Психокоррекционные технологии для детей с психическим недоразвитием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психокоррекционные технологии для детей с психическим недоразвитием.



Псих корр явл одним из важных звеньев в системе псих помощи дет с различ наруш разв. В наст вр сущ мн-во противореч взглядов на проблему психокорр. Термин «корр псих разв» вперв использ в дефект как 1 из вар-тов псих-пед помощи детям с психич недоразв. Он означал совокупность пед воздействий, направл на исправл недост, отклон в разв реб с психич недоразв. Выдел специфич черты психологич корр: ориентация на клинич здоров люд; ориентац на здоров стороны личн; ориентац на среднесрочную помощь, в отлич от краткосрочной; направл-ть на измен-е повед и разв личн. Объектом психокорр возд м/б как здор, так и бол люд. У дет с ЗПР, в завис от формы задерж, корр раб направ на стимуляцию их познав актив, разв ориентировоч основы д-ти, контроля, оптимизацию интел ф-ций. В проц псих корр дет и подрс проблемами в разв необх учит слож струк особ-тей разв реб, хар-р сочетания в картине его состояния таких факторов, как соц сит разв, изменения личн, связан с заболев. В завис от хар-ра диагн и направ-непосильности предъявляемых требований у некот дет развив негативизм, упрямство. Все эти особ-ти психич проц умо учащихся влияют на хар-р протекания их д-ти. Отмечая несформированность навыков учеб д-ти, след прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности д-ти, а также трудности самост планирования собственной д-сти. Все отмеч особ психич д-ти умо дет носят стойкий хар-р, поск-ку явл результатом органич пораж на разных этапах разв. Хотя умо рассм как явл необратимое, это не означает, что оно не поддается корр.

Дифференциальная диагностика. Одной из важнейших задач псих-пед диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Как правило, поводом к тому, чтобы ставить под сомнение полноценность интеллекта реб шк возраста, служит его неуспеваемость, обнаруживающаяся в проц обуч. Отождествление неуспеваемости с умо явл грубой и опасной теоретич и практич ошиб. Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости - это неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность предпосылок к нему и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. В тех случаях, когда ребенок попадает в школу, в класс с невысоким уровнем учебно-воспитательного процесса, его успеваемость перерастает в педагогическую запущенность. Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни ребенка в семье: отсутствие контроля и помощи в учебе со стороны родителей, несоблюдение режима дня, конфликтная ситуация в семье и пр. Особенно тяжелые последствия наблюдаются в тех случаях, когда социально-педагогическое неблагополучие имеет место в ранние месяцы и годы жизни ребенка. У этих детей запас знаний и способностей к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников, поэтому уже в 1-м классе они оказываются в числе неуспевающих. Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с (ЗПР), которые тоже оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. В зависимости от происхождения, времени воздействия на организм реб вредоносных факторов ЗПР дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познават д-ти. ЗПР церебрального-органич происхождения встречаются чаще других и представляют наибольшую сложность при отграничении их от умо. При ЗПР имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. При олигофрении же характерны тотальность и иерархичность поражения. В отличие от умо, у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий. При обследовании чтения, письма, счета они часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые, но тем не менее у них имеются качественные различия. Так, при слабой технике чтения дети с задержкой психического развития всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У умственно отсталых нет желания понять, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нелогичным. В письме отмечается неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность и т. п., что, по мнению специалистов, может быть связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия. Детям с ЗПР труден звуковой анализ. У умовсе эти недостатки выражены грубее. В математике имеют место трудности в овладении составом числа, счетом с переходом через десяток, в решении задач с косвенными вопросами и т. д., но помощь здесь более эффективна, чем у умственно отсталых. Учитывая это, необходимо при дифференцированной диагностике строить обследование детей в форме обучающего эксперимента.

