших перевели в старые три дома 155-й школы» [9, с. 386]. Несмотря на все невзгоды трагических лет Первой мировой войны, революций, гражданской войны, разрухи, иных социальных потрясений, Грачева не нарушила однажды данного обета, не предала детей. В 1932 г. выйдет ее последняя прижизненная публикация «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка». Предисловие к книге, обобщившей тридцатипятилетний опыт педагогической работы Е. К. Грачевой с глубоко умственно отсталыми детьми, напишет Л. С. Выготский. Являясь ярым противником «филантропически-инвалидного» воспитания, Л. С. Выготский тем не менее по достоинству оценил практический опыт Грачевой и возглавляемых ею учреждений: «Опыт, отраженный в настоящей книге Е. К. Грачевой, занимает переходное положение между одним и другим периодом в развитии этой области педагогики. С одной стороны, он уходит корнями в эпоху классиков, восходит к системе Э. Сегена и других основоположников воспитания глубоко умственно отсталых детей. С другой стороны, этот опыт врастает в нашу эпоху. <...> Центральное значение книги Е. К. Грачевой мы видим прежде всего в том, что она красн
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.016 с.) |