Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, задачи, принципы и методы логопедии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Предметом логопедии как научной дисциплины являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения- человек, страдающий нарушениями речи. Целью логопедии является разработка и реализация научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитание лиц с нарушениями речи, а так же предупреждение речевых расстройств. Задачи логопедии: 1. Определение распространённости и симптоматики нарушения речи; 2. Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психического развитие ребёнка; 3. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии нарушения речи; 4. Разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности; 5. Изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития; 6. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушениях интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). Теоретическим аспектом логопедии является изучение речевых нарушений и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект состоит в предупреждении, выявлении и устранении нарушений речи. действовала развитию такой помощи этим лицам, которая бы в той или другой степени их исцеляла или приобщала к полезным занятиям. Жалость к ненормальным лицам, пробуждаемая религиозными культами, не шла дальше привлечения пожертвований на призрение этих лиц. Донаучное, раннее научное и мистическое объясн душевной жизни чела. С глубокой древности вплоть до 6 в. до н.э. еще не существовало научного объяснения психической деятельности. Эта деятельность не связывалась с работой мозга. Мозг еще не считался местом локализации ума. В это время всякое нарушение психики объяснялось влиянием таинственных темных сил. Попытки найти естественное объяснение психическим заболеваниям были сделаны в 6 в. до н. э.- в период формирования древней греко-римской медицины. Предполагается, что Пифагор (6 в. до н. э.) одним из первых высказал мысль, что ум помещается в ГМ, а чувства - в сердце. Большинство последующих исследователей в области медицины уже не отходили от «мозговой» теории, а продолжали ее развивать. Первая научная классификация душев заболеваний. Уже в 14-15в стали постепенно восстанавливаться понятия древних греков и римлян о душевных болезнях. Даже теологи стали признавать роль мозга в происхождении помешательств. В мрачные годы инквизиции профессор медицины в городе Базеле Феликс Платтер посещает монастыри, тюрьмы, ведет наблюдение за душевнобольными, которые иногда находились в этих учреждениях. В эти годы врачи имели возможность наблюдать душевнобольных и слабоумных в специально созданных для них домах. Такие дома впервые появились в 14в. С 15в для названных выше лиц стали открывать и лечебницы. Во всех этих учреждениях ничто даже отдаленно не напоминало лечение. Пытки и наказания были учреждены в качестве основных лечебных мероприятий. В трудах Платтер дает первую из известных психиатрам классификацию душевнобольных. Среди душевнобольных он выделяет четыре группы. Особый интерес для олигофренопедагогики представляют первая и третья группы. Первая группа именуется Платтером mentis imbecillitas. К ней он относит лиц с разными степенями нарушения интеллекта, памяти, воображения. В третьей группе душевных болезней (mentis alienatio) Платтер выделяет форму врожденного помешательства — глупость. Дети этой категории плохо соображают. У некоторых из них речь нарушена или вообще отсутствует. Наблюдаются физические недостатки. Для этих детей характерны непослушание и упрямство. Таким образом, Платтер был одним из первых психиатров, который выделил среди душевных заболеваний формы, характеризующиеся стойкими нарушениями интеллекта. В дальнейшем эти формы стали называться слабоумием. Зарожд гуманистич тенденций в отношении к слабоумным в эпоху Возрожд. лишенные разума люди начинают привлекать внимание философов, врачей, литераторов и педагогов. Первым из представителей педагогики, высказавшим мысль о необходимости проявлять заботу о воспитании и обучении слабоумных, был педагог Ян Амос Коменский. В эпоху Возрождения возникла необходимость и в определении правового положения слабоумных. Законы Англии уже в 13 в. стремились установить разницу между слабоумными (идиотами) и помешанными, так как это имело большое значение при