Кажущееся сходство с умственной отсталостью может быть и при нарушении деятельности анализаторов. Эти нарушения создают определенные трудности в познавательной деятельности детей, а в условиях школы порождают неуспеваемость. Даже незначительные нарушения функций анализаторов могут привести к неполному, а иногда искаженному отражению внешнего мира, к обеднению круга представлений, неадекватному поведению, если не будут использованы компенсаторные возможности центральной нервной системы и специальные технические средства (слуховые аппараты, очки и пр.). Так, снижение слуха может вызвать определенные трудности при обучении ребенка в школе, особенно при овладении грамотой. Дети со сниженным зрением не видят строки, путают сходные по начертанию изображения и т. д. Неадекватные состоянию требования быстро утомляют ребенка, делают безуспешным обучение в обычных школьных условиях, ухудшая его общее состояние. Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха, а слабовидящему соответствующие устные задания, то они их выполняют. При отграничении состояний, вызванных нарушением анализаторов, от умственной отсталости необходимо выяснить, что первично доминирует в отставании: умственная отсталость является ведущим и первичным дефектом, а снижение слуха, зрения лишь сопутствует ей, или же отставание наступило в результате нарушения функций анализаторов. Важно учитывать время поражения анализатора. Чем раньше возник болезненный процесс, тем тяжелее последствия. В зависимости от диагноза будет решаться вопрос, в какой специальной школе нуждается ребенок. Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с расстройством речи от умственно отсталых, для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков. Это дети с нормальным интеллектом, но затрудняющиеся в овладении чтением, письмом, у некоторых из них отмечается общее недоразвитие речи. При сохранном слуховом анализаторе у этих детей страдает фонематический слух, что приводит к трудностям в обучении. При тяжелых нарушениях фонематического слуха наступает недоразвитие всей речевой функции. На овладение грамотой влияют и нарушения произношения. Все это следует учитывать при проведении логопедического обследования. Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи отчетливо видна при выполнении заданий, которые не требуют участия речи (наглядные методики с "безречевыми" инструкциями). У этих детей живая реакция, адекватное поведение. Этим они прежде всего и отличаются от умственно отсталых. Все перечисленные временные затруднения в познавательной деятельности и нарушения центральной нервной системы,

ти корр, предлаг различ 2 формы корр: симптоматич, направл на симптомы откл в разв, и корр, устраняющую источ и прич откл в разв. Симптомат корр, безусловно, им существ недост, т.к. симпт откл в разв им различ прич и вследст эт различ псих стр-ру наруш в разв реб или подр. Т.о., псих корр д/б глубже сконцентрир не на внеш проявл откл в разв, а на источн, прич этих откл. Психокорр раб с дет с пробл в разв выдел различ модели объясн прич наруш разв. Биолог мод - объясн причину наруш в разв снижением темпа созревания структур мозга. Мед мод - объясн прич наруш в разв реб с точ зр логики заболев. Интерракц-я мод - объясн прич откл в разв дет и подрос в связи с нарушением взаимод-й м-ду личн и средой. Напр, ранняя сенс и соц депривация, по мнению представителей данного направл, м/ прив к необрат наруш в псих разв реба. Педая мод - рассм прич отклон в психич разв реб в явл соц и пед запущи. Деятельностная мод - рассм прич неблагополуч реб в связи с несформир-тью ведущ вида д-ти. Классиф видов псих корр. В завис от формы организ псих корр и корр задач выдел нес-ко ее видов: - игров психокорр; - груп психокорр; - индивид психокорр; - семейная психокорр; - нейропсих корр и др. Ряд авторов предлагают выделять общую, частную и спец психокорр. Под общей псих корр подразум мероприятия общепед порядка, нормализующие соц среду реб. В нее входит регуляция психофизических и эмоц нагрузок реб в соответствии с его возрастом и индивид особ. Задачи общей психокорр слив с задачами психогигиены, психопрофилактики, пед этики и деонтологиии. Они решаются в процессе организации учебно-восп мероприятий. Частная психокорр, по мнению авторов, - это набор псих-пед воздействий. Т.е. это спец разработ системы психо-корр меропр, таких как семейная психокорр, музыкотерапия, психогимнастика и пр. Спец психокорр - это комплекс приемов, методик и организацион форм раб с реб или гр дет одного возр, являющ наибол эффектив для достиж конкрет задач формир личн. Осн цель спец психокор - исправл последствий неправ восп. В практике псих помощи дет и подрос целесообр различ следу блоки психокорр: 1) корр эмоц разв реб; 2) корр сенсорноперцептивной и интел д-ти; 3) псих корр повед дет и подрос; 4) корр разв личн. Внутри кажд блока след различ формы организации и методы психокорр воздействий. Постановка целей и задач психо-корр воздействий непосредств связ с теоретич моделью психич разв и определяется ею. Теоретич модели психо-корр воздействий весьма разнооб. Итак, различ теоретич подходы к пробл психокорр способс разв разнообраз методич приемов психологич возд. Следует подчерк, что при разраб психокорр программ для дет и подр с пробл в разв рекоменд ориентир не на отд теоретич направл, а использ разнообраз способы псих воздейст базирующихся на многочис теоретич направл-х. Подбор методов псих воздейст зависит от конкрет психокорр задач, кот опред-ся степенью выраж-ти проблем у реб и его родит.

