Проблемы соц-бытовой адаптации шк-ков с нарушениями интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы соц-бытовой адаптации шк-ков с нарушениями интеллекта



Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов шк курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Проц обуч и восп, направленный на формирование личности ребенка с нарушениями интеллекта, коррекцию недостатков развития в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умо учащихся. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Социальная адаптация - это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют личность и общество. Однако трудовая, бытовая и психологическая адаптация выпускников корр школы далеко не всегда проходит успешно. Заметна тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснована неудовлетворенность заработком, имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждивенческие настроения. Умо дети в силу особенностей их разв не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками у школьников, живущих в интернате. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В связи с этим особенно велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на учащихся. Ее составляют специальные занятия по СБО, обучение труду, общеобразовательным предметам и восп раб, осуществляемая на уроках и во внеуроч время. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Обязательным условием является практическая направленность СБО, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся. Ведущим звеном системы является курс СБО учащихся. Это спец корр занятия, направл на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся. Занятия направлены на развитие и совершенствование у школьников навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей их жизни. Осуществляется экономическое просвещение и воспитание учащихся, формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения со знакомыми и незнакомыми людьми, проводится работа по развитию художественного вкуса учащихся. Предусмотрено развитие умений пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Занятия по СБО не сводятся только к овладению умением вести домашнее хозяйство. Задачи предмета значительно шире. Многим умо учащимся, находящимся постоянно в интернате, не приходится бывать в учреждениях, оказывающих бытовые услуги населению. Организация условий, побуждающих школьников обращаться в учреждения и предприятия, формирование умений пользоваться услугами сферы быта, вести себя адекватно условиям, анализировать их и правильно действовать входит в число обязательных задач, решаемых на занятиях по СБО. Необходимые знания дети усваивают в беседах, проводимых педагогом, закрепляются же они на экскурсиях, при моделировании реальных ситуаций, с помощью практических работ и упражнений. Успешному решению поставленных задач способствуют также рациональное сочетание индивидуальных и групповых форм организации деятельности учащихся, учет их индивидуальных особенностей. Системный подход к СБО учащихся требует начинать работу в этом направлении с первых шагов пребывания детей в школе. Поддержание порядка школьного помещения, участие в ремонтных работах и по благоустройству школьного участка развивают у воспитанников бережное отношение к общественному имуществу. Самообслуживающим трудом школьники начинают заниматься с I класса, и уже с этого времени нужно воспитывать у них аккуратность, умение следить за одеждой и обувью, выполнять простейшие виды уборки помещения. При этом необходимо соблюдать охранительных режим, повышать требования постепенно. Условия, в которых проходят занятия, следует приблизить к домашним. В школе должны быть оборудованы бытовые комнаты, прачечная. Формированию необходимых в быту знаний и умений способствует также участие школьников в кружках по домоводству, кулинарии, Вне сетки обязательных учебных занятий школы могут вводиться факультативные занятия с небольшими группами детей для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту, например, такие как элементы физики и химии.

Учебные программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения.

Олигофренопедагогика, как составная часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные между собой направления:

- теория обучения;

- теория воспитания;

- система управления специальной (коррекционной) шко­лой - школоведение.

- 27. Вариативность учебно-восп процесса для детей с нарушением интеллекта

Вариативное образование - это процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности. Цель вариативного образования - формирование в совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками картины мира, обеспечивающей его ориентацию в различных жизненных ситуациях, в том числе и в ситуациях неопределенности. Дети школьного возраста, имеющие различные отклонения в развитии, определяются как дети с особыми образовательными потребностями и могут получать образование как в специальных учреждениях, так и на дому.

Особые образовательные потребности ребенка заключаются в том, чтобы: - первичное нарушение было выявлено как можно раньше; - специальное обучение начиналось бы сразу же после диагностики нарушения независимо от возраста; - в содержание обучения были введены специальные разделы по решению задач развития ребенка; - строились «обходные пути» обучения; - регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка; - пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка; - все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач за пределами образовательного учреждения, их усилия были скоординированы; - реабилитация средствами образования не заканчивалась с периодом школьного обучения; процесс реабилитации осуществлялся квалифицированными специалистами.

