Система дошк учрежд спец образов: правила комплект, организац-е пр-пы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система дошк учрежд спец образов: правила комплект, организац-е пр-пы



Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью дошкольного возраста является начальным звеном всей многоуровневой системы специального коррекционного образования. Первичность данной структуры и её ориентация на детей дошкольного возраста, который является наиболее благоприятным к любому педагогическому воздействию предопределяет важность комплексной и эффективной реализации дошкольных образовательных программ. Тем более, что часто, только в самом раннем возрасте имеется возможность успешного коррегирования многих недостатков психофизического развития.

В РФ создана дифференцированная система специальных дошкольных образовательных учреждений для умственно отсталых детей. В соответствии с характером дефекта и степенью выраженности дети воспитываются в специальных учреждениях системы общего (группы при ДОУ) и специального образования Министерства здравоохранения ли Министерства труда и социального развития. В системе коррекционного образования существует есть специальных детских садов (или ДОУ) с круглосуточным пребыванием детей, атак же специальных детских домов. В ряде случаев разрешается открытие специальных групп при специальных образовательных коррекционных школах и школах-интернатах. В эти учреждения принимают детей с диагнозом «олигофрения в степени дебильности несложной формы». Дети с эписиндромом, шизофренией, выраженным психопатоподобным поведением, болезнью Дауна, олигофренией в степени имбецильности и т.п., получают социальную и психолого-педагогическую помощь в учреждениях Министерства труда и социального развития, (психоневралогические стационары для детей с осложнёнными формами умственной отсталости и специальные ясли для детей от 2 до 4 лет). Дети с ЗПР находятся в ДОУ общего типа. В специальные ДОУ и группы при специальных образовательных коррекционных школах и школах-интернатах принимаются дети возрасте от 4 до 8 лет.

Работа по выявлению умственно отсталых детей и комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта осуществляются ПМПК в со­ответствии с действующей инструкцией. Среди детей, которые направляются в медико-педа­гогические комиссии и консультации, могут быть дети с ЗПР разной этиологии, социально и педагогически запущенные, с общим недоразвитием речи, а также с нарушением деятельности анализаторов. Во всех этих случаях отмечается отставание умственного развития, носящее вторичный характер. В задачи специали рис появл, но они примитивны, фрагментарны, не передают целостных образов предмета, искажают их форму и пропорции, представл собой усвоенный реб графический штамп, не отражающий для него реальный предмет. В связи с недоразв зрительно-двигат координац и с моторными трудностями, техника изо д-ти остается у дет с наруш-ми интел весьма примитив. Особ-о показательным явл тот факт, что, умеющие рис, дет не использ в своих рис цвет ни как средство изображ-я, ни как ср-во эмоц выразит-ти. Эл-ты труд д-ти. Под влиянием требований окр-их начинают формир-ся, прежде всего навыки самообслуж. Естественно, что при существующем у них состоянии разв предметных действий это процесс трудный. Поэт в семье часто идут по линии наименьшего сопротивления - родители одевают, раздевают, кормят реб. Однако имеются и семьи, в кот перед реб пытаются ставить опред требов и достигают известных успехов. Поэт умо дет имеют разный уровень овладения навыками самообслуж. Движения у дет при выполнении действий, связанных с самообслуж, неуверенные, нечеткие, часто замедл или суетлив, недостаточно целенаправ. Сильно выражена несогласованность действий обеих рук. В ряде случаев даже у старш дошк нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык. Напр, при умывании дет берут сухое мыло, не намочив руки, и кладут его на место, а затем открывают кран. Страдает и хар-р кажд отд взятого, входящего в состав навыка действия. Напр, дет держат ложку в кулачке, набирают неумеренное кол-во пищи и т.п. Сведения о том что некот дет, к кот предъявл последовательные требов, овладев навыками самообслуж, свидетельст о достаточных потенциальных возможн разв практической д-ти у детей с нарушениями интеллекта.

13.Методы обучения умо реб дошк возраста, их характеристика. Основные принципы построения занятий в специальных дошкольных учреждениях.

