Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи, принципы и методы логопедии.

Поиск

Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Предметом логопедии как научной дисциплины являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения- человек, страдающий нарушениями речи.

Целью логопедии является разработка и реализация научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитание лиц с нарушениями речи, а так же предупреждение речевых расстройств.

Задачи логопедии: 1. Определение распространённости и симптоматики нарушения речи; 2. Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психического развитие ребёнка; 3. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии нарушения речи; 4. Разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности; 5. Изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития; 6. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушениях интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).

Теоретическим аспектом логопедии является изучение речевых нарушений и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект состоит в предупреждении, выявлении и устранении нарушений речи.

действовала развитию такой помощи этим лицам, которая бы в той или другой степени их исцеляла или приобщала к полезным занятиям. Жалость к ненормальным лицам, пробуждаемая религиозными культами, не шла дальше привлечения пожертвований на призрение этих лиц. Донаучное, раннее научное и мистическое объясн душевной жизни чела. С глубокой древности вплоть до 6 в. до н.э. еще не существовало научного объяснения психической деятельности. Эта деятельность не связывалась с работой мозга. Мозг еще не считался местом локализации ума. В это время всякое наруше­ние психики объяснялось влиянием таинственных темных сил. Попытки найти ес­тественное объяснение психическим заболеваниям были сделаны в 6 в. до н. э.- в период формирования древней греко-рим­ской медицины. Предполагается, что Пифагор (6 в. до н. э.) одним из первых высказал мысль, что ум помещается в ГМ, а чувства - в сердце. Большинство последующих исследователей в области медицины уже не отходили от «мозговой» теории, а продолжали ее развивать. Первая научная классификация душев заболеваний. Уже в 14-15в стали постепенно восстанавливаться понятия древних греков и римлян о душевных болезнях. Даже теологи стали признавать роль мозга в происхождении помеша­тельств. В мрачные годы инквизиции профессор медицины в городе Базеле Феликс Платтер посещает монастыри, тюрьмы, ведет наблюдение за душевнобольными, которые иногда находились в этих учреждениях. В эти годы врачи имели возможность наблюдать душевнобольных и слабоумных в специально созданных для них домах. Такие дома впервые появились в 14в. С 15в для названных выше лиц стали открывать и лечеб­ницы. Во всех этих учреждениях ничто даже отдаленно не напоминало лечение. Пытки и наказания были учреждены в качестве основных лечебных мероприятий. В трудах Платтер дает первую из известных психиатрам классификацию душевнобольных. Среди душевно­больных он выделяет четыре группы. Особый интерес для олигофренопедагогики представляют первая и третья группы. Первая группа именуется Платтером mentis imbecillitas. К ней он относит лиц с разными степенями нарушения интеллек­та, памяти, воображения. В третьей группе душевных болезней (mentis alienatio) Платтер выделяет форму врожденного помешательства — глупость. Дети этой категории плохо соображают. У некоторых из них речь нарушена или вообще отсутствует. Наблюдаются физические недостатки. Для этих детей характерны непослушание и упрямство. Таким образом, Платтер был одним из первых психиатров, который выделил среди душевных заболеваний формы, характе­ризующиеся стойкими нарушениями интеллекта. В дальнейшем эти формы стали называться слабоумием. Зарожд гуманистич тенденций в отношении к слабоумным в эпоху Возрожд. лишенные разума люди начинают привлекать внимание философов, врачей, литераторов и педагогов. Первым из представителей педагогики, высказавшим мысль о необходимости проявлять заботу о воспитании и обучении сла­боумных, был педагог Ян Амос Коменский. В эпоху Возрождения возникла необходимость и в определе­нии правового положения слабоумных. Законы Англии уже в 13 в. стремились установить разницу между слабоумными (идиотами) и помешанными, так как это имело большое значение при решении имущественных вопросов. И слабоумные и помешанные относились к лицам, которые не способны управлять собой и своими делами. Идиотом признавался тот, кто от рождения страдал недееспособностью; поме­шанным тот, кто становился недееспособным лишь на какое-то время. В результате в Англии преимущественно открывались