Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психокоррекционные технологии для детей с психическим недоразвитием.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Псих корр явл одним из важных звеньев в системе псих помощи дет с различ наруш разв. В наст вр сущ мн-во противореч взглядов на проблему психокорр. Термин «корр псих разв» вперв использ в дефект как 1 из вар-тов псих-пед помощи детям с психич недоразв. Он означал совокупность пед воздействий, направл на исправл недост, отклон в разв реб с психич недоразв. Выдел специфич черты психологич корр: ориентация на клинич здоров люд; ориентац на здоров стороны личн; ориентац на среднесрочную помощь, в отлич от краткосрочной; направл-ть на измен-е повед и разв личн. Объектом психокорр возд м/б как здор, так и бол люд. У дет с ЗПР, в завис от формы задерж, корр раб направ на стимуляцию их познав актив, разв ориентировоч основы д-ти, контроля, оптимизацию интел ф-ций. В проц псих корр дет и подрс проблемами в разв необх учит слож струк особ-тей разв реб, хар-р сочетания в картине его состояния таких факторов, как соц сит разв, изменения личн, связан с заболев. В завис от хар-ра диагн и направ-непосильности предъявляемых требований у некот дет развив негативизм, упрямство. Все эти особ-ти психич проц умо учащихся влияют на хар-р протекания их д-ти. Отмечая несформированность навыков учеб д-ти, след прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности д-ти, а также трудности самост планирования собственной д-сти. Все отмеч особ психич д-ти умо дет носят стойкий хар-р, поск-ку явл результатом органич пораж на разных этапах разв. Хотя умо рассм как явл необратимое, это не означает, что оно не поддается корр. Дифференциальная диагностика. Одной из важнейших задач псих-пед диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Как правило, поводом к тому, чтобы ставить под сомнение полноценность интеллекта реб шк возраста, служит его неуспеваемость, обнаруживающаяся в проц обуч. Отождествление неуспеваемости с умо явл грубой и опасной теоретич и практич ошиб. Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости - это неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность предпосылок к нему и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. В тех случаях, когда ребенок попадает в школу, в класс с невысоким уровнем учебно-воспитательного процесса, его успеваемость перерастает в педагогическую запущенность. Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни ребенка в семье: отсутствие контроля и помощи в учебе со стороны родителей, несоблюдение режима дня, конфликтная ситуация в семье и пр. Особенно тяжелые последствия наблюдаются в тех случаях, когда социально-педагогическое неблагополучие имеет место в ранние месяцы и годы жизни ребенка. У этих детей запас знаний и способностей к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников, поэтому уже в 1-м классе они оказываются в числе неуспевающих. Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с (ЗПР), которые тоже оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. В зависимости от происхождения, времени воздействия на организм реб вредоносных факторов ЗПР дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познават д-ти. ЗПР церебрального-органич происхождения встречаются чаще других и представляют наибольшую сложность при отграничении их от умо. При ЗПР имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. При олигофрении же характерны тотальность и иерархичность поражения. В отличие от умо, у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий. При обследовании чтения, письма, счета они часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые, но тем не менее у них имеются качественные различия. Так, при слабой технике чтения дети с задержкой психического развития всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У умственно отсталых нет желания понять, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нелогичным. В письме отмечается неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность и т. п., что, по мнению специалистов, может быть связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия. Детям с ЗПР труден звуковой анализ. У умовсе эти недостатки выражены грубее. В математике имеют место трудности в овладении составом числа, счетом с переходом через десяток, в решении задач с косвенными вопросами и т. д., но помощь здесь более эффективна, чем у умственно отсталых. Учитывая это, необходимо при дифференцированной диагностике строить обследование детей в форме обучающего эксперимента. Кажущееся сходство с умственной отсталостью может быть и при нарушении деятельности анализаторов. Эти нарушения создают определенные трудности в познавательной деятельности детей, а в условиях школы порождают неуспеваемость. Даже незначительные нарушения функций анализаторов могут привести к неполному, а иногда искаженному отражению внешнего мира, к обеднению круга представлений, неадекватному поведению, если не будут использованы компенсаторные возможности центральной нервной системы и специальные технические средства (слуховые аппараты, очки и пр.). Так, снижение слуха может вызвать определенные трудности при обучении ребенка в школе, особенно при овладении грамотой. Дети со сниженным зрением не видят строки, путают сходные по начертанию изображения и т. д. Неадекватные состоянию требования быстро утомляют ребенка, делают безуспешным обучение в обычных школьных условиях, ухудшая его общее состояние. Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха, а слабовидящему соответствующие устные задания, то они их выполняют. При отграничении состояний, вызванных нарушением анализаторов, от умственной отсталости необходимо выяснить, что первично доминирует в отставании: умственная отсталость является ведущим и первичным дефектом, а снижение слуха, зрения лишь сопутствует ей, или же отставание наступило в результате нарушения функций анализаторов. Важно учитывать время поражения анализатора. Чем раньше возник болезненный процесс, тем тяжелее последствия. В зависимости от диагноза будет решаться вопрос, в какой специальной школе нуждается ребенок. Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с расстройством речи от умственно отсталых, для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков. Это дети с нормальным интеллектом, но затрудняющиеся в овладении чтением, письмом, у некоторых из них отмечается общее недоразвитие речи. При сохранном слуховом анализаторе у этих детей страдает фонематический слух, что приводит к трудностям в обучении. При тяжелых нарушениях фонематического слуха наступает недоразвитие всей речевой функции. На овладение грамотой влияют и нарушения произношения. Все это следует учитывать при проведении логопедического обследования. Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи отчетливо видна при выполнении заданий, которые не требуют участия речи (наглядные методики с "безречевыми" инструкциями). У этих детей живая реакция, адекватное поведение. Этим они прежде всего и отличаются от умственно отсталых. Все перечисленные временные затруднения в познавательной деятельности и нарушения центральной нервной системы, ти корр, предлаг различ 2 формы корр: симптоматич, направл на симптомы откл в разв, и корр, устраняющую источ и прич откл в разв. Симптомат корр, безусловно, им существ недост, т.к. симпт откл в разв им различ прич и вследст эт различ псих стр-ру наруш в разв реб или подр. Т.о., псих корр д/б глубже сконцентрир не на внеш проявл откл в разв, а на источн, прич этих откл. Психокорр раб с дет с пробл в разв выдел различ модели объясн прич наруш разв. Биолог мод - объясн причину наруш в разв снижением темпа созревания структур мозга. Мед мод - объясн прич наруш в разв реб с точ зр логики заболев. Интерракц-я мод - объясн прич откл в разв дет и подрос в связи с нарушением взаимод-й м-ду личн и средой. Напр, ранняя сенс и соц депривация, по мнению представителей данного направл, м/ прив к необрат наруш в псих разв реба. Педая мод - рассм прич отклон в психич разв реб в явл соц и пед запущи. Деятельностная мод - рассм прич неблагополуч реб в связи с несформир-тью ведущ вида д-ти. Классиф видов псих корр. В завис от формы организ псих корр и корр задач выдел нес-ко ее видов: - игров психокорр; - груп психокорр; - индивид психокорр; - семейная психокорр; - нейропсих корр и др. Ряд авторов предлагают выделять общую, частную и спец психокорр. Под общей псих корр подразум мероприятия общепед порядка, нормализующие соц среду реб. В нее входит регуляция психофизических и эмоц нагрузок реб в соответствии с его возрастом и индивид особ. Задачи общей психокорр слив с задачами психогигиены, психопрофилактики, пед этики и деонтологиии. Они решаются в процессе организации учебно-восп мероприятий. Частная психокорр, по мнению авторов, - это набор псих-пед воздействий. Т.е. это спец разработ системы психо-корр меропр, таких как семейная психокорр, музыкотерапия, психогимнастика и пр. Спец психокорр - это комплекс приемов, методик и организацион форм раб с реб или гр дет одного возр, являющ наибол эффектив для достиж конкрет задач формир личн. Осн цель спец психокор - исправл последствий неправ восп. В практике псих помощи дет и подрос целесообр различ следу блоки психокорр: 1) корр эмоц разв реб; 2) корр сенсорноперцептивной и интел д-ти; 3) псих корр повед дет и подрос; 4) корр разв личн. Внутри кажд блока след различ формы организации и методы психокорр воздействий. Постановка целей и задач психо-корр воздействий непосредств связ с теоретич моделью психич разв и определяется ею. Теоретич модели психо-корр воздействий весьма разнооб. Итак, различ теоретич подходы к пробл психокорр способс разв разнообраз методич приемов психологич возд. Следует подчерк, что при разраб психокорр программ для дет и подр с пробл в разв рекоменд ориентир не на отд теоретич направл, а использ разнообраз способы псих воздейст базирующихся на многочис теоретич направл-х. Подбор методов псих воздейст зависит от конкрет психокорр задач, кот опред-ся степенью выраж-ти проблем у реб и его родит. 