32. Принципы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения

С первых лет Советской власти работники народного образования вели борьбу за установление таких принципов отбора детей в СКШ 8 в, кот бы соответствовали политике гос-ва в области просвещения. И сейчас продолжаются эти раб. Осн пр-п, кот руководствуются все работники дет учрежд, - пр-п гуманизма. Он заключ в том, чтобы вовремя создать кажд реб необх условия, при кот тот сможет максимально развить свои способности. Этот пр-п обязывает глубоко и внимательно изуч реб, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Т-ко в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные дет в условиях общеобраз учрежд, не дали положит рез-тов, ставится вопрос о направл их в спец учрежд. Обязательным принципом в изучении детей является комплексность. Он обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании реб всеми специалистами: врачами, педаг, психологами. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучен дет еще до комиссии позволит точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в разв. Так, педагог может обратить внимание на такие изменения в реб, как усиливающуюся рассеянность, утомляемость, плаксивость и т. д. В свою очередь врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения. Важное значение имеет пр-п всестороннего и целостного изуч реб. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не представляет собой простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния. Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей. Члены комиссии должны установить контакт с ребенком. Это поможет лучше выявить все качества личности: интересы ребенка, состояние волевых усилий, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т.д. Самым специфическим является принцип динамического изучения детей. Этот принцип означает, что при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностей в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем более успешно он может научиться выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию. Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состоит в том, что они плохо используют помощь. Именно поэтому при обследовании педагог должен всегда обращать внимание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичное задание. Важно учитывать принцип качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребенком задания. Учитывать не только конечный результат, стических заданий вербального и невербального характера. Всего 12 субтестов, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет. В набор вербальных заданий входят субтесты на исследование общей осведомленности, понятливости; арифметический субтест на установление сходства; по­вторение цифровых рядов; словарный субтест. В набор невербальных заданий входят субтесты на нахождение недостающих деталей; установление последовательности картинок; составление фигур из кубиков; на складывание объектов; шифровка цифр («Кодирование») и «Лабиринт». Во всех этих субтестах исследуются различные стороны интеллекта и сенсомоторных функций. Оценка результатов выполнения субтестов выражается не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций.

Следует всегда помнить о социальной природе че­ловеческой психики, о том, что познавательные способ­ности являются продуктом прижизненного формирова­ния, а потому и изучаться они должны в условиях их становления, в разных видах деятельности.

34. Организация и содержание работы (ПМПК). Составление заключения по результатам психолого-педагогического исследования ребенка.

В целях совершенствования всей системы комплектования специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии начали создаваться психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Сначала их открытие было результатом энтузиазма отдельных дефектологов и понимания важности данной проблемы органами народного образования, здравоохранения, местными властями. Теперь существование ПМПК узаконено Типовым положением. С целью проведения своевременной коррекционной работы с детьми необходима ранняя диагностика отклонений в их развитии. По новому положению в них обследуются дети с рождения до 18 лет. При этом, ПМПК комплектуют все типы специальных упреждении для детей с отклонениями в развитии. Во всех случаях при консультировании определяется уровень и характер умственного развития детей, поэтому больший объем работы приходится на олигофренопедагога и психолога. Также необходима консультация детского врача-невропатолога. В связи с этим в постоянном штате сотрудников ПМПК должны быть следую­щие специалисты: врач (невропатолог), дефектологи (олигофренопедагог, логопед), психолог. Другие специалисты - сурдопедагог, тифлопедагог, врачи (офтальмолог, отоларинголог, ортопед и др.) привлекаются к работе в ПМПК в качестве консультан­тов по мере необходимости.