боль­ницы для душевнобольных, в которые помещали и слабоумных. Специальные же учреждения для слабоумных в Англии разви­тия не получили. Первые русские государственные акты о слабоумных относятся к XVI в. При Иване Грозном в «Стоглавый судебник» была внесена статья о необходимости попечения нищих, больных и тех, «кои одержимы бесом и лишены разу­ма». Этих лиц рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых». Однако этот закон не имел широкого применения. Более того, в царствование Алек­сея Михайловича на Руси, как и в католической Европе, запылали костры, куда бро­сали людей, обвиняемых в колдовстве; среди них оказывались и юродивые. Законодательный акт о правовом положении слабоумных в России был принят в царствование Федора Алексеевича в 1677 г. Этот акт лишал права управлять своим имуществом глу­хих, слепых, пьяниц и глупых. Обычай призревать слабоумных в монастырях особенно распространился при Петре I. Это объясняется тем, что некоторые бояре с целью избавить своих сыновей от государственной служ­бы, к несению которой их обязывал Петр I, стали под видом «дураков» помещать своих детей в монастыри. Перелом в отношении к слабоумным произошел в период Ве­ликой французской буржуазной революции (1789—1793). Французская революция сумела ликвидировать притеснения и пытки, которые до этого имели место в психи­атрических лечебницах. Знаменитый французский психиатр Филипп Пинель впервые снял цепи с душевнобольных во французских лечеб­ницах Пинель дал свою классификацию душевных болезней, на ос­новании которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психозов. Он правильно видит своеобразие идиотии в стойкости ее характера. Пинель различает 4 вида идиотии: 1) состояние, близкое к животному. Оно характеризуется полной дикостью, отсутствием всех чувств, вплоть до физических потребностей; 2) состояние, при котором имеются некоторые понятия и физические потребности; 3) глупость — состояние, при котором в какой-то степени имеются разум и речь; 4) имбецилизм — состояние, при котором у субъекта наблю­дается постепенное ухудшение некогда имевшегося разума. Таким образом Пинель, хотя и нечетко, но различает две клинические формы слабоумия - врожденную и приобретенную. Одним из первых врачей, посвятивших свою деятельность преимущественно изучению идиотии, был ученик Пинеля Жан-Этьен-Доминик Эскироль. Он впервые указал на то, что идиотия - не болезнь, а состояние, которое характеризуется тем, что при нем умственные способности никогда не проявлялись или же не развились в течение жизни. Эскироль впервые четко разграничил врожденное и приобретенное слабоумие. Для обозначения более легкой формы идиотии Эскироль ввел понятие «имбецилизм».Эскироль ввел и симптоматическую классификацию. При этом в качестве ведущего симптома он выделил состояние речи слабоумных: 1) имбецилики 1 степ, имеющ свободную и легко понимаемую речь; 2) имбецилики 2 степ, имеющ легко понимаемую речь и огранич запас слов; 3) идиоты 1 степ, пользующ короткими словами и фразами; 4) идиоты 2 степ, пользующ т-ко однослож словами и выкриками; 5) идиоты 3 степ, не имеющ никак учредив ООНаций (1945). 50-70 гг. на волне экономического подъема, на Западе огромное внимание уделяется проблемам образования умо дет. Именно тогда в западноевропейских странах совершенствуются механизмы выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии, комплектования специальных образовательных учреждений. Существенно меняется и уточняется классиф, выявл новые категории дет, нуждающ в спец образ. Теперь к ним относят уже не т-ко детей с наруш слуха, зрения, интел, но и дет с трудностями в обуч, эмоц растр-ми, девиантным повед, соц и культурной депривацией. Расшир возр рамки оказания псих-пед помощи, создаются дошк и постшк учрежд. Наряду с этим нач активно функционир институт соц работников, соц службы помощи и консультирования родит дет с наруш в разв. С конца 70- нач 80г. в мас шк начин открываться с пец классы для дет с ЗПР. В конце 80г. открыв первые отд экспериментальные кл для глубоко умо. Ведущей тенденцией разв системы образ дет с особыми потребн, начиная с 70г., становится «включение в общий поток» или интеграция. Переход к интегративным формам обуч, признание всех без исключ дет обучаемыми, кардинальная реконструкция системы спец образ стали следствием демократизации западноевропейского общ-ва. Все современ тенденц и противореч в разв систем спец образ им глубокие социокультур корни и вполне определенный «историч возраст», и выбор пути разв этой сист всегда будет завис не т-ко от научных взглядов ее создателей, но и от ценностных ориентац, политич устан, экономич возмож-тей гос-ва и принятых культур норм общ-ва.

