Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте и особенности его применения в скш VIII вида. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте и особенности его применения в скш VIII вида.



Метод - способ упорядоченной взаимосвязанной д-ти учителя и учащихся, направл на реш образоват, воспит и развивающ задач в проц обуч. Этот мет был создан в 60г 19в. Его родоначальником считается Ушинский. Метод наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический хар-р рус письма. В наст вр этот мет явл осн мет обуч грамоте. Основные полож этого мет заключ в след: - мет явл звуковым; - дети учатся слышать зв и выделять их из речи; - обозначать зв букв; - особое вним удел последовательности зв в словах; - различению глас и согл, тв и мяг, звон и глух согл. Обознач зв буквой выполня после его выдел из слов и изуч его звучания в разн сл. Мет явл аналитико-синтет, т.к. изуч зв происх в проц аналитич и синтетич раб над словом. Аналит умения: услышать, выдел зв, четко артикулировать, характеризовать, устанавл послед-ть зв в слове, слышать зв в др словах. Синтетич умения: обознач зв буквой, чтен слогов с букв, слов и предлож. Звуков анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан. 1. Единицей обуч грамоте явл звук, поэт провод углубл раб над зв (выделя, артикулир, хар-ся). 2.В кач-ве ед чт и письма берется слог как отражение слогового пр-па рус графики. Осн слоговой структурой явл слог–слияние: пар-та. 3.Гл вним удел звуков анализу, артикулированию зв, разв фонематического слуха. 4.Особое вним удел слогов раб: чтен и произнош слогов, с использ слоговых табл. 5. Вводится звуко–слоговой анализ слова, в проц кот не т-ко выдел зв, но и устанавливается их кол-во, поочередность, определяются связи м-ду ними. В проц анализа исп-ся модели зв, слогов, слов, предлож. 6.Письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним. 7.Систематич вводятся пропедевтич эл-ты грамматики, словообраз, лексики, орфограф (на практич основе). 8.Устанавлив опред-я послед-ть изуч зв и букв. 9. Использ диф и индивид подход к уч-ся в связи со значит-ми различ-ми в общ разв и готовности к чтению и письму. 10.Весь проц обуч грамоте носит воспит и развив хар-р. Он обеспечивается соответствующей сист упр, наблюдениями за окр миром и их анализом, требует сознательности чтения. Специф пр-пы звукового анал-синт мет в раб с умо дет. I.Порядок изуч зв и букв: 1. Зв с более коротким фонемным рядом изуч раньше, т.к. в большинстве позиций зв и буква совпадают. 2.Глух согл ввод раньше звон, т.к. звон оглушаются на конце слова и зв и буква не совпад. 3.Сложными для усвоения оказ йотиров буквы «е, ё, ю, я». Поэт обозначение мягкости согл на письме изуч т-ко с пом буквы «и». Звуки, кот трудны для произнош и треб корр отработки [ш ж щ ч р л ], изуч позднее. II.Использование длительного добукварного периода (до 2- х месяцев) с целью подготовки сенсомоторной сферы детей к обучению грамоте. Цель этого периода не столько формирование навыков звуко - буквенного анализа и синтеза (как в массовой школе), сколько воспитание психологической установки к обучению грамоте, преодоление недостатков зрит и слухового восприятия, исправление нарушенного произношения, укрепление кистей рук, развитие умения воспринимать речь учителя и адекватно на нее реагировать. III.Удлинение сроков прохождения букваря до 1- го года. Умственно отсталые дети нуждаются для усвоения материала и его закрепления в большем количестве произведения. Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время, как на материалах текстов, так и на основе специально подобранных упражнений. Учащиеся спецшкол должны научиться владеть всеми компонентами речевой интонации, но с разной степенью осознания. Компоненты интонации: а) смысловое ударение (логическое ударение); б) паузы – остановка при чтении. Паузы бывают короткие (/) и длинные (//). Паузы бывают логические и психологические; в) тон (тональность) передает эмоциональное состояние произведения (нежность, лиричность, патриотичность, пафос); г) ритм (чаще всего в стихах); д) темп (спокойно, быстро, медленно); е) мелодика голоса (напевность). Виды и приемы работы. Отчетливое произнесение звука, слога, слова, скороговорок во время артикуляционной гимнастики, начиная с 1 класса для выработки четкой артикуляции каждого звука, хорошей дикции и правильного дыхания. Хоровое чтение для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя. Подражание образцу выразительного чтения. Образец выразительного чтения дает учитель. Чтение учителя не может быть заменено грамматической записью с исполнением произведения даже известным чтецом. Умо дет важно не т-ко слушать текст, но и видеть мимику, жесты читающего. Чтение по ролям, драматизация. Диалог. Специальные упр для формирования умения сознательно пользоваться интонационными средствами. Прием скелетирования заключается в том, что после выделения главных слов в каждой строчке, читаются только выделенные слова. Если смысл остается, то логические ударения поставлены верно. Составление партитуры. 