Методика преподавания блока «Живая природа». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания блока «Живая природа».



Курс «Естествознание» состоит из четырех разделов: «живая природа», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье». В разделе живая природа изучаются: растения, животные, человек. Ведущее место в изучении данного раздела занимают словесные методы: рассказ, объяснение (чёткое изложение учебного материала на основе анализа фактов, с обязательной формулировкой вывода), инструктаж к проведению практической работы (специфический для биологии метод. Инструктаж должен быть точным и кратким). В пределах словесных методов часто используется беседа (вводная, объясняющая и обобщающая). Полезным приёмом служат вопросы учителя, предлагаемые по ходу изложения нового материала. Эти вопросы имеют целью опереться на имеющиеся знания, высказать свою точку зрения, своё мнение с использованием специальной терминологии. При использовании любого из словесных методов очень важно обращать внимание на культуру речи учащихся. Возможно написание рефератов на заданную тему. Наглядные методы. Применение наглядных методов развивает активность и мышление учащихся. Метод демонстрации: опыты, натуральные объекты и изобразительные пособия. Демонстрация натуральных объектов (например, чучел животных) имеет особое значение, поскольку даёт объективную информацию о внешнем виде объекта. Коллекции насекомых. Гербарии. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабричного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности. Живые объекты природы - это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы и требований растений к услови­ям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения. При работе с коллекцией насекомых ведущим методом являет­ся наблюдение. При работе с гербарием ведущей формой обучения служит прак­тическая работа. Учебный кинофильм – одно из наиболее наглядных средств обучения естествознания. Велика роль кино в создании у учащихся естествоведческих представлений и понятий. Может так же служить наглядным пособием для изучения таких явления, которые показать другими средствами почти невозможно. Демонстрировать фильм можно выборочно, т.е. кадр задерживается столько времени, сколько требуется учителю для обозначения того, что изображено. Можно демонстрировать фильм с выключенным звуком. Для показа объекта в движении рекомендуется применять «немые» кинофильмы ил выключать звук. Иногда для достижения целей обучения необходим только 1 кадр из фильма, поэтому его повторяют несколько раз. Показ фильмов целесообразен в конце изученной темы, для закрепления, углубления, повторения, расширения полученных знаний. Умственно отсталые дети быстро утомляются, поэтому важное значение имеет длительность показа учебного кинофильма. В младших классах -15 минут, в старших – 20-25. До просмотра кинофильма необходима беседа, в ходе просмотра вопросы и комментарии учителя с целью привлечения внимания учащихся к главному и наиболее важному в познавательном отношении материалу. Практические методы – это сложное взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем. Экскурсии применяются с большим успехом в преподавании биологии. Проведение естествоведческих экскурсий в коррекционной школе 8 вида станет важнейшим и эффективнейшим средством формирования у учащихся правильных и четких представлений при соблюдении ряда методических требований. В плане экскурсии предусматривается учебная и воспитательная цель работы, указываются объекты и явления, которые станут предметом изучения, намечается конкретная система вопросов и практических заданий классу. Тут же следует указать, какая работа будет проведена по оформлению данных экскурсий. Перед проведением экскурсии для изучения объектов на местности нужно выяснить и уточнить представления учеников об этих объектах. Эффективность экскурсии во многом зависит от педагогически правильного руководства наблюдениями детей за объектами и явлениями. Особенно важен этот момент в корр.шк, т. к. умственно отсталые детей наблюдаются известные недостатки в протекании процесса восприятия действительности: замедленность восприятия, узость его, т. е. восприятие в данный момент значительно меньшего количества объектов нению понятий состоит, прежде всего, в обогащении запаса представлений, разнообразии упражнений и методов обучения, особенно в отношении взаимодействия различных анализаторных систем и взаимной компенсации их. Большое значение при этом придается активизации всех этапов обучения и всех видов упражнений. Первостепенное значение приобретают общедидактические принципы доступности и посильности обучения. Умственно отсталые дети медленнее и труднее усваивают все понятия, а особенно отвлеченные и научные. Предметные, наглядные, конкретные понятия более доступны таким детям и соответственно должны быть базой для обучения и посильного развития их интеллекта. В процессе работы необходимо обратить внимание детей на связь единичного географического понятия с общим понятием (Ташкент - город; Тянь-Шань - горы, Сырдарья - река). Формируя географические представления и понятия, учитель, опираясь на опыт, наблюдения учащихся, применяет различные наглядные пособия, выявляющие основные свойства предметов. Таким образом, чувственное познание осуществляется или путем непосредственного восприятия предметов и явлений, новых для учеников, или «а основе прошлого чувственного опыта, то есть путем припоминания того, что воспринималось раньше. В процессе формирования географических понятий необходимо соблюдать следующие этапы: 1) показ учащимся наглядных предметов, их макетов, рисунков, схем, чертежей и т. д.; 2) повторение предыдущего материала, который будет использован при изучении нового. Раскрывая, например, понятие «река», учитель предлагает вспомнить течение воды в реке, берега реки, передвижение транспорта по реке и т. д. Психологи отмечают, что в целях правильного обобщения необходимо, чтобы учащиеся могли сравнивать не менее 2-3 предметов, изображенных на карте или картинах для установления сходства и различия между ними. Сравнение создает основу для двух последующих операций: установления общих признаков для ряда явлений, т. е. обобщение их, и выяснения того, как могут варьировать явления, охватываемые данным понятием. Подводя учащихся на основе сравнения однородных объектов к правильному обобщению их существенных признаков, учитель обеспечивает усвоение учащимися общего понятия. Устанавливая с помощью карты, картин, художественных описаний различий между изучаемыми объектами по величине, географическому положению, учащиеся усваивают главные особенности конкретных объектов. Таким образом усваивается необходимый минимум единичных понятий. После формирования представлений и понятий учащихся подводят к определению. Определение — это раскрытие содержания понятия. В определении содержится указание наиболее существенных признаков предметов и явлений, охватываемых данным понятием, раскрывается отношение его к другим, более общим понятиям. В определении фиксируется наиболее важное, что должно быть усвоено при овладении понятием. Всякое понятие может быть выражено словами. Работа над понятиями во вспомогательной школе всегда должна сопровождаться обогащением словарного запаса, географическими терминами, развитием связной речи. Учителю рекомендуется на уроках неоднократно возвращаться к одному и тому же понятию, обогащая его новым содержанием, углубляя и расширяя в сознании учащихся. В формировании географических понятий большая роль отводится закреплению полученных знаний при проведении практических работ, опытов, на уроках при обобщении изложенного учебного материала. Таким образом, процесс формирования географических понятий можно изобразить следующей схемой: Ощущения → восприятия → представления → понятия → определения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.124.217 (0.016 с.)