77. История воспитания и обучения детей с умо в Западной Европе (18 - 20в).

Окончат оформляются 3 осн направл помощи лицам с откл в разв: - христианско-филантропическое (цель - призрение инвалидов; организационная форма - приюты, богадельни, дома призрения); - медико-пед (цель - лечение, восп и элементарное обуч дет с выражен наруш в разв, организационная форма - спец отделения при больницах, мед-пед учрежд); - педагогическое (цель - образов дет с наруш слуха, зрения, интел, организационная форма - спец кл, спец шк, интернаты). Кажд западноевропейская страна прошла свой путь разв указ-х направл, и в том числе создания национальной системы спец образов. Несмотря на ряд существ отлич все национ сист спец образ складывались в Зап Евр в сопоставимые историч сроки и б/ первонач ориентир на обуч 3 катег дет: в начале периода - глухих и слепых, позднее - умо. Устроители спец образ не предполагали, что реб с наруш в разв м/ и д/ достичь уровня умствен разв его нормального сверстника. Целью спец обуч незрячего, глухонемого б/ разв его способности к самостоят-ти и труду. В течение последующ десятилетий в Германии постоян совершенствовалась структура, организац формы спец образов, значительно меньше вним удел самому содерж обуч. Нередко немец гос-во заботилось о судьбе реб больше, чем общ-во и даже родит. Чтобы семья не препятств обуч реб с наруш в разв по своей косности, скупости или бедности, власти предусм сист штрафов и даже тюрем наказ для нерадивых родит. Судьбой глубоко умо дет, не подлежавших обуч, занимались приюты для слабоум. Эти учрежд, как правило, открывались пасторами, а их д-ть строилась на филантропическо-христианских принципах. Инициатива помощи умо дет в Германии принадлеж педагогам, соответственно, пробл реш в пед плане. В 1803 г. в шк для бедноты города Зайтц открыв особый класс для умо огранич дет, где с неуспевающими 5 раз в нед проводились доп занят по чтен, письму и арифм. Наблюдения за уч-ками добавочного кл изложены уч-лем Й.Вайзе. Его пед сист, уникальный опыт добавоч кл будут приняты во вним гос т-ко во втор полов 19 в, когда оно начнет создав сист спец обуч. В 60г. в Германии повсеместно открыв народн шк, и ввод обязательное начал обуч. Это привело к выдел гр стойко неуспевающ и второгодников, т.е. дет с ярко выраж пробл в обуч. В эту гр, прежде всего, попадали дет с интел наруш. В связи с тем, что второгоднич требов от администрац доп материальных затрат, а отсев из шк увеличивал число антисоц эл-тов, возникла необходимость по-иному организовать обуч неуспевающ дет. Откр добав кл, кот отлич меньшей наполняемостью, широким использ-ем нагляд, более медлен темпом обуч, сокращением продолжит-ти ур. Однако предлож форма помощи не удовлетвор организаторов, т.к. не более 5% учеников добав кл в дальнейшем м/ вернуться в обыч. Вопрос о причинах низкой эффективности добав клв побудил спец-ов к поиску объяснений и в итоге привел к выявл из числа неуспев особой гр уч-ков - умо, что в свою очередь заставило организаторов образов задуматься о создании для новой категории учащ иного типа обуч и кл. Позднее добав кл упраздняются, а их учащ переводятся во вспомог шк. Опыт Франции. Возможность обуч слабоум воспринималась врачами и пед более чем скептически. Разрушил сомнения скептиков психиатр Жан Итар. В споре Пинеля и Итара о том, м/ ли выуч пойманного в лесу, одичавшего подростка, у кот Пинель диагностир идиотию, верх одержал Итар. Он подтвер диагноз, но не соглас с пессимистическим прогнозом о невозможности обуч мальчика-маугли. Врач не только добился значит рез-татов в восп мальч, но и продемонстрир возможность обуч даже глубокого идиота. Опыт Итара б/ положен в основу всех сист восп и обуч слабоумных, возникавших в 1 полов 19в в странах Европы. Воодушевленные успехами Итара, его соотечественники создают практич учрежд помощи: при психиатрич лечебнице, при больнице открыв отделения для идиотов. Доктор Ж. Вуазен основал самостоят учрежд для слабоумных в Париже - Ортофренический институт. В Париже же Сеген открыв для идиотов частную школу. Проблема обуч умо вновь становится актуальной т-ко после принятия закона о всеобщ обязат начальном обуч. Психиатр Бурневиль пытается убедить французов в необходимости открытия для умо дет спец кл и шк, но не получ поддержки гос-ва. Сеген считал, что восп д/ охватывать: 1) восп д-ти, активности - разв двигат способности, мышеч сист, ощущений, чувств; 2) воспит мышл - формир представлений и понятий, овладение элементар знан и навыками чтения, письма, счета; 3) воспит воли, что соответствует нравств восп, пос-ку восп воли приучает глубоко умо управлять своими инстинктами. Т.