Психолого-педагогической деятельности в адаптационный период



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогической деятельности в адаптационный период



Цель: создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации детей к детскому саду.

Задачи: - расширить представление родителей и педагогов о факторах эмоционального и социального развития детей в период адаптации;

- способствовать организации и проведению профилактических мер в адаптационный период;

- обеспечить психологическую поддержку и помощь детям, сложно привыкающим к детскому саду.

Направления работы
С детьми родителями воспитателями
Поэтапный прием в группу. Сопровождение режимных моментов. Наблюдение за ходом адаптации. Проведение адаптационных игр. Индивидуальные занятия с детьми с тяжелой адаптацией: сказко-терапия; арт-терапия; игры с водой, игры с тестом, песочная терапия. Оформление листов адаптации.   Консультативный пункт - диагностика, консультации. Дни открытых дверей, экскурсия по детскому саду. Анкетирование родителей на предмет готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Групповое консультирование по теме адаптации. Консультации по темам: «Игры и игрушки» в жизни ребенка. Практикум по теме: «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду». Информационный материал в родительский уголок. Экспресс – обзор группы раннего возраста с участием администрации, специалистов психолого-педагогической службы и воспитателей. Групповая консультация по теме: «Адаптация к детскому саду». Педагогический ринг: «Адаптация ребенка к условиям детского сада». Оформление рекомендаций по работе с детьми в адаптационный период. Индивидуальные консультации воспитателей и педагогов по проблеме адаптации и особенностям психического развития в дошкольном возрасте.

К приложению 4

Справка

о результатах анкетирования родителей

вновь поступающих детей в I младшую группу №3.

 

Анкетирование проводилось с августа по октябрь 2010 года при поступлении ребенка в дошкольное учреждение. В анкетировании участвовали 22 родителя.

Результат: анкетирование выявило, что из 22 детей – 20 (90%) детей готово к поступлению в дошкольное учреждение и лишь 2 (10%) ребенка – условно готовы.

Вывод: можно предположить благоприятный прогноз адаптации детей группы №3 к условиям детского сада.

 

 

Педагог-психолог: Конкина Т.И.

25.10.10.

 

Творческий отчет

Педагога-психолога МДОУ «Детский сад №130»

Конкиной Т.И.

по теме: «Роль игры в адаптационный период

с детьми раннего возраста».

 

 

Г.Рязань

Ноябрь 2010г.

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу.

Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».

Аактуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

 

Цель работы: с помощью игры и игровых упражнений помочь ребенку в адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Отсюда вытекают задачи:

1. Разработать систему игр и игровых упражнений, облегчающих адаптацию детей к условиям детского сада.

2. Подобрать игровой наглядно – дидактический материал для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

3. Организовать совместный игровой досуг с родителями детей «Поиграем вместе» (один раз в две недели).

 

Ожидаемые результаты: разработанная система игр и игровых упражнений

будет способствовать преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Через совместные досуги «Поиграем вместе» достигать доверительного и непринужденного общения с детьми и их родителями.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32 дня), тяжелую (32-64 дней).

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает радостное эмоциональное состояние, он контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений.

При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20-40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении с взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений.

При эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке.

О тяжелой адаптациисвидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны такие невротические реакции, как рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к разным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерические реакции.

Дошкольник может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для которого характерны: плач, негодующий крик, агрессивно – разрушительное поведение. Или, напротив, быть пассивным, подавленным, напряженным, избегать общения со сверстниками, он сторонится и отказывается от участия в какой-либо деятельности.

Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в т.ч. к замедлению роста и прибавке веса. Может возникнуть задержка речевого развития. Заболевания случаются более трех раз продолжительностью свыше десяти дней.

Как мы видим, адаптация включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния ребенка.

Существует достаточно много факторов, влияющих на адаптацию ребенка к новым условиям. Рассмотрим основные факторы, от которых зависит процесс протекания адаптации ребенка к дошкольному учреждению:

1. Состояние здоровья детей, уровень физического и нервно- психического развития.

У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.

2. Возраст ребенка.

Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3-3.5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух – четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обста6новке. Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.

3. От уровня развития общения.

По уровню общения детей можно разделить на три группы:

1 группаэто дети, у которых преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми.

2 группа – дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи.

3 группа – дети, испытывающие потребность в активныхсамостоятельных действиях и общении с взрослыми.

При поступлении в детский сад больше трудностей испытывают дети, которых можно отнести к 1 группе (потребность в общении только с близкими людьми). Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условно отнесенные к 3 группе.

4.Тип нервной системы.

Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Впервые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы.

Особого внимания требуют дети с ослабленным типом нервной системы. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.007 с.)