решении имущественных вопросов. И слабоумные и помешанные относились к лицам, которые не способны управлять собой и своими делами. Идиотом признавался тот, кто от рождения страдал недееспособностью; помешанным тот, кто становился недееспособным лишь на какое-то время. В результате в Англии преимущественно открывались больницы для душевнобольных, в которые помещали и слабоумных. Специальные же учреждения для слабоумных в Англии развития не получили. Первые русские государственные акты о слабоумных относятся к XVI в. При Иване Грозном в «Стоглавый судебник» была внесена статья о необходимости попечения нищих, больных и тех, «кои одержимы бесом и лишены разума». Этих лиц рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых». Однако этот закон не имел широкого применения. Более того, в царствование Алексея Михайловича на Руси, как и в католической Европе, запылали костры, куда бросали людей, обвиняемых в колдовстве; среди них оказывались и юродивые. Законодательный акт о правовом положении слабоумных в России был принят в царствование Федора Алексеевича в 1677 г. Этот акт лишал права управлять своим имуществом глухих, слепых, пьяниц и глупых. Обычай призревать слабоумных в монастырях особенно распространился при Петре I. Это объясняется тем, что некоторые бояре с целью избавить своих сыновей от государственной службы, к несению которой их обязывал Петр I, стали под видом «дураков» помещать своих детей в монастыри. Перелом в отношении к слабоумным произошел в период Великой французской буржуазной революции (1789—1793). Французская революция сумела ликвидировать притеснения и пытки, которые до этого имели место в психиатрических лечебницах. Знаменитый французский психиатр Филипп Пинель впервые снял цепи с душевнобольных во французских лечебницах Пинель дал свою классификацию душевных болезней, на основании которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психозов. Он правильно видит своеобразие идиотии в стойкости ее характера. Пинель различает 4 вида идиотии: 1) состояние, близкое к животному. Оно характеризуется полной дикостью, отсутствием всех чувств, вплоть до физических потребностей; 2) состояние, при котором имеются некоторые понятия и физические потребности; 3) глупость — состояние, при котором в какой-то степени имеются разум и речь; 4) имбецилизм — состояние, при котором у субъекта наблюдается постепенное ухудшение некогда имевшегося разума. Таким образом Пинель, хотя и нечетко, но различает две клинические формы слабоумия - врожденную и приобретенную. Одним из первых врачей, посвятивших свою деятельность преимущественно изучению идиотии, был ученик Пинеля Жан-Этьен-Доминик Эскироль. Он впервые указал на то, что идиотия - не болезнь, а состояние, которое характеризуется тем, что при нем умственные способности никогда не проявлялись или же не развились в течение жизни. Эскироль впервые четко разграничил врожденное и приобретенное слабоумие. Для обозначения более легкой формы идиотии Эскироль ввел понятие «имбецилизм».Эскироль ввел и симптоматическую классификацию. При этом в качестве ведущего симптома он выделил состояние речи слабоумных: 1) имбецилики 1 степ, имеющ свободную и легко понимаемую речь; 2) имбецилики 2 степ, имеющ легко понимаемую речь и огранич запас слов; 3) идиоты 1 степ, пользующ короткими словами и фразами; 4) идиоты 2 степ, пользующ т-ко однослож словами и выкриками; 5) идиоты 3 степ, не имеющ никак учредив ООНаций (1945). 50-70 гг. на волне экономического подъема, на Западе огромное внимание уделяется проблемам образования умо дет. Именно тогда в западноевропейских странах совершенствуются механизмы выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии, комплектования специальных образовательных учреждений. Существенно меняется и уточняется классиф, выявл новые категории дет, нуждающ в спец образ. Теперь к ним относят уже не т-ко детей с наруш слуха, зрения, интел, но и дет с трудностями в обуч, эмоц растр-ми, девиантным повед, соц и культурной депривацией. Расшир возр рамки оказания псих-пед помощи, создаются дошк и постшк учрежд. Наряду с этим нач активно функционир институт соц работников, соц службы помощи и консультирования родит дет с наруш в разв. С конца 70- нач 80г. в мас шк начин открываться с пец классы для дет с ЗПР. В конце 80г. открыв первые отд экспериментальные кл для глубоко