о., Сеген создал первую сист восп умо дет, сочетающую пед и мед средства воздействия на воспитанника. Опыт Англии. Педагогические предпосылки возникновения специального образования в Англии связаны с обучением глухих. Реальное обучение умственно отсталых началось в Великобритании только в XX веке, почти два столетия понадобилось британцам, чтобы осознать его необходимость. В 1891 г. Совет школ Лондона решает открыть "школы специального воспитания" для умственно отсталых детей. По мнению организаторов, их цель - подготовка ребенка с выраженными трудностями в обучении к обычной школе. Рекомендовалось при этих школах создавать детские сады для более раннего выявления умственно отсталых детей. В 90-е годы ХIХ века было положено начало обучению детей с легкими формами умственной отсталости. В 1892 г. открываются первые вспомогательные классы в Лондоне и Лестере. Закон об обучении умственно отсталых детей (1899) передал инициативу по открытию вспомогательных классов органам местного самоуправления. Создание в стране Общей медицинской инспекции (1908) способствовало введению единообразных методов диагностики и отбора детей в специальные школы. Любопытно, что вспомогательная школа рассматривалась не только как место постоянного обучения умственно отсталых, но и как место временного обучения педагогически запущенных детей, которые в дальнейшем могли вернуться в общеобразовательную школу. Основной целью вспомогательная школа ставила подготовку к практической жизни и труду и, в известной мере, достигала ее. Одна из ранних попыток дать классификацию слабоумия по анатомо-морфологическим и этиологическим признакам принад­лежит английскому психиатру Вильяму Айрленду. Айрленд различает следующие группы идиотии в зависимости от тех материальных расстройств, которые лежат в их основе: 1) генетический идиотизм (врожденный идиотизм). 2) микроцефалический идиотизм; 3) экламптический идиотизм. Идиотизм, вызванный припадками, отличающимися от эпилептических тем, что они быстро следуют один за другим, а затем прекращаются, но оставляют изменения в структуре мозга; 4) эпилептический идиотизм; 5) гидроцефалический идиотизм; 6) паралитический идиотизм; 7) кретинизм (Айрленд считает кретинизм одной из форм идиотии); 8) травматический идиотизм; 9) воспалительный идиотизм вследствие различных заболеваний мозга; 10) идиотизм вследствие лишения органов чувств; зрения и слуха. Эта классификация причин слабоумия получила признание психиатров и до конца XIX века была исходной для других ва­риантов классификации.

В отличие от Франции, в Англии сложились все необходимые условия для организации национальной системы специального образования, однако, в отличие от Германии инициативу открытия специальных школ правительство передало местным органам управления, а финансирование специальных образовательных учреждений взяли на себя филантропически-благотворительные общества, попечительства, ассоциации и частные лица. “Британский путь” привел к тому, что в стране сложилась сеть специальных учреждений, но развивалась она не так последовательно, планомерно и стремительно, как в Германии. Итак, европейским государствам понадобилось почти двести лет, чтобы осознать необходимость создания параллельной образовательной системы - системы специального образования, включающей пока (на данном историческом рубеже) три типа спецшкол - для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.018 с.)