Дошкольная олигофренопедагогика использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения умственно отсталых детей и организации в этих целях их самостоятельной деятельности. Методы специальной педагогики в основном совпадают с теми, которые применяет общая дошкольная педагогика. Однако и сами методы, и их сочетание видоизменяются и дополняются в соответствии с задачами коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях и особенностями развития умственно отсталых детей. Методы по форме воздействия на ребенка бывают словесными и наглядными. И те и другие применяются в специальной дошкольной педагогике. Словесные и наглядные методы сочетаются с практическими методами. Словесные методы включают в себя инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание события и т.п. Наглядные методы - наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира (зрительно, тактильно, на слух), т.е. организация чувственного опыта ребенка. Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности (постановка практических и познавательных задач, организация дидактических игр и др.). Как в общей, так и в дошкольной олигофренопедагогике ни один из этих методов не выступает изолированно. Они используются в сочетании. Соотношение методов на каждом данном этапе воспитания и обучения определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом или воспитателем. Принципы построения занятий. Специфика обучения в специальных дошкольных учреждениях заключается не только в том, как используются словесные, наглядные и практические методы, но и в самой организации учебного процесса. Рассмотрим принципы построения занятий. Известно, что к началу обучения внимание умственно отсталых детей очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, одним из принципов построения занятий является частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие.На I году обуч умо дет (дети 5 г жизни) мо/ продуктивно сосредоточивать свое внимание на одном предмете или на одном виде д-ти не более 5 мин. Поэт смена предметов, кот дет рассм или с кот действуют, или смена самих действий должна происходить каждые 5 минут. На подготовительном этапе такую смену желательно производить каждые 3 минуты. Следовательно, если все занятие длится 15 минут, вначале оно должно включать в себя 5, а затем 3 вида деятельности. На III—IV годах обучения длительность занятий увеличивается - одно занятие может длиться 30—35 минут. К этому времени внимание детей, при правильной организации коррекционно-воспитательной работы, становится более устойчивым, произвольным. Дети могут уже достаточно длительно заниматься одним видом деятельности (7-10 мин) в тех случаях, когда задачи, которые стоят перед ними, носят познават, мыслит, речевой хар-р. В др случ, когда задачи связаны с игровой, практической и продуктивной деятельностью – 10-15 мин. Здесь смена видов деятельности может производиться реже. Занятие должно состоять из 2—3 различных заданий. По мере обучения количество времени на каждый вид д-ти увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается.

Другим принципом построения занятий является повторяемость программного материала. Умо дет требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия д/ строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происх в новых ситуациях и на новых предметах. Это необх, с 1 стороны, для того, чтобы у дет не пропадал интерес к занятиям, а с др - для формир переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Таким образом, следующим принципом построения занятий является обеспечение переноса полученных знаний на другой материал. Формирование переноса, может быть также проиллюстрир на материале элементарных математических представлений. В программе по формированию элементарных математических представлений на I году обучения в разделе «Величина» есть требования учить детей различать предметы по величине. Первоначально различение предметов по величине формируется у умственно отсталых детей в действиях с дидактическими игрушками и в предметно-игровой деятельности. Сначала ребенку дают задания, в которых он вынужден учитывать величину предметов, ориентироваться на нее. Напр, на одном занятии дети учатся складывать матрешку, на следующем -

стов, обследующих детей, входит отграничение умственного недоразвития как ос­новного дефекта, которое может сопровождаться дефектами анализаторов, от интеллектуального отставания вторичного характера. Это возможно лишь при комплексном обследовании ребенка всеми специалистами.

Большое внимание уделяют органы образования и здравоохранения профилактике неуспеваемости и свое­временному выявлению детей с отклонениями в развития. С помощью медицинского и психофизиологического обследования выявляются дети «группы риска», которые не готовы к школьному обучению по состоянию здоровья (с отставанием физического развития, с функциональными отклонениями, с хроническими заболеваниями), Этим детям оказывается своевременная медицинская помощь. При психофизиологическом исследовании устанавливаются способность анализировать и синтезировать полученную информацию, уровень развития второй сигнальной системы, состояние двигательной сферы. Дети, не готовые к школьному обучению по психофизиологическим показателям, подлежат временному отводу от поступления в школу. С ними проводятся специальные педагогические занятия, родителям даются необходимые рекомендации. В тех случаях, когда устанавливается явная умственная отсталость, дети направляются на медико-педагогические комиссии и ПМПК, комплектующие специальные коррекционные учреждения для этих де­тей. Комплектование групп специализированных детских садов. В специальных ДОУ для детей с умственной отсталостью различных ведомств комплектование групп проводится по-разному. В специальные ДОУ Министерства образования, в которые принимаются дети с лёгкими степенями умственной отсталости (олигофрения в степени дебильности) в основу комплектования положены 2 принципа: возрастной и опыт педагогической работы с такими детьми. Название групп определяет год обучения детей по программе специального дошкольного образовательного учреждения: группа первого года обучения и т.д. Каждая группа укомплектована детьми только одного возраста. Количество детей 10-12 человек. На занятиях с дефектологом группа делится на подгруппы по степени успешности обучения. Группы формируются в течение первого месяца после момента поступления детей (сентябрь). В специальные дошкольные группы Министерства здравоохранения (например, в психонеарвлогических санаториях) дети при поступлении сразу распределяются в имеющиеся группы: младшую, среднюю, старшую и подготовительную. Количество детей в группе – до 16. Трудность работы заключается в возрастных особенностях детей.

Традиционным вариантом комплектования стало распределение детей возрастной группы на подгруппы по степени выраженности интеллектуального дефекта (олигофрения в степени дебильности или имбецильности). Подобное комплектование не только упрощает процесс образования, а следовательно повышает его качество, но и позволяет эффективнее проводить подготовку детей-дошкольников к обучению в школе, с учётом выдвигаемых в ней требований к поступающим. Тем более, что в каждой группе есть диагностическая подгруппа, где определяются основные направления коррекционно-реабилитационной учебно-воспитательной работы с каждым ребёнком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.006 с.)