ПМПК работают по утвержденному графику. В слу­чаях необходимости выезжают для обследованиядетей по месту жительства. На базе одной из консультаций может быть создан центр углубленного изучения детей с отклонениями в развитии. Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствующей инструкции. Обследование детей про­водится в присутствии родителей (или лиц, ихзаменяющих). В тех случаях, когда дети направляются наконсультацию по инициативе учреждений образования, здравоохранения, общественными организациями для уточнения их психофизического состояния и решения вопроса о типе учреждения для дальнейшего воспитания, обучения, лечении, обязательны следующие документы: - свидетельство о рождении (предъявляется); - подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда); - педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности; - письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка, рисунки. Наличие этих сведений не является формальным тре­бованием. Тщательное оформление материалов, характеризующих ребенка, поможет членам консультации правильнее построить обследование, нацелит их на выявление и установление причин трудностей, которые больше всего мешают развитию ребенка. Обязательной документацией, которая ведется в ПМПК, являются журнал учета детей, прошедших об­следование; протоколы, фиксирующие ход обследова­ния; выписки из протокола с заключением и рекоменда­циями. Журнал учета хранится в ПМПК. Весь ход обследования ребенка в консультации фиксируется в протоколе квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Протоколы помогают учителям заранее познакомиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоколы необходимы для фиксирования динамики развития, и особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направ­ляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле. Обра­зец формы протокола обследования детей имеется в ПМПК. На основании данных индивидуального обследова­ния ребенка в консультации составляется заключение о характере отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его психофизических и инди­видуальных особенностей. Даются конкретные рекомен­дации.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПМПК. Члены ПМПК решают задачи, связанные с комплектованием всех типов специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а так же проводят консультирование родителей и педагогов, оказывают детям коррекционную помощь, ведут пропаганду дефектологических знаний среди населения. Рассмотрим указанные направления деятельности ПМПК. I. Комплектование специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Изучение детей, направленных в ПМПК для уста­новления их психофизического состояния, и в соответствии с этим решение вопроса о типе учреждения, в котором целесообразнее находиться ребенку, является наи­более сложной и ответственной задачей, так как от правильности ее решения во многом зависит дальнейшее развитие ребенка. При проведении этой работы осуществляется отбор умственно отсталых детей в специальные детские сады, школы VIII вида для детей с нарушениями интеллекта, дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью. Изучение детей включает медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Каждый из членов консультации имеет свой участок работы, но в то же время заключение делается всеми специалистами на основе анализа полученных о ребенке сведений. Важно не просто поставить диагноз и написать заключение, необходимо обосновать его, выде­лив основные симптомы указанного состояния. II. Консультирование родителей и педагогов. При проведении медицинского и психолого-педагогического обследования детей с целью решения вопроса о типе учреждения, в котором должен находиться ребенок, могут возникать разные ситуации. В одних случаях действительно необходим перевод ребенка в специальное учреждение (специальный детский сад, специаль­ную школу и др.). В других случаях бывает достаточной правильно организованная работа в условиях учреждений общего типа при условии помощи со стороны семьи. В тех случаях, когда у ребенка устанавливается глубокое снижение интеллекта, а родители не соглашаются с направлением его в детские дома для детей-инвалидов, особенно важна помощь родителям. Врач дает советы по проведению оздоровительных мероприятий (закаливание, зарядка, специальные упражнения, ре­жим питания и т. д.) и, если требуется, назначает лечение. Дефектолог отмечает, на что, прежде всего, нужнообратить внимание в работе с ребенком. Важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была адекватной и имела коррекционно-развивающую направленность.

За помощью в консультацию могут обратиться и воспитатели, учителя, работающие с детьми. Специалисты консультации, вскрыв причины и характер тех или иных трудностей, дадут конкретные рекомендации по их преодолению, корригированию в условиях учреж­дений, где находятся эти дети. В обязанности членов ПМПК входит и пропаганда необходимых медицинских, пснхолого-педагогических, дефектологических знаний среди родителей, педагогов детских садов, школ, среди населения. Эта работа должна способствовать профилактике аномалий разви­тия и оказанию своевременной коррекционной помощи тем, кто в ней нуждается.

Таковы некоторые направления и содержание дея­тельности специалистов ПМПК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.013 с.)