Современное специальное образование развивается на формирующихся в обществе идеях социального согласия, толерантности к различиям, признания самоценности каждого человека. Новая система специального образования предполагает: - максимально раннее выявление нарушений в развитии ребенка и оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи ребенку и семье, его воспитывающей; - максимальное сокращение разрыва между началом целенаправленного обучения и моментом определения первичного нарушения в развитии; - признание ребенка не объектом воздействия взрослого, а равноправным субъектом совместной деятельности, сотрудничества и сотворчества; - специализированный стандарт образования, сочетающий общеобразовательные стандарты и стандарты формирования жизненной компетенции на каждом возрастном этапе; - выдвижение всего комплекса специальных задач обучения; - построение всех необходимых «обходных путей» обучения; - использование специфических методов, приемов, средств обучения; - более дифференцированное, «пошаговое» обучение; - значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и индивидуализацию обучения; - особую организацию образовательной среды; - обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка и их особую подготовку специалистами; - создание образовательных учреждений нового – комбинированного – типа в русле интегрированного подхода к образованию; - придание уже существующим специальным образовательным учреждениям новых функций - оказания специализированной консультативной помощи семьям и детям, интегрированным в общеобразовательные учреждения, а также специалистам этих учреждений; - свободу выбора форм организации образования, типа учебного заведения; - непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста; - подготовку кадров специалистов нового поколения

28. Ребёнок с проблемами интеллектуального разв в системе семейных отношений. Связь сем реб с наруш интеллектом с учреждением спец (корр) образования.