4. Сознательное чтение – это такое качество чтения, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста. Понимание текста осуществляется в трех уровнях: а) фактическом или событийном (где, когда, с кем происходят события), то есть информационный уровень; б) подтекст или причинно – следственные связи событий; в) идейный уровень, то есть замысел автора, нравственная идея произведения. Вследствие этого необходимо работу над произведением разделить на три соответствующих этапа: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. Первый этап (первичный синтез) включает следующие действия: - подготовка к восприятию; - первичное чтение текста учителем; - проверка первичного восприятия. Второй аналитический этап состоит из следующих действий: - вторичное чтение текста учениками; - выяснение: сюжета, композиции, характеристики персонажей, работа над языком произведения. Третий этап (вторичный синтез) предполагает проведение обобщающей беседы с целью выяснения: - замысла автора; - собственного отношения к произведению; - осознание окружающей действительности через призму прочитанного; - обогащение нравственным опытом автора. Типичные виды занятий на уроке чтения: Словарная работа пронизывает все этапы работы с художественным текстом. Подготовка к восприятию. Задачи: 1. создание эмоционального настроя; 2. введение в тему произведения; 3. рассказ об авторе; 4. знакомство с новыми важными в смысловом отношении словами. Первичное восприятие произведения осуществляется с помощью чтения учителем текста. Выразительно прочитанный текст помогает учащимся правильно почувствовать эмоциональный настрой произведения без достаточного еще осознания всех связей, лежащих в его основе. Дети слушают, закрыв книги. В старших классах первый раз текст могут читать учащиеся, но и в этом случае значимую часть текста, выражающую эмоциональную напряженность событий читает педагог. Если учащиеся следят по книге за чтением, то учителю следует несколько замедлить темп чтения. Проверка первичного восприятия. Прием: беседа (2 – 3 мин). Цель – как понято произведение детьми, чтобы правильно организовать работу. Беседа зависит от характера произведения. Может быть несколько вопросов на выявление фактического материала (где? кто? когда?). Может быть беседа, выявляющая эмоциональный настрой (в каком месте переживали, за кого радовались?). Вторичное чтение. Читают только учащиеся вслух по частям. Возможно чтение «по цепочке» (по предложению) и чтение про себя. Cловар раб требует следу пр-пов провед: 1. на 1 эт (во время подгот к восприятию) объясняются т-ко те слова, без знания значения кот восприятие смысла произвед будет затруднено; 2. во время чт текста уч-лем слова поясняются ч-з оборот, то есть ч-з знакомые слова; 3. во врем провер восприят проводить словар раб нельзя, т.к. она разрушает эмоц настрой и превращается в словотолкование; 4. после вторич чт во врем анализа текста идет раб над изо средств яз произвед; 5. активизируется словар раб во время ответов на?-сы, составление плана, пересказа, творческих видов раб, учитель должен побуждать учащихся к использованию в ответах «новых» слов. 6. слова объясняются обязательно в контексте, трудные слова выписываются на доску (не более 3 – 5 слов) и дается толкование, минимальный контекст – словосочетание. Изобразит средства яз. Анализ изобраз средств яз особенно сложен. Успешному пониманию образных средств будет способствовать рисование (контурное, затем раскрашивание), рассматривание иллюстраций, наблюдения на экскурсиях. Разбор изобразительных средств художественных произведений со старшеклассниками проводится не только с опорой на память, но и путем вербального сопоставления двух сравниваемых предметов, актуализации имеющихся у детей представлений, элементарного объяснения метафор, сравнений и так далее. Анализ художественного текста. Принципы анализа. 1.Целью ан худ. текста явл осознание его идеи. Анализу подлеж события самого произвед, а не жизнь. 2. Анализ возм т-к о после эмоц восприятия произвед и вторич чт. Анализу подверг те эл-ты, кот не м/б самостоят поняты учащ (сюжет, композ, хар-ка персонажей и т.д.) 3. Анализ д/ учить жанровые особ-ти произвед, исходить из внутрен законов жанра. 4. Анализ д/б избирательным: на ур обсуждаются не все эл-ты произвед, а т-ко те, кот в дан тексте наиболее ярко выраж его идею. 5. Школьный анализ до/ способствовать общему и литератур разв шк-к формировать у него систему спец умений, необходимых для полноценного восприятия худ лит-ры. Приемы анализа. 1. Беседа. Нужно «разговаривать»?-сами, а не задавать их. Вопросов д/б немного, но они д/ сосредоточить внимание на самых важных моментах. Обязательно корректировать речь уч-ся. Отв одобряются, формулир на более высоком речевом ур-не. Беседа д/ помочь понять и постичь не ст-ко событийную сторону произвед, ск-ко усвоить жизненный личностный смысл, заложенный в него автором. Дети д/ понять и почувствовать жизнь героев, проникнуться их переживаниями и увидеть за этим позицию автора, его отношение к героям, событиям. 2. Выборочное чтение. Этот прием используется в случае, если для анализа необходимо точное воспроизведение текста с целью привлечения в авторским словам. 3. Постановка?-ов самими учащ. 4. Иллюстрир-е текста. Виды анализа: - проблемн; - ан разв действия; - ан худ. образов; - стилистич (ан яз).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.119 (0.001 с.)