32. Принципы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения С первых лет Советской власти работники народного образования вели борьбу за установление таких принципов отбора детей в СКШ 8 в, кот бы соответствовали политике гос-ва в области просвещения. И сейчас продолжаются эти раб. Осн пр-п, кот руководствуются все работники дет учрежд, - пр-п гуманизма. Он заключ в том, чтобы вовремя создать кажд реб необх условия, при кот тот сможет максимально развить свои способности. Этот пр-п обязывает глубоко и внимательно изуч реб, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Т-ко в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные дет в условиях общеобраз учрежд, не дали положит рез-тов, ставится вопрос о направл их в спец учрежд. Обязательным принципом в изучении детей является комплексность. Он обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании реб всеми специалистами: врачами, педаг, психологами. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучен дет еще до комиссии позволит точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в разв. Так, педагог может обратить внимание на такие изменения в реб, как усиливающуюся рассеянность, утомляемость, плаксивость и т. д. В свою очередь врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения. Важное значение имеет пр-п всестороннего и целостного изуч реб. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не представляет собой простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния. Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей. Члены комиссии должны установить контакт с ребенком. Это поможет лучше выявить все качества личности: интересы ребенка, состояние волевых усилий, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т.д. Самым специфическим является принцип динамического изучения детей. Этот принцип означает, что при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностей в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем более успешно он может научиться выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию. Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состоит в том, что они плохо используют помощь. Именно поэтому при обследовании педагог должен всегда обращать внимание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичное задание. Важно учитывать принцип качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребенком задания. Учитывать не только конечный результат, стических заданий вербального и невербального характера. Всего 12 субтестов, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет. В набор вербальных заданий входят субтесты на исследование общей осведомленности, понятливости; арифметический субтест на установление сходства; повторение цифровых рядов; словарный субтест. В набор невербальных заданий входят субтесты на нахождение недостающих деталей; установление последовательности картинок; составление фигур из кубиков; на складывание объектов; шифровка цифр («Кодирование») и «Лабиринт». Во всех этих субтестах исследуются различные стороны интеллекта и сенсомоторных функций. Оценка результатов выполнения субтестов выражается не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций. Следует всегда помнить о социальной природе человеческой психики, о том, что познавательные способности являются продуктом прижизненного формирования, а потому и изучаться они должны в условиях их становления, в разных видах деятельности. 34. Организация и содержание работы (ПМПК). Составление заключения по результатам психолого-педагогического исследования ребенка. В целях совершенствования всей системы комплектования специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии начали создаваться психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Сначала их открытие было результатом энтузиазма отдельных дефектологов и понимания важности данной проблемы органами народного образования, здравоохранения, местными властями. Теперь существование ПМПК узаконено Типовым положением. С целью проведения своевременной коррекционной работы с детьми необходима ранняя диагностика отклонений в их развитии. По новому положению в них обследуются дети с рождения до 18 лет. При этом, ПМПК комплектуют все типы специальных упреждении для детей с отклонениями в развитии. Во всех случаях при консультировании определяется уровень и характер умственного развития детей, поэтому больший объем работы приходится на олигофренопедагога и психолога. Также необходима консультация детского врача-невропатолога. В связи с этим в постоянном штате сотрудников ПМПК должны быть следующие специалисты: врач (невропатолог), дефектологи (олигофренопедагог, логопед), психолог. Другие специалисты - сурдопедагог, тифлопедагог, врачи (офтальмолог, отоларинголог, ортопед и др.) привлекаются к работе в ПМПК в качестве консультантов по мере необходимости. ПМПК работают по утвержденному графику. В случаях необходимости выезжают для обследованиядетей по месту жительства. На базе одной из консультаций может быть создан центр углубленного изучения детей с отклонениями в развитии. Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствующей инструкции. Обследование детей проводится в присутствии родителей (или лиц, ихзаменяющих). В тех случаях, когда дети направляются наконсультацию по инициативе учреждений образования, здравоохранения, общественными организациями для уточнения их психофизического состояния и решения вопроса о типе учреждения для дальнейшего воспитания, обучения, лечении, обязательны следующие документы: - свидетельство о рождении (предъявляется); - подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда); - педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности; - письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка, рисунки. Наличие этих сведений не является формальным требованием. Тщательное оформление материалов, характеризующих ребенка, поможет членам консультации правильнее построить обследование, нацелит их на выявление и установление причин трудностей, которые больше всего мешают развитию ребенка. Обязательной документацией, которая ведется в ПМПК, являются журнал учета детей, прошедших обследование; протоколы, фиксирующие ход обследования; выписки из протокола с заключением и рекомендациями. Журнал учета хранится в ПМПК. Весь ход обследования ребенка в консультации фиксируется в протоколе квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Протоколы помогают учителям заранее познакомиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоколы необходимы для фиксирования динамики развития, и особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле. Образец формы протокола обследования детей имеется в ПМПК. На основании данных индивидуального обследования ребенка в консультации составляется заключение о характере отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные рекомендации. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПМПК. Члены ПМПК решают задачи, связанные с комплектованием всех типов специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а так же проводят консультирование родителей и педагогов, оказывают детям коррекционную помощь, ведут пропаганду дефектологических знаний среди населения. Рассмотрим указанные направления деятельности ПМПК. I. Комплектование специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Изучение детей, направленных в ПМПК для установления их психофизического состояния, и в соответствии с этим решение вопроса о типе учреждения, в котором целесообразнее находиться ребенку, является наиболее сложной и ответственной задачей, так как от правильности ее решения во многом зависит дальнейшее развитие ребенка. При проведении этой работы осуществляется отбор умственно отсталых детей в специальные детские сады, школы VIII вида для детей с нарушениями интеллекта, дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью. Изучение детей включает медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Каждый из членов консультации имеет свой участок работы, но в то же время заключение делается всеми специалистами на основе анализа полученных о ребенке сведений. Важно не просто поставить диагноз и написать заключение, необходимо обосновать его, выделив основные симптомы указанного состояния. II. Консультирование родителей и педагогов. При проведении медицинского и психолого-педагогического обследования детей с целью решения вопроса о типе учреждения, в котором должен находиться ребенок, могут возникать разные ситуации. В одних случаях действительно необходим перевод ребенка в специальное учреждение (специальный детский сад, специальную школу и др.). В других случаях бывает достаточной правильно организованная работа в условиях учреждений общего типа при условии помощи со стороны семьи. В тех случаях, когда у ребенка устанавливается глубокое снижение интеллекта, а родители не соглашаются с направлением его в детские дома для детей-инвалидов, особенно важна помощь родителям. Врач дает советы по проведению оздоровительных мероприятий (закаливание, зарядка, специальные упражнения, режим питания и т. д.) и, если требуется, назначает лечение. Дефектолог отмечает, на что, прежде всего, нужнообратить внимание в работе с ребенком. Важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была адекватной и имела коррекционно-развивающую направленность. За помощью в консультацию могут обратиться и воспитатели, учителя, работающие с детьми. Специалисты консультации, вскрыв причины и характер тех или иных трудностей, дадут конкретные рекомендации по их преодолению, корригированию в условиях учреждений, где находятся эти дети. В обязанности членов ПМПК входит и пропаганда необходимых медицинских, пснхолого-педагогических, дефектологических знаний среди родителей, педагогов детских садов, школ, среди населения. Эта работа должна способствовать профилактике аномалий развития и оказанию своевременной коррекционной помощи тем, кто в ней нуждается. Таковы некоторые направления и содержание деятельности специалистов ПМПК.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.240 (0.015 с.) |