Семья является традиционным институтом воспитания. Именно в ней совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ребёнку определённых качеств, по формированию у него нравственных ценностных установок и норм. Выделяют 5 типов отношения родителей к своему аномальному ребёнку. 1. Родителя считают, что их реб больной, поэтому нуждается в постоянной опеке. Ребенка освобождают от всех забот, его обувают, одевают. Будучи уже школьником, он не может себя обслужить, не ориентируется в условиях быта. Ему не поручают делать покупки, он не умеет правильно обращаться с деньгами, не может обратиться к чужим людям за помощью. Реб взрослеет, а навыков самостоятельности в поведении, в отношениях с малознакомыми людьми, в организации быта у него так и не появляется. Родители сужают окружающий ребенка мир и тем самым задерживают его развитие. 2. В некоторых семьях не считаются с особенностями умо реб, попросту не видят их. К школьнику предъявляются требования, которые не адекватны его возможностям. В этом случае ребенка могут наказывать за то, что он не сообразил, не запомнил, поступил неправильно. Непосильные требования, наказания могут сломать ребенка, он будет расти озлобленным, агрессивным, у него появится стремление выместить обиды на слабом товарище. В культурной семье мама иногда никак не может примириться с тем, что ребенок плохо читает, не понимает прочитанное, не усваивает материал и т. д. Она нервничает, плачет, упрекает ребенка. Для него реакция матери не безразлична, он болезненно воспринимает ее. Все эти впечатления накладываются на его психику, он теряет уверенность в себе, у него появляется страх перед любым порученным делом. 3. Бывают и такие семьи, где относятся к ребенку презрительно, унижают его, не считаются с ним как с личностью. Для некоторых родителей умо реб явл обузой. Они любыми путями стремятся от него избавиться, не вспоминают о нем, отправив к бабушке, отдав в интернат. 4. Особую группу составляют родители - выпускники корр шк 8в. Как правило, они не спешат помещать детей в специальную школу, для своих детей они хотят чего-то иного. 5. Родители, которые жертвуют временем, средствами, всей жизнью ради своего ребенка. Чаще сего это глубоко умо реб. Иногда у родителей такого реб есть своя замыслы относительно будущего («Кончив школу, мой сын будет музыкантом», «После корр шк пойдет учиться в сред школу, а затем кончит техникум» и т. д.). Этим родителям трудно что-то доказать. Их аргумент: «Вы говорите о других детях, а мой не такая». Пройдет время, реб кончит шк и у мамы с папой наступит прозрение. Но долгие годы они не принимали заверения педагогов о том, что возможности реб очень ограничены. Большинство родителей болезненно реагируют на признание их ребенка умо и рекомендацию обучать его в коррекционной школе. Корр шк должны помочь не только своим учащимся стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена. Задачи работы с родителями: 1. Осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям; 2. Осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений. 3. Осуществление комплексной коррекционной работы с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между её членами и коррекцией имеющихся отклонений в семейном воспитании. Существуют организационные формы работы корр шк с родит: Индивидуальная работа с родителями будет успешной в том случае, если учитель хорошо знает, как и чем живет семья. Хотя бы один раз в году, если есть такая возможность, учитель посещает семью каждого из своих учеников. Его интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение реб к членам семьи. Не имея этих сведений, учитель не сможет оказать ученику необходимой поддержки. Учитель может пригласить родителей в школу. Часто приход родителей в школу бывает вынужденным: их вызывают, чтобы пожаловаться на ребенка. Такие жалобы - свидетельство педагогической беспомощности учителя. Родителей лучше приглашать в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, напр, реб овладел тем учебным материалом, кот ему долго не давался. Реб участвует в театральной постановке, ему нужен костюм, надо помочь его изготовить, поучить с ним слова роли и т. д. Классные собрания проводятся, как правило, после окончания учеб четверти, года и разговор учителя с родителями сводится к обзору успехов и неудач учащихся. Классные собрания можно сделать более привлекательными для Родителей, если, напр, рассказывать, что проходят дети, в чем они испытывают трудности, кто на каком уровне овладел материалом. Можно информировать родителей о материале, кот будет изучаться в след четверти, о том какими видами заданий должны овладеть дети, как им помогать. Можно познакомить родителей с учебными книгами, показать, как дети работают с ними. Родителям не безразлично, какая внекл раб проводится в кл. Им интересно узнать, какие планируются экскурсии, какова их цель, какие спектакли увидят дети и т. д. В отд случ нельзя не сказать об особых трудностях поведения или усвоения материала, но с родит таких учеников учитель должен поговорить наедине, после собрания. Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза в году. На таком собрании родит рассказывают о жизни шк в целом. Могут выступить директор, его зам, врач, старш восп и др. К собраниям приурочиваются выставки дет работ, причем всех школьников без исключ. Собрания могут начинаться или заканчиваться выступлениями школьников. Выступления должны быть короткими, яркими и с большим количеством участников. Большое впечатление остается у родителей от спектаклей, исполненных учащимися. На общешкольных собраниях родителей проходят выборы родительского актива. Родители умо не всегда могут поговорить с дет, обсудить случившееся, рассказать о просмотренном по телевизору фильме, растолковать непонятное. Но в каждом классе среди родителей есть хотя бы 1-2 человека, которые умеют говорить с детьми, могут с ними обсуждать фильмы, спортивные соревнования и если они регулярно бывают в школе, то до уроков возникает с детьми короткая 3-5-минтуная беседа: «Смотрели? Ну, как считаете...? Правда, судья был несправедлив...? Слышали, что случилось...?» И вот уже ученики собрались в кружок, обмениваются мнениями, спорят. Взрослый уже ушел, а у детей беседа продолжается. Таких родителей также надо выделить, объяснить им, что существует особая необходимость в вовлечении детей в обсуждение известных им событий. В работе школы с родителями должна решаться еще одна важная задача - укрепление семейных уз школьников с их родителями. Учителя знают, что какой бы ученик ни был трудный, к его сердцу можно найти ключик только при условии, если у ребенка имеется жалость, сострадание к матери или отцу. Из ребенка, лишенного привязанности к матери, не получится настоящего человека. Самый тяжелый ребенок, страдающий психопатоподобными расстройствами, ради матери будет стремиться сдерживать себя, стараться загладить совершенные проступки. Школа не должна жалеть усилий на то, чтобы формировать, поддерживать, усиливать чувство привязанности школьников к семье, и делать это, постоянно ведя кропотливую работу с семьей, стимулируя положительные проявления в семейных взаимоотношениях, стремясь разбудить теплые, добрые чувства детей и родителей друг к другу. Итак, главное в работе школы с родителями — это душевное внимание, тепло к ним и к их ребенку. При этом условии смогут быть решены многие проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.72.11 (0.007 с.)