Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости, дифференциальный подход к диагностике умственной отсталости.

Поиск

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др. Для того, чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений. Поэтому встает задача максимально точной дифференциальшитью, вязанию, в работе ремонтных бригад. Эффективность работы по социально-бытовой адаптации, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Связь с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия. Воспитатель придерживается того же уровня требований, что и учитель, к самостоятельности учащихся при выполнении хозяйственно-бытовых и др заданий, к выполнению приемов, соблюдению правил поведения, санитарно-гигиенических умении, т. е. он организует повседневную жизнь детей с учетом усвоенного ими, по мере необходимости повышая уровень требований к школьникам. В противном случае будет происходить не совершенствование хозяйственно-бытовых и других навыков учащихся, а их разрушение, возникнет представление о необязательности соблюдения усваиваемых умений. Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников, устных журналов и т. д. Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях. В шк необходимо проводить лекции, беседы, практикумы для родит, разъясняя задачи и содержание социально-бытовой адаптации детей, привлекая родных ребенка к воспитанию у него необходимых умений.

26. Структура и содержание образования лиц с умственной отсталостью

Особенности развития умственно отсталых детей (олигофрения в степени дебильности и другие формы интеллектуальной недостаточности) вызвали необходимость научно обосновать определение объема содержания образования этой категории детей, поиска специфических форм и методов их обучения и воспитания.

Умственно отсталые школьники должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, который необходим для их социальной адаптации. Содержание, как и в массовой школе, должно охватывать различные виды знаний, вооружить учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей и возможностей усваивать учебный материла). В программах, учебниках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительности.

Под содержанием обучения необходимо понимать систему по­лучаемых научных знаний, практических умений и навыков, ко­торыми необходимо овладеть в процессе обучения. Как в общей дидактике, так и в коррекционной содержание общего и специального образования является важным условием учебно-воспитательного процесса, так как он отражает основные подходы в конкретной системе обучения, в обществе в целом, являясь инструментом реализации деятельности учителя и потреб­ностей индивидуума. Основными источниками содержания школьного образования являются: цели и задачи обучения; принципы, методы, формы воздействия на учащегося и процесс обучения в целом.

Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включить­ся в учебно-познавательную деятельность. Причин несколько: качественное своеобразие структуры дефекта, его количественных проявлений у разных детей; первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений; низкий уровень развития всех психических процессов (памяти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса). гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, перерабатывать полученную информацию; особенности воздействия социальной сферы (окружение ребенка - школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта.

В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта должен нести коррекционную направленность. Процесс обучения, где в качестве воздействия на личность учащегося применяются специальные педагогические приемы, сти­мулирующие у них компенсаторные процессы развития познавательных возможностей, называется коррекционным.

Содержание образования в коррекционной школе направлено на обеспечение у умственно отсталых школьников таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Однако для достижения этого коррекционная школа использует специфические средства, с помощью которых осуществляется доступное умственно отсталым школьником образование.

Трудность обучения умственно отсталых школьников обусловлена особенностями их психического развития, типологическими и индивидуальными особенностями, имеющимся нарушениями.

Содержание обучения отражено в учебном плане специальных школ для умственно отсталых детей, в учебных программах, разработанных для этого типа школ и оригинальных учебниках.

Учебный план школы определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет и дозировку этих часов по неделям. В основе построения учебного плана коррекционной школы, как и массовой, лежит принцип предметного обучения.

В коррекционной школе изучаются следующие традиционные предметы: русский язык, математика, естествознание, география, история, изобразительное искусство, физкультура, пение и музыка, трудовое и профессионально обучение.

Наряду с общеобразовательными предметами и трудовым обучением в коррекционной школе осуществляются специальные коррекционные занятия, которые занимают значительное место в системе обучения.

Одним из ведущих предметов в коррекционных занятиях является социально-бытовая ориентировка. Кроме того проводятся специальные занятия по ритмике. Индивидуальные и малогрупповые занятия предусмотрены по исправлению тех или иных недостатков речевого развития (логопедические) и занятия по лечебной физкультуре.

 

ной диагностики, но прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Исследования ученых (Выготский, Лурия, Лебединская, Лубовский, Певзнер, Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости. Умственная отсталость - это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.У умо на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Умо требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Оно является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у умо недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Ярко проявляются специфические черты мышления у умо в операции сравнения, в ходе кот приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто - по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умо обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у умо имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умо позже формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умо выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Слабость памяти умо проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения.Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умо оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе. У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если раб интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. Умо проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами. Переживания их неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада. Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Умо дети предпочитают в раб легкий путь, не требующ волевых усилий. Именно поэт в их д-ти часто наблюд подражание и импульсивные поступки. Из-за если к ним не будет своевременно привлечено внимание школы и семьи, могут привести к так называемой педагогической запущенности, которая чаще всего и отождествляется с умственной отсталостью.

Трудность определения умственной отсталости заключается в том, что, в отличие от других аномалий (глухота, слепота), для умственной отсталости нет абсолютно объективного критерия, такой шкалы, по которой ее можно было бы измерить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.168 (0.014 с.)