умо. Ведущей тенденцией разв системы образ дет с особыми потребн, начиная с 70г., становится «включение в общий поток» или интеграция. Переход к интегративным формам обуч, признание всех без исключ дет обучаемыми, кардинальная реконструкция системы спец образ стали следствием демократизации западноевропейского общ-ва. Все современ тенденц и противореч в разв систем спец образ им глубокие социокультур корни и вполне определенный «историч возраст», и выбор пути разв этой сист всегда будет завис не т-ко от научных взглядов ее создателей, но и от ценностных ориентац, политич устан, экономич возмож-тей гос-ва и принятых культур норм общ-ва. 77. История воспитания и обучения детей с умо в Западной Европе (18 - 20в). Окончат оформляются 3 осн направл помощи лицам с откл в разв: - христианско-филантропическое (цель - призрение инвалидов; организационная форма - приюты, богадельни, дома призрения); - медико-пед (цель - лечение, восп и элементарное обуч дет с выражен наруш в разв, организационная форма - спец отделения при больницах, мед-пед учрежд); - педагогическое (цель - образов дет с наруш слуха, зрения, интел, организационная форма - спец кл, спец шк, интернаты). Кажд западноевропейская страна прошла свой путь разв указ-х направл, и в том числе создания национальной системы спец образов. Несмотря на ряд существ отлич все национ сист спец образ складывались в Зап Евр в сопоставимые историч сроки и б/ первонач ориентир на обуч 3 катег дет: в начале периода - глухих и слепых, позднее - умо. Устроители спец образ не предполагали, что реб с наруш в разв м/ и д/ достичь уровня умствен разв его нормального сверстника. Целью спец обуч незрячего, глухонемого б/ разв его способности к самостоят-ти и труду. В течение последующ десятилетий в Германии постоян совершенствовалась структура, организац формы спец образов, значительно меньше вним удел самому содерж обуч. Нередко немец гос-во заботилось о судьбе реб больше, чем общ-во и даже родит. Чтобы семья не препятств обуч реб с наруш в разв по своей косности, скупости или бедности, власти предусм сист штрафов и даже тюрем наказ для нерадивых родит. Судьбой глубоко умо дет, не подлежавших обуч, занимались приюты для слабоум. Эти учрежд, как правило, открывались пасторами, а их д-ть строилась на филантропическо-христианских принципах. Инициатива помощи умо дет в Германии принадлеж педагогам, соответственно, пробл реш в пед плане. В 1803 г. в шк для бедноты города Зайтц открыв особый класс для умо огранич дет, где с неуспевающими 5 раз в нед проводились доп занят по чтен, письму и арифм. Наблюдения за уч-ками добавочного кл изложены уч-лем Й.Вайзе. Его пед сист, уникальный опыт добавоч кл будут приняты во вним гос т-ко во втор полов 19 в, когда оно начнет создав сист спец обуч. В 60г. в Германии повсеместно открыв народн шк, и ввод обязательное начал обуч. Это привело к выдел гр стойко неуспевающ и второгодников, т.е. дет с ярко выраж пробл в обуч. В эту гр, прежде всего, попадали дет с интел наруш. В связи с тем, что второгоднич требов от администрац доп материальных затрат, а отсев из шк увеличивал число антисоц эл-тов, возникла необходимость по-иному организовать обуч неуспевающ дет. Откр добав кл, кот отлич меньшей наполняемостью, широким использ-ем нагляд, более медлен темпом обуч, сокращением продолжит-ти ур. Однако предлож форма помощи не удовлетвор организаторов, т.к. не более 5% учеников добав кл в дальнейшем м/ вернуться в обыч. Вопрос о причинах низкой эффективности добав клв побудил спец-ов к поиску объяснений и в итоге привел к выявл из числа неуспев особой гр уч-ков - умо, что в свою очередь заставило организаторов образов задуматься о создании для новой категории учащ иного типа обуч и кл. Позднее добав кл упраздняются, а их учащ переводятся во вспомог шк. Опыт Франции. Возможность обуч слабоум воспринималась врачами и пед более чем скептически. Разрушил сомнения скептиков психиатр Жан Итар. В споре Пинеля и Итара о том, м/ ли выуч пойманного в лесу, одичавшего подростка, у кот Пинель диагностир идиотию, верх одержал Итар. Он подтвер диагноз, но не соглас с пессимистическим прогнозом о невозможности обуч мальчика-маугли. Врач не только добился значит рез-татов в восп мальч, но и продемонстрир возможность обуч даже глубокого идиота. Опыт Итара б/ положен в основу всех сист восп и обуч слабоумных, возникавших в 1 полов 19в в странах Европы. Воодушевленные успехами Итара, его соотечественники создают практич учрежд помощи: при психиатрич лечебнице, при больнице открыв отделения для идиотов. Доктор Ж. Вуазен основал самостоят учрежд для слабоумных в Париже - Ортофренический институт. В Париже же Сеген открыв для идиотов частную школу. Проблема обуч умо вновь становится актуальной т-ко после принятия закона о всеобщ обязат начальном обуч. Психиатр Бурневиль пытается убедить французов в необходимости открытия для умо дет спец кл и шк, но не получ поддержки гос-ва. Сеген считал, что восп д/ охватывать: 1) восп д-ти, активности - разв двигат способности, мышеч сист, ощущений, чувств; 2) воспит мышл - формир представлений и понятий, овладение элементар знан и навыками чтения, письма, счета; 3) воспит воли, что соответствует нравств восп, пос-ку восп воли приучает глубоко умо управлять своими инстинктами. Т.о., Сеген создал первую сист восп умо дет, сочетающую пед и мед средства воздействия на воспитанника. Опыт Англии. Педагогические предпосылки возникновения специального образования в Англии связаны с обучением глухих. Реальное обучение умственно отсталых началось в Великобритании только в XX веке, почти два столетия понадобилось британцам, чтобы осознать его необходимость. В 1891 г. Совет школ Лондона решает открыть "школы специального воспитания" для умственно отсталых детей. По мнению организаторов, их цель - подготовка ребенка с выраженными трудностями в обучении к обычной школе. Рекомендовалось при этих школах создавать детские сады для более раннего выявления умственно отсталых детей. В 90-е годы ХIХ века было положено начало обучению детей с легкими формами умственной отсталости. В 1892 г. открываются первые вспомогательные классы в Лондоне и Лестере. Закон об обучении умственно отсталых детей (1899) передал инициативу по открытию вспомогательных классов органам местного самоуправления. Создание в стране Общей медицинской инспекции (1908) способствовало введению единообразных методов диагностики и отбора детей в специальные школы. Любопытно, что вспомогательная школа рассматривалась не только как место постоянного обучения умственно отсталых, но и как место временного обучения педагогически запущенных детей, которые в дальнейшем могли вернуться в общеобразовательную школу. Основной целью вспомогательная школа ставила подготовку к практической жизни и труду и, в известной мере, достигала ее. Одна из ранних попыток дать классификацию слабоумия по анатомо-морфологическим и этиологическим признакам принадлежит английскому психиатру Вильяму Айрленду. Айрленд различает следующие группы идиотии в зависимости от тех материальных расстройств, которые лежат в их основе: 1) генетический идиотизм (врожденный идиотизм). 2) микроцефалический идиотизм; 3) экламптический идиотизм. Идиотизм, вызванный припадками, отличающимися от эпилептических тем, что они быстро следуют один за другим, а затем прекращаются, но оставляют изменения в структуре мозга; 4) эпилептический идиотизм; 5) гидроцефалический идиотизм; 6) паралитический идиотизм; 7) кретинизм (Айрленд считает кретинизм одной из форм идиотии); 8) травматический идиотизм; 9) воспалительный идиотизм вследствие различных заболеваний мозга; 10) идиотизм вследствие лишения органов чувств; зрения и слуха. Эта классификация причин слабоумия получила признание психиатров и до конца XIX века была исходной для других вариантов классификации. В отличие от Франции, в Англии сложились все необходимые условия для организации национальной системы специального образования, однако, в отличие от Германии инициативу открытия специальных школ правительство передало местным органам управления, а финансирование специальных образовательных учреждений взяли на себя филантропически-благотворительные общества, попечительства, ассоциации и частные лица. “Британский путь” привел к тому, что в стране сложилась сеть специальных учреждений, но развивалась она не так последовательно, планомерно и стремительно, как в Германии. Итак, европейским государствам понадобилось почти двести лет, чтобы осознать необходимость создания параллельной образовательной системы - системы специального образования, включающей пока (на данном историческом рубеже) три типа спецшкол - для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.018 с.) |